На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Предмет и методы муниципального права. Муниципально-правовые отношения: система, субъект и объект отношений. Факторы, влияющие на формирование территориальных основ МСУ. Муниципальные выборы и конференции граждан. Правовая ответственность и ее сущность.

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Предмет: Правоведение. Добавлен: 13.02.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


ВОПРОСНИК К ЭКЗАМЕНУ «МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО»
1 Предмет и метод МП.
2 Мун-но-правовые отношения: система, субъект и объект отношений.
3. Правовые основы МСУ: м/ународные документы и федеральные законодательство.
4. Понятие МО.
5. Устав МО
6. Порядок принятия и юр. сила Устава.
7. Решения, принятые ОМСУ и их должностными лицами.
8. Решения, принятые непосредственно населением.
9. Стадии муниц. правотворчества..
10. Кодификация местных норм. актов.
11. Факторы, влияющие на формирование территориальных основ МСУ.
12. Изменение границ и преобразование муниципальных образований.
13. Прав. рег-ние мест. референдума.
14. Прав.регулирование опроса.
15. Муниципальные выборы.
16. Отзыв депутата, члена выборного ОМСУ, выборного должностного лица.
17. Собрания, сходы граждан.
18. Конференция граждан
19. ТОС.
20. Обращения в ОМСУ.
21 Правотвор. инициатива гр-н.
22. Участие в публ. слушаниях
23. Местный бюджет: доходная часть и расходная части.
24. Понятие и виды юр. отв-сти ОМСУ и должностных лиц местного самоуправления.
25. Особенности привлечения к уголовной и адм. ответственности.
26. Конст.-правовая ответственность.
27. Особенности привлечения к дисц. ответ-сти. ФЗ «Об основах мун. службы в РФ»
28. Роспуск и отставка ОМСУ.
29. Понятие и виды гарантий МСУ
30. Гарантии и защита прав местного самоуправления в отношениях с вышестоящими органами.
31. Гарантии и защита прав местного самоуправления в отношениях с учреждениями, предприятиями и организациями, находящимися на территории местного сообщества.
32. Суде. защита права на МСУ. ГК РФ.
33. Особенности осуществления МСУ в закрытых админ.-терр.образованиях.
34. Особ-сти осущ-я МСУ в наукоградах.
35. Особенности осущ-я МСУ на приграничных территориях.
36. Предст. ОМСУ: понятие, структура и исключительная компетенция.
37. Прав. статус депутата, члена выборного органа и выборного должностного лица.
38. Понятие и система исп-ных ОМСУ.
39. Глава МО: полн-я и законод. основа.
40. Контр. орган местного самоуправления.
41. Мун. избирательные комиссии.
42. Мун. служба. ФЗ «О мун.службе в РФ»
43. Англосаксонская модель МСУ
44. Континентальная модель МСУ.
45. Коммунальное управление в Германии.
46. Общая хар-ка компетенции ОМСУ.
47. Полномочия органов местного самоуправления в бюджетной и финансово-кредитной сфере.
48. Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования.
49. Полномочия органов местного самоуправления в сфере здравоохранения и социальной защиты. «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан»
50. Полномочия органов местного самоуправления в сфере культуры, физической культуры и спорта.
51 Полномочия ОМСУ в сфере законности и правопорядка
52 Особенности МСУ в РБ
1 Предмет и метод муниципального права

Муниципальное право как отрасль сложилось к 1997г. (именно тогда появились первые учебники по мун.праву, содержащие комплексное изложение вопросов о предмете и методе отрасли). Факторы становления отрасли: 1) в обществе сложилась устойчивая группа отношений, связанных с осуществлением МСУ; 2) количественное и качественное наращивание системы правовых норм, регламентирующих МСУ; 3) развитие права, законодательства, юридической науки привело к выделению такой отрасли как мун.право. Мун.право-вторичное комплексное образование, объединяющее предписания различных отраслей (конституционного, административного, финансового, экологического, земельного, собственно муниципального), регулирующих деятельность ОМС, МО в целом. Предмет мун.права - МСУ как комплекс общественных отношений, к. можно разделить на:
1) возникающие в процессе осуществления народом власти; 2) возникающие в процессе организации и деятельности ОМС, связанные с разделением полномочий между главой МО, представит-ми и исполнит-ми органами; 3) возникающие в процессе деятельности ОМС по управлению мун.собственностью, формированию бюджета, установлению и взиманию налогов; 4) отношения, связанные с реализацией гарантий на осуществление МСУ 5) вытекающие из ответственности ОМС и их должностных лиц перед населением, государством. Методы мун.права: 1) н., в имущественных отношениях органы местного самоуправления, выступая от имени МО согласно ст. 125 ГК РФ, находятся в равных условиях с другими субъектами, являясь партнерами в правоотношениях такого рода. Юридический режим этих отношений задается диспозитивным методом правового регулирования. Данный метод будет определять характер взаимоотношений органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями, организациями, не находящимися в муниципальной собственности, порядок осуществления договорных обязательств при выполнении муниципального заказа; 2) Императивный метод с одной стороны, с его помощью определяются основные параметры развития МСУ как в стране в целом, так и в отдельных субъектах Федерации, реализуется та мера единства и общности в построении муниципальной власти. В качестве примера приведем нормы Конституции РФ и Закона 2003 г. об отграничении органов местного самоуправления от системы государственно-властных органов, о необходимости государственной регистрации уставов муниципальных образований и т. д. С другой стороны, метод императивного регулирования реализуется в деятельности органов местного самоуправления при принятии ими в пределах своих полномочий решений, обязательных для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями различных организационно-правовых форм, гражданами; 3) гарантирующий метод состоит в том, что государство, признав местное самоуправление, взяло на себя обязанность обеспечить не только судебную защиту от нарушения прав МСУ, но и eгo организационную, финансовую и экономическую самостоятельность; 4) метод саморегулирования (Речь идет о нормах, принятых посредством прямого волеизъявления граждан правотворческой деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Самостоятельность местного самоуправления, гарантированная Конституцией РФ, позволяет сделать вывод о том, что метод саморегулирования распространяется в принципе, на все МО.
2 Муниципально-правовые отношения: система, субъект и объект

