На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Роль исполнительной власти в жизни общества. Принудительная сила государства. Правовое положение правительства в системе органов государственной власти. Взаимоотношения Правительства РФ с Президентом РФ. Анализ полномочий Президента и Правительства РФ.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 14.01.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Место и роль Правительства РФ в системе органов государственной власти России, обеспечивающих оборону государства.

Согласно ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Статья НО Конституции РФ закрепляет, что исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.
Роль исполнительной власти в жизни общества исключительно велика. Именно в исполнительной власти заключено то звено государства, которое практически организует жизнь каждого народа. Эта власть включает в себя основную массу государственных органов и наибольшее число государственных служащих, обладает широкими полномочиями. Исполнение законов, являющееся по концепции правового государства главной функцией исполнительной власти, объективно требует осуществления значительной по объему и направленности распорядительной деятельности, которая неиз-бежно затрагивает права и интересы граждан.
Исполнительная власть, а конкретнее - ее "силовые" министерства (обороны, внутренних дел, безопасности и др.), олицетворяет принудительную силу государства, а потому является предметом постоянного внимания со стороны политических сил и общественности, стремящихся не допустить чрезмерных ограничений своих законных прав и свобод. Столь же велика позитивная роль, а вместе с нею и опасность экономических министерств и ведомств, которые, содействуя свободной экономике и росту благосостояния, одновременно могут своим регулированием непомерно ограничить право частной собственности и свободу предпринимательства. В социально-культурной сфере от исполнительной власти в немалой степени зависит практическая реализация принципа социальной справедливости и государственная поддержка культуры. Отсюда та тщательность, с которой в каждом демократическом государстве подходят к вопросам формирования, организации и ответственности органов исполнительной власти.
Выполняя в целом, безусловно, полезную и необходимую функцию, исполнительная власть почти во всех странах и на всех уровнях обнаруживает в себе тенденцию к разбуханию государственного аппарата, а также коррупции и чиновничьему произволу. Обилие разного рода министерств и ведомств объективно требует высокой координации их деятельности, что достигается далеко не всегда. Постоянной и повсеместной проблемой является установление деловых бесконфликтных взаимоотношений между исполнительной властью и властями законодательной и судебной. Эта проблема становится более острой в федеративных государствах, где вертикаль исполнительной власти постоянно сталкивается с трудностями распределения компетенции между центром, субъектами федерации и местным самоуправлением.
Тем не менее, роль исполнительной власти во всех государствах весьма велика и характеризуется тенденцией к усилению. К этому побуждают общее усложнение международной жизни и внутренней обстановки во многих странах, потребности экономики и растущие социальные нужды. Исполнительная власть реагирует на предъявляемые ей обществом требования поиском новых путей повышения эффективности своей деятельности, реорганизациями внутренней структуры, обновлением персонального состава и методов работы.
Роль исполнительной власти особенно важна в государствах переходного типа, прежде всего в постсоциалистических, где проводятся реформы по становлению демократической государственности, многоукладной экономики, динамичной трансформации всей системы общественных отношений. В этот период судьба реформ в основном оказывается в руках исполнительной власти, что предопределяет необходимость для нее стать сильной и независимой. Конституционно-правовые институты по мере усиления реформаторских тенденций закрепляют эту общественную необходимость.
Как свидетельствует мировой опыт, исполнительная власть олицетворяется в определенной системе государственных органов, связанных между собой по вертикали и горизонтали. На высшей ступеньке этой системы стоит правительство, возглавляемое главой государства (президентом) или главой правительства (премьер-министром). Правительство может называться по-разному (совет министров, кабинет министров, государственный совет и т.д.), но обычно оно представляет собой коллегиальный орган исполнительной власти, в состав которого входят министры и, в некоторых странах, руководители других ведомств.
Правовое положение правительства в системе органов государственной власти определяется формой правления, которая в свою очередь отражает особенности политической системы каждой страны и сложившийся баланс законодательной и исполнительной властей.
В парламентарных республиках (ФРГ, Италия и др.), а также в большинстве конституционных монархий (Великобритания, Испания и др.) правительство формируется парламентом, из чего логически вытекает его ответственность перед представительным и законодательным органом власти. В таких странах, имеющих развитую и стабильную политическую систему, правительство обычно состоит из представителей политической партии или партийной коалиции, пользующихся поддержкой парламента. Отсюда проистекает ведущая роль правительства в государственной жизни, поскольку оно включает в свой состав лидеров парламентского большинства. В этой связи ведущей властной фигурой в таких государствах выступает не глава государства, а глава правительства (премьер-министр).
