На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 95855


Наименование:


Диплом изучение особенностей основных компонентов выразительной речи у старших дошкольников с ОНР

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 4.4.2016. Сдан: 2012. Страниц: 74. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы формирования выразительной стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ.
1.1. Сущность и содержание выразительной стороны речи детей дошкольного возраста…………………………………………………………….6
1.2Особенности развития выразительной стороны речи детей с общим недоразвитием речи……………………………………………………………...10
1.3. Коррекционно-педагогическая работа по формированию выразительной стороны речи у детей с общим недоразвитием речи……………………..…...14
Глава 2 Опытно - экспериментальная работа по формированию выразительной стороны речи у дошкольников с ОНР в условиях ДОУ.
2.1. Выявление уровня сформированности выразительной стороны речи у старших дошкольников с ОНР …………...………………………………...…..21
2.2. Содержание, методы и формы по формированию выразительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в условиях ДОУ……...39
2.3. Выявление динамики в формировании выразительной стороны речи у старших дошкольников с ОНР………………………………………………….49
Заключение………………………………………………………………………60
Список литературы………………………………………………………………63
Приложение………………………………………………………………………68


Введение
Благодаря речи люди получают широкие возможности общения друг с другом. Передаваемая выразительными средствами информация многообразна: она включает сведения не только о содержании речи, но и о коммуникантах, о ситуации общения, об отношении к ней говорящего. Формирование выразительной речи является одной из важнейших задач коррекционно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи. Под выразительностью речи понимается умение внятно выражать свои мысли и чувства; умение интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя.
Сущность компонентов выразительности речи: ударение, мелодика, темп, ритм, сила, тембр.
О значении выразительной речи писали В.А. Гравер, Н.С. Самойленко, Н.А.Власова, Д.С. Озорецковский, Ю.А. Флоренская. Они подчеркивали общепедагогическое ее влияние на различные болезненные отклонения сфере человека, а также ее воздействие на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка.
Немецкие исследователи К. Колер и К. Швабе указывали на психотерапевтический аспект выразительных навыков.
В.А.Гиляровский писал, что упражнения направленные на формирование выразительной речи оказывают влияние на общий речевой тонус, на моторику, настроение, способствуют тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры.
В.М. Бехтерев выделял следующие цели выразительного воспитания речи: выявить ритмические рефлексы, приучить организм ребенка отвечать на определенные раздражители, установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных и раскрепостить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.
Е.В. Чаянова, Е.В. Конрова считали, что система специальных заданий, формирующих выразительную речь, способствуют развитию внимания (его концентрации, правильному распределению, повышению объема, устойчивости), памяти (зрительной, слуховой, моторной, логической, комплексной).
Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др. выдвигали концепцию о комплексном и системном подходе к обучению выразительной речи детей с нарушением речи.
В тоже же время можно констатировать, что приемы преодоления данных нарушений у детей с ОНР изучены недостаточно. В связи с этим актуальность работы заключается в определении работы над формированием выразительной речи у дошкольников с ОНР, в разработке направлений и форм организации работы над этой проблемой у детей данной группы, в устранении имеющихся нарушений.
Объект исследования: развитие речи детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Цель исследования: является изучение особенностей основных компонентов выразительной речи у старших дошкольников с ОНР и выработке методики специальных коррекционных упражнений для их нормализации.
Задачи.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития выразительной речи.
2. Подобрать диагностический инструментарий для выявления уровня сформированности выразительной стороны речи.
3. Провести коррекционно - педагогическу работу по формированию выразительной стороны речи у старших дошкольников с ОНР.
4. Проанализировать динамику сформированности выразительной стороны речи у старших дошкольников с ОНР.
Методы исследования:
· анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования;
· педагогический эксперимент;
· качественный и количественный анализ результата.
Организация исследования: данное исследование проводилось на базе МДОУ №95 - детский сад комбинированного вида для детей с ОНР.





Глава 1. Теоретические основы формирования выразительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
1.1. Сущность и содержание выразительной стороны речи детей дошкольного возраста.
