На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 95497


Наименование:


Курсовик Социально-педагогическая реабилитация как технология социальной работы с несовершеннолетними

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 23.03.2016. Сдан: 2014. Страниц: 39. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ КАК ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ…………………………………………………….7
1.1 Анализ понятий «технологии социальной работы», «социально-педагогическая реабилитация» в научной литературе……………………………7
1.2 Психологические особенности несовершеннолетних, находящихся в условиях центров социальной реабилитации.....................................................13
1.3 Формы и методы работы по социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних в условиях центров социальной реабилитации.................19

ВЫВОДЫ……………………………………………………………….................33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………35


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Современный кризис, охвативший все мировое сообщество, характеризуется такими общими для разных стран чертами, как усилием социальной отчужденности среди молодежи, все большим распространением в подростковой среде саморазрущающего поведения, что приводит к росту преступности, проституции, наркомании, алкоголизма и других негативных явлений. Все более ощутимым становится разрушение института семьи, семья не в состоянии проявлять достаточную заботу о своих детях, не выполняет в полной мере родительских обязанностей, не редко сама создает условия, опасные для жизни и развития детей.
Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних в основном направлена на работу с безнадзорными и беспризорными детьми, для которых создаются социально-реабилитационные центры. Деятельность социально-реабилитационных центров регулируется следующими законодательными и нормативными документами: Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», который определяет основные субъекты, осуществляющие свою деятельность в отношении беспризорных детей, основные задачи данной деятельности; Постановление Правительства РФ «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в реабилитации», закрепляющее статус социально-реабилитационного центра. Основные направления и порядок деятельности социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних определены в «Рекомендациях по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации».
Одной из актуальных проблем современности является задача научить жить подрастающее поколение в социальной ситуации неопределенности, самостоятельного поиска ответов на многие вопросы жизни и принятия самостоятельных решений.
Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних предполагает их включение, реинтеграцию в общество, что способствует полноценному функционированию в качестве социального субъекта. Поэтому важно найти механизмы воздействия на ресоциализацию личности, раскрыть способы влияния на этот процесс, выявить условия, обеспечивающие успешное вхождение ребенка в жизнь общества выстроить систему качественной социальной адаптации несовершеннолетних.
Данная проблема изучена многими авторами. Так, М. Н. Мирсогатова в своей работе рассматривает роль специализированных учреждений в государственной системе социальной защиты прав несовершеннолетних, определяет основные функции и задачи социально-реабилитационных центров. Т. М. Барсукова исследуя проблему социально-педагогической реабилитации, рассматривает игру как одну из действенных форм реабилитации несовершеннолетних.
Опыт работы по социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних описан многими зарубежными авторами. Они раскрывают специфику реабилитационной работы социальных служб с несовершеннолетними, определяют механизмы взаимодействия системы социальной помощи с несовершеннолетними за рубежом.
Ряд авторов большое внимание уделяют изучению комплексного подхода в процессе социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних. Например, И. Б. Ротовской описана методика индивидуальных программ социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра. Л. И. Назукина в своей работе определяет связь между деятельностью специалистов разного профиля в отношении одного и того же ребенка.
Б. Д. Бреев описывает портрет современного беспризорника, определяет связи несовершеннолетних с важнейшими институтами социализации. Для полноценного функционирования в обществе несовершеннолетние должны владеть умением предоставлять информацию в оптимальной форме; умением правильно подойти к рассмотрению вопросов в логической и наглядной форме; умением грамотно раскрыть сущность и задачи проводимого исследования, видеть и соотносить с ней фактический материал; навыками эффективного социального взаимодействия. Формирование данные умений предполагает социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних.
Все вышесказанное и обусловило выбор темы исследования: «Социально-педагогическая реабилитация как технология социальной работы с несовершеннолетними».
Цель исследования - раскрыть теоретические основы социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних.
Задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2) Раскрыть теоретические основы социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних.
3) Обобщить результаты исследования.
Объект исследования - процесс социально-педагогической реабилитации.
Предмет исследования - социально-педагогическая реабилитация как технология социальной работы с несовершеннолетними.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами применялись следующие методы исследования:
1) теоретические методы (анализ, синтез, систематизация, классификация, сравнение, сопоставление, обобщение) дали возможность проанализировать и обобщить состояние данной проблемы в психолого-педагогической литературе.
Теоретическую основу исследования составляют положения о социально-педагогической реабилитации Л. И. Божович, М. А. Галагузовой И. Г. Зайнышевой, Е. И. Холостовой.
Исследование проходило в три этапа.
1 этап: апрель - октябрь 2015 года, выбор темы исследования; определение целей и задач; изучение и анализ литературы; составление библиографии; составление плана исследования.
2 этап: октябрь 2015 года - март 2016 года, написание теоретической части исследования.
3 этап: апрель 2016 года, формулирование основных выводов.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в практике работы социальных педагогов, психологов, социальных работников по социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних.
Структура работы: работа состоит из введения, 1 раздела, выводов, списка использованных источников (44 наименования).


