На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 95435


Наименование:


Курсовик Особенности содержания страхов у современных дошкольников

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 21.3.2016. Сдан: 2013. Страниц: 39. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 .ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОДЕРЖАНИЯ СТРАХОВ У СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

1.1. Сущность понятия «страх».
1.2. Исследование особенностей эмоциональной сферы дошкольников.
1.3. Исследование содержание страхов у детей дошкольного возраста.

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ СТРАХОВ У СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

2.1 Организация и методы эмпирического исследования.
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ


Введение

В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. В современном мире практически у каждого из людей есть различные страхи. Эти эмоциональные проявления являются неотъемлемой частью нашей жизни. Большинство страхов обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.
Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности малыша, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. Большинство причин, как отмечают психологи, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру.
Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. Невротические страхи появляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, часто на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов. Поэтому невротические страхи требуют особого внимания психологов, педагогов и родителей, так как при наличии таких страхов ребенок становится скованным, напряженным. Его поведение характеризуется пассивностью, развивается аффек­тивная замкнутость. В связи с этим остро встает вопрос ранней диаг­ностики невротических страхов.
Страхи, эмоциональные нарушения поддаются коррекции и без последствий проходят у детей до десяти лет. Поэтому чрезвычайно важно своевременно обращаться к специалисту, принять меры по преодолению фобий у ребёнка.
Целью исследования: является изучение содержание страхов у современных дошкольников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Проанализировать различные трактовки понятия «страх».
2.Изучить особенности эмоциональной сферы дошкольников.
3.Изучить содержание страхов у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: эмоциональная сфера дошкольника.
Предмет исследования: особенности содержания страхов у современных дошкольников.
Гипотеза исследования - у современных дошкольников содержание страхов имеет следующие специфические особенности

Методы исследования.
В диагностическую программу вошли следующие методики:
1) А.И. Захаров и М.А. Панфилова «Страхи в домиках»;
2) А.И.Захаров «Мои страхи»;
3) Л.Лебедева «Силуэт человека»;

Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад № 14 в нем принимали участие 5 детей подготовительной группы, из них 2 девочки в возрасте 6 лет, 2 мальчика 5 лет и 1 мальчик 6 лет.


Глава 1. Теоретические аспекты содержания страхов у современных дошкольников.


1.1. Сущность понятия «страх».

Специфика сегодняшнего времени, которая проявляется в повсеместно распространенной жестокости нашей социальной среды, которая порой пропагандируется средствами массовой коммуникации, несомненно оказывает определенное влияние на психологическое и психическое развитие личности современного человека. Это, в свою очередь, создает благодатную почву для возникновения таких состояний, как беспокойство, тревожность, появления различных страхов.(1,56)
Понятие страха разрабатывалось многими исследователями и имеет разные трактовки. В современном словаре по психологии под редакцией В.В.Юрчук мы находим, что «страх - аффективно чувственная эмоция, которая возникает в обстоятельствах превентивности - угрозы - боязни за свою социальную или же биологическую экзистенцию у субъекта» (36,342).
Артур Ребер в большом толковом психологическом словаре трактует страх как «эмоциональное состояние, возникающее в присутствии или предвосхищении опасного или вредного стимула. Страх обычно характеризуется внутренним, субъективным переживанием очень сильного возбуждения, желания бежать или нападать и рядом симпатических реакций» (3,71).
Согласно З.Фрейду «страх - это состояние аффекта - объединение определённых ощущений ряда удовольствие - неудовольствие с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятия, а так же вероятно, и отражение определённого значимого события» (34,218).
В.Даль в «Толковом словаре живого великого русского языка» определяет страх как страсть, боязнь, робость, сильное опасенье, тревожное состояние души от испуга от грозящего или воображаемого бедствия (11,305).
Р.Ф.Овчарова рассматривает страх, как эффективное (эмоционально заострённое), отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия и выделяет следующие виды страхов: 1) возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отражение особенностей их психического и личностного развития. Возникают они под действием следующих факторов: наличие страхов у родителей, тревожность в отношениях с ребёнком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками. Большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребёнку родителями и другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье, отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителями того же пола, преимущественно у мальчиков. Конфликтные отношения между родителями, психические травмы типа испуга, психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми. 2) невротические страхи характеризуются большой эмоциональной интенсивностью и напряжённостью, длительным течением или постоянством, неблагоприятным влиянием на формирование характера и личности, взаимосвязью с другими невротическими расстройствами и переживаниями, избеганием объекта страха. Невротические страхи могут быть результатом длительных и неразрешимых переживаний. Чаще боятся подобным образом чувствительные, испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями дети, чьё представление о себе искажено эмоциональными переживаниями в семье или конфликтными. Эти дети не могут полагаться на взрослых, как на источник безопасности, авторитета и любви. Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со взрослыми и сверстниками, не уверенны в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают страх перед учителем.(25,96).