Формирование выразительной речи является одной из важнейших задач коррекционно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста.
Значение выразительной речи в обучении детей дошкольного возраста подчеркивали многие исследователи. В.А.Гиляровский писал, что упражнения направленные на формирование выразительной речи оказывают влияние на общий речевой тонус, на моторику, настроение, способствуют тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры.
Е.В. Чаянова, Е.В. Конрова считали, что формируя выразительную речь педагог способствует развитию внимания (его концентрации, правильному распределению, повышению объема, устойчивости) и памяти (зрительной, слуховой, моторной, логической, комплексной) ребенка дошкольного возраста.
О значении выразительной речи писала В.А. Гравер, Н.С. Самойленко, Н.А.Власова, Д.С. Озорецковский, Ю.А. Флоренская. Они подчеркивали общепедагогическое влияние выразительной речи на различные болезненные отклонения в дошкольном возрасте, а также воздействие на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка.
Под выразительной организацией речи понимается совокупность звуковых средств, которые оформляют последовательности сегментных единиц (фонем) и служат для объединения их в значимые языковые единицы: слова, синтагмы, высказывания. Использование в качестве выразительных характеристик речи таких обязательных признаков звука, как длительность, интенсивность и частота основного тона, является одним из универсальных свойств человеческой речи [46, с. 25].
По определению Н.Д. Светозаровой выразительная речь - сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.
Основные элементы выразительной речи.




Интенсивность произнесения - степень усиления или ослабления выдыхания, голоса, темпа и артикулирования при произнесении звуков речи, то есть силы или слабости произнесения при артикуляции звуков, особенно гласных.
Дикция - четкое, внятное выразительное произношение слов.
Пауза - знак, прерывающий звучание на определенный отрезок времени (в речи, музыке).
Интонация - мелодический оборот, имеющий выразительное значение.
Рифмовка - симметричное расположение звуков.
Ударение - акцент, выделение тех или иных единиц в речи с помощью фонетических средств.
Мимика - искусство путем жестов, поз и различных выражений лица изображать мысли и чувства; это язык инстинкта и телодвижений, являющихся отголоском известного настроения, аффекта и вообще психической работы.
Мелодика речи - совокупность тональных средств, характерных для данного языка; модуляция высоты тона при произнесении фразы.
Ритм речи - упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием.
Темп речи - скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной и слуховой напряженности.
Тембр голоса - окраска, качество звука.
Речевое дыхание - дыхание в процессе речи.
Речевое дыхание непосредственно сопровождает процесс порождения речи, являясь основой голосообразования, формирования звуков, мелодики.
Речевое дыхание отличается от обычного дыхания:
- более быстрым вдохом и замедленным выдохом;
- значительным увеличением дыхательного объема;
- преимущественно ротовым типом дыхания;
- максимальным расхождением голосовых складок на вдохе и сближением их почти до соприкосновения на выдохе.
Логическое ударение - интонационное средство; выделение какого-либо слова в предложении интонацией; слова произносятся более членораздельно, длительно, громко.
Собственно термин «выразительная речь» (просодика) впервые упоминается в трудах древнегреческих грамматистов и обозначает дополнительные особенности речи, не зависимые от основной артикуляции звука. Современные лингвисты рассматривают выразительную речь, как совокупность ритмико-интонационных свойств, играющих немаловажную роль для осуществления коммуникативной функции речи, поскольку именно с их помощью говорящий передает разнообразие информации и свое эмоциональное состояние.
В лингвистике в качестве ведущих характеристик просодики выделяют частоту основного тона, интенсивность (громкость) и длительность. Однако полноценное просодическое оформление речи невозможно без участия таких его компонентов, как: тембр, мелодика, пауза, ударение и др.
Понятие тембра рассматривается исследователями неоднозначно. С одной стороны - это особая, качественная окраска звучания, создаваемая специфическим соотношением силы основного тона и обертонов, зависящая от формы резонатора. В этом случае, в понятие тембр вкладывают значение звонкости, звучности голоса, «чистоту и яркость его звучания». Тембр - это такое качество голоса, которое отличает его от других голосов. И если для многих людей основной тон голоса может быть общим, то тембр - характеристика индивидуальная.
