На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


учебное пособие Приобретение правового статуса. Правомочия высшего учебного заведения по владению и пользованию и распоряжению имуществом. Механизм разделения имущества высшего учебного заведения и учредителей. Порядок предоставления платных образовательных услуг.

Информация:

Тип работы: учебное пособие. Предмет: Правоведение. Добавлен: 09.04.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Место и роль вузов в системе субъектов гражданского права

В настоящее время, высшее образовательное заведение создается в соответствии с ГК РФ. С3 РФ. 1994. № 32. С. 3301. На высшее учебное заведение распространяется действие главы 4 «Юридическая лица» ГК РФ. Это значит, что в процессе создания вуз действует как субъект имущественных отношений. На деятельность высшего учебного заведения, выступающего в роли субъекта правоотношений, распространяется действие статьи 48, 49 ГК РФ. Высшему учебному заведению присуще внутренне организационное единство, которое проявляется в определенной иерархии, соподчиненности органов управления, составляющих его структуру, в четкой регламентации отношений между его участниками, обеспечивающее действия коллектива лиц как единого целого, формирование единой воли. Наличие имущественной обособленности, выраженное в наличии самостоятельного бухгалтерского баланса. Выступление высшего учебного заведения в гражданском обороте от собственного имени означает возможность от своего имени приобретать и осуществлять права и нести обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в суде. Существующее исключение из правила самостоятельной ответственности юридического лица, предусмотренной в ст. 56 ГК РФ, свойственной государственным унитарным казенным предприятиям и учреждениям, ни в коей мере не колеблет общего принципа, поскольку ответственность иных субъектов права по долгам юридического лица является лишь субсидиарной (т.е. дополнительной к ответственности самого юридического лица).
Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ являются основой для правового регулирования деятельности высшего учебного заведения, дальнейшее развитие эти нормы-дефиниции нашли в специальном законодательстве в области образования. В частности, данные отношения урегулированы:
Федеральным законом «Об образовании» от 10 июля 1992 г.№ 3266-1-ФЗ; Ведомости СНД и ВС РФ, 1992. №30. С.1797.
Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ;
С3 РФ. 1996. № 35. С. 4135. Деятельность высшего учебного заведения так же регламентируется, в части не противоречащей вышеназванному Закону, «Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования(высшем учебном заведении) Российской Федерации» //Постановление Совета министров - Правительства Российской федерации от 26.06.1993 года № 597.
Федеральным законом «Об утверждении федеральной программы развития образования» от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ.
С3 РФ. 2000. № 16. С. 1639.
Определенные изменения произошли в характеристике системы высшего профессионального образования с принятием Федерального закона
«О высшем и послевузовском профессиональном образовании», где вводится и раскрывается понятие «экономика системы высшего и послевузовского профессионального образования».
Впервые в статье 27 вышеназванного закона юридически закреплены отношения собственности в сфере высшего профессионального образования России.
Но законодатель оставил не раскрытыми такие понятия как:
- правомочия высшего учебного заведения по владению, пользованию и распоряжению имуществом;
- механизм разделения имущества высшего учебного заведения и учредителей;
- порядок предоставления платных образовательных услуг.
В этом законодательном акте не определен юридический статус «доходов» высшего учебного заведения.
В действительности, отношения высшего учебного заведения как самостоятельного субъекта права в сфере хозяйственных отношений давно сложились, однако, перечисленные выше проблемы остались неурегулированными гражданским законодательством, а также законодательством, регулирующим область хозяйственных отношений, складывающихся в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности высшего учебного заведения.
Законодательство о правовом статусе данного субъекта перенасыщено большим количеством подзаконных актов, из сопоставления которых нельзя вынести ясного представления по существу вопроса.
