На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Понятие и виды методов осуществления государственной власти. Классификация методов осуществления государственной власти. Убеждение в деятельности государственной власти. Поощрение в деятельности государственной власти. Правовое принуждение.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 17.06.2005. Сдан: 2005. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ИМЕНИ П.А. СТОЛЫПИНА
ФИЛИАЛ В Г. БАЛАКОВО

Кафедра государственного и муниципального управления

Курсовая работа

Дисциплина: «Административное право»
Тема: «Методы осуществления государственной власти»
г. Балаково, 2005г.

Оглавление

    Оглавление 2
      Введение 3
    1. Понятие и виды методов осуществления государственной власти 5
      1.1. Понятие метода осуществления государственной власти 5
      1.2. Классификация методов осуществления государственной власти 6
    2. Убеждение, поощрение и принуждение в деятельности государственной власти 10
      2.1. Убеждение в деятельности государственной власти 10
      2.2. Поощрение в деятельности государственной власти 13
      2.3. Правовое принуждение 21
    Заключение 31
    Список использованных источников и литературы 32

Введение

Управление обществом, обеспечение общественной дисциплины и правопорядка осуществляется с помощью активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей, в качестве этих способов выступают и такие методы государственной и общественной деятельности, как убеждение и принуждение. Убеждение и принуждение, как методы государственного управления, явления социальные, так как они находят свое проявление в содержании связей между участниками конкретных общественных отношений. Принуждение существует во всяком человеческом общежитии и является необходимым элементом всякой социальной организации. В доклассовом обществе оно базировалось на авторитете старейшин, вождей племен и т.п., в классовом обществе - на власти государства. Следовательно, принуждение теснейшим образом связано с государственной властью и определяет качество этой власти.

Интересы охраны законности и правопорядка, поддержания государственной дисциплины требуют, чтобы органы государства обеспечивали проведение в жизнь государственной воли, применяя в случае необходимости к тем, кто не следует этой воле добровольно, и принудительные меры, допускаемые законом. Государственное принуждение применяется на базе убеждения, в строгих рамках законности. Важнейшими принципами борьбы с правонарушениями являются неотвратимость воздействия на правонарушителя, законность, справедливость, гуманизм. Борьбу за законность необходимо вести строго законными средствами. Государственное принуждение - это средство защиты интересов общества, вынужденная реакция на антиобщественные действия, принудительная деятельность регулируется правом. Кроме правового принуждения существует, например, педагогическое принуждение, психическое принуждение, физическое принуждение и его разновидность - дисциплина голода, семейное принуждение (главы семьи в отношении детей, иждивенцев); преступника в отношении жертвы, оккупантов в отношении населения оккупированной территории и т.п.

Необходимо различать принуждение как специфическую деятельность органов государственного управления, и как один из методов управления. Первый из них применяется в основном лишь к тем, кто не выполняет добровольно требования законодательства или законных органов государственного управления. Что же касается второго, то есть принуждения как метода управления, воздействие на поведение людей или организаций, то его элементы имеются во всех случаях, где используется государственная власть.

Актуальность темы высока, так как стимулирование методами убеждения, поощрения, и принуждения необходимо в любое время и в любой сфере деятельности.

Объектом изучения является процесс и область применения методов осуществления государственной власти.

Предметом изучения являются цели и методы осуществления государственной власти.

Цель работы: дать определение и классификацию методам осуществления государственной власти.

Степень разработанности в научной литературе: данная тема хорошо разработана в научной литературе, в связи с тем, что актуальность темы достаточно высока.

1. Понятие и виды методов осуществления государственной власти

1.1. Понятие метода осуществления государственной власти

В общепринятом понимании метод означает способ, приём практического осуществления чего- либо.