1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ КАК ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

1.1 Анализ понятий «технологии социальной работы», «социально-педагогическая реабилитация» в научной литературе

Для рассмотрения теоретических основ социально-педагогической реабилитации как технологии социальной работы с несовершеннолетними необходимо рассмотреть сущность понятий «технологии социальной работы», «социально-педагогическая реабилитация» в научной литературе.
Понятие «социальные технологии» стало использоваться в науке только в 40-х гг. XX в. Основу данного понятия составляет термин «технологии», но технологии не в традиционном смысле, затрагивающие только материальное производство, а в более широком - затрагивающем и социальную сферу. Но необходимо отметить, что в теории социологии не выработано единое понятие социальной технологии. Так, В. И. Курбатов и О. В. Курбатова определяют ее как упорядоченную во времени и пространстве последовательность процессов социальной деятельности, совокупность навыков, методов, приемов, направленных на достижение определенной цели, реализацию социального заказа; а также как разработку методов и методик результативного и рационального целенаправленного социального воздействия [23, c. 35]. Такие авторы как В. Н. Иванов и В. И. Патрушев предлагают следующие определения понятия «социальная технология»: 1) специально организованная область знания о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека в условиях нарастающей взаимозависимости, динамики и обновления общественных процессов; 2) способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбор оптимальных средств, методов их выполнения; 3) метод управления социальными процессами, обеспечивающий систему их воспроизводства в определенных параметрах - качество, свойство, объемы, целостности деятельности [19, c. 56].
Можно утверждать, что для современного научного знания сущность технологии определяется через два основных понятия: операция и процедура, где операция - это конкретные действия, направленные на решение определенной задачи, а процедура - это набор определенных необходимых действий. Исходя из этого, можно предложить следующее определение понятия «технология» - это способ реализации людьми конкретного сложного процесса путем расчленения его на систему последовательных, взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью эффективное достижение поставленной цели.
Н. Н. Степанов предлагает следующее определение понятия «социальная технология» - деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и измеряется объект деятельности [22, c. 15].
М. Марков рассматривает социальные технологии как способ реализации конкретного сложного процесса путем расчленения его на систему исследовательских взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются однозначно [24, c. 32].
А. К. Зайцев описывает социальные технологии как совокупность знаний о способах и средствах организации социальных процессов, сами эти действия, позволяющие достичь определенной цели [18, с. 21].
В Большом энциклопедическом словаре социальные технологии представлены как совокупность приемов и способов получения, отработки или переработки информации, описание производственных процессов, инструкций по их выполнению, технологические правила, требования.
Н. С. Данакин конкретизирует понимание социальных технологий как способа осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения. Достоинством данного определения является то, что оно может быть отнесено ко всем видам человеческой деятельности, в том числе, конечно же, к социальной работе как интегрированному, универсальному виду деятельности, направленной на удовлетворение социально-гарантированных и личностных интересов и потребностей людей, и прежде всего, социально уязвимых групп населения [13, с. 78].
