На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 95663


Наименование:


Курсовик отражение направлений регулирования рынка труда в Республике Беларусь

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 28.3.2016. Сдан: 2015. Страниц: 41. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА ТРУДА 5
1.1 Понятие, сущность, основные элементы рынка труда 5
1.2 Особенности функционирования рынка труда 12
2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА 17
2.1 Классическая и кейнсианская модели рынка труда 17
2.2 Зарубежный опыт государственного регулирования рынка труда 20
2.3 Государственное регулирование рынка труда в Республике Беларусь 26
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40


ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших механизмов функционирования предприятия в условиях развития рыночных отношений является материальное стимулирование труда. В условиях перехода к рыночной экономике определение понятия заработная плата приобретает принципиальное значение, т.к. она рассматривается как стоимостная оценка рабочей силы, как форма распределения фонда индивидуального потребления работников по количеству и качеству труда, как отношения между обществом, работодателем и работником по поводу распределения части национального дохода. Складываются новые отношения между государством, предприятием и работником по поводу организации труда. Усилия трудовых коллективов направляется на всемирное повышение доходов предприятий, ускорение научно-технического прогресса и темпов роста производительности труда, ввод нового и эффективное использование имеющихся производственных мощностей, на увеличение товарооборота при одновременном снижении материальных и трудовых затрат.
Переход на рыночные отношения внес изменения и в формы регулирования трудовых отношений. Теперь непосредственно юридической формой регулирования трудовых отношений являются тарифные соглашения и коллективный договор. Предприятия вправе выбирать системы и формы оплаты труда самостоятельно исходя из специфики и задач, стоящих перед предприятием.
Рассматривая проблему оплаты труда, даже неискушенный в этом занятии человек может заметить, что одно только определение размера заработной платы может вызвать значительные затруднения у всех участников трудовых взаимоотношений: работник всегда желает иметь как можно более высокий уровень доходов, тогда как работодатель стремится сократить свои расходы. Поиск равновесия спроса и предложения в данном вопросе должен регулироваться грамотными законами с целью недопущения недобросовестного отношения работников к своим должностным обязанностям, и, с другой стороны, превышения полномочий руководителей предприятий.
На первом месте по важности среди факторов, влияющих на эффективность использования рабочей силы, стоит система оплаты труда. Именно заработная плата, а зачастую только она является той причиной, которая приводит работника на его рабочее место, так как для подавляющего большинства людей заработная плата является основным источником дохода. Поэтому значение этой проблемы трудно переоценить.
Актуальность проблем занятости и оплаты труда объясняется тем, что, во-первых, обеспечение полной занятости принадлежит к числу важнейших целей национальной экономики, во-вторых, безработица является формой проявления нестабильности экономического развития. Безработица имеет негативные экономические и социальные последствия. Изучение проблем занятости и безработицы способствует выявлению причин безработицы, выработке эффективной политики занятости.
Целью данной работы является отражение направлений регулирования рынка труда в Республике Беларусь
Для достижения намеченной цели в работе поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы формирования и регулирования рынка труда
- рассмотреть существующие методы и формы государственного регулирования труда;
- определить основные направления совершенствования государственного регулирования в области труда.
Для написания работы использовались различные литературные источники, отражающие результаты исследований отечественных и зарубежных специалистов, а также данные национального статистического комитета, Министерства труда и социальной защиты, интернет-ресурсы.


