На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 94776


Наименование:


Реферат Патологические привычки детей.Основные причины возникновения различных патологических привычек у детей

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Психология. Добавлен: 24.2.2016. Сдан: 2015. Страниц: 39. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение……………………………………………………………………………2

1. Понятие патологические привычки детей……………………………………3

2.Патологические привычки……………………………………………………...5
2.1. Кусание или грызение ногтей (онихофагия)……………………………5
2.2. Проблема сосание пальца………………………………………………..6
2.3. Сосание языка, губы……………………………………………………..10
2.4. Прикусывание губы……………………………………………………...12
2.5. Детский онанизм (мастурбация) проблема предупреждения и коррекции ……………………………………………………………………………………...14

3. Основные причины возникновения различных патологических привычек у детей………………………………………………………………………………..18

4. Тактика поведения с ребенком по профилактике и преодолению патологических привычек…………………………………………………………21

Заключение…………………………………………………………………………24

Литература…………………………………………………………………………25


Введение

Первостепенное значение для развития ребенка как социального существа имеет знание нормативов поведения. На протяжении раннего и дошкольного возраста ребенок через общение с окружающими его людьми (взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов) усваивает социальные нормы поведения. Усвоение норм предполагает, что, во-первых, ребенок постепенно начинает понимать и осмысливать их значение, во-вторых, у ребенка в практике общения с другими людьми вырабатываются привычки поведения. Если ребенок действует, выходя за рамки привычного поведения, у него возникает ощущение дискомфорта, в-третьих, ребенок проникается определенным эмоциональным отношением к этим нормам.
Внешний мир - мир социальных отношений - требует от ребенка нравственного развития, которое определяется следующими образующими: знанием норм, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным нормам и внутренней позицией самого ребенка.
Эмоциональное и рассудочное отношение к нравственным нормам и их выполнению развивается у ребенка через общение со взрослыми. Взрослый своим отношением к поступку ребенка санкционирует определенный тип поведения, он помогает ребенку осмыслить рациональность и необходимость определенного нравственного поступка. Именно на фоне эмоциональной зависимости от взрослого у ребенка развивается притязание на признание в сфере морального поведения.
B процессе развития личность ребенка легко формируется, но также и легко деформируется. Любое нарушение или дисгармония в окружении малыша или в отношении к нему может повлиять на его поведение. У ребенка быстро формируются стереотипы поведения, он легко приобретает некоторые привычки, которые, как на первый взгляд кажется родителям, не искоренимы никакими воспитательными мерами. Такое поведение или вредные детские привычки проявляются в том, что ребенок любит сосать палец, кусать ногти, вырывать себе волосы, ковырять в носу или тереть глаза, ритмично покачиваться из стороны в сторону.
Сосание пальца, потирания, почесывания и прочее - не что иное, как компенсаторные механизмы, с помощью которых ребенок пытется погасить свою тревожность, утолить недостаток внимания со стороны взрослых или же преодолеть свой страх.
Конечно, было бы хорошо, если бы ребенок избавился от вредных привычек сам. Однако это практически невозможно, и поэтому родителям придется запастись терпением и намять бороться с первопричиной, а не со следствием.
Формирование личности ребенка и его психологические особенности изучали ведущие психологи: Эриксон Э., Эльконин Д.Б., Мухина В. С., Спиваковская А.С., Божович Л. И. и другие.


