На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 95865


Наименование:


Курсовик анализ психологической сущности, структуры и содержанию кризиса первого года жизни ребенка.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 4.4.2016. Сдан: 2016. Страниц: 32. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ
В психологических теориях категория "возрастной кризис" различается согласно собственного содержания и связана с различными характеристиками психологического формирования человека. Суть возрастных кризисов состоит в смене ведущей деятельности, в изменении системы взаимосвязей человека с окружающей реальностью и его отношения к ней. Они принадлежат к нормативным изменениям, необходимым для нормального поступательного хода психического развития, в различие от кризисов невротического либо травматического вида.
Во время возрастных кризисов происходит стремительная смена эмоциональной сферы, возникают компоненты подавленной симптоматики, проявленной напряженности, тревожности, уменьшения трудоспособности и т. д. Все это считается итогом рассогласования в системе самопрогнозирования, степени требований личности: индивид не способен обеспечивать продуктивной реализации индивидуальных программ. Осуществление сведений программ требует больших энергетических усилий.
С точки зрения модификаций, наступающих в поведении детей, всем возрастным кризисам характерны общие особенности. В критические периоды дети непослушны, капризны, раздражительны: нередко конфликтуют со старшими, особенно с родителями и преподавателями. У них возникает негативное отношение к прежде выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства и негативизма.
Проблематика возрастных кризисов в онтогенезе весьма актуальна и интересна. В то же время она является недостаточно исследованной в теоретическом и экспериментальном плане. Сам термин "возрастной кризис" - один из наименее четко определенных. Зачастую не содержит завершенной формы. Но, понятие обширно применяется как среди психологов, так и среди педагогов. С содержательной точки зрения этапы возрастных кризисов предполагают заинтересованность, так как различаются особыми характерными особенностями процесса психического развития (наличие внезапных перемен в нервной системе, проблема противоречий, неблагоприятный характер развития и т.д.).
Кризисный период является сложным не только для ребенка, но и для окружающих его взрослых - педагогов и родителей, которым становится необходимо вырабатывать стратегии воспитания и обучения на базе формирующихся с ребенком главных перемен в психике. Действия ребенка в период кризиса предполагает особую сложность и характеризуется трудновоспитуемостью. Для того чтобы выбрать соответствующие воспитательные меры, нужно рассмотреть предпосылки появления кризиса, суть совершающихся перемен, новообразования переломного периода, характерные черты общественных условий развития. Возрастные кризисы характерны не только для детского возраста. Выделяют в свою очередь и нормативные кризисы взрослости, которые различаются особенным своеобразием в протекании периода, в характере индивидуальных новообразований человека и т. д.
Переходный возраст между младенчеством и ранним детством, как правило, именуют кризисом 1 года. Как и каждый кризис он связан со всплеском самостоятельности, возникновением аффективных реакций. Эмоциональные спады у ребенка возникают в тех случаях, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики либо понимают, однако не осуществляют то, что он хочет. Так как ребенок уже ходит либо быстро ползает по дому, в этот время сильно возрастает сфера доступных для него предметов. Взрослые вынуждены убирать заостренные предметы, закрывать электрические розетки, помещать выше электроприборы, посуду и книги. Не все желания детей выполнимы вследствие того, что его действия могут нанести вред ему самому либо окружающим. Малыш и ранее был знаком со словом "нельзя", однако в период кризиса оно обретает особую значимость.
Объектом исследования является ребенок первого года жизни.
Предмет исследования - кризис одного года.
Цель исследования заключается в анализе психологической сущности, структуры и содержанию кризиса первого года жизни ребенка.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ аспектов изучения проблемы кризиса 1-го года;
2. Раскрытие сущность и содержания кризиса 1-го года;
3. Психологический анализ кризиса 1-го года;
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы.
Научная новизна состоит в том, что разработанные методические материалы, могут быть использованы родителями, педагогами при организации работы с детьми первого года жизни.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что теоретические положения и методические материалы могут использоваться в воспитании ребенка 1-го года.
Практическая значимость работы состоит в том, что материал, положения и выводы, полученные в процессе исследования, могут быть включены в учебную программу по рассматриваемой проблеме с целью обновления и углубления содержания соответствующих разделов.


ГЛАВА I. ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ КРИЗИСА ОДНОГО ГОДА
1. 1 Кризисные периоды в жизни ребёнка
Кризис - это конфликт двух реальностей: психологической действительности лица с его концепцией мировоззрения, паттернами поведения и т. п. и той части объективной действительности, что противоречит его предыдущему опыту. Эта действительность ранее воспринята человеком, однако не преобразована, и её изменение затруднено либо в наше время невозможно, так как для этого необходимы, отсутствующие в данный период, высококачественные механизмы. Л.С. Выготский анализировал развитие как внутренне обусловленное, целенаправленное действие, протекающее не одинаково, а противоречиво, с помощью появления и разрешения внутренних конфликтов. По этой причине он концентрирует внимание на переходные, либо критические, периоды, когда за незначительные промежутки времени в ребенке совершаются аналогичные перемены, заметные окружающим. В соответствии с суждением Выготского, кризис, либо критический период - это период качественных позитивных перемен, итогом каковых считается трансформация личности на новую, более существенную стадию развития. Сущность кризиса - это разрушение сформировавшейся социальной ситуации формирования и появление новой [10, c. 86].