Применительно к государственно-управленческой деятельности под мето-дом понимается способ, приём практической реализации задач и функций испол-нительной власти в повседневной деятельности исполнительными органами (должностными лицами) на основе закреплённой за ними компетенции, в устано-вленных границах и в соответствующей форме. В подобном виде "метод" позво-ляет получить необходимое представление о том, как функционирует механизм исполнительной власти, как практически осуществляются управленческие функ-ции, с помощью использования каких средств. Данная категория имеет в силу этого прямое отношение к характеристике сущности процесса реализации испол-нительной власти, являясь одним из её непременных элементов. Она служит так-же целям придания управлению динамики.

1.2. Классификация методов осуществления государственной власти

Средства реализации управленческих задач и функций достаточно разнообразны. Это дает основу для их классификации. Подобный подход к проблеме администра-тивно - правовых методов допустим как с общеюридических, так и специальных позиций; последние основываются на первых и являются конкретизацией осо-бенностей сферы применения методов. С общетеоретических позиций проявляет-ся действие универсальных методов любой деятельности - убеждение, принужде-ние.

С помощью средств убеждения прежде всего стимулируется должное пове-дение участников управленческих общественных отношений путём проведения воспитательных, разъяснительных, рекомендательных, поощрительных и иных мер преимущественно морального воздействия. Принуждение рассматривается в качестве вспомогательного метода воздействия, используемого в силу нерезуль-тативности убеждения. В случае нарушения требований административно-правовых норм оно выражается в применении дисциплинарной и администра-тивной ответственности. При необходимости обеспечения общественной без-опасности действует особый комплекс принудительных мер, в совокупности с юридической ответственностью обозначаемых как административное принужде-ние.

Специальный подход к проблематике видовой классификации админи-стративно-правовых методов исходит, прежде всего, из характера (содержания) управляющего воздействия. Из множества классификационных вариантов, как правило, наиболее распространённым является выделение двух групп методов, а именно - административных и экономических.

Административные методы обычно квалифицируются в качестве способов или средств внеэкономического или прямого управляющего воздействия со сто-роны субъектов государственно-управленческой деятельности на соответствую-щие объекты управления независимо от конкретной области общественной жиз-ни. Своё выражение они находят в совершении субъектом управления таких управленческих действий, в содержании которых проявляется властное обеспече-ние должного поведения управляемых объектов. Прямой их характер означает, что объект управления в рамках своей компетенции принимает управленческое решение, юридически обязательное для объекта управления. Нали-цо прямое предписание, ибо управляющее воздействие предполагает императив-ный (директивный) вариант волеизлияния субъекта управления. Такой характер управляющего воздействия вытекает из властной природы управления, являю-щегося одним из существенных каналов практической реализации государствен-ной власти. Подразумевается реализация исполнительной власти.

Внеэкономический характер данных методов означает, что реальным объ-ектом управления является сознательно-волевое поведение управляемых. Долж-ное поведение в сфере государственного управления обеспечивается через волю и сознание управляемых. При этом используются в необходимой мере средства убеждения и принуждения. Допускается возможность юридического принужде-ния к должному поведению, что, однако, не даёт оснований для отождествления прямого управляющего воздействия с принуждением.

С учётом названных качеств административных методов, очевидно, что без их использования невозможно достижение целей упорядочивающего воздействия на поведение различных участников управленческих общественных отношений. Кто-то должен решать повседневно возникающие в этой сфере вопросы, для чего и необходимы соответствующие рычаги юридического властвования. И они на-ходятся в руках субъектов государственно-управленческой деятельности, кото-рые осуществляют администрирование, то есть управление. На этой базе и возникло наименование наиболее характерных для этих субъектов методов - администра-тивные.

Экономические методы обычно характеризуются в качестве способов или средств экономического или косвенного воздействия со стороны субъектов госу-дарственно-управленческой деятельности на соответствующие объекты управле-ния. Главное при этом заключается в том, что с их помощью субъект управления добивается должного поведения управляемых путем воздействия на их матери-альные интересы. То есть опосредствованно в отличие от способов прямого властно-го воздействия.

Последние здесь отсутствуют. Объект управления ставится в такие усло-вия, когда он сам начинает действовать должным образом не под влиянием ди-рективных предписаний субъекта управления, а в силу того, что такое его пове-дение материально стимулируется. Чаще всего стимулирующие средства сводятся к экономическим.