1. Понятие патологические привычки детей

В процессе развития личность ребенка легко формируется, но также и легко деформируется. Любое нарушение или дисгармония в окружении малыша или в отношении к нему может повлиять на его поведение. У ребенка быстро формируются стереотипы поведения, он легко приобретает некоторые привычки, которые, как на первый взгляд кажется, неискоренимы никакими воспитательными мерами.
Привычка - это повторяющееся действие, часто неосознанно, имеющее свою причину и выполняющее определенную роль. Это своего рода ритуал, который ребенок выполняет всякий раз при возникновении определенных обстоятельств.
Необходимо иметь в виду, что причина привычки может быть вполне безобидна - малыш просто "подсмотрел" такую манеру вести себя у другого ребенка или даже у взрослого. В возрасте трех с половиной лет мальчик неожиданно начал постоянно откашливаться, хотя никогда не жаловался на насморк или кашель. Малыш делал это бессознательно. Как вскоре выяснилось, он неосознанно подражал своей воспитательнице из детского сада, которая из-за своей простуды была вынуждена часто откашливаться.
Многие из привычек мы считаем вредными, но на самом деле не все являются таковыми. Однако с патологическими привычками непременно следует бороться, поскольку они оказывают негативное влияние на развитие ребенка. Они отвлекают ребенка от процесса познания и угрожает задержкой психического развития.
Основные патологические привычки, свойственные детям дошкольного возраста:
сосание предмета, соски, пальца,языка;
кусание или грызение ногтей (онихофагия);
онанизм (мастурбация);
покусывание губы или сосание щек;
привычка теребить волосы или мочку уха;
болезненное стремление выдергивать или выщипывать волосы (трихотилломания);
ритмическое раскачивание головой и туловищем (яктация) и много других.
Патологические привычки - фиксация тех или иных действий. Они уменьшают отрицательные эмоциональные переживания у ребенка (неудовлетворенность, противоречивые чувства к близким ребенку людям, неуверенность, тревогу, стыд, беспокойство, страх) и способствуют снятию эмоционального напряжения. Фиксации патологических привычек помогает и чувство удовольствия, которое испытывает ребенок, и повышенное внимание окружающих взрослых к этим действиям ребенка.
Наиболее распространёнными патологическими привычками у детей дошкольного возраста являются такие привычки, как сосание предметов, сосание пальца, грызение ногтей, онанизм (мастурбация). Реже у дошкольников встречаются болезненное стремление выдёргивать или выщипывать волосы (трихотилломания) и ритмическое раскачивание головой и туловищем (яктация) . В основе патологических привычек лежит фиксация тех или иных действий. Для того чтобы помочь детям избавиться от патологических привычек, родителям и педагогам необходимо , прежде всего , понимать их природу.
Известно, что патологические привычки уменьшают отрицательные эмоциональные переживания у ребёнка (неудовлетворённость, противоречивые чувства к близким людям) и способствуют снятию эмоционального напряжения. Фиксации патологических привычек помогает и чувство удовольствия, которое испытывает ребёнок, и повышенное внимание окружающих взрослых к этим действиям. Необходимо помнить, что при подавлении патологических привычек у малыша усиливается чувство внутреннего напряжения. Более того, подавив одну привычку дошкольника, мы тут же получаем взамен другую. Особая трудность заключается в том, что в большинстве случаев у детей отсутствует стремление к преодолению патологических привычек, более того, часто отмечается активное сопротивление попыткам взрослых устранить привычные и приятные действия (понимание патологических привычек как отрицательных у ребёнка появляется лишь к концу дошкольного возраста). Наряду с общими чертами патологические привычные действия имеют присущие каждому из них особенности, а значит, и способы преодоления.
Патологические привычки уменьшают отрицательные эмоции у ребенка, такие как неудовлетворенность, противоречивые чувства к близким людям. Они снимают эмоциональное напряжение, успокаивают ребенка.
Фиксации патологических привычек способствует и чувство удовольствия, которое испытывает ребенок и повышенное внимание окружающих взрослых к действиям ребенка.
Подавление патологических привычек не снимет психологическую проблему ребенка, а только усиливает чувство внутреннего напряжения. Взамен одной привычки может выработаться другая. У ребенка может возникнуть активное сопротивление, если взрослые попытаются подавить привычные и приятные действия для ребенка, так как ребенок зачастую не осознает своих действий. Дети дошкольного возраста не понимают отрицательного значения патологических привычек. Если же родители начнут стыдить ребенка, ругать его и наказывать за данное поведение, то тем самым могут усугубить эмоциональное состояние ребенка и закрепить его действия надолго. Необходимо помнить, что при подавлении патологических привычек у ребенка усиливается чувство внутреннего напряжения. Более того, подавив одну привычку у ребенка дошкольного возраста, мы тут же получаем взамен другую. Особая трудность заключается в том, что в большинстве случаев у дошкольников отсутствует стремление к преодолению патологических привычек, более того, часто отмечается активное сопротивление попыткам взрослых устранить привычные и приятные для ребенка действия (понимание патологических привычек как отрицательных появляется у ребенка лишь к концу дошкольного возраста). Наряду с общими чертами патологические привычные действия имеют присущие каждому из них особенности, а значит, и способы преодоления.
2.Патологические привычки

