На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 94805


Наименование:


Диплом АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ С использованием ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ НА ПРИМЕРЕ ОАО «НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА «ТРАСТ»

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Банковское дело. Добавлен: 25.02.2016. Сдан: 2015. Страниц: 98. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАСЧЕТОВ С ПЛАСТИКОВЫМИ КАРТАМИ 6
1.1. Безналичные расчеты как составная часть платежного оборота 6
1.2. Пластиковая карта как инструмент безналичных расчетов 15
1.3. Механизм расчета с использованием пластиковых карт 23

2. АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ С использованием ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ НА ПРИМЕРЕ ОАО «НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА «ТРАСТ» 33
2.1. Анализ состояния рынка пластиковых карт в России 33
2.2. Анализ деятельности банка ОАО «Национальный Банк «Траст» по операциям с платежными картами 53

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РАСЧЕТОВ ПЛАСТИКОВЫМИ КАРТАМИ 60
3.1. Проблемы использования пластиковых карт 60
3.2. Совершенствование инфраструктуры использования пластиковых карт 78

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 94


ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях, при товарно-денежных отношениях, в процессе купли-продажи и оказания услуг, удовлетворения различного рода претензий и обязательств, а также распределения и перераспределения денежных средств возникают денежные расчеты. Эти расчеты могут принимать как форму наличных расчетов, так и безналичных. Значительную долю составляют безналичные расчеты.
Одним из инструментов безналичных расчетов является банковская карта. В большинстве экономически развитых стран банковская карта является неотъемлемым атрибутом сферы торговли и услуг. Проведение операций с помощью платежных карт показывает степень интегрированности банковской системы и общества. Достаточно сказать, что безналичная оплата товаров и услуг в промышленно развитых странах достигает 90% в структуре всех денежных операций [13].
Экономисты называют пластиковую карту «услугой века», одним из ключевых элементов «технологической революции в банковском деле». Количество выпускаемых карт растет ежегодно, количество платежей с их использованием тоже, поэтому изучение проблем использования пластиковых карт в России представляется особенно актуальным.
Преимущества, связанные с использованием пластиковых карточек на российском рынке, очевидны. Это, в первую очередь, уменьшение риска потери денег, устранение риска традиционных форм хищений, льготы при получении услуг на предприятиях торговли и сервиса, уменьшение затрат при проведении финансовых операций, в том числе покупок с использованием различных валют, поскольку конвертация производится по биржевому, а не по магазинному курсу. Очевидны преимущества, получаемые от использования пластиковых карт предприятиями торговли и сервиса: уменьшение расходов на инкассацию, транспортировку и обналичивание средств, упрощение расчетов с покупателями.
Очевидно, что переход к цивилизованному денежному обращению в России предполагает превращение пластиковых карт в общепризнанный инструмент безналичных расчетов человека.
Для российских банков весьма актуален вопрос предоставления населению и юридическим лицам полного спектра услуг на рынке банковских пластиковых карт. В последние годы можно назвать годами начинающегося «карточного» бума в нашей стране. Поэтому понятен интерес, проявляемый различными кредитно-финансовыми организациями и, в первую очередь, банками, к вопросам организации расчетов с использованием пластиковых карточек.
Российский рынок банковских карт еще очень молод, поэтому ему есть куда развиваться.
Цель бакалаврской работы ? показать особенности деятельности ОАО «Национальный Банк «Траст» на рынке пластиковых карт.
Для достижения поставленной в дипломной работе цели решались следующие задачи:
- рассмотреть безналичные расчеты как составную часть платежного оборота;
- изучить понятие и классификацию пластиковой карты;
- рассмотреть механизм расчетов с использованием пластиковых карт;
- проанализировать состояние рынка пластиковых карт в России;
- проанализировать деятельность «Национальный Банк «Траст» по операциям с платежными картами;
- изучить проблемы, возникающие при использовании пластиковых карт;
- рассмотреть изменения инфраструктуры пластиковых карт.
Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
В первой главе рассмотрены основы организации безналичных расчетов в России: изучение особенностей безналичных расчетов, их форм, рассмотрение преимуществ и недостатков представленных форм. Рассмотрена пластиковая карта, как один из способов безналичной оплаты, история ее появления, виды и преимущества, а также механизм расчетов с ее использованием.
Во второй главе рассмотрен анализ состояния рынка пластиковых карт в России, доля основных эмитентов пластиковых карт на мировом рынке, распределение держателей банковских карт по федеральным округам. Далее более детально рассмотрены расчеты с использованием пластиковых карт: динамика выпуска пластиковых карт, структура по типам выпущенных карт, по типам клиентов, присутствие основных платежных систем на российском рынке, целевое использование карточек.
В третьей главе изучены проблемы, с которыми сталкиваются участники расчетов посредством пластиковых карт. Представлены предложения по увеличению объемов и количества безналичных платежей по картам за счет совершенствования инфраструктуры, реализации проектов, способствующих увеличению заинтересованности расчетов с использованием карт.
