На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 95721


Наименование:


Курсовик Педагогические условия экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 29.3.2016. Сдан: 2015. Страниц: 51. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление

Введение……...………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы экономического воспитания детей дошкольного возраста..........................................................................................6
1.1 Понятие «экономическое воспитание»........................................................6
1.2 Теория и практика в экономическом воспитании.......................................10
1.3 Педагогические условия экономического воспитания..............................20
Глава 2. Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.........................................26
2.1 Выявление уровня знаний об экономике у детей старшего дошкольного возраста (констатирующий этап).........................................................................26
2.2 Педагогические условия экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста (формирующий этап).....................................................31
2.3 Результаты проведенной работы по повышению уровня экономической воспитанности детей старшего дошкольного возраста (контрольный этап)...33
Заключение.............................................................................................................35
Список использованной литературы...................................................................37
Приложения...........................................................................................................39


Введение
На современном этапе развития экономических отношений все чаще возникает вопрос о развитии экономических представлений ребенка. Успешность прохождения в детстве экономической социализации формирует последующее отношение детей дошкольного возраста к различным экономическим категориям: покупка, деньги, товар, собственность.
Актуальность исследования проблемы экономического воспитания дошкольников определяется рядом обстоятельств, среди которых можно обозначить:
· социально-экономический кризис общественного развития, втягивающий в денежные отношения подрастающее поколение;
· социальное расслоение семей с высоким и чрезмерно низким финансовым доходом;
· ответно-защитные реакции детей на процесс самостоятельного разрешения проблемных ситуаций, связанный с реализацией материальных и духовных потребностей.
На социально-педагогическом уровне актуальность проблемы определяется социальным заказом общества. В Законе «Об образовании» Российской Федерации и «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается приоритет общечеловеческих ценностей. Поэтому в условиях становления рыночной экономики и развития современного российского общества становится значимым экономическое воспитание подрастающего поколения. Современные новые экономические условия диктуют необходимость воспитания с дошкольного возраста самостоятельных, активных, деятельных, трудолюбивых, экономически грамотных, высоконравственных, гуманных людей, что является базой дальнейшей жизнедеятельности личности.
На научно-методическом уровне актуальность исследования связана с тем, что наблюдается недостаточная научно-методическая разработанность процесса экономического воспитания детей в условиях дошкольного образовательного учреждения, хотя в последние годы интерес к экономическому воспитанию дошкольников в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни стал предметом пристального изучения.
Противоречия:
- между потребностью современного общества в экономически грамотном подрастающем поколении и недостаточностью современных исследований, закладывающих теоретические основы экономического воспитания в дошкольном детстве;
- между признанием экономического воспитания начиная с дошкольного возраста и недостаточной разработанностью теории экономического воспитания, в том числе по выявлению педагогических условий для его осуществления в дошкольном образовательном учреждении;
- между необходимостью практического решения проблемы экономического воспитания дошкольников и недостаточным научно-методическим обеспечением данного процесса.
Проблема: каковы педагогические условия, способствующие успешному осуществлению экономического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить оптимальные педагогические условия экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Объект: процесс экономического воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет: педагогические условия экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Осуществить анализ литературы по проблеме исследования.
2. Определить содержание и средства экономического воспитания.
3. Разработать технологию экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
В работе были использованы следующие методы:
1) методы теоретического исследования - систематизация, теоретический анализ литературы, синтез, составление библиографии, цитирование;
2) эмпирические методы: беседа в индивидуальной форме.
3) методы презентации полученных данных - таблицы, диаграммы;
4) математические методы: сравнительный анализ.
Опытно-экспериментальная база исследования: ДОУ № 254.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем усилена актуальность проблемы экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость: материалы, основные положения и выводы исследования могут быть использованы в практике работы современного ДОУ.
Структура и объем курсовой работы состоит из:
· введения;
· двух глав;
· заключения;
· списка использованной литературы;
· приложений.