1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА ТРУДА
1.1 Понятие, сущность, основные элементы рынка труда
Рынок труда можно определить как комплекс социально-трудовых отношений между работодателями и наемными работниками по поводу условий найма, использования и обмена рабочей силы на жизненные средства, механизм взаимодействия спроса и предложения, элементы социальной защиты работников [21, с. 428].
Особым видом рынка труда является региональный рынок труда. Под региональным рынком труда понимается сложившаяся относительно самостоятельная система взаимодействия спроса и предложения рабочей силы, выделенная определенным образом из системы национального рынка труда, не противоречащая его нормативно-правовому полю, но имеющая ряд особенностей, обусловленных ее местом в системе национальной экономики, географическим положением, демографическими тенденциями, производственно-хозяйственным комплексом и пр. Региональный рынок труда- это часть совокупного рынка труда страны, имеющая свои специфические особенности. Функционально - организационная структура рынка труда включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы государственной политики в области занятости и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации; органы, содействующие трудоустройству; правовое регулирование спроса на рабочую силу и ее предложение.
На рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой сделке купли - продажи. Продавцы - это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), а покупатели - это трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется. На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам. На рынке труда происходит жестокий, беспощадный отбор наиболее способных, предприимчивых. Слабых и неспособных рынок не щадит. Но вместе с тем он стимулирует высококвалифицированный труд, способствует созданию жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом.
Существовавшая ранее в нашей стране административно-командная система управления, при которой государство как собственник основных средств производства централизованно планировало необходимое для полной занятости число рабочих мест, распределяло и перераспределяло трудовые ресурсы, полностью разрушило мотивацию к труду.
Международный опыт свидетельствует, что рынок труда не может существовать вне конкурентной, основанной на частной собственности экономики и демократических общественных институтов. Тоталитарное общество даже теоретически исключает возможность существования такого рынка, ибо не считает человека равноправным, юридически и экономически независимым от государства субъектом. Такому государству не столь важно, используется ли людской потенциал эффективно и согласно с личными интересами человека или нет. Для него значимо другое - иметь человека в полном и безоговорочном подчинении для любых нужд, а личные интересы удовлетворять по минимуму, что исключает экономическую и социальную независимость человека. Это обеспечивает хотя и малоэффективную, но почти полную управляемость людскими массами. Свободный рынок труда в таких условиях просто не нужен, более того, он был бы серьезной помехой, хотя его антипод - распределение рабочей силы, обслуживающее дефицитную по своей природе, принадлежащую государству экономику тоже называется рынком труда.
Национальный рынок труда охватывает все общественное производство - через него каждая отрасль получает необходимые ей кадры не только заданного профессионально - квалификационного состава, но и определенных культурных и этико-трудовых достоинств, адекватных требованиям экономики.
На рынке труда реализуется возможность: свободного выбора профессии, отрасли и места деятельности, поощеряемого приоритетными предложениями (уровень оплаты труда, возможности реализации творческих замыслов и т. д.); найма и увольнения при соблюдении норм трудового законодательства, защищающего интересы граждан в плане гарантий занятости, условий труда, его оплаты; независимой и вместе с тем экономически поощряемой миграции трудовых ресурсов между регионами, отраслями и профессионально - квалификационными группами, которой обычно сопутствует улучшение условий жизни и трудовой деятельности, чему способствует наличие высокоразвитых, повсеместно доступных населению рынков высококачественного жилья, потребительских товаров культурных и духовных ценностей; свободного движения заработной платы и других доходов при сохранении приоритета квалификации и образования, соблюдении установленного законом гарантированного минимума зарплаты, обеспечивающего прожиточный минимум, и регулировании верхнего предела доходов через налоговую систему, основанную на прогрессивной шкале.
В конкурентно - рыночных отношениях отражаются глубокие процессы, постоянно происходящие в обществе и определяющие его движение вперед. Через рынок труда проходят, скрещиваясь в нём, три взаимосвязанных эволюционных потока - развитие экономики (материально - технических элементов и структур), развитие человека (общей и профессиональной культуры, творческих возможностей, нравственных качеств), развитие общественных отношений (государственных и классовых структур, отношений собственности, производственных связей). Они образуют основу прогресса в обществе, его главное содержание.
Рабочая сила представляет собой товар особого рода, производственные созидательные качества которого целиком определяют эффективность конкурентной экономики, ее возможности создания высокосортных товаров и комфортных услуг, масштабы и темпы научно-технических и организационных преобразований. Поэтому подготовка и выпуск на рынок труда образованной и творчески активной рабочей силы, обеспечение ее квалификационной и территориальной мобильности является одной из первооснов жизнедеятельности народного хозяйства. И чем выше общий уровень развития экономики, чем более сложные задачи ей приходится решать, тем значительнее потребность в рабочей силе высшей квалификации. Подобной рабочей силе в развитых странах мира в эпоху НТР абсолютное большинство работодателей и государственные органы стремятся создать наилучшие производственные и жизненные условия, гарантируя по возможности и социальную защищенность на рынке труда.
Рабочая сила - товар особого рода еще и потому, что она сама в первую очередь является, как правило, наиболее заинтересованной стороной в развитии своих созидательных возможностей, реализуемых в народном хозяйстве и выражающих индивидуальные, особенно творческие, способности личности.
Преобладающая общность интересов “товара” рабочей силы и ее потребителей - экономики и государства - является важнейшей социально - экономической чертой рыночной экономики, создающей прочную гуманистическую основу развития народного хозяйства и всего общества. Несомненно, что организованный, во многом управляемый государством и поддерживаемый предприятиями товарной экономики, постоянно совершенствуемый по мере развития народного хозяйства рынок рабочей силы является одним из ключевых, жизненно важных звеньев социально - экономической системы любой страны. Конечной целью рынка труда является, во-первых, удовлетворение профессионально - трудовых и жизненных интересов экономически активного населения, включая социальную защиту, и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п. Принято считать, что существует определенный минимум признаков (компонентов), свидетельствующих о наличии и функционировании цивилизованного рынка труда: субъекты рынка труда; нормативно-правовые акты; экономические условия, механизм функционирования рынка труда; безработица и социальные выплаты; рыночная инфраструктура (рисунок 1.1).


