На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 01.04.2016. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



СОДЕРЖАНИЕ

Введение - 3 -
Глава 1 Теоретический аспект проблемы развития мелкой моторики у детей детского возраста с нарушением интеллекта
1.1 Изучение проблемы развития мелкой моторики в современной психолого-педагогической литературе - 5 -
1.2 Особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта - 8 -
Глава 2 Практическое изучение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
2.1 Организация практического изучения развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта - 13 -
2.2 Выявление уровня развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта - 18 -
2.3 Практическая деятельность по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта на групповых занятиях по изодеятельности и художественному труду - 26 -
Заключение - 40 -
Список использованной литературы - 43 -
Приложение А - 45 -
Приложение Б…………………………………………………………….- 46 -
Приложение В……………………………………………………………- 49 -

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В последние годы наблюдается тенденция увеличения числа детей с нарушением интеллекта, имеющих в разной степени выраженную общую моторную недостаточность, а также отклонения в развитии тонких движений пальцев рук. Умственно отсталые дети и младенческого, и более позднего дошкольного возраста характеризуются существенными отклонениями в развитии моторики. Они гораздо позднее своих сверстников начинают тянуться к висящей перед ними игрушке, пытаясь достать её, а также позднее начинают сидеть, стоять, передвигаться в пространстве ползком, ходить. Замедленное развитие двигательной сферы существенно снижает возможности ребенка знакомиться с окружающим его миром, ориентироваться в пространстве. Недоразвитие мелкой моторики у детей в школьном возрасте обязательно приведет к трудностям усвоения навыка письма. Недостаточное развитие функциональных возможностей рук может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребёнка в школе, трудностям усвоения навыка письма. Поэтому в дошкольном возрасте, и особенно у детей с нарушением интеллекта, очень важно создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития мелкой моторики.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Полноценное функционирование органов чувств и моторики имеет большое значение для психического развития, является основой формирования сложных психических процессов. В связи с этим была выбрана тема данной курсовой работы – «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта».
Объект исследования – мелкая моторика рук.
Предмет исследования – мелкая моторика рук у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Цель исследования – выявить особенности развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние разработанности проблемы развития мелкой моторики в современной психолого-педагогической литературе.
2. Определить особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
3. Провести практическое изучение уровня развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
4. Предложить содержание практической деятельности по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта на групповых занятиях по изодеятельности и художественному труду.
Гипотеза исследования: предполагаем, что у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта уровень развития мелкой моторики рук недостаточный и требуется проведение специальной работы по ее развитию.
База исследования: Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска «Детский сад № 322 комбинированного вида».
В исследовании приняли участие 15 детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта (9 мальчиков и 6 девочек).
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

1.1 Изучение проблемы развития мелкой моторики в современной психолого-педагогической литературе

