На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 95306


Наименование:


Курсовик Развитие описательной речи у детей 5 года жизни в условиях детского сада

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 17.3.2016. Сдан: 2012. Страниц: 44. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



План

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы формирования связной монологической речи у детей дошкольного возраста…………………………………………………6
1.1. Лингвистические и психофизиологические основы методики обучения детей дошкольного возраста описательным высказываниям…………..6
1.2. Обзор педагогической литературы по вопросам обучения детей описательной речи……………………………………...………..…..........10
Глава 2. Педагогические условия развития описательной речи у детей дошкольного возраста……………………..…………………………………….24
1.
2.
2.1. Характеристика описательной речи детей (по данным констатирующего эксперимента)………………………………………..24
2.2. Содержание и методика опытного обучения детей описанию предметов и картин……………………………………………………………………31
Заключение…………………………………………………………………….39
Список литературы……………………………………………………………42


Введение

Развитие связной речи играет ведущую роль в процессе развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по формированию речи в детском саду. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем. Владение навыками связной речи позволяет ребенку вступать в свободное общение со сверстниками и взрослыми, дает возможность получить необходимую ему информацию, а также передать накопленные знания и впечатления об окружающем.
Проблема связной речи занимает центральное место в исследованиях речевого онтогенеза. Это обусловлено ее социальной значимостью и ролью как высшей формы речемыслительной деятельности в развитии личности ребенка.
Сущность связной речи и механизмы ее развития раскрываются в трудах Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, A.M. Леушиной, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др.
В отечественной методике речевого развития определяются основные направления, содержание и методы обучения детей монологической речи в детском саду. (A.M. Бородич, Н.Ф. Виноградова, Н.В. Елкина, А.В. Колосовская, Э.П. Короткова, Л.А. Пеньевская, Е.А. Смирнова, Н.Г. Смольникова, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрина и др.).
Дальнейшей разработки требуют вопросы формирования связности речи в средней группе с учетом возрастных и индивидуальных различий детей 5 года жизни.
Пятый год жизни - период высокой речевой активности, интенсивного развития всех сторон речи (М.М. Алексеева, А.Н. Гвоздев, М.М. Кольцова, Г.М. Лямина, О.С. Ушакова, В.И. Яшина). В этом возрасте происходит переход от ситуативной речи к контекстной (A.M. Леушина, A.M. Люблинская, Л.С. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин).
О.С. Ушакова и Н.Г. Смольникова в своих исследованиях отмечают, что « … своевременное и правильное развитие навыков связной устной монологической речи у детей дошкольного возраста закладывает основы успешного формирования у школьников связной письменной монологической речи». От ученика, поступающего в школу, требуется умение давать развернутый ответ по всем учебным предметам, полно и последовательно рассказывать о прочитанном, описывать, рассуждать, доказывать. Все эти изменения закладываются в дошкольном возрасте.
О.М. Бабак, изучая клеточное строение прецентральной и постцентральной зоны коры головного мозга у детей дошкольного возраста, обнаружила, что оно у детей пяти лет мало чем отличается от тринадцатилетних.
В этом возрасте у ребенка быстро развивается способность к обобщению (М.М. Кольцова). Он может овладеть обобщением самого высокого типа. Происходит углубление понятий и связанное с ними усвоение значений слов. Дети более осознанно относятся к речи (А.Н. Гвоздев). Проявляют критическое отношение к речи окружающих, а иногда и к своей собственной (А.Н. Гвоздев, К.И. Чуковский, М.Х. Швачкин).
Дискуссионным остается вопрос обучения детей связным высказываниям типа описания.
Овладение описанием происходит в единстве с речевым развитием детей и создает предпосылки для успешного обучения в школе.
В практике дошкольного образования речевому оформлению описаний уделяется недостаточное внимание. Противоречия наблюдаются между необходимостью овладения детьми связных высказываний типа описания и их недостаточного использования в процессе речевого развития в детском саду.
Дальнейшего исследования требует проблема поиска наиболее эффективных путей и способов обучения описанию в средней группе детского сада, последовательность их применения на современном этапе.
Это обстоятельство обусловило выбор темы настоящего исследования. Оно обращено к решению данной проблемы: каковы особенности формирования связного высказывания типа описания у детей 5 года жизни и наиболее эффективные условия их формирования. Решение этой проблемы и составляет цель исследования.
Объект исследования: связные высказывания типа описания у детей 5 года жизни.
Предмет исследования: процесс формирования связных высказываний типа описания у детей 5 года жизни.
Задачи исследования:
Изучение и анализ научно - методической литературы по проблеме исследования.
Выявление особенностей связных монологических высказываний описательного типа у детей 5 года жизни.
Определение содержания и методики развития связной речи у детей 5 года жизни в процессе общения со сверстниками.
Определение эффективности обучения связной монологической речи описательного типа на материале наглядности.
При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования:
· изучение и анализ психологической, лингвистической, психолингвистической, педагогической литературы;
· педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
· количественный и качественный анализ высказываний дошкольников;
· анализ и обобщение экспериментальных данных.
Апробация методики осуществлялась в МБДОУ Д/с №89 в средней «А» группе. В исследовании приняло участие 10 детей пятого года жизни.

