На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 95884


Наименование:


Диплом Государственное регулирование инновационной деятельности в регионе

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 04.04.2016. Сдан: 2015. Страниц: 74. Уникальность по antiplagiat.ru: 88.65.

Описание (план):


Содержание

Введение 4
1 Теоретико-методологические основы государственного регулирования инновационной деятельности 7
1.1Сущность государственного регулирования инновационной деятельности . 7
1.2 Российский и зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности 16
1.3 Нормативно-правовые акты по государственному регулированию инновационной деятельности 21
2 Анализ государственного регулирования инновационной деятельности в Курганской области 24
2.1 Общая характеристика Департамента экономического развития, торговли и труда Курганской области 24
2.2 Анализ деятельности Департамента в сфере государственного регулирования инновационной деятельности региона 31
3 Совершенствование государственного регулирования инновационной деятельности в Курганской области 46
3.1 Управленческие решения по совершенствованию государственного регулирования инновационной деятельности в регионе 46
3.2 Оценка эффективности разработанных мероприятий 60
Заключение 67
Список использованных источников 70
Приложение А. Бланк-анкета социологического опроса «Выявление отношения зауральцев к инновационной деятельности в Курганской области» 73
Приложение Б. Таблица с исходными данными о будущем инновационном предприятии онлайн-конструктора портала «Есть идея» 74
Приложение В. Календарный план - график реализации проекта по созданию информационного бизнес - инкубатора инновационных идей 75
Введение

Цель дипломной работы - исследование теоретических и прикладных аспектов государственного регулирования инновационной деятельности на региональном уровне.
Указанная цель определяет комплекс задач, решение которых способствует ее достижению:
- определение сущности и основных подходов государственного регулирования инновационной деятельности;
- проведение анализа направлений деятельности Департамента экономического развития, торговли и труда Курганской области по государственному регулированию инновационной деятельности;
- разработка и оценка эффективности управленческих решений по совершенствованию государственного управления инновационной деятельности в регионе.
Объектом исследования является Департамент экономического развития, торговли и труда Курганской области.
Предметом исследования выступает государственное регулирование инновационной деятельности в регионе на примере Департамента экономического развития, торговли и труда Курганской области.
Методологическую базу исследования составили: изучение и анализ научной литературы по вопросу организации и ведения инновационной деятельности, сопоставление мнений специалистов в области политики и экономики по рассматриваемому вопросу, ознакомление с законодательными актами, анализ статей периодических изданий по вопросам инновационной деятельности и инновационной привлекательности регионов, анализ статистических показателей за 2012, 2013, 2014 годы, проведение социологического исследования, нацеленного на выявление мнения жителей региона по вопросу инновационного развития Курганской области.
В качестве информационной базы дипломной работы были использованы: Закон Курганской области от 27 марта 2000 года № 302 "О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Курганской области" < assets/files/innovac/zakon/zko_20000327_302_red_20131105.pdf>, «Стратегия социально-экономического развития Курганской области до 2020 года», отчет и доклад о результатах и основных направлениях деятельности Департамента экономического развития, торговли и труда Курганской области, работы отечественных и зарубежных авторов по вопросам инновационного развития и инновационной деятельности. К наиболее значимым из них можно отнести работы: В.А.Андрейченко, А.Ю.Лукьянова, А.В.Черкашина и др. Так же были использованы статьи по исследуемой теме в таких периодических изданиях как «Экономические отношения», «Креативная экономика» и др.
В настоящее время вопросы инновационной привлекательности регионов, повышения инновационного потенциала являются особенно актуальными. В ежегодном обращении Президент РФ говорил о переходе на инновационный характер развития, делая акцент на пяти стратегических направлениях технологической модернизации, которые являются, безусловно, приоритетными. Среди них такие направления как развитие информационных технологий, космических технологий и др.
Экономический рост, обеспечение устойчивости развития производительных сил и повышение уровня жизни народа являются для современной России важнейшей задачей.
Образовавшиеся за десятилетия кризиса и стагнации провалы в экономике поставили страну на грань национальной безопасности и выживания. Несмотря на то, что после дефолта 1998 г., отмечается улучшение ряда показателей, характеризующих экономический рост, их динамика и качество не обрели характер фундаментальной, устойчивой тенденции. В этих условиях перед Россией стоит задача формирования национальной модели развития, которая способствовала бы эффективному использованию потенциала и сохранению ею достойного места в мировом сообществе.
Обеспечение высоких темпов и качества экономического развития предполагает повышение конкурентоспособности российской экономики, которая тесно связана с активизацией инновационных процессов - внедрением высоких технологий в производство, в том числе ресурсосберегающих, и расширение выпуска инновационной продукции, обладающей лучшими потребительскими свойствами и способной успешно соперничать на внутреннем и внешнем рынке.
Российская экономика как никогда нуждается в новых технологиях. В связи с этим стратегическими приоритетами являются технологии наносистем и материалов, информационно-телекоммуникационные системы, перспективные вооружения, военная и специальная техника, рациональное природопользование, транспортные, авиационные и космические системы, энергетика и энергосбережение.
Переход к инновационной экономике необходим для ускорения темпов качественного роста экономики страны. Наличие достаточного, высокого инновационного потенциала и должно обеспечить данный переход.