По-другому выглядит роль правительства в президентской республике - (США и др.). Здесь избранный народом президент самостоятельно формирует состав правительства при ограниченном участии парламента, сам назначает и смещает министров. Правительство, являясь обычно однопартийным, несет ответственность только перед главой государства. В республиках президентского типа правительство как коллегиальный орган, как правило, отсутствует, а его место занимает совещательный орган при главе государства (администрация).
Вместе с тем считать, что правительство и вообще вся исполнительная власть в президентских республиках полностью уходят из-под контроля представительных органов власти и общественности, было бы неправильно. Основанная на принципе разделения и взаимодействия властей политическая система предоставляет представительным и судебным органам власти достаточные механизмы влияния на исполнительную власть. Однако в данном случае правительство получают возможность работать без постоянной оглядки на парламент, большинство в котором может принадлежать политической партии, оппозиционной по отношению к президенту. Правительство не знает частой смены своего состава вследствие вотумов недоверия, оно получает возможность последовательно проводить курс президента, одобренный на всенародных выборах.
В полупрезидентских республиках (Франция, Россия и др.) в положении правительства можно наблюдать элементы, как первой, так и второй из рассмотренных выше форм правления. Правительство здесь формируется президентом, но оно делит свою ответственность между ним и парламентом. Глава государства формально не входит в исполнительную власть, но, по существу, ее возглавляет, т.к. может председательствовать в совете министров. Правительство формируется, как правило, на однопартийной основе, хотя может включать и представителей других партий. Преимущество положения правительства при данной форме правления состоит в его стабильности, гарантом которой выступает президент, при сохранении известного контроля со стороны парламента. Такая форма правления обычно утверждается в странах с развитой многопартийностью и пропорциональной избирательной системой, что приводит к обилию в парламенте представителей различных политических сил, не имеющих ярко выраженного парламентского большинства.
Положение и место Правительства РФ в системе органов государственной власти вытекают из принципа разделения властей, сформулированного в ст. 10 и И Конституции РФ. Правительство осуществляет государственную власть наравне с Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ и судебной властью. Согласно Конституции РФ органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны, что предполагает невмешательство в деятельность каждой власти со стороны двух других. Так, члены Правительства РФ, его Председатель и заместители не могут быть депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации. Назначение депутата министром или другим членом Правительства влечет немедленное сложение им своих депутатских полномочий. В то же время Правительство РФ взаимодействует с палатами Федерального Собрания РФ, и особенно с постоянными комитетами и комиссиями, рассматривая их рекомендации и принимая соответствующие меры. Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" обязывает членов Правительства РФ по приглашению палат присутствовать на их заседаниях и отвечать на вопросы.
Детально изучив Конституцию РФ можно сделать вывод, что Правительство РФ несет ответственность в основном перед Президентом РФ. Однако Государственная Дума наделена полномочиями по даче согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, а также решению вопроса о доверии Правительству РФ. Правительство РФ может прекратить свою деятельность в случае, если Государственная Дума выражает ему недоверие и Президент РФ соглашается с этим решением. В такой ситуации Президент РФ объявляет об отставке Правительства РФ и принимает меры для формирования его нового состава.
В соответствии со ст. 117 Конституции РФ Президент России вправе не согласиться с решением Государственной Думы. Однако, если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об его отставке либо распускает Государственную Думу. В свою очередь, Председатель Правительства РФ также наделяется конституционным правом поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент России в течение семи дней обязан принять решение об отставке Правительства РФ либо о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.
В некотором смысле сложнее и менее определеннее выглядят взаимоотношения Правительства РФ с Президентом РФ, который формально не входит ни в одну из трех властей, однако, имея ряд конституционных полномочий в сфере исполнительной власти, по существу не только входит, но и возглавляет ее. Президент РФ назначает (с согласия Государственной Думы) и смещает Председателя Правительства РФ, назначает (по представлению Председателя Правительства РФ) и смещает заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.
Президент РФ единолично назначает и смещает руководителей подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти, напрямую руководит рядом федеральных министерств (обороны, иностранных дел, внутренних дел и др.).
Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ, его указы по своей юридической силе выше постановлений и распоряжений Правительства РФ. В соответствии с ч.З ст. 115 Конституции РФ Президент РФ может отменять постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ. Такими же полномочиями Президент РФ наделен и в отношении актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ч.2 ст.85 Конституции РФ).
Становится, очевидно, что Правительство РФ несет ответственность перед Президентом РФ, только ему подотчетно и подконтрольно. Не признавать этого - значит идти вопреки правовой логике и делать Правительство РФ полностью безответственным, поскольку Конституцией РФ не предусмотрена его ответственность перед Федеральным Собранием.