Не соотносятся необходимым образом акты различных отраслей права, призванные урегулировать хозяйственную деятельность вуза. Встречаются термины, понятия, нормативно-правовые предписания, допускающие их неоднозначное толкование либо вызывающие затруднения в понимании смысла. Например, налоговое законодательство РФ наделяет высшие учебные заведения статусом налогового резидента согласно п.10 ст.2 Федерального закона «О налоге на прибыль предприятий и организаций « № 2116 - 1, тогда как в п. 3 ст. 40 Закона РФ «Об образовании» образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности (освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю). Такую же проблему мы видим в разночтении законодательства в области высшего образования с Налоговым кодексом РФ от 31 июля 1998 г. № 146,
С3 РФ. 1998. № 31. С.3824. /в ред. Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в НК РФ" // Российская газета. 2000. №4. по понятиям дохода высшего учебного заведения и его предпринимательской деятельности.
Важными классификационными признаками для характеристики высшего учебного заведения в качестве субъекта гражданского права:
1. основание приобретения правового статуса (государственная регистрация, лицензирование, аттестация и аккредитация);
2. возможные организационно-правовые формы высшего учебного заведения;
3. форма собственности его имущественной базы;
4. экономико-правовые возможности и формы осуществления предпринимательской деятельности.
Характеристика вуза по указанным выше позициям способна дать ответ на природу его правовой организации.
Законодательством об образовании, вузы отнесены к организациям, которые должны создаваться как некоммерческие юридические лица, предусмотренные гражданским законодательством и наделенные специальной правоспособностью.
Думается, что в данном случае следует руководствоваться ст. 52 ГК РФ, которая в качестве обязательных условий предписывает включать в уставы некоммерческих организаций, а так же государственных унитарных предприятий, имеющих установленную законом специальную правоспособность, и предмет и цели деятельности. Следовательно, содержание и пределы специальной правоспособности должны формировать требования, относящиеся и к целям, и к предмету деятельности юридического лица, в данном случае вуза.
Согласно ГК РФ и ч. 1 ст. 8 Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», высшее учебное заведение как самостоятельное образовательное учреждение должно удовлетворять двум требованиям:
1. Иметь статус юридического лица.
2. Быть учрежденным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Требование законности при создании высшего учебного заведения и приобретение качеств, соответствующих указанным выше требованиям, означает, что правоспособность высшего учебного заведения возникает в момент его создания, который сопряжен с его государственной регистрацией (п. 3 ст. 49 и п. 2 ст. 51 ГК РФ), и включением его в единый государственный реестр юридических лиц (ст. 63 ГК РФ) и прекращается в момент исключения из такового. В этом случае вуз, в соответствии со ст. 48, 49 ГК РФ признается юридическим лицом.
Правовой процесс создания высшего учебного заведения в качестве субъекта права и формирование его, включает в себя пять этапов:
1) принятие решения учредителя (-лей) о создании соответствующего высшего учебного заведения и наделении его имущественной базой;
2) утверждение устава высшего учебного заведения;
3) государственная регистрация;
4) получение лицензии на право реализации образовательных программ по определенным направлениям (специальностям);
5) аттестация и аккредитация.
Правовое положение (правовой статус) и все гражданские права юридического лица, согласно пункту 1 статьи 49 ГК РФ, определяются его учредительными документами. Следовательно, устав вуза является локальным правовым актом, который наряду с федеральным законодательством и другими нормативно-правовыми актами, формирует правовой статус субъекта, основное содержание его право- и дееспособности.
Возможности высшего учебного заведения решать основные задачи не только в сфере образования и научной деятельности, закрепленные ст. 8 Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а так же в сфере хозяйственных отношений, определяются Уставом вуза и его материальными возможностями, а так же информационным, финансовым и кадровым обеспечением.
