На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Понятие, принципы построения и звенья системы органов исполнительной власти. Виды органов исполнительной власти. Милиция как система органов исполнительной власти в сфере органов внутренних дел. Задачи органов милиции. Принципы деятельности милиции.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 09.11.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


42
ПЛАН
    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И ЗВЕНЬЯ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ 5
    ГЛАВА II. ВИДЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ 10
      §1. Различаются по организационно-правовым формам 10
      §2. По характеру компетенции 13
      §3. По порядку разрешения подведомственных вопросов 13
    ГЛАВА II. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И МЕСТО МИЛИЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ 16
    ГЛАВА IV. МИЛИЦИЯ КАК СИСТЕМА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РФ 19
      §1. Милиция в Российской Федерации 19
      §2. Задачи органов милиции 25
      §3. Принципы деятельности милиции 30
      §4. Правовая основа деятельности милиции 31
    ГЛАВА IV. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ 35
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
ВВЕДЕНИЕ

В условиях формирования правового государства и свобод-ного гражданского общества особое значение приобретает соз-дание надежных механизмов защиты прав и свобод человека, обеспечение прежде всего его безопасности. Жизнь, здоровье, честь и достоинство, все формы собственности (в том числе и интеллектуальной), другие политические, экономические права и свободы, установленные российской Декларацией прав и сво-бод человека и гражданина 1991 г., международными пактами, Конституцией РФ 1993 г., должны надежно охраняться госу-дарством. Органы внутренних дел, внутренние войска, другие специальные структуры, обеспечивающие безопасность Рос-сии,- это те государственные органы, которые обязаны в рам-ках своей компетенции обеспечить законность и правопорядок, борьбу с преступностью, нарушениями прав человека и правового режима работы органов государственной власти и управ-ления.
Можно считать, что основными исполнительно-распоря-дительными органами государства, выполняющими обеспечи-тельную функцию в сфере охраны правопорядка и борьбы с преступностью, являются органы внутренних дел и внутренние войска. Важнейшим элементом политической системы общест-ва всегда было и остается государство, а его обеспечительная функция имеет и будет иметь в будущем существенное значе-ние. Отсюда есть основания констатировать: с одной сторо-ны-- объективную возможность и необходимость изменения функций (компетенции) органов внутренних дел, а с другой - возрастание их роли в жизни нашего общества как отрасле-вой подсистемы органов государственного управления и одно-временно правоохранительного органа.
Из выше сказанного нам стало ясно, что на ряду с органами государственной власти, в том числе и исполнительные, органы внутренних дел Российской Федерации занимают одно из важнейших мест в системе органов государственной власти в Российской Федерации.
В ходе курсовой работы мы постараемся рассмотреть милицию как один из органов исполнительной власти, а также разберём полномочия органов исполнительной власти в подразделениях ОВД.
Из выше поставленной цели вытекают следующие конкретные задачи:
Ш Разобрать понятий, виды и систему органов исполнительной власти в Российской Федерации;
Ш Рассмотреть органы Внутренних дел как систему органов исполнительной власти.
Ш Сделать обобщающий вывод по рассмотренной теме.
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И ЗВЕНЬЯ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Под системой органов исполнительной власти понимается их совокупность и система взаимоотношений на основе разграничения компетенции между ними. Система органов отражает разделение предметов ведения и полномочий в организации самой исполнитель-ной власти, в осуществлении ее функций множеством субъектов. Своеобразие решения разделения предметов ведения и полномо-чий в системе исполнительной власти РФ заключается в том, что на него оказывает непосредственное влияние федеративное устрой-ство Российского государства.
Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграни-чении предметов ведения и полномочий между органами государ-ственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, равноправии и самоопределении членов РФ (ст. 5 Кон-ституции РФ) Конституция РФ - М.: «НОРМА»., - 2002г., - С. 12..
Система органов исполнительной власти в РФ строится и фун-кционирует на основе принципов федерализма, сочетания центра-лизации и децентрализации, законности. Эти принципы вытекают из Конституции РФ.
Принцип федерализма в системе органов исполнительной вла-сти обусловлен государственным устройством России. В структур-ном плане он проявляется в том, что в общую систему этих орга-нов входят:
а) федеральные органы исполнительной власти;
б) органы исполнительной власти субъектов РФ -- республик. краев, областей, городов федерального значения, автономной обла-сти, автономных округов.
В пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совме-стного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполни-тельной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ об-разуют единую систему исполнительной власти в Российской Фе-дерации (ст. 77 Конституции РФ). Вместе с тем федеральные орга-ны исполнительной власти и органы исполнительной власти субъек-тов РФ в силу особенностей, присущих статусу РФ и ее субъектов. представляют собой относительно самостоятельные системы.
В юридическом аспекте принцип федерализма проявляется в том, что, во-первых, компетенция органов исполнительной власти и
взаимоотношения между ними определяются прежде всего на основе нормативно-правовых актов, закрепляющих разграничение предме-тов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами; во-вторых, Конституция РФ регламентирует соотношение правовых актов ор-ганов государственной власти РФ и ее субъектов. В главном концеп-ция сводится к тому, что законные акты федеральных органов ис-полнительной власти обязательны для аналогичных органов субъек-тов РФ; законные акты органов исполнительной власти субъектов РФ подлежат соблюдению федеральными органами исполнительной власти; в-третьих, одной из правовых форм регулирования взаи-моотношений между федеральными органами исполнительной вла-сти и органами исполнительной власти субъектов РФ становятся административные договоры, соглашения. Они признаются в каче-стве элемента механизма реализации принципа федерализма преж-де всего в сфере функционирования исполнительной власти. Феде-ральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ могут передавать им осуще-ствление части своих полномочий, если это не противоречит Консти-туции РФ и федеральным законам. В свою очередь органы испол-нительной власти субъектов РФ по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществле-ние части своих полномочий (ст. 78 Конституции РФ). Конституция РФ - М.: «ТАНДЕМ»., изд. ЭКМОС -2000г., - С. 48.
Передача оформляется соглашением, заключаемым в соответ-ствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации'". В нем определены стороны, предмет, срок действия, ответственность за нарушение, процедура подготовки, подписания, введения в действие соглашения.
Принцип сочетания централизации и децентрализации тес-но связан с принципом федерализма, но не тождествен ему. Не тож-дествен потому, что сочетание этих его элементов может иметь место на различных уровнях и не обязательно сопутствует только федеративному государственному устройству.
Указанный принцип оказывает большое влияние на функцио-нирование всей системы исполнительной власти. Централизация вытекает из единства этой системы, обусловленного наличием предметов и полномочий, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, и их совместного ведения с орга-нами исполнительной власти субъектов РФ. Централизованное осу-ществление исполнительной власти может сосредоточиваться в ру-ках федеральных органов и органов субъектов РФ в пределах, оп-ределенных законодательством. В последнем случае соотношение цен-трализации и децентрализации в осуществлении исполнительной власти определяется самими субъектами РФ Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" (с изменениями от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта, 6 декабря 1999 г., 25 июля, 7 ноября, 29 декабря 2000 г.)..
Децентрализация означает закрепление законодательством предметов ведения и полномочий за тем или иным органом (видом органов), которые он (они) должен осуществлять самостоятельно, без вмешательства со стороны вышестоящих органов. При этом отсут-ствует "расщепление" предметов ведения и полномочий по верти-кали, что имеет место при совместном ведении. При децентрализа-ции предметы ведения и полномочия как бы отторгаются, обрета-ют высокую степень независимости от властных полномочий выше-стоящих органов исполнительной власти. Административное право РФ: уч. -М.: ИКД «Зерцало-М»., 2002г., - С. 58.
Особой разновидностью децентрализации является делегиро-вание органом исполнительной власти части своих полномочий под-чиненному органу в целях удобства управления на основе прибли-жения его к объектам. Например, федеральными органами испол-нительной власти создаваемым ими территориальным органам- В этом случае децентрализация осуществляется в виде деконцентра-ции полномочий, передачи их от вышестоящего к нижестоящему органу. На осуществление деконцентрированных полномочий может серьезным образом влиять вышестоящий орган. Создание подобных органов способно служить организационно-правовым средством ре-шения общефедеральных и территориальных задач на основе сме-щения тяжести управления с центра на места, а также усиления взаимодействия между субъектами РФ. Целесообразность взаимо-действия между названными органами может возникнуть при осу-ществлении полномочий как по предметам ведения РФ, так и ее совместного ведения с субъектами РФ Административная деятельность органов внутренних дел / В.Я. Кикотя. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и Право, 2003. - С. 53..