Глава 1. Теоретические основы формирования связной монологической речи у детей дошкольного возраста.

1.1. Лингвистические и психофизиологические основы методики обучения детей дошкольного возраста описательным высказываниям.

Одним из главных показателей умственного и эмоционального развития ребенка дошкольного возраста является уровень владения связной монологической речью.
Связной считается такая речь, которая организована по законам логики и грамматики, представляет единое целое, систему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой. Связность характерна для любого монолога, но в описательном тексте она подчиняется законам перечислительной структуры, а обобщенная языковая модель описания строится по принципу лучевой межфразовой связи, когда первое предложение (называние предмета) является тематическим ядром всего текста и от него радиально расходятся смысловые связи во все последующие компоненты. Таким образом, внутренняя организация описания не имеет «жесткой» программы, как в повествовании, поскольку мысль каждого нового предложения не вытекает из мысли предыдущего высказывания, а существует как бы самостоятельно, подчиняясь только общему смысловому плану, общей теме. Отсюда все мысли в таком сообщении являются равноценными.
Связная монологическая речь показывает, насколько ребенок владеет словарным богатством языка, его грамматическим строем, нормами языка и речи. Она вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком. Так, полноценное построение высказывания, совершенствование устной монологической речи требует обогащения и активизации словаря, углубленной работы над смысловой стороной слова, умений точно пользоваться словарным запасом. Необходимо также сознательное использование умений правильно строить простые и сложные предложения, связывать эти предложения по смыслу в своем высказывании, владеть всеми элементами звуковой культуры речи (звукопроизношением, темпом, силой голоса, дикцией, интонационной выразительностью), которые существенно влияют на связность изложения текста.[1, с.27]
Специфика межфразовой связи описательного текста определяет параллельное расположение предложений и характерное для этого «синтаксическое однообразие» строения предложений, когда способом их сочетания выступает повтор слова, стоящего в начале предложения (так называемые анафорические конструкции). Это обуславливает необходимость найти в сообщении главное слово («доминированное имя» в терминологии Е.В. Падучевой); определить его место в линейной структуре предложения. Классификация устных монологических высказываний по способу передачи информации или по способу изложения, основанная на лингвистическом подходе, позволяет выделить следующие их типы: описание, повествование, рассуждение и контаминированный (смешанный) текст, когда элементы описания (или рассуждения) органически включаются в процесс развития действия.[23, с.25]
Описание начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или отношение к нему.
Описание обладает как общими, типичными для всех типов монолога чертами, так и специфическими. Качество описательного текста, как одной из форм связной монологической речи, определяется его связностью (правильность согласованности слов в предложениях, использование различных способов межфразовой связи); полнотой характеристики внешних признаков или внутренних качеств объекта описания; логикой описания (соблюдение структуры описания, целесообразность последовательности); образностью (использование средств лексической выразительности) и др.
