На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 95194


Наименование:


Курсовик Диагностика социально-экономического развития Вологодской области

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 14.3.2016. Сдан: 2013. Страниц: 49. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ:
стр.
Введение................................................................................................................. 3
1. Экономический рост и диагностика социально-экономического развития региона................................................................................................. 5
1.1 Понятие социально-экономической диагностики........................................ 5
1.2 Стратегии экономического роста региона………………………………… 6
2. Анализ социально-экономического развития Вологодской области…………... ……………………………………………………………. 12
2.1 Промышленный потенциал Вологодской области………………………. 12
2.2. Долгосрочный прогноз социально-экономического развития Вологодской области.......................................................................................... 19
3. Рекомендации по совершенствованию социально-экономической стратегии Вологодчины................................................................................... 41
Заключение……………………………………………………………………... 46
Список используемой литературы…………………………………………..... 48Введение.
Социальное экономическое развитие Вологодского региона.
Современный экономический рост характеризуется ведущим значением научно-технического прогресса и интеллектуализацией основных факторов производства. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, квалификации кадров, организации производства в развитых странах, приходится 70-85% прироста ВВП (45; 90). Внедрение новых технологий стало ключевым фактором рыночной конкуренции, основным средством повышения эффективности производства и улучшения качества товаров и услуг.
Следует отметить, что в настоящее время непростая ситуация в региональном развитии обусловлена неравномерностью развития регионов, дезинтеграцией экономического пространства, различием стартовых условий вхождения в рынок отдельных регионов и, в первую очередь, неодинаковыми условиями созданного в них экономического потенциала, различной реакцией на кризисные явления. Соответственно созданы разные условия для экономического роста в регионах. К примеру, более половины добавленной стоимости производится в 13 субъектах страны с высоким уровнем социально-экономического развития.
Социально-экономическая диагностика - новое научное направление в исследовании региональных рыночных явлений и процессов. Ее возникновение традиционно связывают с синтезом методологических экономических исследований и прикладных методов и процедур системотехники, социологии, менеджмента, математической статистики и кибернетики. С целью эффективного функционирования в региональной среде перед каждым отдельным субъектом возникает необходимость принятия оптимального экономического решения, которое, безусловно, скажется на стратегии социально-экономического развития данного региона. Для регионального хозяйства Вологодской области свойственно определенное своеобразие условий и возможностей развития региона. Все вышесказанное определяет актуальность избранной темы.
Целью курсовой работы является диагностика социально-экономического развития региона (на примере Вологодской области).
Указанная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
- рассмотрение понятия «диагностика социально-экономического развития региона»;
- обоснование необходимости региональной стратегии;
- анализ социально-экономического развития Вологодской области;
- прогнозирование и разработка методов совершенствования социально-экономического развития Вологодчины.
Методологические положения, разработанные в данной работе, диагностируют социально-экономические факторы, применительно к условиям Вологодского региона. Основным методом диагностики является сравнительный анализ. Он включает количественные методы (сравнение со средней величиной, модой или медианой, нормативной, минимальной или максимальной) и качественные (группировки, содержательный анализ).
1. Экономический рост и диагностика социально-экономического развития региона.
1.1. Понятие социально-экономической диагностики.
Экономический рост является важнейшей целью общества, поскольку определяет уровень экономического развития страны, качество жизни населения, место экономики государства среди других стран мира. На основе укрепления инновационного потенциала и повышения эффективности отраслей народного хозяйства экономический рост способен обеспечить необходимые условия для решения социально-экономических и демографических проблем. Без глубокой теоретической проработки проблем экономического роста невозможно предложить рациональные программы по выводу экономики из кризисной ситуации. [Экономические реформы в России. Итоги первых лет. 1991 - 1996 гг.: Коллект.монография. - М.: Наука, 1997. С.84.]
Диагностика региона заключается в определении состояния, особенностей, проблем и перспективных направлений его социально-экономического развития. Ее предметом являются структурные характеристики экономики и социальной сферы региона, составляющих ее частей и элементов, и взаимосвязи между ними. К важнейшим взаимодополняющим задачам диагностики относятся: определение «болевых точек» и проблем, характерных для региона; обоснование наиболее перспективных направлений его экономического развития.
