На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 96256


Наименование:


Курсовик Церковь и государство в XVI-XVII в.в.: основные проблемы взаимоотношений и система власти

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: История. Добавлен: 17.4.2016. Сдан: 2015. Страниц: 31. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Оглавление
Введение 4
1. Понятие и сущность государства. Влияние религии на государство 6
1.1. Понятие и сущность государства 6
1.2. Церковь в политической системе общества 11
2. Церковно-государственные отношения в России в период с XVI до XVIII веков…17
2.1. Государство и церковь в XVI веке 17
2.2. Государство и церковь в XVII веке 20
Заключение 30
Список использованных источников и литературы 33


Введение

История многих государств включает в себя взаимоотношения светской и церковной властей, государства и религиозных организаций.
Религия и ее носитель - церковь - появились гораздо раньше, чем сформировались самые первые государства. С появлением первых государств и повсеместным распространением этого института сразу же встал вопрос, как собираются сосуществовать эти два образования - государство и церковь - обладающие большой властью и влиянием, хотя и характер этих категорий для государства и церкви различен. Такого подхода придерживался и выдающийся русский философ И.А.Ильин, который писал, что «… государство, пытающееся присвоить себе силу и достоинство церкви, творит кощунство, грех и пошлость. Церковь же, пытающаяся присвоить себе власть и меч государства, утрачивает свое достоинство и изменяет своему предназначению…»
Общеизвестно, что церковь в начале становления государств, имела большую власть, часть которой постепенно стала переходить в руки государства.
В конце концов, к настоящему времени сложились две системы, характеризующие положение церкви в государстве:
· во-первых, государственная церковь, закрепление ее привилегированного положения по сравнению с другими вероисповеданиями;
· во-вторых, режим отделения церкви от государства и школы от церкви.
Вопросы отношений государства и церкви занимали умы многих ученых, мыслителей и исследователей, живших и работавших в самое разное время.

Вопросы государственно-церковных отношений волновали умы мыслителей и философов нашего времени. Так, уже упоминавшийся мной выше русский философ И.А.Ильин, так определял соотношение государства и церкви: «Государство и церковь взаимно инородны - по установлению, по духу, по достоинству, по цели и по способу действия…Церковь аполитична, задача политики не есть ее задача; средства политики не суть ее средства; ранг политики не есть ее ранг…». Причем наши исследователи не ограничивались изучением религии и государства в России.
Государство и церковь существовали, существуют и, по-видимому, будут и дальше существовать, оказывая друг на друга огромное влияние, непосредственно затрагивающего человека и как гражданина определенного государства, и как исповедующего определенную религию или же атеиста.
А пока существует это воздействие, у ученых и философов не ослабнет интерес к изучению этих двух институтов и добытые путем исследования знания, несомненно, окажутся полезными.
Тема моей курсовой работы по истории государственного управления обязывает меня рассмотреть церковь и государство России XVI- XVII веков и их взаимоотношения.
Глава 1. Понятие и сущность государства. Влияние религии на государство