Другим важнейшим компонентом выразительности речи является ударение, в основе которого лежит интенсивность, т.е. сила звука. С одной стороны, словесное ударение объединяет звуки, из которого складывается облик слова, и выполняет словоопознавательную функцию, с другой стороны, выступает как «смыслоразличитель», т.е. разграничивает разные слова или сочетания слов, состоящие из одинаковых фонем.
Темп как длительность представляет собой скорость произнесения определенных отрезков речи и взаимосвязан с содержанием высказывания эмоциональным состоянием говорящего, зависит от стиля произношения.Темп речи не является постоянной характеристикой. У одного и того же человека он может быть как постоянным, так и меняющимся - в зависимости от условий и ситуаций общения.
Н.Д. Светозарова отмечает существование определенной связи между темпом произнесения и коммуникативным типом предложения: более быстрый темп характерен для вопроса, относительно медленный - для восклицательного предложения [46, с. 38].
Н.И. Жинкин, рассматривая выразительную организацию языка, отмечает, что «натуральная форма реализации языка - звуковая. Звук как функция времени меняется по параметрам: длительности, основной силы и высоты». Управление этими параметрами в процессе речи исследователь называет просодией. А реализуемую совокупность этих параметров - интонацией [19, с. 15]. Интонация является важнейшей приметой звучащей устной речи, средством оформления любого слова или сочетания слов в предложении, средством уточнения его коммуникативного смысла и эмоционально-экспрессивных оттенков.
При оформлении речевого высказывания большое значение имеет пауза. Характер паузирования определяется местом возникновения пауз и их продолжительностью. В зависимости от характера высказывания пауза может выполнять различные функции. Физиологическая функция паузы заключается в создании перерыва для вдоха в процессе речи. Ее лингвистическая функция выражается в том, что она разграничивает речевые образования, «являясь универсальным средством членения речи» на фразы и синтагмы, обладая смыслоразличительной способностью (Казнить/нельзя/помиловать).
Таким образом, многообразие компонентов определяет выразительность речи, ее эмоциональность и влияет на эффективность коммуникации.

1.2 Особенности развития выразительной стороны речи детей с общим недоразвитием речи.
Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи.
Условно можно выделить три уровня общего недоразвития речи, причем первые два характеризуют глубокие степени нарушения речи, а на третьем, более высоком уровне, у детей остаются лишь отдельные пробелы в развитии звуковой стороны речи, словарного запаса и грамматического строя.
Как отмечает Л.А. Позднякова, интерес к проблеме нарушений выразительной речи при ОНР вызван тем, что она играет большую роль в осуществлении коммуникативной функции. Соответственно, в случае нарушения выразительной стороны речи у дошкольников может возникнуть снижение потребности и эффективности речевого общения, что в дальнейшем может обусловить недостаточное формирование полноценной учебной деятельности [41, с. 85].
У детей с ОНР неполноценность голосовых реакций позже проявляется бедностью и однообразием интонирования звуковых комплексов. С развитием фразовой речи у дошкольников отмечаются недостатки мелодической организации речевого высказывания, нарушения тембра, темпа речи , быстрое истощение голоса [9, с. 67].
Как указывают Л.В. Лопатина и Н.В. Серебрякова, у детей с ОНР часто нарушается речевое дыхание. Ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи, в момент речи оно обычно учащенное, после произнесения отдельных слогов или слов ребенок делает поверхностные судорожные вдохи, активный выдох укорочен и происходит обычно через нос, несмотря на постоянно полуоткрытый рот. Рассогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох, приводит к тому, что у ребенка появляется тенденция говорить на вдохе. Это еще больше нарушает произвольный контроль над дыхательными движениями, а также координацию между дыханием, фонацией и артикуляцией [32, с. 49].
