На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 95581


Наименование:


Курсовик Особенности взаимоотношений философии, религии и науки в современных условиях Российской Федерации

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Философия. Добавлен: 24.3.2016. Сдан: 2016. Страниц: 47. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Соотношение понятий философии, религии и науки 7
§1. Философия и наука 7
§2. Философия и религия 10
§3. Религия и наука 19
Глава 2. Особенности взаимоотношений философии, религии и науки в современных условиях Российской Федерации 28
§1. Проблемы взаимоотношения философии, науки и религии в современном мире 28
§2. Православие и наука как факторы цивилизационного развития России в 21 веке 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 45


Введение

По своему содержанию философия представляет собой стремление к всеохватности и единству. В то время как другие науки делают предметом изучения какой-либо отдельный срез реальности, философия стремится охватить действительность в ее единстве и единении. Для философии характерно представление о том, что мир обладает внутренним единством, несмотря на внешнюю разрозненность частей. Реальность мира как целого - таково характерное содержание философии.
По своему методу философия есть рациональный способ объяснения действительности. Она не довольствуется эмоциональными символами, а стремится к логической аргументированности и обоснованности, В этом отличие философии от религии, искусства, мифологии, которые также рассматривают мир в целостности, но не ставят задачи его рационального объяснения. Философия стремится к построению системы, основанной на разуме, а не на вере или художественном образе. Художественный образ, метафора, сравнение и др. в философии играют вспомогательную роль.
От философии как рационального теоретического знания следует отличать философские запросы. Философские запросы могут содержаться в религии, мифологии, художественной литературе, даже в поэзии и живописи. Существование философских идей в нефилософских формах культуры свидетельствует о потребности человека и общества, так или иначе, осмыслить предельные основания своего бытия.
Весь драматизм истории философии - а историческая судьба философов нередко драматична, подчас даже глубоко трагична - коренится в отношении философа к традиции - религиозной и нравственной, культурной и художественной, политически-правовой, наконец, к традиционным формам быта и образа жизни. С одной стороны, философ ставит все это под вопрос - но делает это для того, чтобы докопаться до подлинных корней, из которых растет сама эта традиция; в этом и состоит смысл его вопроса: что значит быть? Что такое " бытие"? А ухватившись за этот корень, ответив на этот главный вопрос и начиная положительное строительство, философ в той или иной форме, в той или иной мере опирается опять-таки на те представления, которые он сам впитал с молоком матери, с обычаями и нравами своего народа. Однако все эти моменты определяют учение философа либо положительно, либо отрицательно, а чаще всего одно - положительно, другое - отрицательно: какие-то из традиционных жизненных ориентиров философ поддерживает, углубляет и обосновывает; другие - изменяет, корректирует; третьи - отбрасывает как вредные заблуждения и предрассудки. Но все это, тем не менее - разные формы зависимости мышления философа от родной ему культуры.
Итак, существует напряжение между философским мышлением и традиционными формами знания и верования, отталкивание и в то же время осмысление. У одних философов преобладает первый момент, и тогда они выступают как разрушители традиции, у других - второй момент, и они стремятся обновить традиционные нормы, дав им новое обоснование.
Философия, таким образом, с самого начала глубоко укоренена в жизненном мире человека; и какими бы отвлеченными ни представлялись рассуждения философов, они не случайно всегда завершаются учением о том, как следует человеку жить, в чем смысл и оправдание его деятельности.
