На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 95933


Наименование:


Диплом Лингвистическая игра как средство формирования семантического компонента языковой способности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 5.4.2016. Сдан: 2013. Страниц: 46. Уникальность по antiplagiat.ru: 70.4.

Описание (план):


Содержание работы Стр.
Определения, обозначения и сокращения 4
Введение 5
1 Научно - теоретические основы проблемы формирования языковой способности у детей дошкольного возраста
1.1 Лингвистический и психолингвистический аспекты проблемы изучения языковой способности. Онтогенетические основы развития языковой способности 8
1.2 Значение лингвистической игры для формирования языковой способности у детей с общим недоразвитием речи 10
1.3. Психолого-педагогические условия формирования языковой способности у детей с общим недоразвитием речи 14
2 Изучение особенностей и уровней сформированности языковой способности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня
2.1 Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента 18
2.2 Описание результатов констатирующего эксперимента 21
2.3 Характеристика коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда 26
3 Формирование семантического компонента языковой способности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня
3.1 Цель, задачи, методика формирующего эксперимента 28
3.2. Описание работы по формированию языковой способности у детей с ОНР 3 уровня 29
3.3 Проверка эффективности проведенной работы 33
Заключение 38
Список использованных источников 39
Приложение А (cхема констатирующего эксперимента по изучению уровня сформированности семантического компонента языковой способности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи) 42
Приложение Б (список детей участвующих в опытно - экспериментальном исследовании) 43
Приложение В (протокол исследования сформированности семантического компонента языковой способности у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием) 45
Приложение Г (схема экспериментальной работы по формированию семантического компонента языковой способности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня) 47
Расписка 48


ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем текстовом документе применяются следующие определения и обозначения:
детская игра - исторически возникающий вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности;
общее недоразвитие речи - это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой сторонам, при нормальном слухе и интеллекте;
языковая способность - это прижизненное, онтогенетическое образование, ведущую роль в формировании и развитии которого играет среда, обучение и воспитание, а природной предпосылкой является наличие задатков, анатомо-физиологических особенностей мозга и нервной системы.
ОНР-общее недоразвитие речи.
МБДОУ - муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.


ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития общества, увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. Одним из таких нарушений является общее недоразвитие речи.
Как отмечала Р.Е. Левина «общее недоразвитие речи это речевая патология, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения, связная речь».
В настоящее время поиск путей совершенствования коррекционно-развивающей работы привел к сближению логопедии с психолингвистикой, при этом многие авторы, такие как Е.Н. Винарская, О.Е. Грибова, Л.Н. Ефименкова, Л.Г. Соловьева, Л.Б. Халилова, С.Н. Шаховская в качестве основного дефекта при ОНР стали называть дефицитарность языковой способности.
Н.В. Микляева определяет языковую способность «прижизненное, онтогенетическое образование, ведущую роль в формировании и развитии которого играет среда, обучение и воспитание, а природной предпосылкой является наличие задатков, анатомо-физиологических особенностей мозга и нервной системы».
Такие исследователи как Е.Д. Божович, Е.Н. Винарская, О.Е. Грибова, Л.Н. Ефименкова, Л.Г. Соловьева, С.Н. Шаховская, В.В. Юртайкин и др. указывают на то, что у детей с общим недоразвитием речи оказываются нарушенными сами задатки языковой способности. Авторы говорят о том, что это связанно недостаточной эффективностью коррекционно-педагогической работы, то есть неполная адекватность применяемых методик и способов коррекционно-педагогического воздействия на детей с общим недоразвитием речи.
Одним из способов решения данной задачи нам видится в использовании лингвистических игр, которые будут способствовать формированию языковой способности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Хочется отметить, что игра это ведущий вид деятельности детей на протяжении всего дошкольного возраста. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, ребёнок накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению, что в свою очередь развивает речь дошкольника, помогает преодолеть имеющиеся нарушения речи.
Однако, несмотря на особый интерес ряда исследователей к лингвистической игре и возможностям ее применения в обучении детей дошкольного возраста, остаются не изученными вопросы о влиянии лингвистической игры на развитие языковой способности детей с общим недоразвитием речи.
Поэтому цель нашего исследования изучение теоретических основ проблемы исследования; разработка, апробация и проверка эффективности использования серии лингвистических игр, направленных на формирование семантического компонента языковой способности у детей 5-6 лет с ОНР 3 уровня.
Объект исследования: формирование семантического компонента языковой способности у детей 5-6 лет с ОНР 3 уровня.
Предмет исследования: процесс использования серии лингвистических игр при формировании семантического компонента языковой способности у детей 5-6 лет с ОНР 3 уровня.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс формирования семантического компонента языковой способности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня возможно будет проходить более эффективно, если мы будем использовать серию лингвистических игр, при следующих условиях:
- организации предметной и познавательной деятельности детей в соответствии с их возрастными и психолого-педагогическими особенностями.
- создании мотивации речевой активности детей.
- организации речевых высказываний детей с точки зрения процесса речевой деятельности и включение детей в процессе речевого общения.
В связи с поставленной целью предполагается решение следующих задач:
- Изучить теоретические основы проблемы формирования семантического компонента языковой способности у детей 5-6 лет с ОНР 3 уровня посредством серии лингвистических игр.
- Выявить особенности и уровни сформированности семантического компонента языковой способности у детей 5-6 лет с ОНР 3 уровня, определить педагогические условия в общеобразовательном учреждении по их формированию.
- Разработать и апробировать содержание работы по оптимизации формирования семантического компонента языковой способности у дошкольников 5-6 лет с ОНР 3 уровня путем использования серии лингвистических игр.
- Выявить эффективность проведенной работы.
Для реализации задач, поставленных в исследовании, с учетом специфики его предмета и объекта, и в соответствии с целью исследования были использованы следующие методы:
- Организационные: организация эксперимента, выбор базы исследования;
- Эмпирические: анализ документации, констатирующий и формирующий эксперимент;
- Количественные: количественная обработка полученных в ходе исследования эмпирических данных;
- Интерпретационные: качественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в работе по формированию семантического компонента языковой способности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи родителями, воспитателями, учителями-логопедами дошкольных учреждений.
База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ № 91 «Речецветик» г. Архангельска.
Структура и объём работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы (30 источников); проиллюстрированная таблицами, схемами, снабжена приложениями.
На констатирующем эксперименте было обследовано 12 детей с ОНР и 12 детей с нормальным речевым развитием.
В формирующем эксперименте принимало участие 6 детей с ОНР III уровня. На этапе контрольного эксперимента сравнивались дети с ОНР III уровня по 6 человек в контрольной и экспериментальной группе.


1 НАУЧНО - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ СПОСОБНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Лингвистический и психолингвистический аспекты проблемы изучения языковой способности. Онтогенетические основы развития языковой способности