При ОНР нарушения голоса крайне разнообразны, специфичны для разных ее форм. Наиболее часто они характеризуются недостаточной силой голоса (голос слабый, тихий, иссякающий в процессе речи), нарушениями тембра голоса (глухой, назализованный, хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый; может быть гортанным, форсированным, напряженным, прерывистым и т. д.), слабой выраженностью или отсутствием голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона).
Е.М. Мастюкова и М.В. Ипполитова также указывают о нарушениях темпа речи при недоразвитии речи, который может быть ускоренным или (чаще) замедленным. Иногда отмечаются чередования ускоренного и замедленного темпа речи. Фраза формулируется нечетко, недоговаривается, беспорядочно расставляются смысловые ударения, нарушается расстановка пауз, характерны пропуски звуков, слов, бормотание к концу фразы. Также обращают на себя внимание мелодико-интонационные расстройства. Именно они в наибольшей степени влияют на разборчивость, эмоциональную выразительность речи детей.
Как отмечает Л.В. Лопатина, речь у детей с ОНР монотонная, невыразительная. В большинстве случаев затруднена передача основных видов интонации, при этом дети затрудняются не только в воспроизведении различных интонационных структур, но и в их слуховом восприятии и различении. У детей с ОНР в большинстве случаев затруднено использование основных типов интонации: вопросительной, незавершенной повествовательной, интонации выделения. Следовательно, интонация в речи этих детей не выполняет коммуникативную функцию - не дает информацию о том, является ли высказывание законченным или незаконченным, содержит ли оно в себе вопрос, ответ, утверждение и т.п.
Подробное изучение выразительной речи у детей с речевыми нарушениями было предпринято также Г.В. Бабиной и Р.Е. Идес. Так, при исследовании особенностей использования речевого голоса авторами были получены следующие характеристики:
- недоступность использования высокого голоса при произношении автоматизированных рядов, коротких фраз и имитации речи соответствующих сказочных персонажей, при этом отмечались замена высокого голоса средним или низким, замена высокого голоса громким;
- затруднение в дифференцированной передаче среднего и низкого звучания голоса, наличие взаимозамен, соскальзывание на средний регистр звучания голоса к концу фразы;
- трудности использования громкого голоса: замены громкого звучания голоса средним по силе, соскальзывание с громкого звучания на среднее и далее - тихое (громко произносятся, «выкрикиваются», только одно-два начальных слова ряда, фразы);
- преобладание тихого звучания голоса или его ослабление к концу произнесения фразы;
- затруднения использования заданного темпа произношения: недоступность быстрого темпа проговаривания, замена его средним или замедленным; затруднения в использовании медленного темпа, замена его средним или несколько ускоренным;
- выраженные трудности реализации динамического потенциала голоса в произношении экспериментального материала:
а) резкое ограничение звуковысотных модуляций: полная неспособность к изменению высоты голоса; замена высокого звучания голоса громким; невозможность произвольного переключения с низкого звучания голоса на высокое; затруднения в переключении со среднего звучания голоса на низкое; неспособность осуществления плавных переходов от одного типа звучания к другому.
б) ограничение возможностей изменения силы голоса: полная неспособность изменять силу голоса (использование только средней силы голоса, застревание на том варианте громкости, с которого начиналось произнесение); невозможность перехода от тихого к громкому проговариванию (доступен только переход с шепотного на среднее по силе проговаривание и наоборот); возможность короткого громкого начала с резким переходом на среднее и тихое; резко контрастные, неплавные переходы от одного варианта звучания к другому;
в) ограничение возможностей изменения темпа произнесения: особые трудности переключения со среднего темпа произнесения на быстрый; замена медленного темпа произнесения тихим звучанием; резкие переходы от одного темпа произнесения к другому; неоправданно долгое застревание на одном темпе произнесения [4, с. 32].
В целом, анализ литературы показывает, что при ОНР имеются различные нарушения выразительности речи, усугубляющие неблагоприятную картину звуковой речи. Однако, особенности выразительности нарушений, характерных для ОНР, до настоящего времени еще не нашли достаточного освещения. В имеющихся исследованиях преимущественно характеризуются возможности восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения и не достаточно разработана методика коррекционной работы вне занятий воспитателем.