1 Теоретико-методологические основы государственного регулирования инновационной деятельности
1.1 Сущность государственного регулирования инновационной деятельности

В настоящее время понятия «инновации»,_«инновационная деятельность», «инновационный процесс» весьма распространены.
Проведем теоретико-методологический анализ этих понятий.
Батьковский А.М. в своей работе «Общая характеристика инновационной деятельности экономических систем» представляет следующую трактовку понятия «инновационная деятельность» - это процессы создания, освоения и распространения новых или усовершенствованных видов продукции, услуг, технологий, сырья и материалов, методов организации производства и управления [6, c. 3].
Инновации, или нововведения, играют важную роль не только в макроэкономическом развитии и обеспечении экономического роста, но и в достижении целей создания коммерческой организации, рассматриваемой как микроуровень по отношению к региональной и национальной экономике.
В общем виде инновации можно рассматривать как процесс внедрения новшеств в ту или иную деятельность хозяйствующего субъекта. Обобщая определения сущности инноваций, выработанные учеными-экономистами, можно констатировать, что инновации - это качественные изменения видов, форм и методов хозяйственной деятельности, обусловленные внешними причинами и внутренними возможностями и направленные на повышение эффективности достижения целей организации.
Инновация представляет собой конечный, материализованный результат инновационной деятельности, обеспеченный вложениями капитала в открытия, изобретения, новые методы удовлетворения общественных потребностей и новые методы управления [18].
Содержательная сущность категорий «инновация» и «инновационный процесс» не однозначна, хотя и близка. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.
Создатели инновации - новаторы руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области. Непременными свойствами инновации являются научно - техническая новизна и производственная применимость.
Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. Инновация-результат, полученный в результате реализации инновационного процесса. Для инновации важны три следующие свойства:
- научно-техническая новизна;
- производственная применимость;
- коммерческая реализуемость.
На рисунке 1 представлены свойства, характерные для инновации.


