На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 95852


Наименование:


Диплом Исследование агрессивных аспектов нарциссизма

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 4.4.2016. Сдан: 2009. Страниц: 53. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




Содержание:

Стр.
Введение 2
Актуальность темы
Изученность проблемы
Глава I. Феномен агрессивного поведения
с точки зрения современной психологии
1.1. Понятие агрессии
1.2. Основные теории агрессии
Бихевиоральная модель (Уотсон, Скиннер, Фромм)
Гомеостатическая модель (Зильманна, Доллард, Миллер, Берковиц, Розенцвейг, Бандура)
Психоэнергетическая модель (Фрейд, Адлер, Кляйн, МакДуггал, Кэмпбелл)
Выводы по I главе:

Глава II. Понятия нарциссизма
2.1. Фрейд
2.2. Постфрейдисты (Абрахам, Юнг, Фромм, Джонсон, Райх, Кляйн, Розенфельд, Сигал, Стайнер, МакДугалл, Кернберг, Гартманн, Когут, Лакан, Балинт, Берстен, Грин, Эллман Бриттон)
2.3. Психиатрические концепции
Выводы по II главе

Глава III. Агрессивные аспекты нарциссизма
3.1. Нарциссическая травма
Нарушения в объектных отношениях
Депрессия и агрессия
3.2. Проявление агрессии у нарциссических клиентов
Аутоагрессия
Хроническая форма самоубийства (аскеза, мученичество, зависимость, неврастения, асоциальность, психоз)
Локальное самоубийство (членовредительство, вредные привычки, симуляция, полихирургия, непреднамеренные несчастные случаи, импотенция и фригидность)
Органическое самоубийство (психосоматика)
Негативная терапевтическая реакция (Фрейд, Абрахам, Райх, Райвери, Хорни, Лиментани, Эш, Брандшафт, Кляйн, Розенфельд, Когут, Кернберг, Райкрофт, Лапланш и Понталис, Томе и Кехеле, Сейнфилд, Мастерсон, Меннингер, Фенихель, Якобсон)
Выводы по III главе