Сочетание централизации и децентрализации в осуществлении исполнительной власти позволяет реализовать ее единство в мно-гообразии.
Принцип законности проявляется прежде всего в том, что все органы государственной власти, должностные лица обязаны соблю-дать Конституцию РФ и законы. Данное требование относится также к конституциям и другим актам законодательства субъектов РФ.
Одним из важных аспектов принципа законности является обя-зательность строгого соблюдения положений Конституции РФ о соотношении актов органов государственной власти РФ и ее субъек-тов. Они сформулированы в ст. 76. В частности, законы и иные нор-мативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с Конституцией РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.
В случае противоречия между федеральным законом и норма-тивным правовым актом РФ, изданным вне пределов ведения РФ и ее совместного ведения с субъектами РФ, действует нормативно-правовой акт субъекта РФ. Ноздрачев А. Ф., Тихомиров Ю. А. Исполнительная власть в РФ. Научно-практическое пособие. - М.: Изд. БЕК, 1996. - С. 289
Систему федеральных органов исполнительной власти в зави-симости от их организационно-правовых форм можно определить лишь на основе совокупности правовых актов: Конституции РФ, указов Президента РФ от 14 августа 1996 г. "О системе федераль-ных органов исполнительной власти"1, от 17 мая 2000 г. "О струк-туре органов исполнительной власти". Ее образуют:
а) Правительство РФ;
б) федеральные министерства;
в) государственные комитеты РФ;
г) федеральные комиссии России;
д) федеральные службы России;
е) российские агентства;
ж) федеральные надзоры;
з) иные федеральные органы исполнительной власти Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации Учебник, - М., Изд. ТЕИС, 2002г. - С. 13..
Система органов исполнительной власти субъектов РФ в общем виде определена Федеральным законом от б октября 1999 г. "Об об-щих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ". Ее образуют:
а) высший орган исполнительной власти субъекта РФ;
б) иные органы исполнительной власти субъекта РФ. Их фор-мы определяются самими субъектами Российской Федерации. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации Учебник, - М., Изд. ТЕИС, 2002г. - С. 116
ГЛАВА II. ВИДЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Данные органы можно классифицировать по ряду признаков и прежде всего в зависимости от государственного устройства, орга-низационных форм, характера компетенции, порядка решения под-ведомственных вопросов.
В соответствии с федеративным государственным устрой-ством различаются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, республик, краев, областей, городов республиканского значения (Москва и Санкт-Пе-тербург), автономной области и автономных округов. Пикулькин А.Б. Система государственного управления. - М., 1997. - С. 120

§1. Различаются по организационно-правовым формам

По организационно-правовым формам различаются:
а) правительства;

б) советы министров,
в) кабинеты министров;
г) министерства;
д) государственные комитеты;
е) комитеты;
ж) служ-бы;
з) главные управления, управления;
и) инспекции;
к) агентства;
л) департаменты;
м) администрации;
н) мэрии;
о) отделы и др.
Организационные формы органов исполнительной власти сами по себе не всегда определяют их место, назначение, характер ком-петенции, принципы, лежащие в основе порядка разрешения под-ведомственных им дел. Часто эти параметры закрепляются в нор-мативно-правовых актах, устанавливающих правовой статус тех или иных органов.
По общему правилу правительства, советы министров, мини-стерства, государственные комитеты образуются на уровне РФ, республик. Но в настоящее время правительства, министерства соз-даны в других субъектах Федерации (Москве, Санкт-Петербурге и др.).
Органы исполнительной власти других организационных форм создаются и действуют на различных уровнях.
На базе действующих нормативно-правовых актов по органи-зационным формам сложно определить функциональное назначе-ние, компетенцию и организацию работы органов одной и той же формы. Ее выбор нередко является произвольным.