Рисунок 1.1 - Основные компоненты рынка труда
Примечание. Источник: [11, с.18]

Государство как субъект рыночных отношений представлено федеральными, региональными органами власти, отраслевыми органами управления.
Наемные работники - это граждане, включающиеся в процесс общественного производства на основе продажи своей рабочей силы, найма к собственнику средств производства или организатору производства - менеджеру. Их благосостояние, воспроизводство зависит от того, насколько успешно они могут продать свою рабочую силу, заключить контракт, получить работу. А это зависит в свою очередь от профессиональной подготовки, что может стать предметом самостоятельного анализа. Абсолютное большинство занятых (более 90 %) - это наемные работники, поэтому характеристика всех занятых в том или ином разрезе дает представление о качестве рабочей силы, способности и готовности индивидуумов участвовать в рыночных отношениях и выбирать способы этого участия.
Более 60 % наемных работников в Республике Беларусь являются рабочими. Второе место по численности занимают специалисты (более 26%). Третья по численности группа - это наемные руководители (примерно 9 %). Незначительной является четвертая группа - другие служащие. Развитие рыночных отношений сопровождается возникновением институтов, выступающих от имени наемных работников, выражающих и защищающих их интересы. Наиболее массовая организация трудящихся - профсоюзы.
Работодатель - это индивидуум, работающий самостоятельно, и постоянно нанимающий на работу одного или более человек.
Система отношений на рынке труда складывается из трех основных компонентов:
- отношения между наемными работниками и работодателями;
- отношения между субъектами рынка труда и представителями (профсоюзы, ассоциации работодателей, службы занятости);
- отношения между субъектами рынка труда и государством.
Наличие и взаимодействие всех элементов рынка труда необходимо для его функционирования.
Для нормального функционирования рынка труда необходимы законодательные акты, нормы, правила, которые бы регулировали взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяли их права, создавали равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривали социальное страхование на случай потери работы и т.д. Такие нормы предусмотрены в законе «О занятости населения Республики Беларусь».

Наемные работники Работодатели


Государство


Профсоюзы Организации работодателей




Рисунок 1.2 - Система отношений на рынке труда
Примечание. Источник: [11, с.18]


Важнейший компонент рынка труда - механизм его функционирования, иногда принимаемый за сам рынок труда. Но это далеко не так, ибо он не охватывает всего круга отношений, присущих рынку труда. Механизм рынка труда - это взаимодействие и согласование разнообразных интересов работодателей и трудоспособного населения, желающего работать по найму, получаемой в виде изменений цены труда (функционирующей рабочей силы). Его структура включает: спрос на труд, предложение труда, цену труда, конкуренцию.
На рынке труда спрос - это потребность работодателей в работниках для производства товаров и услуг в соответствии со спросом в экономике. Предложение рабочей силы состоит из занятых наемных работников и той части трудоспособного населения, которая желает работать и может приступить к работе на основе рыночных принципов с учетом располагаемого дохода и возможностей использовать свое время.
В результате действия механизма спроса и предложения рынок труда выполняет следующие функции:
- регулирование спроса и предложения труда;
- обеспечения конкуренции между работниками за рабочее место, и между работодателями за наем рабочей силы;
- установление равновесной (доминирующей) цены;
- содействие полной, но экономически эффективной занятости.
Успешное функционирование рынка невозможно без создания соответствующих экономических условий (налоги, льготы и т.д.), проведения активной политики занятости, разработки и осуществления национальной и региональных программ содействия занятости населения, программ подготовки и переподготовки высвобождаемых работников и др.
Действие рыночного механизма ведет к высвобождению части работников, появле­нию безработицы. Чтобы поддержать высвобождаемый персонал в период ........

