На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 95389


Наименование:


Диплом Совершенствование системы бухгалтерского учета в транспортном цехе предприятия (на примере РУП ИЗДАТЕЛЬСТВО БЕЛОРУССКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ»

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Бухгалтерский учёт. Добавлен: 21.03.2016. Сдан: 2015. Страниц: 108. Уникальность по antiplagiat.ru: 74.6.

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 5
1 НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ 9
1.1 Понятие, классификация и оценка нематериальных активов 9
1.2 Проблемы учета нематериальных активов 25
1.3 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета и анализа нематериальных активов в Республике Беларусь и отражение бухгалтерского учета нематериальных активов в учетной политике предприятия 36
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ И АНАЛИЗ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ООО «КАМЕНА ЦДО» 42
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «Камена ЦДО» 42
2.2 Учет поступления и выбытия нематериальных активов в ООО "Камена ЦДО" 67
2.3 Учет амортизации нематериальных активов 75
2.4 Инвентаризация нематериальных активов в ООО «Камена ЦДО» 80
2.5 Анализ эффективности использования нематериальных активов в ООО «Камена ЦДО» 85
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО "КАМЕНА ЦДО" 93
4 ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ 112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 124
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 126

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В Республике Беларусь специалисты бухгалтерского учета постоянно сталкиваются с большим количеством трудностей и проблем, как общих, так и частных. Такая ситуация сложилась по ряду причин. Прежде всего, постоянно изменяется система общественных отношений, а также гражданско-правовая среда, которые предопределяли и будут предопределять необходимость постоянных трансформаций бухгалтерского учета и налоговой системы.
Бухгалтеру необходимо знать и правила бухгалтерского учета, и правила исчисления налогов и, что самое главное, их взаимосвязь. Выполнение всех правил на практике - дело крайне сложное, особенно если учесть, что правила служат целям разных пользователей бухгалтерской информации, чьи интересы зачастую не совпадают. От умения и классификации бухгалтера в значительной степени зависит формирование большинства показателей - от величины налогов до размера дивидендов.
Бухгалтерский учет играет важную роль в принятии управленческих решений на предприятиях. Однако учетные системы не соответствуют современным условиям, они не в состоянии своевременно предоставлять менеджерам необходимую информацию для управления процессами, определять себестоимость продукции и оценивать результаты деятельности.
В этих условиях современный бухгалтер должен в совершенстве владеть не только теорией и практикой бухгалтерского учета, но и другими вопросами, связанными с бухгалтерской наукой (юриспруденцией, финансами, маркетингом, технологией производства, нормированием, информатикой, налогообложением, менеджментом и др.). Кроме того, теорией бухгалтерского учета еще недостаточно освещаются вопросы организации учета при образовании, реорганизации, ликвидации предприятий различных форм собственности. Начинающему главному бухгалтеру также сложно ориентироваться в вопросах взаимоотношения с акционерами, с контролирующими и консультирующими органами, в тех или иных организационных моментах учетной системы предприятия (документация, документооборот, изготовление и применение бланков строгой отчетности, корректировка в учете, хранение документов, передача дел от одного бухгалтера другому и др.). Ответ на многие эти вопросы должно дать бухгалтерское дело, которое является составной частью науки о бухгалтерском учете и позволяет сократить разрыв (или стать связующим звеном) между теорией и практикой учета при их изучении.
Бухгалтерский учет является большой и сложной системой, и изучение его отдельных объектов не дает ответа на многие из существенных вопросов, если исследование ведется изолированно от внешней среды, от всей совокупности реальных взаимосвязей. Поэтому бухгалтерское дело должно способствовать четкой организации учетной информации и учетного аппарата при взаимодействии с внешней средой, при рационализации внутренних учетных структур и сегментов, а также при различных трансформациях системы управления.
Автотранспортные подразделения занимают важное место в общей системе успешно функционирующих аграрных предприятий. Нельзя назвать ни одного технологического процесса в их производстве, где бы не требовалось прибегать к услугам автотранспорта. Поэтому себестоимость и в целом эффективность производства продукции в немалой мере зависят от качества автотранспортного обслуживания и уровня расходов на него. В свою очередь, многое здесь определяется уровнем учетно-аналитической работы в автотранспортных подразделениях.
В связи с вышесказанным целью данной дипломной работы явились углубленное изучение системы бухгалтерского учета автотранспортного подразделения одного из крупнейших полиграфических предприятий Республики Беларусь - РУП «Издательство «Белорусский Дом печати» и обоснование мероприятий учетно-аналитического характера, направленных на дальнейшее совершенствование учетной работы автоцеха предприятия.
Приведенные обстоятельства позволяют констатировать актуальность предлагаемого исследования, его цель и задачи, решение которых позволит углубить представление и понимание некоторых проблем организации учета и анализа нематериальных активов.
