На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 96269


Наименование:


Курсовик Использование мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности: исторический и современный аспекты

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 18.4.2016. Сдан: 2015. Страниц: 51. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ 4
1 ОБЩАЯ ХАРАТЕРИСТИКА МЕР НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД): понятие, цели и принципы регулирования 6
1.2 Меры нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности 8
2 ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕР НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 22
2.1 История государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России 22
2.2 История развития мер нетарифного регулирования 26
3 СОВРЕМЕННЫЙ АСПЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕР НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 35
3.1 Россия в Таможенном Союзе 35
3.2 Россия во Всемирной Торговой Организации 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ А 49


ВВЕДЕНИЕ
Развитие мировой экономики на современном этапе характеризуется активным процессом либерализации международной торговли. Национальные рынки стран становятся более открытыми для доступа иностранных товаров, в результате чего возникает объективная необходимость применения эффективных инструментов протекционизма для защиты интересов отечественных производителей.
Долгое время в качестве основного средства протекционизма использовались меры тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Однако в результате сложившейся системы международной торговли, функционирующей по правилам Всемирной торговой организации, меры тарифного регулирования утрачивают свою былую привлекательность. На смену им приходят меры нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Список мер нетарифного регулирования довольно большой, однако не все из них находят одинаково широкое применение. Кроме того, именно по поводу применения нетарифных ограничений между участниками международной торговли возникает огромное количество споров и разногласий. Поскольку меры нетарифного регулирования являются довольно эффективным средством ограничения импорта, то зачастую к ним прибегают без достаточных на то оснований.
Объектом курсовой работы являются исторический и современный аспекты использования мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Предметом данной работы являются меры нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Целью курсовой работы является рассмотрение использования мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в историческом и современном аспектах.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:
- изучить общие характеристики о мерах нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности;
- рассмотреть исторический аспект использования мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности;
- рассмотреть современный аспект использования мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности;
При написании курсовой работы были использованы нормативные правовые акты Российской Федерации; научные статьи авторов, рассматривающие мировой и отечественный опыт применения мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности; справочная и учебная литература; комментарии к законодательству, а также электронные ресурсы сети Интернет.
1 ОБЩАЯ ХАРАТЕРИСТИКА МЕР НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД): понятие, цели и принципы регулирования
Внешнеэкономическая деятельность (далее ВЭД) - это внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них. Она может осуществляться в различных целях: удовлетворение материальных и духовных потребностей, получение дохода и максимизация прибыли, осуществление общественно полезной цели, в том числе образовательной, благотворительной, научной или религиозной и др. В условиях рыночной экономики любые лица имеют право вести ВЭД: финансовые и нефинансовые предприятия, государственные учреждения и некоммерческие организации, физические лица [11].
При осуществлении ВЭД возникают контрактные отношения между резидентами страны и ее нерезидентами. Резидент экономики - это хозяйствующий субъект, экономические интересы которого сосредоточены на территории данной страны, если он ведет и намеревается продолжать вести экономические операции в этой стране в значительных масштабах. Нерезидентом страны является хозяйствующий субъект, экономические интересы которого сосредоточены за пределами ее экономической территории [11].
Внешнеэкономические связи нуждаются в регулировании со стороны государства. В централизованной экономике ВЭД подвержена особому воздействию и контролю государственных органов, существует государственная монополия внешней торговли, нарушение которой рассматривается как уголовное преступление. Но и в странах с рыночной экономикой государственное регулирование внешнеэкономических связей проявляется ощутимым образом. Внешнеэкономическая функция государства является продолжением его внутрихозяйственной функции, но реализуется в несколько отличной форме.
Основной целью вмешательства государства в ВЭД является обеспечение экономических и политических интересов страны. В то же время государство само склонно принимать на себя осуществление ряда видов внешнеэкономических действий, приносящих доходы или требующих государственного участия.
В современных условиях любое государство тем или иным образом регулирует, стимулирует или ограничивает практически все сферы международных экономических связей. Государственное регулирование распространяется на внешнюю торговлю, международное движение капитала, валютные и кредитные отношения, научно-технический обмен, международное перемещение рабочей силы.