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Конституция Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями). принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. Мн.: Беларусь. 1997. - 94 с.
О занятости населения: закон республики Беларусь от 15 июня 2006 г., №125-3 // национальный реестр правовых актов республики Беларусь. 2006. №94. - с. 6-20
О Государственной программе занятости населения Республики Беларусь на 2009 - 2010г.г.: Пост. СМ Респ. Беларусь от 30 октября 2008 г. № 1640 // Нац. реестр правовых актов. 2006. № 94.
О Государственной комплексной программе развития регионов, малых и средних городских поселений до 2015 г., № 222рп;
Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь: homep/ru/specst/labortab.php
Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь: ru/activity/populbusy
Трудовой кодекс Республики Беларусь. - 3-е изд., с изм. и доп.- Минск: Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2009. - 256 с.
Акуло Э.М. Изменения и дополнения в законодательство о занятости населения // Отдел кадров. 2006. №11. - С. 16-22.
Анисов Л.М. Управление трудовыми ресурсами: учеб.-метод. пособ / Л. М. Анисов, И. И. Терехов.- Минск: Частн. ин-т упр. и предпр., 2006.- 72
Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики: Учебник / Антонова Н.Б. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002.
Аронова С.А. Эволюция института государственного регулирования занятости населения в России // История государства и права. 2007. №8. - С. 2-3.
Бордачева Н.В. Молодежный сегмент рынка труда // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. 2007. №10. - С. 16-25
Боровик Л.С. Занятость населения: проблемы и пути их решения // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. 2006. №6. - С. 20-32
Боровик Л.С., Привалова Н.Н. Демографические основы формирования рынка труда в Беларуси // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. 2007. №1. - С. 67-79.
Ванкевич В.Е. Рынок труда в Республике Беларусь: тенденции и особенности развития// Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. 2009. №1. - С. 11-26.
Ванкевич В.Е. // Рынок труда и денежные доходы населения // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. 2009. №2. - С. 25-30.
Ванкевич В.Е., Маковская Н.В. Методическое обеспечение разработки региональных программ занятости в Беларуси // Вестник Белорусского государственного экономического университета. 2006. №6. - С. 31-36.
Ванкевич Е.В., Коробова Е.Н. Профилирование безработных граждан как эффективный инструмент предупреждения длительной безработицы в Беларуси // Белорусский экономический журнал. 2007. №1. - С. 110-120.
Государственное регулирование рыночной экономики: учеб. пособие для студ. эконом. и управленч. спец. Вузов/И.И.Столяров, И.Н.Мысляев [и др.]; отв. ред. И.И.Столяров. - 2-е изд. - М.: Дело, 2002. - 279 с.
Ефименко И.А. Оценка и пути повышения эффективности институциональных структур содействия занятости населения в Республике Беларусь // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. 2007. №6. - С. 66-76.
Зенькова И.В. Исследование рынка труда на современном этапе: функции, методологический инструментарий планирования трудовых ресурсов/И.В.Зенькова//Веснік Беларускага дзяржаўнага універсітэта. Сер. 3: Гісторыя. Філасофія. Псіхалогія. Паліталогія. Сацыялогія. Эканоміка. Права. - 2007. - № 2. - С. 102.
Корбут Л.С. Проблемы занятости сельского населения // Вопросы статистики. 2007. №3. - С. 18-23
Макроэкономика: учеб.пособие /А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова [и др.]. - Мн.: БГЭУ, 2007. - 415 с.
Макроэкономика: учеб.пособие /И.В. Новикова, А.П. Морозова, А.О. Тихонов и др.; под ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского. - Мн.: Акад. упр. при Президенте Республики Беларусь, 2006. - 343 с.
Мониторинг рынка труда Республики Беларусь - 2006 год / Мин-во труда и социальной защиты Респ. Беларусь. Мн., 2007.
Пилуй М.П. Формирование предложения рабочей силы в Республике Беларусь с учетом зарубежного опыта // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. 2007. №5. - С. 66-76.
Пилуй М. П. Проблемы формирования и регулирования предложения и рабочей силы на рынке труда Беларуси, с. 82-90.// Социально-демографическая политика: состояние, проблемы и пути решения: Сб. научных трудов. - Минск: НИЭИ Минэкономики РБ - 184 с.
Рыжиков И.В. Отдельные аспекты занятости и безработицы среди молодежи // Вопросы статистики. 2006. №5. - С. 78-87.
Рынок труда: учебник/под ред. В.С. Буланова, Н.А.Волгина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экзамен, 2003. - 480 с.
Слабко О. О. Состояние и меры регулирования региональных рынков труда в Республике Беларусь // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. 2007. №1. - С. 80-88
Соколова Г. Н. Белорусский рынок труда: тенденции развития и механизмы регулирования // Социология. 2007. №3. - С. 6-17
Соколова Г. Н., Сечко Н.Н., Таранова Е. В. Рынок труда г. Минска: проблемы функционирования и развития/ Научн. Ред. Соколова Г. Н.; Институт социологии НАН Беларуси. - Минск: Право и экономика, 2008. - 166 с.
Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2008. Мн.: Мин-во стат. и анализа Респ. Беларусь,2008.
Статистический сборник Регионы Республики Беларусь, 2008. Мн.: Мин-во стат. и анализа Респ. Беларусь,2008..
Статистический ежегодник Минской области (г.Минска), 2009 Мн.: Мин-во стат. и анализа Респ. Беларусь,2009.
Трудовые ресурсы и занятость населения. Статистический сборник. Мн. 2007. - 152 с.
Тур А.Н., Плотницкий М.И. Цели, задачи и приоритеты в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы.: Пособие для студентов и учащихся. - Мн.: Мисанта, 2007 - 120 с.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.