Организационные формы и основы статуса федеральных орга-нов исполнительной власти определены Указом Президента Россий-ской Федерации от 14 августа 1996 г. "О системе федеральных ор-ганов исполнительной власти'". Ими являются министерства РФ (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполни-тельной власти: государственные комитеты РФ, федеральные ко-миссии России, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России. Впредь запрещено создание феде-ральных органов исполнительной власти Российской Федерации иных наименований и с иным статусом, чем это предусмотрено данным указом. Князев С. Д. Административное право. - Владивосток, 1997. - С. 203

В литературе и нормативно-правовых актах часто фигуриру-ет термин "ведомство". Этим понятием охватывались в одних слу-чаях все центральные органы отраслевого и межотраслевого уп-равления, включая министерства, государственные комитеты; в дру-гом -- все такого рода органы, кроме министерств и государствен-ных комитетов, то есть комитеты, главные управления и др. В ли-тературе они именовались специальными ведомствами. В принципе аналогичное употребление этого термина встречается до сих пор. Однако изменился подход к установлению их правового статуса. Прежде он формировался Правительством. Ведомства подчинялись Правительству. В настоящее время эти вопросы решаются в том же порядке, в каком и в отношении министерств, государственных комитетов. Многие из ведомств, как отмечено, подчиняются непос-редственно Президенту РФ.
Администрации -- органы исполнительной власти краев, об-ластей, автономной области, автономных округов.
Органами этих администраций являются департаменты, главные управления (управления), отделы. Перечни и формы ор-ганов администраций определяются соответствующими субъекта-ми самостоятельно. Среди них различаются отраслевые, межотрас-левые органы.
Действующие нормативно-правовые акты, касающиеся органи-зационных форм органов исполнительной власти, имеют тот недо-статок, что иногда в одной и той же форме создаются органы ис-полнительной власти и образования, которые к ним не относятся. Например, постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 1999 г. созданы Федеральная медицинская служба гражданской обороны, Федеральная противопожарная служба гражданской обороны и др., которые не относятся к федеральным орга-нам исполнительной власти Козлов Ю.М. Административные правоотношения. - М., 2002. - С. 197.
.
Нередко одну и ту же форму имеют органы исполнительной власти и их структурные подразделения. Например, к первым от-носятся департаменты мэрии Москвы, ко вторым -- департамент ценных бумаг Министерства финансов РФ, департамент ветерина-рии Министерства сельского хозяйства РФ. Будучи структурными подразделениями, некоторые департаменты обладают значительной самостоятельностью в руководстве отраслями, подотраслями, осу-ществлении специализированных функций, особенно те из них, ста-тус которых определяется положениями, утвержденными Президен-том или Правительством РФ. Так, Положение об упомянутом Де-партаменте ветеринарии утверждено постановлением Правитель-ства РФ.

§2. По характеру компетенции


По характеру компетенции выделяются органы общей, отрас-левой, межотраслевой и внутриотраслевой компетенции.
Органы общей компетенции руководят на подведомственной территории всеми или большинством отраслей и сфер управления, обеспечивают там комплексное экономическое, социально-культур-ное развитие. К ним относятся правительства (Совет Министров, Кабинет Министров), администрации субъектов Российской Феде-рации и др.
Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подведомственными им отраслями, например, Министерство путей сообщения, Министерство здравоохранения и др. Филиппов Г.Г. Социальная организация и политическая власти. - М., 1996. - С. 42 .
Органы межотраслевой компетенции выполняют общие специ-ализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер управления. Среди них своим статусом выделяются органы, оказы-вающие руководящее воздействие на группы специализированных отраслей (комплексы), выполняя различные функции (например, Министерство промышленности, науки и технологии РФ); органы, выполняющие специализированные функции межотраслевого зна-чения (например, Министерство труда и социального развития РФ); органы, выполняющие функции по определенным проблемам (на-пример, Российское агентство по патентам и товарным знакам).
Органы внутриотраслевой компетенции руководят в рамках отраслей порученными участками работ (например, территориаль-ные, межтерриториальные органы федеральных министерств).
§3. По порядку разрешения подведомственных вопросов

По порядку разрешения подведомственных вопросов разли-чаются коллегиальные и единоначальные органы. Коллегиальные органы -- организационно и юридически объединенные группы лиц, которым принадлежит приоритет в принятии решений по всем воп-росам компетенции данных органов. В коллегиальных органах ре-шения принимаются большинством их членов в сочетании с пер-сональной ответственностью за их исполнение, за руководство по-рученными участками работы. Коллегиальность позволяет наибо-лее правильно решать крупные и сложные вопросы руководства t участием специалистов, с использованием их опыта. Коллегиаль-ными являются правительства, некоторые государственные коми-теты, федеральные комиссии и др.
Единоначальными являются органы, в которых решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавля-ющему данный орган руководителю. Единоначалие обеспечивав оперативность руководства, использование индивидуальных способ-ностей и опыта руководителей, повышает их персональную ответ-ственность за результаты работы органа. Единоначальными мoгyт быть органы как общей, так и отраслевой компетенции (министер-ства, администрации краев, областей и т. д.).
