На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 96110


Наименование:


Курсовик Гендерные особенности проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 11.4.2016. Сдан: 2015. Страниц: 46. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………. 3
1. Теоретические аспекты формирования тревожности в дошкольном возрасте…………………………………………….... 5
1.1 Понятие тревожности в отечественной и зарубежной психологии.. 5
1.2 Детерминанты формирования тревожности у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………… 16
1.3 Проблемы и причины тревожности в старшем дошкольном возрасте………………………………………………………………………… 23
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………… 30
2.1 Организация исследования. Диагностический инструментарий…. 30
2.2 Уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………… 33
Заключение……………………………………………………………….. 36
Список использованных источников………………………….
Приложение…………………………………………………………………...


Введение

Исследование посвящено изучению причин формирования и следствий тревожности у детей дошкольного возраста, рассмотрению теоретических и практических вопросов ее диагностики, профилактики и преодоления. Изучение тревожности дошкольников важно в связи с проблемой эмоционально-личностного развития детей, сохранением их здоровья. В данной работе рассматривается один из малоисследованных ее аспектов - вопрос о факторах, провоцирующих проявление высокой тревожности у детей дошкольного возраста.
Актуальность избранной темы исследования определяется, с одной стороны, насущными задачами психолого-педагогической практики, поставленными перед ней в связи с современными требованиями общества к различным аспектам здоровья ребенка: психическому, психологическому, психофизиологическому. С другой стороны теоретической и эмпирической значимостью проблемы тревожности в индивидуально-личностном становлении ребенка, недостаточной, на наш взгляд, изученностью отдельных причин возникновения тревожности у дошкольников, отсутствием набора надежных методик ее выявления и эффективных способов психопрофилактики.
Детский возраст, особенно дошкольный, является определяющим в становлении личности ребенка. Так как основные свойства и личностные качества складываются в этот период жизни и во многом определяют все его последующее развитие; особенно важно обратить внимание на то, какими будут начальные этапы перехода к новым типам взаимоотношений ребенка с окружающими вне семьи, как будет изменяться характер деятельности при поступлении в детское дошкольное образовательное учреждение.
Смена социальных отношений может представить для ребенка значительные трудности. Многие дети в периоды адаптации к детскому саду, школе начинают испытывать тревожное состояние, эмоциональную напряженность, становятся беспокойными, замкнутыми, плаксивыми Особенно важно в это время осуществлять контроль за сохранением психоэмоционального благополучия ребенка. В исследовании учитывается, что, включение в новые социальные отношения, совместную деятельность с другими взрослыми, полученный ранее опыт может либо помочь ребенку адаптироваться к непривычным условиям, либо негативно повлиять на уровень его адаптации Неблагоприятные обстоятельства, отрицательный эмоциональный опыт в жизненных ситуациях может привести к различным нежелательным последствиям, одно из которых выражается в формировании высокой тревожности у детей.
Проблема тревожности занимает особое место в современном научном знании. Ей посвящено значительное количество исследований, причем не только в психологии, но и в медицине, физиологии, философии, социологии. При оценке состояния проблемы тревожности в психологической науке отмечаются две, на первый взгляд, взаимоисключающие тенденции. Изучение тревожности на разных этапах детства важно как для раскрытия сути данного явления, так и для понимания возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы человека, становления, закрепления и развития эмоционально-личностных образований. Именно тревожность, как отмечают многие исследователи и практические психологи, лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства, в том числе многих нарушений развития, служащих поводом для обращений в психологическую службу образования.
Возникновение термина «гендер» как одной из категорий социального анализа связано с именем американского психоаналитика Роберта Столлера, предложившего в 1958 г. использовать эту грамматическую категорию, чтобы подчеркнуть двойственную природу пола человека как, с одной стороны, биологического, а с другой - социокультурного феномена (Воронцов, 2002). В обыденной речи слово «пол» обозначает широкий комплекс репродуктивных, соматических, поведенческих и социальных характеристик, которые в целом характеризуют человека как мужчину либо женщину. Однако связь между биологическими и социокультурными составляющими этого единого комплекса в научном плане далеко не однозначна, что и подтолкнуло Р. Столлера ограничить тезаурус термина «пол» как научной категории строго биологическими характеристиками - анатомо-морфологическими признаками, по которым различаются и дополняют друг друга в процессе репродукции человеческие особи. Термин «гендер» должен был подчеркнуть тот факт, что биологические характеристики сексуальности не даны человеку непосредственным образом, а всегда преломляются через призму индивидуального сознания и социальных представлений, т.е. существуют в виде субъективного и зафиксированного в культуре знания о них (Stoller, 1968).
Объект исследования - тревожность как психологическая характеристика личности.
Предмет исследования - различие проявления тревожности у детей 5 и 6 лет.
Гипотеза исследования - у детей старшего дошкольного возраста 5 и 6 лет существуют различия в уровне тревожности.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
1. Рассмотреть подходы к изучению понятия тревожность в психологии
2. Проанализировать причины тревожности и особенности ее проявления у детей до школьного возраста.
3. Выявить различия в уровне тревожности детей дошкольного возраста.
1. Теоретические аспекты формирования тревожности в дошкольном возрасте