2. 1. Кусание или грызение ногтей (онихофагия)

Грызение ногтей более характерно для старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Способствуя уменьшению как повышенной возбудимости, так и чувства беспокойства, оно носит непроизвольный, автоматизированный характер и появляется в состоянии любого возбуждения или волнения, в том числе при разговоре, ожидании, выступлении, просмотре интересных телепередач и т. д. Несмотря на постоянный контроль родителей и угрозу наказания, сами дети не могут дать себе отчета, когда они сгрызли ногти, а иногда и кожу вокруг них. Взрослые же думают, что дети поступают назло им, и усиливают контроль. Однако ребенок всегда находит подходящий момент, и игра в «кошки-мышки» начинается снова. Больший эффект даст уменьшение чрезмерных требований родителей, их отказ от понуканий и непоследовательного отношения к воспитанию ребенка. Нельзя допускать односторонней интеллектуальной перегрузки детей в ущерб другим сторонам психического развития. И воспитателю стоит лишний раз похвалить таких, как правило, честолюбивых детей и особо отметить положительные результаты в индивидуальной беседе[2].
Обкусываться могут не только выступающие части ногтей, но и частично прилегающие участки кожи, что часто приводит к воспалительным явлениям. Обкусывание ногтей может сопровождаться их проглатыванием. Грызение ногтей, как и сосание пальца , возвращает ребёнка в период младенчества. Во время грызения ногтей ребёнок даёт выход своей агрессии. Напряжённости, психологического дискомфорта, раздражения и получает удовольствие. Если ребёнок не выражает свои отрицательные чувства, они копятся и , не находя выхода переполняют его. В этом случае грызение ногтей воспринимается как спасение. Грызение ногтей - легко возникающая привычка, носит непроизвольный , автоматизированный характер, избавиться от неё чрезвычайно трудно.
Что нужно делать
Необходимо научить ребёнка адекватным способам выражения агрессии, позволять ему свободно выражать агрессию, гнев. Для этого дома необходимо иметь, например, специальную подушку, на которую ребёнок может при необходимости выражать свои негативные чувства.
Не просто отказ от упрёков, угроз и наказания, а понимание того, что происходит с ребёнком, и переключение, отвлечение ребёнка в момент грызения ногтей. Уменьшить чрезмерное требование к ребёнку со стороны воспитывающих взрослых. Переключить пальцы малыша на более интересное и не менее приятное занятие всякий раз, когда вы замечаете у своего ребёнка эту привычку.
Необходимо настроиться на длительный период затухания этой привычки, которой обычно примерно равен периоду её протекания.
Что делать нельзя
Интеллектуально перегружать ребёнка в ущерб другим сторонам психического развития.
Говорить ребёнку про грызение ногтей, тем самым фиксировать словами в его сознании эту привычку.
Всячески запрещать ребёнку грызть ногти, наказывая его за эту патологическую привычку[1].