Цель и задачи исследования. Целью дипломной работы является разработка мероприятий по совершенствованию системы бухгалтерского учета автотранспортного подразделения РУП «Издательство «Белорусский Дом печати».
Данная цель определила следующие задачи:
- изучить сущность и значение бухгалтерского учёта;
- рассмотреть бухгалтерский баланс и его значение;
- рассмотреть методику документации хозяйственных операций, учетные регистры и формы бухгалтерского учёта
- дать организационно-экономическую характеристику РУП «Издательство «Белорусский Дом печати»;
- провести оценку организации бухгалтерского учета транспортном цехе РУП «Издательство «Белорусский Дом печати»;
- провести оценку учета поступления и расхода горюче-смазочных материалов, поступления и выбытия автомобильных шин, аккумуляторных в транспортном цехе;
- выявить пути совершенствования бухгалтерского учета поступления и расхода ГСМ и поступления и выбытия автошин, аккумуляторных батарей и прочих запасных частей.
Предмет и объект исследования. Предметом исследования явились организационно-методические проблемы системы бухгалтерского учета в транспортном цехе РУП «Издательство «Белорусский Дом печати».
Объектом исследования стали операции по учету расхода горюче-смазочных материалов, поступления и выбытия автомобильных шин, аккумуляторных в транспортном цехе.
Теоретическую основу исследования составили труды зарубежных и отечественных авторов, посвященные вопросам правового регулирования и учета нематериальных активов: А.С. Бакаева, П.С. Безруких, З.В. Кирьяновой, С.А.Николаевой, В.Ф. Палия, О.В. Соловьевой, Я.В. Соколова, В.А. Тереховой, Л. З. Шнейдмана, А.Н. Козырева, В.В. Качалина, О.В. Новосельцева, Б. Нидлза X. Андерсона, Д. Колдуэлла, Э.С. Хендриксена, М.Ф. Ван Бреды, А. С. Чечеткина, Н.И. Ладутько, К.Ф. Снитко, В.В. Кожарского, Л.И. Кравченко и др., а также использованы материалы периодических изданий по данной проблематике.
Кроме того, дипломная работа базируется на изучении и анализе законодательных актов Республики Беларусь и нормативных документов Правительства Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, исследовании основных положений международных стандартов финансовой отчетности, относящихся к изучаемой проблеме.
Источниками эмпирических данных послужила информация о бухгалтерском учете, собранная автором в процессе прохождения преддипломной практике в транспортном цехе РУП «Издательство «Белорусский Дом печати».
В процессе исследования различных аспектов темы дипломной работы применялись такие методы научного познания, как системность и комплексность, анализ и синтез, группировки и выборка, сравнения и другие экономико-статистические методы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные предложения и рекомендации автора позволят усовершенствовать организацию учета в транспортном цехе РУП «Издательство «Белорусский Дом печати».
Объем и структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.


1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Сущность и значение бухгалтерского учёта

Бухгалтерский учет представляет хозяйственный процесс в виде единого целого - это продукт сознательной целенаправленной работы бухгалтера. Бухгалтерский учет - это слагаемое системы хозяйственного учета. В свою очередь хозяйственный учет является составной частью процесса управления экономикой [5, с.7].
Бухгалтерский учет занимается фактами хозяйственной жизни, в которой сталкиваются интересы собственника, менеджера, служащих, кредиторов и дебиторов. Интересы их противоречивы, и противоречия персонифицируются в лице бухгалтера. Подлинный бухгалтер - судья тех, кто участвует в хозяйственном процессе [7, с. 3]. Он должен увидеть за документами интересы собственника, администратора и остальных субъектов.
Для этого достаточно по каждому факту хозяйственной жизни ответить на вопросы: что, где, кому, когда, зачем, как. Что составляет предмет факта хозяйственной жизни (как его оценить), где место совершения сделки и как распределяется риск, кто несет расходы, кому необходимо платить или отгружать ценности, или оказывать услуги, когда возникают права и обязательства, зачем их необходимо получать и выполнять и как получать и выполнять, т.е. в какой форме. При этом бухгалтеру необходимо всегда помнить, что описания фактов хозяйственной жизни могут быть разнообразными. Для этого используются средства анализа и синтеза. Применительно к фактам хозяйственной жизни анализ их рассматривается изнутри, синтез - извне.
Во все времена при описании фактов хозяйственной жизни выявлялись общие категории, описание которых мы находим в источниках различных исторических эпох. По мере экономического развития бухгалтерские категории трансформировались, принимая разнообразные формы, связанные с особенностями деятельности людей. Любая бухгалтерская категория, любой счет отражают и в то же время скрывают интересы тех или иных лиц, занятых в хозяйственном процессе.