1.1 Понятие тревожности в отечественной и зарубежной психологии

Проблема тревожности как проблема психологическая была впервые поставлена и рассмотрена в трудах З. Фрейда. Содержание тревожности, согласно З. Фрейду, - переживание неопределенности и чувство беспомощности. Тревожность характеризуется тремя основными признаками: специфическим чувством неприятного, соответствующими соматическими реакциями - усилением сердцебиения, осознанием этого переживания. Источник тревожности, по З. Фрейду, - «Эго»: «Роль«Я» как места развития страха была подтверждена, так как за«Я» признана была функция репродуцировать по мере надобности аффект страха» [12, с. 91].
З. Фрейд выделял три основных вида тревожности:
1) объективную (реальный страх) - на опасность во внешнем мире;
2) невротическую- на опасность, неопределяемую и неизвестную;
3) моральную тревожность.
Основной источник невротической тревожности - боязнь потенциального вреда, который может причинить освобождение влечений.
Невротическая тревожность может существовать в трех основных формах:
а) готовность в виде тревоги, которую тревожный человек постоянно «носит с собой»;
б) фобические реакции, которые характеризуются несоразмерно сильной реакцией на некоторые объекты и ситуации;
в) тревожность, возникающую при истерии тяжелых неврозах, характеризующуюся полным отсутствием связи с внешней опасностью.
Моральная тревожность представляет собой синтез объективной и невротической тревожности, так как Супер-Эго является интроецированным голосом авторитета родителей и продуцирует тревогу угроз и наказаний, реальную, по крайней мере, для детей.
С точки зрения К. Хорни, тревога- это противодействие тенденции стремления к самореализации. У ребенка есть определенные межличностные потребности: в любви, заботе, одобрении со стороны других. В то же время ребенок нуждается в определенных«столкновениях» с желаниями и волей других [17, с. 63].
Свои определения понятию “тревога” давали Астапов В.М., Лазарус Р., Прихожан А.М., Спилбергер Ч.Д., Фрейд 3., Мартене Р. и другие. В литературе интерпретация тревоги как эмоционального состояния является господствующей, причем в работах многих авторов это состояние сближается чаще всего с эмоцией страха. Но, пожалуй, более характерной является тенденция рассматривать тревогу как особое состояние, рядоположенное с другими эмоциональными состояниями, аффектами, чувствами.
Одним из следствий неоднозначности трактовки, понятия “тревога”, отягощенности его психологическими и медико-биологическими односторонними представлениями является то, что некоторые авторы, особенно в отечественной психологии, данному понятию предпочитают другое - психическая напряженность. По мнению Н.И. Наенко, это удобно, поскольку данный термин “свободен от отрицательных ассоциаций и указывает на необходимость изучения именно психологического функционирования человека в сложных условиях” [5, с. 84]. Поэтому Спилбергер подчеркивает, что достичь согласия в определении данного понятия достаточно сложно, в частности из-за того, что исследователи тревоги часто используют различные термины в своих работах. Основной причиной многозначности и семантической неопределенности в концепциях тревоги является то, что термин используется, как правило, для обозначения хотя и взаимосвязанных, но все же различных понятий. Следует согласиться с тем, что упорядоченность в данном вопросе вносится выделением самостоятельных семантических единиц: тревоги, немотивированной тревожности и личностной тревожности.
