На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 95086


Наименование:


Курсовик Протопоп Аввакум: жизнь и труды

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 9.3.2016. Сдан: 2015. Страниц: 31. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение. 2
Глава I. Этапы жизни протопопа Аввакума. 6
Глава II. Богословские сочинения протопопа Аввакума. 13
2.1. Обличение Никонианства и защита старой веры. 13
2.2. Догматические вопросы. 19
Заключение. 27
Список использованных источников и литературы. 30




ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Курсовая работа посвящена личности Аввакума и его роли в становлении Раскола. Этот вопрос давно вышел за рамки церковной истории и довольно актуален для сегодняшней России. В истории Раскола мы видим, что впервые в нашей стране идея разделила граждан единого государства на два лагеря. Влияние результатов Раскола наблюдается в течение всех последующих веков русской истории вплоть до настоящего времени. И нам важно исследовать и определить какую роль сыграл в становлении раскола протопоп Аввакум.
Хронологические рамки работы составляют 62 года. Нижняя хронологическая рамка определяется годом рождения Аввакума - 1620 год, верхняя - 1682, когда Аввакум заканчивает свою жизнь на костре.
Деятельность Аввакума охватила всю Центральную Россию, север России, Поволжье и Западную Сибирь.
Объект работы - история Раскола Русской православной церкви.
Предмет работы - роль Аввакума в становлении Раскола.
Цель - изучение роли протопопа Аввакума в становлении Раскола Русской Православной Церкви в XVII в. Исходя из цели курсового сочинения мы ставим перед собой следующие задачи:
1. Исследовать личность Аввакума до середины XVII века.
2. Доказать, что Аввакум - лидер и теоретик раскола.
3. Изучить догматические вопросы поднятые протопопом Аввакумом.
Источники. Источниковую базу курсовой работы составляют источники личного происхождения. Автором их является сам Аввакум, все они написаны в период 1664 по 1682 год, но в основном когда протопоп отбывал ссылку в Пустозерской тюрьме и был общепризнанным вождем старообрядчества.
Свое «Житие» Аввакум изложил в нескольких вариантах, до нас дошди два автографа «Жития».
Текст послания боярину Ф.М.Ртищеву имеет точную датировку - «во 172 году, июля в 27 день» - 27 июля 1664 года письмо было написано после возвращения Аввакума весной 1664 года из сибирской ссылки.
Как известно, Аввакумом было написано пять челобитных царю Алексею Михайловичу, все они представляют несомненный интерес, но нами используется «первая» челобитная, написанная Аввакумом после его возвращения из сибирской ссылки в Москву в 1664 г. Аввакум рассчитывает на встречу с царем, надеясь обсудить с ним проблему церковных реформ. И, возможно, вскоре после того как на престол в январе 1676 г вступает старший сын Федор Алексеевич. Аввакум обращается к нему в надежде на изменение отношения властей к старообрядцам.
Аввакум постоянно переписывается с Ф,Н, Морозовой, своей верной сподвижницей. Письмо, использованное нами в качестве источника для нашей курсовой работы, относится к тому времени, когда боярыня Морозова была еще а свободе, т.е до ноября 1671 года.
До нас дошло три письма Аввакума своему ученику и сподвижнику Симеону, из них нам наиболее интересно второе письмо. Семен Крашеников (после пострижения Сергий) вел активную пропаганду старообрядчества и участвовал в стрелецком бунте 1682 года, проходившем отчасти под лозунгами старообрядчества. Второе письмо судя по его содержанию было написано после смерти Алексея Михайловича в 1676 г., когда ожидалось начало войны с Турцией.
Послание сибирской «братии» предположительно датируется летом 1681 года. Оно было по-видимому реакцией на известие о самосожжении в январе 1679 г. около двух тысяч человек в Нижегородских лесах.
Из «Книги Толкований», данный источник нам интересен тем, что здесь Аввакум дает свое толкование псалмам, и на их основе можно предположить, что Аввакум сам был недалек от еретичества.
И наконец, в своей записке «О последних увещаниях Аввакума», автор освящает события, которые происходили в то время, когда его снова привезли в Москву после заточения в Угремском и Паорпутьевском монастырях. С 5 июля по 24 августа 1667 г. Аввакума «уговаривали» высшие иерархи церкви и приближенные царя Алексея Михайловича.
Историография. В дореволюционной историографии, Аввакум, конечно же, признается вождем старообрядчества, но в большинстве случаев отношение к нему негативное.
С.М. Соловьев в своем 29-томнике «История России», в 13 томе приводит биографию Аввакума на основе «Жития» протопопа. XVII век Соловьев считает переломным, веком движения России от Востока к Западу. И Аввакум для него прежде всего традиционалист, человек попытавшийся встать против этого движения.
По мнению Н.В. Каптерева Аввакум не знал за что боролся, его подвиг был внешне великим, но внутренне не ценным и фальшивым, Аввакума волновала лишь обрядовая сторона, но не сама сущность христианства, а сам Аввакум - грубый, безнравственный человек, но с сильным характером и твердой волей. Свои мысли Каптерев изложил в первом томе сочинения «Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович».
Его взгляды на Аввакума поддержал уже после революции будучи в эмиграции Карташев А.В. в «Очерке по истории Русской Церкви».
В советской историографии Раскол и личность Аввакума, рассматривается через призму классового учения, а сам раскол прежде всего явление социальное. Среди источников советского периода можно выделить биографа Аввакума В.И.Малышева, который в своей работе «Летопись жизни протопопа Аввакума» опирался а печатные материалы и найденные документы, его интересует Аввакум прежде всего, как личность.
С.А. Зеньковский в труде «Русское старообрядчество» также восхищается Аввакумом, ставит его на одно место с такими людьми как Лютер, Кальви, Магомет, но осуждает Аввакум за поддержку массовых сожжений.
Катунский А.Е. в своей монографии «Русское старообрядчество», ставит религиозный вопрос на второе место, а сам Аввакум для него представитель народных чаяний на улучшение положения простого труженика, но в тоже время автор подчеркивает, что Аввакум по своему складу был ближе к боярской среде, чем к крестьянству.
И наконец А.П.Богданов в сочинении «Перо и крест: русские писатели под церковным судом», ставит Аввакума как обличителя существующих порядков, и его борьба с этими порядками, по-мнению Богданова, вылилось в движение против церковных реформ.
В настоящее время в отечественную историографию возвращается дореволюционное мнение об Аввакуме, но не столь предвзято.
В общем из всего этого мы видим, что взгляд на Раскол и Аввакума зависел от господствующей идеологии. Но везде Аввакум неизменно признается вождем старообрядчества.
Структура курсовой работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.