Естественно, однако, возникает вопрос: какая общественная ситуация, какие сдвиги в культуре способствуют появлению философии?
И не только возникновение, но и расцвет философии в те или иные исторические периоды, как правило, обусловлен глубоким социальным кризисом, когда человеку становится трудно, невозможно жить по старым образцам, когда прежние ценности теряют свое значение и остро встает вопрос: как быть дальше.
Актуальность темы. В современном обществе проблемы религии имеют большое значение. Проблематика религии актуальна вследствие того, что в современном светском обществе не совсем ясно к какой области законов отнести религию, и как осуществлять ее регуляцию. Не ясно так же, что такое религия, то ли это выражение традиций народа и его самобытности, то ли это фольклор, то ли это философия. В общем, нет единого точного подхода, так как не особо понятны права и обязанности людей с точки зрения законов светского общества, не понятно и место религии в этом обществе.
В действительности философия, как и наука, может иметь очищающее значение для религии, может освобождать ее от сращенности с элементами не религиозного характера, не связанными с откровением, элементами социального происхождения, закрепляющими отсталые формы знания, как и отсталые формы социальные.
Философское познание есть духовный акт, в котором действует не только интеллект, но и совокупность духовных сил человека, его эмоциональное и интеллектуальное.
Степень изученности. Соотношение религии и науки исследуется в основном в теоретико-методологическом (Ю.А. Кимелев, Л.Н. Митрохин, Д.В. Пивоваров, В.К. Шохин, Д.М. Угринович, И.Н. Яблоков и др.) и историческом (И. Барбур, А. Пикок, Дж. Брук и др.) аспектах. Представители религиоведения выявляют когнитивные возможности различных компонентов религиозного комплекса (У. Джеймс, К.Г. Доусон, Э. Жильсон, М. Томпсон, П. Тиллих и др.) и исследуют соотношение иррационального и рационального в структуре религиозного комплекса (С.Н. Астапов, О.Н. Демченко, Н.С. Капустин, Е.Л. Собольникова, А.Г. Янков и др.). Теория зависимости религиозной веры от различных социокультурных факторов и рационального знания отражена в трудах И. Барбура, А. Плантинги, Р. Суинберна и др.
В контексте поиска универсальных оснований богословских и научных парадигм А. Лемени, В.Н. Порус, А. Нестерук, прот. К. Ко-пейкин и другие современные авторы осмысливают проблему соотношения религии и науки. О роли христианской теологии в формировании новоевропейской науки писал отечественный философ М.К. Петров в своих междисциплинарных исследованиях. Нельзя не указать на значение для диссертационного исследования работ С.Н. Астапова, Ю.А. Даренского, СБ. Егоровой, А.Ф. Косарева, М.В. Силантьевой по реконструкции особых форм диалектики в религиозно-философских концепциях.
Цель данной работы состоит в изучении общего и особенного в таких категориях, как философия, религия и наука.
Задачи работы:
- раскрыть понятие философии, религии и науки,
- сравнить философию и науку,
- рассмотреть философию и религию,
- охарактеризовать религию и науку,
- рассмотреть взаимоотношения философии, религии, науки в соовременных условиях.
Методология исследования. Настоящее исследование использует традиционные методы историко-философского анализа: исторический, сравнительный, - а также методы, разработанные в рамках философской герменевтики и феноменологии.
Комплексный историко-философский анализ источников и исследовательской литературы осуществлялся с целью проследить становление, на протяжении рассматриваемого периода, философии, религии и науки. Сравнительный метод позволил, с одной стороны, сопоставить концепции русских мыслителей, относящиеся к сфере философии религии, между собой, выявить основные направления и тенденции развития и пересмотра оснований философской мысли в рамках данной дисциплины, а, с другой - сопоставить их с рядом соответствующих направлений западной мысли, с целью выявления как общих тенденций в их развитии, так и различий.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы.
Глава 1. Соотношение понятий философии, религии и науки