Заключение

Список использованной литературы


ВВЕДЕНИЕ
1. Актуальность темы.
Интерес к проблеме человеческой агрессии носит всеобщий характер. К феномену агрессии человечество проявило интерес уже издревле, и в наше время она является предметом активнейших научно-практических изысканий. В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. В Европе и Америке на эту тему написано огромное количество статей и книг, регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. За последнее десятилетие во всем мире, особенно в странах СНГ, отмечается рост насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью.
Агрессивность современных людей является актуальной проблемой в нынешних условиях нашей жизни т.к. она носит в себе определённые психологические особенности, затрагивая не только окружающих человека людей, она создает трудности и для самого человека, в его взаимоотношениях с окружающими. Агрессивность является следствием наличия какого-то серьезного неблагополучия в ходе развития личности.
На сегодня наиболее впечатляющие результаты в изучении природы и механизмов агрессивного поведения достигнуты именно в психологической науке. Вполне естественно, что в этой интересной, сложной и интенсивно изучаемой области все еще остается много нерешенных проблем, и нет ответов на многие вопросы. Является ли агрессия исключительно поведенческой характеристикой, и, следовательно, в качестве агрессии можно и должно рассматриваться внешне выраженное действие, либо же агрессией могут быть мотивы, установки, эмоции. Следует ли говорить об агрессии только применительно к ситуациям взаимодействия живых существ? Всегда ли агрессия зло, или она может носить конструктивный характер? Всегда ли агрессия является видом проявления нарциссической патологии личности? Ответы на данные вопросы противоречивы.
Методические и концептуальные основания теорий агрессии все еще не соответствует доволь­но высокому уровню развития современной философии, в силу чего значительная часть теорий дает основания утверждать, что проблема человеческой агрессии, по своей сути, является одной из наиболее актуальных проблем современного мира.
2. Изученность проблемы.
Следует отметить, что темы «агрессивности» и «нарциссизма» не получили должной разработки в отечественной психологии. Даже в настоящее время публикации на эту тему у нас единичны, и представляют собой, главным образом, обзор зарубежных исследований [Зимин, Погодин, Фурманов, Тихомиров, Тарабрина, Сельченок, Мясищев, Лаврентьева, Качалов]. Анализ имеющейся литературы по проблеме «агрессии» и «нарциссизма» по­зволяет утверждать, что на сегодняшний день в психологии, в том числе и сложившихся определенных ее направлениях (фрейдизм, бихевиоризм и др.), отсутствует единое понимание терминов, причин возникновения «агрессии» и ее проявления. Также не существует единого подхода к решению проблем, связанных с агрессивностью.
Анализ научной литературы показывает, что проблема агрессии исследуется рядом авторов. Большой интерес представляет работа Роберта Бэрона и Деборы Ричардсон «Агрессия» [Бэрон, Ричардсон]. Эта книга является первым учебным пособием в России по этой теме. В ней представлен исчерпывающий обзор теорий, разнообразие экспериментальных методик, выводы и обобщения авторов, которые вносят значительный вклад в сокровищницу психологической науки.
Проблему агрессии также рассматривал Дэвид Майерс [Майерс]. Глубокий анализ этой проблемы представлен в его работе «Социальная психология». Автор дает подробное описание агрессии, различных теорий связанных с ней, а также исследует ряд факторов, провоцирующих агрессию при взаимодействии человека с окружающим миром. Более того, в работе описаны условия, которые ведут к катарсису - ослаблению агрессии.
К. Э. Изард в своей работе «Психология эмоций» [Изард] проанализировал и обобщил различные экспериментальные данные и теоретические концепции. Он описал влияние эмоции гнева на проявление агрессии, а также дал анализ различий между враждебностью и агрессией.
В работе «Психология человеческой агрессивности» составителем которой является К. В. Сельченок [Сельченок] представлен материал, который помогает понять сущность агрессивности и освоить искусство управления ею. Практически все собранные здесь статьи посвящены преимущественно практике контролирования агрессивных проявлений, а не пустому теоретизированию.
Р. С. Немов предположил, что за агрессивным поведением лежит особого рода мотив, получивший название мотив агрессивности. Описание этого мотива представлено в его работе «Психология» [Немов]. Также здесь дан анализ различных точек зрения о происхождении агрессивного поведения и описаны мотивационные тенденции, связанные с агрессивным поведением.
В отечественной литературе тема агрессии рассматривается в трудах по психологии мышления Рубинштейна С.Л. [Рубинштейн], Выготского Л.С. [Выготский], Тихомирова О. К. [Тихомиров], Матюшкина A.M. и др.; по психологии личности: Ананьев Б.Г. [Ананьев], Мерлин B.C. [Мерлин, лекции, очерки], Мясищев В.Н. [Мясищев] и др.; по проблемам психических состояний: Левитов Н.Д. [Левитов], Тарабрина Н.В. [Тарабрина], Василеж Ф.Е., Прохоров А.О. и др. Однако несмотря на многочисленные исследования эта проблема недостаточно изучена.
Нарциссизм (от гр. Narciss - Нарцисс, Наркисс - имя персонажа различных мифов) - в наиболее распространенном значении - самовлюбленность; любая форма любви к себе. Представление о нарциссизме и соответствующее понятие восходят к древнегреческим мифам. Согласно самой известной версии, Нарцисс - сын речного бога Кефисса и нимфы Лариопы - был юношей необычайной красоты. Его любви добивались многие женщины, но он отверг всех их. Одной из отверженных стала нимфа Эхо, которая настолько высохла от горя, что от нее остался только голос. Женщины потребовали наказать Нарцисса и богиня правосудия Немезида удовлетворила их иск. Нарцисс, увидев свое отражение в воде, влюбился в него, не смог оторваться от созерцания своей красоты и умер от любви к себе. После смерти был превращен богами в цветок нарцисс [Лапланш и Понталис, Погодин].
Понятие Нарциссизм иногда используется как обозначение и символ человеческого самопознания. Именно поэтому, в соответствии с заветом великих мудрецов древности - «Познай самого себя» - цветок нарцисс является эмблематическим изображением философии как формы человеческого самопознания [Бернес и Мур].
В современной литературе термин нарциссизм принято соотносить, прежде всего, с самооценкой. Нарциссизм - предпочтение собственного тела в качестве объекта полового влечения. Нарциссизм в психоанализе - состояние направленности либидо на собственное «Я» [Глоссарий Шаповаловой].
В понимании нарциссизма сохраняется идея о либидном катексисе Самости, но к этому добавляется структурное видение его раннего экономического значения и признание не только либидных, но и агрессивных элементов в нарциссических феноменах [Фрейд, Гантрип, Грин(Объект), Гринсон, Зимин, Иванищева, Качалов, Кернберг(агрессия), Кляйн(зависть), Когут, Лаврентьева, Мак-Вильямс, МакДуггал, Меннингер, Розенфельд, Томе и Кехеле, Фонаги и Моран, Фрейд (влечения), Хэгман, Эллман].
Нарциссизм - не только одна из наиболее актуальных, но также и сложных проблем современной психотерапевтической практики. Мнения исследователей расходятся как относительно категории, границ и статуса явления обозначаемого этим термином, так и относительно его природы, механизмов возникновения и конкретных форм проявления. В теоретических работах по данной проблеме много понятийных и лексических сложностей. Широкое применение термина «нарциссизм» приводит к путанице, поэтому все очевиднее становится необходимость более строгого его употребления.
Нарциссизм и агрессия стали довольно частым явлением современной социальной и политической жизни. Психоаналитики всего мира отмечают, что число людей с агрессивными проявлениями нарциссической патологии неуклонно растет. Однако, единства мнений по поводу терапевтических подходов к пациентам с нарциссическими расстройствами среди психоаналитиков и психотерапевтов нет.
Современное российское общество в целом можно диагностировать как доэдипальное, нарциссическое, с тяжелым расстройством совокупной, массовой личности. В основе этих расстройств лежит неспособность осознавать и канализировать примитивную агрессию, ярость, ненависть и деструктивность [Благовещенский].
В связи с этим, данная дипломная работа представляется довольно актуальной.
Цель исследования: данная работа посвящена исследованию агрессивных аспектов нарциссической патологии развития личности
Задачи исследования:
1. изучение понятия агрессии и основных теорий ее возникновения
2. изучение основных теоретических подходов к проблеме нарциссизма
3. исследование в рамках теоретического анализа специфики агрессивности нарциссических клиентов
Объект исследования - нарциссическая патология личности
Предмет исследования - агрессивные аспекты нарциссизма
Гипотеза исследования - агрессия пациентов с нарциссическими расстройствами носит специфический характер и проявляется больше в вид саморазрушительных тенденций.