При написании дипломной работы были использованы федеральные законы, указания (положения) Центрального банка Российской Федерации, статистические данные, учебники и учебные пособия российских авторов, данные периодических изданий сети Интернет.


1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАСЧЕТОВ С ПЛАСТИКОВЫМИ КАРТАМИ


1.1. Безналичные расчеты как составная часть платежного оборота

Безналичные расчеты - это расчеты, осуществляемые без использования наличных денег, посредством перечисления денежных средств по счетам в кредитных учреждениях и зачетов взаимных требований. Безналичные расчеты имеют важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости средств, сокращении наличных денег, необходимых для обращения, снижении издержек обращения [7, с. 14].
Особенности безналичных расчетов проявляются в следующем:
1. В расчетах наличными деньгами принимают участие плательщик и получатель, передающие наличные средства. В безналичных денежных расчетах участников трое: плательщик, получатель и банк, в котором осуществляются такие расчеты в форме записи по счетам плательщика и получателя;
2. Участники безналичных денежных расчетов состоят в кредитных отношениях с банком. Эти отношения проявляются в суммах остатков на счетах участников таких расчетов. Подобные кредитные отношения в налично-денежном обороте отсутствуют;
3. Перемещения (перечисления) денег, принадлежащих одному участнику расчетов, в пользу другого производятся путем записей по их счетам, в результате чего изменяются кредитные отношения банка с участниками таких операций. Другими словами, здесь производится кредитная операция, совершаемая с помощью денег. Тем самым оборот наличных денег замещается кредитной операцией [9, с. 19].
В настоящее время к безналичным расчетам предъявляются довольно жесткие требования. Они должны быть бесперебойны, своевременны, надежны, безопасны, экономичны. Для соблюдения всех этих требований, система безналичных расчетов должна строится на основе определенных принципов.
В зависимости от видов используемых расчетных документов и установленного порядка документооборота существуют следующие формы расчетов:
1. Традиционные формы безналичных расчетов на бумажных носителях: расчеты платежными поручениями, расчеты по аккредитиву, расчеты чеками, расчеты инкассовыми поручениями, расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямоедебетование).
2. Электронные платежи: расчеты с использованием электронных платежных поручений, расчеты с использованием пластиковых карт.
Каждая форма безналичных расчетов предусматривает использование определенных расчетных документов. Расчетный документ представляет собой оформленное в соответствии с установленными правилами на бумажном носителе или в электронном виде распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств, либо распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем) [14, с. 39].
В соответствии с Положением ЦБ РФ «О правилах осуществления перевода денежных средств» от 19 июня 2012 г. № 383-П (ред. 29 апреля 2014 г.) (далее - Положение № 383-П) выделяют следующие формы безналичных расчетов: расчеты платежными поручениями, расчеты по аккредитиву, расчеты чеками, расчеты инкассовыми поручениями.
Расчеты платежными поручениями.
При расчетах платежными поручениями банк плательщика обязуется осуществить перевод денежных средств по банковскому счету плательщика или без открытия банковского счета плательщика ? физического лица получателю средств, указанному в распоряжении плательщика.
Платежное поручение может использоваться для перевода денежных средств со счета по вкладу (депозиту) с учетом требований, установленных федеральным законом [6].
К несомненным достоинствам расчетов платежными поручениями относится их универсальность, возможность оплатить и товары и услуги. Используя современные технологии связи с банком, это быстро осуществляемая форма оплаты.
Не стоит упускать такой момент, как технические неполадки, в таком случае клиент вынужден подавать платежное поручение на бумажных носителях, что обязывает его оплатить услуги банка в двойном, а иногда и больше, размере. Так же не стоит забывать о времени осуществления операций по перечислению в обслуживающем банке.
Расчеты по аккредитиву.
При расчетах по аккредитиву банк, действующий по распоряжению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указаниями (банк-эмитент), обязуется осуществить перевод денежных средств получателю средств при условии представления получателем средств документов, предусмотренных аккредитивом и подтверждающих выполнение иных его условий (исполнение аккредитива), либо предоставляет полномочие другому банку (исполняющему банку) на исполнение аккредитива. В качестве исполняющего банка может выступать банк-эмитент, банк получателя средств или иной банк. Банк-эмитент вправе открыть аккредитив от своего имени и за свой счет. В этом случае банк-эмитент является плательщиком.
Аккредитив обособлен и независим от основного договора. Исполнение аккредитива осуществляется на основании представленных документов.
Передача аккредитива, изменений условий аккредитива, заявлений, уведомлений, извещений и иной обмен информацией по аккредитиву могут осуществляться в электронном виде или на бумажном носителе с использованием любых средств связи, позволяющих достоверно установить отправителя [6].