Муниципально-правовые отношения-- это регулируемые нормами муниципального права общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления. Муниципально-правовые отношения с учетом их содержания можно подразделить на три группы: 1) отношения, связанные с организацией местного самоуправления (образование, объединение, преобразование муниципальных образований, утверждение символики муниципальных образований, определение структуры органов местного самоуправления);2) отношения, характеризующие муниципальную деятельность по непосредственному жизнеобеспечению населения муниципальных образований (решение жителей муниципального образования непосредственно, либо через выборные и другие органы местного самоуправления вопросов обеспечения социально-экономического развития муниципального образования);3) отношения, в которых находит свое воплощение деятельность органов местного самоуправления по осуществлению отдельных государственных полномочий (процесс реализации органами местного самоуправления переданных государственных полномочий).Субъектами муниципально-правовых отношений являются: МО, ОМС, собрания (сходы) граждан; граждане; депутаты представительных органов местного самоуправления; должностные лица местного самоуправления; органы территориального общественного самоуправления; ассоциации и союзы муниципальных образований; государственные органы и должностные лица; общественные объединения; предприятия, учреждения и организации.
3 Правовые основы МСУ: международные документы и федеральное законодательство

Европейская хартия местного самоуправления была принята в июне 1985 г. в форме конвенции, открытой к подписанию 15 октября 1985 г. От имени РФ Хартия была подписана 28 февраля 1996 г. На территории России Хартия вступила в силу с 1 сентября 1998 г. Так, согласно Хартии ОМС составляют одну из основ любого демократического строя. Вторая часть Хартии предусматривает механизм, обеспечивающий баланс между принципиальными установками Хартии и законодательными нормами государств, ее ратифицировавших. Каждое из них обязуется считать себя связанным, по меньшей мере, 20 положениями, из которых 10 должны быть из числа специально выделенных в Хартии. Среди них: признание принципа местного самоуправлении внутренним законодательством страны и, насколько это возможно, в конституции; осуществление местного самоуправления советами или собраниями, избираемыми в результате выборов, а также собраниями граждан, референдумами, посредством других форм прямого участии граждан и др. Третья часть Хартии посвящена процедурным вопросам: подписанию, ратификации и вступлению Хартии в силу, ее денонсации.
Разные по своему значению и направленности главы Конституции РФ содержат нормы, регулирующие местное самоуправление. Ряд важнейших характеристик этого института закрепляется в гл. I «Основы конституционного строя»: признание местного самоуправления формой народовластия (ч. 2 ст. 3); муниципальной формы собственности (ч. 2 ст. 8); исключение органов местного самоуправления из системы органов государственной власти (ст. 12); закрепление обязанности органов и должностных лиц муниципальных образований соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15). Граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32), обращаться лично, а также направлять коллективные и индивидуальные обращения в муниципальные органы (ст. 33), реализовывать свои социально-экономические права на жилище, охрану здоровья и образование посредством муниципальных учреждений здравоохранения и образования, на предоставление жилья из муниципальных жилищных фондов (ст. 40, 41, 43). Глава 3 «Федеративное устройство» Конституции РФ устанавливает соотношение федерального законодательства с законодательством субъектов Федерации по поводу местного самоуправления (п. «н» ч. 1 ст. 72).
Наконец, гл. 8 «Местное самоуправление» содержит указания на функциональную направленность данного института (ч. 1 ст.130); субъектов осуществления местного самоуправления (ч. 2 ст. 130); его территориальные границы (ч. 1 ст. 131); полномочия муниципальных органов (ст. 132); гарантии осуществления мсу(ст. 133).
ФЗ от 28.08.1995 № 154-ФЗ от 21.07.2005) "Об общих принципах организации МСУ в РФ", ФЗ от 26 ноября 1996 г. №138 «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в омс»; ФЗ от 25 марта 2007 г. № 25-ФЗ «0 муниципальной службе в РФ»; ФЗ от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «0 порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»; ФЗ от 11 апрели 1998 г. №55-ФЗ «0 ратификации Европейской хартии местного самоуправления»; ФЗ от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»; ФЗ от 21 июля 2005 г. №97-ФЗ «0 государственной регистрации уставов мо».
4 Понятие муниципального нормотворчества