Глава I. Феномен агрессивного поведения с точки зрения современной психологии
1.1. Понятие агрессии
В основе всякой агрессивности лежит тот или иной конфликт - осознаваемый или бессознательный, мимолетный или затяжной. Всякая агрессия является ничем иным, как проявлением активного, деятельностного недовольства человека условиями окружающей жизни, ближними или самим собой. Человек, отягощенный известным зарядом агрессивной активности, неизменно страдает от нее сам, причем в немалой степени. Плохо контролируемая агрессивность нередко оборачивается против самого индивидуума, проявляясь в различных формах саморазрушения.
Для рассмотрения проблемы агрессивности, необходимо выявить, что же такое агрессия? Берковиц Л. [Берковиц] обратил внимание на то, что одна из главных проблем в определении агрессии заключается в том, что в английском языке этот термин подразумевает большое разнообразие действии. Согласно, Бассу [Басс], агрессия - это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Р. Бэрон и Д. Ричардсон [Бэрон и Ричардсон], считают, что агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения:
Агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда;
В качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;
Под агрессией, по Э. Фромму [Фромм], следует понимать любые действия, которые причиняют или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту. Агрессивность, по Р.С. Немову [Немов] понимается как враждебность - поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред. По Зильману [Бэрон и Ричардсон, Психология человеческой агрессивности], агрессия - попытка нанесения другим телесных и физических повреждений. Бассов М.В. предложил такое определение агрессии. Агрессия - это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим [Семенюк, стр. 16].
Другое определение, предложенное несколькими известными исследователями [Психология человеческой агрессивности], содержит следующее положение: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды и оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям. В настоящее время под термином агрессия многими исследователями понимается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. В рабочем словаре психолога-консультанта [Словарь практического психолога] приведено, на мой взгляд, более полное определение агрессии:
Агрессия от лат. aggressio - приступать, нападение. Это очень общий термин, используемый для обозначения разнообразных действий, включающих нападение, враждебность и т.д. Эти действия могут быть мотивированы: а) страхом или фрустрацией; б) желанием вызвать страх у других людей или обратить их в бегство; в) стремлением добиться признание собственных идей или осуществления собственных интересов [Глоссарий Шаповаловой]. Это довольно широкое, но приемлемое определение, хотя оно не вполне отражает нюансы использования его в психологической литературе.
Конкретное использование этого термина обычно зависит от того, какое теоретическое направление оно представляет. При всем разнообразии выдвигающихся противоречивых теоретических обоснований, большинство из них подпадает под одну из четырех следующих категорий. Агрессия относится в первую очередь к: 1) врожденным побуждениям или задаткам; 2) потребностям, активизируемым внешними стимулами; 3) познавательным и эмоциональным процессам; 4) актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением [Развитие социальных эмоций, 15-21, психология агрессивности, Фурманов (обе)].
Агрессия как причинение ущерба или нанесение оскорбления. Агрессия имеет место, если результатом действий являются какие-то негативные последствия. Помимо оскорблений действием, такие проявления, как выставление кого-либо в невыгодном свете, очернение или публичное осмеяние, лишение чего-то необходимого и даже отказ от любви и нежности могут при определенных обстоятельствах быть названы агрессивными.
По мнению Басса [Басс], агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая - вербальная, активная - пассивная, прямая - непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые попадает большинство агрессивных действий.
Физическая - активная - прямая. Нанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия.
Физическая - активная - непрямая. Сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага.
Физическая - пассивная - прямая. Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью.
Физическая - пассивная - непрямая. Отказ от выполнения необходимых задач.
Вербальная - активная - прямая. Словесное оскорбление или унижение другого человека.
Вербальная - активная - непрямая. Распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке.
Вербальная - пассивная - прямая. Отказ разговаривать с другим человеком.
Вербальная - пассивная - непрямая. Отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения.
Враждебная агрессия в противоположность инструментальной агрессии. Враждебная агрессия - когда главной целью агрессора является причинение страданий жертве. Инструментальная агрессия - когда агрессоры нападают на других людей, преследуя цели, не связанные с причинением вреда. Агрессивные действия используются в качестве инструмента для осуществления различных желаний - для устранения неприятной ситуации или ослабления ее вредного влияния (например, сильный голод, дурное обращение) или с целью достижения различных внешних выгод. Реактивная агрессия предполагает возмездие в ответ на осознаваемую угрозу. Проактивная агрессия порождает поведение (например, принуждение, запугивание), направленное на получение определенного позитивного результата [Бэрон и Ричардсон, Психология человеческой агрессивности].

1.2. Основные теории агрессии
Существует три отличных друг от друга основных подхода к теориям происхождения агрессии. Все они отражают воззрения и эмпирический опыт конкретных исследователей и психологических школ разного времени.
1.2.1. Теория социального научения (бихевиоральная модель)
Теории Среды. Представители этого направления утверждают, что человеческое поведение формируется исключительно под воздействием социального окружения, т.е. определяется не «врожденными», а социально - культурными факторами [История философии и вопросы культуры]. Это касается агрессивности, которая является одним из главных препятствий на пути человеческого прогресса. Джон Локк [психология человеческой агрессивности] считал, что «благожелательность, заложенная в человеке природой изначально, обеспечивает изначально нравственные мотивы поведения и ведет благоразумному отношению к ближним и созданию добра вокруг себя», а религиозно-нравственные заповеди только несут ему деятельную поддержку. «Хорошее общество» обеспечит формирование хорошего человека или, по крайней мере, сделает возможным проявление его лучших природных качеств.
Бихевиоризм. Существование того, что называют внутренним миром человека, существование сознания, направленности как системы отношений и переживаний, бихевиоризмом или отрицается или же признается чем-то, не заслуживающим научного изучения: «все субъективные факторы, которые не поддаются непосредственному наблюдению, такие как: ощущение, восприятие, представление, влечение и даже мышление и эмоции, коль скоро они имеют субъективную природу не могут быть значимыми», - писал основатель бихевиоризма Д.В. Уотсон [психолгия человеческой агрессивности, стр. 83, Нюберг;]. На пути своего развития от чуть наивных формулировок Уотсона до филигранных необихевиористких конструкций Скиннера это учение претерпело довольно заметные изменения.
Психология Б.Ф. Скиннера [Скиннер] - это наука манипулирования поведением; ее цель - обнаружение механизмов «стимулирования», которые помогают обеспечивать необходимое «заказчику» поведение. Вместо условных рефлексов павловской модели Скиннер говорит о модели «стимул - реакция». Иными словами, это означает, что безусловно-рефлекторное поведение приветствуется и вознаграждается, поскольку оно желательно для экспериментатора. Скиннер считает, что похвала, вознаграждение являются более сильным и действенным стимулом, чем наказание. В результате такое поведение закрепляется и становиться привычным для объекта манипулирования, и что путем правильного применения «позитивных стимулов» можно в невероятной степени менять поведение, как животного, так и человека - и это даже вопреки тому, что некоторые слишком смело называют «врожденными склонностями». Агрессивность, как и другие формы поведения, является благоприобретенной и определяется тем, что человек стремиться добиться максимального преимущества в обществе себе подобных.
Ученый-бихевиорист А. Басс [Басс] определяет агрессию как «поведение, вызывающее раздражение и наносящее ущерб другим организмам». Он не включил в определение агрессии такой важный элемент как намерение (мотив), так как это, во-первых, прежде всего - целенаправленное действие, устремленное к будущей цели. А это несовместимо с бихевиористскими взглядами. Во-вторых, это понятие трудно применить согласно данной теории вообще. Басс в своей книге «Психология агрессии» отказывается от психоаналитического подхода к проблеме. По мнению Н.Д. Левитова, бихевиористская позиция обедняет изучение агрессии, упрощает, а иногда искажает это сложное, общественно детерминированное явление [Левитов].
Агрессия как приобретенное социальное поведение: прямое и викарное научение насилию. Викарное научение - научение через наблюдение научения других. Согласно Бандуре [Бандура (эксперимент)], анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов:
1) способов усвоения подобных действий,
2) факторов, провоцирующих их появление
3) условий, при которых они закрепляются.
· Приверженцы теории социального научения рассматривает агрессию как усвоение агрессивного поведения.
· Совершение агрессивного действия зависит от основных биологических факторов - нейрофизиологических механизмов, поскольку нервная система участвует в осуществлении любого действия, включая и агрессивное.
· Для формирования агрессивного поведения необходимо получение подкрепления, непосредственный опыт. Деньги, вещи, игрушки, социальное одобрение или более высокий статус, а также хорошее отношение со стороны других людей повышает вероятность того, что подобные действия будут повторяться и в дальнейшем.
· Дети и взрослые легко перенимают новые для них агрессивные реакции, к которым ранее не были предрасположены, просто в процессе наблюдения за поведением других людей.
· Существует три вида поощрений и наказаний, регулирующих агрессивное поведение. Во-первых, это материальные поощрения и наказания, общественная похвала или порицание и/или ослабление или усиление негативного отношения со стороны других. Во-вторых агрессия регулируется викарным опытом: например, путем предоставления возможности наблюдать, как вознаграждают или наказывают других. И, наконец, в-третьих, человек может сам себе назначить поощрения и наказания.