История развития бухгалтерского учета насчитывает не одно тысячелетие: учет возник вместе с человеческой цивилизацией около 6000 лет тому назад [4, с. 4]. Потребности хозяйственной жизни вызвали развитие учета, а это стимулировало рост цивилизации, особенно таких значимых ее частей, как письменность и математика.
Счета возникли очень давно. Они велись в первичном измерителе, т.е. материальные ценности - в натуральных единицах, расчеты, касса - в денежных. Одно не сводилось к другому. Результат хозяйствования выражал-ся приростом богатства, а не косвенными категориями, как прибыль (8).
Зачаточные формы общественного производства в первобытных общинах порождали примитивный учет основных хозяйственных операций. Первая известная регистрация торговых сделок на камнях в Шумере относится к периоду около 3600 года до н. э.
В.Я. Кожинов, исследуя данный вопрос, отмечает, что «записи осуществлялись в виде зарубок на отдельных предметах-бирках или в виде шнуровых плетений. Разные бирки или разные цвета шнуров соответствовали определенным категориям вещей. Позднее появились записи в виде специальных символов на глиняных табличках или на папирусе. Это были прообразы первичных бухгалтерских документов» [11].
Первые принципы русского учета возникли после создания Русского государства (862 г.). Особую роль сыграло принятие Русью христианства, православной религии, так как это способствовало созданию множества монастырей, ведущих по тем временам огромную и довольно разнообразную хозяйственную деятельность. Именно монастыри под влиянием Византии сформировали многие идеи русской бухгалтерии.
Для денежных доходов открывалась специальная книга, заполняемая строителем или казначеем, каждая статья оговаривалась (источники поступления и дата). После каждой статьи следовало указание «приклады-вать руки». Такая же книга открывалась на расход. Учет муки, одежды, разного инвентаря также велся в двух отдельных книгах - для прихода и расхода. Заполненные за год книги должны были присылаться архиепископу.
Ответственность уже в то время была не только материальной, но и уголовной - личной [13, с. 12]. В случае недостачи виновного наказывали, лишали жизни. Таким образом, к XVII в. на Руси сложился довольно строгий порядок описания фактов хозяйственной жизни. Он включал: дату, текст, количество (денег, продуктов, материалов) [9].
Коренные изменения в учете в эпоху Петра I. Исследования Петербург-ских ученых - экономистов Я.В. Соколова, В.В. Ковалева, Н.В. Валебникова показывают, что в эпоху Петра I не избежала коренного изменения и поста-новка бухгалтерского учета. Петр ? уделял большое внимание подготовке в специальных школах грамотных людей, знающих счет и умеющих вести учетные книги. Обучаться счетоводству посылали за границу, на русский язык переводились книги по коммерческому делу.
Уже в 1710 г. в газете «Московские ведомости» появилось загадочное и малопонятное слово «бухгалтер», альтернативой которому предлагали русское слово «книгодержатель», но оно не прижилось.
В это время учету и контролю стало уделяться большое внимание, начали издавать инструкции по организации учета как государственные акты. Первый государственный акт, в котором нашли место вопросы учета, датируется 2 января 1714 г. Его положения требовали: своевременности записи и чтобы «счет был скорый» [18, с. 32]; ежедневного ведения приходно -расходных книг; строгого персонального подчинения ответственных лиц.
Крупнейшим событием в истории русского учета было создание Регла-мента управления адмиралтейства и верфи от 5.04.1722г., он предусматривал строгую систему натурально-стоимостного учета материалов.
В Петровские времена промышленный учет имел огромные достижения. На предприятиях впервые были обеспечены: сплошная документация по всем фактам хозяйственной жизни; регулярность проведения инвентаризаций и составление отчетности; более совершенная методика исчисления затрат; применение линейной записи в учете; аналитичность информации, необходи-мой для управления структурными подразделениями предприятий.
История бухгалтерского учета в СССР органически продолжила традиции старой дореволюционной России, однако зачатки нового учета можно проследить с первых недель февральской революции. Уже в марте 1917 г. возникает и проводится в жизнь рабочий контроль. Октябрьская революция привела к огромным социально-экономическим изменениям, которые не могли не отразиться на ведении учета. Эта эволюция прошла несколько этапов (таблица 1.1):
Таблица 1.1 - Этапы эволюции бухгалтерского учета в советский период
Период Содержание
1917 - 1918 гг. Попытки стабилизации хозяйства, пути адаптации традиционных методов учета в новой системе хозяйствования
1918 - 1921 гг. Наметились подходы к формированию коммунистического учета, развал старых систем и форм бухгалтерского учета, создание принципиально новых учетных измерителей
1921 - 1929 гг. Формирование новой экономической политики, реставрация традиционной системы бухгалтерского учета
1929 - 1953 гг. Построение социализма, деформация принципов бухгалтерского учета
1953 - 1984 гг. Совершенствование производственного учета, анализ его организационных структур и распространение механизированной обработки экономической информации
с 1984 г. Перестройка всех социально-экономических отношений в стране, попытка возрождения классических принципов бухгалтерского учета

С распадом СССР и выделением Республики Беларусь как нового государства в ее экономической политике произошли значительные изменения. Переход от командно-административной системы управления к рыночным отношениям не мог сказаться и на системе бухгалтерского учета.