Правотворческий процесс - это урегулированный НПА порядок осуществления правотворч. деятельности, включающий внесение в правотворческий орган, рассмотрение, принятие, подписание, опубликование, вступление в силу НПА. Стадии: 1) разработка проектов мун.правовых актов и внесение их в соответствующий ОМС. Правотворч.инициатива-это офиц.внесение правомочным субъектом в представит. орган проекта НПА. Правомочный субъект: граждане (в форме свободного волеизъявления), комиссии при представит.органе, глава МО, органы ТОС. При разработке проектов мун.НПА необходимо соблюдение правил юрид.техники. Юр.техника - это совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации юр.документов в целях придания им ясности понятия и эффектности. 2) обсуждение и принятие мун. НПА 3) опубликование и вступление в силу (акты, затрагивающие права и свободы, обязанности гр-н вступают в силу после их официального опубликования)4) контроль за исполнением и отмена мун.НПА
5 Устав МО

В организации местного самоуправления устав муниципального образования играет ключевую роль. На это указывает его всеобъемлющий характер. В уставе в обязательном порядке должны найти отражение: 1) наименование муниципального образования; 2) перечень вопросов местного значения; 3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения; 4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления; 5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления; 6) виды, порядок принятия, опубликования и вступления в силу муниципальных правовых актов; 7) срок полномочий представительного органа, депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, основание и порядок прекращения их полномочий; 8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания ее наступления; 9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом РФ; 10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования. Таким образом, устав определяет основные параметры жизнедеятельности местного самоуправления на территории конкретного муниципального образования, его функциональные, территориальные, организационно-правовые и финансово-экономические основы.
6 Порядок принятия и юр. сила Устава