Рисунок 1 - Свойства инновации

Отсутствие любого из названных свойств негативно отражается на инновационном процессе. Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. При этом следует обратить внимание на два момента: на «материализацию» инноваций, изобретений и разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции; средства и предметы труда, технологии и организации производства и на «коммерциализацию», превращающую их в источник дохода.
Инновационный процесс может быть рассмотрен с различных позиций и с разной степенью детализации:
- во-первых, как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, производственной деятельности и инноваций;
- во-вторых, как временные этапы жизненного цикла нововведения - от возникновения идеи до ее разработки и внедрения.
В общем виде инновационный процесс - это последовательная цепь событий, в ходе которых новшество реализуется от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике. Инновационный процесс не заканчивается внедрением, т. е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Процесс не прерывается, поскольку по мере распространения нововведение совершенствуется, становится более эффективным, приобретает новые потребительские свойства, что открывает возможности по наращиванию доли сегментации отраслевого рынка.
Генерирование бизнес-идеи, формирование замысла, подготовка и постепенное осуществление инновационных изменений и есть инновационный процесс. Содержание инновационного процесса охватывает этапы создания как новшества, так и нововведения [8, с. 43].
Проанализировав ряд литературных источников можно сделать вывод, что «инновационная деятельность» многоплановое понятие и включает в себя такие направления как:
- научную деятельность;
- поиск новаторских идей и решений;
- освоение новых рынков сбыта;
- изготовление продукта с новыми свойствами;
- использование нового источника сырья;
- проведение соответствующей реорганизации производства.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что инновационная деятельность - это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования.
Инновационный процесс состоит из пяти основных стадий. На рисунке 2 представлены стадии инновационного процесса.


Рисунок 2 - Стадии инновационного процесса

Из рисунка 2 видно, что инновационный процесс включает в себя следующие стадии:
- исследование и разработка инновационного продукта;
- освоение технологии производства инновационного продукта;
- изготовление инновационного продукта;
- содействие в реализации, обслуживании, применении;
- утилизация после использования продукта.
Кроме того, инновационный процесс может включать также деятельность, обеспечивающую создание инноваций - научно-технические услуги, маркетинговые исследования, разработку бизнес-плана проекта, оценку экономической эффективности инновации, подготовку и переподготовку кадров, а также организационную и финансовую деятельности [22].
После того, как проведен анализ таким понятиям, как «инновации», «инновационный процесс», остановимся на понятии «инновационная деятельность». Исследуя многочисленные литературные источники, можно сделать вывод о том, что сочетание «инновационная деятельность» - понятие многогранное. Существует множество различных классификаций данного понятия. Остановимся на наиболее распространенных видах классификаций.
Инновационную деятельность в целом рассматривают в разрезе двух категорий:
- технологическая;
- нетехнологическая.
В зависимости масштаба инновационная деятельность подразделяется на:
- базовую
- «закрывающую»
Рисунок 3 отражает классификацию инновационной деятельности в зависимости от масштаба.
Остановимся более подробно на этом виде классификации
Базовую инновационную деятельность представляют крупнейшие изобретения, революционные перевороты в технике и сознании.





Рисунок 3 - Классификация инновационной деятельности по масштабу

Внедрение таких новаций чаще всего требует длительной подготовки и крупных затрат, но в то же время дает фантастический эффект. К такой категории «инноваций» можно отнести изобретение парового двигателя, создание компьютера, использование нефти и газа в качестве энергии.
В настоящее время часто можно слышать о «закрывающих» инновациях - таких, которые ставят крест на существующих сейчас отраслях производства или по крайней мере снижают их эффективность за счет предложения новой технологии или нового сырья. Так, «закрывающей» могла бы стать инновация, которая позволила бы получать и накапливать энергию без использования электричества, нефти или газа. Или, если говорить о фантастических инновациях, - замена нынешних двигателей внутреннего сгорания антигравами [9, c. 7].
Проанализировав базовые понятия «инновация», «инновационный процесс», «инновационная деятельность», перейдем к основным понятиям, заявленным темой дипломной работы - «регулирование инновационной деятельностью», «государственное регулирование инновационной деятельностью.
«Регулирование инновационной деятельности» - функция управления, обеспечивающая функционирование управляемых процессов в рамках процесса внедрения новшеств в ту или иную деятельность хозяйствующего субъекта.
«Государственное регулирование инновационной деятельности»- это целенаправленная организующая, подзаконная, исполнительно-распорядительная и регулирующая деятельность системы органов государственной исполнительной власти, осуществляющих функции государственного управления на основе и во исполнение законов в отраслях инновационного развития.
Высокий уровень инновационного развития в высокоразвитых странах связан, прежде всего, со стратегиями государственного регулирования инновационной деятельности.
По уровню и формам поддержки в мировой практике выделяют следующие виды стратегий государственного регулирования инновационной деятельности:
- государственные стратегии активного вмешательства;
- стратегия децентрализованного регулирования;
- смешанные стратегии.
На рисунке 4 представлены стратегии государственного регулирования инновационной деятельности.