Единоначалие эффективно тогда, когда опирается на различ-ные институты демократии и не подменяется единовластием. В си-стеме исполнительной власти сочетание коллегиальных и единона-чальных органов способствует как всестороннему и квалифициро-ванному обсуждению, так и оперативному решению вопросов. Со-четание указанных начал в единоначальных органах часто выра-жается в том, что здесь действуют коллегии. Они существуют в министерствах и других органах. По своему статусу коллегии от-носятся к совещательным органам, что не умаляет их роли в руко-водстве соответствующими отраслями и сферами. Решения колле-гий, как правило, проводятся в жизнь приказами (распоряжения-ми) руководителей, но могут быть обращены к исполнению непос-редственно. Это объясняется тем, что председателями являются руководители соответствующих органов, которые своей подписью придают юридическое значение решениям коллегий. Пикулькин А.Б. Система государственного управления. - М., 1997. - С. 658
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 де-кабря 1995 г. № 1286 "О членах коллегии федерального органа го-сударственной власти" численность членов коллегии такого органе определяется Правительством РФ. В состав коллегии по должнос-ти входят руководители соответствующих федеральных органов ис-полнительной власти и их заместители.
Назначение и освобождение членов коллегии, не являющих-ся таковыми по должности, производится Правительством РФ пс представлению руководителя федерального органа из числа руко-водителей ведущих департаментов, управлений, отделов, терри-ториальных органов и при необходимости представителей других федеральных органов, ведущих ученых, специалистов, число ко-торых, как правило, не должно превышать пяти человек.
ГЛАВА IIІ. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И МЕСТО МИЛИЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Демократизация российского общества, формирование со-циально ориентированной рыночной экономики, построение правового государства, а также решение других, подчиненных этим целям, задач предполагают совершенствование роли го-сударства в политической системе общества.
Под политической системой общества понимается система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих власть или участвующих в ее осуществлении. Эти социальные институты -- государство, партии, профсоюзы и другие организации и движения, участвующие в сфере обще-ственной жизни, где ядром является завоевание, удержание и использование власти Комментарий к закону «О милиции». / Под ред. А.А. Яблокова. - М. - 2003. - С. 47..
В соответствии с современной теорией государства факто-ры, задающие тот или иной характер политической системе об-щества, формирующие ее определенный вид, оказываются не столько классовыми, сколько социологическими. Системообра-зующим фактором при таком подходе признается социальная среда, в которой проявляются личностные и коллективистские начала жизни общества. Сторонники этой концепции исходят из того, что человечество за всю свою историю создало всего несколько видов социальных сред, лежащих в основе собствен-но политических систем.
Один из таких видов -- политическая система, возникающая на основе «азиатского способа производства», социалистическо-го общества сталинского типа и некоторых иных обществ. Этот вид характеризуется гиперболизацией роли государства, его ап-парата, прежде всего и главным образом карательных (право-охранительных) органов.
Другой тип социальной среды, формирующий иные полити-ческие системы, базируется не на распределительной, а на ры-ночной товарно-денежной основе экономической жизни обще-ства, на идеологии и практике свободного предпринимательст-ва. Такая среда тоже является несправедливой; она содержит противоречия и конфликты, отличается социальными потрясе-ниями. Однако государство выполняет в ней роль организато-ра условий для рыночной, в том числе социально ориентиро-ванной, экономики. Государство обеспечивает права и свобо-ды граждан, их безопасность, их собственность. Оно имеет целью создать социальную защищенность малоимущих слоев, более справедливое распределение доходов, налогов. Право-вые формы становятся главным инструментом достижения по-литических целей.
Характеристика именно того, что делает государство, на-зывается его функциями. Для понимания функций современно-го Российского государства первостепенное значение имеют их отграничение от функций общества, а также учет влияния ры-ночной экономики на функции государства.
Одними из самых важных функций Российского государст-ва являются защита прав человека, охрана прав и свобод граж-дан, обеспечение законности и правопорядка. Они и раньше всегда указывались в числе основных внутренних функций со-циалистического государства. Однако фактически в условиях тоталитарного режима допускались беззаконие и произвол в отношении граждан, массовые репрессии в сталинский период, преследования инакомыслящих и другие нарушения прав и свобод человека и гражданина Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая. Учебник / Под ред. А.П. Коренева. - М.: МЮИ МВД России, издательство «Щит и М», 1997. - С. 289..