Существует несколько видов аккредитивов:
1. Покрытый (депонированный) - аккредитив, при открытии которого банк-эмитент обязан перечислить сумму аккредитива (покрытие) за счет плательщика либо за счет предоставленного ему кредита в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия обязательства банка-эмитента;
2. Непокрытый (гарантированный) - аккредитив, при открытии которого исполняющему банку предоставляется право списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента (при наличии корреспондентских отношений);
3. безотзывный аккредитив - аккредитив, который не может быть отменен без согласия получателя средств;
4. Отзывной аккредитив - аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом без предварительного уведомления получателя средств.
На каждом аккредитиве указывается, является ли он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания аккредитив считается отзывным. Аккредитив может быть предназначен для платежа только в пользу одного получателя средств [19, с. 64].
Срок действия и порядок платежа по аккредитиву устанавливаются в договоре между плательщиком и получателем средств.
Главное преимущество - гарантия платежа поставщику; контроль за выполнением условий поставки и условиями аккредитива банками; как правило не отвлекаются средства из хозяйственного оборота.
Минусы: сложный документооборот и задержки документов, связанные с контролем документов в банке и их пересылкой между банками, является недостатком аккредитивной формы расчетов. Во внешнеторговой сделке еще одним недостатком аккредитивной формы расчетов для сторон является высокая стоимость этой операции. За открытие, авизование, подтверждение, прием и проверку документов по аккредитиву и т. д. банки взимают комиссию, которая зависит от суммы аккредитива. В международной торговле сложилась практика разделения банковских расходов между контрагентами, каждый из которых оплачивает банковские комиссии на территории своей страны.
Расчеты чеками.
Чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.
В качестве плательщика по чеку может быть указан только банк, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков.
Отзыв чека до истечения срока для его предъявления не допускается.
Выдача чека не погашает денежного обязательства, во исполнение которого он выдан.
Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются ГК РФ, а в части, им не урегулированной, другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами < document/cons_doc_LAW_163304/?dst=100305> [1].
Для безналичных платежей могут применяться чеки, выпускаемые банками. Такие чеки могут использоваться:
1. Клиентами данного банка (на основании договоров банка с клиентами);
2. В межбанковских расчетах и платежах в рамках корреспондентских отношений (на основании договоров банка с клиентами и межбанковских соглашений) [33, с. 78].
Чеки коммерческих банков не применяются для расчетов и платежей через подразделения расчетной сети Банка России.
Чек должен содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные в ГК РФ, а также может содержать дополнительные реквизиты, определяемые спецификой банковской деятельности и налоговым законодательством. Форму чека банк определяет самостоятельно.
Преимущества для поставщика: относительная быстрота расчетов и большая скорость поступления денег на счет чекодержателя и соответственно ускорение оборота и сокращения дебиторской задолженности. Для покупателя: высокая степень гарантии получения товара, т. к. чек выписывается или передается в момент получения товара, выполнения работ и предоставления услуг.
Минусы для поставщика: недостаточная гарантия платежей из-за недостаточности средств у чекодателя, т. е. стоимость полученных товарно-материальных ценностей или услуг должна совпадать с суммой чека, невозможность расчетов чеками по крупным суммам платежей; возможность подделки. Для покупателя: относительная сложность в оформлении чека покупателем; при получении продукции может оказаться, что часть ее не соответствует требованиям получателя, или, наоборот, появилась продукция, нужная потребителю, а сумма чека не позволяет уменьшить или увеличить ее размер.
Расчеты инкассовыми поручениями.
Инкассовые поручения применяются при расчетах по инкассо в случаях, предусмотренных договором, и расчетах по распоряжениям взыскателей средств. Получателем средств может являться банк, в том числе банк плательщика.
Применение инкассовых поручений при расчетах по инкассо осуществляется при наличии в договоре банковского счета между плательщиком и банком плательщика условия о списании денежных средств с банковского счета плательщика и представлении плательщиком в банк плательщика сведений о получателе средств, имеющем право предъявлять инкассовые поручения к банковскому счету плательщика, об обязательстве плательщика и основном договоре, в том числе в случаях, предусмотренных федеральным законом. Право предъявления инкассовых поручений к банковскому счету плательщика может быть подтверждено получателем средств посредством представления в банк плательщика соответствующих документов
Если получателем средств является банк плательщика, условие о списании денежных средств с банковского счета плательщика может быть предусмотрено договором банковского счета и (или) иным договором между банком плательщика и плательщиком.
Если получателем средств является банк плательщика, списание денежных средств с банковского счета клиента-плательщика может осуществляться банком в соответствии с договором банковского счета на основании составляемого банком банковского ордера.
Расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование) осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом Российской Федерации «О национальной платежной системе» от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ, в соответствии с требованиями глав 1, 2 и 4 и Положения № 383-П. Получателем средств может являться банк, в том числе банк плательщика. При осуществлении безналичных расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств применяется платежное требование, иное распоряжение получателя средств. Если получателем средств является банк, списание денежных средств с банковского счета клиента-плательщика при наличии заранее данного акцепта плательщика может осуществляться банком в соответствии с договором банковского счета на основании составляемого банком банковского ордера.
Акцепт плательщика может быть дан до поступления требования получателя средств (заранее данный акцепт плательщика) или после его поступления обслуживающему плательщика оператору по переводу денежных средств. Акцепт плательщика может быть дан в договоре между обслуживающим плательщика оператором по переводу денежных средств и плательщиком либо в виде отдельного документа или сообщения.
Акцепт плательщика может быть дан в отношении одного или нескольких получателей средств, одного или нескольких требований получателя средств.
В случае отсутствия заранее данного акцепта плательщика оператор по переводу денежных средств передает поступившее требование получателя средств для акцепта плательщику не позднее дня, следующего за днем поступления требования получателя средств.
Допускается акцепт плательщика в части суммы требования получателя средств (частичный акцепт плательщика), если иное не предусмотрено договором между оператором по переводу денежных средств и плательщиком.
Эти виды расчетов считаются достаточно удобными, т. к. они быстрые и не имеют под собой большого документооборота, особенно в случае использования инкассовых поручений.
Отрицательные характеристики: разрыв во времени между отгрузкой товара, передачей документов в банк и получением платежа, который может быть достаточно продолжительным, что замедляет оборачиваемость средств экспортера; отсутствие надежности в оплате документов (может отказаться от оплаты товарных документов или оказаться неплатежеспособным к моменту прибытия их в банк импортера).
Осуществление безналичных расчетов с помощью расчетных документов на бумажных носителях чрезвычайно замедляет процесс совершения платежей и увеличивает его стоимость. Во многих зарубежных странах безналичные расчеты осуществляются в основном с помощью телекоммуникационных систем связи, тем самым бумажный оборот сведен до минимума.
Банки Российской Федерации давно поняли необходимость внедрения электронных расчетов.
В Российской Федерации электронные расчеты начали внедряться сразу в двух звеньях системы безналичных платежей: во взаимоотношениях коммерческих банков со своей клиентурой (уровень «банк - клиент») и в межбанковских расчетах (уровень «банк - банк»).
Договоры о расчетно-кассовом обслуживании с использованием документов в электронной форме, заключаемые между коммерческими банками и их клиентами, сейчас это норма. Особенности электронных платежей, производимых на базе таких договоров (уровень «банк - клиент») и межбанковских расчетов в электронной форме (уровень «банк - банк»), примерно одинаковы.
Договор на расчетно-кассовое обслуживание с использованием документов в электронной форме представляет собой разновидность договора банковского счета, предусматривающую осуществление безналичных расчетов с использованием различных документов (в том числе расчетных) не только в бумажной, но и в электронной форме. Поэтому помимо прав и обязанностей, традиционных для договора банковского счета, эти договоры содержат ряд дополнительных условий, отражающих специфику электронных платежей.
Предметом такого договора является деятельность банка по оказанию своему клиенту услуг по осуществлению безналичных платежей с использованием в ряде случаев расчетно-кассовых документов в электронной форме [8, с. 17].
Банки пока опасаются целиком переходить только на электронный документооборот. Поэтому в таком договоре специально оговариваются те виды документов, которые будут передаваться в электронной форме. Как правило, ими являются платежные поручения и выписки из счета клиента. Все остальные расчетно-кассовые документы составляются на бумажных носителях, передаются и обрабатываются традиционным способом. Обычно договор предусматривает возможность расширения круга расчетных документов, изготавливаемых в электронной форме [22, с. 19].
Порядок эмиссии банковских карт и расчетов с их помощью регулируется в основном нормативными актами ЦБ РФ, поскольку в ГК РФ федеральном законодательстве не уделено достаточного внимания электронным формам расчетов.
Банковская карта - это средство для составления расчетных и иных документов, подлежащих оплате за счет клиента. Также банковскую карту можно определить как персонифицированный платежный инструмент, предоставляющий держателю возможность безналичной оплаты товаров или услуг и получения наличных денежных средств в отделениях (филиалах) банков и банкоматах [10, с. 28].
Для совершения операций с пластиковыми картами кредитной организации достаточно иметь обычную лицензию на проведение банковских операций, отдельного разрешения со стороны Банка России не требуется. Кредитная организация может эмитировать банковские карты для физических и юридических лиц при условии, что ее лицензия на проведение банковских операций предусматривает операции по счетам указанных лиц в соответствующей валюте.

1.2. Пластиковая карта как инструмент безналичных расчетов

Пластиковая карта - это персонифицированный платежный инструмент, предоставляющий владельцу возможность безналичной оплаты товаров и услуг, а также получения наличных средств в отделениях (филиалах) банков и банковских автоматах (банкоматах) [10, с. 28]. Принимающие карточку предприятия торговли и сервиса, отделения банков образуют сеть точек обслуживания карточки (или приемную сеть).
