Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 94718


Наименование:


Диплом Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности средств массовой информации в Российской Федерации

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Право. Добавлен: 21.2.2016. Сдан: 2015. Страниц: 94. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..……..……..2
I. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ
1.1. Понятие информации и средств массовой информации. Виды СМИ…….…6
1.2. Конституционно-правовые основы свободы массовой информации в Российской Федерации…………………………………………….……………....13
1.2.1. Общие принципы конституционно-правового регулирования организации и деятельности средств массовой информации….………………..15
1.3. Законодательные нормы, регламентирующие деятельность СМИ в Российской Федерации…………………………………………………………….18
1.4. Механизм юридической ответственности средств массовой информации..39
II. ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ С ГРАЖДАНАМИ, ГРАЖДАНСКИМ ОБЩЕСТВОМ И ГОСУДАРСТВОМ
2.1. Роль средств массовой информации в обеспечении прав и свобод человека и гражданина……………………………………………….…………….…….…...60
2.2. Проблемы нарушения прав и свобод в Интернет-СМИ…..…..….…….…...63
2.3. Проблемы информационного обеспечения выборов …………….…….…...69
2.3.1.Нарушение запретов на ведение предвыборной агитации в средствах массовой информации…………………………………….……..……….…….…..76
2.4. Роль средств массовой информации в политическом процессе....................80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….………………………………………………………………85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................................87