При определении особенностей развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта важно изначально дать определение мелкой моторики и зафиксировать основные закономерности ее развития в онтогенезе.
Моторика определяется классиком отечественной психологии Л. С. Выготским как двигательная активность организма или отдельных органов [7]. Под моторикой понимается последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи [6].
Различают крупную и мелкую моторику, а также моторику определённых органов. Понятие мелкой (или тонкой) моторики человека обозначает точные двигательные способности его рук. В литературных источниках представлены следующие определения термина «мелкая моторика».
Н. А. Бернштейн трактует мелкую моторику как «совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног» [1]. Согласно определению Т. А. Ткаченко, мелкая моторика – это «координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук» [24]. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека [11].
В онтогенезе мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и другое, к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук [17]. В основе современных исследований моторного развития лежит учение П. Бернштейна и теория Дж. Гибсона. Показано, что моторное развитие имеет континуальный характер, развитие мануальных действий в раннем онтогенезе последовательно проходит ряд этапов. Для освоения таких действий как дотягивание и схватывание, ребенку необходимо сначала освоить управление движениями головы, затем формируется контроль позы и лишь, после этого появляется возможность координировано действовать руками.
В литературных источниках излагается последовательность и закономерность развития мелкой моторики у детей. Так, ребенок рождается со сжатыми кулачками - это врожденный рефлекс, который исчезает ближе к концу второго месяца. В 1 - 2 месяца ребенок начинает самостоятельно раскрывать ладошки и контролировать свои движения, осознает, что руки это часть его организма и с ними можно поработать [20]. К 3 - 4 месяцам ребенок развивает достаточную координацию, чтобы брать маленькие предметы. В возрасте 4-5 месяцев рука ребенка начинает выполнять роль манипуляторного органа. Большинство 4-месячных детей используют свои пальцы лишь для удержания предметов, сильно сжимая их, как в тисках. Как правило, до 7-8 месяцев дети не пользуются большим пальцем для удержания предмета. Примерно в этом возрасте младенцы начинают располагать кисти рук таким образом, чтобы им было проще ухватить предмет. В возрасте 12 месяцев тонкая моторика становится еще более совершенной. В 10-12 месяцев ребенок может брать мелкие предметы и рассматривать их, зажимая между большим и указательным пальцами [2].
В возрасте 6-7 лет улучшается тонкая моторика, поэтому дети могут застегивать и расстегивать одежду, некоторые выучиваются завязывать шнурки. В 6 лет моторика у детей развита уже настолько, что они начинают осваивать профессиональные виды деятельности - заниматься спортом, играть на музыкальных инструментах, танцевать.
Мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций. В. А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» [23]. Исследования ученых Института физиологии детей и подростков Санкт-Петербургской академии психологических наук (М. М. Кольцова, Е. И. Исенина) подтвердили связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой [14]. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированное тонких движений рук.
Так, М. М. Кольцова, доктор медицинских наук, профессор-физиолог, считает, что «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга». Следовательно, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка [14].
Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции не случайно. В лабораторном электрофизиологическом исследовании, проведенном Т. П. Хризман и М. И. Звонаревой, было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга [19]. Так как у правшей в левой лобной области находится двигательная речевая зона, а в левой височной области – сенсорно - речевая зона, оказалось, что если ребенок производит ритмические движения (разгибания и сгибания) пальцами правой руки, то в левом полушарии мозга у него возникает усиление согласованных электрических колебаний, именно в лобной и височной зонах. Движения пальцев левой руки вызывало такую же активацию в правом полушарии.
Мелкая моторика не является безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки и требует специального развития. Учеными (И. М. Сеченов, Н. А. Бернштейн и другими) было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев рук, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.
Таким образом, моторика представляет собой двигательную активность организма или отдельных органов. Различают крупную и мелкую моторику. Понятие мелкой (или тонкой) моторики человека обозначает точные двигательные способности его рук; координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики.

