На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 95860


Наименование:


Диплом Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами предметной среды ДОУ

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 4.4.2016. Сдан: 2016. Страниц: 95. Уникальность по antiplagiat.ru: 93.11.

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей у старших дошкольников в условиях предметно-пространственной среды
1.1. Творческие способности старшего дошкольника
1.2. Особенности творческого развития детей старшего дошкольного возраста
1.3. Предметная среда ДОУ как средство развития творческих способностей
Выводы по первой главе

Глава 2. Экспериментальное исследование творческих способностей старших дошкольников в условиях специально организованной предметной среды детского сада
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования творческих способностей у дошкольников
2.3. Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством предметно-развивающей среды
2.4 Результаты формирующего эксперимента
Выводы по второй главе

Заключение
Список литературы
Приложение


Введение


Актуальность темы исследования. Среда, в которой развивается ребенок, должна обеспечивать личностно - ориентированное воспитание и социально - эмоциональное взаимодействие детей с взрослыми, где ребенок эмоционально проявляет себя, выражая осознанно - правильное отношение к окружающему, реализуя себя как личность. Эмоции ребенка, положительные или отрицательные, рождаются в процессе общения его с материальным миром. Педагогам и родителям необходимо направить их на развитие таких индивидуальных качеств, как взаимопомощь, доброта, умение видеть прекрасное, любовь к ближним. Правильно организованная предметная среда предполагает единство материального и духовного мира ребенка.
Психологические и педагогические исследования, а также практика наших детских садов, подтверждают, то, что начало развития творческих способностей детей ложится на дошкольный возраст, когда изменяется характер их деятельности, в сравнении с более ранним возрастом. Этот новый тип деятельности Л.С. Выготский определяет, как переход к творческой деятельности, «если иметь в виду то обстоятельство, что абсолютно во всех видах деятельности дошкольника появляются своеобразные отношения, мысли к действию, непосредственно возможность воплощения замысла, возможность идти от мысли к ситуации, а никак не наоборот. Возьмете ли вы игры, возьмете ли вы рисунки, возьмете ли вы труд - везде и абсолютно во всем мы будем иметь дело с совершенно новыми отношениями, возникающими между мышлением и действиями ребенка».
Исходя из сказанного, одной из важнейших задач воспитательного процесса считается развитие творческих способностей детей дошкольного возраста. Наиболее подходящей формой развития творческих способностей детей, беспорно, считается творческая игра.
Творческие способности в игре связываются со способностью к замыслу, его реализации; с созданием сюжета, его реализации в роли; комбинированием.
Таким образом, тема нашего исследования может быть определена следующим образом: «Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами предметной среды дошкольного образовательного учреждения».
Объект исследования - развивающая среда детского образовательного учреждения.
Предмет исследования - содержание и технология организации образовательной развивающей предметной среды детского образовательного учреждения.
Цель исследования - выявление воздействия развивающей среды на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и определение педагогических условий организации развивающей среды.
Гипотеза исследования состоит в том, что правильная организация совместной продуктивной деятельности в условиях предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении является одним из условий эффективного развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить состояние проблемы исследования в психологической науке и практике в современных условиях.
2. Выявить развитие у детей творческих способностей.
3. Разработать и реализовать модель предметной среды и систему занятий по развитию у детей творческих способностей.
4. Оценить эффективность проведенных мероприятий.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили:
· теория общих и специальных способностей (Н.П. Анисимова, В.И. Кириенко, А.Г. Ковалев, Э. Мейман, В.Д. Шадриков и др.);
· концепция личностно - ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, М.А. Викулина, Е.Н. Дмитриева, С.Б. Елканов, В.А. Сластенин, В.В. Сериков и др.);
· исследования влияния среды на развитие ребенка (В.А. Аверин, Ш.А. Амонашвили, П.П. Блонский, А.Л. Венгер, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Я. Корчак, П.Ф. Лесгафт, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, В.Д. Шадриков, Д.Б. Эльконин и др.);
· исследования по проектированию и организации образовательной среды учреждений (С.Д. Дерябко, Е.А. Климов, Н.Р. Лавренко, В.И. Панов, С.В. Тарасов, В.А. Ясвин, И.В. Крупина, Н.В. Чеклина).
В процессе работы были использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение изученной литературы, констатирующий и формирующий эксперимент, методы количественного и качественного анализа эмпирических данных.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты будут способствовать развитию творческих способностей у дошкольников в предметно-пространственной среде образовательных учреждений, а также и повышению теоретического уровня специалистов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях.
База исследования: МБДОУ детский сад «Олененок», с. Мужи Шурышкарского района Тюменской области. В исследовании участвовали воспитанники старшей группы в количестве 20 человек.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 61 наименований и 7 приложения.


Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей у старших дошкольников в условиях предметно-пространственной среды


1.1. Творческие способности старшего дошкольника


Процесс развития личности человека происходит в течение всей его жизни и затрагивает все без исключения ее стороны: совершенствование высших психологических функций, формирование характера, развитие способностей.
Каждый человек неповторим и эту неповторимость обуславливают свойственные только ему характеристики, одной из которых выступают его способности.
Человек обладает множеством способностей, которые обуславливают характерные особенности его поведения и деятельности, особенности взаимодействия с окружающим его миром, образ его мышления, общения с находящимися вокруг людьми и т.д.
Б.М. Теплов дает определение способности как индивидуально - психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному выполнению, представляющие собой условие их успешного выполнения[22].
В отечественной и зарубежной психологии существуют разные толкования видов и структуры способностей.
А.Э. Голубева разделяет точку зрения Б.Г. Ананьева, выделяя, что непосредственно способности обеспечивают процесс формирования и развития личности и такой ее характеристики, как индивидуальность (неповторимость) [13].
Один из подходов к структуре способностей выявляет два их вида с точки зрения развития: потенциальные и актуальные. Потенциальные - это такие возможности развития индивида, которые проявляют себя каждый раз, когда перед ним появляются новые задачи, которые требуют решения. Но развитие индивида находится в зависимости не только от его психологических свойств, но и от тех социальных условий, в которых могут быть реализованы или не реализованы данные потенции. В этом случае говорят об актуальных способностях. Данный факт объясняется тем, что не любой индивидуум может, способен осуществить свои потенциальные способности в соответствии со своей психологической природой, для этого может не иметься объективных обстоятельств и возможностей. Так, можно заключить, что актуальные способности составляют только долю потенциальных.
Некоторые способности начинают проявляться еще в раннем детстве, а некоторые только когда человек становится уже взрослым, но в любом случае именно способности порождают, во-первых, индивидуальный стиль деятельности, во-вторых, успех этой деятельности.
Э.А. Голубева выделяет, что в западной психологии под общими способностями чаще всего понимают интеллектуальные способности, такие как память, внимание, мышление[16].
Соответствует этому взгляду и другая классификация, в соответствии с которой выделяют общие и специальные способности (причиной здесь служит определенный вид деятельности, с которым связаны способности). Общие способности - это такие способности, с помощью которых определяют успехи человека в абсолютно различных видах деятельности, и они характерны для большинства людей. Под специальными способностями подразумеваются те, которые определяют успех человек в специфических видах деятельности, для реализации которых необходимы задатки особого рода и их развитие [32].
В качестве примера общих способностей выступают высшие интеллектуальные и творческие способности; в качестве специальных - музыкальные, математические, лингвистические, художественные, технические и т.д.
Особенности общих способностей, как подчеркивает Э.А. Голубева, соотносятся с отличительными чертами деятельности нервных процессов (таких как, скорость реакции мыслительных операций, мнемических процессов и т.д.)
Следует выделить то, что наличие у человека общих способностей не исключает возможности развития специальных способностей и наоборот.
Таким образом, творческие способности, представляя собой общие способностями, присущи в разной мере абсолютно всем людям и порождают индивидуальность и неповторимость жизни каждого человека.
В психологической литературе дается следующее определение понятию «творческие способности» - это индивидуальные черты характера и качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода[3].
Необходимо проанализировать более подробно специфику творческих способностей индивида: их характерные черны, составляющие, ход развития и формирования.
Природу и развития творческих способностей рассматривают в своих трудах Ч. Спирмен, Ф. Вернон, П. Хамфрейс, Д. Векслер, Р.Б. Кэттелл, Р. Глезер, М. Чи, Дж. Кэмпион и др.
В отечественной психологии анализа данной проблемы связан с такими именами ученых как Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская, З.И. Калмыкова и др[11].
Обобщая данные, полученные в процессе теоретических и практических исследований природы и отличительных особенностей творческих способностей, возможно, говорить о следующем.
Структура творческих способностей образована: 1) врожденными способностям; 2) приобретенными в результате личного опыта конкретными знаниями и интеллектуальными навыками[7].
Особенности приобретенных знаний и навыков обусловливаются отличительными чертами среды и отношений, в которых находится человек.
Таким образом, развитие творческих способностей непосредственно связано с процессом развития и становления абсолютно всех высших психических функций человека, его познавательных процессов: мышления, речи, памяти, внимания и, конечно же, воображения.
Воображение находится в основе развития творческих способностей человека. Воображение дает возможность человеку активно преобразовывать окружающую действительность, отталкиваясь от собственных потребностей и возможностей.
Индивид регулярно взаимодействует с окружающим миром, преобразуя его. Но характерные особенности его деятельности и активности не всегда однотипны. В 1-ом случае человек воспроизводит что-то уже существующее, повторяя все без исключения характеристики какого-то предмета; во 2-ом случае, даже основываясь на чем то, уже существующем, человек создает абсолютно новый продукт, вещь, которая не похожа на остальные. Отличие заключается в том, что в 1-ом случае человек занимался так называемой репродуктивной деятельностью, которая была направлена на воспроизведение ранее имеющегося, во 2-ом - продуктивной, в основании и лежат творческие способности.
Творческие способности представляют собой соединение многочисленных качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала индивида остается до сих пор мало изученным, не смотря на то, что в настоящий момент существует ряд гипотез, которые касаются этой проблемы[36].
Многие психологи объединяют способности к творческой деятельности, в первую очередь с особенностями мышления.