ВВЕДЕНИЕ

Правовое регулирование отношений в сфере массовой информации имеет принципиальное значение. Именно через СМИ, в первую очередь, современное общество способно контролировать деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, политических партий и иных субъектов публичного права. Для обеспечения оптимального функционирования деятельность СМИ нуждается в комплексном правовом регулировании, способном обеспечить баланс интересов личности, общества и государства.
За последние восемь лет количество зарегистрированных в России печатных средств массовой информации выросло на 40 процентов, электронных - почти в 2,5 раза. Но бесспорным лидером роста является, конечно, Интернет: его постоянная российская аудитория увеличилась за это время более чем в четыре раза и превысила сегодня 25 миллионов человек.
В современных условиях вопрос оптимального правового регулирования СМИ приобретает особое значение в связи с общемировыми процессами глобализации, формирования глобального информационного общества, становления экономики, основанной на знании, и прогрессирующей гармонизацией общеевропейского правового пространства. В таком контексте проблемы правового регулирования СМИ приобретают стратегическое значение.
Актуальность данной темы предопределяется также наличием объективных предпосылок для обновления российского законодательства о средствах массовой информации с учетом норм международного права.
Международно-правовой инструментарий в данной сфере прогрессирует: обновляется и дополняется нормативный арсенал Совета Европы, ОБСЕ и ЮНЕСКО в области обеспечения информационного плюрализма и транспарентности, предотвращения монополизации, совершенствуется правоприменительная практика Европейского суда по правам человека по статье 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Следует подчеркнуть, что в 2010-2014 гг. Президент и Правительство Российской Федерации неоднократно поднимали вопросы, требующие для своего решения внимательного изучения и учета общеевропейского опыта. Речь идет, прежде всего, о присоединении к Европейской конвенции о трансграничном телевидении, а также о переходе на цифровое телерадиовещание и о формировании общественного телевидения, что предполагало использование соответствующих рекомендаций Совета Европы (Ree (96)10, Ree (99)1, Ree (2000)23, Ree (2003)9 и др.). Вот почему изучение и освоение европейского опыта правового регулирования в сфере электронных СМИ является в настоящее время особенно актуальным.
Проблема обеспечения свободы слова и права граждан России на объективную и полную информацию обо всем, что происходит в стране и мире, остается в центре внимания и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. «Причем не только по причине своего огромного значения для гражданского общества. Но также и в связи с противоречивыми и порой остро конфликтными тенденциями, которые она порождает во взаимоотношениях как внутри общества, так и между обществом и государством».
В Докладе Общественной палаты Российской Федерации за 2013 год о состоянии гражданского общества в Российской Федерации говорится: «Средства массовой информации - один из столпов гражданского общества. От их состояния, независимости, свободы многое зависит. Этот институт пережил в течение 1990-х годов значительные перемены, прошел сквозь кризисы, взлеты и падения. Отдельные виды средств массовой информации по своему влиянию на российского гражданина, на формирование общественного мнения стали серьезно различаться: в частности, приоритетное, главенствующее место среди них заняли телевидение, радиовещание, а также Интернет».
Средства массовой информации в России - не только зеркало происходящих в стране событий. Они в большой степени творцы того, что происходит на разных уровнях российской государственной и общественной жизни, являются средством воздействия на сознание людей.
И, очевидно, что в силу своих особенностей как всепроникающего, регулярного, доступного средства массового общения СМИ оказываются главным средством социального диалога.
Провозглашение политического и идеологического плюрализма, свободы массовой информации, отмены цензуры привели к многократному увеличению объема информации, что обусловливает особую роль СМИ в жизни общества.
Это обуславливает необходимость исследования конституционно-правового регулирования средств массовой информации.
Нормативную и информационную базу исследования составили: Конституция Российской Федерации 1993 года; международно-правовые акты; действующее законодательство Российской Федерации, регулирующее отношения в области деятельности средств массовой информации. В работе также использованы доклады Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, доклад Общественной Палаты Российской Федерации о состоянии гражданского общества в Российской Федерации, материалы Фонда защиты гласности, результаты социологических исследований, сообщения периодической печати и другие источники.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере конституционно-правового регулирования средств массовой информации.
Предметом исследовании является законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации, международно-правовые акты, а также правовые аспекты регулирования отношений средств массовой информации с гражданами, обществом и государством.
Целью является анализ предпосылок и обоснование возможностей построения единой и сбалансированной системы конституционно-правового регулирования средств массовой информации.
Достижение указанных целей проходило через решение таких задач, как:
- изучение конституционно-правовых основ свободы массовой информации;
- анализ современного состояния законодательства о средствах массовой информации с точки зрения его соответствия конституционным принципам и международно-правовым стандартам;
- исследование системы конституционно-правового обеспечения независимости средств массовой информации как основного профессионального распространителя массовой информации, а также как института гражданского общества;
- анализ правовых аспектов взаимодействия средств массовой информации с гражданами, гражданским обществом и государством;
- разработка направлений совершенствования и предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации.
Решение поставленных задач осуществлялось посредством использования современных общенаучных и частных методов познания общественных явлений. Особенности применения методологического инструментария находятся в зависимости от поставленной в соответствующем разделе работы текущей задачи. Были использованы такие общенаучные методы, как : диалектический, системный, функциональный, анализа и синтеза, восхождения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному и другие. Также использовались частно-научные методы: сравнительно-правовой, формально-юридический, статистический и др.
Структура и содержание обусловлены целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих десять параграфов, заключения и списка литературы.
I. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ
1.1. Понятие информации и средств массовой информации. Виды СМИ
Термин «информация» - один из самых популярных в нашем лексиконе. В него вкладывается широкий смысл и, как правило, его объяснение дается на интуитивном уровне. Информация передается по телефону, телеграфу, радио, телевидению. Она хранится в библиотеках, архивах, базах данных. Информация - это и показатели измерительных приборов, и вкус пищи, и запахи, и вид звездного неба и т. д. В общем, информация - это новые сведения, которые могут быть использованы человеком для совершенствования его деятельности и пополнения знаний.
Информация - сведения, передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным или каким-нибудь иным способом.
Информация - сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают име­ющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний; с XX в.- общенаучное понятие: это отношения между людьми, человеком и авто­матом, животными и растениями и т.д.
Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле- или видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.
Средства массовой информации рассматривают в последнее время не столько в качестве средств общения, с помощью которых происходит передача сведений от человека к человеку или массам людей, сколько в облике института демократии, охраняющего интересы личности, общества и государства. Подобный акцент обусловлен, прежде всего, необходимостью дополнительной поддержки таких социальных ценностей, как свобода выражения мнений и убеждений, политический и идеологический плюрализм, свобода мысли и слова и т.п., которые гарантированы Конституцией РФ.
