На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 94709


Наименование:


Курсовик Формирование представлений о родном городе у старших дошкольников

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 21.2.2016. Сдан: 2015. Страниц: 51. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы патриотического воспитания старших дошкольников 7
1.1. Психолого-педагогические основы проблемы патриотического воспитания 7
1.2. Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста 12
1.3. Анализ образовательных программ по патриотическому воспитанию в ДОУ 19
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ ГОРОДЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 26
2.1. Уровень сформированности представлений о родном городе у старших дошкольников 26
2.2. Формирование представлений о родном городе у старших дошкольников 30
2.3. Динамика сформированности представлений у старших дошкольников о родном городе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………..……. 50


ВВЕДЕНИЕ

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становиться патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.
Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.
Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом» (С. Михалков). В основе этого сложного педпроцесса лежит развитие чувств.
Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребёнке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. В. А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребёнка соразмерять собственные желания с интересами других.
Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру.
Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.
Дети младшего возраста должны знать: название своей улицы и той, на которой находиться детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, почта магазин, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что всё это создано для удобства людей.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется: это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты, старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц; в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живёт. Для этого необходимы экскурсии по городу, в природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.
К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и так далее. Быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов.
Цель работы - выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить условия формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - формирование у старших дошкольников представления о родном город, как составляющая часть патриотического воспитания.
Гипотеза исследования: формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста может осуществляться более успешно при соблюдении следующих условий:
? разработка и проведение бесед, направленных на изучение истории и культуры родного города;
? включение детей в проектную деятельность по направлению «Шадринск наша Малая Родина».
Задачи:
1. Изучить состояние проблемы формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе и на практике в ДОУ.
2. Выявить сущность и специфику формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и экспериментально проверить условия формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.


ГЛАВА 1. Теоретические основы патриотического воспитания старших дошкольников
1.1. Психолого-педагогические основы проблемы патриотического воспитания

