На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Соотношение государства, государственного аппарата и государственной службы. Совершенствование государственного аппарата. Преобразования в политической и правовой сфере. Структурная реформа государственного аппарата. Генетический признак государства.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 25.01.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


РЕФЕРАТ

По дисциплине «Государство и право»

Механизм государства.

Соотношение государства, государственного аппарата и государственной службы


Совершенствование государственного аппарата тесно связано с реформой государственной службы, поскольку именно государственным служащим, выполняющим функции государственных органов, принадлежит важнейшая роль в укреплении российской государственности и построении демократического общества.
Происходящие в России глубокие преобразования в политической и правовой сфере обусловливают острую необходимость подготовки новых кадров, особенно государственных служащих. В нынешний переломный период развития государства огромную значимость приобретают профессиональные, политические и иные качества лиц участвующих в государственном управлении. Как отмечалось в выступлении Президента Российской Федерации 6 сентября 1995 г. в Российской академии государственной службы, кризис, охвативший нынешнюю систему государственной службы в России напрямую отражается на всех сферах государства: в экономике, финансовой деятельности, на решении социальных и национальных проблем, состоянии науки и культуры Выступление Президента Российской Федерации в Российской академии государственной службы 6 сентября 1995 г. -- М.: Юридическая литература..
В этой связи задачей первостепенной важности в России является создание государственного аппарата, способного работать в современных условиях, высокопрофессионального и экономичного. Для решения этой задачи необходимо одновременно осуществить меры, направленные на всемерное развитие правового института государственной службы.
Назрела необходимость решения многих проблем организации государственной службы, прежде всего, это -- искоренение бюрократизма и коррумпированности чиновников; увязка задач сокращения численности аппарата с совершенствованием структуры и правового положения государственных органов, введение критериев для определения оптимальной численности работников указанных органов; нормативное закрепление единой классификации органов государственной власти РФ, создание нормативной основы подготовки, повышения квалификации и оценки профессиональных качеств государственных служащих; создание системы управления государственной службы на всех уровнях органов государственной власти.
Исключительное значение приобретает необходимость структурной реформы государственного аппарата, которая наряду с реформой государственной службы должна стать важнейшим этапом государственного строительства в Российской Федерации. Необходимы глубокие юридические исследования системы государственных органов на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации. Исследованию подлежат ряд основополагающих теоретических проблем, которые определяют ориентиры и глубину предстоящей реформы, в особенности конституционные понятия "органы государственной власти", "государственные органы", соотношение понятий "государство", "государственный аппарат" и "государственная служба".
Остановимся на характеристике и соотношении понятий "государство", "государственный аппарат" и "государственная служба".
В теории государства и права под государством понимается политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного аппарата управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок Теория государства и права. -- М.: ИНФРА-М -- Норма, 1997. -- С.115-- 116.. Государство - организация политической власти в гражданском обществе, осуществляемой сформированными надлежащим образом органами, выборными и назначенными должностными лицами, которые действуют в рамках официально установленных полномочий. Назначение государства - вести "общие дела" гражданского общества, представлять и организовывать его политически, обеспечивать мир и безопасность граждан, руководить социальными процессами, управлять отдельными сферами жизни с учетом реального потенциала общественного самоуправления. Каждое государство обладает совокупностью признаков. К ним, в частности относятся: территориальная организация населения; публичная (государственная) власть; государственный суверенитет; взимание налогов. Представляется необходимым более подробно остановиться на признаках государства.
* Государство - это самая широкая, всеобъемлющая политическая организация, которая представляет всех членов гражданского общества, а не какую-либо их часть; по политической природе своей всякое государство универсально, общенародно; отношение государства к каждому члену общества юридически оформляется институтом гражданства (подданства), что неравнозначно членству или участию в любых иных политических организациях.
* В силу своей универсальности государство есть единственная в обществе суверенная политическая организация; государственная власть независима, верховна по отношению ко всякой политически организованной власти (местного самоуправления, партий и т.п.).
* Государству принадлежит монопольное право принимать законы и таким образом формировать законодательство, правовую систему, которые представляют собой юридическую базу гражданского общества; посредством закона и принципа верховенства права и закона государство определяет границы поведения всех других политических организаций и политическую систему в целом.
* Государству принадлежит монополия на легитимированное (узаконенное, оправданное) применение некоторых видов физического принуждения к лицам (задержание, арест, лишение свободы и т.п.) в строгих формах судебного и административного производства при соблюдении конституционных и законных гарантий прав личности.
* Только государство вправе иметь армию и иные войсковые формирования, содержать тюрьмы и другие уголовно-исправительные учреждения, осуществлять узаконенную репрессию, применять вооруженную силу.
* Государство это единственная политическая организация, имеющая право на законных основаниях требовать от всех граждан периодических платежей (налогов) из их имущества и доходов на государственные и общественные нужды.