Подход к средствам массовой информации как своеобразным выразителям мнений и инструментам получения и распространения общественно значимых сведений нашел свое отражение в Законе РФ «О средствах массовой информации», который развивает и конкретизирует принцип свободы массовой информации, закрепленный в части 5 ст. 29 Конституции РФ. Этот Закон является базовым в сфере правового регулирования отношений, возникающих по поводу организации деятельности средств массовой информации, их отношений с гражданами и организациями, порядка распространения массовой информации.
Средства массовой информации должны соответствовать следующим критериям:
- массовость получателя (в отличие от различного рода изданий, предназначенных для конкретного лица или группы лиц);
- периодичность - для признания издания средством массовой информации необходим его неоднократный выход через определенные промежутки времени;
- форма изложения материала - печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма.
В основу использования средств массовой информации положен принцип свободы массовой информации, который получил правовое закрепление в ст. 1 Закона «О средствах массовой информации». Согласно данной статье в РФ не подлежат ограничениям, за исключениями случаев, установленных законодательством о средствах массовой информации:
- поиск, получение, производство и распространение массовой информации;
- учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими;
- изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации.
Важнейшей гарантией свободы массовой информации выступает законодательно установленное правило о недопустимости цензуры массовой информации. Согласно ст. 3 Закона «О средствах массовой информации» цензура массовой информации понимается как требование от редакции средства массовой информации, выдвигаемое со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей. Не допускается и создание, а равно финансирование организаций, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации.
Широко используя свободу массовой информации, не следует забывать о ст. 4 Закона «О средствах массовой информации», которая закрепляет тезис о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации. Данная статья запрещает использовать средства массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Запрещено использование в телевидеокинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и оказывающих вредное влияние на их здоровье.
Исходя из анализа понятия средств массовой информации и давая краткую характеристику их разновидностям, становиться ясно, что не законодателю, не разработчикам Закона «О средствах массовой информации» не удалось в полной мере и недвусмысленно определиться с таким важным вопросом, как вопрос об отнесении средства массовой информации к объекту права либо к его субъекту.
Говоря иными словами, реализован популярный в последнее время метод обозначения «как бы», согласно которому средство массовой информации «как бы объект права» и в то же время «как бы субъект права».
К объекту права средство массовой информации причислить весьма не просто, поскольку:
ему придана способность продуцировать отдельные издания, выпуски, тиражи и программы;
ему придана способность к осуществлению деятельности;
средство массовой информации, как и юридическое лицо, должно быть учреждено, его деятельность может быть прекращена или приостановлена.
Указанные признаки жизнедеятельности больше подходят к субъекту права нежели к его объекту. Но в числе поименованных юридических лиц, точнее их организационно-правовых форм, средства массовой информации не значатся. Поэтому оно не юридическая личность. Роль последней играет редакция зарегистрированного средства массовой информации.
Виды средств массовой информации
Из определения, указанного в статье 2 Закона РФ «О средствах массовой информации», следует, что средство массовой информации в его легальной интерпретации есть не что иное, как одна из форм распространения информации. Таких форм может существовать сколько угодно много, но наиболее значимые и известные из них законодатель выделил в отдельный перечень.
К наиболее значимым средствам массовой информации относятся:
периодическое печатное издание;
радиопрограмма;
телепрограмма;
видео- и кинохроникальные программы;
специализированные средства массовой информации.
Периодическое печатное издание - издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год, т.е. своего рода материальный носитель с зафиксированной на нём информацией с определенными реквизитами. К периодическим печатным изданиям относятся:
газета - периодическое газетное издание, выходящее через краткие промежутки времени, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, а также литературные произведения и рекламу.
Журнал - периодическое журнальное издание, содержащее статьи или рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, литературно-художественные произведения, имеющее постоянную рубрикацию, официально утвержденное в качестве данного вида издания.
Альманах - сборник, содержащий литературно-художественные и научно-популярные произведения, объединенные по определенному признаку;
бюллетень - периодическое или продолжающееся издание, выпускаемое оперативно, содержащее краткие официальные материалы по вопросам, входящим в круг ведения выпускающей его организации.
К печатным изданиям также могут относиться иные издания.
Радиопрограмма - совокупность периодических аудиосообщений и передач, имеющих постоянное название и выходящих в радиоэфир не реже одного раза в год. Радиопрограмма также является своеобразным материальным носителем, существующим в виде физического электромагнитного поля, отображающего то либо иное аудиосообщение в форме сигналов определенного частотного спектра.
Телепрограмма, представляет собой совокупность периодических аудиовизуальных сообщений и передач, имеющих постоянное название и выходящих в телеэфир не реже одного раза в год. Как и радиопрограмма, телепрограмма существует в виде физического электромагнитного поля, отображающего аудиовизуальное сообщение в форме сигналов определенного частотного спектра.
Видео- и кинохроникальные программы - совокупность периодических аудиовизуальных сообщений и материалов, имеющих постоянное название и выходящих в свет в свет не реже одного раза в год. Видео и кинохроникальные программы существуют в виде кинопленок, видеокассет (иных материальных носителей), на которых по определенной технологии зафиксированы видео- и звуковые сигналы.
Специализированные средства массовой информации - это та часть средств массовой информации, в отношении которых законом установлены специальные правила их регистрации или распространения продукции этих средств.
Специальные правила регистрации определены для:
- средств массовой информации, учреждаемых органами законодательной, исполнительной и судебной власти исключительно для издания официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов;
- периодические печатные издания тиражом менее 1000 экземпляров;
- радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия либо имеющим не более десяти абонентов;
- аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более 10 экземпляров.
Вышеуказанные средства освобождены от регистрации.
К специализированным средствам массовой информации, по основанию особенностей распространения их продукции, причислены эротические издания, представляющие собой периодические издания или программы, которые в целом и систематически эксплуатируют интерес к сексу.
Кроме периодических печатных изданий радио-, теле-, видеопрограмм, кинохроникальных программ, иных форм периодического распространения массовой информации существуют так же иные средства массовой информации. Специфика данных средств массовой информации заключается в специфической форме внешнего выражения.
В первую очередь, к таким средствам массовой информации относятся: тексты, созданные с помощью компьютеров, нераспечатанные тексты, хранящиеся в информационных банках данных компьютеров, средства массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений. При этом под базами данных понимается объективная форма представления и организации совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины.
Специфические формы выражения информации представлены в законе системами телетекста, видеотекста и иных телекоммуникационных сетей - Internet, Fidonet и других сетей, обеспечивающих доступ неограниченному кругу лиц.