Осуществление диагностики экономического развития происходит на основе паспорта территории, в котором группа экономических индикаторов должна быть детализирована.
Среди важнейших показателей, отражающих уровень развития территорий, следует выделить показатели валового регионального продукта (ВРИ) в абсолютном выражении, в динамике, в расчете на душу населения, а также по отраслям и секторам экономики.
ВРИ представляет собой региональный аналог ВВП, который отличается от последнего тем, что не включает услуги общегосударственного характера, такие, как оборона, центральное управление, охрана правопорядка и др. Иногда используется региональный ВВП, при расчете которого данные общегосударственные услуги распределяются по регионам пропорционально их ВРП. ВРП, так же, как и ВВП, может быть рассчитан тремя методами: производственным (как сумма добавленной стоимости, произведенной всеми отраслями и секторами), методом использования (путем суммирования всех расходов на конечное потребление и инвестиции), методом доходов (через расчет и суммирование всех факторных доходов до налогообложения и косвенных налогов).
Важное значение имеют также показатели эффективности экономики в целом и ее отраслей. Они включают производительность труда, энергии, материалоемкость, рентабельность. Следует отметить, что в отечественных статистических источниках весьма популярным является показатель рентабельности продукции. Им следует пользоваться осторожно, т. к. данный показатель отражает не только собственно эффективность того или иного производства, но и длительность производственного цикла (или оборачиваемость капитала). Так, рентабельность продукции в отраслях с высокой оборачиваемостью капитала (например, в легкой промышленности) будет, при прочих равных условиях, заведомо ниже, чем в отраслях с низкой оборачиваемостью (например, в самолетостроении). Поэтому для межотраслевых сопоставлений лучше использовать показатель рентабельности капитала (или основных и нормируемых оборотных фондов).
В системный анализ региона как субъекта проведения социально-экономической политики следует включить следующие элементы [Аралбаева, Г.Г. Методология и организация мониторинга региональной социально-экономической системы. Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. д. э. н. Оренбург. - 2009.-С.18.]:
- экономическая диагностика формирования регионального рынка международной торговли;
- экономическая диагностика и оценка влияния социально-экономических пропорций в развитии регионального хозяйства; внутрирегиональных и межрегиональных хозяйственных связей; территориальной организации и позиционирования внешнеэкономической деятельности региона в мирохозяйственных связях;
- экономическая диагностика инфраструктурного обеспечения внешнеэкономической деятельности региона.
Таким образом, социально-экономическая диагностика региона как позволяет получить агрегированное заключение об уровне организации экономической деятельности в регионе и создает предпосылки для подключения механизмов управления регионального уровня к федеральной системе управления социально-экономической деятельностью.
1.2 Стратегии экономического роста региона.
В нашей стране правовое регулирование региональной политики еще находится на начальном этапе развития. При этом основополагающим нормативным правовым актом в данной сфере и по сей день остается Указ Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 года № 803 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации», в котором ее содержание раскрывается через перечень из 9 задач - от укрепления экономических основ территориальной целостности и стабильности государства до совершенствования экономического районирования страны.
Данному вопросу посвящена статья Матвеева В.А Матвеев В.А. О законодательном обеспечении государственной стратегии регионального развития // Социально-экономические реформы: региональный аспект/ Материалы второй Российской научно-практической конференции.- Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 1999.. С формированием российской федеративной государственности страна вступила в новую фазу социально-экономического развития. Суть её заключается во всё большей роли субъектов Федерации, где сегодня пересекаются политические, социальные, экономические интересы.
