На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 95139


Наименование:


Реферат Познание и эмоции. Познавательные процессы.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Психология. Добавлен: 13.3.2016. Сдан: 2013. Страниц: 35. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение.
Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами. Именно позна­вательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе. Эти знания являются тем фактором, который при наличии какого-либо побуждения определяет выбор человеком одного из многих возможных на каждый данный момент направлений движения и удер­живает движение в рамках этого направления. Осознаваемые человеком потреб­ности также даны ему в форме знаний, по крайней мере в форме знания о том, что он чего-то хочет. Сама деятельность человека приобретает упорядоченный, целенаправленный характер, благодаря знанию о конечном ее результате как о цели, существующей в сознании в форме представления о какой-то конкретной вещи или в форме абстрактной идеи.
Все знания самого высокого порядка, например знания о физических и хими­ческих свойствах веществ, о явно наблюдаемом устройстве вещей и
скрытых от непосредственного взора закономерных отношениях между ними, о людях и их качествах, о самом себе и, наконец, знания об общем устройстве мира, являются результатом интеграции знаний, получаемых с помощью познавательных психических процессов разного уровня сложности. Каждый из этих процессов имеет собственные характеристики и собственную организацию и вносит свой особый вклад
в формирование внутренне связанной, динамичной, но в то же время целостной картины мира. Протекая одновременно, эти процессы взаимодейству­ют друг с другом настолько слаженно и настолько незаметно для нас, что мы в каждый данный момент воспринимаем и понимаем мир не как нагромождение цветов, оттенков, форм, звуков, запахов, в которых необходимо разбираться, чтобы установить, что к чему, и не как картинку, изображенную на каком-то эк­ране, а именно как мир, находящийся вне нас, наполненный светом, звуками, за­пахами, предметами, населенный людьми, имеющий перспективу и явно воспринимаемый, а также и скрытый, не воспринимаемый в данный момент план. Несмотря на то, что с помощью органов чувств в каждый данный момент мы вос­принимаем только часть пространства, мы знаем, что пространство окружающе­го нас мира целостно и непрерывно. Благодаря этим процессам мир предстает перед нами также в его временной целостности и непрерывности, как нечто, что развивается и существует не только в настоящем, но имеет также прошлое и бу­дущее, вследствие чего его временные границы расширяются беспредельно.
Все это не было бы удивительным, если бы мы не знали, что весь этот беспре­дельный в пространстве и времени мир умещается в маленьком пространстве человеческого организма. Удивительное заключается в том,
что организм, точ­нее нервная система, строит весь этот богатый образ мира и к тому же распола­гает его вне себя, пользуясь впечатлениями, получаемыми только и только с сен­сорной поверхности, соприкасающейся с окружающим миром. Сенсорная (от латинского sensus - чувство, ощущение) поверхность тела является тем экраном, на который проецируется окружающий мир, тем единственным средством и ис­точником, с
единственным средством и источником, с помощью которого нервная система только и может построить все богатство красок и форм этого мира. И хоть это именно поверхность, т. е. тонкая ткань, располага­ющаяся в ограниченном пространстве и имеющая свою соб­ственную конфигурацию и свойства, образ объекта, строя­щийся на основе изменений, происходящих на этой поверх­ности, располагается вне ее, обладает свойством глубины, а сам он кажется независимым и достоверным.
Когда человека хотят изобразить существом, лишенным че­ловеческих качеств, прибегают к двум крайностям: либо представляют его по­добным автомату, роботу, бесстрастно вычисляющему преимущества и недо­статки своего положения в данной ситуации, либо, наоборот, уподобляют его животному, которое ведет себя импульсивно и эмоционально, непосредственно реагируя на происходящие события без учета возможных последствий. И наобо­рот, когда хотят придать роботу человеческие качества, его наделяют чувствами, способностью к состраданию и даже некоторой долей безрассудства. «Очелове­чивание» же животного связывается с приданием его поведению большей сдер­жанности, рассудительности и целеустремленности. Взаимоотношения между чувствами и рассудком, разумом и эмоциями являются центральной темой всей мировой художественной литературы и драматургии. Человек, способный на сильное чувство, на самопожертвование во имя любви вызывает симпатию. Ге­рой, оказавшийся в исключительно выгодном для себя положении благодаря своей холодной, бесстрастной расчетливости, вызывает чувство неприязни и презрения. В то же время человек сдержанный, способный к трезвой оценке си­туации, несмотря на обуревающие его эмоции, вызывает уважение, так же как у некоторых людей появляется чувство зависти к человеку, способному прояв­лять свои эмоции и желания естественно и непринужденно. Лавирование меж­ду «Сциллой» разума и «Харибдой» чувств является вечной проблемой человека как личности.
Несмотря на то, что эмоции и чувства хорошо известны подавляющему боль­шинству людей, формально определить их весьма непросто. Затруднения в пе­реводе их содержания на научный язык связаны с глубоко субъективным харак­тером переживания эмоциональных реакций, состояний и чувств и отсутствием их аналогов в иных психических явлениях. В каких бы терминах мы ни пыта­лись выразить наши эмоции и чувства, как бы полно мы это ни делали, всегда остается нечто, что не поддается описанию.
Ссылки на такие физиологические проявления, как сердцебиение, учащение дыхания, потливость или мышечная дрожь или такие изменения в психической сфере, как утрата четкости восприятия последовательности мышления, обострение или притупление ощущений, или на ситуацию, вызвавшую ту или иную эмоцию, отчасти передают внутренние переживания эмоций, но целостный характер и отдельные иногда очень важные нюансы
переживаний в таких описаниях могут теряться. Именно поэтому люди тратят так много слов и времени для выражения того, что можно, эмоционально пережить в считанные секунды. Невыразимость эмоции с помощью речевых средств связана с их принципиально различной природой: язык дискретен, прерывист, в то время как эмоции градуальны, непрерывны. Именно поэтому для передачи эмоциональных состояний люди изобретают отличные от речи средства, обладающие свойствами целостного охвата происходящего и непрерывностью изменений ? это «язык» искусства. В познании человеком эмоций и чувств искусство и наука взаимно дополняют друг друга. Психология поэто­му ? и наука, и искусство. Научная психология с помощью языка науки формально определяет психические явления и исследует их, основываясь на этих определениях; психология как искусство ? это практическая психология, где понимание другого человека построено на использовании всех доступных средств взаимодействия, в том числе и таких паралингвистических средств, как интонация, мимика, жестикуляция, позы и др.