1.2. Конституционно-правовые основы свободы массовой информации в Российской Федерации

Институт массовой информации - важнейший институт информационного права. Этим институтом регулируются информационные отношения, возникающие при производстве и распространении массовой информации.
Свобода массовой информации гарантируется Конституцией РФ. Институт массовой информации, как и институт интеллектуальной собственности, базируется как на правовом фундаменте на основной информационной конституционной норме.
Согласно п. 4 ст. 29 каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Это означает, что производство массовой информации, как и любых других видов информации, открыто. Ограничения в распространении информации ограниченного доступа могут вводиться только федеральным законом.
Гарантия свободы производства, передачи и распространения массовой информации закрепляются п. 5 ст. 29. Этой же статьей запрещается цензура.
Конституция РФ вводит ограничения при распространении массовой информации, распространение которой нарушает интересы личности, общества и государства: Запрещена пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (п. 2 ст. 29).
Эти ограничения на распространение информации, «опасной» для личности, общества, государства, основаны на предписании, содержащемся в п. 3. ст. 55 Конституции РФ: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Конституция РФ (п. 2 ст. 29) гарантирует также защиту каждого от принуждения в выражении собственных мнений и убеждений: «Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них».
Эта норма, в частности, устанавливает недопустимость насильственного получения журналистами сведений от их источников и запрещает распространять такую информацию.
Важнейшими для развития института массовой информации являются следующие нормы Конституции РФ. Согласно п. 3 ст. 15 любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Это означает необходимость официального опубликования законов, в том числе и средствами массовой информации на всех уровнях их принятия. Неопубликованный официально закон не действует и его нормы не могут применяться для разрешения споров.
Норма п. 3 ст. 41 Конституции РФ обязывает должностных лиц передавать информацию об угрозе для жизни и здоровья людей, в том числе и для распространения средствами массовой информации.
По ст. 42 каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии. Эта норма является веским основанием для СМИ получать такую информацию от всех возможных источников и доводить ее до всеобщего сведения с целью вынуждения соответствующих субъектов к принятию мер, направленных на недопустимость экологических правонарушений.
Основным, системообразующим актом, регулирующим информационные отношения, является Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации». Нормы этого Закона применяются в отношении средств массовой информации, учреждаемых в РФ, а для создаваемых за ее пределами - лишь в части, касающейся распространения их продукции в Российской Федерации. Юридические лица и граждане других государств, лица без гражданства пользуются правами и исполняют обязанности, предусмотренные настоящим Законом, наравне с организациями и гражданами Российской Федерации, если иное не установлено законом.

1.2.1. Общие принципы конституционно-правового регулирования организации и деятельности средств массовой информации