§1. Философия и наука

Сравнение философии с наукой является наиболее распространенными часто, встречающимся. Не в последнюю очередь потому, что наиболее привычно, понятно и удобно. Историческая традиция понимания философии как науки восходит к Аристотелю. И основанием такого понимания являются генетическая близость и логическая похожесть научного исследования и философского рассуждения. Они рождаются как формы причинного объяснения мира и соотносятся через феномен понятия, понимания.
Поэтому и философия, и наука имеют ряд одинаковых существенных характеристик, к которым можно отнести: всеобщность и универсальность, логичность и доказательность, рациональные основы исторического развития, наличие внутренней структурной организации и системы знаний. Но способы реализации этих особенностей в философии и науке различны.
А). Свойства всеобщности и универсальности. Всеобщность и универсальность положений, постулатов и законов науки предполагает объединение, синтезирование отдельных фактов, получаемых в опыте. Всеобщность дает научная теория, всегда соотносимая с фактами. Философская всеобщность - это исходная целостность взгляда на мир, которая предшествует деталям понимания. Это целостное постижение мира, в котором есть некоторое исходное единство, смысловой центр - познающий, философствующий человек.
Обычно об этом говорят так, что наука опирается на факты, а философия - нет. Но дело не совсем в этом. В науке и философии выделяются и функционируют различные факты и различный опыт. Факты науки: вещи, вещества, энергии, элементарные частицы, движения и т.п., - измеряемы. «Факты» философии: смыслы и идеи, - нет.
Опыт науки - это очевидная данность той или иной области научного знания: физической, химической, биологической и т.д. Опыт философии - это опыт мира в целом и опыт нахождения в «идеальном плане» действительности. Словосочетание «опыт философии» стоит в ряду таких как: «опыт истории», «опыт жизни», «опыт души», «опыт искусства» и т.п.
Такой опыт - это опыт умозрения. Ученый - всегда аналитик (смотрящий через микроскоп). Философ - всегда созерцатель (смотрящий через телескоп).
В умозрении, также как и в анализе, человек устремлен к истине и доказательности, но достигает их без предварительного строгого специального анализа, не через посредство ряда строгих и предписанных опытных и мыслительных процедур, а непосредственно, делая зримой для души, а не только для ума, суть вещей. (Для обозначения подобной процедуры на рубеже XIX-XX веков феноменология ввела термин «схватывание».)
Б). Логика философии и науки. В соответствии с этим различаются между собой логика философии и логика науки. Логика науки - всегда какая-то система четко прописанных предписанных правил и процедур, представленных в той или иной системе логики. Логика философии - это своеобразная внутренняя обязательность того, а не и иного мыслительного пути. В европейской традиции эта особенность философии называется императивностью - предписательностью, долженствованием. В китайской философии это представлено центральным ее понятием - Дао. В русской мыслительной культуре философию иногда рассматривали как своеобразную «нудительность».
В). Характер исторического развития философии и науки. Историческое развитие науки и философии строится не как цепь случайностей, а как выражение определенной логики, рациональной преемственности. Но эта логика, способ, механизм их становления различны. Наука, исключая периоды научных революций, развивается кумулятивистски, т.е. постепенным накоплением и приращением нового знания и изживания старого. Ее развитие линейно-ступенчато. Она - прогрессия знаний.
Философия - не прогрессия знаний, а «вселенная». В развитии философии каждое последующее движение является комментарием, толкованием предыдущего состояния, а все они вместе - интерпретацией «вечных тем», составляющих ее смысловое ядро и возникающих вместе с ней. В философии мы не отказываемся от старого знания в пользу нового. Мы в ней меняемся (не случайно одна из древнейших книг китайской философии называется «Книга перемен») .
Модель развития философии - расширяющаяся вселенная. Великий немецкий философ Гегель назвал этот способ ее исторического существования развертыванием тотальности, т.е. «целостности, развертывающей в своем развитии свой собственный изначально свернутый смысл» .
Еще одной моделью развития философии может быть модель герменевтического круга (круга толкования), главное правило которого: «Чтобы иметь начало, нужно иметь конец». Может быть, вследствие всего этого М. Хайдеггер утверждал, что философия всегда «несвоевременна» и «неуместна», т.е. она нечто вне времени и вне места. Не случайно ее периодизация связана с глобальными пространственно-временными характеристиками истории: эпохами, культурами, нациями (философия Нового времени, арабская философия, немецкая классическая философия и т.п.)
Г). Различие аксиологических ориентаций философии и науки. И, наконец, система знаний науки и философии строится по разным принципам и сориентирована на разные ценности. Наука - принципиально открытая система знаний. Философия - по-преимуществу закрытая (эзотерическая). Наука концентрирует свои усилия для открытия. Философия - для открывания и продумывания. Наука должна сказать все, что может по тому, или иному своему предмету. Философия всегда обладает содержанием, превышающим актуально сказанное, молчаливость - не менее исконная черта философа, чем говорливость. По словам выдающегося философа XX века Л. Витгенштейна основой философии является «тематизированное молчание». Наука стремится разгадывать загадки мира. Философия склоняется перед неустранимой его тайной.
К компетенции философии науки и техники относится исследование проблем роли и значения фундаментальных научных исследований для развития техники и, наоборот, роли и значения техники для развития "чистого" знания. Областью научных интересов философии всегда была проблема и генезиса науки и техники, и роли социальных факторов в этом процессе. Существенную роль в истории науки играли философские дискуссии, которые способствовали становлению и развитию базовых моделей предмета научных исследований. В условиях научно-технического прогресса одной из основных задач философии науки и техники является исследование их статуса в современном обществе и их значения для его будущего развития.