Так Д.Гилфорд выделяет, то, что творческие способности относятся к дивергентному мышлению, то есть к типу мышления, который идет в различных направлениях от проблемы, отталкиваясь от ее содержания, в то время, как типичное для нас - конвергентное мышление - ориентировано на поиск из множества решений одного единственно верного.
То есть люди, которые обладают дивергентным типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на поиск единственного правильного решения, такие люди начинают искать решения по всем возможным направлениям для того, чтобы проанализировать как можно больше вариантов. Такие люди имеют склонность к образованию новых комбинации из элементов, которые большинство людей понимают и применяют только лишь конкретным способом, либо формируют связи между двумя составляющими, которые не имеют на первый взгляд ничего общего[38].
Дивергентный способ мышления находится в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:
· Быстрота - умение высказывать максимальное число идей (в этом случае важно не их качество, а их количество).
· Гибкость - умение излагать широкое многообразие идей.
· Оригинальность - умение создавать новые неординарные идеи (это способно проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепризнанными).
· Законченность - умение улучшать собственный «продукт» или придавать ему законченный вид.
А.Н. Лук, основываясь на биографиях выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующее творческие способности[41]:
· способность видеть проблему там, где ее не видят другие;
· способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и применяя все более ёмкие в информационном отношении символы;
· способность использовать навыки, которые были приобретены при решении одной задачи к решению другой;
· способность принимать реальность целиком, не дробя ее на отдельные части;
· способность свободно ассоциировать отдаленные понятия;
· способность памяти выдавать нужную информацию в нужный момент;
· гибкость мышления;
· способность выбирать одну из альтернатив решения задачи вплоть до её проверки;
· способность включать вновь воспринятые сведения в раннее имеющиеся системы знаний;
· способность видеть вещи такими, какие они есть в действительности, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией;
· легкость генерирования мыслей;
· творческое воображение;
· способность доработки деталей, к совершенствованию первоначальной идеи.
Ученые и педагоги, специализирующиеся на разработке программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ [31] (теория решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности:
- способность рисковать;
- дивергентное мышление;
- гибкость в мышлении и действиях;
- скорость мышления;
- способность высказывать оригинальные идеи и создавать новые;
- богатое воображение;
- восприятие неоднозначности вещей и явлений;
- высокие эстетические ценности;
- развитая интуиция
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач, работа над ТРИЗ была начата Г.С. Альтшуллером и его коллегами в 1946 году, первоначально она была адресована инженерно-техническим работникам, в минувшие десятилетия она вызвала пристальный интерес в среде педагогов - практиков. Система ТРИЗ - педагогика берет начало своего развития с начала 80-х годов, в ответ на требование времени по подготовке инновационно-мыслящих личностей, способных решать проблемы. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ - технология дает возможность воспитывать и обучать детей под лозунгом «Творчество во всем».
В центре внимания ТРИЗ - педагогики - человек творческий и творящий, обладающий богатым гибким системным воображением.
Цель применения ТРИЗ - технологии в детском саду это развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, мобильность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
ТРИЗ, как универсальный инструментарий применяется на всех занятиях. Это дает возможность создавать общую, гармоничную, научно аргументированную модель мира в сознании ребенка. Создается ситуация успеха, идет взаимный обмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, активизирует его развитие.
Таким образом, с одной стороны, воображение считается одной из специальных творческих способностей человека, с другой стороны, важнейшей детерминантной развития общих творческих способностей.
Анализируя продемонстрированные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, невзирая на различие подходов к их определению, ученые единогласно выделяют следующие обязательные компоненты творческих способностей - это творческое воображение и творческое мышление.
Развитие и выражение творческих способностей - это проблема, которую изучают специалисты многих областей: психологии, педагогики, медицины и т.д.
Существуют так называемые сенситивные периоды, подходящие для развития тех или иных способностей индивида.
Дошкольное детство считается сенситивным периодом для развития многих способностей и в первую очередь творческих.
Дело в том, что мозг ребенка стремительно растет и «дозревает» в первые годы жизни. Это дозревание, то есть увеличение числа клеток мозга и атомических взаимосвязей между ними находится в зависимости как от разнообразия и насыщенности работы уже существующих структур, так и от того, в какой мере он стимулируется средой создания новых[33].
Этот период «дозревания» считается временем наивысшей восприимчивости и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию. Это наиболее благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей.
Однако у детей начинают развиваться только те способности, для развития которых существуют стимулы и условия к «моменту» этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе к оптимальным, тем эффективнее начинается развитие.
Если созревание и начало развития совпадают по времени, происходят одновременно, а условия благоприятны, в этом случае развитие идет легко - с самым высоким из возможных ускорений. Развитие способно достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, одаренным и гениальным[40].
Также активизирует развитие творческих способностей, общее психическое развитие ребенка и самое важное развитие высших психических функций.
Итак, дошкольное детство считается сенситивным периодом в развитии творческих способностей человека, развитость которых дает возможность человеку стремительно и независимо изменять окружающую его реальность.
Таким образом, творческие способности все более усовершенствуются в период дошкольного детства ребенка, обуславливаясь развитием психических процессов малыша, в свою очередь, способствуя их последующему развитию. Дошкольное детство считается сенситивным периодом для развития многих способностей и в первую очередь творческих.


