На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Министерство юстиции России: история и современность. Правовое положение и организация Министерства юстиции РФ и его органов. Территориальные органы юстиции: их задачи и функции. Органы уголовно-исполнительной системы. Служба судебных приставов.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 31.03.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


3
    Содержание
    Введение
    1.
    Министерство юстиции России: история и современность
    2.
    Правовое положение и организация Министерства юстиции РФ и его органов
    3. Территориальные органы юстиции: их задачи и функции
    4. Служба судебных приставов как орган Министерства юстиции РФ
    5. Органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции
    РФ
    Заключение

Введение

В данной курсовой работе рассматривается тема «Министерство юстиции РФ и его органы».
Актуальность курсовой работы заключается в том, что современный этап развития Российской Федерации как правового государства требует нового видения места и роли органов и учреждений юстиции. Построение в России подлинно гражданского общества невозможно без формирования у населения развитого правового сознания. Именно поэтому значение органов юстиции в правовом государстве должно быть первостепенным, поскольку они являются правовым каркасом российского общества.
Сегодня органы юстиции решают задачу восстановления их изначального статуса, реформирования их структуры и функций с целью участия в правовой политике государства. При этом речь идет не столько о нововведениях, сколько о возвращении к истокам становления Министерства юстиции, которое в Российской империи было главным институтом, занимающимся законопроектной и правоохранительной деятельностью. Конечная цель преобразований в том, что органы юстиции должны стать ведущим звеном в области формирования правовой культуры и правового сознания в самом широком смысле этих слов, отвечать потребностям и нуждам населения в юридической сфере, используя имеющиеся правовые рычаги, новые функции и возможности.
Цель курсовой работы - представить Министерство юстиции и его органы. Для достижения цели курсовой работы будут выполнены следующие задачи:
- представлена история и современность Министерства юстиции РФ;
- раскрыто правовое положение и организация Министерства юстиции РФ и его органов;
- рассмотрены территориальные органы юстиции: их задачи и функции;
- рассмотрены как одни из главных органов Министерства юстиции - институт судебных приставов и уголовно-исполнительную систему.

1.Министерство юстиции России: история и современность

История российской юстиции берет свое начало с Манифеста «Об учреждении министерств», который был издан Александром I 8 сентября 1802 года.

Согласно п.1 Манифеста было создано 8 министерств: военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, юстиции, народного просвещения. С образованием Министерства юстиции в его ведение была передана прокуратура на местах. В составе Правительства была учреждена должность Министра юстиции -- Генерального прокурора.

На Министерство юстиции возлагались функции подготовки актов законодательного характера, кодификации и систематизации действующего законодательства. Минюст принимал участие в разработке и обсуждении законопроектов, составлял отзывы на проекты законов, подготовленные в других ведомствах. Но основной задачей Министерства юстиции было осуществление надзора за судебной деятельностью.

После проведенной в 1864 году в России судебной реформы заметно расширились полномочия Министерства в решении кадровых и правоохранительных задач. В сфере управления личным составом судебного ведомства Министерство юстиции получило право назначения и увольнения следователей по важнейшим делам в окружных судах, городских судей, уездных членов окружных судов. По представлению министра юстиции указами царя назначались обер-прокуроры судебных палат, обер-прокурор общего собрания кассационных департаментов, товарищи обер-прокуроров и прокуроров судебных палат.

В сфере надзора за деятельностью судебных учреждений права Министерства юстиции также были расширены. К числу его полномочий были отнесены контроль за ведением судебной отчетности, производством ревизий судебных учреждений, принятие мер по сокращению сроков прохождения дел в судах. После введения института мировых судей и присяжных заседателей Минюсту был поручен надзор за их деятельностью. Как генерал-прокурор министр юстиции осуществлял руководство прокурорским надзором с момента возбуждения уголовного дела до окончательного его разрешения. По закону от 19 мая 1871 года, предоставившему Правительству право решать дела по государственным преступлениям внесудебным порядком, министр юстиции получил также возможность рассматривать и разрешать дела по этим преступлениям по согласованию с шефом жандармов в административном порядке.