Психологический анализ описательной речи детей и ее развития показывает тесную связь с процессами восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, эмоциональной сферы.
Н.И. Жинкин указывает на то, что раннее развитие речи у детей совершенствует не только речь, но и мышление, а это оказывает сильнейшее влияние на общее развитие и усиливает интерес к знаниям.[11, с.8]
В ходе создания описательного рассказа активно развивается память и творческое мышление ребенка. Так, по данным Г.М. Ляминой, размеры детских рассказов (один из элементов признака информативности) таковы же, как в старшей и подготовительной группе и даже у школьников начальных классов (в среднем 25-45 слов). В пятой части случаев у наблюдаемых воспитанников средних групп можно было заметить попытки самостоятельно выделить в рассматриваемом объекте части и высказаться в 2-3 предложениях по каждому.[17, с.14]
Э.П. Короткова раскрывает возможности развития не только когнитивной, но и эмоциональной сферы детей в ходе рассказывания по картине. Автор пишет, что, заботясь о точности обозначения словом того, что дети видят на картине, дошкольные работники не всегда добиваются эмоциональной выразительности речи, так что их речь, подчас сугубо деловая, мало затрагивает чувства, интересы детей, их воображение.
По мнению исследователя, картина может помочь педагогу полнее раскрыть для детей смысл и эмоциональную выразительность сравнений, метафор, образных описаний, эпитетов, поскольку становится возможным соотнести их с образной наглядностью, с картиной.
Для этого воспитатель должен выбирать вполне доступные дошкольнику языковые средства, чтобы усилить эмоциональность и образность своей речи и тем самым углубить восприятие картины и приобщить детей к богатствам родного слова. Речь, с которой педагог обращается к детям при рассмотрении картин, его вопросы, пояснения, рассказы должны быть одновременно и точными и эмоционально выразительными, причем выразительность речи усиливается ее стилистическими особенностями.[15, с.54]
Видный педагог - исследователь речевого развития детей В.В. Гербова обращает внимание на то, что занятия по обучению детей описаниям относятся к наиболее сложным. Ввиду несформированности у ребенка такого компонента произвольной памяти и внимания, как удержание мотива, последовательности действий, педагог должен использовать различные формы подсказов и напоминаний «Ты забыл сказать про глаза. Зайчик напоминает тебе: «Не забудь рассказать цыпленку про мои длинные ушки». Что тебе особенно нравится в малыше? Когда будешь рассказывать, не забудь сказать об этом» и т. п.
Ребенку, закончившему рассказывать, иногда следует предложить помощь. («Хочешь, мы тебе поможем: напомним, добавим?» и т. п.). Желательно, чтобы затем он повторил свой рассказ еще раз. В большинстве случаев повторный рассказ оказывается содержательнее первого, паузы между фразами становятся менее длительными. Нужно следить, чтобы число подсказок-дополнений не превышало 3, иначе ребенок не запомнит их, пишет автор.[6, с.53]
Таким образом, работы отечественных педагогов и психологов подчеркивают необходимость и важность обучения дошкольников описательному типу высказывания. Отмечается, что обучение описанию оказывает серьезное влияние на сенсорное развитие, развитие познавательных процессов - внимания, воображения, мышления; дети упражняются в умственных операциях анализа и синтеза, учатся замечать красоту и своеобразие каждого предмета, у них вырабатывается вкус к точному и образному слову.