В новых условиях свобода является главным условием функционирования СМИ в правовом государстве. Без нее невозможен диалог между индивидов, обществом и властью. Политический плюрализм поощряет способность общества к саморазвитию, давая индивидов возможность формировать мнение, обсуждать и выбирать альтернативы поведения. По новому выстраивается и отношения СМИ с государством а в 1 части статьи 47 Закона о СМИ закрепляется право журналиста искать, запрашивать, получать и распространять информацию, излагать свои суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью, отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям.
Ряд положений закона о СМИ в более концентрированном и масштабном виде нашел отражение в Конституции Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 29 действующей в настоящее время Конституции Российской Федерации, принятой на референдуме 12 декабря 1993 г., «гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».
Исключения из общего правила могут быть сделаны, во-первых, в законодательных актах РФ и республик, входящих в ее состав, а во-вторых, конкретно в законодательстве о СМИ, которое, в свою очередь, должно соответствовать федеральному Закону о СМИ. Такое толкование вытекает из сопоставления статей 1 и 3 Закона. Исключения из Закона о СМИ могут также применяться при необходимости защиты репутации и прав других людей, для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения. Но эти исключения должны соответствовать положениям статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, гласящей:
Каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений. Каждый человек имеет право на свободное выражение этого мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ, письменно или в перечне, а также посредством художественных форм выражения или иным способом по выбору.
Пользование предусмотренными в пункте 2 настоящей статьи правами налагает особые обязанности и особую ответственность. Поэтому оно может быть сопряжено с некоторыми ограничениями, которые должны быть установлены законом и являться необходимыми: а) для уважения прав и репутации других лиц, б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.
Кроме этого, согласно статье 20 того же пакта запрещаются «всякая пропаганда войны» и «всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию».
Итак, Конституция РФ утверждает следующие принципы, гарантирующие свободу массовой информации:
A) Принцип непосредственного действия конституционных норм закреплен в статье 18 Конституции 2. И хотя в формуле «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими» разработчики закона допустили юридическую неточность (непосредственно действующими могут быть не нормы, а права), ссылка на данную норму Конституции все же может быть использована в правоприменительной деятельности.
B) Принцип прямой имплементации норм международного права, закрепленный в пункте 4 статьи 15 Конституции. Согласно этой норме, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. В пункте 1 статьи 17 утверждается следующее: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам и в соответствии с настоящей Конституцией». Кроме того, каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (пункт 3 статьи 46). При этом на конституционном уровне закреплена общая норма, согласно которой устанавливается приоритет международных договоров, участницей которых является РФ, над положениями внутреннего законодательства (пункт 4 статьи 15).
Помимо норм статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах1, непосредственное влияние на содержание свободы массовой информации оказывает, в частности, Европейская конвенция о защите прав человека в ст. 10.
С) Принцип независимости судебной власти, согласно статьи 1 Конституции, провозглашающей РФ правовым государством. На практике выполнение этого принципа должно выражаться в независимости судей и подчинении их только закону, публичности и гласности судебного процесса, его коллегиальности, участии представителей гражданского общества, состязательности и равенстве сторон, строгой регламентированности, возможности обжалования вынесенных решений.

1.3. Законодательные нормы, регламентирующие деятельность СМИ в Российской Федерации

