Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 95547


Наименование:


Курсовик Использование сюжетно ролевой игры в экологическом воспитании дошкольников

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 23.3.2016. Сдан: 2016. Страниц: 64. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретические основы формирования использования игровых
ситуаций в экологическом воспитании дошкольников...…………………..6
1.1. Понятие «экологическое воспитание» дошкольников в
психолого -педагогической и специальной литературе…………………. 6
1.2. Особенности формирования сюжетно-ролевых ситуации как одного
из ведущих методов экологического воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………………………………...… 12
Выводы по первой главе…………………………………………………………...16
Глава 2. Организация работы по теме : «Использование сюжетно-ролевых
игр в экологическом воспитании дошкольников»……………………...…17
2.1. Диагностические формы и методы исследования экологического
воспитания……………………………………………………………………. 17
2.2. Условия формирования реализации экологического воспитания
дошкольников………………………………………………………………... 22
Выводы по второй главе…………………………………………………….……. 28
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованных источников……………………………………………...31
Приложение…………………………………………………………………………34


Введение

В условиях, когда увеличивается число регионов экологического
неблагополучия, проблема воспитания экологической культуры у
подрастающего поколения, да и всего населения, становится особенно
актуальной.
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное
значение для воспитательной работы.[2,111-113]
С принятием законов Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и "Об образовании" созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. "Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" Соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. И начинать экологическое воспитание надо с раннего дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др.). Исследования современных ученых (И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева, И. С. Фрейдкин и др.), посвященных живой и неживой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой.[11,112]
Для организации работы по экологическому просвещению дошкольников используется большое разнообразие форм. В первую очередь, это занятия, вовремя которых у детей формируется система элементарных знаний, развивается познавательный интерес.
Но ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, поэтому основным методом экологического воспитания мы используем игровые ситуации. Для осуществления экологического образования используются подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые или театрализованные и другие виды игр.[4,7]
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этом возрасте идет становление произвольного поведения, интенсивно развиваются разные формы мышления, быстро накапливаются представления об окружающем мире. Развитие экологической культуры начинается с раннего детства, поэтому становится особенно важной задача экологической подготовки детей
дошкольного и младшего школьного возраста.
Поэтому проблема данного исследования является актуальной, она была выбрана для более глубокого изучения, что нашло отражение в теме работы «Использование сюжетно ролевой игры в экологическом воспитании дошкольников», так как повышение эффективности экологического воспитания дошкольников происходит за счет использования игровых обучающих ситуаций. Решение проблемы определило цель исследования - изучить теоретические основы экологизированных игровых обучающих ситуаций на процесс экологического воспитания дошкольников.[14,73]
Объект: процесс экологического воспитания дошкольников.
Предмет: игровые обучающие ситуации, как средство экологического воспитания детей.
Учитывая объект, предмет, цель мы сосредоточили внимание на решении следующих задач:
1. Выявить сущность понятия «экологическое воспитание» в психолого - педагогической литературе.
2. Рассмотреть особенности формирования сюжетно - ролевых ситуаций как метод экологического воспитания дошкольников.
3.Провести организационную работу по использования игровых обучающих ситуаций в экологическом воспитании, и проанализировать её.
Для решения поставленных в исследовании задач использованы следующие методы исследования: анализ психологической, педагогической и методической литературы; систематизация и обобщение исследуемых фактов; наблюдение; индивидуальный контакт с детьми; экспериментирование.
Методологическую основу исследования составляют труды Николаевой, Рыжовой, Выготского.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяется тем, что в исследовании обобщены представления учёных о взаимоотношения человека и природы, собраны определённые условия, способствующие экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования определяется тем, что оно дает возможность совершенствовать педагогический процесс в экологическом воспитании детей.
Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателей и детей. В дошкольных учреждениях целью экологического образования должно стать осознание детьми радости от общения с природой, а на этой основе - чувства доброты, гуманизма, уважения ко всему живому.[16,14]
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1.Теоретические основы формирования использования игровых ситуаций в экологическом воспитании дошкольников.
1.1. Понятие «экологического воспитания» дошкольников в психолого-педагогической и специальной литературе.
Проблема взаимоотношения человека и природы нашла свое отражение задолго до нашего века. Данной проблемой занимались многие как зарубежные, так и отечественные учёные. Еще в XVII веке Ян Амос Коменский обратил на природосообразность всех вещей, т.е. на то, что все процессы в человеческом обществе протекают подобно процессам природы. Эту идею он развил в своем труде "Великая дидактика". Коменский утверждал, что природа развивается по определенным законам, а человек - это часть природы, следовательно, в своем развитии человек подчиняется тем же общим закономерностям природы. Ян Амос Коменский выводил законы обучения и воспитания, исходя из законов природы.[4,12]
Экологическое воспитание - процесс формирования осознанного гуманно-деятельного отношения к природе, включающего интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты, обеспечивающие нравственную позицию ребенка, которая проявляется в отношении к животным и к среде их обитания. Такое поведение формируется на основе осознания дошкольниками закономерностей, существующих в природе, влияния деятельности человека на природу, понимания необходимости ее охраны.[10,67]
Человек может усвоить и даже осознать, что так или так делать нехорошо, но это еще совсем не означает, что он не будет совершать зла. Понимать всегда легче, чем действовать. Итак, в мотивационно - психологическом воспитании необходимо сделать основное ударение на любви к миру, к людям, к красоте природы, ударение на правде и доброте, самоценности человеческой и любой другой жизни, а не только на проблемах разрушения окружающей среды.
Стратегической целью образования должно стать экологическое мышление, основу которого составляют научные знания, экологическая культура и этика. Тема экологического сознания должна отождествиться с мировыми жизненными стоимостями. Академик Б.Т. Лихачев отмечает, что экологическое сознание требует подкрепления чувством, эмоционально целостным, глубоко нравственным отношением к природе, людям[1].
Критерием сформированности экологической направленности личности является готовность детей создавать необходимые условия для жизни живых существ и выполнять нормы и правила поведения в природе. Выдвигая задачу формирования у детей «жизнеоберегающих» отношений и рассматривая их как трехкомпонентную систему, включающую отношение ребенка к миру природы, к другим людям и к самому себе как части природы, главным составляющим является любовь ко всему живому, осознание непреходящей самоценности всего живого.
Главная заповедь воспитателя - любить детей. Его важнейшая задача - научить ребенка любить жизнь, природу, людей, себя, активно познавать мир, в который пришёл.