Главные возрастные кризисы проистекают во время детства и в подростковый период. Данное характеризуется тем, что на начальных годах жизни человек накапливает главные познания и восприятия самого себя, которые считаются основой для его дальнейшего позиционирования себя в концепции социального и персонального общения. В первое десятилетие жизни психика детей проходит такое «расстояние», с которым не сопоставится ни один следующий возраст. В кризисные этапы в относительно незначительный период происходят радикальные изменения, очень заметные окружающим.
К кризисам детского возраста относится кризис новорожденности, кризис первого года жизни, кризис трех лет, кризис семи лет и подростковый кризис. Критическим периодам характерны следующие свойства:
Пределы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных периодов, весьма не отчетливы. Крайне трудно установить промежуток наступления и окончания кризиса, так как он возникает неприметно. Неожиданное осложнение (высшая ступень) прослеживается в середине кризиса. В это время кризис достигает апогея.
Трудновоспитуемость детей в критические периоды в свое время стала первоначальным пунктом экспериментального изучения. Наблюдается непослушание, снижение успеваемости и работоспособности, увеличение количества конфликтов с окружающими. Внутренний жизненный процесс детей на этом периоде связан с мучительными переживаниями.
Негативный характер развития. Определено, что в отличие от устойчивых периодов, в период кризисов совершается скорее разрушительная, нежели творческая деятельность. Ребенок не столь обретает, сколько теряет из полученного прежде. Но возникновение нового в формировании безусловно означает исчезновение старого. В то же время в критические периоды наблюдаются и полезные процессы формирования. Данные приобретения были названы Выготским - новообразования.
Форма, длительность и напряженность протекания кризисов способно значительно отличаться в связи с индивидуально-типологическими отличительными чертами детей, специфики воспитания и ситуации в семье, общественных и микросоциальных факторов, педагогической системы общества и вида культуры в целом.
Негативизм, капризность, упрямство, состояние высокой конфликтности и другие, характерные кризисному возрасту отрицательные поведенческие проявления обостряются в случае игнорирования старшими новых потребностей детей в области общения и деятельности. Но, при верном, т. е. довольно гибком и актуальном воспитании, смягчаются, не исчезая полностью. Немаловажно, чтобы проблематичность и трудновоспитуемость ребенка в кризисный период оценивались как предупреждение назревшей потребности перемен, а не как аномалии поведения, и не преграждали от родителей и преподавателей непреходящей положительной значимости кризисов с целью формирования личности ребенка [13, c. 126].
Свойства кризисных периодов в развитии ребенка.
1. Кризис новорожденности (0-2 месяца) высчитан и выделен как своеобразный кризисный период в психическом формировании ребенка. Критерий кризиса - потеря в весе в первые дни после рождения.
Социальная обстановка новорожденного специфична и неповторима. Определяется двумя условиями:
А) Абсолютная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Ребенок - это исключительно социальный субъект.
Б) При максимальной зависимости от старших ребенок лишен ещё важнейших средств общения в виде человеческой речи.
Главное новообразование - появление индивидуальной психологической жизни детей. Проявляется новообразование в форме комплекса оживления. Содержит в себе соответствующие реакции:
• общее моторное возбуждение при приближении взрослого;
• использование крика, плача с целью привлечения внимания к себе, то есть появление инициативы общения;
• обильные вокализации в период общения с мамой и реакция улыбки.
Комплекс оживления служит границей критического периода новорожденности. Сроки его появления - основной аспект нормальности психологического формирования ребенка. Комплекс оживления возникает ранее у того ребенка, мама которого не только удовлетворяет его потребности (своевременно кормит, меняет пеленки и т.п.), однако и разговаривает и играет с ним.
2. Кризису одного года характерно осваивание речевого воздействия. Объединенная с биоритмами биологическая концепция регулировала организм ребенка, базирующаяся на самоприказе либо указе со стороны взрослых и попавшая в противоречие с вербальной обстановкой. Ребенок 1-го года жизни оказывается вообще без системы, позволяющей ему основательно разбираться в окружающем обществе. Биоритмы крайне деформированы, а речевые не до такой степени сформированы, чтобы ребенок имел возможность легко распоряжаться собственным поведением.
Кризис характеризуется всеобщим регрессом деятельности детей, как бы обратным развитием. Эмоционально выражается в аффективности. Чувства простые. При этом прослеживаются нарушения:
• нарушение всех биоритмических действий (сон - бодрствование);
• нарушение удовлетворения потребностей (к примеру, чувства голода);
• эмоциональные патологии (нахмуренность, плаксивость, обидчивость).