Многие авторы, Е.Н. Винарская, О.Е. Грибова, Л.Н. Ефименкова, Л.Г. Соловьева, Л.Б. Халилова, С.Н. Шаховская в качестве основополагающего дефекта детей с общим недоразвитием речи называют недоразвитие языковой способности [3, 22].
Понятие «языковая способность», введенное А.А. Леонтьевым, в современной лингвистической науке не является однозначным. В научных исследованиях используются термины «языковой (речевой) механизм», «языковая (речевая) способность», «языковая компетенция» и некоторые другие исходя из того, какой аспект находится в актуальном поле исследования и наиболее полно отражает функционирование определенного языкового явления [18]. По мнению Л.И Божович, «языковая способность представляет собой особый род интеллектуальной и речевой активности, направленной на овладение языком как знаково-символической системой и проявляющейся в творческом использовании усвоенных ранее средств языка» [3].
В логопедии понятие «языковой способности» или «языковой активности» стало использоваться с 60-х годов XX век, и впервые было применено при создании психолого-педагогической классификации нарушений речи Р.Е. Левиной [14]. Понятие «языковой способности» по данным Е.Н. Винарской, О.Е. Грибовой имеет комплексный характер и включает в себя такие компоненты как, задатки - деятельность - общение - языковая способность - языковая личность [22].
Несмотря на единство взглядов ученых, относительно значения языковой способности в развитии ребенка, существуют различные подходы к установлению ее сущности. К данным подходам можно отнести следующие: нейрофизиологический; психологический; психолингвистический; педагогический и коррекционно-педагогический. Рассмотрим их более подробно.
Нейрофизиологический подход направлен на рассмотрение языковой способности с точки зрения генетических и анатомо-физиологических задатков к ее развитию [3]. С позиций психологического подхода «языковая способность» рассматривается как совокупность развитых у ребенка речевых умений и навыков, позволяющих ему понимать и строить новые высказывания в соответствии с коммуникативной ситуацией и законами родного языка [22]. С точки зрения психолингвистического подхода «языковая способность» рассматривается как один из компонентов модели языка, наряду с речевой деятельностью и языковой системой [18, 19]. Согласно педагогическому подходу «языковая способность трактуется как особый род интеллектуальной и речевой активности, проявляющийся в творческом использовании усвоенных ранее средств речевого общения и словесных знаков» [23].
Рассмотрев различные аспекты языковой способности, кратко рассмотрим ее формирование в речевом онтогенезе. Многие исследователи Е.Н. Винарская, Л.С. Выготский, И.Н. Горелов, О.Е. Грибова, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.П. Носкова, Н.В. Микляева, К.Ф. Седов, Н.В. Микляева, в области нейропсихофизиологии, психолингвистики, логопедии и других наук, занимались изучением речи и ее функций в онтогенезе [21].
Языковая способность оптимально развивается в течение 1,5-5 лет, а затем продолжается уже в виде лингвистической способности на протяжении всей жизни человека и сказывается на качестве и уровне владения словесной речью [25]. В каждый возрастной период выделяют ведущие компоненты способности, которые обеспечивают формирование механизмов языковой ориентировки на соответствующем уровне языка (синтаксическом, лексико-семантическом, фонетическом) [27]. Формирование языковой системы начинается с формирования семантико-фонологического компонента [14].
Н.В. Микляева, занимаясь проблемой формирования языковой способности и становления её в онтогенезе, отмечала, что у нормально развивающихся детей 3 - 4 лет ведущим является фонологический компонент. В 4 - 5 лет он обеспечивает появление ориентировки на морфемный состав слова и грамматическую значимость его компонентов, и ведущим становится синтаксический компонент. В 6 - 7 лет начинается обучение детей навыкам звуко-буквенного анализа и первоначальным навыкам чтения. Фонологический компонент начинает претендовать на ведущую роль вместе с семантическим компонентом языковой способности. Автор также отмечает, что «первичная интеграция ориентировочных действий в языковом материале начинается на 1-2 года позже, чем у нормально развивающихся детей (вокруг семантического компонента языковой способности). Однако возникшие семантико-синтаксические связи быстро распадаются, потому что ведущей оказывается установка на ориентировку в фонологическом компоненте языковой способности. В следующие два года функциональная система ориентировочных операций так и не складывается». [26].
По данным О.И. Киселева у детей с общим недоразвитием речи до пяти лет отмечаются ситуативные ориентировки в языковом материале, формирование языковой способности затрудняются, так как нарушена сама функциональная система, нет точно связи с мозгом [15, 16].Однако после пяти лет у детей с нарушениями речи внимание к языковому материалу становится устойчивым. Появляются новые способы ориентировки в языковом материале (действия по аналогии, на «чувство языка» и т.д.), налаживаются интеграционные связи между фонологическим и семантическим компонентами языковой способности. Но в то же время у данной категории дошкольников процесс формирования языковой способности не заканчивается, а продолжает в младшем школьном возрасте и требует помощи со стороны специалистов [22].
Таким образом, в понятие языковой способности включаются, во-первых, сам психофизический механизм, обеспечивающий восприятие, понимание и воспроизведение речевых, единиц; во-вторых, умение соотносить предметные действия с речевыми; в-третьих, умение действовать с предметами по подражанию, обобщать эти действия и подражать речевым действиям говорящего.