1. 1. Понятие и сущность государства

Понятие государства неразрывно связано, по меньшей мере, с двумя методологически очень важными обстоятельствами.
Во-первых, государство - это всегда итог, результат социально-духовного, политического, культурного, психоэмоционального творчества людей, общества. Оно представляет собой материально-предметное воплощение соответствующих объективных общественных потребностей. Однажды возникнув, государство не может оставаться неизменным навсегда. Оно - объективно меняющийся и противоречивый внутренне реальный факт исторического движения общества. Государство может и реально переживает, например, такие фазы в своем существовании - становление, развитие, подъем, расцвет, кризис, деградация, упадок. Эти стадии могут проходить вместе или параллельно с обществом или относительно независимо от общества. В связи с этим, естественно, может со стороны общества или исследователя меняться не только субъективная оценочная, ситуативная характеристика государства, но и само его понятие. Другими словами, невозможно сформулировать понятие государства, одинаково успешно "работающее" и объясняющее государства в различные эпохи, в различных формациях и цивилизациях его существования.
Во-вторых, в процессе познания нельзя смешивать понятие и понимание государства. Одно из назначений определения государства состоит в том, чтобы выделить государство из окружающих его мира вещей, форм, институтов в различных сферах жизни общества и человека. Определение государства лежит в самом начале познания государства. Понимание же государства в методологическом плане требует выработки развернутой системы понятий и определений, в которых находят свое научное выражение и фиксацию различные стороны исторического движения государства - сущность, формы, функции, государственная власть, государственный аппарат, государственный орган и др. Понять государство - это значит создать развернутую и целостную систему понятий и определений различных сторон государства, т.е. создать своего рода его конкретный теоретический портрет.
Из истории политический мысли известны сотни понятий и определений государства, которые были сформулированы философами, теологами, теоретиками-государствоведами, социологами, практическими политическими и государственными деятелями. Вот лишь некоторые из них: государство - это "сообщество равных людей для достижения возможно лучшей жизни"; государство - это "совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы"; государство - это "власть, население, территория"; государство - это "нечто разумное в себе", или "нравственный универсум"; государство - это политическая форма социально-экономически дифференцированного общества; государство - это аппарат для поддержания господства единого класса над другим. Широко известны определения государства метафорического характера: "государство - это я"; "государство - это мы".
Выработанные политической мыслью многочисленные понятия и определения государства позволяют сделать следующие методологически значимые выводы:
1) государство - это продукт жизнедеятельности общества в целом (здесь не касаемся чисто теологических доктрин);
2) государство существует не в любом обществе, но только в том, в котором есть развитая и противоречивая структура на всех уровнях (экономика, собственность, формы сознания, личность, социальные классы, социальные группы и др.);
3) общество, в котором есть государство, - это государственно-организованное общество; для такого общества государство - это форма его существования;
4) на теоретическом, познавательном уровне государство и общество не совпадают друг с другом;
5) при любом определении государства речь идет и об определенных властных институтах, государственном аппарате, системе властных государственных органов, в деятельности которых заняты специфические социальные группы;
6) развитые, сложные, противоречивые объективные потребности общества в государстве определяют и само назначение, функции, цели, задачи, деятельность государства; при этом теоретически несущественно, о чем идет речь - достижение "лучшей жизни", "общей пользы", "общего блага" или же самоорганизации, самоуправления общества с помощью государства.
Данные выводы позволяют сформулировать такое определение государства: государство - это организация политической суверенной власти, осуществляющая управление социальными, экономическими, политическими, духовными процессами жизни общества. Здесь важно отметить следующее. Любое определение государства, кто бы его ни давал, всегда будет неполным, бедным, односторонним и в этом смысле абстрактным. Оно не способно вобрать в себя, научно выразить, теоретически реконструировать многочисленные сущностные, формальные, функциональные, структурные характеристики и свойства государства. При этом абстрактный характер понятий и определений государства не является их недостатком. Он - их неотъемлемое свойство, поскольку связан лишь с самим началом процесса познания и понимания государства.
Проблема формулировки и выбора понятия государства связана с еще одним познавательным моментом. Помимо предельно общего понятия государства вообще можно и нужно давать, например, понятие национально-конкретного государства или рабовладельческого, фашистского, теократического. Таким образом, складывается широкая система понятий государства различного уровня обобщенности, которые позволяют увидеть особенности и специфику познания чрезвычайно разнообразного мира государств. Важно только при этом помнить, что все эти многочисленные понятия и определения государства - не плод умозрительных конструкций, кабинетных выдумок и фантазий, но определенный теоретический, научный аналог опыта реальной государственной практики. Это верно и в том случае, когда формулируется понятие государства вообще.
Ни проблема понятия государства, ни проблема понимания его признаков не могут обойти стороной вопрос о сущности государства. Собственно познание сущности составляет одну из важнейших целей теории государства. История анализа философской категории "сущность" насчитывает не одну тысячу лет. В середине ХХ в. и позднее отдельные философы вообще отрицали научную и познавательную ценность этой категории, видя в ней некую интеллектуальную конструкцию для классификации и систематизации явлений и фактов. Если отвлечься от многочисленных философских дискуссий по этой проблеме, то можно согласиться с подходом, согласно которому сущность - это стержень, основа вещи. Сущность - это закон бытия вещи. Без сущности вещь перестает быть собою. Только познание сущности во всех внешних формах ее проявления позволит составить адекватное научное представление о вещи.
Путь к познанию сущности государства может двигаться по таким внешним выражениям качественной, сущностной стороны государства, как форма правления, форма государственного устройства, государственный режим, государственный аппарат, государственный орган, функции государства и др. Именно на этих ступенях познания обнаруживают себя сущностные свойства государства. Заметим при этом, что на этих ступенях сущность государства не всегда проявляется точно. Такая исходная методологическая, теоретико-познавательная позиция позволяет сделать следующий вывод. Сущность государства - это государственная (политическая) власть. Государство по своей сущности является политическим властным суверенным институтом. К какому бы типу или какой исторической эпохи государству ни обратиться - мы всегда будем иметь дело с властной, властвующей организацией.
Любые варианты монархии или республики - это внешнее оформление властной сущности государства. Унитаризм или федерация - это внешнее оформление государственной власти. Демократический, авторитарный или тоталитарный государственные режимы - это наглядные способы проявления свойств сущности государства. Что значит взять государственную власть в свои руки? Это значит подчинить себе государственный аппарат. Что значит утратить государственную власть? Это значит потерять контроль над государственным аппаратом. В признаках государства также выражается его сущность. Правда, здесь нельзя забывать положение о том, что природа сущности государства не всегда находит свое точное выражение в своих внешних проявлениях и формах. Так, демократическая по своей сущности государственная власть может внешне выступать как один из вариантов монархии, тогда как республика может являться формой тоталитарного по своей сущности государства. Примеры тому - современные Швеция и КНДР.
В отечественной юридической литературе нередко высказывается мысль, согласно которой в государстве необходимо выделять несколько сущностей. И при этом называются общечеловеческая сущность, общесоциальная сущность, классовая сущность. Теоретические корни такой позиции восходят к идее Маркса о классовой природе государства, которое, с одной стороны, выполняет так называемые общие дела, а с другой - реализует, прежде всего, интересы господствующего класса. Сюда же надо отнести известный ленинский философский тезис о движении в процессе познания от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т.д.
В связи с этой позицией можно высказать следующее положение. Методологически верна та позиция, которая утверждает, что у любой вещи, не исключая государства, одна сущность, т.е. одна основа, один закон бытия. Другое дело, что в каждый конкретно-исторический период сущность государства, государственная власть могут иметь преимущественно узкоклассовый или даже узкопартийный характер, демократическую или теократическую природу. Но во всех названных случаях государство будет оставаться по своей сущности организацией политической власти.
Теоретический анализ сущности государства логично заставляет обратиться к следующему вопросу. Изменяется ли сущность государства? Hepeдко можно встретить ответ - вместе с изменением государства меняется и его сущность. Мировой исторический опыт знает немало примеров (начиная с древних времен), когда в рамках одного исторического типа, одной исторической эпохи, краткого временного промежутка в несколько лет порой радикально меняются форма государства, государственный режим, состав и структура государственного аппарата, содержание функций государства, меняются идеологические ориентиры, социальные и экономические основы государства. Конечно, нельзя отрицать очевидное влияние такого рода перемен на многие стороны, содержательные и качественные характеристики государства. И все-таки при самых решительных изменениях в обществе и государстве последнее, как представляется, не перестает быть по своей сущности организацией политической суверенной власти.
Среди теоретиков государства и права никогда не было раньше и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства.
Теологическая теория была одной из первых теорий происхождения государства и права и объясняла их возникновение божественной волей. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (Фома Аквинский - XIII в.), идеология Ислама и современной католической церкви (Ж. Маритен). Теологическая........


