Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Формирование диалогической формы речи у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 06.04.2016. Сдан: 2009. Страниц: 77. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования диалогической формы речи у старших дошкольников с моторной алалией
1.1 Психолингвистические основы формирования диалогической формы речи …………………………………………………………………………………….7
1.2. Механизм и симптоматика моторной алалии……………………………………………………………………………14
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией ..…………………………………………………………………………………24
1.4. Психолого-педагогический обзор литературных источников по проблеме формирования диалогической речи у старших дошкольников с моторной алалией ……………………………………………………..................................29
Выводы по первой главе…………………………………………………………................................34
Глава 2. Логопедическая работа по формированию диалогической формы речи у старших дошкольников с моторной алалией
2.1. Описание констатирующего эксперимента по изучению диалогической формы речи у старших дошкольников с моторной алалией………………………………………………………………………….36
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента ……………………………………….....................................................................48
2.3. Содержание логопедической работы по формированию диалогической формы речи у старших дошкольников с моторной алалией………………………………………………………………………….55
2.4. Анализ результатов контрольного эксперимента …………………………………………………………………………………….61
Выводы по второй главе…………………………………………………………................................68
Заключение………………………………………………………………………70
Библиографический список…………………………………………………………………………….72



ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования обусловлена потребностью общества в гармонически развитой личности, способной свободно общаться. Для этого необходима реализация многообразных функций речи в жизни ребенка, среди которых основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения в диалоге. Диалог – это подготовленный или неподготовленный разговор собеседников, для которого характерны простые, часто неполные предложения, своеобразный порядок слов. В диалоге широко используются внеязыковые факторы: мимика, жесты, общая ситуация, эмоциональный настрой, которые вместе с репликами создают дополнительные условия для продолжения диалога. Диалогическая форма речи и непосредственно мотивация к диалогу является грубо нарушенной при алалии - одной из сложнейших речевых патологий, которая затрагивает речевую деятельность и значительно сказывается на развитии личности ребенка, что может привести к нарушению социальной адаптации. Актуальность также подтверждается интересом к данной проблеме ученых из различных областей науки: психолингвистики - А.А Леонтьева, А.Р. Лурия; логопедии - В.А. Ковшикова, В.К. Воробьевой; психологии - Н.И. Шевандрина, А. Маслоу, однако данных о состоянии и оптимизации развития мотивации к диалогу и собственно диалогической речи, на данный момент явно недостаточно. Соответственно, этот вопрос остается открытым для обсуждения на сегодняшний день.
Целью исследования являлось изучение состояния проблемы формирования диалогической стороны речи у старших дошкольников с моторной алалией.
В рамках работы были определены следующие задачи: путем анализа литературных источников выявить психолого-педагогические и особенности формирования диалогической речи у старших дошкольников с моторной алалией; проанализировать диагностические логопедические методики, предложить методику логопедического изучения диалогической формы речи у старших дошкольников с моторной алалией и опытно-экспериментальным путем выявить уровень ее развития у детей с данной формой патологии; предложить содержание работы по формированию диалогической речи у старших дошкольников с моторной алалией и представить ее результаты.
Объект исследования – диалогическая речь и пути ее формирования.
Предмет исследования – процесс формирования диалогической формы речи у старших дошкольников с моторной алалией.
Методы исследования – библиографический, аналитико-синтетический, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, педагогический эксперимент, обобщение независимых характеристик.
Методологической основой исследования являются – психолингвистические исследования о структуре речевой деятельности, процессе порождения речевого высказывания А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, М.Р. Львова, принципы Р.Е. Левиной о связи речи с другими сторонами психического развития, положение о генезисе, структуре и функциях общения Л.С. Выготского, И.А. Зимней, В.С. Мухиной, принцип системности, онтогенетический и патогенетический принципы.
Гипотеза – возможно, работа по формированию диалогической формы речи будет более эффективной если:
1) путем поэтапного развития сохранного потенциала ребенка, страдающего моторной алалией, с опорой на комплексную работу анализаторных систем и компенсации их недостатков, формировать как базовые сенсомоторную сферу речи, мотивацию;
2) с позиции деятельностного подхода к развитию речи формировать диалогическую форму речи в процессе трудовой и игровой деятельности;
3) с позиции современных научных представлений об общении развивать такие функции личности как самостоятельность, активность, произвольность, общительность.
Экспериментальная база – детский сад № 15 компенсирующего вида «Капелька», старшая группа детей, обследовался один ребенок (девочка), имеющий логопедическое заключение «Общее недоразвитие речи второго уровня», обусловленное моторной алалией.
Организация исследования: Исследование проводилось с сентября 2008 года по май 2009 года. Исследование осуществлялось в два этапа. На первом этапе (сентябрь – октябрь 2008г.) проходило изучение литературы по проблеме исследования и выполнение констатирующей части исследования. На втором этапе (октября - май 2008 – 2009 гг.) проводилось экспериментальное обучение, выполнен анализ результатов исследования, сделаны выводы.