1.2.2. Фрустрационная теория (гомеостатическая модель)
Агрессия как проявление побуждения: теория фрустрации. Согласно этому положению агрессия берет начало от побуждения, определяемого как «неинстинктивная мотивационная» сила, являющаяся результатом лишения организма каких-либо существенных вещей или условий (фрустрация), и возрастающая по мере усиления такого рода депривации (потери желаемого). Сформулированная Джоном Доллардом [Доллард] и его коллегами теория фрустрации - агрессии звучит так:
Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме - всякий раз, когда кто-то испытывает фрустрацию, непременно последует какой-нибудь акт агрессии.
Агрессия всегда является результатом фрустрации - всякий раз, видя, что кто-то ведет себя агрессивно, можно предположить, что этот человек ранее испытал фрустрацию;
Доллард и соавторы полагали, что чем в большей степени субъект предвкушает удовольствие, чем сильнее препятствие, и чем больше количество ответных реакций блокируется, тем сильнее будет толчок к агрессивному поведению. Также они пришли к выводу, что степень замедления в любом акте агрессии варьирует в прямом соответствии с предполагаемой тяжестью наказания, могущего последовать за этим действием. Если индивидуума предостеречь от нападения на того, кто его фрустрировал, предварительно запугав каким-либо наказанием, он все еще будет стремится к агрессивным действиям. В результате могут иметь место агрессивные действия, направленные на совершенно другого человека, нападение на которого ассоциируется с меньшим наказанием.
По мнению А. Бандуры (1973), всякое эмоциональное возбуждение, идущее от негативно воспринимаемой стимуляции, может влиять на интенсивность агрессивных действий, если только действие вообще пойдет по пути агрессии [Бандура (эксперимент)]. Среди реакций на фрустрацию он выделяет: зависимость; достижения; отступление и разочарование; агрессию; психосоматические реакции; самоуспокоение; конструктивное решение проблемы. Эмпирические исследования показывают следующее: несмотря на то, что фрустрация иногда способствует агрессии, это бывает не столь часто.
Миллер, одним из первых сформировавший теорию фрустрации - агрессии, внес поправки в первое положение: фрустрация порождает различные модели поведения, и агрессия является лишь одной из них [Миллер]. Миллер предложил особую модель, объясняющую появление смещенной агрессии - то есть тех случаев, когда индивидуумы проявляют агрессию не по отношению к своим фрустраторам, а по отношению к совершенно другим людям. Автор предположил, что в подобных случаях выбор агрессорам жертвы обусловлен тремя факторами:
1) силой побуждения к агрессии;
2) силой факторов, тормозящих данное поведение;
3) стимульным сходством каждой потенциальной жертвы с фрустрировавшим фактором.
Миллер полагал, что барьеры, сдерживающие агрессию, исчезают более быстро, чем побуждение к подобному поведению, по мере увеличения сходства с фрустрировавшим агентом.
Фрустрация часто ведет к агрессивному поведению - считает С. Розенцвейг [Практическая психодиагностика]. Исследуя состояние фрустрации, он разделил все возникающие реакции на:
· экстропунитивные (внешне направленные),
· интропунитивные (внутренне направленные)
· импунитивные (ненаправленные)
Агрессивные реакции человека могут быть направлены либо на окружающую его среду, выражаясь в форме различных требований к ней, либо на самого себя как виновника происходящего, либо человек может занять своеобразную примиренческую позицию.
Рид Лоусон [Бэрон Ричардсон] поясняет, что фрустрация - конфликт между тем, чего хочется достичь, и возможностями совершить достижение. Браун и Фарбер [Бэрон Ричардсон] делают акцент на противоречиях, которые возникают при действии фрустраторов, и именно этой противоречивостью объясняют агрессивность, которой обычно отличаются реакции на эти ситуации.
Агрессивные тенденции: теория посылов к агрессии. Леонард Берковиц (1989, 1993) [Берковиц] утверждал, что фрустрация - один из множества различных аверсивных стимулов, которые способны лишь спровоцировать агрессивные реакции, но не приводят к агрессивному поведению напрямую, а скорее создают готовность к агрессивным действиям. Подобное поведение возникает только тогда, когда присутствуют соответствующие посылы к агрессии - средовые стимулы, связанные с актуальными или предшествовавшими факторами, провоцирующими злость, или с агрессией в целом. Фрустрация или другие аверсивные стимулы (например, несбывшиеся ожидание, боль, неприятные запахи, жара) провоцируют агрессивные реакции путем формирования негативного аффекта (эмоционально-чувственного возбуждения). Блокировка достижения цели, таким образом, не будет побуждать к агрессии, если она не переживается как неприятное событие. Стимул может приобрести агрессивное значение, если связан с позитивно подкрепленной агрессией или ассоциируется с пережитыми ранее дискомфортом и болью. Скорее он лишь «интенсифицирует» агрессивную реакцию на наличие некоего барьера, препятствующего достижению цели. У сильно фрустрированных индивидуумов агрессивное побуждение может ослабевать только при условии причинения ущерба фрустратору. Берковиц ввел две промежуточные переменные, одна из которых относилась к побуждению, а другая к направленности поведения, а именно - гнев (как побудительный компонент) и пусковые раздражители (запускающие или вызывающие реакцию ключевые признаки). Данную теорию косвенно подтверждает К. Изард в своей работе «Психология эмоций» [Изард], называя причиной гнева «чувство физического или психологического препятствия тому, что мы хотим делать», т.е. фрустрацию, в общем ее понимании.
Агрессивное возбуждение: теория переноса возбуждения. Долф Зильманн (1983, 1994) утверждает, что агрессия обусловлена возбуждением, то есть конструктом, который можно наблюдать и измерять (учащение пульса, повышение потоотделения и артериального давления). Одним из аспектов теории Зильманна является положение о том, что возбуждение от одного источника (например, физическая активность, фильмы с изображением насилия, возбуждающая эротика, также шум и подобное), усиливает или уменьшает силу эмоциональной реакции, способствует повышению агрессивной активности, возникновению и проявлению агрессивных реакций. Согласно теории переноса возбуждения Зиллманна, эмоциональная реакция гнева имеет такие же симптомы, какие ощущают люди во время любого вызванного эмоционального состояния, часто сопровождаемого учащенным сердцебиением, потными ладонями и повышенным артериальным давлением. Зильманн доказывал, что познание и возбуждение теснейшим образом взаимосвязаны; они влияют друг на друга на всем протяжении процесса переживания, приносящего страдания опыта и поведения. Он подчеркивал, что независимо от момента своего появления (до или после возникновения нервного напряжения) осмысление события, вероятно, может влиять на степень возбуждения. Если же рассудок человека говорит ему, что опасность реальна, или индивид зацикливается на угрозе и обдумывании своей последующей мести, то у него сохранится высокий уровень возбуждения. С другой стороны, угасание возбуждения является наиболее вероятным следствием того, что, проанализировав ситуацию, человек обнаружил смягчающие обстоятельства или почувствовал уменьшение опасности. Когда возникают сбои в познавательном процессе, обеспечивающем возможность подавить агрессию, человек, вероятнее всего, будет реагировать импульсивно (то есть агрессивно) (Zillmann, Katcher & Milavsky, 1972) [Бэрон и Ричардсон, Психология человеческой агрессивности].