В 1895 году Минюсту была впервые передана функция управления местами лишения свободы, которую ранее осуществляло Министерство внутренних дел (впоследствии эта сфера деятельности неоднократно переходила в юрисдикцию органов внутренних дел и обратно).

Таким образом, в царской России Министерство юстиции обладало достаточными правами, чтобы не только влиять на формирование судейского корпуса Империи, но и определять и проводить в жизнь правовую политику страны. За годы советской власти роль органов юстиции в осуществлении государственной политики ослабла, стала номинальной.

После Октябрьской революции 1917 года прежнее министерство было преобразовано в Народный комиссариат юстиции. В его ведение были отданы судебное управление, руководство прокуратурой, управление местами заключения.

На месте «до основанья» разрушенной судебной системы предстояло создать новую. 22 ноября (5 декабря) 1917 года был принят Декрет о суде № 1, которым перед органами юстиции была поставлена задача формирования судов и подбора для них кадров. Предусматривалось создание следующих органов юстиции: местных, окружных и областных народных судов, революционных трибуналов, следственных комиссий, комиссий правозаступников. Это была основная задача, но не единственная. Заметное место в деятельности Народного комиссариата юстиции занимало создание огромного массива нового законодательства.

Важной вехой, определяющей последующую деятельность органов юстиции, стало принятие в октябре 1920 года новой редакции Положения о Народном комиссариате юстиции. На Наркомюст возлагалось выполнение новых функций. Он впервые был официально наделен полномочиями по судебному надзору.

Роль НКЮ как органа, осуществляющего контроль и надзор за отправлением правосудия, еще больше усилилась в 1921 году предоставлением ему права пересмотра судебных приговоров и решений в порядке высшего судебного контроля. Предоставление Наркомюсту столь широких полномочий означало создание в Республике единой судебно-надзорной инстанции для всех судов.

После завершения судебной реформы в 1922 году законодательно была закреплена трехзвенная система судопроизводства: народный суд -- губернский суд -- Верховный Суд РСФСР. Таким образом, Верховный Суд был провозглашен высшим судебным органом Республики, и от Наркомюста полностью отошла функция судебного надзора. Однако Народный комиссариат юстиции оставался центральным органом судебного управления, за ним сохранялось организационное руководство судами.