Глава 1. Теоретические основы экономического воспитания детей дошкольного возраста
1.1 Понятие «экономическое воспитание»
Экономика - это 1) совокупность производственных отношений, соответствующих данной ступени развития производительных сил; 2) хозяйство района, страны, мира; 3) наука, изучающая развитие хозяйства и условия производства [8].
В последнее десятилетие отечественная наука и практика обратились к изучению роли экономики в формировании личности.
«Когда же следует начинать знакомство с экономикой?», «С какого возраста человек должен узнать о мире экономических отношений?», «Можно ли говорить об экономическом воспитании самых маленьких детей?» - вопросы, волнующие педагогов.
Экономическая жизнь общества многогранна и невозможно охватить все ее стороны. Особо важны те ее аспекты, которые затрагивают жизненный опыт детей на разных возрастных ступенях.
В исследованиях Клариной Л., Шатовой А., Смоленцевой А., и других педагогов отмечено, что в изменяющихся условиях современной общественной жизни непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать уже с дошкольного возраста,- когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.
Приобщение детей к экономике, первоначальное экономическое образование рассматривается учеными как один из факторов экономической социализации, оказывающий огромное влияние на складывающиеся отношения ребенка к материальным и духовным ценностями в целом на становление личности ребенка (Козлова Е.В., Козлова С.А., Журавлев А.В., Дробышева Т.В.).
Вместе с тем на сегодняшний день приходится констатировать, что на практике экономическое образование сводится главным образом к обучению. В связи с этим необходимо обратиться к рассмотрению таких понятий как «экономическое образование» и « экономическое воспитание».
Под «экономическим образованием» понимается процесс формирования элементарных экономических представлений, знаний, понятий в соответствии с возрастными возможностями обучающихся [13,с.35].
Практика также показывает, что речь идет, прежде всего, об обучении и оно направлено на формирование экономических знаний. Какое влияние они оказывают на личность ребенка, что происходит в результате усвоения этих знаний, не всегда ясно [13, с.26].
«Экономическое воспитание» в некоторых исследованиях трактуется как систематическое, целенаправленное воздействие с целью формирования у членов общества знаний, умений и навыков, потребностей и интересов, стиля мышления, соответствующих природе, принципам и нормам рационального хозяйствования в условиях рыночной экономики [7, с.76].
Однако в такой трактовке не обозначен важный аспект, касающийся формирования отношения и ценностных ориентаций воспитуемых. На наш взгляд наиболее оптимальным будет содержание определения «экономического воспитания», данного Шатовой А.Д.
«Экономическое воспитание» - это результат экономического просвещения, способствующего формированию хозяйского отношения к материальным и духовным ценностям и становлению начал ценностных ориентаций [13, с.36].
Действительно, экономическое воспитание в его традиционном понимании как процесс формирования экономического мышления, развития деловых качеств, общественной активности и предприимчивости лишь отчасти применимо к дошкольникам в силу возрастных особенностей их психического развития. Шатова А.Д. полагает, что «смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создан «предметный мир».
Анализ современных программ по экономическому воспитанию позволил определить также цель экономического воспитания дошкольников.
Цель экономического воспитания - это воспитание дошкольника социально адаптированной личностью, умеющей ценить результаты труда взрослых. Особенно близких ему людей, непосредственно проявляющих заботу о нем, ценить блага детства и быть разумным потребителем этих благ [13, с.4].
При этом экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящих ситуациях, и формирует деловые качества личности, но и обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой [9, с. 5].
Следует также указать, что дать детям представления об экономике и ее закономерностях это не дань моде, а необходимость, трактуемая обществом [15, с. 4].
С какого же возраста следует начать формирование экономических представлений у детей?
Оптимальным для решения задач экономического воспитания считают старший дошкольный возраст (6-7 лет) и Козлова С.А.., и Ледовских Н.К., и Калишенко В.Д. [5, с. 91].