Использование социальных технологий определяет эффективность процесса управления малыми группами, крупными коллективами, обществами, позволяет эффективно влиять на развитие социальных процессов, устойчивость социальной организации и всего социального пространства. Социальные технологии определяются типом общественного развития, доминированием в нем эволюционных и революционных процессов, национальным менталитетом, представленным лингвистическими концептами, типами коллективов, социально-психологическими группами объектов социальных технологий. Технологии социальной работы - это средства и методы оказания социальной помощи незащищенным категориям населения и помощь в решении их проблем. Выделяют общие и частные технологии социальной работы. К общим технологиям социальной работы относятся такие как социальная диагностика, социальная терапия, социальная коррекция, социальная профилактика, социальное обслуживание, социальное консультирование, социальное посредничество, социальное обеспечение, социальная реабилитация и др. К частным технологиям социальной работы относятся социальная работа с пожилыми, социальная работа с инвалидами, социальная работа с молодежью, социальная работа с семьей и др.
Таким образом, понятие «технологии социальной работы» в научной литературе используется в следующих основных значениях: совокупность способов, методов, средств, приемов организации человеческой деятельности с целью воздействия на социальные процессы и социальные системы; описание способов, методов, средств, приемов организации человеческой деятельности в методиках, которые включают в себя цели, задачи и возможности метода, планируемое итоговое состояние социального субъекта, методы и приемы, способы, условия и последовательность их применения, необходимое время для осуществления данной технологии, квалификацию работников, способы обучения приемам технологии. В нашем исследовании мы остановимся на следующем определении технологий социальной работы, а именно: «технологии социальной работы» - это совокупность способов, методов, средств, приемов организации человеческой деятельности с целью оказания помощи и воздействия на социальные процессы и социальные системы.
Далее мы рассмотрим понятие «социально-педагогическая реабилитация». Социально-педагогическая реабилитация является одним из видов технологии социальной работы - социальной реабилитации. Прежде чем перейти к рассмотрению понятия «социально-педагогическая реабилитация», необходимо отметить, что реабилитация ........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алексеечева Н. Н. Формы и методы социально-психологической и педагогической помощи детям и подросткам / Н. Н. Алексеечева // Территориальные социальные службы: теория и практика функционирования. - М. : Академия, 2008. - С. 36-54.
2. Байков Н. М. Детская беспризорность и социальное сиротство / Н. М. Байков // Семья - основа общества / Под ред. Г. И. Лысенко. - Хабаровск, 2007. - № 7. - С. 131-135.
3. Баранова Т. С. Девиантное поведение подростков - трудности социализации / Т. С Баранов // Психология и школа. - 2005. - № 3. - С. 3-10.
4. Бочарова В. Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Бочарова Валентина Георгиевна. - М., 1991. - 379 с.
5. Бодалев А. А. Психолого-педагогические проблемы воспитания в современных условиях. / А. А. Бодалев, В. А. Караковский, Л. И. Новикова // Педагогика. - 1991. - № 5. - С. 13-15.
6. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онотогенезе. / Л. И. Божович // Вопросы психологии. - 1979. - № 2 - С. 30-36.
7. Бочарова В. Г. Педагогика социальной работы / В. Г. Бочарова. - М. : Академия, 1999. - 254 с.
8. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. В. Василькова. - М. : ­ Издательский центр «Академия», 2001. - 160 с.
9. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А. С. Воронин. - Екатеринбург : ГОУ ВПО УГТУ?УПИ, 2006. - 135 с.
10. Выготский Л. С. Развитие трудного ребенка и его изучение / Л. С. Выготский // Собр. соч. : В 6 т. - М. : Педагогика, 1983. - Т. 5. - С. 175-180.
11. Горева С. В. Стратегия интенсивной реабилитации дезадаптированных подростков на базе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних / С. В. Горева // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2004. - № 3. - С. 25-34.
12. Гурьянова М. П. Воспитание жизнеспособной личности в условиях дисгармоничного социума / М. П. Гурьянова // Педагогика. - 2004. - № 1. - С. 12-22.
13. Основы социального управления : учебное пособие / А. Г. Гладышев, В. Н. Иванов, В. И. Патрушев и др.; под ред. В. Н. Иванова. - М. : Высш. шк., 2001. - 271 с.
14. Дементьева И. Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика / И. Ф. Дементьева. - М. : Просвещение, 2000. - 500 с.
15. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. С. А. Беличевой. - М. : Наука, 1999. - 24 с.
16. Дети социального риска и их воспитание / Под ред. Л. М. Шипицыной. - СПб : Речь, 2003. - 144 с.