Основная часть.
Глава 1. Познавательные процессы.
Ощущение
Простейшим познавательным пси­хическим процессом является ощущение. Простейшим его можно назвать толь­ко по сравнению с более сложными процессами. В действительности ощущение является продуктом сложной деятельности специальных органов, объединен­ных в целостные системы. Вопрос о субъективной природе ощущения и его со­ответствии отражаемым в нем свойствам физического мира является одним из труднейших в философии и психологии. Насколько точно в ощущениях отража­ется объективный мир? Не являются ли ощущения просто знаками тех явлений, которые происходят за пределами организма? Ведь в природе нет таких явле­ний, как свет или звук, существующих в той форме, в которой они представле­ны субъекту. Объективно это - электромагнитное излучение и колебания воз­душной среды с различными длинами волн. Если ощущения не являются точ­ной копией свойств мира, то как можно проверить достоверность всей картины мира, построенной на их основе? На все эти вопросы кратко ответить нельзя, поскольку убедительное утверждение о верности (в отличие от тождественно­сти), с которой в субъективных образах отражается реальная действительность, требует развернутых и обширных логических доказательств.
Несмотря на то, что субъективный образ по некоторым характеристикам не является тождественным объекту, в нем представлено такое количество пара­метров, инвариантных параметрам объекта, которое является достаточным для более или менее успешного приспособления соответствующего организма к сре­де его обитания. Зрительный образ мира, например, у лягушки наверняка гораз­до беднее такового у человека, поскольку ее зрительный аппарат способен реа­гировать только на движущиеся предметы, однако для выживания и сохранения вида верность отражения направления и скорости движения предмета ее орга­ном зрения является вполне достаточной. С усложнением образа жизни услож­няется и субъективный образ среды, достигая наибольшего его соответствия реальности у человека. Отсюда становится ясно, что сложность образов и их каче­ство, связанные со сложностью органов, с помощью которых они строятся, зависят от особенностей взаимодействия устроенного определенным образом организма с обладающей определенными параметрами средой. Наиболее устой­чивыми условиями среды обитания наземных животных являются: наличие электромагнитного излучения определенного диапазона, воздушная среда с ее свойствами, наличие гравитации и др. Приспособление именно к этим условиям и привело к формированию у них органов, чувствительных к изменениям имен­но в этих средах и полях. В связи с этим и говорят, что органы чувств являются органами специфических энергий. Здесь важно добавить, что для организма важна не сама по себе специфическая энергия, а те сведения, которые она ему доставляет.
Итак, ощущение - это простейший психический процесс, состоящий в
отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражите­лей на соответствующие рецепторы (Введение в психологию, 1996). В действительности уже в ощущениях субъекту представлены не только отдельные свойства окружающего мира, но и иные, более общие его характери­стики.
Характеристики ощущений. Все ощущения классифицируются в соответ­ствии с классификацией рецепторов, предложенной знаменитым английским физиологом Шеррингтоном. Все рецепторы он предложил разделить на три группы: дистантные и контактные экстерорецепторы, располагающиеся на по­верхности тела и реагирующие на воздействия со стороны внешней среды; интерорецепторы, реагирующие на изменения во внутренних органах; и проприорецепторы, заложенные в мышцах и связках.
Разделительным правилом при та­кой классификации является характер функций, выполняемых рецепторами и соответствующими анализаторами, в состав которых они входят. Знание о состоянии внутренней среды, представлен­ное в интероцептивных ощущениях, обеспечивается анализа­торами, в состав которых входят интерорецепторы. Налич­ные условия внешней среды даны субъекту в экстероцептивных ощущениях. На основе проприоцептивных ощущений строится знание о взаимном расположении частей тела, абсолютно необходимое для осуществления
локомоций при перемещении тела в пространстве.
В материалистически ориентированной философии в настоящее время счи­тается, что формами бытия материи являются пространство и время, неотъемле­мым ее атрибутом - движение с энергией в качестве основной его характерис­тики, универсальным же свойством материи является отражение. Эти четыре понятия и образуют основные, фундаментальные характеристики той действи­тельности, в которой существует и к которой приспосабливается живой орга­низм. Именно эти характеристики действительности - пространство, время, энергия и информация (В.А. Ганзен) прежде всего и находят свое отражение в первичном психическом образе - ощущении.
В ощущениях субъекту представлены наиболее общие свой­ства окружающего мира в целом, которые в то же время могут быть характерис­тикой отдельных свойств отдельных предметов и явлений этого мира.
Ощущение не является изолированным психическим процессом. Будучи ос­новой, первичным материалом для построения более сложных психических об­разов, ощущения человека испытывают на себе влияние всей его социально обусловленной психики. В частности, пороги ощущений могут зависеть от лич­ностной установки, вплоть до потери чувствительности. Ощущение, например цвета или тяжести предмета, может изменяться также под влиянием механиз­мов восприятия. Особенно тесно ощущения связаны с эмоциями - в любом ощущении в норме всегда в той или иной степени присутствует определенный эмоциональный оттенок (приятное или неприятное ощущение).