Прежде устав МО принимался населением либо представительным органом местного самоуправления. В соответствии с новым федеральным законодательством устав принимается местным представительным органом, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек - населением непосредственно на сходе граждан. Тем не менее в настоящее время законодатель предпочел населению представительный орган муниципального образования. Проект устава, а также проект муниципального правового акта о внесений изменений и дополнений в устав подлежит опубликованию с одновременным опубликованием установленного представительным органом местного самоуправления порядка учета предложений по проекту, участия граждан в его обсуждении. Впервые федеральное законодательство определяет норму голосования депутатов представительного органа при принятии устава, внесении в него изменений и дополнений (большинство в две трети от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования). Порядок государственной регистрации устанавливается Федеральным законом от 21 июля 2005 г. «О государственной регистрации уставов мо». Процедура государственной регистрации включает: 1) обращение главы муниципального образования в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня принятии устава с просьбой о его регистрации. 2) решение о государственной регистрации устава должно быть принято в течение 30 дней с момента его представления в регистрационный орган. 3) внесение данных о регистрации в реестр уставов муниципальных образований, который состоит из государственных реестров уставов муниципальных образований субъектов Федерации. В реестр включаются следующие данные: регистрационный номер устава; его реквизиты (орган, принявший устав, его наименование, номер и дата утверждения решения, которым принят устав); сведения об источнике и о дате официального опубликования устава муниципального образования. 5) устав, внесенные в него изменения и дополнения подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после официального опубликования.
Решения органов и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. Решения органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда;
обязательное рассмотрение обращений органов и должностных лиц местного самоуправления. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, к которым эти обращения направлены. Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации.
Федеральное законодательство устанавливает ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами.
Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением наступает в результате утраты доверия населения. Данная ответственность реализуется в принятии населением решения о расформировании органа местного самоуправления, отзыве должностного лица местного самоуправления.
Ответственность перед государством наступает в случае нарушения органами и должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ и иного федерального законодательства, конституции (устава) и иного законодательства субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования. Если факты нарушений органами и выборными должностными лицами местного самоуправления законодательства, устава муниципального образования установлены судом, то законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе обратиться в соответствующий суд за заключением о признании несоответствия деятельности органа или выборного должностного лица местного самоуправления законодательству и уставу муниципального образования. Такое заключение суда является основанием для рассмотрения законодательным органом субъекта Российской Федерации вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа или выборного должностного лица местного самоуправления. Данное решение законодательный орган субъекта Российской Федерации принимает в форме закона.
Согласно ст. 45 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" решение вопросов местного значения непосредственно гражданами муниципального образования осуществляется путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, выраженного на местном референдуме (сходе граждан).
Если для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, дополнительно требуется принятие (издание) муниципального правового акта, орган или должностное лицо местного самоуправления, в компетенцию которых входит принятие (издание) указанного акта, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме (сходе граждан), определить срок подготовки и (или) принятия соответствующего муниципального правового акта. Указанный срок не может превышать три месяца.
Нарушение срока издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения, является основанием для отзыва выборного должностного лица местного самоуправления, увольнения главы местной администрации или досрочного прекращения полномочий выборного органа местного самоуправления.
При осуществлении правотворческой деятельности чрезвычайно важно соблюдение установленных правил и последовательности подготовки и рассмотрения проекта муниципального правового акта на каждой стадии.Основными стадиями правотворческого процесса являются: подготовка и внесение проекта правового акта в представительный орган; рассмотрение проекта правового акта в комитетах или комиссиях; принятие, утверждение и опубликование правового акта.ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" устанавливает основы правотворческого процесса в МО и определяет круг его субъектов. Более детально правотворческий процесс определяется в уставе муниципального образования и регламенте представительного органа.С подготовки и внесения проекта акта в орган местного самоуправления начинается правотворческий процесс. Круг субъектов правотворческой инициативы указан в ст. 46 Федерального закона "Об общих принципах организации МСУ в РФ". Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа, главой МО, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан. Помимо таких обязательных субъектов права правотворческой инициативы уставом МО такое право может быть предоставлено иным органам, общественным объединениям и т.п.Представительный орган по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными и региональными законами, уставом МО, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории МО, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа.Решения представительного органа, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории МО, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа, если иное не установлено Федеральным законом "Об общих принципах организации МСУ в РФ".Решения по вопросам организации деятельности представительного органа, как правило, принимаются большинством голосов от присутствующего числа депутатов, если иное не установлено уставом МО.Федеральным законодателем установлены ограничения при принятии определенных (финансовых) нормативных правовых актов представительного органа МО. Дача такого заключения является одной из важнейших форм взаимодействия руководителя исполнительной власти МО с представительным органом в процессе осуществления последним правотворческой деятельности. Смысл этой процедуры заключается в том, что глава местной администрации, являясь ответственным за исполнение местного бюджета и финансовых обязательств МО, мог донести до инициаторов указанных проектов нормативных правовых актов и представительного органа МО в целом свою точку зрения на финансовую обоснованность проектов и тем самым воздействовать на принятие решения об одобрении либо отклонении таких проектов. Но следует учитывать, что для внесения указанного проекта нормативных правовых актов необходим собственно факт представления заключения, а не его содержание. С правовой точки зрения не является существенным, положительное или отрицательное заключение дается по соответствующему проекту нормативного правового акта. Таким образом, правовое значение заключения - консультативное, и оно содержательно не связывает представительный орган МО при рассмотрении проекта нормативного правового акта. Следует отметить, что для внесения законопроекта необходим собственно факт представления заключения главы местной администрации, а не его содержание. В то же время в заключении может содержаться необходимая для депутатов представительного органа информация, которая позволяет судить о том, имеют ли возможные последствия принятия нормативного правового акта финансовое покрытие из средств местного бюджета.После принятия представительным органом МО нормативный правовой акт направляется для подписания и обнародования главе муниципального образования.Если же глава МО одновременно является и главой местной администрации, то он имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган МО с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений.
В случае отклонения главой МО нормативного правового акта он вновь рассматривается в представительном органе и при этом может быть одобрен данным органом, если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции квалифицированным большинством (не менее двух третей) от установленной численности депутатов представительного органа.
Нормативный правовой акт, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен главой МО и подлежит подписанию в течение семи дней и обнародованию.
Возрастающая потребность в осуществлении кодификации законодательства о местном самоуправлении обуславливается возможностью одновременного достижения нескольких важнейших целей именно посредством кодификации.к основным целям кодификации муниципального законодательства следует отнести:1. Обеспечение правового регулирования отношений в сфере местного самоуправления на базе единого подхода, научной концепции (в т.ч. юридической конструкции) - посредством приня­тия кодифицированного акта Основ законодательства. То есть, в первую очередь, это: разрешение противоречий, обеспечение единообразия дефиниций и нормативных установлений, устранение устаревших норм, что значительно облегчит правоприменение и обеспечит общедоступность законодательства о местном самоуправлении.2. Устранение пробелов и неэффективных норм в законодательстве о местном самоуправлении. Таким образом, в данном аспекте кодификация есть способ совершенствования законодательства. Осуществляя систематизацию нормативных правовых актов в области местного самоуправления, одновременно возможно внесение в них необходимых изменений и дополнений, исходя из практики применения, потребностей развивающихся муни­ципальных правоотношений.3. Наиболее эффективное разрешение проблем, связанных со становлением, формированием и развитием муниципального права и как отрасли права, и как научной дисциплины.4. Внедрение информационных технологий (современных компьютерных разработок) в законотворческий процесс. Автоматизированная информационная система позволит существенно облегчить труд кодификатора, уменьшить затраты (финансовые и временные) на осуществление кодификации и улучшить качественные показатели кодификации, поскольку значительная часть работы будет выполняться автоматически
Следует отметить, что реализация второго этапа (2003-2014 годы) Федеральной программы непосредственно включает выполнение программных мероприятий, направленных на кодифи­кацию законодательства о местном самоуправлении.
Также хотелось бы обратить внимание на содержание конкретных мероприятий Федеральной программы. Приложение №1 к Федеральной программе предусматривает мероприятия по правовому обеспечению, в том числе:* разработку предложений по устранению противоречий в законодательстве, регулирующем вопросы местного самоуправления, а также по устранению неоднозначности отдельных правовых норм и по внесению изменений в нормы, сдерживающие становление и развитие местного самоуправления, социально-экономическое развитие муниципальных образований;разработку систематизированного сборника федерального законодательства по вопросам местного самоуправления с комментариями.Подобные мероприятия, проводимые в рамках профессионально организованных, построенных на научной основе кодификационных работ, позволят разрешить основную часть проблем, связанных с развитием российского института местного самоуправления.Актуальность проведения кодификации проявляется в возросшем количестве законопроектов по изменению и дополнению законодательства в сфере местного самоуправления, поступающих на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. За время деятельности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Таким образом, кодификация должна обеспечить выявление всех пробелов и противоречий в нормативно-правовых актах, осуществление комплексного, системного правового регулирования на основе единого подхода. С помощью кодификации можно наиболее гибко адаптировать к изменившимся отношениям в области муниципально-правового регулирования, имеющуюся нор­мативно-правовую базу. Осуществление кодификации позволит использовать научный потенциал и исследования ведущих правоведов.
Факторы, оказывающие влияние на формирование территориальной основы местного самоуправления закреплены в ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».а) Наличие населения на территории, где устанавливается местное самоуправление.
Местное самоуправление устанавливается только при наличии жителей в пределах той или иной территории. Обязательность наличия жителей вытекает из Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об общих принципах организации...», конституций, уставов, законов о местном самоуправлении субъектов Российской Федерации, а также уставов муниципальных образований.
б) На данной территории должна присутствовать муниципальная собственность, которая может включать в себя движимое и недвижимое имущество. Это земля, здания, сооружения, дороги, муниципальный транспорт, различные коммуникации и т.д. Такое требование обусловлено тем, что муниципальная власть может быть реализована только в Том случае, если она обладает материальной основой.в) Создание муниципального образования закон связывает с наличием местного бюджета. Наличие местного бюджета непосредственно связано с состоянием и развитием производственной сферы на территории, а также различных видов деятельности, которые являются источниками доходов.
Все вышеназванные факторы взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены. Увеличивается численность населения, растет потребность в увеличении мест приложения труда, в жилищном строительстве. Это требует развития производственной и социальной инфраструктуры. Новые производственные объекты и жилищное строительство вызывают необходимость расширения границ муниципального образования. Кроме того, производственные и иные предприятия являются источниками пополнения местного бюджета, средства которого направляются на решение задач социально-экономического характера. Без всего этого территориальная муниципальная власть не в состоянии функционировать самостоятельно.
В учебной и научной периодической литературе имеются и другие точки зрения относительно критериев присущих территориальной основе местного самоуправления.
Согласно ч. 2 ст. 131 Конституции Российской Федерации изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. В соответствии со ст. 12 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" изменение границ муниципального образования осуществляется региональным законом по инициативе населения, органов местного самоуправления, федеральных и региональных органов государственной власти.Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним региональным законом для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Региональный закон об изменении границ муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.Изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, осуществляется с согласия населения данных поселений и (или) населенных пунктов, выраженного путем голосования по вопросу изменения границ муниципального образования либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов.Изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, выраженного путем голосования по вопросу изменения границ муниципального образования либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих поселений.Изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.В Федеральном законе "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закреплена гарантия недопущения инициирования процедуры изменения границ поселений по инициативе органов публичной власти в случае снижения числа жителей таких поселений. В части 5 ст. 12 этого Федерального закона установлено, что уменьшение численности населения сельских населенных пунктов менее чем на 50% минимальной численности населения (т.е. сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения - более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения - менее 3000 человек каждый) после установления законами субъектов Федерации границ поселений не является достаточным основанием для инициирования органами местного самоуправления, федеральными и региональными органами государственной власти процедуры изменения границ поселений.
13. Правовое регулирование местного референдума