Анализ полномочий Президента РФ и Правительства РФ дает все основания считать главой исполнительной власти Российской Федерации именно Президента РФ, а не Председателя Правительства РФ или Правительство РФ в целом. Поэтому положение Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации" (с изм. и доп. от 31 декабря 1997 г.), объявляющего Правительство РФ высшим органом исполнительной власти, следует рассматривать достаточно условно, как свидетельство неразрешенного конституционно-правового противоречия. Правительство РФ может рассматриваться как высший орган исполнительной власти в том смысле, что является единственным коллегиальным органом, имеющим конституционную компетенцию в сфере исполнительной власти и право руководить всеми органами исполнительной власти. В то же время Правительство РФ функционирует, имея над собой Президента РФ, указания которого для Правительства РФ обязательны. При этом необходимо отметить, что в указах Президента РФ весьма часто встречаются положения, означающие прямое вмешательство в организацию и деятельность Правительства РФ.
Противоречивый характер отношений между властью Президента РФ и Правительства РФ не означает, что Правительство РФ бесправно, лишено самостоятельности и является только "тенью" Президента РФ. В пределах своей компетенции, установленной Конституцией РФ и федеральными законами, оно самостоятельно решает вопросы и несет установленную ответственность за свои действия. Правительство РФ возглавляет единую систему органов исполнительной власти и обеспечивает их согласованную деятельность. Оно издает свои правовые акты (постановления и распоряжения), которые обязательны к исполнению в Российской Федерации, самостоятельно строит свои отношения с Федеральным Собранием РФ и судебной властью, с органами государственной власти субъектов РФ.
Конституция РФ не закрепляет каких-либо специальных принципов деятельности Правительства РФ. Как любой орган государственной власти, оно руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента РФ. Более того, предназначение Правительства РФ как высшего органа исполнительной власти как раз и состоит в организации исполнения принимаемых Федераль-ным Собранием РФ законов, указов и распоряжений Президента РФ и международных договоров России, осуществлении контроля за исполнением всех этих актов органами исполнительной власти федерации и ее субъектов.
Полномочия Правительства РФ как высшего органа исполнительной власти закреплены в Конституции РФ, где Правительству РФ уделена специ-альная глава из восьми статей (ст. 110--117). Однако ряд полномочий Прави-тельства РФ и норм, регламентирующих его правовое положение, закреп-лены в других главах Конституции (глава 4 "Президент Российской Федерации", глава 5 "Федеральное Собрание"), а также раскрываются в Законах "О Правительстве РФ", "Об обороне", "О безопасности" и др.) и указах Президента РФ.
Основные вопросы правового положения Правительства РФ, порядок его формирования и деятельности закреплены Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (с изм. и доп. от 31 декабря 1997 г.)27
Правовым актом, регулирующим деятельность Правительства РФ, выступает также Регламент Правительства Российской Федерации28. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации", иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации он устанавливает основные правила организации деятельности Правительства РФ по реализации его полномочий:
планирование и организацию работы Правительства РФ (планирование заседаний Правительства РФ, законопроектной деятельности, организацию работы членов Правительства РФ);
порядок внесения и рассмотрения в Правительстве РФ проектов актов Правительства РФ и иных решений;
порядок подготовки и проведения заседаний Правительства РФ и оформления принятых решений;
порядок организации законопроектной деятельности;
особенности подготовки проекта федерального бюджета;
порядок участия Правительства РФ в деятельности Федерального Собрания РФ;
порядок подготовки заключений, поправок и официальных отзывов;
положение и порядок деятельности представителей Правительства РФ в Федеральном Собрании РФ;
порядок рассмотрения Правительством РФ запросов и обращений членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы;
порядок взаимоотношений Правительства РФ с органами судебной власти;
порядок деятельности представителей Правительства РФ в судах
27 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 51. ст. 5712
28 Утвержден постановлением Правительства РФ 18 июня 1998 г. № 604 «Вопросы организации деятельности Правительства Российской Федерации» (с изменениями от 29 марта, 26 октября 1999 г., 25 февраля 2000 г.) Собрание законодательства Российской Федерации от 6 июля 1998 г., N 27, ст. 3176 общей юрисдикции и арбитражных судах, в Конституционном Суде Российской Федерации;
* положение о Президиуме Правительства РФ, координационных и консультативных органах, образуемых Правительством РФ.
Конституция РФ не предусматривает закрепления системы федеральных органов исполнительной власти в федеральном законе, и только Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" установил такое правило.