Воспитание у ребенка уважения и любви к себе самому, к людям, к миру природы начинается в семье и в дошкольном учреждении. Именно начиная с дошкольного возраста следует привлекать детей к общей со взрослыми экологически целесообразной деятельности.
Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского насквозь пронизано тревогой за сохранение земли как уникальной экосистемы - одна из его заповедей, обращённых к детям, говорит: «Чтобы сорвать один цветок, необходимо вырастить десять»[6,3-9]. Основой гуманистического воспитания педагог считал осознание взаимообусловленности всего живого на планете. В.А. Сухомлинский подчёркивал, что, рассматривая цветок или отдельный лепесток, крыло бабочки или пушинку тополя, ребёнок не должен забывать глобальную истину: природа - это единое целое, которому присуща своя гармония взаимосвязей и зависимостей, которое является источником и сущностью нашей жизни, которое никогда, ни при каких условиях нельзя отделить от человека. Уместно и убедительно звучит в его словах пришвинская мысль: «Каждый из нас - «природа, что стала человеком».
Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали и такие великие педагоги как Ж. -Ж. Руссо (1762 год), Г. Песталоцци (1781-1787 гг.), Ф. Дистерверг (1832 г.). Впервые швейцарский педагог- демократ А. Гумбольд, а затем французский педагог и философ Ж.-Ж. Руссо и другие педагоги говорили о воспитании у детей "чувства природы" как ощущение его облагораживающего влияния на человека.
Не остался в стороне от вопросов экологии и великий русский педагог К.Д. Ушинский (1861, 1864 гг.). Ушинский заметил, что логика природы - есть самое доступное и самое полезное для учеников. А логика природы, как нам известно, состоит во взаимосвязи, взаимодействии составляющих природу компонентов. Л.Н. Толстой считал совершенной саморазвивающуюся природу ребенка, в природной среде он видел идеальные условия проявления человеческой натуры, усматривал в естественном трудовом цикле взаимодействия человека с природой идеал образа жизни.
Выдающиеся советские педагоги А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский не мыслили себе организации здорового и целесообразного педагогического процесса вне природы, вне нравственных, эстетических взаимосвязей с ней. В.А. Сухомлинский понимал, что знания и навыки сами по себе не воспитывают. При изменении традиционно-потребительского отношения к природе, изменяются убеждения, деятельность ученика строится в постоянном общении с природой и работой над гармонизацией нарушенной биосферы. [21,34]
Задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой очевидны проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.
Проблема взаимоотношений человека с природой наиболее изучена В.И. Мясницевич. В его работах раскрываются зависимости, которые существуют между тем, как человек ведет себя по отношению к окружающему миру, вступая с ним в контакты, и тем, какой опыт познания мира накапливает человек.
Детский сад - это одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической культуры. Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. Отношение детей к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа - это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом.[12,134]
В начале 1990-х гг. появилась первая "Программа экологического воспитания дошкольников", которая после доработки преобразовалась в программу "Юный эколог" [1]. Она включает две подпрограммы - экологического воспитания дошкольников и повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, т.е. одновременно решает вопрос становления начал экологической культуры у детей и ее развития у взрослых, их воспитывающих.
Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников.[13,56]
Большое значение для развития и совершенствования методики ознакомления дошкольников с миром природы имели исследования В.Г. Грецовой, Т.А. Куликовой, Л.М. Маневцовой, С.Н. Николаевой, П.Г. Саморуковой, Е.Ф. Терентьевой и др.
Ценность для развития методики экологического образования детей дошкольного возраста имеет исследование Н.Н.Кондратьевой, которое посвящено разработке содержания и структуры программы системных знаний о живом организме для детей старшего дошкольного возраста. Ссылаясь на многочисленные философско-педагогические исследования, автор определила компоненты системы знаний о живом для дошкольников.
Особое значение в развитии экологического образования дошкольников имеют работы С.Н. Николаевой, Н. Фокиной, Н.А. Рыжовой.
Рассмотрим основные понятия, связанные с проблемой экологического образования детей дошкольного возраста.
Экология- наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой.
«Методика экологического образования дошкольников- это наука, изучающая особенности и закономерности организации педагогической работы с детьми дошкольного возраста, ориентированной на формирование у них основ экологической культуры и навыков рационального взаимодействия с природным окружением. Предметом данной науки является изучение закономерностей воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста средствами природы, формирования у них основ экологического миропонимания, воспитания ценностного отношения к природному окружению» [19, 39]
Теоретическую основу методики экологического образования дошкольников составляют базовые положения общей и дошкольной педагогики о закономерностях и средствах развития детей дошкольного возраста. Методологическую - науки о закономерностях природных процессов и явлений и специфике их познания и преобразования.
Основная цель экологического воспитания: научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием.[24,34]
Термин «экологическая культура» в одних случаях он применяется как синоним первого выражения, в других формирование экологической культуры рассматривается как конечная цель экологического образования. Мне кажется очень удачным и понятным определение В.А. Ясвина: «Экологическая культура - это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности». Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут обладать необходимыми знаниями, но не применять их в своей повседневной жизни[1]
Образование - это созидание человека как человека. Оно предполагает, во-первых, усвоение систематизированных знаний, выработку простейших умений и навыков - необходимого условия подготовки человека к жизни в обществе, во-вторых, неотделимое от процесса формирования образа, духовного образа человека, его мировоззренческих - нравственных установок, ценностных ориентаций, т.е. идет рядом и совпадает с процессом воспитания. Экологическое образование также заключает познавательную составляющую. Успешное формирование экологической культуры возможно лишь как следствие единого - познавательно-воспитательного процесса экологического образования.
Специалисты по дошкольной педагогике подразделяют методы обучения на словесные, наглядные и практические [2]. В понятие "педагогический метод" вкладывается более широкий контекст - не только обучение, но и организация других видов деятельности, в которых взрослый оказывает на ребенка воспитательное воздействие.
Игровая деятельность как само мотивированная и, несомненно, приносящая дошкольникам большое удовольствие, легко и быстро вызывает положительное отношение к ее содержанию. Результатом нашего поиска стала разработка различных игровых обучающих ситуаций (ИОС) - специальной формы сюжетно ролевой игры, насыщенной экологическим содержанием. Они специально создаются педагогом для решения конкретных дидактических задач на экологических занятиях, экскурсиях, наблюдениях Хороший результат дают три типа игровых обучающих ситуаций, обладающей различными дидактическими возможностями: ИОС с привлечением игрушек логов (т.е. игрушек, изображающие объекты природы - растения и животных); ИОС с использованием кукол -персонажей сказок, сюжет которых связан с природой; различные вариант! игры в путешествия ("туристический по ход", "экскурсия на выставку цветов", путешествие к Северному полюсу или Африку" и др.). Игра, специально организованная воспитателем и привнесенная процесс познания природы, с успехом выполняет функцию метода экологического воспитания.[15,52]