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в перестройке экономики и смене политической власти, а в разрушении личности. Материальные ценности зачастую доминируют над духовными, поэтому у детей искажаются представления о доброте, великодушии, справедливости, патриотизме.
С другой стороны, педагогическое наследие России всегда опиралось на воспитательные традиции, основанные на патриотических позициях, на принципах органического соединения семейного и общественного воспитания. Эта идея проходит в суждениях прогрессивных педагогов прошлого В.А. Сухомлинского, Д.С. Лихачева и др.
Реальный государственный подход к патриотическому воспитанию молодежи, вопросу преемственности семейного и общественного воспитания выразился в Концепции дошкольного воспитания, Законе РФ «Об образовании», программе «Патриотического воспитания граждан РФ».
Н.К. Крупская подчеркивала, что детский сад служит организующим центром и влияет на домашнее воспитание, поэтому необходимо как можно лучше организовывать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. Педагоги дошкольного воспитания Н.В.Алешина, Н.Ф.Виноградова, Л.А. Кондрыкинская и др. считают, что наиболее благоприятные результаты в патриотическом воспитании дошкольников обеспечиваются в условиях содружества семейного и общественного воспитания.
В.А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, а между воспитателями и родителями установлены отношения доверия и сотрудничества.
Важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает яркие эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин… Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям» - эту заповедь А. С. Макаренко необходимо запомнить при работе воспитателя и с детьми, и с родителями.
Эта работа по-прежнему актуальна и особенно трудна, в настоящее время. Она требует большого такта и терпения, т. к. во многих (особенно молодых) семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Патриотизм предполагает, в первую очередь, любовь к родной земле и той самобытной культуре, которую создали народы, проживающие в её пределах. Многие авторы подчеркивают, что путь приобщения к достижениям мировой культуры и общечеловеческим ценностям лежит через постижение своей родной культуры и национальных ценностей (И.Г.Песталоцци, Я.А. Коменский, С.А.Козлова, Т.А.Куликова, А.С.Макаренко и др.).
По мере выхода страны из кризиса и укрепления социальных институтов в обществе, и особенно в молодежной среде, отмечается повышенный спрос на патриотическую идею для новой, возрождающейся России. Это повышает значимость патриотического воспитания в условиях современного образования (В.Е.Уткин, Л.В. Пименова, М. Ю. Новицкая, М. Д. Маханева, О.Л.Князева, Н. Г. Зеленова, Л. Е Осипова, Н.В. Ипполитова, С.Т.Казакова и др.)
В настоящее время проблема патриотического воспитания находит свое отражение в современных психолого-педагогических исследованиях. Большинство авторов указывают на важность и значимость патриотического воспитания детей дошкольного возраста, но не предлагают целостной системы работы в данном направлении. Характерной особенностью исследований, связанных с патриотическим воспитанием детей дошкольного возраста, является обращение к отдельным аспектам проблемы.
Так, в исследовании С.Н. Николаевой патриотическое воспитание рассматривается в русле экологического воспитания: Т.С. Комарова, О.Л. Князева, М.Д. Маханева и другие делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа, С.А. Козлова и Г.А. Ковалева предлагают одним из решений проблемы патриотического воспитания детей-дошкольников через познание ими Родины-России.
Осмысливая проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста современные исследователи значительное место отводят разным аспектам патриотического воспитания: формирование культуры поведения - Н.Е. Щуркова; формирование гуманных отношений - А.М. Виноградова; формирование любви к Родине - С.А. Козлова, Р.И. Жуковская; воспитание нравственно-волевых качеств - Т.А. Шорыгина и др.
Проблемам патриотического воспитания детей дошкольного и школьного возраста посвящены научные исследования И.А. Агапова, И.В. Богачева, Л.А. Кондрынской. В исследованиях этих педагогов освещены средства, формы и методы патриотического воспитания детей дошкольного и школьного возраста и даны научно-практические рекомендации по организации работы по патриотическому воспитанию в образовательных учреждениях. Эти педагоги подчеркивают необходимость воспитания у детей с раннего возраста патриотических чувств (любви к Родине, уважительного отношения к культуре, языку, традициям и обычаям своего народа).
Теоретико-методологические и концептуальные основы патриотического воспитания представлены в исследованиях И.А. Агаповой, Н.И. Болдырева, Т.Я. Шпикаловой. В диссертационных исследованиях и монографиях этих ученых разработаны методологические и концептуальные основы системы патриотического воспитания детей и молодежи и определены основные направления воспитания чувства патриотизма, дружбы, веротерпимости и гражданственности. В этих исследованиях проанализированы методологические аспекты патриотического воспитания и раскрыты причины ослабления работы по патриотическому воспитанию детей и молодежи.
А.А. Аронов, О.Ф. Борисова, Н.Б. Зацепина, рассматривают патриотическое воспитание дошкольников, школьников и молодежи сквозь призму военно-патриотического воспитания, через такие понятия как «защитник Отечества», «боевые традиции», «героическое прошлое и настоящее народа». Они подчеркивают, что без формирования у граждан с раннего возраста патриотических чувств, неразрывной связи с народом, страной, готовности к реализации функции защиты Отечества не может быть сильного государства.
В работах С.А. Шмакова по патриотическому воспитанию семья и семейное воспитание занимают одно из главных приоритетов. В этом отношении он справедливо отмечает важность нравственного примера родителей, семейного лада. С.А. Шмаков выделил такой компонент как «связь поколений», под которой понимал истоки осмысления самих себя, истоки нравственной ответственности отцов перед сыновьями, а сыновей перед отцами.
И.И. Валеев связывает патриотическое воспитание с региональным подходом, отражающим природные, экономические, историко-культурные особенности отдельного региона, малой родины. Выделяет ряд компонентов Малой Родины: «прошлое, настоящее и будущее родного края», «выдающиеся земляки», «обряды и обычаи народов», «связь времен и поколений», «быт народа» и др.
Большое значение для развития теории и практики патриотического воспитания, обоснования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации и разработки региональных программ по патриотическому воспитанию имеют научные статьи и учебно-методические пособия Н.В. Алешиной, Н.Ф. Виноградовой, Н.Б. Зацепиной, С.А. Козловой и др.
Авторы этих научных статей и учебно-методических пособий раскрывают содержание, сущность, формы и методы патриотического воспитания детей, подростков и учащейся молодежи и особо подчеркивают необходимость создания научно обоснованной системы патриотического воспитания и разработки региональных программ для образовательных учреждений. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного определения и становления личности дошкольника.
Таким образом, для успешного воспитания патриотических чувств, необходимо, чтобы дети как можно раньше увидели патриотические взгляды своих родителей. Целесообразно патриотическое воспитание детей организовывать во взаимодействии дошкольного учреждения и семьи, одновременно с детьми и родителями. Необходимо создание такой системы работы педагогов и родителей, которая позволит планомерно, активно вовлекать родителей в патриотическое воспитание детей, и одновременно повышать уровень педагогических знаний и умений родителей.