В 1990-х годах шла непрерывная работа по совершенствованию бухгалтерского учета, внедрению в практику международных стандартов и принятой в мировом сообществе финансовой отчетности.
Законодательное определение бухгалтерского учета содержится в ст. 1 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» [1]: «система непрерывного формирования информации в стоимостном выражении об активах, обязательствах, о собственном капитале, доходах, расходах организации посредством документирования, инвентаризации, учетной оценки, двойной записи на счетах бухгалтерского учета, обобщения в отчетности».
В статье 1 Закона дано исчерпывающее определение бухгалтерского учета как законченной системы хозяйственного учета. Организация как субъект рынка вынуждена постоянно принимать решения, касающиеся ее деятельности в условиях конкуренции. Принятие решений невозможно без соответствующей информации, прошедшей этапы сбора, обработки и интерпретации. Система бухгалтерского учета направлена на полноту, экономичность, непрерывность и преемственность в учете тех сторон хозяйственной деятельности, которые характеризуют организацию как субъект предпринимательской деятельности в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь. Сбор информации об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях предприятия составляет основу учета и позволяет при соблюдении вышеперечисленных принципов учета как системы формировать полную и достоверную информацию для обеспечения ею внутренних и внешних пользователей [16]
Мнения авторов по поводу определения бухгалтерского учета, в общих чертах повторяют законодательное определение.
По мнению Н.П. Кондракова «бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций» [12, с. 6].
Н.А. Каморджанова, И.В. Карташова определяют бухгалтерский учет как «упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об активах, обязательствах, доходах и расходах предприятия и их изменениях путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций» [10, с. 17].
Данная трактовка определяет, что бухгалтерский учет - это область специальных экономических знаний, имеющих в современном обществе важное прикладное значение. В бухгалтерском учете обеспечиваются: регистрация; обработка; хранение информации о фактах финансово-хозяйственной деятельности с целью ее предоставления заинтересованным лицам для принятия управленческих решений.
Ерофеева В.А., Тимофеева О.В. дают следующее определение бухгалтерского учета: «Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения в денежном выражении информации об имуществе, обязательствах организации путем сплошного, непрерывного документального оформления. Бухгалтерский учет имеет свои особенности, отличающие его от остальных видов учета, а именно:
- является документально подтвержденным;
- непрерывен во времени (изо дня в день) и сплошной по охвату (без пропусков) всех изменений, происходящих в финансово-хозяйственной деятельности организации;
- применяет особые, только ему присущие способы обработки данных (счета и двойная запись)» [6, с. 12].
Н.В. Пошерстник, М.С. Мейскин [17, с. 19] полностью приводят законодательное определение бухгалтерского учета, однако иллюстрируют данное понятие, что показано на рис. 1.1
Бухгалтерский учет, как считают С.Е. Палий, Е.Л. Ходырева, представляет собой «совокупность научных знаний и принципов, обеспечивающих получение учетных данных. Данные имеют совокупные признаки, характеризующие составные части экономических процессов: сущности фактов хозяйственной деятельности, их измерения во времени, результативность совокупного воздействия» [15, с. 4].

Рисунок 1.1 - Графическое изображение понятия бухгалтерского учета

Законодательное определение бухгалтерского учета, по мнению Г.Н. Алексеевой, отражает основные этапы учетного процесса (вначале любой учетный объект наблюдается, затем измеряется, осуществляются его регистрация, дальнейшая обработка учетной информации для ее передачи пользователям) и основные отличия бухгалтерского учета от других видов - статистического и оперативного [4, с. 9].
Медведев М.Ю. индивидуально подходит к определению бухгалтер-ского учета: «учет представляет из себя систему исчисления объектов хозяй-ственной деятельности. Система (от греческого systema - составленное из частей; соединение) означает порядок составных частей и таким образом противостоит хаосу. Учет противопоставляется хаосу в сфере хозяйственной деятельности - в этом его суть и идеология… Направленность учета на решение хозяйственной проблематики сближает его со стратегически близ-кими науками: юриспруденцией, математикой, теорией информационных систем» [14, с. 9-10].