1.2. Особенности формирования сюжетно-ролевых ситуации как одного из ведущих методов экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Вся работа по экологическому образованию осуществляется в двух направлениях: на занятиях и в повседневной жизни. Знания, умения и навыки, полученные детьми на занятиях закрепляются в повседневной жизни.
На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей дошкольников учеными были разработаны различные формы экологического воспитания. Их можно классифицировать на: а) массовые, б) групповые, в) индивидуальные.
К массовым формам относится работа детей по благоустройству и озеленению помещений и территории ДОУ, массовые природоохранные праздники; конференции; экологические фестивали, ролевые игры, работы на участке.
К групповым - кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум.
Индивидуальные формы предполагают наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, рисование, лепку. [10, 8]
Рассмотрим возможные варианты использования различных видов деятельности ребенка для целей экологического образования на отдельных примерах.
Наряду с определением конкретных задач работы с детьми, решаемых в процессе ознакомления их с миром природы, определением системы знаний о природе, ряд исследований посвящен изучению методов ознакомления дошкольников с природным окружением. Одним из ведущих методов определено наблюдение (Б.Г. Ананьев, В.Т. Логинова, А.А. Люблинская, П.Г. Саморукова).
В современной психолого-педагогической науке наблюдение предлагается рассматривать с разных позиций. Педагоги говорят о нем, как о методе ознакомления детей с природным окружением. Психологи предлагают рассматривать наблюдение как один из психических процессов, а также говорят о наблюдении как об одном из видов познавательной деятельности. Метод, наблюдение представляет собой целенаправленное, планомерное, более ........



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.