На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 94977


Наименование:


Курсовик Понятие и сущность рынка труда.Формирование конкуренции на рынке труда

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 3.3.2016. Сдан: 2014. Страниц: 38. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление.
Введение…………………………………………………….………2
Глава 1. Понятие и сущность рынка труда…………………………….4
1.1 Понятие рынка труда…………………………….………………….4
1.2.Сущность рынка труда………………………………………………9
1.3 Функции рынка труда…………………………………………..…..12
1.4 Особенности современного отечественного рынка труд………...13
Глава 2. Формирование конкуренции на рынке труда…………………20
2.1 Понятие конкуренции ……………………………………………...20
2.2 Современная конкуренция на рынке труда………………….…….22
2.3 Принципы конкурентного анализа ……………………...…………27
2.4 Конкурентное преимущество предприятия……………………..…33
Заключение………………………………………………………..………. 36
Список литературы………………………………………………..……… 38


Введение
Рынок труда имеет свои характерные особенности. Это связано со спецификой товара, который продается и покупается на этом рынке. В отличие от других ресурсов (факторов производства) труд является функцией жизнедеятельности человека и неотделим от личности. Поэтому сам труд не может быть продан, и на «рынке труда» продаются и покупаются услуги труда. Важной особенностью рынка труда является большая продолжительность взаимоотношений продавца и покупателя. Если на рынке товаров контакт продавца и покупателя в большинстве случаев ограничивается передачей прав собственности, то есть крайне непродолжителен во времени, то на рынке труда взаимоотношения продавца и покупателя длятся все то время, на которое заключен контракт. Надо также отметить, что большую роль на рынке труда играют неденежные факторы - престижность и сложность работы, условия труда и социальные гарантии и так далее.
Конкурентный рынок труда - рынок труда, на котором большое количество фирм без сговора между собой предъявляют спрос на конкретный вид рабочей силы большого числа рабочих, не являющихся членами профсоюза.
Проблема конкуренции на рынке труда актуальна в научном, практическом и образовательных аспектах, что определяется следующими обстоятельствами.
Во-первых, конкуренция является необходимым атрибутом рынка труда, одним из элементов его механизма. От масштабов, форм и методов конкуренции зависят как процессы развития данного рынка, так и качественно-количественные характеристики системы занятости. Это положение имеет особенное теоретическое и практическое значение для рыночных преобразований занятости.
Во-вторых, несмотря на глубокую научную проработанность проблемы конкуренции, специфика конкурентных отношений в сфере занятости выявлена слабо. Необходима разработка теоретических основ исследования конкуренции на рынке труда, позволяющих учесть специфику данного рынка в трансформируемой экономике.
В-третьих, отношения конкуренции вовлекается каждый индивид, выходящий на рынок труда, а его положение в трудовой сфере во многом зависит от умения правильно оценить конкурентную ситуацию на том или ином рыночном сегменте, выбрать адекватные для данной ситуации методы конкурентной борьбы и т.д. Это обусловливает целесообразность изучения теоретических основ конкурентных отношений в сфере занятости в рамках конкретных экономических дисциплин и доказывает актуальность темы исследования в образовательном аспекте.
В-четвертых, многообразие форм конкуренции на рынке труда определяет сложный характер отношений, складывающихся между его субъектами, которые преследуют неодинаковые цели и интересы, применяя для их реализации различные методы конкурентной борьбы, что порождает неоднозначность ее социально-экономических последствий.
Цель и задачи исследования. Цель исследования заключается в изучении спроса, предложения на конкурентном рынке труда, формирования и развития конкурентных отношений на рынке труда. Реализация указанной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
-сформировать понятие рынка труда;
-определить типологию и структуру рынка труда;
-определить как формируется рынок труда;
-изучить функции рынка труда;
- определить сущность конкуренции на рынке труда;
Объектом исследования выступают конкурентный рынок труда и особенности его развития в современных условиях.
Предметом исследования являются экономические и институциональные отношения, возникающие на конкурентном рынке труда.
1. Понятие и сущность рынка труда
1.1 Понятие рынка труда
Сфера труда - важная и многоплановая область экономической и социальной жизни общества. Она охватывает как рынок рабочей силы, так и ее непосредственное использование в общественном производстве. Рынок рабочей силы, или как его еще называют, рынок труда, имеет принципиальную особенность - его составляющими являются непосредственно живые люди, которые не только выступают носителями рабочей силы, но и наделены специфическими особенностями: психофизиологическими, социальными, культурными, религиозными, политическими и др. Эти особенности оказывают существенное влияние на мотивацию и степень трудовой активности людей и отражаются на состоянии рынка рабочей силы в целом.
На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т.д. Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах (отраслевой, профессионально-квалификационной, демографической), т.е. в общественном разделении труда, а также мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы.
Рынок труда представляет собой механизм осуществления контактов между покупателями рабочей силы (нанимателями) и продавцами рабочей силы (нанимаемыми). Этот рынок включает не только специально организованные учреждения - биржи труда, но и все индивидуальные сделки по найму рабочей силы. Рынок труда тесно связан с остальными подсистемами рынка. Например, для того чтобы пользоваться спросом, рабочая сила должна обладать определенной совокупностью физических, умственных и профессиональных способностей. Реализуя эти способности в процессе производства, она должна постоянно воспроизводиться. Это зависит, в частности, от состояния рынка потребительских товаров. На рынке рабочей силы должна присутствовать конкуренция как основная движущая сила совершенствования способностей работника к труду.