1.2 Значение лингвистической игры для формирования языковой способности у детей с общим недоразвитием речи

Одним из средств активизации учебного процесса являются игровые средства обучения. В дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей деятельностью, поэтому ее использование при формировании речи является необходимым и эффективным коррекционной работы.
Игра имеет преимущество перед другими видами детской деятельности и занимает особое положение в педагогическом процессе, так как дает возможность детям проявить активность и самостоятельность, развивает воображение, помогает детям реализовать свои представления об окружающем мире. Развивающее значение игры в своих исследованиях подчеркивали такие ученые, как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, О.А. Дьячкова, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин [30].
В рамках нашего исследования интерес для нас представляет лингвистическа........

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алябьева Е.А. Формирование родовидовых понятий при работе над словарем дошкольников // Логопед. №2, 2005.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Кн. Для воспитателей детского сада. - М.: Мозайка-Синтез,1999. - 272 с.
3. Божович Е.Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы // Вопросы психологии. 1997. № 1. - 45 с.
4. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. соч. М., 1984. Т. 4. - 432 с.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. М., 1982. Т. 2. - 504 с.
6. Выготский Л.С. Проблема сознания // Собр. соч. М., 1983. Т. 3. - 482 с.
7. Гальперин П.Я. Языковое сознание и некоторые вопросы взаимоотношения языка и мышления // Вопросы философии, 1977, № 4. - С.4-10.
8. Гвоздев А.Н. К проблеме детской речи. - М., ТЦ «Сфера», 1961. - 250 с.
9. Грибова О.Е. К проблеме анализа речевой коммуникации у детей с речевой патологией // Дефектология. - 1995. - №6. - С.7-16.
10. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. Логопедическое обследование: метод. Пособие / Н.В. Микляева. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 96с.
11. Елисеева М. Б. Развитие лексикона и языковой способности ребенка // Логопед в детском саду №4(19), 2007.- С 3-8
12. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов. - М.: Просвещение, 1981. -112с.
13. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., ВЛАДОС, 1982. - 150с.
14. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда. - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. - 320 с.
15. Киселева О.И. Развитие коммуникативного потенциала личности как основа позитивной социализации ребенка в условиях непрерывного образования (к обоснованию педагогического эксперимента) // Вестник Томского пед. ун-та. Вып. 2 (34). 2003. - 30 с.
16. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждения для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М.: Секачев В.Ю., Институт общегуманитарных исследований, 2002. - 160 с.
17. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб.: Союз. 1999. -160с.
18. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М., ВЛАДОС., 1969. - 166 с.
19. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. - М., ВЛАДОС., 1965.
20. Маркова А.К. Психологическое овладение языком как средством общения. -М. ВЛАДОС.,1973.-120с.
21. Микляева Н. В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. № 2, 2001.
22. Микляева Н.В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. Логопедическое обследование. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 96 с.
23. Микляева Н.В. Совершенствование коррекционно-логопедической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи в аспекте развития языковой способности: Дис…канд.пед.наук. - М., 2001. - 154 с.
24. Негневицкая Т.Л., Шахнарович А.М. Язык и дети.- М.,ВЛАДОС., 1981. - 100 с.
25. Павлов В.М. Языковая способность человека как предмет лингвистической науки // Теория речевой деятельности. - М., 1968. - 59 с.
26. Халилова Л.Б., Карпушкина Е.А. Актуальные аспекты исследования языковой способности у младших школьников с нарушениями речи // Дефектология. № 2, 2001-С.34-38.
27. Шахнарович A.M., Ленден Ш. Социальные и естественные факторы в языковой способности человека // Исследования речевого мышления в психолингвистике. - М., 1985. - 33 с.
28. Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи / Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б. Халиловой. - М.: Экономика, 1997. - С.240-250.
29. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие. - М.,ВЛАДОС., 2003. - 58 с.
30. Эльконин Д.Б. Развитие речи. Психическое развитие детей дошкольного возраста. - М., ВЛАДОС., 1964. - 340 с.





Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.