Структура федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации устанавливается указами Президента РФ. Впервые после принятия всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации структура федеральных органов исполнительной власти была установлена Указом Президента РФ от 10 января 1994 г.29 Она включала 23 федеральных министерства, а также ряд государственных комитетов, департаментов, служб и агентств.
Система федеральных органов исполнительной власти впервые была определена Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. № 117630 и включала министерства РФ (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти (государственные комитеты РФ, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России) с определением их статуса.
Указом Президента РФ от 6 сентября 1996 г. N 132631 в систему федеральных органов исполнительной власти были введены федеральные комиссии России, а с изданием Указа Президента РФ от 9 июля 1997 г. № 71032 расширился состав "иных федеральных органов исполнительной власти". К ним было отнесено Управление делами Президента РФ, а в последующем - Главное управление специальных программ Президента РФ и Государственная техническая комиссия при Президенте РФ. С момента
29 См.: Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994.№ 3. ст. 190
30 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 34. ст. 4081
31 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №37. ст. 4264
32 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 28. ст. 3422
основания эти федеральные органы исполнительной власти стали подведомственными Президенту РФ.
В настоящее время структуру федеральных органов исполнительной власти определяет Указ Президента РФ от 17 августа 1999 г. N 1062 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" (с изм. и доп. от 15 октября, 12 ноября, 6 декабря 1999 г., 10 января, 29 февраля 2000 г.)33
Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ и законами, утверждаются Президентом РФ, а о других федеральных органах исполнительной власти -- Правительством РФ.
Статусу каждого органа исполнительной власти соответствует порядок назначения его руководителей. Так, федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Заместители федеральных министров назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ или в соответствии с законами. Назначение на должность и освобождение от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти, кроме федеральных министров и руководителей органов, подведомственных Президенту РФ, осуществляются Правительством РФ.
Руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ и законами, назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке.
Систему федеральных органов исполнительной власти возглавляет Правительство РФ. Наделенное полномочиями по координации деятельности системы исполнительной власти, правительство в любом государстве не в состоянии включить в свой состав руководителей всех органов исполнительной власти, поскольку число таких органов достаточно велико.
33 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1999 .№ 34. ст. 4223
Неизбежным поэтому является установление различных статусов и наименований органов исполнительной власти, что и определяет вхождение или невхождение их руководителей в состав правительства. В ряде стран в целях недопущения произвольного роста числа министерств и других исполнительных органов это число закреплено законом. В Российской Федерации такого законодательного перечня нет. В соответствии с ч. 1 ст. 110 Конституции РФ структуру федеральных органов исполнительной власти утверждает Президент РФ по представлению Председателя Правительства РФ.
Конституция РФ устанавливает строгий перечень лиц, входящих в Правительство РФ. Согласно ч. 2 ст. 110 Конституции РФ Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.
Для решения оперативных вопросов Правительство РФ по предложению Председателя Правительства РФ может образовать Президиум Правительства РФ, в состав которого входят Председатель Правительства РФ и его заместители, а также руководители ведущих федеральных министерств (обороны, иностранных дел, внутренних дел, экономики, финансов, юстиции и др.).
Председатель Правительства РФ, его первые заместители и заместители также руководят работой правительственных комиссий - координационных органов, образуемых Правительством РФ для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти в решении определенного круга задач. В свете рассматриваемой темы к числу наиболее значимых из них относятся комиссии Правительства РФ по оперативным вопросам, по военно-промышленным вопросам, по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами, по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Положения российского Правительства в области обороны определяется положениями Конституции РФ (ст.114) о том, что оно является непосредственным организатором и исполнителем государственно-властных решений в системе обеспечения безопасности и обороны. В соответствии с п. «д», ч. 1 ст.114 Конституции РФ Правительство РФ "осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации".
Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации" (с изменениями от 31 декабря 1997 г.) уточняет полномочия Правительства РФ как исполнительной власти в области обороны. В статье 20 Закона "Полномочия Правительства Российской Федерации по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации" говорится:
"Правительство Российской Федерации:
осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации;
организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации;
обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям;
обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности Российской Федерации;
принимает меры по охране Государственной границы Российской Федерации;
руководит гражданской обороной".
Закон РФ от 5 марта 1992 г. "О безопасности" (с изменениями от 25 декабря 1992 г.) в ст. 10 определяет полномочия исполнительных органов власти в системе безопасности.
"Органы исполнительной власти:
обеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности;
организуют разработку и реализацию государственных программ обеспечения безопасности;
осуществляют систему мероприятий по обеспечению безопасности личности, общества и государства в пределах своей компетенции;
в соответствии с законом формируют, реорганизуют и ликвидируют государственные органы обеспечения безопасности".
Федеральный за и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.