2.2.Проблема сосание пальца

Наиболее частым из патологических привычек будет сосание большого пальца. В физиологическом плане сосание пальца чаще бывает у детей с флегматическим темпераментом: неторопливых, медлительных и обстоятельных, «копуш», как говорят о них родители[2].
Встречается в основном в раннем и дошкольном возрасте, но может быть у младших школьников и даже у подростков. Наиболее распространено сосание большого пальца руки.
Патофизиологической предпосылкой сосания пальца и его ведущей причиной будет неудовлетворенность инстинкта сосания, большей частью вследствие затруднений при грудном вскармливании: его отсутствия, недостаточной продолжительности, тугих сосков, мастита, раннего перехода к рожку с широким отверстием в соске, в результате чего ребенок слишком быстро поглощает пищу и не успевает «насосаться» столько, сколько ему хочется. Один мальчик 4 лет, мать которого рано прекратила кормление грудью, сосал палец и однажды заявил: «Мама, дай пососать грудь».
Выступая как средство компенсации неудовлетворенного инстинкта сосания, сосание пальца закрепляется под воздействием неблагоприятных психологических факторов, важнейшим из которых является чувство беспокойства. На гормонально опосредованном уровне беспокойство может проявляться и у плода, если мать много волнуется при беременности, устает или часто болеет. На специальных снимках видно, как плод в этом случае сосет палец. Следовательно, уже здесь сосание пальца выступает в качестве безусловнорефлекторного способа уменьшения чувства беспокойства. После рождения подобный тип реагирования связан с упомянутыми выше препятствиями на пути реализации инстинкта сосания, и с 3 месяцев, когда ребенок может достаточно свободно вложить палец в рот, он начинает активно его сосать, восполняя этим не только инстинкт сосания, но и непроизвольно уменьшая рефлекторно возникающее чувство беспокойства в любой неприятной ситуации. С 5-6 месяцев беспокойство становится более или менее осознанным и все больше подверженным воздействию психологических факторов. В 6 месяцев наступает своеобразный перекрест, когда нереализация собственно инстинкта сосания начинает сказываться относительно меньше на возникновении привычки сосать палец, а психологические факторы, ведущие к появлению чувства беспокойства, - больше. Но еще до года большинство детей, а некоторые и до 1,5-2 лет испытывают желание сосать соску-пустышку. Резкие ограничения их в этом могут также быть причиной сосания пальца.
При сосании пальца, как и при грудном вскармливании, ребенок закрывает глаза, издает звуки, чмокает. Видно, что сосание доставляет ему удовольствие, и он находится в состоянии полузабытья, временами полностью отключаясь от окружающего. Оторвать его от этого занятия нелегко, и при малейшей возможности палец снова оказывается во рту, пока не наступит на некоторое время состояние удовлетворения. Сосание может продолжаться и во сне, и если пытаться разбудить ребенка, то он начинает сосать еще быстрее, выражая признаки беспокойства и словно стремясь наверстать упущенное. Так что сосание оказывает определенное регулирующее воздействие на нарушенный процесс не только засыпания, но и сна.
Из психологических факторов, способствующих появлению такого отклонения, обращает на себя внимание нежелание матери иметь ребенка. Нежеланность неблагоприятно отражается как на самой беременности, при которой нет должного самоконтроля, так и на грудном вскармливании, когда мать не стремится его полностью использовать и рано переходит на кормление через рожок и ложечку. Отсутствие ласки, теплого обращения, ранние выходы на работу, передача малыша на воспитание родственникам, в круглосуточные ясли и детский сад - все это сказывается на эмоциональном состоянии ребенка. Сказывается это и на внешнем облике таких детей: они кажутся неухоженными, невеселыми, как правило, излишне серьезны для своего возраста. У них понижен эмоциональный тонус и ослаблена жизненная энергия нередко до общей заторможенности с преобладанием эмоций печали, тоски и беспокойства. Тогда их состояние напоминает нерезко выраженную депрессию или эмоционально-депримированный настрой с постоянным чувством внутренней неудовлетворенности и беспокойства.
Для семейных отношений характерны конфликты родителей, алкоголизм, развод, нечуткое отношение к детям, предоставление их самим себе.
Клинической предпосылкой сосания пальца может быть невропатия с нарушенным засыпанием, частыми простудами, ОРЗ и сопутствующей астенией. Типичны в анамнезе диспепсии, колит или дизентерия с последующим развитием гипотрофии (недостаточного питания). Часто встречается минимальная мозговая недостаточность (ММН) с характерными для нее неустойчивым и трудноконцентрируемым вниманием, легкой истощаемостью, общей разбросанностью и неусидчивостью. В большинстве случаев ММН выступает как следствие алкоголизма отца, а в ряде случаев и матери ребенка, а также ее интенсивного курения в период беременности и грудного вскармливания. Помимо невропатии и легких органических нарушений, следует выделить лямблиоз и глистную инвазию аскаридами или власоглавом, оказывающими истощающее воздействие на и так уже первично-ослабленный организм ребенка.
Во всех случаях сосание пальца создает иллюзию удовлетворения, просто занятости - если ребенок один, успокоения - если он находится в состоянии беспокойства, подавленности чувств или не может заснуть. При дефиците воспитательного воздействия сосание пальца, как и онанизм, является средством компенсации недостающего внимания к себе, что представляет, по существу, самообман, поскольку не происходит никаких кардинальных перемен в жиз........



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.