В соответствии с п. 5 ст. 9 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» статус высшего учебного заведения определяется его видом. В зависимости от интенсивности деятельности высших учебных заведений в соответствующих сферах образовательной и научной деятельности выделяются три вида образовательных учреждений: университет, академия и институт. См.: ст. 9 Закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Отнесение высших учебных заведений к тому или иному виду образовательных организаций, предусмотренных ст. 9 Закона «О высшем и послевузовском профессионально образовании» осуществляется с учетом четырех критериев, прямо не названных, но предусмотренных законом:
1) совокупности направлений специальностей, по которым ведется, подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием;
2) участия в подготовке профессорско-преподавательского состава, повышении квалификации научных и научно-педагогических работников;
3) наличия научных и других исследований;
4) признания образовательного учреждения, в качестве ведущего научного и методического центра.
Место, которое юридические лица занимают в системе имущественных отношений общества, своеобразие преломления в этом правовом институте фундаментальных экономических категорий позволяют определить наиболее важные основания классификации. Так, в зависимости от формы собственности, лежащей в основе юридического лица, выделяются специальным законодательством в области образования государственные и частные (негосударственные) образовательные организации. Значение такого деления становится понятным, если учесть, что государственные юридические лица (даже коммерческого характера) с необходимостью должны преследовать общегосударственные интересы, тем и обуславливается специфика правового регулирования. В данной классификации можно усмотреть прямую аналогию с принятым за рубежом делением организаций на юридические лица публичного и частного права.
Действующий порядок организации вуза предусматривает возможность его учреждения со стороны различных субъектов права. Его учредителем (учредителями) могут выступать как уполномоченные органы государства, так и юридические лица частной формы собственности.
Высшие учебные заведения федеральной подчиненности могут создаваться только по решению Правительства РФ и по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ. Учредителем высших учебных заведений федеральной подчиненности выступает Правительство РФ. После создания высшего учебного заведения, полномочия учредителя переходят к Министерству образования Российской Федерации, созданного в соответствии с правительственным постановлением от 27 августа 1996 года. Министерство общего и профессионального образования российской федерации создано на базе двух ведомств - Министерства образования РФ и Государственного Комитета РФ по высшему образованию.
Высшие учебные заведения, отнесенные к подчинению субъектов РФ, создаются органами государственной исполнительной власти субъектов федерации по согласованию с Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» определяет компетенцию органов управления образованием.
К компетенции федерального органа управления образованием отнесено: финансирование деятельности подведомственных ему высших учебных заведений, предприятий, учреждений и организаций; осуществление по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся высшие учебные заведения, полномочий по распоряжению государственным имуществом в системе высшего и послевузовского профессионального образования.
Негосударственные высшие учебные заведения могут быть образованы российскими и иностранными организациями, их объединениями, общественными и религиозными организациями, прошедшими государственную регистрацию, гражданами России и иностранцами. Наиболее распространенной организационно-правовой формой негосударственного высшего учебного заведения является учреждение, несмотря на то, что Закон «Об образовании» допускает создание высшего учебного заведения в любой организационно-правовой форме некоммерческих организаций, предусмотренной ГК РФ и ст. 2 Закона «О некоммерческих организациях».
Поскольку с помощью устава решаются гражданские и налоговые споры, то при его создании нужно учесть моменты, которые будут определять финансово-хозяйственную деятельность образовательного учреждения и способы формирования имущественной базы учредителями вуза.
Основные требования к уставу образовательного учреждения изложены в ст. 52 ГК РФ, а так же в ст. 13 Закона РФ «Об образовании». Остановимся на тех моментах, которые влияют на экономику и финансово-хозяйственную деятельность высшего учебного заведения.
Применение ГК РФ и Закона «Об образовании» позволяет инкорпорировать в устав основные группы положений:
1) положения, которые обязательно должны быть закреплены в уставе, согласно ст. 52 ГК РФ: наименование, организационно - правовая форма, вид высшего учебного заведения, его местонахождение, учредители, цели и задачи высшего учебного заведения, структура и компетенция органов управления;
2) положения, касающиеся правомочности органов управления образованием;
3) порядок использования объектов собственности, переданных учредителем;
4) источники финансирования высшего учебного заведения за счет учредителей и (или) самого высшего учебного заведения, закон допускает смешанные источники финансирования;
5) правомочность осуществления предпринимательской деятельности в качестве субъекта предпринимательских отношений.