1.2.3. Агрессия как инстинктивное поведение (психоэнергетическая модель)
Согласно эволюционному подходу, агрессия возникает потому, что человеческие существа генетически или конструктивно «запрограммированы» на подобные действия. Еще Ч. Ломброзо и Ферреро [Ломброзо] считали, что существует «врожденная криминальность индивида», которая обуславливает «аффективно-агрессивную готовность». ЛеБон, автор книги «Психология толпы» [ЛеБон] утверждает, что, когда человек становиться частью группы (ЛеБон называл ее «толпой»), он становиться частью этой толпы, регрессирует (возвращается) к примитивному психическому состоянию, подчиняясь слепым инстинктам он может вести себя как варвар, склонен к насилию и лишается критического отношения к своим действиям, руководствуясь эмоциями и теряя нравственные ориентиры и ограничения. Его исключительное и индивидуальное исчезает, и вместо этого начинает преобладать неосознаваемое психическое наследие предков.
Согласно Конраду Лоренцу, агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и других живых существ. Этот инстинкт развился в ходе длительной эволюции. Лоренц считал, что агрессивная энергия (имеющая своим источником инстинкт борьбы) генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Кроме врожденного инстинкта борьбы, все живые существа наделены возможностью подавлять свои стремления; последнее варьирует в зависимости от их способности наносить серьезные повреждения своим жертвам. Работа Конрада Лоренца является базовым фундаментом в развитии этологии как одной из научных дисциплин. Лоренц не только осуществил сравнительный анализ поведенческих предикторов животного мира, а также впервые высказал мысль, что агрессивное поведение является конечным продуктом в длинной цепи внутренней мотивационной системы напряженности, которую в последствии он назовет «фрустрирующими моментами» или просто «фрустрацией», а также конфликта различных мотивов, находящих свое выражение в агрессии. Анализируя агрессивное поведение в различных популяциях разных видов животных, Лоренц пришел к неоднозначному выводу о том, что эмоции и поступки людей, в тех или иных ситуациях, являются филогенетически измененной программой на генетическом уровне, т.е. унаследованной нами из глубины веков от наших первобытных предков. Таким образом, агрессия является проявлением одного из основных инстинктов - инстинкта борьбы за существование внутри видовой популяции, как у животных, так и у человека..
Теория Лоренца покоиться на двух фундаментальных посылках: первая - это гидравлическая модель агрессии, которая указывает на механизм возникновения агрессии. Чем больше количество агрессивной энергии имеется в данный момент, тем меньшей силы стимул нужен для того, чтобы агрессия «выплеснулась» вовне. Вторая - идея, что агрессивность служит делу самой жизни, способствуя выживанию индивида и всего вида. Из предположений Лоренца выводиться силлогизм: человек является агрессивным, ибо он таковым был, а агрессивным он был, так как он таков есть. Люди, как и звери, наделены врожденной агрессивностью, которая движет борьбой за выживание, причем, оборонительная, т.е. защитная агрессивность не спонтанна и не постоянна, а представляет собой реакцию на угрозу витальным интересам соответствующего живого существа. Тезис о гидравлическом характере накопившейся агрессии помогает Лоренцу объяснить жестокие и разрушительные импульсы человека. Как способствующая жизни, так и разрушительная агрессия подводиться под одну категорию, и единственное, что их объединяет, - это слово «агрессия».
Ясность в проблему, в противоположность Лоренцу внес Н. Тинберген [Тинберген]. Человек с одной стороны, сродни многим видам животных, особенно в том, что он ведет борьбу с представителями своего собственного вида. Но с другой стороны, среди многих тысяч биологических видов, борющихся друг с другом, только человек ведет разрушительную борьбу. Человек уникален тем, что он составляет вид массовых убийц; это единственное существо, которое не годиться для собственного общества. Но Н. Тинберген предупреждал, что исследователь, опирающийся на метод аналогии подвергается целому ряду опасностей; особенно, если для сравнения берутся физиологические явления из низшей ступени эволюции, если выводы о простейших формах поведения организмов более низкого уровня нервной организации используются для обоснования теорий о механизмах поведения высокоорганизованных структур.
В начале XX века Уильям МакДугалл (McDougall, 1908) [МакДугалл, Нюберг] высказал предположение, что агрессия является инстинктом, который вырабатывается для устранения препятствий на пути к удовлетворению других биологических импульсов. Основой психической жизни он считал стремление - «горме» (греч. horme - стремление, порыв; отсюда название концепции МакДугалла - гормическая психология): врожденные инстинкты и склонности либо приобретенные чувства.
Этолог Д. Кэмпбелл [Кэмпбелл] сформулировал этологическую концепцию территориаль­ной агрессивности, которую он опре­делил как «поведенческий синдром защиты и покро­вительства со стороны отдельной мужской особи в от­ношении женской особи или нескольких женских осо­бей и их потомства» (1979). Д. Кэмпбелл применил её для описания и объяснения «инди­видуальных инстинктов», однако многими современными исследователями она экстраполи­руется и на явления социального порядка (межэтническая, межгрупповая, межрасовая враждебность и войны).
Андри в своей охотничьей гипотезе [Бэрон и Ричардсон] утверждает, что в результате естественного отбора появился новый вид - охотники, которые нападали, чтобы не голодать. Это «охотничья природа» и составляет основу человеческой агрессивности. Андри уверяет, что именно охотничий инстинкт как результат естественного отбора в сочетании с развитием мозга и появлением оружия, поражающего на расстоянии, сформировал человека как существо, которое активно нападает на представителей своего же вида.
Социобиологический (генетический) подход. Социобиологи доказывают, что индивидуумы скорее всего будут содействовать выживанию тех, у кого имеются схожие гены (то есть родственников), проявляя альтруизм и самопожертвование, и будут вести себя агрессивно по отношению к тем, кто от них отличается или не состоит в родстве, то есть у кого наименее вероятно наличие общих генов. Согласно социобиологическому подходу агрессивные взаимодействия с конкурентами представляют собой один из путей повышения репродукции в условиях окружающей среды с ограниченными ресурсами - недостатком пищи или брачных партнеров [Бэрон и Ричардсон, Психология человеческой агрессивности]. Таким образом, социобиологи убеждают нас, что агрессивность - это средство, с помощью которого индивидуумы пытаются получить свою долю ресурсов, что, в свою очередь, обеспечивает успех (скорее на генетическом уровне) в естественном отборе.