Идея применения такого инструмента, как платежные карты впервые была выдвинута в конце XIX в. в Великобритании. На практике первые кредитные карты появились вначале XX в. в США и еще небыли ни банковскими, ни пластиковыми. Самая первая кредитная карта выпущена в 1914 году фирмой «GeneralРеtrоleumСоrроrаtionofСаlifornia». Карты использовались для оплаты при торговле нефтепродуктами. Владельцы таких карт получали скидки при покупке товаров, возможность покупки в кредит и другие преимущества при обслуживании. Фирма-эмитент получала постоянных клиентов и стабильные доходы. С увеличением числа пользователей возник вопрос об учете и регистрации продаж по каждой эмитированной, т. е. выпущенной, карте, что привело к созданию механизма эмбоссирования карт, т. е. получения отпечатка с карты на торговом чеке.
В 1928 г. бостонская компания FarringtonManufacturing выпустила первые металлические карты. На них выдавливались (эмбоссировались) идентификационные данные, что позволило в некоторой степени автоматизировать процедуру приема карты [13, с. 29].
При оформлении покупки продавцом на специальном прессе (импринтере) делался отпечаток этих данных на торговом чеке-квитанции (слипе). Такая технология приема карт, несмотря на внушительные современные технические достижения в этой области, сохранилась и поныне. В последующие годы были придуманы такие элементы финансовой кредитной схемы, как минимальное ежемесячное погашение долга, период отсрочки, т. е. беспроцентного кредитования, и многое другое. И все же эти карты не могли выступать полноценным платежным средством. Это были клубные карты, которые подтверждали принадлежность пользователя к той или иной системе учреждений сферы обслуживания.
Первые карты, являющиеся полноценным платежным средством, были выпущены не банковскими, а коммерческими организациями. Эмитентами данных карт стали компании DinersClub, Express и HiltonCredit. В 1950 г. компания «DinersClub» ввела в обращение платежные карточки, принимаемые в оплату за обслуживание в ресторанах, отелях и туристических агентствах. Впоследствии они начали называться карточками туризма и развлечений. Это была по существу первая полномасштабная схема трехстороннего соглашения с участием эмитента карточки, торговых предприятий и держателей карточек. В 1958-1959 г.г. с аналогичными проектами на рынок вышли другие небанковские организации [13, с. 34].
Первая банковская карта была выпущена в 1951 г. маленьким нью-йоркским банком LongIslandBank (впоследствии он был поглощен конкурентами), и с тех пор началось бурное развитие этого вида банковских услуг. В 1951-1958 г.г. некоторые американские банки начали создавать собственные карточные системы, но масштабы их были невелики и карточки носили локальный характер. В 1957 г. в США было 26 банков-эмитентов карточек, в программах которых участвовало 754 тыс. держателей карточек и около 11 тыс. торговцев. Объем торгового оборота с применением карточек составлял 40 млн долл. в год [10, с. 40].
Первая универсальная карта BankofAmerika прошла испытания в г. Сан-Франциско в 1956 г. Эта карточка быстро приобрела популярность. Объем операций с «BankAmericard» возрос в 1961-1967 гг. с 75 до 335 млн долл. количество держателей карточки - с 1 до 27 млн чел., число участвующих в программе торговцев - с 35 до 83 тыс. чел. [13, с. 35].
В то же время на северо-востоке страны ряд крупных банков испытал неудачи с введением собственных карточек. Банку «Чейз Манхэттен Банк» пришлось даже продать свой отдел кредитных карточек в 1962 г. из-за понесенных убытков. Причина заключалась в неразвитости сети отделений банков этого региона, что тормозило развитие операций с частными лицами и препятствовало внедрению карточек в платежный оборот.
Тем не менее, вскоре на рынок многофункциональных кредитных карточек потянулись другие американские и несколько европейских банков. Так, в 1967 г. первым клиентам крупных французских банков была предложена «Голубая карточка» для облегчения расчетов с примкнувшими к этой сети предпринимателями [10, с. 42].
Предприниматель производил на квитанции оттиск карточки, содержавшей банковские реквизиты клиента. Клиент подписывал квитанцию, и бизнесмен сравнивал эту подпись с имеющейся на обороте карточки (как это делается с дорожными чеками). Он проверял, нет ли номера данной карточки в черном списке, если сумма квитанции превышает предусмотренный договором гарантированный лимит. После чего ему оставалось передать квитанцию в свой банк, как он сделал бы и с чеком. Что касается клиента, то его счет дебетовался немедленно либо спустя некоторое время, в зависимости от условий договора.
