На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 95872


Наименование:


Курсовик Психологические основы проявления агрессии у детей дошкольного возраста и пути её преодоления

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 4.4.2016. Сдан: 2014. Страниц: 69. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, ПРОБЛЕМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Научные подходы к проблеме проявления агрессии и агрессивности у детей в исследованиях зарубежных и отечественных ученых 7
1.2 Причины и факторы агрессивного поведения у детей дошкольного возраста 18
Выводы по первой главе 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 22
2.1. Методы изучения агрессии у детей дошкольного возраста 22
2.2. Диагностика агрессивных проявлений у детей среднего дошкольного возраста 29
2.3. Коррекционно - развивающая работа по преодолению агрессии у детей среднего дошкольного возраста 33
2.4 Контрольный эксперимент 36
Выводы по второй главе 38
Заключение………………………………………………………………………40
Литература……………………………………………………………………….43
Приложение………………………………………………………………………46


ВВЕДЕНИЕ

В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. В Европе и Америке на эту тему написано огромное количество статей и книг, регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. И, конечно, речь идет не о научной моде, а о специфической реакции психологического сообщества на беспрецедентный рост агрессии и насилия в «цивилизованном» двадцать первом веке. Невозможно сегодня представить себе такую газету, журнал или программу радио- и телевизионных новостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия. За последнее десятилетие во всем мире, особенно в странах СНГ, отмечается рост насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью над людьми.
В связи с этим, перед психологами и педагогами возникли вопросы, касающиеся детской агрессии. Следует отметить, что сама по себе тема «детской агрессивности» долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии. Даже в настоящее время публикации на эту тему у нас единичны, и представляют собой, главным образом, обзор зарубежных исследований.
Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленные и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).
Агрессивность является нарушением поведения ребенка, а не симптомом психического заболевания. Необходимо помнить, что некоторые трудности в поведении детей носят возрастной характер и связаны с переживанием одного из кризисов развития (1 года, 3 и 7 лет). И эти периоды в жизни ребенка, несмотря на всю сложность для воспитания и обучения, свидетельствуют о нормальном ходе процесса психического развития дошкольника < tools/index.php?q=%F0%E0%E7%E2%E8%F2%E8%E5+%E4%EE%F8%EA%EE%EB%FC%ED%E8%EA%E0&s.x=0&s.y=0&s=%CF%EE%E8%F1%EA>. Кроме того, например, с точки зрения гештальт­психологии агрессия необходима для выживания и носит функции защиты и сохранения "своей среды" или конструктивного ее изменения.
И, тем не менее, можно констатировать, что на сегодня наиболее впечатляющие результаты в изучении природы и механизмов агрессивного поведения детей достигнуты именно в психологической науке. Но вполне естественно, что в этой интересной, сложной и интенсивно изучаемой области все еще остается много нерешенных проблем, и нет ответов на многие вопросы.
Проблемой агрессии занимались многие ученые, психологи и психиатры такие как Зигмунд Фрейд, Зинг Янг Куо, Леонард Берковиц, Дэвид Хамбург, Петр Кропоткин и др. Авторы в своих исследованиях по разному определяют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для «защиты занимаемой территории» (Лоренд, Ардри); реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни, Фромм); как стремление к господству (Моррисон). Миллер, Доллард в своих теориях связывали агрессию и фрустрацию. Из выше сказанного можно сделать вывод, что без доли агрессивности людям не обойтись.
Объект исследования - поведение детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - проявление агрессии у детей дошкольного возраста.
Цель исследования - выявление агрессии у детей дошкольного возраста и путей ее преодоления.
В соответствии с поставленной целью, выделенными объектом и предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
1.Проанализировать психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования.
2.Провести диагностику агрессии у детей дошкольного возраста.
3.Провести коррекционно - развивающую работу с детьми по преодолению у них агрессии.
В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что проявление агрессии у детей дошкольного возраста можно снизить при условии использования в коррекционной работе методов игровой терапии.
Для достижения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
·анализ литературных источников;
·наблюдение;
·диагностическая методика («Рисунок несуществующего животного»);
·анкетирование;
·математические методы;
·сравнительный анализ.
Базой исследования являлась: средняя группа МОУ д/с №336 (20 детей).


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, ПРОБЛЕМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ И АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ

Рассмотрение основных подходов и тенденций к определению термина «агрессия», «агрессивность» целесообразно начать с обзора исследований в зарубежной психологии. Проблемой агрессии в западной психологии занимались А. Басс, Л. Берковиц, Р. Бэрон, Дж. Доллард, Д. Зильман, Д. Ричардсон, З. Фрейд, Э. Фромм и др.
Дж. Доллард - автор одной из первых монографий, затрагивающих проблему агрессии, определяет агрессию как акт, целевой реакцией которого является нанесение вреда организму. Данный подход явился определяющим для многих последующих исследователей, склонных рассматривать агрессию как реакцию враждебности на созданную другим фрустрацию независимо от того, насколько эта фрустрация имеет враждебные намерения.
Позднее западные исследователи предложили более широкое трактование агрессии. Агрессивными признавались действия, включающие в себя ограничение возможностей другого путем принуждения и наказания; действия, воспринимаемые наблюдателем как преднамеренное нанесение ущерба (злонамеренное или эгоистическое); действия, представляющиеся наблюдателю как противоречащие нормам и закону. Подчеркивая ситуационную обусловленность агрессивного поведения, представители данного подхода не учитывали роль индивидуальных факторов и особенностей, формирующих различия в агрессивных проявлениях при прочих равных условиях.
Р. Бэрон и Д. Ричардсон, проанализировав основные тенденции, выделили три основных подхода в определении понятия агрессия в западной психологии.
А. Басс - автор первого подхода предложил определять агрессию как любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим, как реакцию, как физическое действие или угрозу такого действия со стороны одного человека, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другого человека, в результате чего организм другого человека получает болевые стимулы. Ученый настаивал на необходимости различать враждебность и агрессивность. Враждебность в отличие от агрессивности представляет собой длительное, устойчивое негативное отношение или систему оценок, применяемую к окружающим людям, предметам и явлениям, выражающиеся чувством возмущения, обиды, и подозрительности. Враждебная личность не обязательно агрессивна, и наоборот.
Л. Берковиц в рамках второго подхода рассматривает агрессию как негативную установку к другому человеку или группе людей, которая находит свое выражение в крайне неблагоприятной оценке своего объекта-жертвы и проявляется в демонстрации недружелюбного отношения и антипатии к конкретному человеку, в желании ему зла.
Л. Берковиц настаивает на том, что для квалификации тех или иных действий как агрессивных обязательным условием является намерение нанесения обиды или оскорбления.
Третья точка зрения, высказанная Д. Зильманом, ограничивает употребление термина агрессия только попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений. Разница между агрессией и враждебностью, по мнению ученого, заключается в том, что враждебное поведение имеет целью нанесение скорее морального, нежели физического ущерба, а агрессивное поведение нацелено на причинение морального и физического ущерба.
Изучение теорий и подходов западных исследователей к проблеме агрессии и агрессивности позволяет отметить стремление большинства ученых трактовать агрессию как любую форму поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения, что предполагает:
1) рассмотрение агрессии преимущественно как модели поведения, а не как эмоции, мотива или установки;
2) рассмотрение агрессии как действий, посредством которых агрессор намеренно причиняет ущерб своей жертве;
3) рассмотрение в качестве результата агрессивных действий негативных последствий: выставление кого-либо в невыгодном свете очернение или публичное осмеяние, лишение чего-то необходимого и даже отказ в любви и нежности могут при определенных обстоятельствах быть названы агрессивными, при этом необязательно нанесение телесных повреждений;
4) рассмотрение в качестве агрессивных только тех действий, которые причиняют вред или ущерб живым существам, в отличие от более широких определений, при которых под агрессией понимаются действия, причиняющие ущерб не только человеку или животному, но и вообще любому неживому объекту.
5) наличие агрессии только в тех случаях, когда реципиент или жертва стремятся избежать подобного обращения.
Анализ работ западных ученых позволяет выделить ряд основных тенденций в определении агрессии в зарубежной психологии:
- во - первых, под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению. Ф. Алан описывает агрессию как внутреннюю силу (не объясняя при этом ее происхождения), дающую человеку возможность противостоять внешним силам;
- во-вторых, под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Х. Дельгадо утверждает, что человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу;
- в-третьих, давая определение агрессии, зарубежные исследователи стремятся сделать это преимущественно на основе изучения поддающихся объективному наблюдению и измерению явлений, чаще всего актов поведения.
Определяя агрессию, прежде всего как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку западные ученые игнорируют коренные различия в поведении человека и животных, при этом приводимые ими определения носят зачастую формальный характер и имеют ряд существенных недостатков. Одним из самых существенных недостатков, не позволяющим вскрыть психологическое содержание агрессии в приведенных определениях, является факт «отрыва» конкретных действий от мотива. Это обстоятельство не позволяет интерпретировать как агрессивные такие действия, как, например, неудачная попытка убийства, мечты об избиении кого - либо.
3. Понятие «агрессия» в трудах отечественных ученых.
Отечественные исследователи, давая определение агрессии, попытались в некоторой степени преодолеть трудности и исправить недостатки зарубежных коллег.
В отечественной науке проблему агрессии рассматривают в своих работах Г. Э. Бреслав, С. Л. Колосова, Н. Д. Левитов, Л. М. Семенюк, Н. М. Платонова, А. А. Реан и др.
Основная терминологическая трудность, отмеченная отечественными учеными, связана с различиями в степени тяжести агрессивных поступков и действий (когда термином «агрессия» называют применение огнестрельного оружия для жестокой расправы, то смысл один, но когда понятие «агрессия» используется для обозначения настойчивости, напористости, жестокости ученика или учителя, то смысл уже несколько иной).