В научной литературе, в директивных документах много внимания уделено соотношению административных и экономических методов. Но это разновид-ности прямого и косвенного воздействия, которое осуществляется на экономиче-ские процессы. В обороне, образовании экономические методы применяются ма-ло, но другие разновидности косвенного влияния используются широко.

Для методов прямого воздействия характерны следующие признаки:

- прямое воздействие на волю;

- директивность, приказной характер;

- однозначность команд, которые, как правило, не оставляют подчинен-ным возможности выбора вариантов и обязывают делать как приказано;

- поскольку жизнь разнообразна, а приказы однозначны, их приходится издавать много, что обуславливает существование многих норм и указаний, ко-торыми стремятся как можно полнее регулировать деятельность подчиненных;

- наличие большого аппарата, контролирующего выполнение команд;

- стимулирование осуществляется по усмотрению руководителя за выпол-нение команд, а то и просто за послушание, готовность выполнить любой приказ;

- широкое использование внеэкономического принуждения. Прямое воздействие во многих случаях позволяет быстро добиться резуль-татов. Часто без него не возможно обойтись.

Методам косвенного воздействия присущи следующие особенности:

- руководящее воздействие осуществляется косвенно, через создание си-туации, заинтересовывающей в нужном поведении, через интересы, потребности исполнителей;

- управленческие акты управомачивают на определенные действия;

- у подвластных существует возможность выбора одного или даже нескольких вариантов поведения;

- юридическими нормами и обычаями закреплен автоматически дей-ствующий механизм стимулирования;

- наличие развитого механизма правосудия, решения споров, обеспечи-вающего защиту законных интересов граждан и их коллективов, цивилизованные процедуры разрешения противоречий.

2. Убеждение, поощрение и принуждение в деятельности государственной власти

2.1. Убеждение в деятельности государственной власти

Убеждение проявляется в использовании различных разъяс-нительных, воспитательных, организационных мер для формирования воли подвластного или ее преобразования. Оно направля-ется на то, чтобы подвластные сами исполняли выраженную в правовых актах волю субъекта власти. Благодаря убеждению достигается единство воли законодателя и граждан, руководите-ля и коллектива, которое является необходимым условием един-ства действий.

Убеждение -- это процесс последовательно осуществляемых действий, который включает в себя такие элементы, как овладе-ние вниманием, внушение, воздействие на сознание, эмоции, раз-жигание интереса, возбуждение желания. Граждане добровольно подчиняются юридическим нормам, если понимают цели и задачи государства, одобряют их, сознательно, активно участвуют в их осуществлении. Это означает, что с помощью мер убеждения го-сударство добилось желаемого воздействия на сознание и волю людей и у них появилось необходимое понимание, сформирова-лась внутренняя убежденность в целесообразности юридических предписаний.

В обеспечении добровольного исполнения большое значение имеет воспитание правовой дисциплины, привычки соблюдать закон. Нередко само по себе знание прав и обязанностей оказыва-ется достаточным для того, чтобы тот или иной гражданин был законопослушным, строго и неукоснительно следовал предписа-ниям юридических норм.

Часть граждан исполняют правовые предписания потому, что знают об отрицательных последствиях, которые могут наступить для них в случае неподчинения. Устрашение тоже является од-ной из форм воспитания, хотя и самой низкой. Угроза принужде-ния, устрашение могут способствовать воспитанию привычки со-блюдать закон.

В демократическом обществе убеждение -- главный метод воз-действия.

Во-первых, оно используется систематически, можно сказать, круглосуточно в отношении всех граждан.

Во-вторых, оно обеспечивает добровольное выполнение норм, команд, а в конечном итоге воспитывает убежденность, привычку законопослушания.

Демократический режим открывает значительные возможнос-ти для широкого привлечения граждан к обсуждению и приня-тию правовых актов, к участию в делах государства, которые, в свою очередь, раскрывают перед ними сложность и трудность этого процесса, заставляют брать на себя ответственность за це-лесообразность принимаемых решений. Сознательная дисципли-на, высокая организованность, чувство личной ответственности, обретаемые в процессе непосредственной общественно-политической практики, являются действенными средствами формирова-ния убежденности, в основе которой лежит собственный опыт людей.