§2. Философия и религия

Религия и философия в разное и по-разному верят. Устремляясь от обыденного, религия обращается к сверхъестественному персонифицированному началу мира - Богу, имеющему лик, образ, представленному иконой. Философия же направлена на постижение абсолюта, некоторого единого безличностного начала мира. Но как Бог, так и абсолют являются предметом особого чувства человека: воодушевленности, влюбленности, веры, в конечном счете, веры в особую значимость, святость вечного творца и сотворенного мира. Философия - это, по словам К. Ясперса, «философская вера».
Но философская вера - это, прежде всего вера в человека, способного подняться до божественного. В радикальном варианте - это вера в разум, в теоретизм. Язык философии - это язык поясняющего поучения, возрастающего до теоретического знания. Философская вера неавторитарна. Она имеет только один «авторитет» - законы разума и предполагает духовную, мыслительную свободу говорящего и слушающего.
По этому основанию происходит размежевание философии и религии, которая считает философию недопустимой гордыней человеческого разума, подменой подлинной веры. Подлинная вера - иррационалистична (неинтеллектуальна, нелогична, неразумна). Она выражается в языке священных писаний, заповедей, откровений. И они определяют ее принципиальную авторитарность, делают догмат ее смысловой теоретической «единицей».
Можно сказать, что религия и философия создают различные образы и способы отношения к сакральному (священному, культовому, обрядовому, ритуальному). Философия стремиться создать своеобразную «светскую» священность: выделить правила организации человеческой жизни, ведущие к Благу, без прямого обращения к Богу.
Философия представляет собой сложно организованную систему знания, претендующую на обобщение, синтез всего нали........