Если обратиться к основным документам, определяющим государственную политику в сфере информации и информатизации в России, то в качестве «составляющих» предмета информационного права можно выделить следующие группы отношений, подлежащих правовому регулированию. Во-первых, - это реализация основных информационных прав и свобод человека и гражданина, законных интересов общества и государства в информационной сфере. Во-вторых, - это развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в тесной связи с глобальными информационными сетями. В-третьих, речь идет о создании и использовании информационных ресурсов, развитии рынка информационных средств, продуктов и услуг. В-четвертых, имеется в виду государственная политика в сфере информационной безопасности России. И, наконец, в-пятых, информационное право призвано регулировать международное сотрудничество в сфере информации. Совокупность названных групп отношений и составляет сегодня в основном и главном сферу регулирования, осуществляемого информационным правом. Развитие российского информационного права должно идти в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации и на основе ее положений. Стоит подчеркнуть, что ряд статей Конституции содержат нормы, прямо и непосредственно регулирующие отношения в сфере информатизации (ст. 23, 24, 29, 44). Приняты федеральные законы, которые также нацелены на регулирование данной сферы, в том числе - Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» и Федеральный закон «О средствах массовой информации». Многие нормы информационного права содержатся в указах Президента РФ и постановлениях Правительства Российской Федерации.
Однако, развитие российского информационного права не может идти в отрыве от международно-правовых стандартов, поскольку российское информационное пространство является составной частью мирового информационного пространства. Отсюда вытекает потребность в правовом регулировании сочетания, взаимодействия и полной интеграции российских информационных технологий < click.jsp?url=q3lcfi8*pz5dpfypqxkxjgvh4u7dcufsda5epzeszp8--micaym5cq1g3e3mnrjqxijl043zwjtoslm-sgmnpojkz7pa9g1mfhtxj*sohc0-iemkqviphyf5*qoumr6o0ubzmad51xw0xfekip28vwi7bctr0mpqltdr3mziemu8dc4l6x99mqag40ccrfuskxnxmtvw0zvvg6jjbuqkecqjaeqyqvy9xzkscw9gs1d1s7enluzywvigmcv0v0dfm24b19jlrok6eivmqhbnslpgix3nkzduwt3exyo1jsmm77j*h1ptxrv-ifazy9ivio6psi7cu-d-c5cbo9vutbcqwq6-u6py8aai86pxqbefmawmgioajwexni-hu46tnozcj*6cxv5oo0xr0e6kyv8pkxolpfm4llayicffb7erdssu4v83mvpxcxdbmezl0ewgrmxzafqihnk-znzd0pzrfwn9jbbu0wi0oyb3g1qzrnw18ve8thydxqzwqx-ltmbrsf0t-eqhajhrlc*cxzlkbzevjqkgyyji6xeg8ujlkh78jwqs4q4zn*pltq4e8vlmnafhggco9tiigincymfarnhyloy9xi3geyaiqcvn*86iyh7xjrim5hufwjbrnniuz8qinehk52xfdutnngebmyr2qaye7bwxn-g8y68qomer7vcuqjfpile12unvwbzxlg&eurl%255b%255d=q3lcfhaqerbijjdrwjnybcprooxhcpmctjpbyckaasyshb5oamfbdtak3pomzbbzfqxjfa> с зарубежными технологиями. Правовое регулирование призвано способствовать развитию всей системы международного сотрудничества в сфере информатизации, в частности, осуществлению согласованных международных проектов и программ.
Право, как известно, не сводится к нормативному массиву, т. е. собранию законов и других правовых актов. Любая отрасль права призвана отражать ценности человеческой цивилизации, передовые идеи и концепции, вырабатываемые в ходе общественного прогресса. Но права нет и не может быть вне системы соответствующих норм, отвечающим всем критериям данного феномена. Поэтому столь актуальна и значима сегодня проблема ускоренного формирования информационного прав........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
I. Нормативные источники
1. Конституция Российской Федерации принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. N 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 03.03.2014, № 9, ст. 851.
2. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 г. N 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»// Российская газета, 07.02.2014, № 27.
3. Всеобщая декларация прав человека, принятая на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г. // Российская газета, 05.04.1995, № 67.
4. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод // Бюллетень международных договоров. 1998, №7.
5. Бернская Конвенция «Об охране литературных и художественных произведений»// Бюллетень международных договоров.2003, №9.
6. Европейская конвенция о трансграничном телевидении. Страсбург, 5. V.1989. Совет Европы.
7. Резолюция 428 Парламентской Ассамблеи Совета Европы относительно Декларации о средствах массовой информации и правах человека.
8. Резолюция 820 Парламентской Ассамблеи Совета Европы. Об отношении парламентов государств со средствами массовой информации.
9. Конвенция о международном праве опровержения (резолюция 630 (VII) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1952 г.).
10. Конвенция «О распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники» 21.05.1974г., Брюссель//ВВС СССР, 1988г., №34,ст.550.
11. Консультативная Ассамблея Совета Европы «Декларация о средствах массовой информации и правах человека» 1970г.//САПП РФ, 1993г., №15,ст.1338.