1.2. Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Под патриотическим воспитанием понимается систематическая и целенаправленная деятельность субъектов учебного заведения профессионального образования, государственных учреждений и общественных организаций по формированию у учащихся патриотического сознания на основе чувства верности Отечеству и готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Одной из важнейших задач патриотического воспитания является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к людям Земли.
Сложность решения данной ........


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авдеева Е.В. «Патриотическое воспитание старших дошкольников». - Мн., 2004.
2. Григорьева А.А., Сметанина В.И. Социализация личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада. -М.: Академия.-2003г.
3. Дошкольная педагогика./Под ред. В.И.Логиновой, Т.Г.Саморуковой. - М.: Просвещение, 1980г.
4. Жарикова А.Д. «Растите детей патриотами: книга для воспитателей детского сада». М.: Просвещение, 1980г.
5. Жуковская Р.И. и др. «Родной край: пособие для воспитателей детских садов»./ Под ред. Козловой С.А. - М.: Просвещение, 1990г.
6. Козлова С.А. «Воспитание патриотических чувств.// Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников». Под ред. Н.Ф. Виноградовой, - М.: Просвещение, 1980г.
7. Ясева Н.Ю. «Воспитание основ патриотических чувств у дошкольников». - Могилёв, 2000г.
8. Зеленова, Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации /Н. Г. Зеленова. - М.: "Издательство Скрипторий 2003", 2007г.
9. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2010г.
10. Козлова С.А., Куликова Т.А. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000г.
11. Козлова С.А. Я - человек: Программа приобщения ребенка к социальному миру. - М.: Владос, 2001г.
12. Пименова Л.В. Патриотическое воспитание. - Пермь, 2005г.
13. Ипполитова Н. В. Патриотическое воспитание учащихся: учеб. пособие. - Шадринск: ШГПИ, 2004г.
14. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. Сред. Проф. Учеб.заведений/. - 6-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2006г.
15. Рыбалова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания / И. Рыбалова // Дошкольное воспитание. - 2003.
16. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? - М., 2004.
17. Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей / А.В. Козлова, Р. П. Дешеулина. - М.: Сфера, 2004.
18. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. - 2004.
19. Герасимова З. Родной свой край люби и знай / З. Герасимова, Н. Казачок // Дошкольное воспитание. - 2001.
20. Ветохина А. Я. Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий / Методическое пособие для педагогов /А.Я. Ветохина, З. С. Дмитриенко. - СПб.: «ООО Издательство «Детство-пресс», 2010.
21. Белоногова Г. Педагогические знания - родителям / Г. Белоногова, Л. Хитрова // Дошкольное воспитание. - 2003.
22. Трофимова Г.Е. Проектная деятельность в воспитании у детей любви к родному городу / Г.Е. Трофимова // Управление ДОУ. - 2009.
23. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. №795 о Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: >24. Гладкова Ю. Метод проектов в руководстве работой по нравственно-патриотическому воспитанию [Текст]/Ю. Гладкова // Ребенок в детском саду. - 2008.
25. Тимофеева Л.Л. Метод проектов в ДОУ [Текст]/ Л.Л. Тимофеева // Управление ДОУ. - 2011.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.