Известный физиолог И.П.Павлов трактует страх как «проявление естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакции с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный рефлекс и сопровождается определёнными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности» (20,570).
Ю.А.Неймер, А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский рассматривают страх как «эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной и воображаемой опасности» (19,102).
Ю. Щербатых делит все страхи на три группы: 1) природные страхи, непосредственно связанные с угрозой жизни человеку. К числу природных явлений, внушающих людям сильнейший страх, относятся гроза, солнечные затмения, появление комет, извержения вулканов и сопровождающее их землетрясения, которые ассоциируются у человека со страхом конца мира. Особую группу природных страхов составляют страхи животных. К животным, вызывающим у людей особенно сильный страх, несомненно, относятся разнообразные змеи и пауки. 2) социальные страхи - боязнь и опасения за изменение своего социального статуса. Социальные страхи могут вытекать из страхов биологических, но всегда имеют специфический социальный компонент, который в них выходит на первое место, оттесняя более примитивные факторы выживания. Следует отметить, что конкретные формы проявления социальных страхов зависят от особенностей исторической эпохи, возраста человека, профессиональной принадлежности и типа общества. Проводились неоднократные исследования по выявлению актуальных страхов в современном обществе. В результате было установлено, что на первом месте стоит страх за здоровье своих близких, на втором - страх возможной войны, на третьем - страх перед преступностью. Затем последовательно - страх бедности, страх перед некоторыми животными, страх перед возможными неблагоприятными изменениями в личной жизни, страх перед начальством. Оказалось, что многих людей пугает кладбище, они испытывают страх пред болезнями (девятое место) и перед публичными выступлениями. 3) внутренние страхи - рожденные лишь фантазией и воображением человека и не имеющие под собой реальной основы для беспокойства. Особо хочется отметить, что к внутренним страхам исследователи относят не только страхи, рожденные фантазией человека, но и страхи собственных мыслей, если они идут вразрез с имеющимися моральными установками (боязнь собственных мыслей и желаний).(35,126).

Таким образом, проанализировав разные трактовки понятия страха, мы остановили свой выбор на определении данном В.В.Юрчук, так как оно отличается полнотой, точностью и современностью. Поэтому в своей работе мы будем опираться на это определение.

Страх - это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх - реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту. Они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. Интенсивное переживание страха запоминается надолго. Страх складывается из определённых и вполне специфичных физиологических изменений, экспрессивного поведения и специфического переживания, проистекающего из ожидания угрозы или опасности. У маленьких детей, так же как и у животных, ощущение угрозы или опасности сопряжено с физическим дискомфортом, с неблагополучием физического «Я». Страх, которым они реагируют на угрозу, это боязнь физического повреждения. Субъективное переживание страха ужасно, и что странно - оно может заставить человека оцепенеть на месте, тем самым, приводя его в абсолютно беспомощное состояние, или, наоборот, может заставить его бросится наутёк, прочь от опасности (29,245).
Страх возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существуют две угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своём исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящих таким понятиям как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних выражений страха всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности (4,139).
Понимание опасности, её осознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для ребёнка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий. Обычно в этих случаях говорят о появлении травмирующего опыта (испуг, боль, болезнь, конфликты и т.д.). Гораздо более распространены так называемые внушённые детские страхи. Их источник - взрослые, окружающие ребёнка (родители, бабушки, воспитатели детских учреждений), которые непроизвольно заражают ребёнка страхом, тем, что излишне настойчиво, подчёркнуто эмоционально указывают на наличие опасности. В результате ребёнок реально воспринимает только вторую часть фраз типа: «Не подходи - упадёшь», «Не гладь - укусит» и др. Маленькому ребёнку пока ещё не ясно, чем ему всё это грозит, но он уже распознаёт сигнал тревоги, и естественно, у него возникает реакция страха. Взрослый добился своего - ребёнок послушался. Но страх закрепился и распространился на исходные ситуации (15,62).
Всё это даёт основание говорить об условно рефлекторном характере страха, даже если ребёнок пугается (вздрагивает) при внезапном стуке или шуме, так как последний когда-то сопровождался крайне неприятным переживанием. Подобное сочетание запечатлелось в памяти в виде определённого эмоционального следа и теперь не произвольно ассоциируется с любым внезапным звуковым воздействием (15,62).
Так же часто, как термин «страх», встречается термин «тревога». По мнению Захарова в страхе и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства. Апофиз страха и тревоги - ужас. Тревога - это предчувствие опасности, состояние беспокойства. Чаще тревога проявляется в ожидании какого-то события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать неприятными последствиями. Тревога присуща людям с развитым чувством собственного достоинства, долга, ответственности. Тревога выступает и как пропитанное беспокойством чувство ответственности за жизнь, как свою, так и близких людей. Страх можно рассматривать как выражение тревоги в конкретной объективизированной форме, если предчувствия не пропорциональны опасности и тревога принимает затяжное течение. В некоторых случаях страх представляет собой своеобразный клапан для выхода лежащей над ним тревоги. Если человек начинает бояться самого факта возникновения страха, то здесь высокий, запредельный уровень тревоги, так как он боится, опасается всего того, что может даже косвенно угрожать его жизни и благополучию (14,43).
В психологии и педагогике существуют разные классификации страхов. В психологическом словаре под общей редакцией Ю.Л.Неймера выделяется 3 основных вида страхов: реальный, невротический и страх свободный(30,352). Реальный страх - рациональное выражение инстинкта самосохранения как нормальная реакция на восприятие внешней опасности.
Страх невротический - разнообразные формы «бесцельного страха» невротиков, возникают из-за отвлечения либидо от нормального применения, либо из-за отказа психических инстанций.
Страх свободный - общая неопределённая боязливость, готовая на время привязаться к любой появившейся возможности и выражающаяся в состоянии «боязливого ожидания», страх беспредметный, не связанный с каким-либо объектом, вызывающим этот страх.
Но наиболее полной можно считать классификацию страхов А.Захарова (15,247):
По характеру - природные, социальные, ситуативные, личностные.
По степени реальности - реальные и воображаемые.
По степени интенсивности - острые и хронические.