Психоаналитический подход. Теория Зигмунда Фрейда была первой ступенькой к преодолению противоречий прежних теоретических построений. В «Групповой психологии и анализе “Я”» Фрейд обращается к книге французского врача и социопсихолога Г. ЛеБона, автора книги «Психология толпы». В своих работах Фрейд [Фрейд (психология Я, Я и Оно)] уделял феномену агрессии, как таковой, сравнительно мало влияния, считая сексуальность (либидо) и инстинкт самосохранения главными преобладающими силами в человеке. Однако в 20-е годы он полностью отказывается от этого представления. Уже в работе «Я и Оно» [Фрейд (Я и Оно)], а также во всех последующих трудах он выдвигает новую дихотомическую пару: влечение к жизни (Либидо) и влечение к смерти (Мортидо). Сам он описывал новую стадию своего теоретизирования следующим образом: «Размышляя о происхождении жизни и развития разных биологических систем, я пришел к выводу, что наряду с жаждой жизни (инстинкт живой субстанции к сохранению и приумножению своего вида) должна существовать и противоположная страсть - страсть к разложению живой массы, превращение живого в первоначальное неорганическое состояние. То есть, наряду с эросом, должен существовать инстинкт смерти» [Фрейд (Я и Оно), 176 стр.]. Инстинкт смерти направлен против самого живого организма и потому является инстинктом либо саморазрушения, либо разрушения другого индивида (в случае направленности во вне). Если инстинкт смерти оказывается связан с сексуальностью, то он находит свое выражение в формах садизма или мазохизма. И хотя Фрейд неоднократно подчеркивал, что интенсивность этого инстинкта можно редуцировать, основная же теоретическая предпосылка его гласит: человек одержим одной лишь страстью - жаждой разрушить либо себя, либо других людей, и этой трагической альтернативы ему вряд ли удастся когда-либо избежать. Из гипотезы о влечении к смерти следует сделать вывод, что агрессивность по сути своей является не реакцией на раздражение, а представляет собой некий постоянно присутствующий в организме весьма подвижный импульс, обусловленный самой конституцией человеческого существа, самой природой человека.
Фрейд в своих более поздних работах применил понятие «Танатоса», как «жажды разрушения» противоположной «Эросу» (инстинкту жизни), к понятию агрессии, распространив это понятие на совершенно разные типы агрессии, и таким образом, сведя все эти виды проявления агрессии к одному единственному инстинкту смерти. По мнению Фрейда, основное и врожденное противоречие между инстинктами жизни и смерти означает, что в каждом индивидууме должна происходить борьба между стремлением жить и желанием умереть, вернуться в состояние дезинтеграции, в безмолвие могилы. По мнению Фрейда, эта борьба формирует базис, на котором основывается все развитие индивидуума. Инстинкт смерти является тенденцией к смерти и направлен против жизни субъекта и желания жить. Инстинкт смерти - это изначальная, направленная на себя форма деструктивности. Этот фактор необходимо учитывать во всех случаях самодеструктивного поведения.
Фрейд чувствовал недостаточность клинических доказательств инстинкта смерти. Слишком просто ухватиться за инстинкт смерти как объяснение всех видов агрессии. То, что может казаться «первичной агрессией» может оказаться чем-то другим - в данном случае очень примитивным состоянием фрустрации. Действительно, направленная на себя агрессия может иметь различные мотивы: прекратить боль или страдания, отказаться от зависимости, даже защитить других от «плохих» частей самого себя. Инстинкт смерти настолько внедрен в эти действия и настолько скрыт под аспектами принципа удовольствия, что Фрейд считал его клинически «безмолвным». Фрейд думал, что этот инстинкт был внедрен в процесс повторения (трансфер).
Большинство психоаналитиков, взяв на вооружение теорию Фрейда, воздержались от восприятия той части учения, которая говорит об инстинкте смерти, возможно, потому, что она выходит за рамки механистического биологического мышления, согласно которому все «биологическое» автоматически отождествляется с физиологией инстинктов. Однако, положение теории Фрейда о том, что внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может вызвать разрядку разрушительной энергии и, таким образом, уменьшить вероятность появления более опасных действий, получает практическое подтверждение.
Альфред Адлер в своих работах указывал на несоответствие прежней дуалистической пары Фрейда [Адлер (1,2)]. Агрессию и волю к власти Адлер считал мощным генератором энергии самосовершенствования. Фрейд говорил, что в человеке всегда присутствует агрессивный инстинкт. Адлер утверждал, что человек не обречен на то, чтобы быть во власти животных инстинктов, что он может, хотя это и требует усилий, изменять свою судьбу, формировать ее, стремиться вверх, к совершенству, а не только бороться со своими низменными страстями. Он полагал, что в каждом человеке заложена инстинктивная потребность борьбы за выживание, которая выражается в врожденном стремлении к превосходству, захвату чужого и защите жизненного пространства. Такие стремления активизируются как компенсаторная реакция на реальное или воображаемое ощущение ущербности - комплекса неполноценности. Комплекс физической неполноценности может стать причиной невротической ущербности, но и мощным стимулом догнать и перегнать других умственно или во влиянии на людей. К этому добавляется стремление к власти над людьми, интеллектуальному и духовному превосходству, славе, расширению влияния.
Адлер первым стал рассматривать агрессию не только как стремление уничтожить, разрушить фрустрирующий объект, сорвать злость, нанести ущерб, но и как важнейший инстинкт выживания и достижения жизненных целей. Он показал, что агрессивность может выражаться в социально приемлемых и даже престижных формах - в виде принятия на себя инициативы и ответственности во взаимоотношениях с другими, труд на благо социума, здоровое стремление к саморазвитию и раскрытию способностей, формированию наиболее совершенного образа жизни, в личных достижениях - спорт, творчество, наука и т.д. Негативная реализация врожденного чувства агрессии происходит, когда люди борются за власть и первенство над другими для эгоистического самоутверждения, в ущерб другим, под девизом «цель оправдывает средства» или «победа любой ценой». Адлер считал, что в криминальной агрессии нет ничего, кроме «инстинкта агрессии, повышенного из-за чувства неполноценности индивида..» [Адлер (2)].
Вклад Мелани Кляйн в психоаналитическую теорию развития ребенка тесно связан с основными открытиями З. Фрейда. Наличие и интенсивность деструктивных импульсов младенца - были одним из наиболее важных открытий М. Кляйн [Кляйн (обе)]. Она обнаружила, что эти импульсы беспокоили детей, поскольку в их играх агрессия могла перевесить любовные, сексуальные и позитивные аффек........