В этой связи необходимо обратить внимание, что право на осуществление предпринимательской деятельности, при наличии специальной правосубъектности вуза, должно быть отражено в уставе. Думается, что возможность высшего учебного заведения приобретать и свободно распоряжаться собственностью в процессе осуществления финансово-хозяйственной и предпринимательской деятельности, должна регламентироваться специальным Положением о собственности вуза, являющимся внутренним локальным актом, предусмотренных уставом. Такой порядок, т.е. закрепление правомочий вуза в локальных нормативных документах вуза, позволит разделить имущество вуза на две категории: 1) имущество, переданное вузу учредителем (учредителями); 2) имущество, принадлежащее вузу на праве собственности. В дальнейшем это позволит детально урегулировать вопросы правомочности вуза по владению, пользованию и распоряжению имуществом, разграничить пределы имущественной ответственности. Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: вуз правомочен, выступать не только в качестве субъекта образовательных отношений, но и предусмотренных законом и уставом организации - предпринимательских отношений.
Вузы, которые создаются в организационно-правовой форме некоммерческого партнерства или автономной некоммерческой организации (ст. 8, ст. 10 Закона «О некоммерческих организациях», могут подписать учредительный договор П.1 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» не содержит императивной установки на обязательное заключение учредительного договора при создании некоммерческих партнерств и автономных некоммерческих организаций, предоставляя учредителям право самостоятельно решать вопрос о заключении между ними такого рода договора., содержание которого носит консенсуальный характер, представляющий возможность урегулировать отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица. Он должен заключатся только в письменной форме и вступает в силу, как правило, с момента государственной регистрации.
С момента государственной регистрации у высшего учебного заведения возникают права юридического лица в части ведения финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренной уставом высшего учебного заведения. Данное положение не противоречит нормам ГК РФ и закреплено в п.3 ст. 10 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
Приобретение высшим учебным заведением после государственной регистрации прав юридического лица означает, что, он признается самостоятельным субъектом гражданско-правовых и предпринимательских отношений, может по своему усмотрению и от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, в объеме его специальной правоспособности, в том числе: иметь в собственности или на правах оперативного управления здания, сооружения, имущественные комплексы и иное имущество, переданное учредителями; быть собственником денежных средств и имущества, иных объектов собственности, переданных высшему учебному заведению в форме дара, пожертвования или по завещанию, у приобретенного на доходы от собственной деятельности; иметь самостоятельный баланс; может заключать договоры аренды, перевозки, подряда, вступать в иные имущественные отношения, отвечать по своим обязательствам имеющимися денежными средствами, а так же защищать от нарушений свои имущественные права и законные интересы, быть истцом и ответчиком в суде; иметь самостоятельный расчетный и иные счета, в том числе валютный, в коммерческих банках; разрабатывать и утверждать структуру образовательного учреждения.
Статус высшего учебного заведения в соответствие с п.5. ст.9 Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» включается в его наименование, которое в свою очередь составляет понятие индивидуализация Индивидуализация вуза осуществляется путем определения его местонахождения и присвоения ему наименования. Все некоммерческие организации, а также унитарные предприятия должны включать в свое наименование также указание на характер деятельности.. Однако, в наименовании высшего учебного заведения невозможно отразить его статус, а можно лишь включить понятия, характеризующие вид вуза (университет, академия, институт и форму собственности, лежащую в основе юридического лица. Именно таким способом и реализуется данное предписание на практике. В наименовании высшего учебного заведения отражается его вид Организации, основная деятельность которых заключается в оказании услуг, могут зарегистрировать и использовать товарный знак и знак обслуживания, который приравнивается к товарному знаку в соответствии с законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименовании мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992 г-№ 3520-1 // Ведомости РФ, 1992. №42. Ст. 2322. и форма собственности: Московский государственный университет, Московская государственная юридическая академия и др. Таким образом, организационно-правовая форма высших у и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.