1. В целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится местный референдум.2. Местный референдум может проводиться на всей территории муниципального образования.
3. Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования:1) по инициативе, выдвинутой гражданами Российской Федерации, имеющими право на участие в местном референдуме;2) по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом;3) по инициативе представительного органа муниципального образования и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно.4. Условием назначения местного референдуа по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений, указанных в пункте 2 части 3 настоящей статьи, является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых устанавливается законом субъекта Российской Федерации и не может превышать 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования в соответствии с федеральным законом.Инициатива проведения референдума, выдвинутая гражданами, избирательными объединениями, иными общественными объединениями, указанными в пункте 2 части 3 настоящей статьи, оформляется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации.Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно представительным органом муниципального образования и главой местной администрации, оформляется правовыми актами представительного органа муниципального образования и главы местной администрации.5. Представительный орган муниципального образования обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования документов, на основании которых назначается местный референдум.В случае, если местный референдум не назначен представительным органом муниципального образования в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или прокурора. Назначенный судом местный референдум организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение его проведения осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или иным органом, на который судом возложено обеспечение проведения местного референдума.6. В местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования. Граждане Российской Федерации участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
7. Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.8. Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом муниципального образования.9. Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти.10. Гарантии прав граждан на участие в местном референдуме, а также порядок подготовки и проведения местного референдума устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.
14. Правовое регулирование опроса

1. Опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.Результаты опроса носят рекомендательный характер.2. В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом.3. Опрос граждан проводится по инициативе:1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - по вопросам местного значения;2) органов государственной власти субъектов Российской Федерации - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.4. Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
5. Решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования. В нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан устанавливаются:1) дата и сроки проведения опроса;2) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;3) методика проведения опроса;4) форма опросного листа;5) минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе.6. Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.7. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется:1) за счет средств местного бюджета - при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления;2) за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - при проведении опроса по инициативе органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
15 Муниципальные выборы

1. Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.2. Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.3. Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. Законом субъекта Российской Федерации могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств. Под избирательной системой в настоящей статье понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.
16 Отзыв депутата, члена выборного органа МС, выборного должностного лица

1. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.2. Основания для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются уставом муниципального образования.Основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.Процедура отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).3. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в целях получения согласия населения при изменении границ муниципального образования, преобразовании муниципального образования проводится голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.
Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования назначается представительным органом муниципального образования и проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. При этом положения федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, запрещающие проведение агитации государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, замещающими государственные или муниципальные должности, а также положения, определяющие юридическую силу решения, принятого на референдуме, не применяются.. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования или части муниципального образования, обладающих избирательным правом. Согласие населения на изменение границ муниципального образования, преобразование муниципального образования считается полученным, если за указанные изменение, преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования или части муниципального образования.. Итоги голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, итоги голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
17. Собрания, сходы граждан

Сход граждан
1. В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.2. Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.3. Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек.Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации.4. Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным.5. На сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан.6. Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.7. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения.8. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения.9. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).Собрание граждан
1. Для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан.2. Собрание граждан проводится по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления.Собрание граждан, проводимое по инициативе представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования, назначается соответственно представительным органом муниципального образования или главой муниципального образования.Собрание граждан, проводимое по инициативе населения, назначается представительным органом муниципального образования в порядке, установленном уставом муниципального образования.Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом территориального общественного самоуправления.3. Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.Собрание граждан, проводимое по вопросам, связанным с осуществлением территориального общественного самоуправления, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции уставом территориального общественного самоуправления.4. Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.5. Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются настоящим Федеральным законом, уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.6. Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
18. Конференция граждан

1. В случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов).
2. Порядок назначения и проведения конференции граждан (собрания делегатов), избрания делегатов определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.
3. Итоги конференции граждан (собрания делегатов) подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
19. Территориальное общественное самоуправление
1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.Границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории. ТОС осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления. ТОС может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан. Органы ТОС избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.ТОС считается учрежденным с момента регистрации устава ТОС уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. Порядок регистрации устава ТОС определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.ТОС в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.. Собрание граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.Конференция граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.. К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих ТОС, относятся: 1) установление структуры органов ТОС; 2) принятие устава ТОС, внесение в него изменений и дополнений; 3) избрание органов ТОС; 4) определение основных направлений деятельности ТОС; 5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении; 6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов ТОС.. Органы ТОС: 1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории; 2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан; 3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами ТОС и ОМС с использованием средств местного бюджета; 4) вправе вносить в ОМС проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов. В уставе ТОС устанавливаются: 1) территория 2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности ТОС; 3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов ТОС; 4) порядок принятия решений; 5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами; 6) порядок прекращения осуществления ТОС. Дополнительные требования к уставу ТОС органами местного самоуправления устанавливаться не могут.. Порядок организации и осуществления ТОС, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования 20. Обращения в органы местного самоуправления

Обращения граждан регулируются Конституцией РФ, ФЗ №131 от 2003 г, Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Законами Субъектов РФ, НПА органов МСУ.Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.За нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;1)предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;2) заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;3) ходатайство - письменное обращение с просьбой о признании за физ или юр лицами определенного статуса, прав и свобод.4) жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.Обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.ОМС или должностное лицо:1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;2) запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев,;5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
21. правотворческая инициатива граждан