Практическая значимость нашей работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы учителями-логопедами, воспитателями, психологами, родителями при планировании и проведении коррекционно-развивающей работы по формированию диалогической формы речи у старших дошкольников с моторной алалией.















ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ ФОРМЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ

1.1. Психолингвистические основы формирования диалогической формы речи.

Диалог – это подготовленный или неподготовленный разговор собеседников, для которого характерны простые, часто неполные предложения, своеобразный порядок слов. В диалоге широко используются внеязыковые факторы: мимика, жесты, общая ситуация, эмоциональный настрой, которые вместе с репликами создают дополнительные условия для продолжения разговора [1].
Необходимо, на наш взгляд, рассмотреть формирование диалога в онтогенезе с психолингвистической точки зрения.
В совместном труде И.Н. Горелова и К.Ф. Седова представлена мысль, что человек изначально рождается с предпосылками к овладению речью: он обладает слухом, сразу же издает крик при рождении – это его первая неосознанная фонация. Его лицо и все тело приспособлено для выражения первых эмоций, сигнализирующих о его состоянии. Позднее появится жест, связанный с объектом, привлекшим его внимание. Авторы отмечают, что этот жест «дотягивания» вместе с мимикой и движением глаз впоследствии будет сокращаться и превращаться в указательный жест, который сохранится на всю жизнь. Крик ребенка на начальном этапе также приобретает знаковую функцию, а улыбка к трехмесячному возрасту направлена на то, чтобы вызвать ответную реакцию взрослого. Так у ребенка в норме формируется то, что Е.И. Исенина называет протоязыком, который состоит из жестов, мимики, манипуляций с предметами и неречевых звуков, этот аспект является особо важным для формирования диалогической формы речи. Таким образом, умение общаться и взаимодействовать с окружающими формируется у ребенка с самого раннего возраста [9, 11].
Необходимо отметить, что невербальные протознаки составляют основу речевой деятельности ребенка первые два года его жизни, а когда появляется словесный язык, то они не исчезают вовсе – они уходят «вглубь языкового сознания становящейся личности», где создают базу для формирования нормальной языковой системы, которая будет совершенствоваться, влияя на процесс порождения и восприятия речи в диалоге [19].
На ранней стадии лепетного развития ребенок произносит звуки, характерные для различных языков, но к двум годам начинает бессознательно подражать звукам окружающей речи и постепенно отсеивает чуждые для данной речевой среды звуки, подгоняя собственные под слышимую речь [11].
В конечном итоге, ориентируясь на слово, пытаясь оперировать его значением, ребенок приходит к потребности выделять и узнавать слова в речевом потоке, а это, в свою очередь, приводит к необходимости овладения фонематическим восприятием, основанным на способности распознавать фонемы. К концу второго года жизни у нормально развивающегося ребенка фонематический слух оказывается полностью сформированным, что определяет дальнейшее полноценное использование диалогической формы речи ребенком. [10].
Усвоение произносительных норм связано с особенностями фонетической структуры родного языка и на это может понадобиться несколько лет, но если в данном процессе происходит сбой, то формирование и наполнение диалога становится невозможным [33].
Как отмечают К.Ф.Седов и И.Н.Горелов, речевое развитие после первого года жизни проходит под знаком построения языка как многоуровневой системы. Кроме фонетики и словаря интенсивно формируется грамматический строй детской речи. Важно, что этот процесс имеет характер активного творческого поиска, то есть ребенок, не просто подражает речи взрослых, но и усваивает наиболее общие правила для создания собственных высказываний. Детское словотворчество требует от ребенка совершения сложных мыслительных операций анализа и синтеза, что возможно только тогда, когда все психические процессы находятся на должном уровне. В целом, к 6-7-летнему возрасту (в норме) завершается овладение языком, как системой фонетических, грамматических и лексических норм, происходит окончательное формирование диалогической формы речи [9].
Л.С. Выготский выделял три плана речевого мышления: мысль, внутреннюю речь, слово. Он так определял сущность процесса порождения речи: «В живой драме речевого мышления движение идёт от мотива, порождающего какую-либо мысль, к оформлению самой мысли, к опосредованию её во внутреннем слове, затем — в значениях внешних слов и, наконец, в словах» [40]. Данные слова, сказанные много лет назад идеально применимы к пониманию диалога и первопричины нарушения диалогической формы речи. Без мотива нет деятельности.
Рассмотрим несколько подходов к пониманию и определению процесса речепорождения в разный период времени представленными выдающимися учеными.
Согласно теории А.Р. Лурия, начальным звеном в порождении речи является мотив, затем возникает общая схема содержания будущего высказывания - замысел. Далее происходит перекодирование замысла в развернутую речь, для создания порождающей схемы развернутого высказывания. Именно на данном этапе у детей с алалией происходит сбой в процессе порождения речевого высказывания применительно к диалогической форме речи [31].