Создание Верховного Суда РСФСР породило оживленную дискуссию о передаче именно ему функций судебного управления от Наркомюста, которая закончилась принятием 30 января 1928 года Постановления ВЦИК и Совнаркома РСФСР «О порядке руководства судебными органами РСФСР», в котором указывалось, что «вся работа по руководству судебным управлением остаётся сосредоточенной в Народном комиссариате юстиции.... Наркому юстиции были непосредственно подчинены в качестве заместителей Прокурор и Председатель Верховного Суда Республики. Согласно Положению о народном комиссариате юстиции, утвержденному 26 ноября 1929 года. Верховный Суд входил в состав аппарата Наркомюста. Таким образом, несмотря на создание Верховного Суда, Народный комиссариат юстиции шаг за шагом становился учреждением, осуществляющим не общее, а прямое и непосредственное руководство судами.
В целях укрепления социалистической законности 20 июня 1933 года Постановлением ЦИК и СНК СССР была учреждена Прокуратура СССР. На неё был возложен ряд функций по надзору за соблюдением законности, которые ранее осуществлялись республиканскими наркоматами юстиции. Однако в союзных республиках органы прокуратуры продолжали оставаться в составе Наркоматов юстиции вплоть до июня 1936 года.
20 июля 1936 года Постановлением ЦИК и СНК СССР был образован Наркомат юстиции СССР, который в 1946 году был преобразован в Министерство. На него было возложено руководство организацией и деятельностью нотариальных органов и адвокатуры. С 1951 года в систему юстиции были включены судебно-экспертные учреждения.
Что же касается взаимоотношений органов юстиции с судами, то они радикально не изменились.
Незаконное воздействие органов юстиции на суды послужило одним из поводов упразднения Министерства юстиции СССР в 1956 году. Позже были ликвидированы и республиканские министерства юстиции. В РСФСР Министерство юстиции было упразднено Указом Президиума Верховного Совета от 13 апреля 1963 года.
Однако практика последующих лет доказала ошибочность принятого решения. Суды нуждались в материально-техническом и организационном содействии со стороны органов юстиции. И 30 августа 1970 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ, положивший начало воссозданию органов юстиции. 31 августа того же года было образовано союзно-республиканское Министерство юстиции СССР, которое наделялось правом осуществлять организационное руководство судами при строгом соблюдении принципа независимости судей.
В Российской Федерации структура и функции Минюста полностью оформились к середине 1972 года после утверждения Советом Министров Положения о Министерстве юстиции Республики. Поставленные им задачи решались Минюстом вплоть до распада Советского Союза.
Появление нового демократического правового государства, изменение политических и экономических условий жизни страны, проведение политики, ориентированной на защиту прав и интересов граждан, потребовало от Минюста «эффективного освоения новых компетенции».
1995 год стал годом изменения статуса и значимости органов российской юстиции на важнейших направлениях правоохранительной деятельности в вопросах защиты прав и законных интересов граждан. Логическим продолжением преобразований органов юстиции на современном этапе явился ряд принятых нормативных актов, существенно расширивших функции Министерства юстиции. Это - Постановления Правительства РФ № 550 «О дополнительных функциях Министерства юстиции Российской Федерации» от 3 июня 1995 года и «Вопросы Министерства юстиции РФ» от 24 июля 1997 года № 930, Указ Президента Российской Федерации № 642 «О мерах по развитию органов юстиции РФ» от 2 мая 1996 года.
Так, в 1995 году на Министерство юстиции Российской Федерации были возложены функции проведения юридической экспертизы правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ, а в 1996 году -- юридической экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти в Правительство РФ; контроль за соответствием ведомственных нормативных правовых актов Конституции РФ, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ, постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации; реализация государственной политики в области правовой защиты интеллектуальной собственности.
В 1997 году началось формирование службы судебных приставов Минюста и силовой структуры по охране установленного порядка деятельности судов, которое длилось в течение года. В 1998 года Министерство приступило к созданию системы учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В этом же году ему была передана пенитенциарная система.
2 августа 1999 года Указом Президента РФ было утверждено действующее Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, согласно которому основными задачами Минюста России являются:
- реализация государственной политики в сфере юстиции;
- обеспечение прав и законных интересов личности и государства;
- обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности;
- обеспечение установленного порядка деятельности судов;
- обеспечение исполнения актов судебных и других органов;
- обеспечение исполнения уголовных наказаний.
Таким образом, юстиция сегодня обеспечивает три крупные реформы в государстве: правовую, судебную и уголовно-исполнительную. Реализация указанных приоритетных задач призвана способствовать становлению правовых основ российского государства, поднятию авторитета органов государственной власти России.
В соответствии с возложенными на него задачами Министерство осуществляет следующие основные функции:
- координирует нормотворческую деятельность федеральных органов исполнительной власти, проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства РФ, проводит юридическую экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам;
-- осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
-- изучает практику применения законодательства Российской Федерации в сфере юстиции, разрабатывает и представляет в установленном порядке предложения по его совершенствованию, осуществляет государственный учет нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, ведет государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;
-- организует работу по созданию и ведению баз данных правовой информации в сфере юстиции;
-- осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений системы Минюста России;
-- осуществляет координацию деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния;
-- разрабатывает методические материалы по вопросам государственной регистрации актов гражданского состояния;
-- осуществляет функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
-- осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.
Таким образом, современное Министерство юстиции -- многопрофильный федеральный орган исполнительной власти, возглавляющий единую, централизованную систему органов и учреждений юстиции Российской Федерации.
2. Правовое положение и организация Министерства юстиции РФ и его органов