Необычайно широк спектр внесенных на рассмотрение обществом вопросов регионального развития. Это и разделение компетенции властей. Это и рассмотрение субъекта Федерации как самодостаточной и саморазвивающейся системы. Это и оценка возможностей Федерации в поддержании уровня и качества жизни населения страны, обеспечивающих согласно конституционной норме достойную жизнь и свободное развитие человека. Это и возможность сглаживания территориальных диспропорций по ряду экономических и социальных показателей. В частности, можно отметить отсутствие четкой нормативной определенности в решении таких конституционных проблем, как разграничение компетенции между различными органами государственной власти, а также разделения конкретных объектов, в отношении которых (либо с помощью которых) реализуются властные полномочия в сфере финансов, собственности, природопользовании на конституционном уровне. Это ставит под сомнение соблюдение конституционного принципа равноправия субъектов РФ в сфере правового регулирования отношений Центра и регионов.
Отсутствие стратегии приводит к сбоям и в реализации вопросов регионального развития в одном из главных законодательных актов -- федеральном бюджете. Дальнейшее политическое и экономическое развитие России, целесообразность комплексного развития её территорий, выделение региональной политики в самостоятельный блок государственного регулирования хозяйственной жизни требуют первоочередной разработки именно такого документа, как "Стратегия регионального развития", что будет рассмотрено далее.
Перелыгин Ю.А. отмечает: «Министерство регионального развития 30 июня 2005 г. представило на заседании Правительства России концепцию Стратегии социально-экономического развития регионов РФ. Она была заслушана и отправлена на доработку. Это достаточно существенное явление, поскольку за последние 10 лет документы такого рода не заслушивались на правительственном уровне. В ней заложены 15 - 20-летние ориентиры, и в этом отношении она провозглашала следующий тезис: от политики экономического выравнивания к политике поляризованного развития». [Перелыгин Ю.А. О стратегии регионального развития РФ//Мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень. Выпуск 11. Вологда 2000.С.28.]
Нечеткость и неконкретность целевых установок государственной региональной политики не способствуют определению государством стратегических приоритетов регионального развития, снижает эффективность межрегиональных прогнозов, концепций и программ социально-экономического развития регионов. Решение ключевой проблемы региональной политики - выравнивание уровней социально-экономического развития территорий - осуществляется путем оказания отдельным регионам селективной поддержки за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников. Однако процедура, на основании которой принимаются решения об оказании поддержки субъектам Российской Федерации, не опирается на единую, строго определенную нормативными и правовыми актами базу. Используемые правовые нормы рассредоточены по множеству нормативных правовых документов, относятся к различным отраслям законодательства, при этом акты подзаконного характера фактически преобладают над собственно федеральными законами.
С чем это связано? Региональный воспроизводственный процесс, с одной стороны, представляет собой подсистему общественного воспроизводства, а с другой - интегрирует единичные воспроизводственные процессы на уровне предприятий, обогащая их и формируя условия для комплексного развития экономики региона; социально-экономическое развитие региональных систем осуществляется в соответствии с законами расширенного воспроизводства; экономика региона рассматривается как система взаимодействующих субъектов - предприятий и организаций различных форм собственности, между которыми существуют материальные, финансовые и информационные связи на основе технологии производства и обращения; региональный воспроизводственный процесс охватывает все фазы общественного воспроизводства: производство, распределение, обмен и потребление.
Ускова Т.В. указывает на важность разработки стратегии управления экономикой, в частности отмечая: «Современный рынок не отменяет планомерного управления социально-экономическими процессами. Более того, планомерность как способ преодоления рыночной стихии и порождаемых ею социальных конфликтов приобретает принципиально новую ценность и качество.
В перечне факторов, обеспечивающих успешное развитие социально-экономических процессов, особо важное место занимают методы стратегического управления. К сожалению, выработке и реализации общенациональной стратегии развития России в период рыночных трансформаций длительное время должного значения не придавалось, что резко снизило эффективность деятельности властных структур.
В настоящее время происходит существенное усиление внимания со стороны федеральных властей к определению задач стратегического характера. Объективной основой для этого являются обозначившиеся в последние годы позитивные подвижки в хозяйственном развитии страны, которые требуют более четкого определения ценностных ориентиров российского общества, масштабов решения проблем долгосрочного характера». [ Ускова Т.В. О стратегии развития региона. //Экономические и социальные перемены в регионе. Факты, тенденции, прогнозы. Выпуск 27. Вологда 2004. С.9.]