Многие отечественные авторы настаивают на необходимости различать понятия «агрессия» и «агрессивность» (С.Л. Колосова, Н.М. Платонова) Определяя агрессию как индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического (психологического) вреда или ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей, современные исследователи рассматривают агрессивность с разных позиций.
В житейском сознании агрессивность является синонимом «злонамеренной активности». Однако само по себе деструктивное поведение «злонамеренностью» не обладает, таковым его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми деятельность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходными, но их мотивационные компоненты - прямо противоположны.
Согласно психологическому словарю, агрессивность - враждебность, свойство или черта личности, подчеркивающая ее тенденцию причинять неприятности, нападать, наносить вред другим людям и окружающему миру. Агрессия или агрессивное поведение - специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или к группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб.
П.А.Ковалев считает, что агрессивные действия человека обусловлены его агрессивностью, как психологическим свойством личности. Он предлагает следующее определение: «агрессивность - устойчивый набор личностных качеств, который способствует совпадению потребности и цели насильственного поведения» и экспериментально подтверждает, что уровень агрессивного поведения зависит от выраженности у субъекта конфликтных свойств личности.» С возрастом, по мнению исследователя, детерминация агрессивного поведения изменяется от чисто ярких, импульсивных качеств вспыльчивости, обидчивости до мстительности и подозрительности.
Агрессивность, по определению К. К. Платонова, это психическое явление, выражающееся в стремлении к насильственным действиям в межличностных отношениях.
Т.Г.Румянцева рассматривает агрессивность как форму социального поведения, так как человеческое агрессивное поведение осуществляется в контексте социального взаимодействия. В определении поведения в качестве агрессивного решающее место должно принадлежать понятию нормы, отсюда и название данной ориентации. Нормы формируют своеобразный механизм контроля за обозначением тех или иных действий. Когда эти нормы соблюдены, воспринимаемое поведение не будет рассматриваться в качестве агрессивного, независимо от степени губительности последствий такого поведения. И наоборот, если нормы нарушены, на поведение « навешивается ярлык агрессии».
А.А.Реан понимает под агрессивностью такое свойство личности, которое выражается в готовности к агрессии. Основными критериями, позволяющими отнести агрессивность к свойствам личности являются:
1) выражение данным свойством некоторого отношения к определенным сторонам действительности;
2) формирование в процессе социализации и образования постоянного комплекса социальных связей;
3) относительная изменчивость под воздействием социальных условий;
4) относительная устойчивость, постоянство, одинаковость при повторных проявлениях.
Агрессивность существует в двух формах: ситуативной и личностной, устойчивой и неустойчивой. Под ситуативной агрессивностью имеется в виду ее эпизодическое проявление у человека, а под личностной агрессивностью - наличие у человека соответствующей устойчивой индивидуальной черты поведения, выступающей всегда и везде, где для этого складываются подходящие условия.
Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность обладает определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное ее развитие начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два основных типа: первый - мотивационная агрессия (как самоценность), второй - инструментальная агрессия (как средство). При этом, подразумевается, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его , и сопряжены с эмоциональными переживаниями: гнев, враждебность. Определив степень агрессивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии.
В качестве индивидуально-личностных характеристик, потенцирующих агрессивное поведение, отечественными исследователями рассматриваются такие черты, как боязнь общественного неодобрения, раздражительность, подозрительность, предрассудки (например, национальные), а также склонность испытывать чувство стыда вместо вины.
Лонгитюдные исследования, проведенные А. И. Захаровым, показывают, что агрессивность закладывается в детстве, становится устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении всей дальнейшей жизни.
Тенденция выделения понятий «агрессия» и «агрессивность» прослеживается в настоящее время в большинстве современных исследований. Аксиомой современной психологии является положение о том, что возможна агрессия без агрессивности, но выход агрессивности в агрессивных действиях является обязательным.
В последнее время имеет место стремление многих авторов рассматривать агрессию как мотивационные внешние действия, нарушающие нормы и правила сосуществования, наносящие вред, причиняющие боль и страдание людям. Причем данная тенденция свойственна как отечественным, так и зарубежным авторам.
Не менее существенной, на наш взгляд, является попытка Н. Д. Левитова и его сторонников рассмотреть агрессию не только как поведение, но и как психическое состояние, имеющее свою феноменологию, этапы и компоненты.
В качестве этапов агрессивного состояния ученые выделяют:
1) подготовку к агрессии;
2) процесс осуществления агрессии;
3)оценка результатов.
Рассматривая и анализируя компоненты агрессии, сторонники данного подхода предлагают изучить познавательный, эмоциональный и волевой компоненты. При этом в силу специфики и особенностей проявления агрессии именно эмоциональный компонент вызывает наибольший интерес исследователей.
Познавательный компонент агрессии заключается в ориентировке, требующей понимания ситуации, видения объекта для нападения и идентификации своих «наступательных средств».
При анализе эмоционального компонента агрессивного состояния отечественные исследователи настаивают на необходимости рассмотрения, прежде всего, гнева, по........



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.