С 1966 г. BankofAmerika начал продажу лицензий на использование карточной технологии другим банкам. Для этой цели он учредил отдельную организацию «BankofAmerikaServiceCorporation», в которой сосредоточились все операции с карточками «BankAmericard» и выдача лицензий на выпуск карточек другим банкам, что дало возможность тысячам мелких кредитных учреждений приобщиться к карточному бизнесу. Они получили ноу-хау и необходимые технические средства, но вынуждены были поставить свои карточные операции под жесткий контроль «BankofAmerikaServiceCorporation», которая установила стандарты и определила правила обращения с карточками. К 1970 г. уже 3300 банков стали участниками новой системы. К ней примкнули и некоторые крупные зарубежные банки, например «Барклайс Банк» (Великобритания) [13, с. 36].
«BankAmericard» не удалось, однако, монополизировать операции с карточками на внутреннем и международном рынках. Одной из причин было недовольство участников системы диктатом компании - вплоть до решения вопроса о выдаче карточек клиентам отдельных банков. Лишь позднее, когда корпорация была переименована в «Visa», банки-участники получили большую автономию, и в частности право указывать название конкретного банка-эмитента на лицевой стороне карточки.
Вначале выпуск банковских карт часто оказывался нерентабельным. Для минимизации потерь необходимо было развивать клиентскую базу. Методы достижения данной цели выбирались самые разные. Так, в 1960-1965 г.г. в ряде мелких банков Калифорнии придумали рассылать карточки по почте. Причем некоторые банковские учреждения предлагали карты своим клиентам бесплатно, однако по истечении года, порой без всякого предупреждения, взыскивали годовую плату за обслуживание с банковского счета клиента в безакцептном порядке.
Таким образом, к началу семидесятых годов в Соединенных Штатах было два основных конкурента на рынке универсальных банковских карт: BankAmericard (с 1977 г. - «Visa») и IСА (в 1980 г. ассоциация обретет свое сегодняшнее название - «MasterCard»). Обе платежные системы с момента учреждения внесли в устав нормы о запрете приема в свои ряды банков - участников платежной системы конкурента. Потребовалось 10 лет (с 1966 г. по 1976 г.) и несколько судебных процессов, чтобы двойное членство было разрешено [15, с. 70].
Параллельно с развитием американского рынка шла и интернационализация карточных операций. В 1951 г. компания DinersClub выдала первую лицензию на использование своего имени и схемы в Великобритании. Примерно в это же время Британская ассоциация отелей и ресторанов начала выпускать небанковскую кредитную карту ВНR. В 1965 г. данная система объединилась со своим шведским конкурентом, Rikskort. Так была создана компания EUROCARD International («Еврокард»). В 1974 г. IСА подписала соглашение с британской системой Ассess («ЭксессКард»), которая входила в Ассоциацию Еврокард. С этого момента началось сотрудничество EUROCARD и американской Межбанковской карточной ассоциации IСА, закончившееся слиянием этих двух компаний. Интересно отметить, что развитие карточных операций в других странах повторяет в основных моментах процесс становления американской системы карточек.
К международным платежным системам на основе пластиковых карт принято относить следующие системы: VISA, Europay/MasterCard, DinnersClub, AmericanExpress.
В СССР банковские карты в рублевых расчетах внутри страны не использовались. В 1969 г. было подписано первое международное соглашение с компанией «ДайнерсКлаб», в 1974 г. - с «Америкэн экспресс», в 1975 г. - с «БэнкАмерикард» и «Еврокард», в 1976 г. - с японской компанией «Джей-Си-Би». С советской стороны все эти соглашения подписывались организацией «Интурист», которая и осуществляла расчеты по пластиковым картам для элитных иностранных туристов в специальных валютных магазинах «Березка» и гостиницах. В 1989 г. Внешэкономбанк выпустил «золотые» карты «Еврокард», но в очень ограниченном количестве и для узкого круга лиц. Поэтому принято считать, что первым российским коммерческим банком, выпустившим карту системы «Виза», стал в 1991 г. Кредобанк.
Наряду с внедрением карт международных платежных систем с начала 90-х годов стали развиваться и российские платежные системы: «СТБ Карт» на базе банка «Столичный», «Юнион Карт» - на базе Автобанка, «Золотая корона» - на базе Сибирского торгового банка и, конечно же «Сберкарт» - на базе крупнейшего отечественного коммерческого банка - Сберегательного банка Российской Федерации [13, с. 38].
В ходе развития карточных систем возникли разные виды пластиковых карт, различающихся назначением, функциональными и техническими характеристиками. Существует много признаков, по которым можно классифицировать пластиковые карты.
С точки зрения механизма расчетов выделяются двухсторонние и многосторонние системы. Двухсторонние карты - возникли на базе двухсторонних соглашений между участниками расчетов, владельцы карточек могут использовать их для покупки товаров в замкнутых сетях. Многосторонние карты - возглавляют национальные ассоциации банковских карточек, предоставляют владельцу карточки возможность покупать товары в кредит у различных торговцев и организаций сервиса, получать кассовые авансы, пользоваться автоматами для снятия наличных денег с банковского счета и т. д.