Загряцкий Н.И. считает, бухгалтерский учет создает информационную систему, оперирующими данными об активах и пассивах организации, отражает факты хозяйственной жизни по движению материальных ценностей, выпуску продукции и ее реализации. С помощью бухгалтерского учета определяют доходы и расходы и финансовый результат хозяйственной деятельности организации.
В отличие от оперативного учета и статистики бухгалтерский учет признан всеобъемлющим и наиболее достоверным видом учета в силу того, что с момента создания организации на протяжении всей ее деятельности непрерывно в хронологическом порядке организуют сплошное отражение всех фактов хозяйственной жизни на основании первичных учетных документов. Он оперирует данными только в денежных единицах измерения, хотя при необходимости для уточнения денежной информации применяют информацию неденежного характера, выраженную в натуральных и трудовых показателях [7, с. 14].
На основе бухгалтерского анализа может быть определена тенденция развития предприятия» [11].
Бухгалтерский учет, по мнению В.Я. Кожинова, позволяет представить полную картину имущественного и финансового состояния предприятия. В нем содержится всеобъемлющая синтетическая и аналитическая информация по основным средствам, материальным, трудовым и денежным ресурсам, что позволяет управлять процессом хозяйственной деятельности и контролиро-вать выполнение плана по прибыли.
Предметом бухгалтерского учета являются наличие и движение имущества, источники его формирования и использование, а также возникшие обязательства и полученные результаты деятельности экономического субъекта. При этом в ходе работы экономического субъекта, финансово-хозяйственной деятельности происходит кругооборот хозяйственных средств; здесь можно выделить процессы снабжения, производства и реализации, представленные в учете отдельными хозяйственными операциями.
Метод бухгалтерского учета - совокупность всех приемов и способов, с помощью которых в бухгалтерском учете отражается движение и состояние хозяйственных средств и источников их образования [19, с. 133]. Он включает в себя следующие приемы и способы, которые принято называть элементами метода бухгалтерского учета: документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, счета и двойная запись, баланс и отчетность.
Для руководства хозяйством организации требуется знать все затраты на его ведение, причем не только величину каждого вида затрат, но и общую их сумму, относящуюся к определенному объекту, т. е. исчисляется себестоимость учитываемых объектов. Себестоимость объектов учета исчисляется при помощи калькуляции, используемой для контроля за величиной затрат.
Для постоянного контроля за хозяйственными процессами организации, состоянием средств и источников их образования необходимо непрерывно учитывать все хозяйственные операции по отдельным стадиям, а также в разрезе отдельных групп и видов хозяйственных средств. В бухгалтерском учете такое отражение хозяйственных средств и процессов производится путем наблюдения за изменениями, происходящими с различными видами имущества и источниками его образования, за всеми затратами, производимыми в том или ином хозяйственном процессе.
Экономическая группировка объектов бухгалтерского учета, позволяющая получать о них показатели, необходимые для текущего наблюдения за хозяйственной деятельностью, обеспечивается системой счетов, поскольку сведения, имеющиеся в документах, дают только разрозненную характеристику объектов учета. Счета в бухгалтерском учете позволяют группировать и получать обобщенные характеристики объектов учета.
Отражение хозяйственных операций в системе счетов осуществляется при помощи двойной записи, сущность которой заключается во взаимосвязанном отражении различных явлений, вызываемых хозяйственными операциями. Такой способ записей раскрывает их экономическое содержание, позволяет изучать хозяйственную деятельность организации.
Контроль за всей совокупностью объектов в бухгалтерском учете производится путем сопоставления хозяйственных средств с источниками их образования, так называемого балансового обобщения.
Балансовое обобщение характеризуется равенством общей суммы видов средств и суммы источников их образования, которое сохраняется постоянно. Балансовое обобщение позволяет осуществлять строгий контроль за наличием и использованием средств любого хозяйствующего субъекта.
Результаты хозяйственной деятельности, а также конкретизация отдельных показателей баланса содержатся в отчетности. Бухгалтерская отчетность - единая система информации о финансовом положении хозяйствующего субъекта за определенное время. Основными задачами бухгалтерского учета являются:
- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдение законодательства Республики Беларусь при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости».
Все задачи бухгалтерского учета по причинам, обусловившим их возникновение, можно подразделить на несколько групп [14, с. 26].
1. Технологические задачи зависят от технологических аспектов учета. Традиционный учет ориентирован на обработку информации на бумажных носителях, что объясняется правовыми и техническими приметами современной цивилизации: сделки во всех областях хозяйственной деятельности заключаются, как правило, в письменной форме.