Сегодня Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Правовое положение Минюста России определяется Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г., Положением о Министерстве юстиции РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 2 августа 1999 г. № 954, и некоторыми другими нормативными правовыми актами.
В соответствии с рекомендациями Организации Объединенных Наций в последние годы Минюсту России, наряду с другими несудебными государственными учреждениями (институт Уполномоченного по правам человека в РФ, Комиссия по правам человека при Президенте РФ и др.), призванными защищать права человека, уделяется повышенное внимание как на международном, так и национальном уровне.
Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент РФ. Правительство РФ координирует деятельность Минюста России.
Структурно Минюст РФ включает управления, отделы, другие структурные подразделения (см. рис.1 Приложение 1), руководство которыми осуществляют начальники, назначаемые министрами, а наиболее крупные - заместители Министра юстиции, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Легко обнаруживается, что структурное построение центрального аппарата Минюста России обусловлено задачами и функциями, возложенными на него на современном этапе.
Возглавляет его Министр юстиции РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Наделенный значительными полномочиями, он на основе единоначалия осуществляет общее руководство деятельностью Минюста России и несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на Минюст России. Министр юстиции вносит на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ проекты законодательных и иных нормативных актов по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России, а также предложения по реализации политики государства в сфере юстиции, подписывает в установленном порядке международные договоры РФ о правовой помощи по гражданским, уголовным, семейным делам, принимает решения о создании подразделений специального назначения для выполнения задач, стоящих перед органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы, присваивает в установленном порядке классные чины и специальные звания работникам органов и учреждений юстиции, осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами и Положением о Минюсте России.
Министр имеет заместителей, в качестве совещательного органа при нем действует коллегия, куда помимо Министра входят и его заместители, руководящие работники системы Минюста России, а также иные специалисты в сфере юстиции. Ее персональный состав, кроме лиц, входящих в нее по должности, утверждается Правительством РФ по представлению Министра. Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности Минюста России, которые реализуются приказами и распоряжениями Министра.
Минюст России, его территориальные органы, иные органы и учреждения юстиции, а также организации, обеспечивающие их деятельность, образуют систему министерства (рис.2 Приложение 2). В субъектах РФ действуют министерства республик, управления (отделы) юстиции краев, областей и других субъектов РФ, возглавляемые соответственно министрами и начальниками управлений. По вопросам, относящимся к ведению РФ, органы юстиции подчиняются Минюсту России, по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов -- Минюсту России и органам исполнительной власти субъектов РФ. Деятельность этих органов носит в основном организационно-управленческий характер. Органы юстиции субъектов РФ обеспечивают нормотворческую деятельность законодательных органов субъектов Федерации. В соответствии с Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. материально-техническое обеспечение их деятельности осуществляют органы юстиции либо органы исполнительной власти (частью которых они являются) соответствующего субъекта РФ в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ.
В систему Министерства юстиции входят учреждения и организации, в отношении которых органы юстиции осуществляют некоторые управленческие функции -- нотариат, загсы, лаборатории судебных экспертиз.
При Минюсте России функционирует Российская правовая академия, Российский федеральный центр судебной экспертизы, Научный центр правовой информации (НЦПИ), в которых работают более 150 докторов и кандидатов наук, редакции некоторых юридических журналов, газет.
В настоящее время в органах юстиции сосредоточена такая правоохранительная функция, как обеспечение установленного порядка деятельности судов, а также исполнения уголовных наказаний, актов судебных и других органов.

3. Территориальные органы юстиции: их задачи и функции

Конституция России 1993 года установила единую систему федеральной исполнительной власти, предусматривающую возможность создания своих территориальных органов. С учетом новых задач и полномочий Министерство юстиции, казалось бы, должно было стать своеобразным эталоном для других федеральных ведомств. Однако оно само нуждалось в реформировании, развитии механизма его взаимодействия со своими территориальными органами в субъектах РФ. В условиях становления Российской Федерации как правового государства, повышения эффективности органов государственной власти и управления все более очевидной становилась необходимость организационно-правовых форм взаимосвязи федеральных органов исполнительной власти с их территориальными органами. На укрепление позиций Минюста России в субъектах Федерации благотворно повлияло становление и развитие аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации во исполнение Указа Президента РФ от 30 мая 2000 года.

