На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 94750


Наименование:


Курсовик Исламское страхование такафул сущность, возможности использования в России

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 24.02.2016. Сдан: 2015. Страниц: 53. Уникальность по antiplagiat.ru: 89.66.

Описание (план):


Содержание


Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава I. Такафул как метод создания страховой защиты
1.1. Сущность страхования такафул: основные категории и принципы……………………………………………….................. 7
1.2. Правовые основы страхования такафул …………………….... 14
1.3. Специфика моделей страхования такафул. Виды……………… 20
Глава II. Практика использования страхования такафул……………
2.1. Опыт развития страхования такафул в мусульманских странах……………………………………………………………. 33
2.2. Противоречия и возможности использования страхования такафул в России ………………………………….…………… 35
Заключение…………………………………………………………………..... 42
Список используемых источников………………………………………… 44
Приложения………………………………………………………………….... 46
6


Введение

Страхование, образовавшись еще в Древней Месопотамии, как никогда актуально в наши дни. Однако чтобы сформировалось страхование в его современном понятии, потребовалось время. В Древнем мире выплаты осуществлялись не из заранее образованного страхового фонда, как происходит в текущей практике, а путем совершаемой после наступления страхового случая специальной раскладки между участниками пропорционально стоимости их имущества. При этом страхователи играли роль коллективного страховщика. Развиваясь и распространяясь на различных территориях, страхование изменялось под влиянием местных обычаев и законов, сохраняя основную цель самого страхования: возмещение вреда, причиненного имуществу или личности одного или нескольких лиц. Со временем страхование приобрело единообразную форму во многих странах, однако сохранившиеся отличия в регулировании страховых отношений в законодательстве различных государств по-прежнему существуют в силу сложившихся правовых традиций.
В современных условиях глобализации мировой экономики наблюдается большой интерес к исламским финансовым институтам, однако, проникая на рынок страхования мусульманских стран, западные и российские страховщики вынужденно сталкиваются с его спецификой - большой ролью Шариата в правовых системах и устройстве страны в целом. Во многом такой интерес обусловлен мировым экономическим кризисом, в развитии которого большую роль сыграли спекуляции финансистов. Во-первых, начало кризиса в ряде западных государств сопровождалось кризисом ликвидности, что подтолкнуло некоторые западные банки искать источники финансирования в странах Персидского залива. Однако получить необходимые средства у местных финансовых институтов, как правило, можно было лишь при условии использования исламских методов финансирования. Во-вторых, благодаря развитию информационных технологий, сведения об исламской системе, теоретически исключающей использование спекулятивных инструментов и методов, получили широкое распространение. Нельзя не принять во внимание тот факт, что именно спекуляции в большей степени стали причиной ипотечного кризиса в США, ранее - Азиатского Финансового кризиса 1997-98г.
Россия - одна из тех стран, где в последние пять лет наблюдается интерес к исламской экономике. В стране по усредненным данным проживает 18,5 миллионов мусульман (13% населения). С одной стороны, сам факт наличия значительного числа мусульман не означает высокий спрос на подобные услуги среди мусульманского населения страны. С другой стороны, исламская экономика, адресованная не только мусульманам, имеет ряд преимуществ перед традиционным страхованием, соответственно, может заинтересовать потенциального страхователя.
Интерес к страхованию такафул неоднократно проявлялся на представительных международных форумах, посвященных исламским финансам. Так, в июне 2008 г. в Казани прошла Международная инвестиционная конференция с участием бизнесменов из стран мусульманского Востока, которой предшествовал научно - практический семинар, посвященный исламской экономической модели. В марте 2009 г. в Москве состоялась международная конференция «Исламский банкинг: специфика и перспективы», в ходе которой был подписан протокол о намерениях между инвестиционным подразделением группы ВТБ «ВТБ Капитал» и Liquidity Management House - структурой исламского банка Kuwait Finance House, с последующим соглашением сторон о развитии на рынке России и стран СНГ исламских финансовых продуктов [4, С.8]. Интерес, проявленный к исламским финансам со стороны представителя крупной банковской группы, открыл широкие перспективы для развития деятельности банков и других исламских финансовых институтов в России, в результате чего Россия имеет некоторый опыт работы на рынке исламского страхования Такафул.
Возможность использования альтернативной модели страхования может положительно сказаться на динамике развития страхового рынка России и положения субъектов экономики. Однако, как было сказано ранее, данное страхование имеет ряд специфических черт, связанных с законодательством и индивидуальной структурой экономики, что не во всех случаях согласуется с правовой базой и экономическим устройством Российской Федерации. Актуальность данной работы объясняется тем, что российский потенциал развития страхования такафул не реализован на практике: при наличии потенциального страхового поля и возможностей расширения страхования, существует ряд проблем, при решении которых исламское страхование может прочно закрепиться на российском страховом рынке.
Итак, объектом данной работы выбраны экономико-правовые отношения, складывающиеся в процессе функционирования системы страхования Такафул, предметом - специфика страхования Такафул в реалиях Российского страхового рынка.
Целью данной работы является изучение сущности и специфики страхования такафул, анализ основы правового обеспечения с последующим выявлением перспектив и возможностей использования исламского страхования в России. В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность страхования такафул через определение основных понятий и категорий;
2. Изучить правовые основы исламского страхования;
3. Рассмотреть специфику моделей страхования такафул, выделить основные виды;
4. Проанализировать опыт развития исламского страхования в мусульманских странах;
5. Выделить противоречия, изучить и сформулировать возможности использования страхования такафул в России
6. Обобщить полученный материал в данной работе и сделать выводы.
Работа основана на трудах таких ученых-экономистов и практикующих специалистов в области экономики и исламоведения как Р. И. Беккин, Б. О. Калымбек, М. М. Магомадова, А. А. Бисултанова, а также на материалах XV Международной научно-практической конференции в Казани 2014г «Социальная роль системы страхования в условиях рыночной экономики России», предоставленных такими авторами как А. М. Туфетулов, З. И. Хафизова, С. П. Фукина. Информационной базой для исследования послужили российское и иностранное законодательство, статистические данные Госкомстата, публикации по соответствующей теме.