Данный кризис не принадлежит к острым.
3. Кризис 3-х лет.
В это время имеется точная когнитивная симптоматика:
• заинтересованность к собственному отображению в зеркале;
• ребенок озадачивается собственной внешний вид, заинтересован тем, как он выглядит в глазах остальных. У девочек заинтересованность к нарядам; юноши принимаются демонстрировать обеспокоенность собственной отдачей, к примеру, в проектировании. Обостренно обращают внимание на провал.
Кризис 3-х лет принадлежит к острым. Ребенок становится неуправляемым, впадает в ярость. Его действия почти не поддаются коррекции. Период считается трудным не только для детей, но и для их родителей. Признаки именуют семизвездием кризиса трех лет.
Негативизм - реакция не на предложение взрослых, а на то, что оно выступает от взрослых. Несмотря на собственное желание, ребенок старается сделать наоборот.
Упрямство - ребенок требует что-то не потому, что желает, а потому, что он этого требовал. Он связан с собственным первичным решением.
Строптивость безлична, ориентирована против норм воспитания, образа жизни, который сформировался вплоть до 3-х лет.
Своеволие - ребенок стремится все делать сам.
Протест-бунт - ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими.
Симптом обесценивания выражается в том, что ребенок ругается, дразнит и обзывает родителей.
Деспотизм - ребенок вынуждает родителей делать все, что он потребует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.
Кризис связан со становлением самосознания ребенка и проходит как кризис общественных взаимоотношений. Жизненная позиция - "Я сам". Ребенок различает понятия "должен" и "хочу".
Если кризис проходит медлительно, это свидетельствует о запоздании в развитии эмоциональной и волевой сфер личности. В этот период формируется воля. Ребенок практически не нуждается в опеке со стороны взрослых и стремится сам делать выбор.
4. Кризис семи лет.
Основным показателем кризиса 7 лет считается потеря непосредственности.
Это кризис саморегуляции. Ребенок корректирует собственное поведение правилами. Ранее покладистый, он внезапно привлекает внимание к себе, поступки становится вычурным. С одной стороны у него в поведении возникает демонстративная наивность, что нервирует, так как подсознательно принимается окружающими как неестественность. С другой, может показаться на первый взгляд чрезмерно взрослым: предъявляет к окружающим нормы.
Для ребенка распадается целостность аффекта и разума, и данный период характеризуется утрированными конфигурациями поведения. Ребенок не владеет собственными эмоциями (не способен ограничивать и распоряжаться ими). Проблема в том, что, утратив одни формы поведения, он не обрел ещё другие.
Основная потребность - уважение. Любой младший школьник высказывает претензию на уважение, на признание его суверенитета, на отношение к нему как к взрослому. Невозможно будет строить отношения с этим человеком на основе понимания, если потребность в уважении не будет удовлетворена.
Дети учатся удовлетворять собственные физиологическ........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Изд-во МГУ, 1988.
2. Майерс Л. Социальная психология / Пер. с англ. В. Гаврилов и др. - СПб.: Питер, 1998.
3. Рудестам К. Групповая психотерапия / Пер. с англ. А. Голубева. - СПб: Питер, 1998.
4. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. - М., 1997.
5. К.Н. Поливанова Психология возрастных кризисов: учебное пособие для студентов педагогических вузов» 2000.
6.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Педагогика, 1968.
7.Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Новая школа, 1973.
8.Возрастная психология / Под ред. Рубенштейна и др. - М.: Владос, 2001.
9.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1956.
10.Выготский Л.С. Психология кризисов: Пособие для студентов пед. вузов. - М.: Просвещение, 1982.
11.Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1981.
12.Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М.: Просвещение, 1991.
13. Гейл Шихи Возрастные кризисы»: Ювента; Санкт Петербург; 1999.
14.Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1970.
15.Эльконин Д.Б. Детская психология: Развитие ребенка от рождения до семи лет. - М.: Учпедгиз, 1960.
16. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю. Особенности психического развития ребенка первого года жизни // Мозг и поведение младенца. М., 1993.
17. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. М.; Воронеж, 1997
18. Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопр. психол. - 1994 - №1
19. Ж. Пиаже. Речь и мышление ребенка.-М.-Л.,1932
20. Лурия А.Р., Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка. -М., 1956.
21. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. - М.,1986.
22. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. - М.,1991.
23. Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М.: Просвещение, 2007.
24. Выготский Л.С. Мышление и речь. -М.,1982.
25. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.,1985.
26. Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. - Ростов-на-Дону, 1987.
27. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. -М.,1975.
28. Розенгард-Пупко Г.И. Формирование речи у детей раннего возраста. - М.,1963
29. Михайленко Н. Овладение игровыми умениями в раннем возрасте // Дошкольное воспитание. -1989. - №5
30. Игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. - М., 2002.
31. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПб., 1996.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.