Так, в 2000 году в соответствии с президентским курсом на укрепление вертикали власти Министерство юстиции создало федеральные управления юстиции во всех семи федеральных округах. Были реформированы и территориальные органы юстиции: они выведены из подчинения региональному руководству. Тем самым укреплены принципы единоначалия в системе Минюста. Однако окончательно статус органов юстиции должен быть закреплен в соответствующем федеральном законе. В настоящее время уже разработано 2 законопроекта.

Сегодня основным документом, регулирующим деятельность территориальных органов юстиции, является Положение, утвержденное Министерством юстиции Российской Федерации.

Окружным территориальным органом Министерства юстиции РФ является Федеральное управление Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу (далее - Федеральное управление).

Основными организационно-контрольными задачами Федерального управления (в соответствии с Положением о Федеральном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу, утвержденным Приказом Министерства юстиции Российской Федерации № 235 «Об утверждении Положения о Федеральном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу» от 3 августа 2001 г.) являются:

1) обеспечение реализации Министерством юстиции Российской Федерации в федеральном округе государственной политики в сфере юстиции;

2) организация и осуществление контроля за соответствием федеральному законодательству актов органов государственной власти субъектов РФ в федеральном округе;

3) организация и осуществление контроля в федеральном округе за состоянием работы по выполнению задач, возложенных на территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации и учреждения юстиции, не входящие в уголовно-исполнительную систему, а также за исполнением уголовно-исполнительного законодательства в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации;

4) координация деятельности территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации и учреждений юстиции, осуществляющих деятельность в субъектах РФ, входящих в федеральный округ.

При этом Федеральное управление действует в соответствии с возложенными на него задачами:

- организует работу и осуществляет контроль за проведением юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов РФ на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам, вносит при необходимости предложения полномочному представителю Президента РФ в федеральном округе и в Министерство юстиции Российской Федерации;

- организует работу по созданию и ведению баз данных правовой информации в сфере юстиции, в том числе по созданию и ведению федерального регистра нормативных правовых актов субъектов РФ, а также осуществляет контроль за государственным учетом и ведением контрольных экземпляров нормативных правовых актов субъектов РФ, входящих в федеральный округ;

- организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также за реализацией федеральных программ по вопросам, отнесенным к ведению Министерства юстиции Российской Федерации;

- организует и осуществляет контроль за выполнением соглашений между Министерством юстиции Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов РФ о взаимодействии в сфере юстиции;

- осуществляет государственную регистрацию и ведет государственный реестр межрегиональных общественных объединений, постоянно действующие руководящие органы которых находятся на территории субъектов РФ, входящих в федеральный округ, а также взаимодействует с территориальными органами Министерства, юстиции Российской Федерации при осуществлении контроля за соответствием их деятельности уставным целям;

- контролирует деятельность территориальных органов Минюста России, действующих в пределах федерального Округа, по регистрации общественных и религиозных объединений, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям;

- при содействии Центральной лаборатории судебных экспертиз по федеральному округу организует контроль за деятельностью региональных лабораторий судебных экспертиз, их взаимодействием с территориальными органами Министерства юстиции Российской Федерации, действующими на территории федерального округа;

- организует взаимодействие по вопросам информационно-аналитического обеспечения деятельности с территориальными органами Министерства юстиции Российской Федерации, иными органами и учреждениями юстиции, действующими на территории федерального округа, а также информирование Министерства юстиции Российской Федерации в определенном им порядке и объеме;

- участвует в осуществлении контроля за финансово-экономической деятельностью территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации, действующих в пределах федерального округа, вносит предложения о проведении ревизии бухгалтерского учёта и отчетности в этих органах, принимает участие в проверках, проводимых Контрольно-ревизионным управлением Министерства юстиции Российской Федерации;

- рассматривает жалобы, заявления граждан и организаций, связанные с работой территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации, иных органов и учреждений юстиции, в том числе учреждений уголовно-исполнительной системы в части исполнения ими законодательства в отношении подозреваемых, обвиняемых и осужденных, находящихся под стражей;

- осуществляет контроль за исполнением уголовно-исполнительного законодательства в учреждениях уголовно-исполнительной системы в федеральном округе в пределах, установленных Министром юстиции Российской Федерации;

- осуществляет другие функции в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации.



Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.