Т.В. Ахутина предполагает следующую последовательность этапов («уровней») порождения речи. На уровне внутренней или смысловой программы высказывания осуществляется смысловое синтаксирование и выбор смыслов во внутренней речи. На уровне семантической структуры предложения происходит семантическое синтаксирование и выбор языковых значений слов. Уровню лексико-грамматической структуры предложения соответствуют грамматическое структурирование и выбор слов (лексем) по форме. Наконец, уровню моторной программы синтагмы отвечают моторное (кинетическое) программирование и выбор артикулем, осуществляемый в диалоге [25].
На нейролингвистическом материале построена модель Т.В. Черниговской и В.Л. Деглина. Они выделяют несколько глубинных уровней речепорождения. Первый - уровень мотива. Второй - глубинно-семантический, на котором происходит глобальное выделение темы, определение данного и нового. Это уровень «индивидуальных смыслов», начала внутренней речи. Следующий глубинный уровень - это уровень пропозиционирования, выделения деятеля и объекта, этап перевода «индивидуальных смыслов» в общезначимые понятия, начало простейшего структурирования - следующий этап внутренней речи. И наконец, далее следует глубинно-синтаксический уровень, формирующий конкретно-языковые синтаксические структуры [12].
Существуют и другие теории и модели речепорождения, применительно к речи вообще и к диалогической форме речи в частности, например модель А.А. Залевской. Однако все эти модели очень близки и в сущности больше дополняют и уточняют друг друга, чем противоречат друг другу. Поэтому можно считать, что все они отражают единое направление в трактовке процессов речепорождения, где основой, первоначалом является мотив, который «запускает» последующие звенья порождения речевого высказывания. [11].
Говоря о коммуникативной функции в рамках диалога, следует обратить внимание на понятие коммуникативной компетенции. По мнению Н.Г. Пахомовой под коммуникативной компетенцией понимается умение общаться в конкретных социально-бытовых ситуациях, умение ориентироваться в коммуникативной ситуации. Коммуникативная компетенция формируется у детей в процессе овладения диалогом на протяжении дошкольного периода жизни [39, 58].
Современная теория речево
.............
Библиографический список
1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1994. - 272 с.
2.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 1999. – 272 с.
4. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 227 с.
5. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики.: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005. – 144 с.
6. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. – М.: Астрель: Транзит-Книга, 2006. -158[2] с. – (Высшая школа)
7. Воробьева В.К. О характере диалогического общения детей с системным недоразвитием речи // Практическая психология и логопедия, №5(28), 2007 г.
8. Глистина, И.А. Особенности эмоционального развития дошкольников с общим недоразвитием речи // Практическая психология и логопедия. – 2006. - №5 (22).
9. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики: уч. пос. – М., 1997. – 224 с.
10. Грибова, О.В. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией // Дефектология. – 1995. - №6.
11. Грибова О.Е. Психолингвистика и логопедия: вопросы, предположения // Дефектология, 1990 г.
12. Данилова, Н.Н. Психофизиология: учебник для вузов. – М.: Аспект – Пресс,
1999. – 373 с.
13. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб: ДЕСТВО-ПРЕСС, 2002. -240 с.
14. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников: Кн. Для логопеда / Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева. Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2003. – 320 с.
15. Иванова С.А. Об особенностях диалога дошкольников с ОНР // Логопед в д/с, № 1(16), 2007 г.
16. Игнатьева С.А., Канунникова Е.О., Парахина Е.С. Оценка состояния коммуникативно-речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР / Воспитание и обучение №2, 2007 г.
17. Игнатьева, С.А., Шацкая, О.О. Особенности социального поведения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 2000. - №4.
18. Изард, К. психология эмоций. – СПб.: Питер, 1999. – 464 с.
19. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства . – СПб.: Питер, 2001. – 137 с.
20. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. — М.: Академия, 2006. — 320 с.
21. Капитовская О.А., Плохотнюк М.Г.Развитие диалогической речи у детей с речевыми нарушениями: Пособие для логопедов и воспитателей. — СПб.: КАРО, 2005. — 64 с: ил. — («Коррекционная педагогика»).
22. Кириллова Е.В. Начальные этапы работы с безречевыми детьми // Логопедия №3(9), 2005 г.
23. Кириллова Е.В. Подготовительный этап формирования вербальной коммуникации у детей раннего возраста с неврологическими нарушениями // Логопед №2 2005 г.
24. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления.: - СПб.:
КАРО, 2006. – 304 с.
25. Колесникова А.М. Специфика устной речи, зрительно-пространственных представлений у дошкольников с алалией // Логопед №1, 2006 г.
26. Колесникова Н.В. Создание коммуникативно-речевой среды в условиях детского дома // Логопед №5, 2007 г.
27. Кондратенко И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с речевой патологией // Логопед в детском саду № 6(15), 2006 г.
28. Кузьмина Т.В. Использование потешки в развитии диалогической речи дошкольников // Логопед в д/с, №9(24), 2007 г.
29. Леонтьев А.А. Основы психолинвистики. – М.: Смысл, 1999. – 287 с.
30. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.