2. Алгоритмические задачи зависят от используемых в учете алгоритмов вычислений, тем самым предполагают, что формирование отчетов осуществляется все-таки бухгалтером, а не автоматической системой. Обязанностью бухгалтера при достижении стратегической цели оказывается исчисление каждого промежуточного итога, наличие которых определяется применяемым в каждом случае алгоритмом. Например, для определения финансового результата необходимо предварительно вычислить все доходы и все расходы, которые в свою очередь состоят из различных неоднородных величин и требуют своего исчисления на более низком уровне. В результате бухгалтеры вынуждены формулировать цели, производные от первоначальной и часто от нее далекие. Одна цель плодит множество других - в этом сущность алгоритмического ряда.
Задачи, обусловленные алгоритмами, обычно, как в примере с вычислением финансового результата, имеют ярко выраженную иерархическую структуру.
3. Исполнительские задачи зависят от распоряжений лиц, которым бухгалтер по роду своей работы обязан подчиняться. К таким лицам относятся непосредственно администрация предприятия, а также государство в лице различных контролирующих органов или их отдельных представителей. Требования этих лиц могут определяться не технологической или алгоритмической необходимостью, а преследовать цели, лежащие вне пределов учета или принятия управленческих решений. К примеру, от бухгалтера может быть потребована выборка данных, не обусловленная хозяйственной необходимостью и не являющаяся промежуточным итогом при вычислении обязательных к исчислению показателей, а зависящая исключительно от воли администратора или ничем не обусловленного пункта нормативного документа. Но задача поставлена, и требование подлежит исполнению. К исполнительским задачам относятся по большей части те, которые связаны с нормативной регламентацией учета.
4. Технические задачи зависят от поддержания системы учета в рабочем состоянии. В большинстве случаев технические задачи решаются соответствующими подразделениями: отдел кадров набирает учетный персонал, вычислительный центр производит обработку учетной информации, службы ремонта следят за состоянием техники и т.д., но иногда технические задачи приходится решать непосредственно бухгалтерам.
5. Характер отношения (функция). Любая поставленная задача всегда требует контроля за своим исполнением и таким образом разделяется на две функции: прямую и контрольную. Едва перед бухгалтером ставится задача вести учет, к примеру, прихода и расхода наличных денег (кассовые операции), как немедленно возникает и обратная ей: контролировать порядок учета.
6. Периодичность повторения. По периодичности повторения ве задачи делятся
- на периодические задачи, которые возникают перед бухгалтером с известным постоянством: таких в учете большинство;
- на спорадические (от греческого sporadikos -рассеянный, отдельный) задачи, возникающие перед бухгалтером время от времени, более или менее случайным образом;
- на уникальные задачи -разовые, решать которые приходится единожды (определиться с порядком списания ущерба от землетрясения).
7. Степень срочности. Степень срочности - ритерий достаточно субъективный. По этой причине классификация задач по степени срочности, как, впрочем, и по периодичности повторения, должна производиться самим бухгалтером при планировании им своего рабочего дня.
8. Способ регламентации. Классификация определяется документом, регламентировавшим ту или иную обязанность бухгалтера: законодательный или нормативный акт; решение, принятое администрацией предприятия; должностная инструкция. При отсутствии регламентирующего документа задача устанавливается на основании обычаев и традиций бухгалтерии.
9. Характер воздействия на хозяйственную деятельность. Стратегической целью учета является оказание положительного воздействия на хозяйственную деятельность, но оказать такое воздействие возможно двумя способами: способствовать либо увеличению доходов, либо уменьшению расходов.
Бухгалтерский учет, несомненно, более тяготеет к задачам уменьшения расходов, нежели увеличения доходов: ему присуща экономия, но не поиск оптимального управленческого решения, способного увеличить прибыль. Даже не ему непосредственно, а тем аналитикам, которым на основании учетных данных доверено принимать решения. Что же касается максимизации прибыли, это является для учета почти непосильной задачей.

1.2 Бухгалтерский баланс и его значение

Оперативное управление хозяйствующим субъектом требует достоверных и точных данных о состоянии и наличии хозяйственных средств, их состав и размещение, а также об источниках их формирования и целевое назначение. Такую информацию, обобщенную и сгруппированную определенным образом, получают с помощью бухгалтерского баланса. Балансовый метод широко используется в экономических науках, например, баланс доходов и расходов, кассовый план банка, балансы материальных и трудовых ресурсов и др. Причем используют балансовые обобщения как статические, так и динамические.
Слово "баланс" означает две чаши, как символ равновесия. Общее и широкое его использование начинается с XIV в. в Западной Европе, в частности Италии и Германии. Как символ равновесия веса (весы) изображены на гербе Международного союза бухгалтеров [9].
Баланс - это метод отражения состояния хозяйственных средств (имущества) за их составом и источниками образования в стоимостной оценке на определенную дату [7].