Чаще всего термин “тревога” используется для описания неприятного по своей окраске психического состояния, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с физиологической стороны сопровождается активизацией автономной нервной системы. Тревога как состояние в норме переживается каждым здоровым человеком в случаях, предполагающих антиципацию (предвосхищение) негативных результатов [18, с. 15]. Данное состояние возникает, когда индивид воспринимает определенные раздражители или ситуацию как несущие в себе актуально и потенциально элементы угрозы, опасности, вреда. Например, ученый, ожидая возможных возражений, критики, переживает данное состояние тем острее, чем больше он видит недостаточность своего материала и слабость своей аргументации. Являясь природосообразным состоянием, тревога играет положительную роль не только как индикатор нарушения, но и как мобилизатор резервов психики. Осуществляя такой подход к состоянию тревоги, мы, тем самым, разделяем точку зрения А. Б. Олыпанниковой и И. В. Пацявичуса на психические состояния, которые имеют “адаптивное значение как внутреннее психологическое условие, обеспечивающее формирование оптимальных способов саморегуляции деятельности”. И.В. Пацявичус определяет функцию состояния тревоги следующим образом: “Это состояние, являющееся уникальной формой эмоционального предвосхищения неуспеха, сигнализирует субъекту необходимость тщательного предусмотрения всех основных условий предстоящего дела, способствуя, таким образом, оптимальной подготовке к деятельности, наиболее адекватной целям субъекта. Иными словами, побуждая активность, направленную на приобретение информации, относящейся к предстоящей деятельности, эмоциональные состояния тревоги способны повысить уровень эффективности саморегуляции, гарантирующей более успешное выполнение деятельности” [22, с. 79].
Однако чаще всего тревогу рассматривают как негативное состояние, связывая ее с переживаниями стресса. Так, Ю.Л. Ханин отмечает, что тревога как состояние - это реакция на различные (чаще всего социально-психологические) стрессоры, которая характеризуется различной интенсивностью, изменчивостью во времени, наличием осознаваемых неприятных переживаний напряженности, озабоченности, беспокойства и сопровождается выраженной активизацией вегетативной нервной системы. Состояние тревоги может варьировать по интенсивности и изменяться во времени как функция уровня стресса, которому подвергается индивид, но переживание тревоги свойственно любому человеку в адекватных ситуациях [3, с. 74].
Г.Ш. Габдреева, рассматривая проблему с позиции системного исследования, выделяет несколько теоретических подходов к изучению тревоги. Системно-структурный подход, раскрытый в работах Н.А. Аминова, К.Е. Изарда, Н.Д. Левитова и других, предполагает рассмотрение тревоги как цельного, интегрального явления. Системно-функциональный подход рассматривает состояние тревоги как специфическую отражательную форму психики, запечатлевающую отношения между предметным миром и человеком или между людьми, где тревога, влияя на компоненты любого из уровней проявления активности, играет либо положительную роль, являясь мобилиз........