Круг продавцов на рынке труда чрезвычайно разнообразен. В него входят и шахтер, нанимающийся для добычи угля под землей, и рок-певец, подписывающий договор на проведение концертов, и ученый, получающий деньги для проведения нужных заказчику исследований, и министр, которому государство платит жалованье за руководство определенной сферой деятельности.
Испытывая потребность к постоянному воспроизводству, причем каждый раз на новом, более высоком уровне, носитель рабочей силы ищет только такого работодателя, которому он мог бы предложить ее на наиболее выгодных условиях. Поэтому в спросе на рабочую силу также должна быть конкуренция. При таких условиях будет происходить социальное и экономическое развитие общества, основанное на рыночной активности работников, предлагающих свою рабочую силу, с одной стороны, и нанимателей - с другой.
Во время радикальных экономических реформ в отечественной экономической литературе вновь оживилась дискуссия о том, как правильно называть данный рынок: «рынок труда» или «рынок рабочей силы». Какой товар продается на нем? К тому же в экономической литературе (зарубежной и российской) появились еще термины «рынок трудовых ресурсов» и «рынок трудовых услуг».
Вместе с тем нельзя не видеть, что они несут разную смысловую нагрузку. Так, рабочая сила - это способность к труду; труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на преобразование предметов природы в веешь, удовлетворяющую ту или иную потребность человека.
Трудовая услуга - это термин очень близкий к термину «труд», но он подчеркивает, что этот вид деятельности удовлетворяет потребность в момент его осуществления, т.е. представляет благо не в форме вещи, а в форме деятельности, например, медицинское, транспортное, бытовое обслуживание и т.д.
Наконец, трудовые ресурсы - это часть населения страны, обладающая физическими и духовными способностями для осуществления труда. На практике к ним относятся в нашей стране люди в трудоспособном возрасте: мужчины 16-59 лет, женщины - 16-54 года, за исключением неработающих инвалидов I; II группы.
Данную проблему можно разрешить, если чётко выделить тот товар, который является объектом купли-продажи. Сегодня в отечественной экономической литературе господствуют две основные точки зрения. Первая из них доказывает, что товаром является рабочая сила - потенциальные способности к труду. Вторая точка признает товаром труд. Но её сторонники, понимая, что труд - как процесс целесообразной деятельности трудно представить в виде товара, утверждают, что таковым является «потенциальный труд»
Для того чтобы ответить на вопрос об объекте рассматриваемого рынка, необходимо проанализировать ряд исходных положений, соблюдение которых обязательно для осуществления любых законных рыночных сделок.
Во-первых, на любом рынке осуществляется процесс купли-продажи того, что продавец имеет и намерен продать, а покупатель может приобрести. Что касается рабочей силы, то она неотделима от работника и ее нельзя продать, не продав и самого работника. На рынке труда же осуществляется процесс купли-продажи предстоящего труда, о чем и договариваются продавец и покупатель.
Во-вторых, процесс купли-продажи какого-либо объекта означает смену его собственника; при этом собственник обладает тремя правомочиями: владения, пользования и распоряжения. Работодатель не может стать собственником рабочей силы, а, следовательно, он не может ею распоряжаться (это исключительное право собственника). Работодатель становится собственником только результатов труда (так как труд проявляется только в его результатах), вследствие чего он ими не просто владеет и пользуется, но и распоряжается.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что все условия нормального функционирования рыночной экономики будут соблюдаться только при признании объектом купли-продажи на рынке именно труда работников, а не рабочей силы.
Достаточно сказать, что если понятие «рабочая сила» существует реально в живом организме человека, то второе - «труд» - реально не существует. Поэтому реальным товаром на рынке труда является рабочая сила. Далее дадим определение понятия «рынок труда».
Современный человек в массе своей обладает многими способностями и навыками, но не все они используются в том или ином конкретном труде. Конкретный труд служит критерием выделения из всей совокупности способностей, которыми обладает человек, только тех, которые действительно будут использоваться в данном труде. Эти способности, которые будут участвовать в конкретном труде, или функционирующие способности, и являются объектом купли-продажи, т.е. товаром. Но в силу того, что проявление этих способностей происходит в конкретном труде, вполне правомерно называть такой рынок рынком функционирующей рабочей силы или рынком труда.
Рынок труда выражает социально-трудовые отношения, обеспечивает занятость экономически активного населения, создаёт возможность получения необходимого заработка для воспроизводства самого работника и его семьи, облегчает переход работника на более подходящее для него рабочее место и т.д. Следует также учитывать, что термин «рынок труда» получил широкое распространение в мировой экономической литературе.
Как правило, рынок труда определяется как система (или совокупность, сфера) общественных отношений. Такая характеристика рынка труда представляется нам наиболее верной.
На рынке труда присутствуют общественные отношения: есть взаимная связь между работодателями и работниками, которая образуется на основе их общих интересов (работодатель заинтересован в заполнении имеющейся у него свободной вакансии, а работник - в том, чтобы ее занять).
Общественными же такие отношения являются потому, что существуют между людьми.
Более спорным видится представление о том, что такие отношения являются социально-экономическими. Речь идёт об экономических отношениях, поскольку характеризуется именно рынок - категория исключительно экономическая. Также присутствует социальный аспект, который прослеживается в деятельности государства, проводящего, согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, социальную политику. В числе основных направлений такой политики Конституция называет охрану труда и установление гарантированного минимального размера оплаты труда. Это свидетельствует о том, что действия одного из субъектов рынка труда имеют социальную окраску.
Кроме того, государство зачастую является посредником на таком рын........