Несмотря на то, что страх - это интенсивно выражаемая эмоция, следует различать его обычный, естественный, или возрастной характер, и патологический уровни. Обычно страх кратковременен, обратим, исчезает с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими люд........

Литература

1. Андрусенко В.Н. Социальный страх. - Свердловск, 1991. - 125с.
2. Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.:АСТ,1995. - 138с.
3. Большой Толковый психологический словарь. /Перевод с англ. Ребер Артур. М.: АСТ, Вече, 2001. - 560с.
4. Варга А.Я. Системная психотерапия. Краткий лекционный курс. - СПб.:Питер, 2001. - 278с.
5. Вард И. Фобия. - М.: Проспект , 2002. - 78с.
6. Вартанян Г.А., Петров Е.С. Эмоции и поведение Л.: Наука, 2001.- 145с.
7. Введение в психологию. / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Академия, 1998.- 576с.
8. Вологодина Н.Г. Детские страхи днем и ночью. - Феникс,- 2006. - 215с.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: АСТ, - 2008.- 672с.
10. Гозман Л.Я., Алешина Ю.Е. Социально - психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Психологический журнал. - 1991. - №4 - с.84 - 92.
11. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х кн, кн.4.- М.: Русский язык,1998. - 576с.
12. Данилина Т.А. В мире детских эмоций. - М.: Айрис - пресс, 2007. - 160с.
13. Дубровина И.В., Данилова Е.У., Прихожан А.М. Психология: Учебник для студентов средних педагогических заведений / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия,1999.- 204с.
14. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. - М.: Педагогика,1986. - 112с.
15. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей.- СПб.: Речь,2005. - 320с.
16. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: Проспект, 1999. - 308с.
17. Изард К.Э. Эмоции человека. - М.: Просвящение, 1980. - 320с.
18. Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. - М.: Академия, 2003. - 176с.
19. Краткий психологический словарь. /Сост. Л.А.Карпенко. Ред. А.В. Петровский, М.Г.Ярошевский. - М.: Политиздат,1985. - 432с.
20. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учеб. пособие для студентов выс. учеб. заведений. - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 464с.
21. Кулинцова И.Е. Прогони детские страхи. // Дошкольное воспитание. - 2007.-№4,-с.24-31.
22. Леви В.Л. Приручение страха. - М.: Метафора, 2006.- 192с.
23. Мухина В.С. Детская психология. М.:Академия, - 1985. - 272с.
24. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. заведений : В 3 кн., кн.1 Общие основы психологии. - 2-е изд. - М.: Просвящение, 1995. - 576с.
25. Овчарова Р.В. Практическая психология. М.: Сфера, 1996. - 337с.
26. Прихожан А.М. Психологический справочник, или как обрести уверенность в себе : Кн. для учащихся. - М.: Просвящение, 1994. - 191с.
27. Психологический словарь. / Под ред. Ю.Л.Неймера - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2003. - 604с.
28. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. Психологические исследования. / Под ред. Запорожца А.В.,Неверовича Я.З. ,М.: Педагогика, 1986. - 176с.
29. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 308с.
30. Семиотика страха. Сборник статей. - М.: Русский институт: Европа, 2005, - 456с.
31. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: Академия, 2001. - 336с.
32. Филосовский словарь. / Под ред. А.В.Спиркина -М.: Просвящение, 2000. - 458с.
33. Фортунатов Г. О чувствах и их развитии. // Дошкольное воспитание.-2009. - №11. - с.5-14.
34. Фред З. Психология бессознательного. - М.: 1989. - 296с.
35. Щербатых Ю.В. Психология страха. - М.: Эксмо. - 2005. - 512с.
36. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. - М.: Элайда, 2000. - 704.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.