Восприятие
Восприятие - это познавательный психический процесс, состоящий в целостном отражении предметов, ситуаций и событий, возникающий при непо­средственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверх­ности органов чувств.
В результате деятельности восприятия (перцептивной деятельности, от лат. perceptio - восприятие) в субъективном пространстве формируется образ вос­приятия, или перцептивный образ объекта, ситуации или иного события, кото­рый обладает свойствами, отличными от свойств ощущений, на основе которых он строится. Таким образом, образ восприятия - не просто совокупность ощу­щений хотя бы потому, что сами ощущения в процессе построения этого образа могут претерпевать определенные, иногда существенные изменения. Образ вос­приятия, как и ощущение, является чувственным образом объекта, причем обра­зом, который возникает и существует при непосредственном, здесь-и-сейчас присутствии как субъекта, так и самого объекта. Обладая собственными меха­низмами, восприятие строит образ объекта или опознает его вместе с процесса­ми ощущения.
Здесь необходимо отметить, что каждый образ восприя­тия является результатом интеграции ощущений нескольких модальностей, прежде всего
зрительной, слуховой и тактиль­но-кинестетической. Восприятие в то же время всегда в большей или меньшей степени связано также с мышлением, памятью, вни­манием, направляется мотивацией и имеет определенную эмоциональную окраску. Поскольку образ восприятия является отличным от его объекта, он имеет свои собственные характеристики, обнаружить и понять которые нелегко. Прежде чем переходить к их описанию, еще раз кратко
укажем на различия между обра­зом наблюдаемого в данный момент объекта и самим объектом. Обычно это трудный для понимания момент. Чтобы уяснить эти различия, необходимо про­извести нелегкую операцию субъективной децентрации, т.е. занять позицию на­блюдателя, а не участника.
Характеристики образа восприятия. Рассмотрим теперь вкратце основные характеристики этого образа - образа восприятия, или перцептивного образа, не только отдельного объекта, но и всей воспринимаемой наличной ситуации, поскольку свойства образа объекта во многом определяются контекстом воспри­ятия.
Предметность. Эта характеристика образа восприятия указывает на такое его качество, как отделенность его от фона и спроецированность в данную точ­ку пространства, т.е. образа объекта как пространственно обособленного, от­дельного предмета. Здесь необходимо сделать важное замечание. В разговор­ном языке понятия «объект» и «предмет» часто употребляются как синонимич­ные. В научной психологии такое смешение понятий тоже имеет место. На наш взгляд, если мы хотим подчеркнуть отличие субъективного психического обра­за от объекта, при взаимодействии с которым он возникает, то нам следует ясно различать «объект» как вещь, сущность, нечто, что существует за пределами на­шей нервной системы, и «предмет» как психический образ, в котором этот объект представлен субъекту.
Предметность как характеристика образа восприятия заключается в том, что, до тех пор пока мы не зафиксировали взор на каком-то объекте, все окружающее пространство воспринимается нами как относительно недифференцированное, нерасчлененное целое. Стоит нам сосредоточить взгляд на объекте, как все вос­принимаемое пространство мгновенно расчленяется на образ самого объекта и образ пространства. При этом наблюдается специфический феномен, получив­ший в психологии название феномена «фигуры и фона», он заключается в том, что элементы предметного образа объекта моментально структурируются и при­обретают определенную, ограниченную форму, при этом предмет как бы слегка выступает вперед, оказывается на переднем, независимо от его удаленности, плане, а все остальные ........

Список использованной литературы.
1. Вилюнас В.К. Психология эмоций. Хрестоматия - Питер, 2008-496 с.
2. Гайнутдинов И.К. Психология. Учебное пособие - Феникс, 2008-344 с.
3. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии: Учебное пособие. - М.: Академия, 2006. -176 с.
4. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.
5. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. - М.: Высшее образование, 2008. - 484 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.