Экономическое воспитание основано на психологических особенностях дошкольников, подтверждающих, что работу по нему необходимо начинать с 6 лет (Венгер Л.А., Запорожец А.В., Лисина М.И., Обухова Л.Ф., Смирнова Е.О., Эльконин Д.Б. и др.). Это обусловлено тем, что:
· происходит формирование нового типа психической организации, обеспечивающей более эффективную адаптацию к социальной реальности;
· общение детей становится внеситуативно - личностным, возникают сопереживание и взаимопонимание;
· у ребенка складывается истинная самооценка, которая позволяет ему осознавать свои возможности, то есть объективно относиться к себе и результатам своей деятельности [13, с.,45].
Эти особенности позволяют осуществлять экономическое воспитание в старшем дошкольном возрасте. Несмотря на это речь идет лишь о возможности формирования предпосылок экономического воспитания.
Исходя из особенностей детей, мы предлагаем начинать их знакомство с экономикой через первоначальное формирование экономических представлений, то есть через знакомство с разнообразием экономических понятий (категорий), со способами их применения и значением в жизни людей.
Представление - это наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения в памяти или воображении.
Произвольное оперирование представлениями в процессах памяти, воображения и мышления возможно благодаря их регуляции со стороны речевой системы.
Экономических представлений доступных детям 6-7 лет:
· представления о труде и его результатах, о его значении (Смоленцева А.А., Шатова А.Д., Курак Е.А, Крулехт М.В.);
· представления о деньгах (Курак Е.А., Шатова А.Д.);
· представления о профессиях (Шатова А.Д., Курак Е.А., Крулехт М.В., Смоленцева А.А.);
· представления о бюджете семьи (Смоленцева А.А., Курак Е.А., Шатова А.Д.);
· представления о качествах человека - хозяина (Курак Е.А., Козлова С.А., Шатова А.Д., Ледовских Н.А., Колишенко В.Д.. Смоленцева А.А.).
Данные представления являются основополагающими в экономике, а содержание, отобранное авторами программ, делает эти представления доступными детям уже в дошкольном возрасте.
1.2 Теория и практика в экономическом воспитании
Проблема экономического воспитания в истории педагогической мысли всегда была актуальной. Так, в своей книге «Материнская школа» Я.А.Коменский ставил цель широкого ознакомления детей с богатством окружающего вещного мира на уровне чувственного и действенного его познания [4].
В перечислении гуманитарных знаний, необходимых для детей дошкольного возраста, наряду с другими науками А.Я. Коменский называл экономику.
В XVII веке английский философ, педагог и психолог Дж. Локк цель воспитания видел в том, чтобы сформировать «джентльмена», умеющего «вести свои дела толково и предусмотрительно». Прогрессивным явлением в свое время было выделение Дж. Локком важности изучения среди других наук бухгалтерии, знание которой должно пригодиться деловому человеку. В данном случае направленность экономического воспитания очевидна, хотя термин «экономика» еще не употребляется [6].
Проведенный анализ зарубежной педагогики XVIII, XIX веков показал, что видные педагоги (Д. Дьюи, Г. Кершенштейнер, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо) не исключали значимости экономического воспитания, но в большинстве случаев рассматривали его в тесной взаимосвязи с трудовым воспитанием или даже в самой системе трудового воспитания.
По данным зарубежных исследований XX века, формирование первых экономических представлений у ребенка явилось следствием не только простого биологического взросления, но зависело от опыта обращения с деньгами (Дж. Брунер, К. Гудман, К. Данзигер). Большинством авторов подчеркивалось, что понимание детьми экономических понятий и законов дает более реалистическую информацию о процессах их мышления (М. Сигал, А. Фенэм, Д. Фридман).
В советский период А.С. Макаренко раскрыл основные направления семейного воспитания, в том числе экономического. Он утверждал, что с ранних лет в семейных условиях ребенок приучается к будущей хозяйственной деятельности и в нем воспитывается коллективизм, честность, заботливость, бережливость, ответственность.
В отечественной науке проблемой экономического воспитания на разных этапах детства также занимались многие ученые, среди которых А. Б. Фенько, О.С. Дейнека, С.Ю. Буренина, М.Ю. Семенов, Ю.В. Мацнев, Ж.А. Жилина, Е.В. Щедрина, Л.Ю. Кибизова, А.В. Суптеля, С.И. Ерина, В.В. Новиков, Г.Э. Белицкая, Е.В. Шелкопляс.
В этих и подобных исследованиях непосредственно сопоставлялись стадии инте........





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.