Рисунок 4 - Виды государственных инновационных стратегий
Рассмотрим более развернуто каждую из представленных стратегий.
При осуществлении стратегии активного вмешательства государство признает научную, научно-техническую и инновационную деятельность главными и определяющими факторами экономического роста национальной экономики. К странам с активным стратегическим вмешательством относят: Японию, Францию, Нидерланды и некоторые другие страны.
Стратегия децентрализованного регулирования. В данном случае государство сохраняет лидирующую роль, но при этом отсутствуют жесткие директивные связи, характерные для стратегии активного вмешательства. На первое место в научно-технической и инновационной деятельности выходят субъекты хозяйствования, а государство стремится создать им благоприятные правовые, экономические и другие условия для этой деятельности. При осуществлении этой стратегии используются налоговые льготы и прочие стимулы инновационной активности. К странам с децентрализованным вмешательством относят США и Великобританию.
Смешанная стратегия используется в странах, где в экономике значительную часть составляет государственный сектор, и государство заинтересовано в поддержании высокого экспортного потенциала отраслей этого сектора. В этом случае по отношению к государственным предприятиям государство использует стратегию активного вмешательства, а к остальным стратегию децентрализованного регулирования. Примером с такой государственной политикой может служить Швеция [18, с. 235].
Подводя итог проведенному понятийному анализу, рассмотрев этапы инновационного процесса и всевозможные стратегии государственного регулирования инновационной деятельности можно сделать вывод, что значение инновационной деятельности для экономики страны очень велико:
- под влиянием инновационной деятельности может претерпевать изменения структура экономики страны;
- за счет роста эффективности использования ресурсов возможно частичное их высвобождение и перераспределение в другие сферы деятельности;
К примеру, доля занятых в торговле сокращается, а в промышленном секторе - возрастает.
- инновации могут выступать непосредственной причиной возникновения новых производств, отраслей и постепенного отмирания уже существующих;
- инновационная деятельность может влиять на экономическую организацию общества;
- возможное появление новых общественных институтов и хозяйственных организаций, трансформация содержания взаимосвязей между ними;
- оказывает влияние на структуру собственности;
- совершенствуются технологии управления: вертикальные воздействия во все большей мере дополняются и заменяются горизонтальными;
- возможны изменения и содержание государственного регулирования экономики.
По экспертным оценкам, вклад инновационной деятельности в развитие современной экономики может составлять до 60-70% (в зависимости от конкретных условий конкретного государства). Именно поэтому современную экономику иногда называют наукоемкой [11, с. 14].
При этом экономический рост в условиях наукоёмкой экономики - это динамика физических объемов производства и потребления товаров и услуг. Качественный экономический рост нужно понимать как разницу в развитии между одним государством и всеми остальными. Он обеспечивается за счет инноваций, которые, тем и примечательны, что дают пользователю добавочную экономическую прибыль. Эта добавочная прибыль и определяет разницу в развитии между государствами, ведь любое экономическое развитие упирается в финансовые ресурсы [15, с. 84].
Таким образом, инновационная деятельность не только изменяет структуру экономики и экономическую организацию общества, но и создает новые, подчас революционные производственные возможности. Именно поэтому многие страны выбирают путь инновационного развития.

1.2 Российский и зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности

Степень развития национальной инновационной сферы формирует основу устойчивого экономического роста, является необходимым условием полноправного участия страны в мировом разделении труда. С целью активизации инновационных процессов в ряде стран начиная с середины 80-х годов........


