На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Формирование глагольной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 06.04.2016. Сдан: 2010. Страниц: 95. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования глагольной лексики у детей с общим недоразвитием речи
1.1. Предикат в структуре порождения речевого высказывания. Онтогенез становления речевой деятельности.……………………………………...8
1.2. Психологические основы речевого развития………………………….18
1.3. Клинические виды общего недоразвития речи. Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня…………………………..25
1.4. Особенности предикативной функции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи……………………………………………...33
Выводы по первой главе………………………………………………….39
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию глагольной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи
2.1. Анализ методик изучения и формирования глагольной лексики…41
2.2. Констатирующий этап эксперимента по изучению состояния глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи………………………………………………………………………….……48
2.3. Описание экспериментальной работы по формированию глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи………………………………………………………………………………62
2.4. Анализ результатов экспериментальной работы…………………..78
Заключение………………………………………………………………..83
Список использованной литературы…………………………………….86


ВВЕДЕНИЕ

Нарушения речи наблюдаются при различных вариантах психического дизонтогенеза. В раннем и дошкольном возрасте при различной локализации нарушений может наблюдаться сходная симптоматика, и недоразвитие речи может быть: у ребенка с алалией, с нарушенным слухом, у умственно отсталого ребенка, у ребенка с задержкой психического развития, с ранним детским аутизмом. В каждом конкретном случае недоразвитие речи в структуре нарушений занимает особое место и особым образом влияет на психическое развитие в целом.
Лексико-грамматические нарушения: ограниченный словарный запас, несформированность словообразовательных операций, недостатки синтаксической системы (ошибки в построении предложений) и морфологической системы (недостатки словоизменения и словообразования) - отмечаются у детей с различными отклонениями в развитии. Если перечисленные недостатки не выявлены и не преодолены в дошкольный период, то в условиях школьного обучения они становятся причиной трудностей, а порой и стойкой неуспеваемости ребенка по русскому языку.
Проблема речевого недоразвития, а также разработка методов диагностики и коррекции речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста является важной и актуальной для теории и практики логопедии и специальной педагогики.
Особого внимания заслуживает овладение детьми глагольными категориями, что связано с усвоением большого числа языковых обобщений. Словоизменение глагола является важным компонентом морфологической системы языка, кроме того, усвоение глаголов способствует формированию синтаксической структуры предложений, т.к. глагол чаще всего выступает в этой структуре в качестве предиката. Сознательное оперирование этой частью речи требует относительно высокого уровня анализа, синтеза, сравнения обобщения. Количественный и качественный анализ употребления глаголов детьми может свидетельствовать об уровне развития их познавательной деятельности. Отечественные и зарубежные лингвисты отводят предикату главную роль в организации синтаксических единиц, составляющих основу речевой коммуникации (Ю.Д. Апресян, К. Бюлер, В.В. Виноградов, С.Д. Канцельсон, А.А. Пешковский, Э. Сепир и др.). Определено значение предиката как термина языкознания, обозначающего конститутивный член суждения, то есть то, что высказывается, утверждается или отрицается о субъекте.
Изучением глагольного словаря у детей дошкольного возраста занимались А.Н. Гвоздев, А.М. Бородич, А.И. Максаков, С.Н. Цейтлин, В.В. Гербова, Т.В. Туманова, Р.И. Лалаева, С.Н. Коновалова, Н.Ю. Борякова, Т.А. Матросова и другие.
По признанию многих специалистов (Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.), основополагающим направлением коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи является развитие лексико-грамматической стороны речи. Вместе с тем, специфические приёмы, направленные на формирование предикативной лексики у детей с общим недоразвитием речи представлены в научно-методических источниках недостаточно. Также в настоящее время педагогами и логопедами не в полной мере учитываются особенности формирования глагольной лексики и освоение словоформ глагола, недостает конкретных рекомендаций, раскрывающих возможности использования различных видов деятельности в целях совершенствования лексико-семантической и морфолого-синтаксической систем языка. Методика формирования предикативной лексики должна осуществляться для детей с общим недоразвитием речи в соответствии с программными требованиями, предъявляемыми к коррекционной работе в специальных дошкольных учреждениях, что является актуальной проблемой для теории и практики логопедии.
В результате выявленных противоречий была сформулирована тема нашего исследования: формирование глагольной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Цель нашего исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность коррекционно-логопедического обучения, направленного на формирование предикативной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Объект исследования – предикативная лексика и пути ее формирования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования – процесс формирования глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Гипотеза исследования: возможно, работа по формированию предикативной лексики будет более эффективной, если:
а) с учетом представления о языке как о системе со сложной иерархической структурой и о системности лексики целесообразно вести работу по формированию навыков словоизменения и словообразования глаголов;
б) с точки зрения системного подхода использовать дифференцированную методическую систему, направленную на адекватное понимание и употребление предикативных единиц в самостоятельных высказываниях различной длины, и применять пиктографический код с учётом онтогенетического становления парадигматических, синтагматических связей и деривационных отношений;
в) с позиции связи речи с другими психическими процессами проводить работу по развитию зрительного внимания.
В соответствии с выдвинутой гипотезой определились задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы формирования глагольной лексики в общей и специальной психолого-педагогической литературе и выявить особенности формирования предикативного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Разработать оптимальную методику изучения глагольной лексики и экспериментальным путем изучить уровень развития глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать и апробировать содержание логопедической работы по формированию предикативного компонента лексической системы у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня.
