На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 95022


Наименование:


Курсовик Содержание образования в различных образовательных учреждениях

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 4.3.2016. Сдан: 2013. Страниц: 47. Уникальность по antiplagiat.ru: 100.

Описание (план):


Введение 3
Глава 1.Понятие о содержании образования и общие требования к нему 5
1.1. Понятие о содержании образования 5
1.2.Общие требования к содержанию образования 9
Глава 2. Общие понятия содержания образования в различных образовательных учреждениях 13
2.1.Понятие об образовательном учреждении и его виды 13
2.2 Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования 14
Глава 3. Содержание образования детей дошкольного и младшего школьного возраста 21
3.1. Дошкольное образование - первое звено общей системы образования 21
3.2.Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) 22
Глава 4. Содержание общего среднего образования 24
4.1. Содержание общего среднего образования как государственный образовательный стандарт 24
4.2.Учебный план общеобразовательной школы 25
4.3. Виды общеобразовательных учреждений 27
4.4.Реализация основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования 30
Глава 5. Содержание дополнительного образования для детей 33
5.1. Содержание дополнительных образовательных программ для детей 33
5.2. Виды учреждений дополнительного образования детей 34
5.3. Виды и типы программ дополнительного образования детей 35
Глава 6.Содержание профессионального образования 40
6.1. Представление о профессиональном образовании и его содержании 40
6.2.Профессиональные образовательные программы 41
6.3. Профессиональные образовательные учреждения 43
Заключение 45
Список использованной литературы 46
Введение
Тема данной работы - содержание образования в различных образовательных учреждениях. Человечество сегодня претерпевает ряд глубинных трансформаций, меняющих облик цивилизации в целом, что связано с динамично идущим переходом от индустриального общества к обществу постиндустриальному и информационному, в котором процессы создания и распространения знания становятся ключевыми. Содержание образования - важнейшая составляющая образовательной системы[7]. Трудно переоценить значение образования, ибо цели, содержание образования, степень его влияния на всех участников образовательного процесса определяют настоящее и будущее общества[12].
Мы живем в информационном обществе, и информация играет все большую и большую роль в нашей жизни. Фактически порожден новый культ - культ информации. Но она имеет одно свойство - быстро устаревать. И чтобы быть компетентным в своей области, необходимо постоянно запасы информации обновлять и увеличивать. В связи с этим в современном мире постоянно повышается роль образования и его содержания. Постоянное обучение становится образом жизни современного человека[1].
Целью данной работы является рассмотрение и анализ роли, которую играет содержание образования в сфере развития личности в различных образовательных учреждениях.
Объектом исследования является образование в различных образовательных учреждениях.
Предметом исследования - содержание образования.
Методами исследования являются изучение литературы и теоретический анализ.
Для достижения цели данной курсовой работы поставлены следующие задачи: изучить литературу по данной теме, определить требования к содержанию образования, изучить нормативные документы, регламентирующие содержание образования, определить концепцию содержания образования, рассмотреть различные образовательные учреждения, образовательные программы и содержание образования в них.
В первой главе дано понятие о содержании образования и общие требования к содержанию образования.
Во второй главе дано понятие об образовательных учреждениях и его видах, рассмотрены нормативные документы, регламентирующие содержание образования, к которым относятся учебный предмет, учебный план, программы обучения и учебная литература.
В третьей главе рассматривается содержание образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, даны концепция содержания непрерывного образования.
Четвертая глава посвящена содержанию общего среднего образования. Рассмотрены государственный стандарт содержания общего среднего образования, учебный план общеобразовательной школы, разные виды общеобразовательных учреждений и реализация основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.
В пятой главе рассмотрены содержание дополнительного образования для детей, в частности, содержание дополнительных образовательных программ, виды и типы программ и учреждений дополнительного образования.
Шестая глава посвящена содержанию профессионального образования, в ней дано представление о профессиональном образовании, рассмотрены профессиональные образовательные программы и учреждения.

