На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 95088


Наименование:


Курсовик Федеральный бюджет России в текущем году: проблемы формирования и исполнения

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 09.03.2016. Сдан: 2012. Страниц: 49. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 5
1.1 Сущность бюджета как экономической категории и его функции 5
1.2 Принципы построения и структура бюджетной системы России 11
1.3 Структура доходов и расходов федерального бюджета 14
2 ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 24
2.1 Анализ исполнения бюджета за 2010 год 24
2.2 Формирование показателей бюджета на 2012 год и на плановый
период 2013 и 2014 годов 30
3 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что федеральный бюджет является важным инструментом государственного регулирования экономики любой страны. Он определяет формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направления их использования в интересах общества и особенно социально слабо защищенных категорий населения.
Федеральный (государственный) бюджет отражает денежные отношения, которые складываются у государства с юридическими лицами и населением и заключаются в перераспределении национального дохода в связи с образованием и использованием средств для финансирования хозяйства, осуществления социальной политики, развития науки, культуры, образования, обеспечения обороны страны и управления обществом.
Государственный бюджет состоит из двух дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.
Целью курсовой работы является изучение федерального бюджета России и проблем его формирования и исполнения с теоретической и практической точек зрения. Такая целевая направленность исследования обусловила постановку и решение следующих задач:
- изучить теоретические аспекты федерального бюджета: раскрыть его сущность как экономической категории, рассмотреть функции, изучить принципы построения и структуру бюджетной системы России, а также структуру доходов и расходов федерального бюджета;
- рассмотреть формирование и исполнение показателей федерального бюджета России: провести анализ исполнения бюджета за 2010 год, рассмотреть формирование показателей бюджета на 2012-2014 годов;
- рассмотреть основные проблемы формирования и исполнения федерального бюджета и предложить пути его совершенствования.
Объектом исследования выступает бюджетная система России, федеральный (государственный) бюджет.
Предметом исследования являются проблемы формирования и исполнения федерального бюджета в России на современном этапе.
Информационной базой для написания курсовой работы послужили нормативные документы, регулирующие формирование и исполнение федерального бюджета России, труды ведущих отечественных экономистов, посвященные вопросам федерального бюджета, периодическая печать, данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Во введении обосновываются актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формируются объект и предмет исследования.
В первой главе излагаются теоретические аспекты федерального бюджета: раскрывается сущность и функции бюджета, рассматриваются принципы построения и структура бюджетной системы России, а также описана структура доходов и расходов федерального бюджета.
Вторая глава посвящен рассмотрению формирования и исполнения показателей федерального бюджета: приводится анализ исполнения бюджета за 2010 год, рассмотрен порядок формирования показателей бюджета на 2012-2014 годов.
В третьей главе рассмотрены основные проблемы формирования и исполнения федерального бюджета на современном этапе и предложены пути его совершенствования.
В заключении изложены выводы по результатам проведенного исследования.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