1.2 Особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Проблемой изучения моторики детей с нарушением интеллекта занимались Н. П. Вайзман, Н. Г. Морозова, Т. Н. Головина, Е. А. Екжанова, Э. Сеген, И. П. Павлов, Г. Е. Сухарева, А. А. Катаевой, Е. А. Стребелевой и другие. Некоторые из них (М. М. Кольцова, Н. И. Озерецкий) отмечают, что нарушения интеллекта у ребенка сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, овладение речью, трудовыми навыками.
По данным исследований М. М. Кольцовой была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики пальцев. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук [14].
Н. П. Вайзман обнаружил прогрессирующие нарушения психомоторной функции у детей - олигофренов при переходе от стадии дебильности к эмбицильности, к идиотии: чем тяжелее картина умственной недостаточности, тем более грубо нарушена психомоторика. Недостаточная скоординированность и чёткость непроизвольных движений, трудность переключения и автоматизации, недоразвитие тонких моторных актов, наличие явлений синкенезий, истощаемости – наиболее характерные черты двигательной сферы при нарушении интеллекта [3].
Согласно Б. П. Пузанову и В. А. Лапшину, почти у всех умственно отсталых дошкольников на¬блюдается отсутствие или значительное снижение интереса к ок¬ружающему, общая патологическая инертность (что, однако, не исключает крикливости, беспокойства, раздражительности и расторможенности). В дальнейшем у них не возникает интерес к иг¬рушкам, подвешенным над кроваткой или находящимся в руках у взрослого. Не происходит своевременного перехода к общению с взрослыми на основе совместных действий с игрушками, не возникает новая форма общения, свойственная младенческому возрасту в норме, - жестовая. Это сказывается на развитии первых действий с предметами - хватании и на развитии восприятия, тесно связанного в этот пе¬риод с хватанием [16].
Н. Г. Морозова замечает, что у детей раннего возраста с нарушениями интеллекта предмет¬ная деятельность не формируется. Некоторые из них не проявля¬ют интереса к предметам, в том числе к игрушкам. Они вообще не берут игрушки в руки, не манипулируют с ними. У них нет не только ориентировки типа «Что с этим можно делать?», но и более простой ориентировки типа «Что это?». В других случаях у детей третьего года жизни появляются манипуляции с предмета¬ми, иногда напоминающие специфическое его использование, но в действительности ребенок, производя эти действия, совсем не учитывает свойства и назначения предметов. Кроме того, эти манипуляции перемежаются неадекватными действиями [18]. Наличие неадекватных действий - характерная черта ребен¬ка с нарушениями интеллекта. Их действия с предметами представляют собой манипуляции, которые сходны с манипуляциями более маленьких детей в нор¬ме, но перемежаются неадекватными действиями, которые не характерны при нормальном развитии.
Н. В. Степанова также отмечает, что у многих детей с нарушениями интеллекта к 5–6 годам предметная деятельность оказывается не сформированной или достигает низкого уровня. Только часть детей может выполнить элементарные действия, направленные на обследование предмета: рассматривание, ощупывание, сравнение. Это связано с недоразвитием мелкой моторики и зрительно - двигательной координации. Движения пальцев рук у детей неуклюжи, нескоординированы, их точность и темп нарушены [22].
По мнению А. А. Катаевой, Е. А. Стребелевой у детей с отклонениями в развитии хватание без специального воздействия взрослого не возникает, что в сочетании с физиологической незрелостью ведет к несформированности ручных умений [12].
У детей-олигофренов, отмечает В. М. Астапов, недоразвита моторика в целом. Движения их плохо координированы, замедленны, неловки, у них обнаруживается явно выраженное недоразвитие сложных форм движения, отмечается плохая переключаемость с одного движения на другое, неумение выполнить движение по словесной инструкции [10].
В. И. Лубовский обращает внимание на то, что двигательная сфера олигофренов во многом дефектна и требует постоянного внимания и заботы [21].
По данным исследования О. Е. Косицыной, у большинства детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта развитие мелкой моторики находится на низком уровне. Наиболее низкие результаты дети показывают по таким пробам, как изучение динамической организации движений, развитие зрительно-двигательной координации, развитие выполнения действий двумя руками, развитие скорости [15].
Движения умственно отсталых дошкольников отличаются неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания. Ребенок, вышедший из младенчества, долго не умеет пользоваться чашкой и ложкой. Он разливает содержимое, не успев донести до рта, пачкая стол и свою одежду. В дошкольном возрасте многие умственно отсталые дети, с которыми специально не проводилась длительная, целенаправленная работа, не могут самостоятельно одеться и раздеться, правильно сложить свои вещи. Особую сложность представляет для них застегивание и расстегивание пуговиц, а также зашнуровывание ботинок [15].
Нередко предметы непроизвольно выпадают из их рук. Поливая комнатные растения, они расплескивают воду или льют её в слишком больших количествах. Слабое развитие моторики сказывается на других видах деятельности умственно отсталых детей. Так, их рисунки выполнены нетвердыми, кривыми линиями, отдаленно передающими контур предмета.
Итак, практически у всех групп детей с нарушением интеллекта отмечается недоразвитие мелкой моторики. Выраженность и причины моторного недоразвития различны. Это приводит к замедлению темпов формирования разнообразных двига¬тельных навыков, автоматизация которых требует много вре¬мени и усилий. Кроме того, сформированные навыки харак¬теризуются непрочностью и тенденцией к быстрому распаду. Недостатки в моторной сфере очень часто проявляются в мно¬гообразных стереотипно повторяющихся движениях.