Первичный генетический признак государства - централизованная публичная власть (направляемый единой волей особый слой людей, профессионально управляющих обществом) - выражается в деятельности госаппарата, который изначально осуществляет функции регулирования и управление обществом. Регулирование состоит в том, что высшие органы государства устанавливают нормы, правила поведения, законы, для упорядочивания общественных отношений на основе широко прокламируемых целей и идеологий. Государственное управление есть организованное целесообразное воздействие на общественные процессы, предполагающее исполнительно- распорядительную, контрольно-надзорную, координационную, учебно-статистическую и иную деятельность государственных органов. Весь объем регулятивно-управленческих функций, соответствующих им властных полномочий рационально распределяется между тремя властями государства - законодательной, исполнительной и судебной, а также органами, обеспечивающими исполнение властных функций. Приспосабливаясь к исторической реальности, госаппарат находится в состоянии непрерывной рационализации посредством распределения и перераспределения власти, компетенции, полномочий, структурных изменений, поиска целесообразных способов решения гос. задач.
Под государственным аппаратом понимают систему органов, через которые осуществляется государственная власть, выполняются основные функции и достигаются стоящие перед государством цели и задачи. Следует различать государственные органы и органы государственной власти. При этом необходимо иметь в виду, что понятие "государственные органы" является более широким, нежели понятие "органы государственной власти".
В соответствии с общепринятым в юридической науке определением орган государства (государственный орган) представляет собой организационно и структурно обособленную часть государственного аппарата, наделенную в установленном законодательством порядке полномочиями, правовыми и материально-финансовыми средствами для осуществления задач и функций государственной власти Государственное право Российской Федерации / Под ред. Кутафина О.Е. -- М., 1996. -- С.296. Сходные определения органа государства даны в работах ученых государствоведов (Н.И. Кузнецова, А.И. Лепешкина, Ю.А. Тихомирова, Ц.А. Ямпольской и др.)..
Наукой государственного права выделяются признаки или черты, присущие любому органу государства.
Во-первых, наличие юридически четко регламентированного порядка создания, преобразования и ликвидации образования государственного органа. Помимо этого порядка государственный орган образован или ликвидирован быть не может. Формирование основных федеральных органов государственной власти осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Порядок образования других федеральных органов, устанавливается законодательными и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Способ и порядок образования государственных органов субъектов Российской Федерации устанавливается законами и другими правовыми актами субъектов.
Во-вторых: государственный орган создается для осуществления функций и задач государства.
В частности, Конституция РФ (ст. 80) устанавливает, что Президент Российской Федерации является гарантом Конституции, принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Федеральное Собрание РФ в соответствии со ст. 94 определяется как представительный и законодательный орган, Правительство РФ -- орган исполнительной власти (ст. 110). Задачи и функции государственных органов субъектов Федерации закрепляются в конституциях республик в составе Российской Федерации, уставах краев, областей, автономных округов, автономной области, их законодательных актах.
В-третьих, важным признаком государственного органа является его компетенция, закрепленная в правовых нормах, являющаяся совокупностью предметов его ведения и полномочий. Компетенция является юридическим выражением функций государственного органа.
В-четвертых, важным признаком государственного органа является особый, установленный действующим законодательством порядок его деятельности. Отступить от этого порядка орган государства не вправе.
В-пятых, признаком государственного органа является его структура, внутренняя организация, закрепленная в Конституции Российской Федерации, конституциях и уставах субъектов Российской Федерации, законодательных и иных нормативно-правовых актах, принимаемых на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации.
В юридической литературе нередко в качестве признака органа государства рассматривается не компетенция, а полномочия либо гocyдарственно-властные полномочия. При этом под полномочиями понимают:
1) возможность принятия решений, обязательных для исполнения всеми гражданами, должностными лицами и организациями, на которых распространяется компетенция данного органа государства;
2) организацию исполнения принятых решений, которая опирается на материальную основу (например, средства государственного бюджета);
3) охрану принятых решений от нарушений с возможностью применения как убеждения, общественного воздействия, так и мер государственного принуждения.
В юридическом смысле понятие полномочия означает определенное единство прав и обязанностей государственного органа и должностного лица, элемент их правового статуса, в котором возможность совершения определенных действий или принятия решения по тому или иному вопросу является одновременно необходимостью что-то сделать, то есть служебным долгом. В сущности любого полномочия заключены элементы права и обязанности: то, что субъект полномочия вправе делать, он вместе с тем и обязан делать. Конечно, в конкретном полномочии эти элементы могут сочетаться по-разному: во многих случаях они сбалансированы, например полномочие главы субъекта Российской Федерации (Президента, губернатора, мэра и т.д.) подписывать и обнародовать законы субъекта Российской Федерации является в одинаковой мере правом и обязанностью. Вместе с тем, если мы возьмем другое его полномочие - присваивать почетные звания и награждать государственными наградами субъекта Российской Федерации, то в нем превалирует элемент права, а не обязанности. Существу- ют полномочия, которые носят ярко выраженный обязывающий характер: Президент Российской Федерации согласно Конституции РФ вы- ступает с ежегодными посланиями перед Федеральным Собранием РФ- он это должен делать, обязан. В нашей литературе, к сожалению, нет еще четкой классификации полномочий по их юридической структуре, системы императивности, функциональному назначению в составе правового статуса государственного органа и должностного лица.