Тип карты определяется счетом, к которому она прикреплена, или который является для карты основным. Карта может быть прикреплена сразу к нескольким счетам (такие карты называют мультивалютными) и, наоборот, к одному счету может быть прикреплено несколько карт.
Согласно Положению ЦБ РФ «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» от 24.12.2004 г. № 266 карты могут быть: кредитные, дебетовые, предоплаченные.
Кредитные карты предназначены для оплаты различных услуг и товаров за счет кредита, предоставленного банком либо специализированной сервисной компанией, не имея ни наличных денег, ни денег на банковском счете, необходимо иметь договор с банком, в котором клиент обязуется в течение определенного срока возвратить банку появившийся в результате платежа долг.
Дебетовые карты - используются для оплаты товаров и услуг, получения наличных денег в банках путем прямого списания денег со счета плательщика, клиент распоряжается только суммой с его банковского счета, обработка карточки в режиме on-line. В том числе могут быть карты с овердрафтом - возможность производить платежи свыше суммы, которая зачисляется на счет владельца карточки, это сравнительно небольшая сумма трактуется как автоматическое предоставление кредита без специального кредитного договора.
Предоплаченная карта предназначена для совершения ее держателем (физическим лицом) операций, расчеты по которым осуществляются кредитной организацией-эмитентом от своего имени за счет денежных сре........

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 26 янв. 1996 г. № 14-ФЗ (в ред. от 30.11.2011, с изм. 01.01.2012) // СПС «КонсультантПлюс».
2. О национальной платежной системе [Электронный ресурс]: федеральный закон от 27.06.2011 г. № 161-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
3. Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт [Электронный ресурс]: положение Банка России от 24 дек. 2004 г. № 266-П (в ред. от 15.11.2011, с изм. 10.08.2012) // СПС «КонсультантПлюс».
4. Об осуществлении наличных расчетов < hotlaw/federal/542168/> [Электронный ресурс]: указание Банка России от 07.10. 2013 г. № 3073-У // СПС «КонсультантПлюс».
5. О рекомендациях по раскрытию информации об основных условиях использования банковской карты и о порядке урегулирования конфликтных ситуаций, связанных с ее использованием [Электронный ресурс]: письмо Банка России от 22.11. 2010 г. № 154-Т // СПС «КонсультантПлюс».
6. О правилах осуществления перевода денежных средств [Электронный ресурс]: положение Банка России от 19 июня 2012 г. № 383-П // СПС «КонсультантПлюс».
7. Алехин Б. И. < notices/index/IdNotice:90055/index.php?url=/auteurs/view/31296/source:default> Кредитно-денежная политика : учеб. пособие для вузов / Б. И. Алехин < notices/index/IdNotice:90055/index.php?url=/auteurs/view/31296/source:default>. - 3-е изд., перераб. и доп . - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 135 с.
8. Антонова М. Безналичная зарплата: плюсы и минусы / М. Антонов // Новая бухгалтерия. - 2008. - № 11. - C. 16-23.
9. Афанасьева Л. П. Основы банковской деятельности (банковское дело) : учеб.пособие / Л. П. Афанасьева, В. И. Богатырев, Н. Г. Журкина. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 320 с.
10. Бабаева А. Платежные карты. Бизнес-энциклопедия: энциклопедия / А. Бабаева. - Москва: Маркет ДС, 2014. - 760 с.
11. Белоглазова Г. Н. Банковское дело : учебник для вузов / Г. Н. Белоглазова, Л. П. Кроливецкая, Н. А Савинская. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 384 с.
12. Борисяк Д. Россияне стали чаще расплачиваться банковскими картами [Электронный ресурс]. - Режим доступа: < news/bankpress/?id=4054828>. (28.08.2012).
13. Булатова А. И. Рынок пластиковых карт в России: особенности и перспективы развития / А. И. Булатова, А. Р. Рахматуллина // Экономика, управление, финансы: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.). - Пермь: Меркурий, 2014. - С. 56-59.
14. Быстров Л. В. Пластиковые карты : учеб. пособие / Л. В. Быстров, А. С. Воронин, А. Ю. Гамольский. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: БДЦ-пресс, 2012. - 624 с.
15. Владимирова М. П. Деньги, кредит, банки : учеб.пособие / М. П. Владимирова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2014. - 274 с.
16. Войтешенко Б. С. Основы банковского дела : учеб.пособие для вузов / Б. С. Войтешенко, Ю. М. Ясинский, В. В. Козловский, Т. Д. Брежнева - М.: Тесей, 2014. - 447 с.