Глава 1.Понятие о содержании образования и общие требования к нему
1.1. Понятие о содержании образования
Содержание образования - это «педагогическая адаптация системы знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционального отношения к миру, усвоение которого обеспечивает развитие личности»[3].
Конкретное содержание образования зависит, прежде всего, от состава учащихся: младшие школьники или старшеклассники, дошкольники или студенты. Цели и содержание образования в каждом случае индивидуальны. И если контингент уже известен, то уже в зависимости от цели определяется конкретное содержание образования и обучения. Возьмем такой пример. Учащиеся обычной общеобразовательной школы изучают иностранный язык, с целью научиться читать и переводить со словарем иностранный текст. В другой, специализированной школе, цель уже иная: научить свободно общаться на иностранном языке. Естественно, в этих школах обучение одному и тому же учебному предмету имеет неодинаковое содержание, так как цель обучения изначально разная.
Опираясь на содержание образования можно вывести содержание обучения. Функции содержания образования различны для учеников и преподавателей. Для учащихся оно выполняет информационно-коммуникативную функцию. Именно из содержания образования и обучения они получают новую информацию о явлениях и предметах окружающего мира, о развитии материального и идеального мира, принципах, понятиях и законах науки и т.д. В процессе усвоения и освоения содержания образования учащиеся овладевают формами и способами взаимодействия, способами общения и коммуникативной культурой.
Для преподавателя характерна предметно-инструментарная функция содержания образования. Для него содержание - это средство прежде всего умственного воспитания и развития учащихся, формирования у них ценностного отношения к миру, выработки интеллектуальных и практических навыков, управления познавательной деятельностью учащихся. С помощью содержания (т.е. “инструмента”) преподаватель систематизирует предыдущие знания учеников, из хаотического нагромождения слепков, копий и фрагментов познаваемого мира он организует систему о нем.
На обыденном уровне содержание образования это то, чему учат. Педагоги прошлых времен шли от здравого смысла: один материал понадобится в жизни, другой - пригодится, третий и вовсе необходим. С этой позиции выдвигались теории формального и материального образования. Сторонники формального образования Д. Локк (Англия), И.Г. Песталоцци (Швейцария), И. Кант (Пруссия) считали: у учащихся надо развивать познавательные способности: мышление, умение рассуждать, память и т.д., так как источником знаний является разум. После школы острый ум поможет ее выпускнику найти разумное решение проблем, возникающих в жизни. В содержание образования включаются соответствующие учебные предметы для развития ума.
Концепция эмпиризма лежит в основе теории материального образования (Г. Спенсер и др.). Его суть - учить детей полезным знаниям, имеющим практическое приложение. Односторонность обеих отдельно взятых теорий очевидна. Определяя содержание образования, следует учитывать позитивные стороны и той, и другой теории.
Д. Дьюи (1859-1952), американский философ и педагог, автор прагматической (от греч. pragma- дело, действие) педагогики в основу образования положил идею полезных знаний и развития практического опыта учащихся.
В определении содержания образования, советские педагоги исходили, в первую очередь, из задач коммунистического воспитания молодежи и при этом руководствовались марксистско-ленинским учением об образовании, а также документами коммунистической партии. Содержание образования подкреплялось идеей классификации наук по Ф. Энгельсу: науки о неживой и живой природе, обществе и мышлении. Утверждалась мысль о превосходстве содержания образования в советской школе по сравнению со школой буржуазной.
Многочисленные реформы образования в Советской стране, проводившиеся в 1959-1984 гг., введение всеобщего обязательного среднего образования вынудили педагогов обратить внимание и на содержание образования. Создавались комиссии по пересмотру содержания образования на государственном уровне. Интерес к содержанию образования особенно оживился с 1988 г. в связи с Всесоюзным съездом учителей и так называемым “новым мышлением”.
Изучением содержания образования занимались многие ученые педагоги и психологи: И.Я. Лернер, В.В. Краевский, М.Н. Скаткин, Л.В.Занков, Д.Б, Эльконин, М.А.Данилов, B.C. Леднев, И.П.Волков, Ю.К. Бабанский, создатели авторских школ. Они опирались на то, что основное социальная функция образования - это передача опыта, накопленного предшествующими поколениями людей. А опыт, говоря коротко, это деятельность, воплощенная в знаниях, умениях, творчестве, и отношение к миру. Такого же мнения придерживаются B.C. Леднев и Ю.К. Бабанский. “Содержание образования - это часть общечеловеческой культуры, предъявляемая индивиду для усвоения, отобранная и структурированная таким образом, чтобы ее усвоение направляло и детерминировало развитие личности соответственно целям воспитания”.
Проделав анализ элементов культуры с педагогической точки зрения, И.Я. Лернер утверждал, что “социальный опыт или культура - это прежде всего, совокупность процессов материальной и духовной деятельности, выработанных человечеством, которая может быть усвоена личностью и стать ее достоянием”. И далее эту мысль он расшифровал так:
”…под содержанием образования следует понимать:
1) систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности…;
2) систему общих интеллектуальных и практических навыков и умений, являющихся основой множества конкретных деятельностей…;
3) опыт творческой деятельности, …обеспечивающий способность к дальнейшему развитию …культуры;
4) опыт эмоционально-волевого отношения к миру, друг к другу”, являющийся условием формирования у личности системы ценностей.
И.Я. Лернер достаточно подробно сформулировал структуру культуры (социального опыта), на основании которой дидакты могут определить содержание и структуру общего образования. По И.Я. Лернеру, в учебном плане должны быть такие предметы, которые раскрывали бы все четыре элемента культуры. Проявление этих элементов, так сказать, их существование происходит в строго указанной последовательности. Иначе говоря, навыки существуют после знаний, опыт творчества - после знаний и навыков и т.д. Тут перескакивания невозможны.
При определении содержания общего образования B.C. Леднев уделяет особое внимание видам деятельности. При классификации последних он берет за основу идею философа М.С. Кагана, причем добавляет еще один вид: физическую культуру. Если сопоставить классификацию деятельности, предложенную философом, с опытом личности в педагогическом смысле, по B.C. Ледневу, то получится такое соотношение:
Если взять виды деятельности и соответствующий им опыт личности, то с ними пересекаются, как справедливо отмечает B.C. Леднев, опыт предметной (общее и специальное образование), теоретической и практической деятельности (знания и умения) и опыт, дифференцируемый по творческому признаку (репродуктивная и творческая деятельность). И получается, что опыт личности включает четыре группы пересекающихся компонентов. В соответствии с ними и определяется содержание общего и специального образования.
B.C. Леднев учитывает влияние двух групп детерминант. Одну группу он назвал сторонами культуры, отражающими структуру деятельности, другую группу - стороны деятельности. Стороны деятельности по B.C. Ледневу, составляют следующие компоненты: вся реальность, системы, структуры; самоуправляемые системы; человек, живая природа; Земля; неживая природа; вещество; техника и технология. Он на основе этого определяет обязательные общеобразовательные учебные предметы совокупно на разных ступенях обучения. К ним относятся, по его мнению: 1) родной язык и литература; 2) государственный язык; 3) иностранный язык; 4) философия, в том числе - этика; 5) человек; 6) общество; 7) системы, структуры (сюда входили и математика); самоуправляемые системы (кибернетика, информатика); 9) физика и астрономия; 10) вещество (химия); 11) Земля (география и экология); 12) живая природа; 13) искусство; 14) труд; 15) физическая культура. Автор замечает, что это “перечень общеобразовательных обязательных предметов в его максимальном выражении”. Большинство из них изучается в общеобразовательной школе, а некоторые к тому времени (1991) не вошли еще в учебный план (кибернетика, антропология и этика).
Следует отметить, что антропология раскрыта неполно (как биология и психология человека). В предлагаемые предметы не вошла экология. К настоящему времени факультативно или как обязательный учебный предмет изучается этика в специализированных классах и учебных заведениях (гимназиях, лицеях).
Разумеется, это всеохватный абрис глобальных направлений, характеризующих содержание общего образования. Содержание затем конкретизируется в зависимости от ступеней обучения в отдельных учебных предметах и их программах[13].