Список использованной литературы

1. Баранов П.П. Вера и право в русской религиозной философии // Философия права. - № 1. - 2013. - С.27.
2. Винограй Э.Г. Философия. Систематический курс. В 2 ч. Ч. 1. / Э.Г. Винограй. - Кемерово: КемТИПП, 2014. - 179 с.
3. Глобальные тенденции XXI века // Государственная служба за рубежом. - М., 2012. - № 3.
4. Ерыгин А.Н. Россия между религией и наукой: о философских проектах И.В. Киреевского и М.К. Петрова // Философия права. № 5. - 2012. - С.54.
5. Иванников И.А. История философии права в России: монография. - М.: Юрлитинформ, 2014. - С.201.
6. Иванов И.С., Серегина А.А. Безопасность в свете философско-религиозных концепций // История государства и права. - № 20. - 2013. - С.20.
7. История философии в кратком изложении. - М.: Мысль, 2013. - 346 с.
8. Каратаев О.Г. Основные вопросы религиозной философии в работах Н.А. Бердяева // Вестник Московского университета МВД России. № 9. - 2013. - С.54.
9. Кольцов В.Н. Атеизм в современном российском обществе: социология и философия религии // Философия права. № 3. - 2014. - С.73.
10. Кузнецов А.О. Религиозный фундаментализм - модель самоидентификации: философско-антропологический анализ // Актуальные вопросы правоохранительной и правозащитной деятельности в странах арабского мира: сборник материалов I Международной научно-практической конференции. Москва, 22 марта 2013 г. - 2013. - С.127.
11. Кукина Т.Е. Конституционное право на образование в соответствии с национальными, религиозными и философскими убеждениями (на основе материалов судебной практики ЕСПЧ) // Актуальные проблемы правового образования несовершеннолетних и молодежи. Вып. 2: сборник научных статей кафедры права. - Волгоград: ФГБОУ ВПО Волгоградский ГАУ, 2014. - С.98.
12. Курашов В.И. Взаимосвязи науки, логики, методологии науки и теологии: этап зарождения // Вестник КГТУ им. А.Н.Туполева, 2011, №3. С.131-136.
13. Курашов В.И. Креационизм и эволюционизм: методологический анализ противостьояния (Богу или обезьяне соразмерен человек?) //Православный собеседник: Альманах Казанской Духовной Семинарии. Вып.1 (20)-2010: Казань: Казан. Духов. Семинария, 2010. - С.5-53.
14. Курашов В.И. Философия: избранные главы. Учебное пособие для Православных Духовных учебных заведений //Православный собеседник. Альманах Казанской Духовной Семинарии, 2011. - 248 с.
15. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., Черо, 2012. - 543 с.
16. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. - М., 2014. - 151 с.
17. Лосский Н.О. История русской философии. - М.: «Гренада», 2005. - 468 с.
18. Махова М.Н. Некоторые философско-мировоззренческие основания современного религиозного сознания // XVI Царскосельские чтения: Человек - гражданин - гражданское общество - правовое государство: материалы международной научной конференции, 24-25 апреля 2012 г.. Т. III. - Санкт-Петербург , 2012. - С.217.
19. Мир философии: Книга для чтения. Ч.2. Человек. Общество. Культура. -М.: Политиздат, 2013. - 711 с.
20. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. - М., 2013. - 145 с.
21. Найдыш В. Философия мифологии: От античности до эпохи романтизма. СПб.: Гардарика, 2014. - С.287.
22. Ортега-и-Гассет. Что такое философия? - М., 2002. - 187 с.
23. Панкин С.Ф История мировых религий. Конспект лекций / С.Ф. Панкин. - М.: Эксмо, 2012. - 160 с.
24. Пивоваров Д.В. Философия религии: Курс лекций. - М., 2014.
25. Религия общества. Хрестоматия по социологии религии. - Ч. 1. Под общ. ред. В.Г.Иванова. - М., 2011. С.143.
26. Савицкая Т.В. Философия и религия: точки пересечения и демаркация / Т.В. Савицкая // Вестник КРАУНЦ. - 2010. - № 2. - С. 84-96.
27. Семушкин А.В. Мифологический и эмпирический истоки философского знания // Историко-философский ежегодник. - 2004. - С. 17-39.
28. Скачков Ю.В. Полифункциональность науки // “Вопросы философии”. 1995. №11.
29. Стрельник О.Н. Философия: Учеб. пособие. - М.: Юрайт, 2004.-417 с.
30. Туровский М.Б., Туровская С.В. Мифология и философия как формы знания // Философские науки, 2013. - №10. - С. 3-20.
31. Федорова Т.Д. Структура научного знания как проблема философии науки // Современные проблемы правового регулирования и реализации российского законодательства: сборник научных трудов. - М.: РПА Минюста РФ, 2013. - С.71.
32. Философия: Учеб. для вузов / Гл. ред. Л.Г.Кононович. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - С. 6-15.
33. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2012.
34. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М? 2008.
35. Фролов Э.Д. Русская наука об античности. М., 2000. - 622 с.
36. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики до современности. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - С. 8-14.
Шустова О. Б., Сидоров Г. Н. Эволюционизм и креационизм: наука или философия? - Омск: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2011. - С. 176, 181.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.