1. С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3 процента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.
В случае отсутствия нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, регулирующего порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом.. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.В случае, если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа. Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.
22. Участие в публичных слушаниях

Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. Их цель очевидна - привлечь внимание жителей МО к проблемам, спорный характер или острота которых не вызывает никаких сомнений. Это внимание широкого круга жителей придает НПА дополнительную легитимность.
Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа МО или главы МО. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа МО, назначаются представительным органом МО, а по инициативе главы МО - главой МО.
3. На публичные слушания должны выноситься:1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами;2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;3) проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;4) вопросы о преобразовании муниципального образования.4. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта.
23. Местный бюджет: доходная часть и расходная часть

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Муниципальный бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для выполнения функций и решения задач, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
Местный бюджет можно разделить на текущий( совокупность доходов и расходов ОМСУ, обеспечивающих первоочередные нужды, функционирование муниципального хозяйства) и бюджет развития (совокупность доходов и расходов ОМСУ, направляемых на совершенствование и развитие МО).
Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района.
Доходы местных бюджетов - денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в распоряжение ОМСУ. Расходы - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций МСУ. Органы МСУ самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления.К собственным доходам местных бюджетов относятся:
1) средства самообложения граждан; 2) доходы от местных налогов и сборов; 3) доходы от региональных налогов и сборов; 4) доходы от федеральных налогов и сборов; 5) безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней, и другие безвозмездные перечисления; 6) доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности; 7) часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов; 8) штрафы; 9) добровольные пожертвования; 10) иные поступления.
Расходы местных бюджетов:оказание муниципальных услуг, в том числе ассигнования на оплату муниципальных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд;социальное обеспечение населения;предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся муниципальными учреждениями;предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг;обслуживание муниципального долга.
Трансферты населению - это бюджетные средства, отпущенные для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других соц выплат. Органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, представляют в федеральные органы государственной власти и (или) органы государственной власти субъектов Российской Федерации отчеты об исполнении местных бюджетов.
Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.
Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.
24. понятие и виды юридической ответственности ОМСУ и должностных лиц

юридической ответственностью называется применение к лицу, совершившему правонарушение, мер государственного принуждения, предусмотренных санкцией нарушенной нормы, в установленном для этого процессуальном порядке.Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.Юридическая ответственность ОМСУ и должностных лиц - это реагирование государства в лице должностных лиц или органов на правонарушение ОМСУ и должностных лиц и обязанность правонарушителя претерпевать неблагоприятные последствия.
Таким образом, юридическая ответственность предполагает применение к органам или лицам, совершившим правонарушения, предусмотренных законом мер принуждения в установленном порядке. При этом, в зависимости от характера правонарушения и санкции за его совершение ответственность подразделяется на виды: уголовная, административная, гражданская и дисциплинарная (иногда в качестве особых видов выделяют также конституционную и материальную ответственность).
Основой юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством, физическими и юридическими лицами является конституционная норма, обязывающая органы власти, граждан и их объединения соблюдать Конституцию и законы (ст. 15), соответствующие нормы законодательства о местном самоуправлении.В случае нарушения органами и должностными лицами местного самоуправления норм указанных законодательных актов, прав физических и юридических лиц, причинения им имущественного или морального вреда они могут быть привлечены к ответственности, содержание и формы которой определяет суд или арбитражный суд в соответствии с действующим законодательством. Так, например, одним из видов неблагоприятных последствий для названных органов и должностных лиц может быть признание судом недействительными их решений и обязанность возместить ущерб, причиненный ими. Важно отметить, что ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц обладает рядом особенностей, в виду чего можно говорить о выделении в теории права отраслевого вида ответственности - муниципально-правовой ответственности, которая отличается от других собственными признаками и свойствами и не является суммарным выражением других видов ответственности. Главное ее отличие состоит в том, что ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления предполагает не только (и не столько) акцент на кару в плане государственного принуждения, но в большей степени ориентирована на позитивные аспекты, исходя из обязанности отвечающих выполнить необходимые действия для достижения определенных результатов, предписанных законом. Из числа различных органов местного самоуправления субъектами государственно-правовой ответственности являются только те, которые в своем лице воплощают народовластие, являются его выразителями и стали таковыми в результате выборов или референдумов, т.е. власть им делегирована народом непосредственно или через представительный орган местного самоуправления. Такими субъектами кроме самого муниципального образования являются: представительный орган муниципального образования, член (депутат) этого представительного органа, выборное должностное лицо муниципального образования. Остальные органы и работники местного самоуправления не могут выступать носителями государственно-правовой ответственности. Отличительная черта государственно-правовой ответственности от других видов юридической ответственности состоит и в том, что субъекты государственно-правовых нарушений несут ее перед государством в лице его представительных (законодательных) органов государственной власти, а именно субъекты РФ и его органы власти -- перед представительным (законодательным) органом РФ, муниципальные образования, их органы и выборные лица - перед представительными (законодательными) органами субъектов РФ, выборные лица -- перед избравшим их народом.
25. Особенности привлечения к уголовной и административной ответственности