Список литературы.
1. Конституция Российской Федерации.- М.: Омега-Л, 2011. - 56 с.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации.- М.: Омега-Л, 2011. - 186 с.
3. Адамчук В.В. Экономика труда /В.В. Адамчук - М: ИНФРА - М, 2009.- 415 с.
4. Рынок труда / Под. ред. B.C. Буланова, Н.А.Волгина. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 480 с.
5. Воловская Н.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов/Н.М. Воловская - 3-е изд., доп. - М.: НОРМА, Новосибирск: Сибирское соглашение, 2011. - 256 с.
6. Гелета И.В. Современное состояние и перспективы рынка труда /И.В. Гелета //Гуманитарные и социально-экономические науки.-2011. - №1.- С. 68-71
7. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник /Б.М. Генкин. - М.: НОРМА - ИНФРА-М, 2010. - 416 с.
8. Дюркгейм Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение /Э. Дюркгейм. - М.: Прогресс, 2008. - 190 с.
9. Завельский М.Г. Экономика и социология труда: Курс лекций/М.Г. Завельский. - М.: НОРМА, 2011. - 281 с.
10. Кашенов А. Краткосрочные и долгосрочные прогнозы занятости и безработицы /А. Кашенов// Социальная политика и социальное партнёрство. 2010. - № 8. - С.7-16.
11. Микроэкономика. Теория и российская практика / Под редакцией А. Г. Грязновой, А. Ю. Юданова. - М.: ИТД «КноРус», «Издательство ГНОМ и Д», 2000. - 544 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.