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Словари:
1. Глоссарий основный терминов динамической психиатрии / Под ред. В.А. Шаповаловой // >1. Зеленский В. Словарь аналитической психологии // dictionary
2. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. - М.: Высшая школа, 1996. - 623 с.
3. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа // dictionary
4. Психоаналитические термины и понятия / Под ред. Бернеса, Э. Мура, Д. Бернарда. - М.: Класс, 2000. - 304 с.
5. Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. <Оксфордский толковый словарь по психологии / Под ред. А. Ребера, 2002 // > dictionary
II. Книги и статьи:
6. Адлер А. О нервическом характере. - СПб.: АСТ Университетская книга, 1997. - 354 с.
7. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 214 с.
8. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. - М.: Педагогика, 1980. - Т. 1
9. Балинт М. Первичный нарциссизм и первичная любовь. - М.: Когито-Центр, 2002. - 248 с.
10. Бандура А. Исследования агрессии в эксперименте. - М.: Педагогика, 2002. - 175 с.
11. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М.: Наука, 1999. - 217 с.
12. Басс А.Г. Психология агрессии // журнал Вопросы психологии. - 1967. - №3. - С. 60-67
13. Берковиц Л. Что такое агрессия. - М.: Наука, 2002. - 290 с.
14. Благовещенский Н. А. Профессиональная психотерапия и профессиональное консультирование: прошлое, настоящее и будущее // Глубинная психология русской души. Доклад Межд. конгресса 23 июня 2005. - М., 2005 // < docs/antizip/>
15. Бриттон Р. Нарциссизм и нарциссические расстройства // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2008. - №4 // index.php
16. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 2000. - 420 с.
17. Вундт В. Введение в философию. - М.: Добросвет, 1998. - 367 с.
18. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса: Собр. соч. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1982. - Т. 1
19. Гантрип Г. Шизоидные явления, объектные отношения и самость: пер. с англ. - New York: International Press, Inc., 1969
20. Грин А. От непостижимого в своей целостности объекта к функции, создающей объект. Доклад на 4-ом симпозиуме EPF в Вене // < index.php?option=com_docman&task=search_result&Itemid=25>
21. Грин А. Мертвая мать. - пер. с франц. Е. В. Пашковой, научная редакция П.В. Качалова статьи Green А. «La Mere morte» In: Narcissisme de Vie, Narcissisme de Mort, Paris: Les Editions de Minuit, 1983. - pp. 222-253
22. Гринсон Р.Р. Техника и практика психоанализа. - М.: Когито-Центр, 2003. - 478. с.
23. Доллард Д. и др. Фрустрация и агрессия. - М.: Наука, 1993. - 478 с.
24. Жмуров В.А. Психопатология: В 2 т. - Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1994. - Т. 2
25. Зимин В.А. Эдип и Нарцисс: к вопросу о комплементарности конфликта и дефицита // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2001. - № 2 // index.php
26. Иванищева Л.В. Нарциссическое расстройство личности. Образование ложного Сэлф // < dig0023.htm>.
27. Изард К. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 1999. - 476 с.
28. История философии и вопросы культуры: Сб. статей. - М.: Мысль, 1975. - 365 с.
29. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. - СПб.: Питер, 2006. - 944 с.
30. Качалов П. Техника психоаналитического лечения пограничных (нарциссических) расстройств по Андре Грину, или как лечить секс ангелов. Полная версия дискуссии клинического «Случая Ангела», представленного д-ром Андре Грином на Коллоквиуме Международного Журнала Психоанализа. - М., 2004 // green-angel.php
31. Кернберг О. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. - М.: Класс, 2001. - 368 с.
32. Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства: Стратегии психотерапии. - М.: Класс, 2000. - 464 с.
33. Кернберг О. Развитие личности и травма: пер. с нем. // журнал Person Lichkeitsstorungen. - 1999. С. 5-15 // library.php?part=article&id=607
34. Кляйн М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной жизни ребенка: Сб. Развитие в психоанализе. - М.: Класс, 2001. - 467 с.
35. Кляйн М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников. - СПб.: Б.С.К., 1997. - 96 с.
36. Когут Х. Анализ самости: Систематический подход к ле­чению нарциссических нарушений личности. - М.: Когито-Центр, 2003. - 369 с.
37. Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. - СПб.: Мирт, 1999. - 297 с.
38. Лаврентьева Н.А. Негативная терапевтическая реакция в работе с нарциссическим пациентом // < node/563>
39. ЛеБон Г. Психология толп. - М.: Изд-во КСП+, Институт психологии РАН, 1998. - 305 с.
40. Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии // журнал Вопросы психологии. - 1972. - №6. - С. 168-174
41. Ломброзо Ч. Преступный Человек. - М.: Наука, 1960. - 292 с.
42. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло) // журнал Вопросы философии. - 1992. - № 3. - С. 5-54
43. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1997. - 397 с.
44. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе. - М.: КЛАСС, 2003. - 480 с.
45. МакДуггал Дж. Театр души. Иллюзия и правда на психоаналитической сцене. - СПб.: ВЕИП, 2002. - 306 с.
46. МакДугалл У. Инстинкт драчливости: Война в аспекте психологии, социологии и антропологии. - М.: Педагогика, 1984. - 299 с.
47. Меннингер К. Война с самим собой. - М.: Эксмо-Пресс, 2000. - 480 с.
48. Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека. - Пермь, 1972. - 450 с.