В бухгалтерском учете слово баланс имеет два значения:
1) равенство итогов, когда равны итоги записей по дебету и кредиту счетов, итоги записей по аналитическим счетам и соответствующим им, синтетическим счетам, итоги актива и пассива и т.д.;
2) бухгалтерский баланс является наиболее важной формой бухгалтерской отчетности, показывающей состояние средств организации в денежной оценке на определенную дату.
Бухгалтерский баланс является основной формой отчетности и служит основным источником информации для широкого круга пользователей. При этом баланс выполняет множеством различных функций, основными из них являются:
- экономико-правовая - является одним из признаков юридического лица; обеспечивает реализацию принципа бухгалтерского учета - имущественной обособленности организации;
- основной источник информации - знакомит пользователей экономической информации с имущественным состоянием организации;
- информирование о степени предпринимательского риска - баланс показывает способность организации в ближайшее время выполнить взятые на себя обязательства перед третьими лицами, наличие угроз финансовых затруднений;
- по бухгалтерскому балансу определяют финансовые результаты работы организации;
- на основе данных баланса строится оперативное финансовое планирование в любой организации и осуществляется контроль за движением денежных потоков;
- показатели баланса используются налоговыми органами, кредитными учреждениями, органами государственного управления и т.д [13].
Таким образом, можно сделать вывод, что бухгалтерский баланс представляет собой основной источник информации необходимый для широкого круга пользователей о финансовом положении организации за отчетный период. К ........

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. с изм. и доп. Закон Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. № 96-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 02.01.2014, 2/2094)
2. Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»
3. Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 020-2002 Основные средства и нематериальные активы
4. Постановление Министерства Финансов Республики Беларусь от 30 апреля 2012 г. № 25 «О некоторых вопросах бухгалтерского учета» Инструкция по бухгалтерскому учету нематериальных активов//Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 04.09.2012, 8/26354
5. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 38 «Нематериальные активы»
6. Постановление Министерства Финансов Республики Беларусь от 10 декабря 2013 г. № 80 «Об утверждении Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», которое устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организации. //Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 20.02.2014/
7. Постановление Министерства Финансов Республики Беларусь от 22 декабря 2001 г. № 1846 «О некоторых вопросах изготовления и использования бланков строгой отчетности» (последние изменения и дополнения: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 октября 2012 г. № 926).
8. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.02.2009 N 37/18/6 «Инструкциея о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета», утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 (в ред. постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 20.12.2012 № 77) < upload/accounting/tip_plan/postmf_290611_50.zip>
9. Постановление Министерства Финансов Республики Беларусь от 10 декабря 2013 г. № 80 «Об утверждении Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки»
10. Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов» утверждённой постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь 27.02.2009 N 37/18/6 (в редакции постановления Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 02.12.2009 N 191/144/27, от 30.09.2010 N 141/106/28, от 30.09.2011 N 162/101/45, от 22.12.2012 N 117/80/37)
11. Методические рекомендации по оценке стоимости и учёту объектов интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов», утверждёнными совместным приказом Государственного патентного комитета от 17.04.1998 г. № 20, Министерства экономики от 18.05.1998г. № 41, Министерства финансов от 20.04.1998г. № 109, Государственного комитета по науке и технологиям от 22.04.1998г. № 75 (с изменениями и дополнениями: Приказ < texts/cat1xh/id5bwecuo.htm> Государственного патентного комитета, Министерства экономики, Министерства финансов, Государственного комитета по науке и технологиям от 6 апреля 1999 г. N 4/23/51/81 (Национальный реестр - N 8/282 от 23.04.1999 г.)
12. Постановление < texts/cat3kf/id5wwgynf.htm> Государственного комитета по науке технологиям Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь от 28 марта 2007 г. № 4/58/50 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/16273 от 12.04.2007 г.).
13. Закон Республики Беларусь от 17 мая 2011 г. № 262-З «Об авторском праве и смежных правах».
14. Статистический ежегодник Республики Беларусь 2013/ Статистический сборник. - Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Минск, 2013 - 650 с.
15. Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296 - З, с последними изменениями и дополнениями от Закон Республики Беларусь от 5 января 2013 г. № 16-З, который регламентирует трудовые отношения;
16. Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. № 441 - З, с изменениями и дополнениями от Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 416-З;
17. Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. № 166 - З, с последними изменениями и дополнениями от 31 декабря 2013 г. № 96-З. Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в республиканский и (или) местные бюджеты, основные принципы налогообложения в Республике Беларусь.
18. Закон Республики Беларусь от 10 июля 2012 г. № 425-З «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь»// Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.07.2012
19. Комментарий к постановлению Минэкономики, Минфина, Минстройархитектуры от 22 декабря 2012 г. №117/80/37 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов»
20. Богаченко В.М. Бухгалтерский учет: Учебник - Изд. 8-е, перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 480с. (среднее профессиональное образование).