Государственное регулирование внешнеэкономических связей - это совокупность используемых государственными органами и службами форм, методов и инструментов воздействия на экономические отношения между странами в соответствии с государственными и национальны- " мл интересами, целями, задачами. Регулирующее воздействие государства осуществляется посредством принятия законов и иных государственных актов, постановлений и решений правительства.
Применительно к международной торговле, как главному объекту регулирования, правительства используют такие инструменты и способы воздействия, как таможенные тарифы, налоги, ограничительные условия, межгосударственные договоры и соглашения, мероприятия по стимулированию экспорта и импорта.
Из истории известны два основных направления: тарифное и нетарифное регулирование. Рассмотрим второе более подробно.
1.2 Меры нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности
Многие процессы, происходящие в мировой экономике, такие как неравномерность развития отдельных стран, экономические и политические кризисы, расширение внешнеэкономических связей, расширение номенклатуры товаров, требуют жесткого регулирования. Так, возник целый ряд средств внешнеэкономической политики, которые в административном порядке или в силу выполняемых ими функций, часто непосредственно не связанных с внешней торговлей, стали играть роль регуляторов внешнеторгового оборота. Они получили наименование - нетарифные ограничения.
Под нетарифными методами регулирования ВЭД понимают совокупность мер государственного регулирования, выражающихся в ограничениях на ввоз и вывоз товаров, а также транспортных средств, с целью защиты экономических интересов страны и обеспечения ее национальной безопасности [11].
В соответствии с международными соглашениями нетарифные методы применяются в виде исключения из общего правила свободной торговли в следующих случаях:
- введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных товаров, вызванных необходимостью защиты национального рынка;
- реализация разрешительного порядка экспорта или импорта отдельных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;
- выполнение международных обязательств;
- введение исключительного права на экспорт или импорт отдельных товаров;
- введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;
- защита общественной морали и правопорядка;
- защита культурных ценностей;
- обеспечение национальной безопасности [10].
В отношении торговли с третьими странами на единой таможенной территории применяются единые меры нетарифного регулирования. Порядок введения и применения единых мер нетарифного регулирования определяется отдельными соглашениями стран-участниц Таможенного Союза (далее ТС).
Решения о применении мер нетарифного регулирования в отношении ввоза товаров на единую таможенную территорию и (или) вывоза их с этой территории принимаются Комиссией таможенного союза.
В соответствии с классификацией Европейской Экономической Комиссии ООН меры нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности можно разделить на три группы:
1. Меры прямого ограничения:
- квотирование;
- лицензирование;
- специальные защитные меры.
2. Таможенные и административные формальности:
- сертификация;
- санитарно-эпидемологический контроль;
- ветеринарный надзор;
- карантинный фитосанитарный контроль.
3. Прочие нетарифные методы:
- валютный контроль. [13]
Рассмотрим меры прямого ограничения.
Самой распространенной формой нетарифных ограничений являются количественные ограничения экспорта и (или) импорта. В качестве одной из мер такого ограничения, широко используется мера установления квот (т.е. ограничение в количестве или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу (импортная квота) или вывозу (экспортная квота) за определенный период).
Различают следующие виды квот:
- глобальные квоты - определяют размер общего ввоза определенного товара, не распределенный между поставщиками;
- индивидуальные квоты - распределяют пропорционально доле каждого поставщика за базовый период путем двустороннего согласования;
- сезонные квоты - устанавливают в строго отведенный период календарного года и чаще всего распространяются на определенные виды сельскохозяйственной продукции.
- тарифные квоты - предусматривают преференциальный ввоз определенного количества товара беспошлинно или по сниженным ставкам. Товары, ввозимые сверх тарифной квоты, облагаются обычными пошлинами [10].