Уголовная ответственность носит личный характер, поэтому к ней не могут привлекаться органы местного самоуправления. Основанием уголовной ответственности должностного лица местного самоуправления является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации.Должностные лица местного самоуправления могут привлекаться к уголовной ответственности за различные преступления. При этом в Уголовном кодексе Российской Федерации (в главе 30), как правило, за соответствующие преступления предусматривается более суровое наказание для главы муниципального образования, нежели для иного должностного лица местного самоуправления. Согласно ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.То же деяние, совершенное главой органа местного самоуправления, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.В соответствии со ст. 286 Уголовного кодекса Российской Федерации совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.То же деяние, совершенное главой органа местного самоуправления, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.В статье 290 Уголовного кодекса установлено, что получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно общее покровительство или попустительство по службе наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.Те же деяния, совершенные главой органа местного самоуправления, наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Административная ответственность Федеральным законом, определяющим основы (общие принципы) правового регулирования в области административных правонарушений, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно ст. 26 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" конституция (устав), законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, принятые в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории субъекта Российской Федерации органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Невыполнение или нарушение указанных актов влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. В случае если административная ответственность за указанные действия не установлена федеральным законом, она может быть установлена законом субъекта Российской Федерации.В Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ряде случаев прямо предусматривается установление административной ответственности законами субъектов Российской Федерации. Например, согласно ч. 6 ст. 84 данного Федерального закона непредставление органам местного самоуправления материалов и информации, необходимых им для формирования проекта соответствующего местного бюджета, является основанием для привлечения к административной ответственности в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
26. Конституционно-правовая ответственность

Особенности привлечения к конституционно-правовой ответственности. К этому виду ответственности могут быть привлечены только выборные должностные лица органов местного самоуправления, как правило, это главы муниципальных образований, депутаты представительных органов местного самоуправления.В статье 18 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено, что уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность отзыва населением депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Таким образом, при принятии устава муниципального образования непосредственно население или представительный орган местного самоуправления определяет формы ответственности выборных лиц и в том числе возможность и необходимость введения института отзыва депутата. Нужно отметить, что наличие института отзыва выборных лиц органов местного самоуправления не является обязательным принципом функционирования этих должностных лиц. Право учреждать подобный институт или отказаться от его включения в устав муниципального образования относится к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления либо населения, если устав принимался непосредственно населением.В уставах муниципальных образований процедура отзыва, как правило, отсутствует; этот вопрос должен регулироваться законом субъекта Российской Федерации. Следовательно, в уставах муниципальных образований содержится бланкетная норма, отсылающая к закону субъекту Российской Федерации.
27. Особенности привлечения к дисциплинарной ответственности

Дисциплинарная ответственность муниципальных служащих и выборных должностных лиц органов местного самоуправления имеет существенные отличия. В обоих случаях основанием является дисциплинарный проступок -- виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. Но характер должного поведения выборных и невыборных должностных лиц органов местного самоуправления существенно различается. Как следствие этого вводятся и различные виды взысканий.Вопросы дисциплинарной ответственности невыборных должностных лиц органов местного самоуправления регулируются законодательством о муниципальной службе, трудовым законодательством. В соответствии со статьей 4 Федерального закона ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" на муниципальных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными указанным Федеральным законом. На основании названного Закона за неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации.
Как правило, в законах субъектов Российской Федерации о муниципальной службе на муниципального служащего за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение. Дисциплинарное взыскание налагается лицом или органом, назначившим муниципального служащего на должность.
28. Роспуск и отставка органов местного самоуправления

Полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в случае его роспуска в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 73 Федерального закона №131. Полномочия представительного органа муниципального образования могут быть также прекращены:1) в случае принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования;2) в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий; 4) в случае утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;5) в случае увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.Полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации о его роспуске.
1. В случае, если соответствующим судом установлено, что избранный в правомочном составе представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев подряд не проводил правомочного заседания, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда, установившего данный факт, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования.
2. В случае, если соответствующим судом установлено, что вновь избранный в правомочном составе представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев подряд не проводил правомочного заседания, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда, установившего данный факт, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования.
Закон субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования может быть обжалован в судебном порядке в течение 10 дней со дня вступления в силу. Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня ее подачи.
Полномочия главы муниципального образования, главы местной администрации, осуществляемые на основе контракта, прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию.
29. Понятие и виды гарантий местного самоуправления

Важнейшим и необходимым условием полного и эффективного осуществления задач и функций местного самоуправления является гарантированность прав местного самоуправления.Виды гарантий прав местного с и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.