17. Гознак оценил будущее безналичных платежей в России[Электронный ресурс]. -Режим доступа: < news/2013/07/17/payments> . (17.07.2013)
18. Деев Д. Доли рынка платежных систем на рынке банковских карт РФ. Итоги 2008-2011 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа :< analit/pubs/100596.htm> . (29.03.2012)
19. Дубовская А. Пятна на карте мира / А. Дубовская [Электронный ресурс] // Информационный портал. - Режим доступа: < >20. Жуков Е. Ф. Банки и банковские операции : учебник для вузов / Е. Ф. Жуков, Л. М. Максимова, О. М. Маркова О. М. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 471 с.
21. Заплати, не выходя из дома [Электронный ресурс] // Информационный портал. - Режим доступа: http: // www.banki.ru /news/research/?id =2960922. (24.05.2011)
22. Ивлева Г. И. Актуальность рынка пластиковых карт в современной банковской системе / Г. И. Ивлева // Молодой ученый. - 2013. - №10. - С. 311-314.
23. Иванова Е. В. Анализ рынка банковских операций с пластиковыми картами в России / Е. В. Иванова // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2014. - № 2 (16). - С. 93-102.
24. Карточным платежным системам предписано утроение [Электронный ресурс] // Информационный портал. - Режим доступа : novosti/s/kartochnym-platezham-predpisano-utroenie-10012407 / # ix zz 2AbWPc3Go (25.06.2013).
25. Кузнецова И.М. Локальные платежные системы ступень в мир электронных денег / И. М. Кузнецов // Банковские технологии. - 2008. - № 4. - С. 18-20.
26. Наличные деньги и электронные средства платежа: проблемы, тенденции [Электронный ресурс] // Деньги и кредит - 2012. - № 7. - Режим доступа: < publ/main.asp?Prtid=MoneyAndCredit> .
27. Нуреев Р. М. Деньги, банки, денежно-кредитная система : учеб. пособие / Р. М. Нуреев. - М.: ФиС, 2013. - 168 с.
28. Платежные системы России. Анализ и статистика. Платежная система в России в 2010 г. - 2012. - Выпуск 26 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: < publ/main.asp?Prtid=PRS> (01.09.2014).
29. Платежные системы России. Анализ и статистика. Платежная система в России в 2011 г. - 2013. - Выпуск 31 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: < publ/main.asp?Prtid=PRS> (01.09.2014).
30. Поляк Г. Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Г. Б. Поляк. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 639 с.
31. Огуреева Н. В. Экономико-статистическое исследование развития рынка банковских карт в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: < asp/autoref_Ogureeva.pdf>.
32. Пластиковый мир будущего [Электронный ресурс] // Бизнес и инвестиции. - 2011. - Режим доступа: < 106-plastikovyy-mir-buduschego.html> (21.01.2012).
33. Помулева А. А сколько банковских карт у вас? [Электронный ресурс] / А. Помулева. - Режим доступа: < news/skolko-kart-u-vas.php>. (15.12.2013).
34. Помулева А. Рост рынка кредитных карт продолжается [Электронный ресурс] / А. Помулева. - Режим доступа: < news/rinok-kred-card-kvartal.php>. (21.12.2012).
35. Рожков А. Рынок кредитных карт в России вырос на 15% [Электронный ресурс] / А. Рожков // Ведомости. - Режим доступа: < news/bankpress/?id=3769951>. (24.04.2012).
36. Семибратова О. И. Банковское дело : учебник / О. И. Семибратова. - 4-е изд. - М: Академия, 2013. - 218 с.
37. Тедеев А.А. Электронные банковские услуги: учеб. пособие. - М.: Изд-во «Эксмо», 2012. - 272 с.
38. Трачук А. В. < OpacUnicode/index.php?url=/auteurs/view/82644/source:default>Перспективы распространения безналичных розничных платежей [Электронный ресурс] / А. В. Трачук < OpacUnicode/index.php?url=/auteurs/view/82644/source:default>, Д. Ю. Голембиовский < OpacUnicode/index.php?url=/auteurs/view/92569/source:default> // Деньги и кредит. - 2012. - № 07. - Режим доступа : /absopac.rea.ru/OpacUnicode/index.php?url=/users/login>.
39. Чумаров С. А. О понятии банковской карты / С. А. Чумаров // Российский юридический журнал. - 2009. - № 2. - С. 19-20.
40. Шарапов Е. БРИК: развитие безналичных платежей / Е. Шарапов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: < news/1052-brik-razvitie-beznalichnyh-platezhey.html>. (12.10.2012)
41. Шарапов Е. Карточный долг / Е. Шарапов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: < separateopinion/563-kartochnyy-dolg.html>.
42. Центральный банк РФ [Электронный ресурс]: официальный сайт. - Режим доступа: < statistics/bank_system/cards.asp> .
43. Яценко Е. Рейтинг самых «банкоматных» банков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: < news/banki-bankomati.php> (01.11.2012).
44. Годовой отчет Банка России за 2012 г. Режим доступа: < publ/main.asp?Prtid=God>
45. Годовой отчет Банка России за 2013 г. Режим доступа: < publ/main.asp?Prtid=God>




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.