Среди полномочий следует особо выделить тип государственно-властных или просто властных полномочий. Они непосредственно выражают функции органов государственной власти, связанных с принятием властных государственных решений, включая принятие законов, с осуществлением исполнительной, распорядительной, координационной и иной управленческой деятельности, с реализацией форм контроля судебной власти над соответствием общественных отношений конституции и законам. Таковы полномочия органов законодательной, исполнительной и судебной власти и лиц, замещающих государственные должности в соответствующих органах. Властные полномочия пред- усматриваются государственными должностями Российской Федерации, которые согласно Федеральному закону "Об основах государственной службы Российской Федерации" отнесены к государственным должностям категории "А" (Президент Российской Федерации, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, федеральные министры и т.д.), Важным признаком этих полномочий являются то, что они устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами (сегодня - в известной мере договорами между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий), то есть нормативными правовыми актами высокой юридической силы, регулирующими статус органов государственной власти Российской Федерации.
Полномочия государственных органов, которые не являются непосредственно властными, безусловно, связаны с государственной властью в той мере, в какой они обеспечивают государственно-властную деятельность. Полномочия по государственным должностям государственной службы, отнесенным к категории "Б" имеют четко выраженный обеспечивающий характер. Как известно, эти должности учреждаются для обеспечения полномочий лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации категории "А". Это обстоятельство указывает на производность этого типа полномочий от властных полномочий, на их последовательность и сочленность в организации деятельности государственных органов. Корреляция между властными и обеспечивающими полномочиями может быть четко определенной (полномочия депутата - полномочия помощника депутата), но в большинстве случаев она принимает общий характер: масса обеспечивающих полномочий способствует функционированию всей системы государственной власти (контрольные, надзорные, аналитические, учебные и иные полномочия). Существует определенная зависимость между категориями государственных должностей и характером полномочий по этим должностям. Она в целом может быть представлена таким образом:
Государственные должности
Российской Федерации
(категории "А") властные полномочия
Государственные должности
государственной службы
(категории "Б") обеспечивающие полномочия
Государственные должности
государственной службы
(категория "В") властные и обеспечивающие полномочия
Применительно к государственным должностям государственной службы категории "В" возможно сочетание в рамках компетенции должностного лица властных и обеспечивающих (по отношению к полномочиям вышестоящих государственных органов и должностных лиц) полномочий. Отметим в связи с этим ряд типологических различий между властными и обеспечивающими полномочиями. Первые связаны с принятием, изданием нормативных, правовых и индивидуальных правовых (правоприменительных) актов, вторые, как правило, с разработкой и согласованием, процессом подготовки этих актов. Властные полномочия (за некоторыми предусмотренными законом исключениями) не подлежат передаче какому-либо другому государственному органу или должностному лицу, делегированию, субделегированию и т.д., обеспечивающие полномочия на законных основаниях делегируются в рамках служебных отношений. Ответственность за исполнение властных полномочий (по государственным должностям категории "А") носит политико-юридический характер, является в ряде случаев конституционной, тогда как ответственность за исполнение обеспечивающих полномочий является обычной юридической дисциплинарной ответственностью.
Что касается компетенции государственного органа, то, по общему мнению, установившемуся в отечественной юридической литературе, она представлена собой совокупность полномочий (властных и обеспечивающих), юридически выражающих функции, закрепленные за данным органом, и его государственно-властный либо управленческий профиль. Попытки доказать, что полномочия не единственный элемент компетенции государственного органа, что сюда относятся соответствующие предметы ведения государственного органа, его обязанности перед государством в целом, представляются не убедительными. С юридическим понятием "компетенция" не связывается предмет ведения, который, как в этом можно убедиться из анализа статей 71, 72 и 73 Конституции Российской Федерации, есть не что иное как проблемный комплекс или сфера управления, отнесенная к ведению Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или и их совместному ведению. Предмет ведения, так же как и государственные функции, это исходная база для установления полномочий, их распре- деления и перераспределения в процессе совершенствования государственного аппарата, т.е. системы государственных органов.
Критерий, принятый за основу при разделении функций властных (государственно-властных) и обеспечивающих государственно-властную деятельность, может быть применен и при классификации государственных органов. Последние также могут быть подразделены на "органы государственной власти" и "органы, обеспечивающие rocy- дарственно- властную деятельность". Между ними есть различия и весьма существенные.
Так, совершенно очевидно, что органу государственной власти присущи государственно-властные полномочия, о содержании которых говорилось выше. Речь идет прежде всего об органах законодательной, исполнительной, судебной власти, составляющих своего рода каркас, несущую конструкцию государственного аппарата. Вместе с тем не всякий государственный орган наделяется государственно-властными полномочиями? Например, вряд ли могут быть сомнения в том, являются ли государственными такие органы как аппараты законодательных, судебных органов государственной власти, Центризбирком, Счетная палата, и некоторые другие. Эти органы, безусловно, являются государственными но их деятельность носит обеспечив и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.