12. Международная конвенция «Об использовании радиовещания в интересах мира» 30.09.1936 г., Женева//ВВС ССС ,1983г., №16, ст.240
13. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», с изменениями, внесенными ФКЗ от 05.04.2013 г. N 1-ФКЗ (ред. от 06.08.2014)
14. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», с изменениями, внесенными ФКЗ от 05.02.2014 г. N 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) // Российская газета,06.01.1997, № 3.
15. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» с изменениями, внесенными ФКЗ от 12.03.2014 г. N 3-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) // Российская газета, 23.12.1997, № 245.
16. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (с изменениями, внесенными ФЗ от 05.05.2014 г. N 129-ФЗ (ред. от 05.05.2014))// Российская газета, 08.12.1994, № 238-239; Российская газета № 23, 06.02.1996, № 24, 07.02.1996, № 25, 08.02.1996, № 27, 10.02.1996; Российская газета, 28.11.2001, № 233; Российская газета, 22.12.2006, № 289.
17. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. N 195-ФЗ, с изменениями, внесенными ФЗ от 05.05.2014 г. N 130-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // Российская газета, 31.12.2001, № 256.
18. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. №63 ФЗ (в ред. от 07.04.2015г.)//Собрание Законодательства РФ, 17.06.1996, №25, ст.2954.
19. ФЗ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. N 2124-I (ред. от 8.03.15г)
20. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 года №114-ФЗ (в ред. от 31.12.2014)//Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, №30, ст.3031.
21. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006г. (в ред. от 31.12.2014) ,№35-ФЗ// Собрание законодательства РФ, 13.03.2006.
22. Федеральный закон от 20 февраля 1995г. «Об информации, информатизации и защите информации» (в ред. от 10.01.2003) // Собрание законодательства РФ,№88, Ст.605
23. Федеральный закон РФ «О рекламе» от 13 марта 2006 (в ред. От 08.03.2015) № 38-ФЭ//Собрание Законодательства РФ, 20.03.2006, №12, ст.1232
24. Федеральный закон от 12 июня 2002 года №67-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 17.06.2002, №24, ст.2253.
25. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 года №-128-ФЗ. (ред. от 31.12.2014) //Собрание законодательства РФ, 13.08.2001, №33.
26. Федеральный закон «О связи» от 07.07.2003 (ред. 01.12.2014) №126-ФЗ// Собрание законодательства РФ, 14.07.2003, №28, ст.2895.
27. Указ Президента Российской федерации « Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» от 20 мая 2004г. (в редакции от 28.08.2010 года) № 649 // Собрание законодательства РФ, 24.05.20004, №21, ст.2023.
28. Указ Президента Российской Федерации «О совершенствовании телерадиовещания в Российской Федерации» от 06.10.1995 №1019 (в редакции от 03.11.2007 года) // Собрание законодательства РФ, 1995г., №41,ст.3878.
29. Указ Президента РФ "О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации" от 23 марта 1995 г. № 310. (в редакции от 03.11.2004 года)
30. Указ Президента РФ "О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы" от 6 июня 1996 г. (в редакции от 27.06.2000 года)
31. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004г. № 301 «О Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия» (в редакции от 14.12.2006 года) // Собрание законодательства РФ, 2004, №26, ст.2671.
32. Постановление Правительства РФ «О лицензировании телевизионного вещания, радиовещания и деятельности по связи в области телевизионного и радиовещания в Российской Федерации» от 07.12.1994г. №1359 (в редакции от 03.10.2002 года) //Собрание законодательства РФ, 1994г. №34,ст.3604.
33. Постановление Правительства Российской Федерации «О Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании» от 26.02.2004, №111 (в редакции от 05.08.2014 года) //Собрание законодательства РФ 08.03.2004, №Ю,ст.865.
34. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2006 года №304 « о Правительственной комиссии по развитию телерадиовещания» (в редакции от 03.03.2015 года) // Собрание законодательства РФ 29.05.2006, №22,ст.2336.1.
35. Постановление Правительства РФ от 02.06.2008 № 418 (ред. от 27.12.2014) «О Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации».
36. Постановление Правительства РФ от 16.03.2009 № 228 (ред. от 27.12.2014) «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций».
37. Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 № 16 (ред. от 09.02.2012) «О практике применения судами Закона РФ «О средствах массовой информации»
38. Положении об информационных гарантиях предвыборной агитации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 1993 года N 1792.
39. Приказ Роскомнадзора от 06.07.2010 № 420 «Об утверждении порядка направления обращений о недопустимости злоупотреблений свободой массовой информации к средствам массовой информации, распространение которых осуществляется в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет».
40. Приказ Роскомнадзора от 01.12.2009 № 630 «Об утверждении Административного регламента проведения проверок Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных». (в редакции от 03.11.2004 года)