В новой редакции «Основных направлений стратегии Северо-Западного федерального округа Российской Федерации на период до 2015 года», разработанных под эгидой аппарата Полномочного представителя Президента РФ, уточнены цели и параметры долгосрочного развития округа, значительно расширен и конкретизирован круг вопросов, связанных со стратегией развития входящих в СЗФО областей и республик. [Пресс-релиз Правительства Российской Федерации //www.government.ru.]
Важность любой стратегии, в том числе и региональной, по мнению Лившица А.Я., Новикова А.В., определяется тремя адресатами.
Первый из них - региональная и муниципальная власть. Наличие стратегии поможет ей точнее формулировать социально-экономическую политику, осуществлять стратегическое и пространственное планирование, развивать инфраструктуру, формировать стимулы для бизнеса и мотивации к труду.
Второй адресат - бизнес. Стратегия позволит предпринимательскому слою области видеть перспективы региона в целом, его муниципальных образований, отраслей, предприятий, организаций экономической и социальной сферы, свои интересы и возможности их реализации.
Третий адресат - население. Стратегия даст жителям области конкретное представление о том, на что они могут рассчитывать с точки зрения условий жизни через несколько лет, что ожидает в этом плане их потомков. Социальная направленность документа поможет формированию конструктивной мировоззренческой позиции граждан, чем будет способствовать их консолидации и укреплению политической стабильности в регионе.
Одновременно стратегия важна для развития отношений области со странами ближнего и дальнего зарубежья, так как сделает для них более понятным и предсказуемым развитие экономической ситуации, делового и инвестиционного климата в регионе. [ Лившиц А.Я., Новиков А.В., Смирнягин Л.В. Региональная стратегия // Регион: экономика и социология. -- 1994.С.20.]
Согласно исследованиям В.П. Перепеченко главные отличия региональной стратегии в условиях формирующейся рыночной экономики России это:
· комплексность (нацеленность на все стороны общественного развития, а не только экономическую);
· долговременность (расчет на многолетнее действие и наполучаемый не в скором времени глубинный эффект);
· сопряженность с глобальной государственной стратегией общественного развития и другими ее составляющими (экономической, политической, национальной, оборонной и т.п.);
· централизованность (направленность на уровень государства в целом, а не просто разработка обособленной региональной политики в отдельной территории).
В работах по стратегии регионального развития все более широкое распространение получает сценарный подход, в котором находят синтетическое выражение как методология, так и методика перспективных разработок. При этом определились два основных типа сценарных подходов.
При первом типе генеральная линия стратегического развития в сущности не меняется. Однако различаются темпы ее реализации - в зависимости от условий, в которых она будет осуществляться. Рассчитывается «оптимистический» вариант сценария при благоприятном ходе событий, «пессимистический» - при неблагоприятных условиях Задумкин К.А. Проблемы и перспективы развития научно-технического потенциала региона (на материалах Вологодской области). [Проблемы стратегии и тактики регионального развития: материалы пятой Российской научно-практической конференции, г. Вологда, 25-27 января 2006г. - часть 2. - Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2006. С.20.]
Белокозова М.В. отмечает: сегодня одними из наиболее актуальных являются проблемы в областной региональной экономики и экономической географии. Это может быть вызвано с несколькими причинами.
Во-первых, территория России обширна, различные регионы значительно отличаются между собой природными, демографическими, ресурсно-климатическими условиями. Поэтому при исследовании развития российских регионов и проведении сравнительного анализа необходимо учитывать региональную специфику.
Вторая причина заключается в том, что при переходе к рынку регионы имели разный экономический потенциал. Недооценка региональных особенностей при переходе к рынку объясняет такой факт. Несмотря на незначительный экономический потенциал, некоторые регионы имеют сравнительно неплохие показатели социально-экономические развития.
Третий фактор - экономическая политика региональных властей. Региональные различия в реализации политики реформ могут объяснить разницу в темпах экономического роста. Территории, проводящие активную экономическую политику, демонстрируют более значительный экономический рост на протяжении всего периода рыночных реформ. [Белокозова М.В. Проблемы регионального развития в период трансформации экономической системы //Проблемы стратегии и тактики регионального развития: материалы четвертой Российской научно-практичес........