Государство использует квоты вместо тарифов или вместе с тарифами, т.к. они дают ряд преимуществ:
- гарантируют дальнейшее увеличение затрат на импорт;
- возможность осуществлять более гибкую политику, т.к. не регулируются ГАТТ-ВТО;
- облегчают государству осуществление регулирующих функций в отношении отечествен6ных товаропроизводителей;
- основной инструмент защиты отрасли;
- осуществляется с помощью лицензии.
К преимуществам квотирования можно отнести:
- гарантии ограничения ввоза товаров до определенной величины.
- поддержку определенных предприятий, путем применения выборочного распределения квот государством [10].
В качестве недостатков квоты можно выделить ее способствование монополизации экономики, ограничивая ценовую конкуренцию, а также малоэффективное и произвольное распределение лицензий.
Под лицензированием принято понимать государственное регулирование ввоза и вывоза товаров путем выдачи компетентными государственными органами специальных разрешений - лицензий для количественного регулирования торговли и контроля оборота товаров.
Функции лицензии:
- контроль государства за внешнеэкономической деятельностью и расходованием валютных средств;
- политическое и экономическое давление на какую-либо страну;
- защита национальной промышленности;
- фискальная - государство осуществляет прямое вмешательство в экономику страны [10].
Различают 3 вида лицензий:
- разовые лицензии - выдаются на основании внешнеторговой сделки, предметом которой является лицензируемый товар, дают право на экспорт или импорт этого товара в определенном количестве. Период действия лицензии - не более 1 года.
- генеральные лицензии - выдаются участнику внешнеэкономической деятельности на основании решения Стороны, на каждый вид ввозимого или вывозимого товара с указанием его количества. Период действия лицензии - не более 1 года.
- исключительные лицензии - предоставляют заявителю исключительное право на экспорт или импорт отдельного вида товара. Срок действия лицензии устанавливается индивидуально. [11]
Решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии принимается в течение 15 дней с момента подачи заявления и необходимого комплекта документов.
Для получения лицензии участнику внешнеэкономической деятельности необходимо подготовить следующий комплект документов:
- заявление о выдаче лицензии, по утвержденной форме;
- электронная копия заявления;
- копия внешнеторгового договора (контракта), приложения и (или) дополнения к нему (для разовой лицензии), а в случае отсутствия внешнеторгового договора (контракта) - копия иного документа, подтверждающего намерения сторон;
- копия документа о постановке на учет в налоговом органе;
- копия лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности, если такой вид деятельности связан с оборотом товара, в отношении которого введено лицензирование на единой таможенной территории;
- иные документы, если они определены решением Комиссии, на основании которого введено лицензирование данного товара [14].
Лицензия является основанием для проведения таможенного оформления лицензируемых товаров (работ, услуг). Владелец лицензии предоставляет оригинал лицензии в таможенный орган по месту регистрации.
Целью применения специальных защитных мер является защита экономических интересов производителей товаров государств - членов ТС в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию ТС. В эту группу защитных мер входят:
- специальные пошлины - применяются в исключительных случаях, и устанавливаются только по результатам проведенного расследования. Применение такой меры, обусловлено угрозой причинения серьезного ущерба определенной отрасли экономики в случаях ввоза товаров на таможенную территорию ТС в возросших количествах. Срок действия специальных пошлин устанавливается компетентным органом государства, до момента полного устранения ущерба экономики, и не может превышать 4 лет со дня начала ее применения;
- антидемпинговые пошлины - применяются к товарам, являющимся предметом демпингового импорта, в случае, если по результатам расследования установлено, что ввоз таких товаров на таможенную территорию ТС причиняет материальный ущерб или создает угрозу отрасли экономики государства. Антидемпинговые пошлины применяется только по решению компетентного органа в размерах и в течение сроков, необходимых для устранения ущерба отрасли экономики, возникшего под действием демпингового импорта. Максимальный срок действия антидемпинговой меры не может превышать 5 лет со дня начала ее применения;
- компенсационные пошлины - применяются к ввозимым товарам, при производстве, вывозе или транспортировке которых использовалась специфическая субсидия иностранного государства, в случае, если по результатам расследования было установлено, что ввоз такого товара на таможенную территорию ТС причиняет материальный ущерб или создает угрозу отрасли экономики стран-членов ТС. Срок действия компенсационных пошлин устанавливается компетентным органом до момента полного устранен........