II. Учебная и научная литература
1. Артищев А. И., Б. В. Кристальный, Н. Н. Караваева, Е. Н. Родневская, В. А. Рыжова, Н. Е. Шилова. Власть и средства массовой информации. - М.Изд-во Проспект, 2003.
2. Бабиченко Г.И. Демократическое общество на пути к правовой журналистике. - М: Смик-Пресс, 2004.
3. Балуев Д.Г., Новосёлов А.А. Роль "новых СМИ" в современных политических процессах. Электронное учебное пособие. - Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2012.
4. Батурин Ю.М., Федотов М.А., Энтин B.JI. Закон о СМИ: на перекрестке веков и мнений. М., Изд. СЖР и Московское Бюро ЮНЕСКО. 2004.
5. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право. Учебник для вузов.- М, СПб.: Юридический центр Пресс, 2001.
6. Бондарь Н. С. Предвыборная агитация: теория и практика. М.: ГОРОДЕЦ, 2004.
7. Валиев И.Т., Рахманова Е.А. Нормы ответственности в законодательстве о средствах массовой информации в РФ. Документы. Практика. Оценки. - Ярославль-центр, 2003.
8. Васильева Ю.А. Формирование государственной информационной политики в республике Татарстан: Автореф. дис. к.п.н. - Казань, 2005.
9. Городов О.А. Информационное право: учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.
10. Деятельность средств массовой информации и ее прекращение.Отв. ред. С.Б. Крупенин.- М, 2003.
11. Егоров В.В. Телевидение и власть. М.: Аспект Пресс,2002.
12. Журналистика и информационная политика: сборник научно-методических материалов (статей).Общ. ред. В.Д.Попова. Отв. ред. Е.П.Тавокин.-М.: Изд-во РАГС, 2003.
13. Заика Н.К. Правовые основы средств массовой информации. СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2007.
14. Законодательство РФ о СМИ.-М., Институт проблем информационного права, 2004.
15. Информационная политика: Учебник под общ. ред. В.Д.Попова.- М., Изд-во РАГС, 2003.
16. Киселёв А.Г. Теория и практика массовой информации: общество - СМИ - власть: учебник Юнити-Дана 2012 г.
17. Кожевников С. Н. Теория государства. Курс лекций. 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Новый индекс, 2014. - 216 с.
18. Кожевников С. Н. Теория права: Курс лекций / С. Н. Кожевников. - 3-е изд., испр. И доп. - М.: Из-во «НОВЫЙ ИНДЕКС», 2014. - 336 с.
19. Комментарий к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практике ее применения. М.: Норма. 2002.
20. Коновченко С.В. Информационная политика в России. С.В.Коновченко, А.Г.Киселев; Рос.академия гос.службы при Призиденте РФ.-М: Изд.во РАГС, 2004.
21. Коновченко С.В., Киселев А.Г. Информационная политика в России. Монография,- М.: РАГС, 2014.
22. Коханова Л.А. < authors/24726>, Калмыков А.А. < authors/24727> Основы теории журналистики: учебное пособие Юнити-Дана 2012 г.
23. Коханова Л.А. < authors/24726>, Калмыков А.А. < authors/24727> Интернет-журналистика: Учебное пособие Юнити-Дана 2012 г.
24. Кристальный Б. В., Травкин Ю. В. Распространение СМИ. Европейский опыт/Под ред. В. И. Дрожжинова. М.: РАГС, 2013.
25. Ломанский С.Ю., Панов А.А. Основополагающие правонаправления развития законодательства о СМИ. -М-М.: Изд-во РАГС, 2005.
26. Лукашук И. И. Средства массовой информации, государство, право. М, Изд-во: Стольный град 2007.
27. Парамонов В.М. Сила Закона РФ о средствах массовой информации.-М:Портал печатных СМИ, 2006.
28. Попов В.Д. Информациология и информационная политика.-М.: Изд-во РАГС, 2001.
29. Попов В.Д. Тайны информационной политики: социальный психоанализ информационных процессов. Монография. -М.: Изд-во РАГС, 2003.
30. Правовое регулирование концентрации и прозрачности СМИ. М.: Центр «Право и СМИ». 2000.
31. Тимошенко В.А., Смушкин А.Б. Комментарий к Закону РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации». - М.: ООО «Новая правовая культура», 2006.
32. Фомичёва И.Д. Социология интернет-СМИ: Учебное пособие / Под ред. М.М. Лукиной. - М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005

III. Публикации в периодических изданиях
1. Кошемарина С. В. Информационное обеспечение выборов: проблемы и перспективы правового регулирования//. Право и политика, 2015.
2. Лукина М.М., Фомичёва И.Д. СМИ в пространстве Интернета: Учебное пособие // - М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. - 87 с. (Серия "Интернет-журналистика". Выпуск 1)
3. Паламарчук А.В. Защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности в сети Интернет // Законность. 2010. № 7.
4. Паламарчук А.В. Надзор за исполнением законодательства о персональных данных в сети Интернет // Законность. 2010. № 12.
5. Танимов О.В., Кудашкин Я.В. Перспективы правового регулирования отношений в сети Интернет. //Информационное право. 2010. №4.
6. Титов М.В. О совершенствовании предвыборной агитации в СМИ. // -М., Изд-во Госдумы, 2002
7. Науменко Т.В. Функция журналистики и функции СМИ, // Теоретический журнал CREDO NEW, 2010.

IV. Интернет-ресурсы
1) СПС КонсультантПлюс
2) >3) >



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.