1.2. Особенности творческого развития детей старшего дошкольного возраста


Творческая деятельность возникает, постепенно, развиваясь из более простых форм. На каждой ступени возраста она имеет свое выражение, любому этапу детского возраста характерна своя форма. В соответствии с этой точкой зрения творчество пронизывает жизнедеятельность каждого человека, в особенности в детстве.
В норме воображение активируется в 3-летнем возрасте, остается активным в раннем возрасте, детстве и юности, а во взрослом состоянии остается у небольшого числа особенно одаренных людей. Воображение - это умение создавать новые мысли либо чувственные образы. Создавать такие образы способно не только воображение, но и понимание, мышление, восприятие. Воображение есть процесс преобразующего отображения реальности. Это не придумывание из ничего. Создается новое только с использованием материала внешней действительности или внутреннего мира ребёнка в процессе деятельности [5].
Имеются определенные возрастные закономерности выраженности воображения. Дети от 3-х до 5-ти лет создают новый образ, опираясь на определенные элементы реальности, которые становятся основой нового образа. В возрасте 4-х - 5ти лет значительно снижается продуктивное воображение, так как дети стремительно усваивают нормы и правила поведения в обществе. Однако в 6-7 лет они начинают пользоваться новым типом построения воображаемого образа, когда элементы действительности занимают лишь второе место, уступая первое место собственным выдуманным образам, что обеспечивает индивидуальность и продуктивность решений. Творчество ребенка в данном возрасте зачастую носит проективный характер. Познавательное воображение испытывает качественные изменения. Дети 6-7 лет в своих работах не просто передают переработанные впечатления, но и начинают направленно искать приемы для этой передачи. Возможность выбора выражается не только в подборе соответствующих приемов для реализации продуктов воображения, передачи мыслей, но и в поиске самой этой мысли, плана[1].
Детство - это небольшой период жизни, когда над человеком еще не довлеют рациональные условия соответствия конкретному статусу в обществе, и он пока не подвергается критическому самоанализу ребенка. Творчество ребенка свободно и легко, оно равнодушно к норме и меньше всего предполагает взгляд или слух другого.
Детское творчество можно назвать «натуральным», аналогично тому, как Л.С. Выготский различал натуральные, то есть данные от рождения, природные, и высшие психические функции. Оно отличается открытостью миру, который ребенок воспринимает с оптимизмом. Он нацелен не на то, что необходимо, а на то, что возможно [20].
Характерная отличительная черта детского творчества - это его всеобщий характер. Детское творчество несводимо к таким когнитивным предпосылкам, как разум, воспоминания, фантазия, мышление: так как все эти процессы познавательного характера хоть и неравномерно, но однообразно формируются в течение многих лет, а к творчеству находит не настолько однозначную динамику. Отсутствие творчества способно быть результатом жесткой системы воспитания, подавившей структуры собственного «Я» ребенка, которые способны противодействовать давлению общества. Опасно, в случае если это случится до «первого рождения личности», примерно в 3-летнем возрасте.
Характерно для ребенка в это время «вариативное мышление» когда он раскрывает и обнаруживает изобилие возможностей, формирует много видов одного и того же решения, однако оно привязано к каждому одинаково. Пока он не может отделить удачный вариант от неудачного - с точки зрения культуры, в которой он развивается. Взрослое творчество, наоборот, подразумевает непосредственно отбор и отсеивание с позиций вкуса, который принят в обществе, непосредственный диалог с культурой, в которой это творчество рождается.
Ребенок смотрит на свое творчество собственными глазами, которые уже любят то, что создано. В соответствии с детским эгоцентризмом ребенок убежден, что взрослый смотрит на сделанное им точно так же, как и он сам, ребенок не понимает, что у него имеется собственный взгляд на мир и не наделяет этой возможностью других. Он убежден, что, смотря на его рисунок, все без исключения видят то же самое, что видит он сам. Однако у взрослых нет воображения ребенка. Они на листе видят лишь каракули, а не скачущих наездников на резвых конях, за которыми несутся клубы пыли на дороге, и не черный паровоз, который тяжело поднимается в гору и оставляет после себя черный дым.