Глава 1. Такафул как метод создания страховой защиты

1.1. Сущность страхования такафул: основные категории и принципы

По мере развития общества в процессе его индустриализации и в условиях складывающейся социально-экономической ситуации, имущественное страхование становится все более важным компонентом деятельности человека. В настоящее время на рынке широко представлено как коммерческое, так и кооперативное (взаимное) страхование. Важно отметить, что традиционное страхование часто противоречит потребительским предпочтениям и принципам, которые во многом определяются вероисповеданием. При этом если кооперативное страхование в Мусульманском мире разрешено комитетом при Совете министров Саудовской Аравии, так как в его основе лежит один из принципов Шариата - облегчение трудностей пострадавшим, то проведение коммерческого страхования сталкивается с особенностью исламской финансовой системы - наличием ряда определенных запретов, продиктованных положениями Шариата (мусульманского права). К основным запретам относятся:
1. Риба - запрет процентной ставки. Под риба понимается любое неоправданное приращение капитала при займе или при осуществлении торговой сделки. Таким образом, любая заранее определенная ставка, зависящая от сроков и величины займа и не зависящая от успешности инвестиций, подпадает под понятие риба и, как следствие, является запрещенной.
2. Гарар - запрет на наличие излишней неопределенности, случайности или неясности условий контракта. Неопределенность гарар происходит от информационных проблем и относится к любой случайности или неясности условий контракта, возникшей в результате отсутствия информации или контроля в договоре. Наличие избыточного гарар в контракте приводит к его несостоятельности и аннулированию с точки зрения мусульманского права.
3. Мейсир - запрет спекулятивного поведения и принятия избыточных рисков. При этом существует «Экстренное правило» (dharurat), действующее до тех пор, пока не появится страховой продукт, удовлетворяющий нормам Шариата, которое позволяет мусульманам использовать традиционную страховую защиту.
Такафул в переводе с арабского языка означает «взаимное предоставление гарантии» и представляет собой форму страхования, удовлетворяющую принципам исламского права. Такафул - это система, основанная на принципах взаимной помощи (таавун) и добровольных взносах (табарру), предусматривающая коллективное и добровольное распределение рисков среди участников группы.
Механизм взаимодействия участников с субъектами исламского страхования следующий. Такафул с точки зрения чистой семантики и морфологии арабского языка, указывает на две или более сторон, предоставляющих друг к другу гарантии от убытков, таким образом, участники такафул подписывают соглашение об оказании финансовой помощи друг другу. В случае наступления указанного неблагоприятного события у кого-либо из участников, из средств фонда производится выплата страхового возмещения. Так, участники такафул перераспределяют все риски и убытки между собой. В случае появления дефицита средств в страховом фонде участники за счет собственных средств несут солидарную ответственность по выплате возмещения. В свою очередь, такафул-оператор, аккумулирующий такафул-фонд, не является поставщиком гарантий от убытков и не участвует в несении рисков участников, а только управляет такафул-фондом, на котором лежит обязанность по уплате претензий. В соответствии с Шариатским стандартом такафула, этот фонд является результатом пожертвований (табарру), сделанных всеми участниками или страхователями. Необходимо отметить, что часть взносов участников направляется оператором в накопительный фонд, от инвестирования средств которого участники имеют возможность получить инвестиционный доход. Размер доли взносов, направляемой в накопительный фонд, заранее оговаривается в контракте, она составляет, как правило, 50-60 %.
Существуют ограничения в инвестиционной деятельности такафул. При этом инвестирование может осуществляться оператором только в те виды деятельности, которые не запрещены Шариатом: табуируется получать доход от акций компаний, вовлеченных в производство оружия, игорного, ресторанного и гостиничного бизнеса, а также занимающихся производством алкоголя - деятельностью, трактующейся как Харам. Как правило, такафул-операторы осуществляют инвестиции в акции, входящие в Dow Jones Islamic Market Index. Необходимо отметить, что средства такафул-фонда и оставшиеся излишки не принадлежат оператору и могут быть распределены между участниками.
С точки зрения экономики такафул оператора, такафул предлагает совершенно новую модель бизнеса. Она отличается от обычного страхового бизнеса в том, что включает в себя разделение рисков вместо передачи рисков - страховщик лишь координирует работу такафул-фонда. При этом отношения купли-продажи между участниками приобретают партнерский характер, наделяя их правом участия в управлении.
Таким образом, такафул, как институт исламской экономики, призван выполнять функцию защиты людей от различного рода рисков в соответствии с нормами и принципами шариата, имея в своей основе следующие основные положения:
1. Отсутствие избыточного гарар достигается за счет того, что взносы участников рассматриваются в качестве дара или добровольного пожертвования и направляются в специальный фонд, из которого при наступлении страхового случая предоставляется компенсация. Помимо выплаты, необходимой для покрытия ущерба суммы, участник может рассчитывать на доход от другой части взносов (на основе системы разделения прибыли и убытков) вне зависимости от наступления страхового случая. Также в такафул договоре предусматривается полное раскрытие информации об обеих сторонах, объекте и условиях договора. Оператор также, согласно условиям договора, знает свою долю в прибыли, оговариваемую заранее. Размер полученного дохода зависит исключительно от проводимых компанией операций и не представляет собой фиксированный, не зависящий от реально полученной прибыли процент;
2. Средства такафул-фонда могут использоваться исключительно только в операциях, не запрещенных шариатом. Любая операция такафул-компании изначально может быть признана ничтожной, если в ней содержатся элементы, запрещенные исламом. В учредительных документах практически любой такафул-компании содержится положение об обязательном соответствии инвестиционной деятельности компании принципам шариата;
3. Основная цель исламского страхования носит не коммерческий, а социальный характер, хотя возможность получения прибыли не исключается, она состоит в обеспечении гарантией рисков участников. Стороны договора исламского страхования могут выступать как в роли тех, кто предоставляет гарантию, так и тех, кому предоставляется гарантия;
4. Такафул-бизнес, как правило, основан на механизме распределения прибыли под названием «мудараба», позволяющем избегать процентных отношений, имеющих место при коммерческом страховании;
5. За деловой активностью такафул-компаний призван наблюдать Шариатский наблюдательный совет, в задачи которого входит оценка новых продуктов (услуг) компании, а также проводимых ей операций с точки зрения их соответствия нормам и принципам мусульманского права;
6. Для обеспечения прозрачности действий такафул-оператора участники фонда имеют право выдвинуть своих представителей в совет директоров компании.
7. Все стороны договора исламского страхования должны действовать в соответствии с принципом utmost good faith (наивысшей добросовестности);
8. В такафуле, в отличие от коммерческого страхования, не нарушаются условия наследования мусульманского права в соответствии с требованиями шариата.
Помимо соответствия конкретным положениям шариата, договор такафула опирается на принципы, сформулированные мусульманскими правоведами на основе анализа предписаний и запретов, изложенных в Коране и сунне:
1. Принцип соблюдения договоров: «О вы, которые уверовали! Будьте верны в договорах…»;
2. Принцип наивысшей добросовестности. Стороны не должны утаивать друг от друга факты, касающиеся недостатков предмета договора. К недействительности договора может также привести мошенничество, предоставление ложных сведений, умышленное введение в заблуждение. В Коране сказано: «О вы, которые уверовали, не пожирайте имуществ ваших между собой попусту, если это только не торговля по взаимному согласию между вами…»;
3. Принцип гуманизма. Договор такафула, по меньшей мере, декларативно, заключается не ради извлечения прибыли его участниками, а в целях предоставления помощи тем, чей интерес пострадал: По свидетельству Сафвана бин Салима, который передал слова Пророка: «Тот, кто заботится о вдове и бедняке и работает для них, подобен воину, сражающемуся на пути Аллаха, или тому, кто постится в течение дня, а всю ночь проводит в молитве»;
4. Принцип взаимопомощи и кооперации. Верующие должны помогать друг другу в духе братства и взаимопомощи: «…И помогайте одни другим в благочестии и богобоязненности…»;
5. Принцип социальной защиты: По свидетельству Са’да бин Аби Ваккаса, который передал слова Пророка: «Поистине, для тебя лучше оставить твоих наследников с достатком, чем оставить их бедными и просящими других о помощи». Отсюда можно сделать вывод: шариатом не возбраняется, если человек, дабы не оставить своих детей без средств к существованию, накопит определенную сумму посредством уплаты вносов и получения прибыли в соответствии с требованиями шариата;
6. Принцип справедливой компенсации. Оператор берет на себя обязательство возместить убыток, причиненный жизни, здоровью или собственности страхователя или застрахованного: «Поистине, Аллах не обидит и на вес пылинки, и если будет хорошее, Он удвоит это и дарует от Себя великую награду!»;
7. Принцип надлежащего размещения средств страхователя. Согласно условиям договора исламского страхования, участник выплачивает взносы оператору, оговаривая, что деньги будут использоваться в операциях, разрешенных шариатом: «Если я запрещу вам что-нибудь, то избегайте этого, если же я повелю вам что-либо, то делайте из этого, что сумеете!».
Сравнение между традиционным европейским страхованием и такафулом, оформленное в таблице, показывает четкие особенности сущности исламского страхования (Таблица 1.1)
Таблица 1.1 - Сравнительная характеристика традиционного и исламского страхования
Характеристика Традиционное страхование Исламское страхование Такафул
Риск Центральное понятие концепции страхования - риск как гипотетическая возможность наступления ущерба; неопределенное событие, независящее от воли носителя риска. Риск как неопределенность возникновения убытков, по своей природе относится к понятию гарара, следовательно, определять риск как предмет договора обмена запрещено. Клиенты такафула делают вклад в общий страховой пул (объединенные риски участников) на основе концепции табарру с намерением принять участие в системе оказания взаимной помощи.
Управление риском Передача риска страховщику, предоставляющему защиту в обмен на страхо........