Выводы по 1 главе

Моторика представляет собой двигательную активность организма или отдельных органов. Различают крупную и мелкую моторику. Понятие мелкой (или тонкой) моторики человека обозначает точные двигательные способности его рук; координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики.
У многих детей с нарушениями интеллекта к 5–6 годам предметная деятельность оказывается не сформированной или достигает низкого уровня. Движения пальцев рук у детей неуклюжи, неловки, нескоординированы, их точность и темп нарушены (замедленны или излишне ускорены, импульсивны), отмечается плохая переключаемость с одного движения на другое.
Сложность представляет застегивание и расстегивание пуговиц, зашнуровывание, нередко предметы непроизвольно выпадают из их рук, рисунки выполняются нетвердыми, кривыми линиями, отдаленно передающими контур предмета.
Темпы формирования разнообразных двига¬тельных навыков замедлены, автоматизация их требует много вре¬мени и усилий. Сформированные навыки харак¬теризуются непрочностью и тенденцией к быстрому распаду. Недостатки в моторной сфере очень часто проявляются в мно¬гообразных стереотипно повторяющихся движениях.


ГЛАВА 2
ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

2.1 Организация практического изучения развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Цель практической работы: выявление особенностей развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Задачи:
1. Разработать программу исследования (проведение организационной работы по отбору испытуемых, подбор методики исследования, подготовка материалов для исследования детей).
2. Выявить особенности развития мелкой моторики у детей.
В целях развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта были выявлены этапы эмпирического исследования. А именно:
1 этап – констатирующий,
2 этап – формирующий,
3 этап – контрольный.
Первый этап направлен на определение особенностей развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Цель первого этапа: проведение диагностики исходного уровня развития мелкой моторики.
Цель второго этапа определяет разработку заданий , содержание которых направлено на развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта..
Третий этап направлен на анализ и обобщение результатов исследования развития мелкой моторики у детей данной группы.
.............
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бернштейн Н. А. Очерки о физиологии движений и физиологии активности / Н. А. Бернштейн. - М.: МГУ, 2010. – 432 с.
2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук / С. Е. Большакова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – 176 с.
3. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. – М.: Аграф, 2009. – 298 с.
4. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. – М.: Просвещение, 2010. – 175с.
5. Волкова Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей / Г. А. Волкова. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. – 45 с.
6. Вопнярская И. Развитие мелкой моторики у ребенка / И. Вопнярская Современный семейный журнал. - 2007. - 13 ноября. – С. 6.
7. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 2010. – 543 с.
8. Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошколь¬ных учреждениях для умственно отсталых детей. – М.: Просвещение, 2011. – 394 с.
9. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. - М.: Просвещение, 2010. – 324 с.
10. Дети с нарушениями развития / сост. В.М. Астапов. – М. : Международная педагогическая академия, 2011. – 264с.
11. Ильин Е. П. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2013. - 384с.
12. Катаева А.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М. : ВЛАДОС, 2011. – 224с.
13. Катаева А.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учебник для сту¬дентов педагогических вузов / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. - М.: ВЛАДОС, 2010. – 328 с.
14. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М. М. Кольцова. - М.: Педагогика, 2013. – 143 с.
15. Косицына О.Е. Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях. [Электронный ресурс]. URL: 19_TSN_2014/Psihologia/8_173648.doc.htm (дата обращения: 28.06.2015)
16. Лапшин В.А. Основы дефектологии / В.А. Лапшин, Пузанов Б. П. – М.: Просвещение, 2011. – 143с.
17. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. - М.: Академический проект, 2010. – 286 с.
18. Морозова Н.Г. Особенности поведения аномальных детей дошкольного возраста / Сб. научных трудов. Особенности поведе¬ния аномальных детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта// Под ред. Л.П.Носковой. - М.: Просвещение, 2010. – 324 с.
19. Моурлот Л. И., Ремезова Л. И. Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста. – М.: Мозаика Синтез, 2010. – 104 с.
20. Светлова И. В. Развиваем мелкую моторику и координацию движений / И. В. Светлова. - М.: Эксмо, 2013. – 187 с.
21. Специальная психология: / под ред. В.И. Лубовского. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2011. – 464с.
22. Степанова Н.В. Развитие мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями интеллекта нетрадиционными видами изобразительной деятельности. [Электронный ресурс]. URL: articles/630670/ (дата обращения: 27.06.2015)
23. Сухомлинский В. А. Родительская педагогика / В. А. Сухомлинский. - М.: Знание, 2012. - 196 с.
24. Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков / Т. А. Ткаченко. - М.: Эксмо, 2010. – 219 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.