17. Дивицына Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками / Н. Ф. Дивицына. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2005. - 288 с.
18. Зайцев А. К. Внедрение социальных технологий в практику управления. Социальное развитие предприятия и работа с кадрами / А. К. Зайцев. - М. : Академия. - 1989. - 95 с.
19. Иванов В. Н., Социальные технологии : курс лекций / В. Н. Иванов, В. И. Патрушев. - М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1999. - 432
20. Ильина Т. А. Формирование мировоззрения и социализация личности / Т. А. Ильина // Школа. - 2000. - № 5. - С. 38-40.
21. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под ред. Л. М. Шипицыной и Е. И. Казаковой. - СПб. : Речь, 2000. - 108 с.
22. Кузнецова Л. П. Основные технологии социальной работы / Л. П. Кузнецова. - Владивосток : Изд-во ДВГТУ, 2002. - 92 с.
23. Курбатов В. И., Курбатова О. В. Социальное проектирование: Учеб. пособие. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2001. - с. 112
24. Марков М. Технология и эффективность социального управления / М. Марков. - М. : Академия. - 1983. - 48 с.
25. Мирсагатова М. Н. Специализированные социально-реабилитационные учреждения для несовершеннолетних / М. Н. Мирсагатова // Территориальные социальные службы: теория и практика функционирования. - М. : Академия. - 2008. - С. 163-167.
26. Мудрик А. В. Социализированность. Воспитанность / А. В. Мудрик // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия: психолого-педагогические науки. - М. : Прометей, 2001. - С. 21-26.
27. Назарова И. В. Возможности и условия адаптации сирот / И. Б. Назарова // Социальная педагогика. - 2001. - № 4. - С. 45-47.
28. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога / Р. В. Овчарова. - М. : ТЦ Сфера, 2004. - 480 с.
29. Олиференко Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л. Я. Олиференко. - М. : Академия. - 2002. - 256 с.
30. Прихожан А. М. Дети без семьи / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. - М. , 1990. - 160 с.
31. Прихожан А. М. Работа психолога в учреждения интернатного типа для детей, оставшихся без попечения родителей. Рабочая книга школьного психолога / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. - М. : Просвещение, 1991. - 374 с.
32. Прихожан А. М. Исследование психического развития младших школьников, воспитывающихся в закрытом детском учреждении / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых // Возрастные особенности психического развития детей. - М. : Педагогика, 1982. - С. 34-42.
33. Петрынин А. Г. Педагогическое проектирование реабилитационно-вопситательных систем / А. Г. Петрынин. - М. : АПК, 2001. - 120 с.
34. Постановление Правительства РФ «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в реабилитации» от 27 ноября 2000 г. № 896. (ред. от 10.03.2009.). - М. : Консультант Плюс, 2009. - 9 с.
35. Рычкова Н. А. Дезадаптированное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика / Н. А. Рычкова. - М., 2000. - 232 с.
36. Социальная педагогика : курс лекций : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова, Г. Н Штинова. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 416 с.
37. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних: содержание и организация деятельности / Ред. Г. М. Иващенко // Президентская программа «Дети России». - М. : Научно-методическое издание, 1999. - 40 с.
38. Технология социальной работы : учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений / Под ред. И. Г. Зайнышева. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
39. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004 N 122-ФЗ). - М. : Омега-Л, 2004. - 26 с.
40. Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ (ред. от 20 июля 2000 г.). - М. : Кодекс, 2000. - 60 с.
41. Федеральный Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ (ред. от 13.01.2001). - М. : Омега-Л, 2014. - 29 с.
42. Холостова Е. И. Социальная реабилитация / Е. И. Холостова, Н. Ф. Дементьева. - М. : «Дашков и Ко», 2002.- 340 с.
43. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. В. Шакурова. ­ 2-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 272 с.
44. Шульга Т. И. Методика работы с детьми группы риска / Т. И. Шульга, В. Слот, Х. Спаниярд. - Москва : Изд-во УРАО, 2001. - 124 с.
Никто не может вернуться назад и начать все с начала, но любой может начать сегодня и создать новое окончание


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.