Список использованной литературы

1. Арсеньева Г.В. Государство и церковь во второй половине XVI - первой четверти XVIII вв. (историко-правовое исследование): Автореферат дис.канд.юрид.наук. - Саратов, 1999.
2. Буганов В.И. Петр Великий и его время М., Наука, 1989;
3. Ив Аман Государство и церковь // Континент. № 86;
4. Ильин И.А. О государственной форме // Советское государство и право. 1991. № 11;
5. Карташов В.А. Собрание сочинений: В 2т.Т.2: Очерки по истории русской церкви. - М.: ТЕРРА, 1992;
6. Клибанов А.И. Русское православие: вехи истории. М.: Политиздат, 1989;
7. Ключевский В.О. Значение Петра I // Знание - сила. 1989. № 1;
8. Ключевский О.В. Сочинения. М., 1957. Том 2;
9. Костомаров Н.И. Раскол. Исторические монографии и исследования. М.: Чарли, 1994;
10. . Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви, Книга шестая. Период самостоятельности Русской Церкви (1589-1881), Патриаршество в России (1589-1720), Отдел первый Патриаршество Московское и всея Великия Россия и Западнорусская митрополия (1589-1654); Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, М.:1994;
11. Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Великого. М., 1991;
12. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 1997;
13. Никольский Н.М. История русской церкви. - 4-е изд. - М.: Полит.издат., 1988;
14. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. Спб.: «КРИСТАЛЛ», 1997;
15. Сорокин П.А. Социокультурная динамика и религия. Кризис нашего времени // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992;
16. Суворов Н.С. Церковное право. - Москва, Печатня А.И. Снегиревой, 1908;
17. Устюгов Н.В., Чаев Н.С. Русская церковь в XVII в. - Сб.статей. М., 1961.
18. Чистяков О.И. Российское законодательство X-XX веков. Т.2,3 М., 1985;
19. Шаргунов А. Церковь и власть // Москва. 1996. № 1.
20. Юрганов А.Л., Кацва Л.А. история России XVI-XVIII вв.: Учебник для VIII класса средних учебных заведений. - М.: МИРОС, издательство «ЧеРо», 1998.
21. Авторефераты диссертаций.
22. Статьи.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.