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) [Электронный ресурс]: [Подписаны в городе Женева 30 октября 1947 года]. - Режим доступа: < >2. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур [Электронный ресурс]: [(заключена в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999)]. - < >3. О порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним [Электронный ресурс]: [Протокол от 06.10.2007]. - Режим доступа: < >4. О порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран [Электронный ресурс]: [соглашение Правительств государств - членов Евразийского экономического сообщества от 09.06.2009]. - Режим доступа: < >5. О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации [Электронный ресурс]: [решение межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества № 19 от 27.11.2009]. - Режим доступа: < >6. Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений [Электронный ресурс]: [(утв. Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 19, Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009г. № 132) (ред. от 20.09.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 22.12.2010)]. - Режим доступа: < >7. Об обеспечении функционирования единой системы нетарифного регулирования Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации [Электронный ресурс]: [решение Комиссии таможенного союза № 168 от 27.01.2010]. - Режим доступа: < >8. О регламенте внесения предложений по мерам регулирования внешней торговли в Комиссию таможенного союза [Электронный ресурс]: [решение Комиссии таможенного союза № 308 от 18.06.2010]. - Режим доступа: < >9. О применении мер нетарифного регулирования в рамках единой таможенной территории [Электронный ресурс]: [решение Комиссии таможенного союза № 333 от 18.06.2010]. - Режим доступа: < >10. Управление внешнеэкономической деятельностью[Текст]: учебник/ О.И. Дегтярева, А.П. Матусевич, А.В. Шевелева; Под ред. О.И. Дегтяревой. М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 352 с.
11. Внешнеэкономическая деятельность предприятий [Текст]: учебник/ Л.Е. Стровский. -Москва: Эксмо, 2010. -498с.
12. О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран союза [Электронный ресурс]: [Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008г]. - Режим доступа: < >13. История мировой экономики[Текст]: учебник/ Поляк Г. Б., Маркова А. Н.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 668 с.
14. О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами [Электронный ресурс]: [Соглашение Правительств государств - членов Евразийского экономического сообщества от 09 июня 2009г]. - Режим доступа: < >15. Об утверждении перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на согласование заявлений о выдаче лицензий на экспорт и (или) импорт товаров и оформление других разрешительных документов в сфере внешней торговли товарами в случаях, предусмотренных приложениями о применении ограничений в отношении товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами [Электронный ресурс]: [Распоряжение Правительства РФ от 23 сентября 2010г № 1567-р]. - Режим доступа: < >16. Единая Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) [Электронный ресурс]:- Режим доступа: < >17. О направлении перечня товаров, в отношении которых установлены запреты и ограничения [Электронный ресурс]: [Письмо Федеральной таможенной службы РФ № 01-11/28567 от 16.07.2008 г.]. - Режим доступа: < >18. О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам [Электронный ресурс]: [Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008г.]: - Режим доступа: < >19. О Соглашении о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации [Электронный ресурс]: [Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010г № 320.]: - Режим доступа: < >20. Об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории таможенного союза [Электронный ресурс]: [Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 11 декабря 2009г.]: - Режим доступа: < >21. О проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер [Электронный ресурс]: [Соглашение Правительств государств - членов Евразийского экономического сообщества от 25 января 2008г.]: - Режим доступа: < >22. О применении ветеринарно-санитарных мер в таможенном союзе [Электронный ресурс]: [Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317.]: - Режим доступа: < >23. Об обеспечении карантина растений в таможенном союзе [Электронный ресурс]: [Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010г № 318.]: - Режим доступа: < >24. О валютном регулировании и валютном контроле [Электронный ресурс]: [Федеральный Закон № 173-ФЗ от 10.12.2003 г.]: - Режим доступа: < >25. Соглашение Таможенного союза по санитарным мерам [Электронный ресурс]: [Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 11 декабря 2009г.]: - Режим доступа: < >


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.