Список использованных источников
1 Закон Курганской области от 27 марта 2000 года № 302 "О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Курганской области".
2 Постановление Правительства Курганской области от 14 октября 2013 года № 491.
3 Концепция развития инновационной деятельности в Курганской области на период до 2015 года, утвержденная распоряжением Администрации (Правительства) Курганской области от 21 февраля 2006 года № 59-р.
4 Адилов Т.М. Об инфраструктуре инновационной деятельности. // Креативная экономика. - 2008. - № 5 (17), с 90.
5 Андрейченко А.В., Маслова Л.М. Формирование инновационной структуры как важнейший фактор модернизации экономики Курганской области.с 4.
6 Батьковский А.М. Общая характеристика инновационной деятельности экономических систем // Экономические отношения. - 2012. - № 1 (3). - c. 3-9.
7 Бердичевская В.О., Клочкова Н.В. Развитие инновационной деятельности: обобщение инновационного опыта.
8 Богатова Е.В. Инновации как фактор экономической динамики в теориях цикла и социально-экономических концепциях // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2013. № 103. С. 41- 47.
9 Данилин П.П., Крышталь О.С. Инновационный путь России. Учебник. М.: Книга по требованию, 2008, с 80.
10 Жданова О. А. Роль инноваций в современной экономике / О. А. Жданова // Экономика, управление, финансы: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2011 г.). - Пермь: Меркурий, 2011. - с. 126.
11 Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
12 Коноплев С.П. Инновационный менеджмент.- М.: Проспект, 2012. - 128 с.
13 Лукьянова А. Ю. Проблемы инновационного развития России / А. Ю. Лукьянова, Л. В. Погосян // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. I. - М.: РИОР, 2011. - с. 36-38.
14 Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 127 с.
15 Овчинников С.Г. Инновационное ускорение как фактор экономического развития // Инновации. - 2012. - № 3.
16 Оголева Л.Н. Инновационный менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2012.- 238 с.
17 Санчес М.Р.Cущность инноваций и инновационной деятельности -МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва.
18 Черкашин А. В. Проблемы и перспективы инноваций в современной экономике России // Молодой ученый. - 2011. - №5. Т.1. - с. 235-237.
19 ДОКЛАД о результатах и основных направлениях деятельности Департамента экономического развития, торговли и труда Курганской области на 2014-2016 годы.
20 Отчет о состоянии инновационной деятельности в Курганской области (дата обращения: 27.03.2015).
21 Инновационная деятельность в Курганской области. Состояние и перспективы. URL: 3446.html (дата обращения: 21.03.2015).
22 Инновационная деятельность и перспективные инновационные проекты ЮФУ. URL: node/69 (дата обращения: 27.03.2015).
23 Зарубежный опыт инновационной деятельности. URL: METDOC/CGU/SOTS_KULT_SERVIS/INNOVAC_SKSIT/METOD/LEKKOV/WEBUMK/frame/16.htm (дата обращения 27.03.2015).
24 Конкурс молодежных инновационных проектов «УМНИК-2015-I» URL: umnik(дата обращения: 21.03.2015).
25 Об инновационной деятельности Курганской области URL: regions/116/innovate_kurgan.htm (дата обращения: 7.04.2015).
26 Официальный сайт Департамента экономического развития, торговли и труда Курганской области URL: 3446.html (дата обращения: 7.04.2015).
27 Развитие инновационной деятельности в Курганской области URL: upload/medialibrary/00c/innovacii.pdf (дата обращения: 21.03.2015).
28 Развитие инновационных технологий в США URL: pages/e-library/methodmaterial/files/155.pdf (дата обращения: 21.03.2015).
29 Становление институциональной среды венчурного предпринимательства в России URL: art.php?nArtId=4063 (дата обращения: 21.03.2015).
30 Технологии коучинга URL:_ library/dictionary/tehn
ologiyakouchingagrow/ (дата обращения: 21.03.2015).



Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.