В-третьих, научно-техническая революция, цели демократичес-кого общественного устройства требуют, чтобы внешнее регули-рование поведения людей постепенно уступало место саморегу-лированию. Чем выше уровень техники, чем выше насыщенность труда творческими элементами, тем менее эффективен внешний контроль за людьми. Главными факторами успешной трудовой деятельности личности все более становятся психическое состоя-ние, акты сознания, недоступные внешнему контролю. И решаю-щее значение в успешной трудовой и иной деятельности должно принадлежать внутреннему контролю самой личности за своими действиями, осознанию ею социального значения их целей и пос-ледствий. В деле воспитания саморегулирования, самоконтроля, чувства долга решающая роль принадлежит разнообразным фор-мам убеждения.

В-четвертых, созданная за последние десятилетия система средств массовой информации позволяет государственному и му-ниципальному аппарату быстро оповещать граждан о проводи-мых мероприятиях, разъяснять их смысл, инструктировать, убеж-дать. Пресса, радио, кино, телевидение значительно увеличили возможность воздействия на граждан, и их использование спо-собствует повышению роли убеждения в управлении делами об-щества.

В-пятых, убеждение обходится государству, стране намного дешевле, чем принуждение.

Формы убеждения разнообразны. Среди них: обучение, пропа-ганда, агитация, разъяснение, обмен опытом. Большое влияние на граждан оказывают инструктажи, митинги, собрания, реклама, своевременное реагирование на обращения, небюрократическое решение дел. Воспитывают примеры из личной жизни руководи-телей, яркие художественные образы. Во второй половине XIX в. многих вдохновлял образ Базарова, а в первой половине XX -- Корчагина. Убеждает организационная практика исполнительных органов, пресс-конференции, встречи руководителей с народом, информирование о достигнутых успехах и т. д.

2.2. Поощрение в деятельности государственной власти

Понятие и особенности поощрения. Жизнь человека предполагает удовлетворение различных ма-териальных и духовных потребностей. «Без потребностей человек не имел бы стимула к действию». Стимулы -- это средства воздействия на деятельность людей, активизирующие их возмож-ности. С помощью правовых стимулов осуществляется целенап-равленное воздействие на интересы граждан, формируется их заинтересованность в совершении определенных поступков. Сти-мулирование, побуждение к действию производится путем воз-действия на потребности и интересы людей, а, следовательно, на их волю и поведение.

Искусно реализуя свои правовые и фактические возможности, субъект власти обеспечивает адекватный перевод стимулов в мотивы. Стимулирование предполагает использование «кнута и пряника», различных поощрительных и принудительных мер, материальных и моральных факторов. Его важнейший, наиболее эффективный вид -- поощрение.

В научной литературе различают два вида стимулов: негатив-ные (взыскания) и позитивные (поощрения). «Верховная власть, -- отмечал еще А. Н. Радищев, -- многие имеет средства направ-лять деяния граждан в стезю закона, и все они могут быть пред-метом общего законоположения. Средства сии суть:

1) воспретительные;

2) побуждающие...

Воспретительные средства, -- продолжал он далее, -- суть положенные в законе наказания, побудительные -- суть награж-дения разного рода...»

Поощрение -- это такой способ воздействия, который через интерес, сознание направляет волю людей на совершение полез-ных, с точки зрения поощряющего, дел. Поощрительное воздей-ствие возбуждает интерес к совершению определенных дел, по-лучению материального, морального или иного одобрения.

В настоящее время существует большое число юридических норм, регулирующих вопросы поощрения. Создан российский пра-вовой институт поощрения. Он является межотраслевым, в него входят нормы конституционного, административного, трудового и других отраслей права.

Больше всего в этом правовом институте норм административ-ного права. Ими закрепляется наибольшее число разных мер по-ощрения, наиболее разнообразные основания поощрения и самый широкий круг субъектов, которые могут быть поощрены.