Список использованных источников

1. Андреева, И.Н. Личностная тревожность как проблема психического здоровья подростка (гендерный аспект) /И.Н. Андреева // Гуманизация учебного процесса: личностный мотив и творческое развитие: Тезисы научной конференции, 29-30 марта 2001 г. - Бобруйск, 2001.
2. Аракелов, Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции / Н. Аракелов, Н. Шишкова / Вестник МУ, сер. Психология. - 1998, № 1.
3. Аракелов, Н.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности / Н.Е. Аракелов, Е.Е. Лысенко. / Психологический журнал - 1997, № 2. - С.51 - 59.
4. Астапов, В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги / В.М.Астапов. - СПб.: Питер, 2009. - 402с.
5. Бурбо, Л.К. Отношения родитель - ребенок /Л.К. Бурбо. - Киев, 2009.- 376с.
6. Введение в психологию / Под ред. А.П.Лобанова, С.И. Коптевой. - Мн.: Энциклопедикс, 2010.- 398 с.
7. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учебн. пособие для студ. пед. вузов/ Сост. и научн. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - М: Издательский центр «Академия», 2009 - 624 с.
8. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - Издание 3-е, исправленное и дополненное. - М.: "ЧеРо", 2010. - 240 с.
9. Доверяй своим вибрациям. Тайные методы раскрытия шестого чувства: Соня Чокет - Москва, София, 2010 г.- 288 с.
10. Изучение оценочной тревожности. Руководство по использованию: В. Н. Карандашев, М. С. Лебедева, Ч. Спилбергер - Санкт-Петербург, Речь, 2010 г.- 80 с.
11. Карпенко, Л.А. Краткий психологический словарь /Л.А. Карпенко. - М.: Просвещение, 2011. - 195с.
12. Козлова, Е.В. Тревога - как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации /Е.В. Козлова / Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. - Ставрополь, 2007. - 268с.
13. Костина, Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми /Л.М. Костина. - СПб.: Речь, 2003. - 520с.
14. Кочубей, Б. Лики и маски тревоги /Б. Кочубей, Е. Новикова / Воспитание школьника - 1990, № 6. - С. 11 - 18.
15. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб.-2-е изд.,испр. и доп.-М.:Академия,2010.-232 с.
16. Куртышева М.А. Как сохранить психологическое здоровье семьи.-М.;СПб. ;Н. Новгород:Питер,2009.-288 с
17. Лощенкова, З.Б. Возрастная психология / З.Б.Лощенкова. - М.: Лист, 2002. - 301с.
18. Максимович, В.А. Психология страха /В.А. Максимович// Адукацыя і выхаванне. - 1997. - №11 - с. 41-46.
19. Макшанцева, Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей /Л.В. Макшанцева // Психологическая наука и образование. - 1998, № 2. - С.11 - 58
20. Методы диагностики тревожности: Л. М. Костина - Москва, Речь, 2009 г.- 200 с.
21. Мэй, Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности/Р.Мэй // Тревога и тревожность. - СПб.: Питер, 2008. -426с.
22. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков. Психологическая природа и возрастная динамика/Академ. пед. и соц. наук; Московск. психол. соц. ин-т: МОДЭК. 2010 - 303 с. (Библиотека педагога-практика).
23. Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан - СПб.: Питер, 2007. -192 с.
24. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст: А. М. Прихожан - Москва, Питер, 2009 г.- 192 с.
25. Реан А.А. Семья как фактор социальных девиаций личности //Российский психологический журнал.-2008.-Т.4,N1.-С.25-28.
26. Савина, Е. Тревожные дети /Е. Савина / Дошк.восп. - 1996, № 4. - С. 11 - 16.
27. Тревожность у детей: В. М. Астапов - Санкт-Петербург, ПЕР СЭ, 2008 г.- 160 с.
28. Тревожный ребенок. Младший школьный возраст: Т. В. Костяк - Санкт-Петербург, Академия, 2008 г.- 96 с.
29. Фурманов, И.А. Психология депривированного ребенка. Пособие для психологов и педагогов /И.А. Фуманов, Н.В. Фурманова. - М.: ЭКСМО, 2011. - 366 с.
30. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие: А. В. Микляева, П. В. Румянцева - Москва, Речь, 2010 г.- 256 с




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.