1.2.Общие требования к содержанию образования
Согласно ст.14 Закона РФ "Об образовании"
1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства.
2. Содержание образования должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; формирование духовно-нравственной личности; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
3. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимися профессии и соответствующей квалификации.
4. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами или устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательными стандартами.
5.1. Уполномоченные федеральные государственные органы обеспечивают разработку на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности.
5.2. Примерные основные образовательные программы с учетом их уровня и направленности могут включать в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).
5.3. Примерные основные образовательные программы должны учитывать региональные, национальные и этнокультурные особенности.
6. Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.
7. В образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы.
8. Образовательное учр........

1
Список использованной литературы
1. Дополнительное образование или куда пойти учиться после окончания ВУЗа. Образование и общество. 2004. № 2.
2. Закон РФ «Об образовании».М.-1992.
3. Лернер И.Я., Российская пед. энциклопедия. В 2-х т. Т 2 М • БРЭ, 1999. - С. 349.
4. Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312. Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования. Вестник образования №8, 2004.
5. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. Издание 3-е, переработанное. М.: Из-во ЭГВЕС, 2009.-456с.
6. Сластенин В.А. и др., Педагогика.Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
7. Стратегия модернизации общего образования: Материалы для разработчиков документов по модернизации общего образования.- М.: ООО «Мир книги», 2001.

Электронные ресурсы
8. Виды и типы программ дополнительного образования. - Режим доступа: articles/616542/
9. Виды общеобразовательных учреждений. - Режим доступа: spb/so/spravki/type/2/
10. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). - Режим доступа: files/koncepciya_soderzhaniya_nepreryvnogo_obrazovaniya.doc
11. Общее образование. - Режим доступа: old.mon.gov.ru/files/materials/6649/12glava.doc
12. Основные направления и пути развития образования в России. fulltext/str/ate/gui/yar/1.htm
13. Понятие о содержании образования и его источниках - Педагогика. - Режим доступа: ?p=79
14. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой. - Режим доступа: Программа_воспитания_и_обучения_в_детском_саду
15. Система образования. - Режим доступа: index.php?page_id=345
16. Требования к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей. - Режим доступа: ru/works/education_dop/trebovanie.pdf
17. Учреждение дополнительного образования детей - Википедия. - Режим доступа: wiki/Учреждение_дополнительного_образования_детей



Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.