49. Мерлин В.С. Очерк интегративного исследования индивидуальности. - М.: Класс, 1986. - 235 с.
50. Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я. - М.: Академический Проект, 2001. -144 с.
51. Миллер Н.Е. Фрустрационно-агрессивные гипотезы (физиологическое обозрение). - М., 1939
52. Мясищев В.Н. Основные проблемы психологических состояний и психологии отношений человека: Сб. Психологическая наука в СССР. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960
53. Немов Р. С. Психология. - М.: Просвещение, 1995. - 480 с.
54. Нежелательные явления в процессе психотерапии (обзор литературы) / В.И.Бородин, Н.В.Миронова, Д.Д.Новиков // www/consilium-medicum.com
55. Нюберг Стивен Л. (Steven L. Neuberg), профессор социальной психологии государственного университета в Аризоне (Arizona State University). Истоки раздражения и агрессии // < >
56. Погодин И. Грандиозность и отчаяние нарцисса // library.php?part=article&id=104
57. Психология человеческой агрессивности: Сб. статей. - Минск: Харвест АСТ, 2001. - 524 с.
58. Психосоматика: справочник практического психолога. - М.: ЭКСМО, 2005. - 992 с.
59. Рабочий словарь психолога-консультанта: Под ред. В. Б. Шапаря. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 496 с.
60. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Под ред. А.В. Запорожца., Л.З. Неверович. - М.: Просвещение, 1986. - 268 с.
61. Райх В. Анализ характера. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 576 с.
62. Розенфельд Г. Клинический подход к психоаналитической теории инстинктов жизни и смерти: исследование агрессивных аспектов нарциссизма // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2003. - № 2 // index.php
63. Розенфельд Г. Деструктивный нарциссизм и инстинкт смерти // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2008. - № 4 // index.php
64. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000. - 712 с.
65. Сельченок К. В. Психология человеческой агрессивности. - Воронеж: НПО МОДЭК, 1994. - 450 с.
66. Семенюк Л.М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявления у детей подросткового возраста // Сб. Методические рекомендации в помощь педагогам - практикам. - М., 1991. 355 с.
67. Сигал Х. Некоторые клинические приложения разработок Мелани Кляйн: выход из нарциссизма // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2008. - № 4 // index.php
68. Х. Сигал Д. Белл, Теория нарциссизма в работах Фрейда и Кляйн // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2008. - № 4 // index.php
69. Скиннер Б.Ф. Бихевиоризм 50-х, Американская социологическая мысль: Сб. текстов / Под ред. В.И. Добренькова. - М.: Изд-во МГУ, 1994
70. Тарабрина Н.В. Экспериментально - психологические и биохимические исследования состояния фрустрации и эмоционального стресса при неврозах: Автореф. дисс. канд. психолог. Наук. - Л., 1987.- 52 с.
71. Тахка В. Обращение с потерей объекта // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2000. - № 1 // index.php
72. Тинберген Н. Поведение животных. - М.: Мир, 1978. - 488 с.
73. Тихомиров O.K. Психология мышления / Уч. пособие. - М.: Изд-во МГУ, 1984
74. Томе Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ: в 2 т. - М.: Прогресс-Литера, 1996. Т. 1
75. Феничел О. Психоаналитическая теория неврозов. Проблемы психоаналитической техники. - М.: Академический проект, 2004. - 848 с
76. Фонаги П., Моран Дж.С., Таргет М. Агрессия и психологическая самость // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2004. - № 2 // index.php
77. Фрейд З. Бессознательное // Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа. - СПб.: Алетейя, 1998. - С. 151-193.
78. Фрейд З. Влечения и их судьба // Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа. - СПб.: Алетейя, 1998. - С. 125-150.
79. Фрейд З. О нарциссизме . Я и Оно / Труды разных лет. - Тбилиси: Мерани, 1991. - С. 133-142.
80. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия // Фрейд З. Психология бессознательного. - СПб.: Питер. 2004. - С. 340-377.
81. Фрейд З. Печаль и меланхолия // Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа. - СПб.: Алетейя, 1998. - С. 211-231.
82. Фрейд З. Три очерка по теории сексуальности // Фрейд З. Психология бессознательного. - СПб.: Питер, 2004. - С. 113-180.
83. Фрейд З. Я и Оно // Фрейд З. Психология бессознательного. - СПб.: Питер, 2004. - С. 378-390.
84. Фрейд З. Леонардо да Винчи. Воспоминание детства // Фрейд З. Психоаналитические этюды. -Минск, 1997. - С. 370-422.
85. Фрейд З. Тотем и табу. Психология масс и анализ человеческого Я // Фрейд З. Психоаналитические этюды. - Минск, 1997. - С. 422-480.
86. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: Республика, 1994. - 447 с.
87. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Минск: Литера, 1996. - 487 с.
88. Фурманов И. А. Психология депривированного ребенка: пособие для пси­хологов и педагогов. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 319 с.
89. Хиншелвуд Р. Д. Словарь кляйнианского психоанализа. - М: Когито-Центр, 2008. - 566 стр.
90. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. - М.: ПРОГРЕСС, 2000. - 432 с.
91. Хэгман Дж. Роль Другого в горевании // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2002. - № 3 // index.php
92. Эллман К.С. Пустая мать: страх деструктивной зависти у женщин: Сб. Терапевтические отношения в психоанализе. - М.: Когито-Центр, 2007. - 678 с.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.