1.3. . Коррекционно-педагогическая работа по формированию выразительной стороны речи у детей с общим недоразвитием речи
Главную роль при формировании выразительной речи принадлежит специальным занятиям, сочетающим показ-образец произношения с активным упражнением детей. Занятия дополняются и взаимодействуют со специальными упражнениями вне занятий.
В своей работе мы обратим внимание на формирование отдельных компонентов выразительности - интонации, темпа и речевого дыхания.
Развитие интонации. В большинстве случаев монотонность речи связана с тем, что дошкольники не осознают значения интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему.
Работу целесообразно проводить последовательно, в два этапа: сначала формировать навыки восприятия интонации, затем - навыки ее использования в собственной речи.
Прием сопоставительного анализа двух образцов чтения одного и того же текста дает возможность показать детям роль интонации в речи. Первый раз воспитатель читает текст невыразительно, второй раз - с интонационным оформлением. Дети, безусловно, отметят разницу, и их будет легко подвести к выводу, что она заключается в выразительности речи.
Мелодика (основной тон голоса) - основная составляющая интонации. Для привлечения внимания детей к ней и показа ее значимости можно использов........


Список используемой литературы:
1. Алексеева М.М.Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [текст] Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений/ М.М.Алексеева, Б.И.Яшина - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение [текст]/ А.Г.Арушанова - М.: Мозаика-Синтез, 1999.
3. Бабина Г.В. Состояние интонационной стороны речи у младших школьников с дизартрией. Коррекционная педагогика. Единое образовательное пространство [текст]/ Г.В.Бабина, Р.Е.Идес Сб. научно-методических трудов. - СПб. 2003.
4. Белоусова, Л. В. Развитие интонации у дошкольников [текст] / Л. В. Белоусова /Логопед 2007. №1.- С .50-56
5. Бородич А. М. Методика развития речи детей [текст]/ А.М.Бородич М., 1981 г.
6. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи [текст]/ Е.А.Брызгунова - М.: Просвещение, 1981.
7. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. Периодизация раннего развития. Эмоциональные предпосылки развития языка [текст]/ Е.Н.Винарская Кн. для логопедов. - М., 1987.
8. Винарская Е.Н. Проблемы дефектологии: периодика раннего развития [текст]/ Е.Н.Винарская - М.: Просвещение, 1987.
9. Волкова Л.С. Логопедия[текст]/ Л.С.Волкова М., 1989
10. Ганн И.И. Использование сюжетных картинок на занятиях в группах для детей с общим недоразвитием речи [текст]/ И.И.Ганн, Т.Б.Филичева- Дефектология. - 1990, №5.
11. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи [текст]/ А.Н.Гвоздев - М.: Просвещение, 1973.
12. Генинг М.Г. Воспитание у дошкольников правильной речи[текст]/ М.А.Генинг, Н.А.Герман- Чебоксары, 1980.
13. Глухов В.П. Особенности формирования просодического компонента речи дошкольников с общим недоразвитием речи [текст]/В.П.Глухов - М.: Издательский дом “Грааль”, 2001.
14. Диагностика речевого развития дошкольников [текст] / Под редакцией О.С. Ушаковой. - М.: АО Совер, 1997.
15. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков [текст]/ И.И.Ермакова - М.: Просвещение, 1996.
16. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников [текст]/ Л.Н.Ефименко - М.: Просвещение, 1991.
17. Жинкин Н.И. Механизмы речи [текст]/ Н.И.Жинкин - М., 1958.
18. Жукова И.С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольника [текст]/И.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Г.Б.Филичева - М.: Просвещение, 1973.
19. Жукова Н.С. Процессы системного усвоения родного языка при нарушенном и нормальном развитии детской речи [текст]/ Н.С.Жукова - М.: Просвещение, 1990.
20. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи [текст]/ Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева М., 1990
21. Зееман М.В. Расстройство речи в детском возрасте [текст]/ М.В.Зееман - М.: Просвещение, 1982.
22. Иванова-Лукьянова Т.Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм [текст]/ Т.Н. Иванова-Лукьянова.-М.: Флинта-Наука, 2000.-200 с.