Если приоритет для современного Российского государст-ва-- модернизация страны, социально-экономическое развитие общества, то перечень задач, решаемых наряду с другими структурами органами внутренних дел и внутренними войска-ми в пределах их компетенции, может быть следующим Постатейный комментарий к закону Российской Федерации «О милиции»: Изложение Закона в схемах; Комментарий изменений и дополнений, внесенных в новую редакцию Закона // Под ред. Маршунова М.Н. - М.: Герда, 2001. - С. 46.:
- преодоление традиции этатизма государства, обеспече-ние неприкосновенности частной собственности, разделение собственности и власти, активная политика в области борьбы с инфляцией и стимулирование частных (в том числе иностран-ных) инвестиций, энергичное проведение антимонопольной по-литики;
- забота об экологии, образовании, здравоохранении, раз-витии науки, культуры, о бедных, нетрудоспособных, оказание социальных услуг населению;
- борьба с преступностью, в том числе с уличной, запуги-вающей людей, и с организованной, которая во многом опре-деляет экономические процессы в стране;
- последовательное и поступательное преодоление корруп-ции среди личного состава рассматриваемых органов, которая, можно сказать, есть вечный бич России. Сейчас коррупция сра-щена с мафией. Чиновник всегда потенциально более кримина-лен, чем бизнесмен. Бизнесмен может обогащаться честно, толь-ко бы не мешали. Чиновник может обогащаться только бес-честно. Поэтому очень важно обеспечить личному составу ор-ганов внутренних дел и внутренних войск достойный и доста-точный уровень жизни;
- существенное повышение престижа (авторитета) орга-нов и войск системы МВД в общественном мнении.
ГЛАВА IV. МИЛИЦИЯ КАК СИСТЕМА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РФ

§1. Милиция в Российской Федерации

Милиция в Российской Федерации - система государст-венных органов исполнительной власти, призванных защи-щать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собствен-ность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных на-стоящим Законом и другими федеральными законами.
Милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" (с изменениями от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта, 6 декабря 1999 г., 25 июля, 7 ноября, 29 декабря 2000 г.)..
Милиция является компонентом системы органов исполни-тельной власти. Тем самым уже с первых строк Закона четко определено ее место в государственном механизме, который слагается из законодательной, исполнительной и судебной властей (имеется также и прокурорский надзор). Важно отметить, что органы милиции призваны охранять и защищать указанные в Законе ценности. Их охрана является служебным долгом каждого сотрудника милиции в пределах его компетенции. Невыполнение служебного долга влечет за собой привлечение либо к дисциплинарной, либо даже к уго-ловной ответственности (см. комментарий к ст.40 настоящего Закона). На практике сложности и юридического, и морально-го характера могут возникнуть при решении вопроса о том, выполнял ли сотрудник милиции, столкнувшийся с правона-рушением или преступлением и пресекавший его, задержи-вавший правонарушителя вне рамок несения службы, свой служебный или общегражданский долг (кстати, строго говоря, последнего вообще не существует - нельзя возложить на гра-ждан обязанность пресекать правонарушения и преступления - это дело их совести и возможностей). С его решением могут быть связаны определенные юридические последствия (в слу-чае, например, причинения вреда здоровью или имуществу сотрудника милиции). Представляется, что как с точки зрения высоких моральных требований, предъявляемых к личности сотрудника милиции, так и с точки зрения установленного по-рядка несения службы эти случаи должны рассматриваться как выполнение служебных обязанностей.
Итак, именно на милицию законодатель возложил выпол-нение столь важных, ответственных и трудных функций. Кроме милиции существует еще целая система органов, в том числе и не входящих в систему Министерства внутренних дел, которые в той или иной степени призваны решать аналогич-ные или сходные задачи. Однако приоритет в защите указан-ных в Законе ценностей безусловно принадлежит милиции. С деятельностью милиции не идет ни в какое сравнение дея-тельность различных общественных и профессиональных орга-низаций частного характера, в том числе и с функциями охраны правопорядка (дружины, частные агентства, бюро и пр.). Имен-но милиция находится на первой линии борьбы с правонаруше-ниями и, в частности, преступлениями. Действует она от имени и по поручению государства, что налагает на нее высокую от-ветственность и предоставляет большие возможности. Существенно и то, что деятельность милиции в сфере охраны правопорядка носит универсальный характер. Это - профилак-тика правонарушений и преступлений вплоть до привлечения виновных к административной ответственности в установлен-ных законом (КоАП) случаях, а также обеспечение условий для привлечения виновных к уголовной ответственности (админи-стративной, налагаемой в судебном порядке). Поэтому положе-ния ст.1 Закона о милиции имеют принципиальное значение, они позволяют определить само существо милицейской служ-бы, отграничить ее деятельность от деятельности ФСБ, военной Комментарий к закону «О милиции». / Под ред. А.А. Яблокова. - М. - 2003. - С. 297. .