4. Оценить эффективность предложенной системы логопедической работы по формированию глагольной лексики.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы методы исследования: изучение литературы по теме исследования; эмпирические методы: анализ медицинской и педагогической документации; беседа, наблюдение, констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты; количественный и качественный анализ данных констатирующего и контрольного экспериментов.
Методологической основой нашего исследования являются: представления о закономерностях речевого онтогенеза (А.Н. Гвоздев); положение о взаимовлиянии и единстве эмоционального и когнитивного развития ребенка Л.С. Выготского; теории Л.С. Выготского о первичных и вторичных дефектах и их влиянии на ход психического развития, о компенсации вторичных дефектов, о «зонах ближайшего развития»; представления о системности языка, его иерархическом строении, системности лексики (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев); лингводидактический подход, учитывающий смысловую сторону языка и определяющий предикат как центральную синтаксическую единицу (Ю.Д. Апресян, В.В. Виноградов, Г.А. Золотова, С.Д. Канцельсон); психолингвистический подход к изучению механизмов формирования предикативной лексики (Н.И. Жинкин, А.Р. Лурия, А.М. Шахронович); положение о взаимосвязи речи и других высших психических процессов (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Блонский П.П., А.Р. Лурия); концепция комплексного подхода к обучению и воспитанию детей с речевыми нарушениями (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).
Практическая значимость нашей работы состоит в том, что исследования могут быть использованы учителями-логопедами, воспитателями, психологами при планировании и проведении коррекционно-развивающей работы по формированию глагольной лексики у старших дошкольников с речевой патологией. Предлагаемая система методических приёмов может быть рекомендована к применению в логопедической практике на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях с детьми, имеющими нарушения экспрессивной речи. Также на основе экспериментального обучения были предложены педагогические приемы, способствующие формированию предикативной лексики, что позволяет сделать более эффективным процесс коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Экспериментальная база исследования – МДОУ №122 «Кораблик» и МДОУ №124 «Весенний» г. Кургана. Контингент испытуемых представлен старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи третьего уровня в количестве 12 человек.
Организация исследования. Исследование проводилось с февраля 2010 года по сентябрь 2010 года. Исследование осуществлялось в два этапа. На первом этапе (февраль – май 2010г.) проходило изучение литературы по проблеме исследования и выполнение констатирующей, формирующей и контрольной части исследования. На втором этапе (июнь - сентябрь 2010 г.) был выполнен качественный и количественный анализ результатов исследования, сделаны выводы.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), включающих гистограммы, заключения, списка использованной литературы и приложения.
.............
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айзман, Р. Память и внимание – компоненты психического здоровья//Здоровье детей. «1-е сентября» - 2006. - №19. – с.12-16.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд, стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400с.
3. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов ВУЗов/Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ,2007. – 319 с.
4. Бойко В.В. Стереотип эмоционального поведения // Практическая психология и логопедия. – 2008. - №1
5. Борякова Н.Ю., Матросова Т.А. Логопедическая работа по формированию лексико-грамматического строя (на примере словообразования и словоизменения глаголов) // Логопедия сегодня. - 2009. - №2 (24). – 48-53 с.
6. Борякова Н.Ю., Матросова Т.А. Обогащение глагольной лексики детей с речевыми нарушениями в процессе предметно-практической деятельности // Логопедия сегодня. - 2009. - №3 (25). – 39-42 с.
7. Борякова Н.Ю., Матросова Т.А. Формирование умения строить простые распространенные предложения с опорой на предметно-практическую деятельность дошкольникам с задержкой психического и речевого развития // Логопедия сегодня. - 2009. - №4 (26). – 53-57 с.
8. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии: Учебник для студ. дефект. и психологич. факультетов вузов / Т.Г.Визель. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 384с.
9. Волкова Г.А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 144с.
10. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006. — 158с.
11. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.
12. Выготский Л.С. Психология. – М.: Эксмо-Пресс, 2000. – 1008 с.
13. Выготский Л.С. собрание сочинений: в 6-ти т/гл. ред. А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1982 г. – Т: 2 Проблемы общей психологии / Под.ред. В.В. Давыдова; 1982. – 504 с.
14. Гальперин П.Я. Формирование внимания //Хрестоматия по общей психологии; Психология мышления. - М.: Просвещение, 2001 - 488 с.
15. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961. – 154с.
16. Глухов В.П. Из опыта работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология. – 1994. - №4 – С.56-59.
17. Глухов В.П. Исследование состояния связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Дефектология – 1986. - №6 – С. 73-79.
18. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов / В.П. Глухов. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 351с.
19. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики: уч. пос. - М., 1997. – 224с.
20. Грибова О.Е. Психолингвистика и логопедия: вопросы предложения // Дефектология № 3, 1999 г.
21. Громова О.Е. Формирование начального детского лексикона: практикум: пособие для логопедов, педагогов доп. Образования, воспитателям и родителям. – М.: Просвещение, 2009. - 160 с.
22. Данилова, Н.Н. Психофизиология: учебник для вузов. – М.: Аспект – Пресс, 1999. – 373 с.
23. Деревянко Н.П., Лапп Е.А. Формирование словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи // Практическая психология и логопедия - 2006. -№4
24. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1958. – 370 с.
25. Жукова, Н.С.и др. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников: книга для логопеда / Жукова, Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева, Т.Б. – Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2003. – 320 с.
26. Залевская А. А. Слово в лексиконе человека: психолингвистическое исследование. – Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1990, - 206с.
27. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: Гуматитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 279 с.
28. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/В.А.Калягин, Т


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.