1.2. Обзор педагогической литературы по вопросам обучения детей описательной речи.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.
В подготовительном периоде развития речи, на первом году жизни, в процессе непосредственно-эмоционального общения со взрослыми закладываются основы будущей связной речи.
В эмоциональном общении взрослый и ребенок выражают разнообразные чувства /удовольствия и неудовольствия/, а не мысли.
Постепенно отношения взрослого и ребенка обогащаются, расширяется круг предметов, с которыми он сталкивается, а слова, которые раньше выражали только эмоции, начинают становиться для малыша обозначениями предметов и........

Список литературы:

1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Уч. пос. / Сост. М.М.Алексеева, В.И.Яшина. -М.: Академия, 2009.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку. - М., 2007
3. Бородич А.М. Методика развития речи у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004.
4. Баранова ЕЛ. Лингвистические основы методики развития монологической речи// Развитие речи учащихся: Уч. зап. ЛГПИ . А.И. Герцена. - Л., 2011
5. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М., 2008
6. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Уч. пос. / Сост. М.М.Алексеева, В.И.Яшина. -М.: Академия, 2009.
7. Воробьева В.К. Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи // Дефектология. 2000, №4.
8. Воспитание и обучение в детском саду // Под ред. А.В. Запорожца, Г.А. Маркова, - М., 2007
9. Воспитание и обучение детей пятого года жизни // Под ред. В.В. Холмовской, - М., 2006
10. Воспитание у детей правильного произношения / Фомичева М.Ф. - М.: ИПП. 2007.
11. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч. в 6 томах. Т. 2. - М.: Педагогика, 2012.
12. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детсада. Пособие для воспит. детсада. -2-е изд. -М.: Просвещение, 2013. С.20.
13. Гербова В.В. Рассказывание по восприятию (Средняя группа) // Дошкольное воспитание. 2005, № 9. С.7-11.
14. Глухов В.П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников // Дефектология. 2010. №6.
15. Гризик Т.И. Обучение детей описыванию предметов //Дошкольное воспитание. //2009 №5.
16. Дементьева А.М. Рассказывание на занятиях с игрушками // Дошкольное воспитание. 2009, № 2. С. 77-80.
17. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 2015
18. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 2012.
19. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты. Книга для воспит. дет. сад. / О.С.Ушакова, А.Г.Арушанова, А.И.Максаков, Е.М.Струнина, Т.М.Юртайкина. Под ред. О.С.Ушаковой. -М.: Совершенство, 2009.
20. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. - М.: Педагогика, 2013.
21. Зрожевская А.А. Обучение монологам-описаниям // Дошкольное воспитание. 2006, № 12.
22. Исенина Е.И. Начальный период развития речи у детей: проблемы и гипотезы // Вопросы психологии, 2007, №2.
23. Короткова Э.П. Принципы обучения речи в детском саду. - Ростов н/Д, 2015.
24. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию.-М., 2012.
25. Леонтьев А.А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному. - М.: Изд-во МГУ, 2010.
26. Лямина Г.М. Воспитание детей в средней группе детского сада. - М., 2012
27. Лямина Г.М. Развитие речи детей дошкольного и школьного возраста. -М.: Просвещение, 2012.
28. Малетина Н., Пономарева Л. Моделирование в описательной речи детей с ОНР // Дошкольное воспитание. 2004, №6.
29. Методика развития речи детей дошкольного возраста// Под ред. Л.П. Федоренко. - М., 2014.
30. Психология дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов.// Под ред. А.В. Запорожца, 2006
31. Развитие речи детей дошкольного возраста/ Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2014.С
32. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т.2. /Гл. ред. В.В.Давыдов. -М.: Научное издательство "Большая российская энциклопедия", 2009.
33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
34. Соловьёва О.И. Методика обучения родному языку в детском саду. - М., 2006
35. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М., 2014
36. Тамбовцева А.Г. Формирование грамматического строя речи. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М., 2014
37. Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология: Уч. пос. -М.: ТЦ Сфера, 2015.
38. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. -М.: Изд-во Института Психотерапии, 2011.
39. Эльконин Д.Б. Развитие речи в раннем детстве // Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 2009.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.