Автор не является сторонником переименования данного органа в полицию, учитывая и исторический опыт (более 80 лет о чем-нибудь говорят), и непринципиалыюсть этого вопроса по существу. В со-временных условиях, независимо от названия, предназначение как милиции, так и полиции одно и то же - охрана личных, обществен-ных и государственных ценностей разведки и контрразведки, а тем более от деятельности Воору-женных Сил республики, функциональным предназначением которых является защита государства, его суверенитета и цело-стности от посягательств извне. Различное предназначение этих структур и милиции означает, что на Вооруженные Силы ни при каких обстоятельствах не должна возлагаться функция по наведению "внутреннего" порядка. С этой точки зрения участие в событиях на Северном Кавказе частей и подразделений Воо-руженных Сил вместо сил МВД - внутренних войск и милиции - является неконституционным.
Законодатель особо подчеркивает принадлежность милиции именно к системе государственных органов. Это означает ав-тономность милиции в пределах своей компетенции. Неиспол-нение законных требований сотрудника милиции, неподчине-ние ему, оказание сопротивления при исполнении последним своих служебных обязанностей влечет установленную зако-ном ответственность. С другой стороны, могут быть сущест-венно ограничены полномочия и правовые возможности раз-личных органов и организаций в плане участия в охране правопорядка, помимо тех случаев, когда органы милиции са-ми делегируют часть своих полномочий. Эти обстоятельства должны быть оформлены официально Административная деятельность органов внутренних дел / В.Я. Кикотя. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и Право, 2003. - С. 108..
Для достижения поставленных задач милиция от имени го-сударства наделяется правом применения государственного принуждения и мер, перечень которых устанавливается на-стоящим Законом и специальными нормативными актами (см. комментарий к ст.12-16 настоящего Закона).
Милиция - это вооруженный орган исполнительной власти, что не означает, однако, придания ей характера и статуса Воо-руженных Сил. Вооруженность милиции является необходи-мым условием эффективного выполнения ею своих функций по охране общественного порядка. Именно этим предназначе-нием определяется степень "насыщенности" милиции различ-ными системами оружия и специальными средствами, а также порядок и условия их применения. Наличие оружия и воз-можность его применения- не самоцель, а средство. Именно из этого должен исходить каждый сотрудник милиции. Отсю-да вытекает и другое правило - использование оружия должно предусматривать причинение минимально необходимого вреда жизни и здоровью правонарушителя, не говоря уже о по-сторонних гражданах.
Признак вооруженности милиции от имени государства по-зволяет также разграничить компетенцию милиции и иных формирований, многие из которых действуют от своего соб-ственного имени. Смешение в данном вопросе прав и функ-ций государственных и негосударственных органов недопус-тимо, поскольку может привести к произволу и беззаконию . Вообще, следует иметь в виду, что милиция - отнюдь не слабо-сильная организация и выполнение поставленных перед ней за-дач по охране правопорядка во всех его проявлениях и аспектах не только дает возможность, но и в ряде случаев диктует необхо-димость применения тех или иных средств силового принужде-ния и пресечения. Важно лишь, чтобы они были адекватны сло-жившейся ситуации. На сотрудников милиции при исполнении ими служебных обязанностей по поддержанию правопорядка полностью распространяются требования административного и уголовного законодательства относительно допустимых преде-лов силового воздействия на правонарушителей- Более того, именно им в первую очередь адресуются специализированные правовые требования относительно правил и средств пресечения правонарушении и преступлений, задержания правонарушителей (см. комментарий к ст.12-16 настоящего Закона). За нарушение этих правил сотрудник милиции может быть в установленном порядке привлечен и к дисциплина и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.