Список используемой литературы.
1. Аралбаева, Г.Г. Методология и организация мониторинга региональной социально-экономической системы. Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. д. э. н. Оренбург. - 2009.
2. Белокозова М.В. Проблемы регионального развития в период трансформации экономической системы //Проблемы стратегии и тактики регионального развития: материалы четвертой Российской научно-практической конференции, г. Вологда, 2-5 апреля 2003г.- Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2003.
3. Буданов Г.А. О некоторых проблемах экономического роста Вологодской области в условиях перехода к рынку //Географические исследования природы, населения, хозяйства Вологодской области: тезисы докладов конференции, посвященной 50-летию кафедры физической и экономической географии ВГПУ. - Вологда: ВГПУ, издательство «Русь», 2000.
4. Буданов Г.А. Теории экономического роста// Мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень. Выпуск 10. Вологда 1999.
5. Вологодчине на рубеже веков: социально-экономическое развитие Вологодской области (1996-2006). Вологда, 2006.
6. Глазьев С.Ю. Как добиться экономического роста? (Макродинамика переходной экономики: упущенные возможности и потенциал улучшения) // Российский экономический журнал. - 1996. № 5-7.
7. Глазьев С.Ю. Экономическая теория технического развития. - М.: Наука, 1999.
8. Дмитриева О.Г. Региональная экономическая диагностика. СПб.: Изд-во СПб. ун-та экономики и финансов, 2008.
9. Дружинин, А.Г. Концептуальные основы регионализации экономики. Ростов-на-Дону.- Издательство СКНЦ ВШ. - 2010.
10. Дороговцев А.П., Богатырь Т.В. Экономическая интеграция в регионах Европейского Севера. - Вологда, ВоГТУ, 2006.
11. Задумкин К.А. Проблемы и перспективы развития научно-технического потенциала региона (на материалах Вологодской области) //Проблемы стратегии и тактики регионального развития: материалы пятой Российской научно-практической конференции, г. Вологда, 25-27 января 2006г. - часть 2. - Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2006.
12. Иванов В.В., Матирко В.И., Плетнев Н.И. Проблемы и перспективы развития российских территорий высокой концентрации научно-технического потенциала. - М.:СКАНРУС, 2001.
13. Илларионов А. Экономический рост, нужный и возможный для России // Год планеты. - М.: Экономика, 2002.
14. Ильин В.А., Пашко А.А., Сычев М.Ф. Стратегия развития региона. Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2004.
15. Ильин В.А., Пашко А.А., Сычев М.Ф. Вологодская область: движение к рынку. - М. 1995.
16. Инвестиции и состояние основных фондов в промышленности. - М.: Центр экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации, 2006.
17. Костыгов Н.В. Стратегические направления социально-экономического развития региона //Проблемы стратегии и тактики регионального развития: материалы четвертой Российской научно-практической конференции, г. Вологда, 2-5 апреля 2003г.- Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2003.
18. Лившиц А.Я., Новиков А.В., Смирнягин Л.В. Региональная стратегия // Регион: экономика и социология. -- 1994.
19. Максименкова Ю.С., Староверова Г.С. Формы и методы привлечения иностранных инвестиций в региональную экономику // Экономические исследования молодых ученых: Сборник научных работ. - Вологда: ВоГТУ, 2006.
20. Малышев Р.Ю., Селякова С.А. Формирование территориально-экономических зон// Экономические исследования молодых ученых: Сборник научных работ. - Вологда: ВоГТУ, 2006.
21. Матвеев В.А. О законодательном обеспечении государственной стратегии регионального развития // Социально-экономические реформы: региональный аспект/ Материалы второй Российской научно-практической конференции.- Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 1999.
22. Некипелов А.Д. О стратегических установках и экономической политике федеральных властей // Российский экономический журнал. -- 2004. -- №5-6.
23. Общественное мнение о политической и экономической ситуации в регионах Северо-Запада РФ. - Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2006.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.