Опыт научит ребенка этому непониманию со стороны взрослых. Он будет еще некоторое время бесстрашно показывать результаты своего творчества. А потом, в зависимости от агрессивности ближайшего окружения, он либо будет продолжать творить, доводя до совершенства свое мастерство, либо закроется от мира, перестанет создавать и превратится в типичного взрослого, который неодобрительно смотрит на все необычное, все знающего и уверенного в собственной непогрешимости[21].
Для детей дошкольного возраста основной деятельностью является игра, в которой проявляется его творчество. Однако игра не только создает условия для такого проявления. Как демонстрируют исследования психологов, она в значительной мере способствует развитию творческих способностей детей. В самой природе детских игр заложены возможности развития уникальности и гибкости мышления, возможности совершенствовать способности и конкретизировать их как свои собственные замыслы, так и как предложения других детей [28].
Одним из основных условий творческого развития детей является создание условий, которые способствуют формированию их творческих способностей. Основным шагом к успешному развитию творческих способностей считается раннее физическое развитие малыша: гимнастика, раннее плавание, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными используемыми материалами и инструментами.
Вторым важным условием развития творческих способностей детей считается создание обстановки, которая опережает развитие детей. Нужно, насколько это, возможно, окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его наиболее разнообразную творческую деятельность и развивали бы в нем именно те качества, которые бы в соответствующий момент способствовали наиболее эффективному развитию. Примером может служить то, что еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно приобрести кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это может способствовать раннему овладению чтением.
Третье, немаловажное, условие результативного развития творческих способностей следует из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок максимально высоко.
Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается тогда, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет весьма интенсивно, однако воспользоваться опытом взрослых малыш еще не может, так как объяснить такому малышу еще ничего нельзя. По этой причине в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество большое количество новых для него задач без помощи других и при отсутствии предварительного обучения.
Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку независимости в выборе деятельности, в чередовании дел, в длительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. В это время желание ребенка, его эмоциональный подъём послужат верным залогом того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу [15].
Однако обеспечение ребенку такой независимости не исключает, а, напротив, подразумевает мудрую, ненавязчивую, доброжелательную поддержку взрослых - это и есть пятое условие эффективного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать независимость во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка - популярный среди родителей способ «помощи» детям, но она может только навредить делу. Нельзя делать никогда что - либо за ребенка, если он может сделать это самостоятельно. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.
Давно известно, что для творчества необходима комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, в связи с этим шестое условие успешного развития творческих способностей - теплая дружелюбная обстановка в семье и детском коллективе. Взрослые обязаны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Немаловажно регулярно стимулировать ребенка к творчеству, демонстрировать сочувствие к его неудачам, относиться терпеливо даже к непонятным идеям неосуществимым в реальной жизни. Необходимо исключить из обихода осуждения и критические замечания.
Однако создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, не смотря на то, что некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество первоначально характерен ребенку и, что необходимо лишь не мешать ему свободно самовыражаться. Но, практика показывает, что подобного рода невмешательства мало: не все без исключения дети могут открыть дорогу к созиданию, и на долгое время сохранить творческую активность. Как показала педагогическая практика: если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не утрачивая своеобразия творчества, создают произведения наиболее высокого уров........



Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.