Глава I. ЭТАПЫ ЖИЗНИ ПРОТОПОПА АВВАКУМА
Протопоп Аввакум - одна из ярких фигур русской церковной истории. Он по праву считается одним из самых выдающихся деятелей не только раннего старообрядчества, но и всей отечественной истории. Между тем, не менее интересен он как духовник, как глава древлеправославной «покаяльной», то есть духовно - исповеднической семьи.
Популярность Аввакума в старообрядчестве и за его пределами во многом обусловлена личными качествами видного противника реформы.
Известно, что основные черты характера личности формируются в детстве. До нас почти не дошло сведений о ранних этапах жизненного пути Аввакума. Всё, что известно современным исследователям о детстве будущего протопопа - это несколько эпизодов, изложенных им самим в его «Житии».
Он был воспитан в семье православного священника. Отец мало уделял воспитанию сына, и это перешло в руки его матери - Марфы: «Отец же мой прилежаше пития хмельнова; мати же моя постница и молитвенница бысть, всегда учаше мя страху божию»- пишет Аввакум. Будучи ребёнком, он находил утешение в постоянной молитве и, уже в малолетнем детском возрасте готовился к физической смерти как неизбежной данности. Примечательно, что уже во время написания «Жития» сорокапятилетний Аввакум сохранил в памяти детский, важный для его духовной жизни эпизод на всю жизнь. Материнское воспитание заложило в нём прочную основу становления, как религиозного наставника.
С ранней женитьбой, наступили самые важные этапы в жизни Аввакума - семейная жизнь и жизнь в священном сане. Старообрядческий проповедник известен как хороший и примерный семьянин, любящий муж и отец. В своей жене - Анастасье Марковне Аввакум видел «помощницу ко спасению», искал у неё моральное помощи и поддержки, характеризовал её как сильную и волевую женщину, готовой до самой смерти делить с семьей печальную участь ссыльных подневольных людей. Безграничная любовь протопопа Аввакума к семье - жене и детям, доходила до того, что отец, сам до смерти преданный борьбе против церковных преобразований, жестоко наказывает духовных чад за малейшее малодушие, с необыкновенной легкостью простил своих собственных сыновей за вероотступничество.
Широкая начитанность, высокая образованность, активная церковно - приходская жизнь поз........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

I. Источники

1 Аввакум, протопоп. «Житие протопопа Аввакума». - М.: Третий Рим, 2006.
2 Житие протопопа Аввакума и другие его сочинения. / Сост., вступ. ст. и коммент. А.Н.Робинсон; Худож. А.Денисов. - М.: Советская Россия, 1991.

II. Литература

1 Аторин Р.Ю. Протопоп Аввакум: жизнь, вера и учение / Р.Ю. Аторин. - М.: 2011.
2 Богданов А.П. Перо и крест: русские писатели под церковным судом / А.П. Богданов. - М.: 1990.
3 Бороздин А.К. Протопоп Аввакум: Очерки их истории умственной жизни русского общества в XVII веке / А.К. Бороздин. - СПб.: 1990.
4 Ершов О.П. Старообрядчество в системе государственной политики России в XVII- нач.XX вв. // Древлеправославный вестник. 1998 г. №1
5 Зеньковский С.А. Русское старообрядчество / С.А. Зеньковский. - М.:2006.
6 Зызыкин М.В. Патриарх Никон: его государственные и канонически идеи / М.В. Зызыкин. - М.:1995.
7 Катунский А.Е. Русское старообрядчество / А.Е.Катунский. - М.: 1985.
8 Клибанов А.И. Русское православие: вехи истории / А.И. Клибанов. - М.:1989.
9 Ключевский В.О. Патриарх Никон / В.О. Ключевский. - М.:2008.
10 Лобачев С.В. Патриарх Никон / С.В.Лобачев. - СПб.:2003.
11 Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви / Ф.Е. Мельников. - Барнаул: 2006.
12 Мизун Ю.В. Мизун Ю.Г. Тайны русского раскола / Ю.В. Мизун, Ю.Г Мизун. - М.:2002.
13 Мякотин В.А. Протопоп Аввакум. Его жизнь и деятельность. - М.:2002.
14 Патриарх Никон: трагедия русского раскола. - М.: Издательский совет РПЦ, Издательство «Даръ», 2006.
15 Писаренко К.А. Тайны русского раскола. Взлет и падение патриарха Никона / К.А. Писаренко. - М.:2012
16 Смирнов В.В. Падение Третьего Рима. Духовные основы возрождения Русского Православного Царства / В.В.Смирнов. - СПб.:2008.
17 Смирнов С. Покаяльная семья Аввакума // Наука и религия. 1998, №6





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.