1.1 Сущность бюджета как экономической категории и его функции

В экономической литературе термин «бюджет» одновременно используется для определения различных понятий: «основной централизованный фонд денежных средств»; «центральное звено системы финансов… как система денежных отношений… как основной финансовый документ страны»; «форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления»; «финансовая программа деятельности государства той или иной страны, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы)».
В современном экономическом словаре термин «бюджет» (от англ. budget - сумка) определяется как имеющая официальную силу, признанная или принятая роспись, таблица, ведомость доходов и расходов экономического субъекта за определенный период времени, обычно за год.
Следовательно, акцент на бюджет как документ, содержащий расчетную и ограничительную смету доходов и расходов за определенный период времени.
Анализируя все определения, можно сделать вывод, что у понятия «бюджет» отсутствует свой собственный, только ему присущий термин.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ термин «бюджет» определен как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Однако законодатель дал слишком общее понятие, характеризующее лишь одну его сторону, как «форму образования и расходования денежных средств».
Поскольку государственные финансы - это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуются и используются государственные централизованные денежные фонды, то и бюджет представляет собой систему денежных отношений, но более узкую, а именно: бюджет - это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд. Последний является централизованным денежным фондом, предназначенным для финансирования широкого круга общественных потребностей (благ) - отраслей хозяйства, социальных нужд, управления, обороны и т.д.
Следовательно, бюджет как экономическая категория представляет собой определенную совокупность денежных отношений, субъектом которых является государство. Исторически в состав бюджетных отношений включаются отношения:
- между государством и юридическими и физическими лицами по поводу изъятия части доходов в пользу государства. И между государством как плательщиком средств, и физическими и юридическими лицами как получателями средств по поводу различных выплат из бюджета;
- между государственными и местными органами по поводу перераспределения меду ними доходов и расходов бюджетов.
По мере развития финансовых отношений у государства появляются новые виды этих отношений, которые непосредственно не связаны с бюджетом. Например, к таким отношениям можно отнести формирование и использование финансовых ресурсов государственных предприятий, а также формирование государственных денежных фондов, которые независимы от бюджета.
Таким образом, бюджет государства как экономическая категория - это система определенных денежно-распределительных отношений, регламентируемых государственными органами власти, по поводу перераспределения части национального богатства для образования и расходования основного централизованного фонда денежных средств государства.
Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения непосредственно своей деятельности, а также важнейшего инструмента проведения экономической и социальной политики.
Проект государственного бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом - парламентом страны. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению рас­ходов в соответствии с принятым в предыдущем году зако­ном о бюджете.
Понятие «государственный бюджет» проявляется в различных категориях: материальной, экономической и правовой.
В материальном понимании государственный бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления.
Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Через экономические отношения в государственный бюджет ежегодно мобилизуется значительная часть накоплений предприятий, организаций и часть доходов населения. Средства бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства, социально-культурных мероприятий.
С позиции законодательного (правового) установления государственного бюджета он рассматривается как финансовый план государства. Такой финансовый план образования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств (государственного бюджета) закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.
Бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории, которая, являясь частью финансов, но одновременно имеет особенности, отличающие ее от других сфер и звеньев финансовых отношений:
- государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его территориальных формирований;
- с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;
- пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;
- область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.
Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, поэтому им присущи и основные функции финансов.
В экономической литературе, одни авторы, например, М.В. Романовский и О.В. Врублевская выделяют только три присущие бюджету функции:
1) образование бюджетного фонда (бюджетные доходы);
2) использование бюджетного фонда (бюджетные расходы);
3) контрольная.
Первую функцию выполняют бюджетные доходы, включающие налоги, займы, доходы от государственной собственности (предприятий), доходы от эмиссии бумажных денег. Вторая функция бюджета принадлежит конкретным целевым бюджетным расходам. Контрольная функция бюджета предполагает создание условий для проведения контроля, осуществляется одновременно и с первой функцией, и со второй.
Другие авторы, например, Л.А. Дробозина и Г.Б. Поляк выделяют, как правило, больше функций бюджета:
1) перераспределение национального дохода;
2) государственное регулирование и стимулирование экономики;
3) финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства;
4) контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
1. Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя, таким образом, экономические отношения, государство способно целенаправленно ускорять или сдерживать темпы производства, рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.
2. В ходе формирования доходов бюджета и использования бюджетных средств решаются задачи государственного регулирования экономических и социальных процессов в стране.
Бюджет активно участвует в распределении прибыли предприятий. От того, насколько совершены формы изъятия в бюджет части прибыли, зависит заинтересованность предприятий в лучшем использовании производственных ресурсов, повышении уровня рентабельности и увеличении прибыли.
Путем централизации в бюджете части финансовых ресурсов государство получает возможность обеспечивать денежными средствами общегосударственные потребности.
3. Посредством бюджета национальный доход перераспределяется по территории, а также из производственной в непроизводственную сферу, для чего за счет бюджета создаются денежные фонды для финансирования потребностей в области здравоохранения, образования, культуры, управления, обороны.
Пользуясь бюджетом как основным орудием перераспределением национального дохода, государство направляет средства в первую очередь в те отрасли народного хозяйства и те экономические районы, которые требуют на данном этапе первоочередного развития, то есть посредством бюджета производится межтерриториальная и межотраслевое перераспределение национального дохода.
Велика роль бюджета в непроизводственной сфере, где он является главным источником финансирования. Именно через государственный бюджет происходит финансирование социально-культурных мероприятий, управления и обороны.
4. Бюджет выполняет контрольную функцию, которая предполагает возможность и обязанность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.
Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного, хозяйства, государство влияет на перераспределение национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство).
Таким образом, главное назначение государственного бюджета - с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособности. Большую роль играет государственный бюджет в поддержании и развитии социальной сферы: образования, здравоохранения, искусства, культуры.

1.2 Принципы построения и структура бюджетной системы России

Согласно статье 28 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система России основана на следующих принципах:
1) п........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета, № 237, 25 декабря 1993 г.
2 Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 1998, № 31, ст. 3823.
3 Федеральный закон от 02.12.2009 г. № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» // «Российская газета», № 232, 04.12.2009 (Закон).
4 Федеральный закон от 07.10.2011 г. № 272-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2010 год» // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 41 (ч. 1 и 2). - ст. 5637.
5 Федеральный закон от 30.11.2011 г. № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 49 (ч. 1-5). - ст. 7049.
6 Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012-2014 годах // Официальный сайт главы российского государства: < >7 Бюджетная система России: учебник для студентов вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 703 с.
8 Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - 4-е изд., исп. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2008. - 342 с.
9 Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 360 с.
10 Николаева Т.П. Финансы и кредит: учебно-методический комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2011. - 371 с.
11 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 512 с.
12 Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. - 4-е изд. перераб. и доп. - М.: Юнити, 2011. - 639 с.
13 Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008. - 479 с.
14 Финансы, денежное обращение и кредит: Учебное пособие / Под ред. А.Ю.Казака. - Екатеринбург: РИФ «Солярис», 2006. - 200 с.
15 Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2010. - 543 с.
16 Финансы: учебник для студентов вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 703 с.
17 Экономика: учебник / В.В. Янова. - М.: Издательство «Экзамен»», 2009. - 382 с.
18 Экономическая теория: учебник для студентов вузов / Под ред. И.П. Николаевой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 527 с.
19 Экономическая теория: учебник / Под общ. ред. А.А. Кочеткова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2009. - 608 с.
20 Экономическая теория: учебное пособие / Под. ред. Бродской Т.Г., Видяпина В.И. и др. - М.: РИОР, 2010. - 208 c.
21 Ким А. Бюджет: опасности и возможности // Финансы. - 2010. - № 38. - С. 12-15.
22 Официальный сайт Минфина РФ. Режим доступа: < project_fb_character.php>
23 Основные направления бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов. Официальный сайт Министерства финансов РФ. Режим доступа: >24 РИА Новости. Официальный сайт: economy



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.