Поощрительные административно-правовые нормы находятся во многих источниках. Среди них можно выделить две группы. В административном законодательстве есть масса источников, спе-циальной темой которых является поощрительная деятельность субъектов исполнительной власти. Это: Законы РФ «Об установ-лении звания Героя РФ и учреждении знака особого отличия -- медали «Золотая Звезда» от 20 марта 1992 г., «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кава-леров ордена Славы» от 15 января 1993 г.; Указы Президента РФ «О государственных наградах Российской Федерации» от 2 марта 1994 г., «О Государственных премиях Российской Федерации в области литературы и искусства» от 10 ноября 1993 г.; Положе-ние о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники, утвержденное Правительством РФ 27 декабря 1994 г.; Положение о Почетной грамоте Правительства РФ, ут-вержденное Правительством РФ 31 мая 1995 г.; и многие иные акты центральных федеральных органов. Акты о поощрении из-даются и субъектами Федерации.

Вторая группа источников административно-поощрительных норм -- акты, в которых наряду со многими другими включены одна или несколько поощрительных норм. Это, например, Законы РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации», «О милиции», Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Россий-ской Федерации и многие другие дисциплинарные уставы, КоАП РСФСР.

Как метод деятельности исполнительной власти поощрение характеризуется следующими особенностями:

1) фактическим основанием для него является заслуга, деяния, положительно оцениваемые субъектами власти;

2) оно связано с оценкой уже совершенных деяний, выступает как составная часть государственного контроля;

3) оно персонифицировано, применяется в отношении отдель-ных индивидуальных или коллективных субъектов;

4) оно состоит в моральном одобрении, наделении правами, льго-тами, материальными ценностями и иными благами;

5) оно в основном урегулировано правом, во многих случаях реализуется в форме правоприменения. К сожалению, поощри-тельные правовые нормы закрепляют, как правило, право субъек-тов власти поощрять и крайне редко -- субъективное право гражданина, служащего, организации на поощрение. В этом деле администрация наделена широкими дискреционными полномо-чиями;

6) оно косвенно, через интересы, эмоции, сознание воздейству-ет на волю поощряемого, стимулируя, побуждая его. Поощрение связано с существующей у подавляющего большинства людей потребности в оценке их дел, в признании их заслуг и просто во внимательном отношении к тому, чем они занимаются. Не слу-чайно появилась пословица: «Доброе слово и кошке приятно».

Потребность в поощрении и его роль тем выше, чем более твор-ческим является труд, чем больше усилий вкладывает лицо в общественно полезное дело. Артисту нужны аплодисменты, ху-дожнику, изобретателю -- признание.

Основные принципы поощрительной деятельности -- обосно-ванность, оперативность, гласность, разнообразие -- вытекают из общих принципов функционирования исполнительной власти. Их соблюдение обеспечивает эффективность этой разновидности вла-ствования.

Виды поощрения. Чтобы лучше разобраться в многочисленных видах поощрения, их следует сгруппировать по следующим критериям: основные (за что); правовое регулирование; содержание поощрения; кого и кто поощряет.

Среди оснований поощрения можно различать абсолютные и относительные. Важным основанием поощрения является добро-совестное выполнение трудовых, служебных и иных постоянных обязанностей. Оно широко используется и для стимулирования лиц, отличившихся при выполнении гражданского долга («за му-жество», «за отвагу на пожаре», «за спасение утопающего», «за помощь в задержании преступника» и т. п.).

Поощряются матери, родившие и воспитавшие более пяти де-тей.

Другими основаниями поощрения служат юбилеи, заслуги инос-транных граждан перед Россией в развитии науки, успехи росси-ян в спорте, самодеятельности, изобретательстве, научных иссле-дованиях.

Все названные поводы являются абсолютными, а обусловлен-ное ими поощрение -- абсолютным.

Поощрение призвано стимулировать прежде всего абсолютные положительные действия, но, кроме то и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.