21. Воронина Л.И. Учет нематериальных активов: Учебное пособие. - Москва: Финансовая академия при правительстве РФ, 2011 г. - 140 с.
22. Веренич Г.В Учет и налогообложение операций по приобретению и созданию нематериальных активов//Бухгалтерский учет.- 2011- № 10. - 41с.
23. Гомола А.И. Бухгалтерский учет: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений - 4-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 384 с.
24. Керимов В.Э. Бухгалтерский учет: Учебник - М.: Эксмо, 2012. - 688с. (Высшее экономическое образование).
25. Кондраков Н.П. Самоучитель по бухгалтерскому учету. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА - М, 2009. - 504 с.
26. Ладутько Н.И., Борисевский Г.Е., Крупнова А.В., Ладутько Е.Н. Бухгалтерский учет/Под общ. ред. Н.И. Ладутько. - 5-е изд., перераб. и доп. - Мн.: ООО «ФУАинформ», 2005. - 742 с.
27. Малый бухгалтерский словарь/ под редакцией А.Н.Азрилияна. - М.: Институт новой экономики, 2011. - 1088 с.
28. Модеров С. Как организовать учет основных средств и нематериальных активовв соответствии с международными стандартами финансовой отчетности?/ Международный бухгалтерский учет. - 2013. - №4. с. 13-16
29. Нематериальные активы: учет и амортизация. - 2-е изд. - Мн.: ООО «Информпресс», 2012. - 80 с.
30. Палий В.Ф. Международные стандарты учета и финансовой отчетности: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 472 с.
31. Панина Н. Начисление амортизации по основным средствам, находящимся в аренде и лизинге.//Главный бухгалтер. - 2013. - № 1. с. 58-59
32. Папковская П.Я. Производственный учет в АПК: теория и методология. - Мн.: ООО “Информпресс”, 2009. - 216с.
33. Поленова С.Н. Учет приобретения и предоставления прав на использование объектов интеллектуальной собственности.// "Бухгалтерский учет", 2013, № 18. - 21с.
34. Поленова С.Н. Нематериальные активы: признание и учет.// "Все для бухгалтера", 2013, № 10. - 24с.
35. Подходы к учету и отражению основных средств и НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ [Текст] / С. Щербатюк // Финансы. Учет. Аудит. - 2012. - № 5. - С. 23-27.
36. Пупко, Г. М. Аудит и ревизия [Текст] : учебное пособие / Г. М. Пупко. - Минск : Мисанта, 2007. - 429 с.
37. Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: Краткий курс. - 2-е изд., испр. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 303 с
38. Раковец, В. Учетная политика организации на 2014 год [Текст] / В. Раковец // Главный бухгалтер. - 2013. - № 8. - С. 9-25
39. Стражева Н.С., Стражев А.В. Бухгалтерский учет: Учебно-методическое пособие/ Н.С. Стражева, А.В. Стражев. - 11-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Книжный Дом, 2009. - 608 с.
40. Сушкевич А.Н. Организация бухгалтерского учета в субъектах хозяйстввования. - Мн.: Ред. журнала «Пром.-торговое право», 2012. - 252 с.
41. Тумасян Р.З. Бухгалтерский учет: учеб.- практ. Пособие/ Р.З. Тумасян. - 4-е изд.- М.: изд-во ОМЕГА-Л, 2005.- 751с.: ил. Табл.- (Профессиональный бухгалтер).
42. Тарасевич, И. Н. Особенности бухгалтерского учета в отраслях народного хозяйства [Текст] : краткий курс лекций : для слушателей системы переподготовки : с учетом последних изменений в законодательстве / И. Н. Тарасевич. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Амалфея, 2009. - 175 с.
43. Хабарова Л.П. Изменения в бухгалтерском учете основных средств//Бухгалтерский бюллетень. - 2012. - №3. с. 13-25.
44. Черва А. Амортизируемая стоимость основных средств в 2006 году.//Налоговый вестник. - 2012. - №5. с. 29-38.
45. Чечеткин А.С. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве: учеб. пособие для студентов неэкономических специальностей с.-х. вузов/ А.С. Чечеткин. - Мн.:ИВЦ Минфина, 2006. - 464с.
46. Чечеткин А.С. Бухгалтерский учет нематериальных активов учебн.-метод.пособие/ А.С. Чечеткин. - Мн.: ИВЦ Минфина, 2006. - 145 с.
47. Чечевицына Л.Н. Экономический анализ: Учебное пособие. - Ростов н./Дону: изд-во "Феникс", 2001. - 448с.
48. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. - М.: ИНФРАМ-М. - 2006 - с. 263
49. Ярмолович М. Финансовые тормоза ускоренного воспроизводства основного капитала. Варианты разблокировки.//Директор. - 2012. - №1 - с. 14-1



Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.