23. Каше Г.А. Формирование произношения с общим недоразвитием речи [текст]/ Г.А.Каше- М, Изд-во АПН РСФСР, 1962.
24. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников [текст]/ Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова СПб.: Союз, 1999.
25. Лалаева Р.И. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий [текст]/ Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова, С.В.Зоркина- М., 2005
26. Левина Р.Е. Общее недоразвитие речи [текст]/Р.Е.Левина -М.,1961
27. Леонтьев А.Н. Язык, речь, речевая деятельность [текст]/ А.Н.Леонтьев- М.,1961
28. Логопедия [текст]/Под редакцией Л.С. Волковой и С.Н. Шаховской. - М.: Владос, 2003.
29. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста [текст]/ Л.В.Лопатина - СПб: Союз, 2004.
30. Лопатина Л.В. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников [текст]/Л.В.Лопатина, Л.А.Позднякова - СПб., 2006.
31. Лопатина Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) [текст]/ Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова - СПб., 2001.
32. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии [текст]/ Е.М.Мастюкова - М.: Владос, 2002.
33. Матросова Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями [текст]/ Т.А.Матросова - М.: Сфера, 2006.
34. Методика развития речи детей дошкольного возраста Пособие для воспитателя детского сада [текст] /под ред. Федоренко, Л.П.,Фомичева Т.А. 2-е издание -М. Просвящение, 1994
35. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях [текст]/ С.А.Миронова - М.: Просвещение, 1991.
36. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). - СПб: Детство-пресс, 2007.
37. Орлова О.С. Нарушения голоса у детей [текст]/ О.С.Орлова - М.: Астрель, 2005.
38. Основы теории и практики логопедии [текст] Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967
39. Позднякова Л.А. Лингвистические основы и направления изучения интонации речи у дошкольников со стертой дизартрией. Коррекционная педагогика. Единое образовательное пространство. [текст]/ Л.А.Поздняков Сб. научно-методических трудов. - СПб., 2003. .
40. Развитие речи детей дошкольного возраста [текст]/ Под редакцией Сохина Ф.А. - М.: Просвещение, 1992.
41. Рябченко А..Т. Функциональные нарушения голоса [текст]/ А.Т.Рябченко - М.: Просвещение, 1974.
42. Светозарова Н.Д. Интонационная система русского языка[текст] / Н.Д. Светозарова.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.-175 с.
43. Селивестров В.И. Игры в логопедической работе[текст]/ В.И.Селеверстов - М., 1987.
44. Совак М.А. Логопедия[текст]/ М.А.Совак, К.П.Беккер. - М.: Просвещение, 1991.
45. Токарева О.А. Дизартрии [текст] / О.А. Токарева. Расстройства речи у детей и подростков: Сб. ст. /С.С. Ляпидевский.-М.: Медицина, 1967.-С. 61-63.
46. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста [текст]/ Т.Б.Филичева - М.: Владос, 2001.
47. Филичева Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада [текст]/ Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина М., 1993
48. Филичева Т.Б. Логопедическая работа в специальном детском саду [текст]/ Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева - М.: Просвещение, 1989.
49. Флерова Ж.М. Логопедия [текст]/ Ж.М.Флерова - РнаД.: Феникс, 2004.
50. Хватцев М.Е. Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи детей [текст]/ М.Е.Хватцев - М.: Учпедгиз, 1972.
51. Хватцев М.Е. Логопедия [текст]/ М.Е.Хватцев - М.: Учпедгиз, 1979.
52. Черемисина Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь [текст]/ Н.В.Черемисина - М., 1989.
53. Чиркина Г.В. К проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей [текст]/ Г.В.Чиркина - М., 1999.
54. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений [текст]/Г.В.Чиркина - М.: Владос, 2003.
55. Шашина В.П.Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста [текст]/ В.П.Шашина - М., 2004
56. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи [текст] / Г.С.Швайко- М., 1988.
57. Ястребова А.В. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи [текст]/ А.В.Ястребова, О.И.Лазаренко- М., 2001.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.