Экономика. - 2010. - С. 311-318.
8. Саймон, А. Такафул. Исламское страхование. Концепция и вопросы нормативно-правового регулирования (Takaful. Islamic Insurance. Concept and Regulatory Issues) [Текст] / под ред. Рифата Ахмед Абдель Карима и Фолькера Ниенхауса. - Сингапур: John Wiley & Sons (Asia) Pte. Ltd, 2009. - 316с.
9. Фукина, С. П. Особенности организации исламского страхования и перспективы его внедрения на страховой рынок России [Текст] / С. П. Фукина //Вестник АГТУ. Сер.: Экономика. - 2014. -№1.
10. Global Takaful. Insights 2014. Market updates. Growth momentum continues [Электронные ресурс]. - Режим доступа: Publication/vwLUAssets/EY_Global_Takaful_Insights_2014/$FILE/EY-global-takaful-insights-2014.pdf. Дата обращения: 3.01.2015 г.
11. «Нереализованный потенциал» исламского рынка [Электронные ресурс]. - Режим доступа: rus/?p=2398. Дата обращения: 3.01.2015 г.
12. Россия в цифрах. 20-21 век [Электронные ресурс]. - Режим доступа: izbran/tsifry-kakie-v-rossii-natsionalnosti-veroispovedaniya-i-prodolzhitelnost-zhizni/. Дата обращения: 10.01.2015 г.
13. Сколько мусульман в мире [Электронные ресурс]. - Режим доступа: analytics/2013/03/18/38793. Дата обращения: 26.12.2014 г.
14. Такафул - страхование по-исламски [Электронные ресурс]. - Режим доступа: takaful-straxovanie-po-islamski/. Дата обращения: 15.12.2014 г.
15. Такафул в арабских странах Персидского залива не хватает оборотов - S&P [Электронные ресурс]. - Режим доступа: onews/1833/. Дата обращения: 9.01.2015 г.
16. Тафетулов, А.М. Контрактные модели Такафул//Социальная роль системы страхования в условиях рыночной экономики России [Текст] / А. М. Тафетулов // - C. 158-161
17. Центральный банк Российской федерации [Электронные ресурс]. - Режим доступа: . Дата обращения: 1.02.2015
18. Число религиозных организаций, зарегистрированных в Российской Федерации [Электронные ресурс]. - Режим доступа: bgd/regl/b13_13/IssWWW.exe/Stg/d1/02-11.htm. Дата обращения: 10.01.2015 г.
19. Хафизова, З. И. Такафул - система исламского страхования [Текст] / З. И. Хафизова // сборник трудов XV международной научно-практической конференции, 2014г.



Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.