На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Сущность надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Органы, осуществляющие надзор и контроль. Общая характеристика ряда регулирующих инстанций, их основные функции и деятельность. Ответственность за невыполнение законодательства о труде.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 06.12.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


5
26
Министерство образования и науки Украины
Харьковский государственный экономический университет
Кафедра правового регулирования экономики
Курсовая работа
По курсу: «Трудовое право»
На тему:
«Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде»
Харьков 2004
СОДЕРЖАНИЕ
    Введение
    1. Сущность надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде
    2. Органы, осуществляющие надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде
    2.1 Государственная инспекция труда Министерства труда и социальной политики Украины.
      2.2 Прокуратура и суд
      2.3 Местные госадминистрации и Советы
      2.4 Другие органы, осуществляющие надзор и контроль по соблюдению законодательства о труде
      2.5 Общественный контроль
    3. Ответственность за невыполнение законодательства о труде
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    ПЕРЕЧЕНЬ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

«Каждый имеет право на труд, что включает возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно избирает или на который свободно соглашается.

Государство создает условия для полного осуществления гражданами права на труд, гарантирует равные возможности в выборе профессии и рода трудовой деятельности, реализует программы профессионально-технического обучения, подготовки и переподготовки кадров в соответствии с общественными потребностями.

Использование принудительного труда запрещается….

Каждый имеет право на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда, на заработную плату не ниже той, которая определена законом.

Использование труда женщин и несовершеннолетних на опасных для их здоровья работах запрещается.

Гражданам гарантируется защита от незаконного увольнения.

Право на своевременное получение вознаграждения за труд защищается законом» (Конституция Украины, ст. 43).

Такие права гарантирует Конституция Украины всем гражданам, проживающим на территории Украины, в области охраны труда.

Так же граждане имеют и некоторые другие права, указанные в Кодексе законов о труде Украины (КЗоТ).

«Условия договоров о труде, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством Украины о труде, являются недействительными» (КЗоТ, ст. 9).

Надзор за соблюдением всех вышеперечисленных прав и соответствием договоров о труде законодательству Украины является основной задачей некоторых органов центральной и местной власти, цель которых - не допустить нарушения Конституции, законов Украины, и иных нормативных актов в области охраны труда.

В связи с тем, что очень часто во всем мире нарушаются условия труда, вследствие чего очень часто бывают несчастные случаи на производствах, и даже со смертельным исходом, день 28 апреля Международной Организацией Труда (МОТ) провозглашен Всемирным днем охраны труда и Днем памяти по погибшим на производстве.

1. СУЩНОСТЬ НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ

Надзор и контроль по соблюдению законодательства о труде является особой правоприменительной деятельностью специально уполномоченных органов, целью которых является обеспечение защиты трудовых прав человека. Правовые отношения по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде на производстве выступают, как административно-правовые и относительно трудовых правоотношений выступают как внешние, связанные организацией работы на предприятии и применением работы наемных работников. Об административно-правовом характере правоотношений по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде свидетельствует содержание этих правоотношений, которое состоит в том, что контролирующий орган может давать собственнику предприятия или уполномоченному ним органу от лица государства властные распоряжения, которые тот должен безусловно выполнить, а в случае нарушения законодательства о труде - применить мероприятия административного взыскания и принуждения.

Надзор и контроль - это разные формы проверочной деятельности уполномоченных на то государственных, ведомственных и общественных органов.

Надзор - это осуществление специальными государственными структурами целевого наблюдения за соблюдением исполнительно-распорядительными органами, предприятиями и гражданами правил, предусмотренных действующим законодательством и другими нормативными актами.

Контроль - это проверка и учет контролирующим органом того, как контролируемый объект (предприятие, организация, учреждение или физическое лицо) выполняет возложенные на него задачи и реализует свои функции.

Разница между надзором и контролем, на первый взгляд невидная, чувствуется, в первую очередь, в функциях, компетенции соответствующих различных органов.

Субъектами контроля являются, с одной стороны собственники и руководители предприятий, а с другой - контролирующие органы.

Согласно ст. 259 КЗоТ, высший надзор за соблюдением и правильным применением законов о труде осуществляется Генеральным прокурором Украины и подчиненными ему прокурорами. Центральные органы исполнительной государственной власти осуществляют контроль по соблюдению законодательства о труде на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся в их функциональном подчинении. Общественный контроль по соблюдению законодательства о труде осуществляют профессиональные союзы и их объединения.

2. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ

2.1 Государственная инспекция труда Министерства труда и социальной политики Украины

Наиболее широкие полномочия в сфере контроля за соблюдением законодательства о труде на территории Украины имеет Государственная инспекция труда Министерства труда и социальной политики Украины (далее Государственная инспекция), которая осуществляет контроль законодательства о труде на всех предприятиях, учреждениях, организациях независимо от форм собственности.

Государственная инспекция осуществляет контроль выполнения трудового законодательства по таким основным вопросам:

- о трудовом договоре и ведении трудовых книжек;

- об оплате труда, гарантии и компенсации;

- о рабочем времени и времени отдыха;

- о заключении и выполнении отраслевых и региональных соглашений, коллективных договоров;

- о трудовых отношениях в случае банкротства и приватизации предприятий;

- о возмещении вреда, причиненного работнику увечьем или другим повреждением здоровья, связанным с выполнением им трудовых обязанностей;

- о работе женщин, молодежи, инвалидов и других категорий граждан, которые требуют социальной защиты;

- о выплате работникам помощи государственного социального страхования;

- о трудовой дисциплине и материальной ответственности работников.

Свою деятельность государственная инспекция осуществляет при взаимодействии с другими органами государственного управления охраны труда, налоговой инспекцией, правоохранительными органами, местными органами государственной власти и органами местного самоуправления, профсоюзными объединениями, представителями сторон, которые подписали отраслевые или региональные соглашения и коллективные договоры.

В соответствии с возложенными на нее задачами Государственная инспекция выполняет следующие действия:

- контролирует соблюдение законодательства об охране труда на предприятиях, требует устранения выявленных нарушений;

- вносит на рассмотрение собственника или руководителя предприятия, а также органов государственной исполнительной власти предложения, направленные на устранение и предупреждение нарушений законодательства о труде;

- составляет в случаях, предусмотренных законодательством, протоколы об административных нарушениях требований законодательства о труде на предприятиях, организациях, учреждениях;

- оказывает содействие в организации правового обучения собственников (руководителей) предприятий и проведения разъяснительной работы относительно законодательства о труде;

- ведет прием граждан, рассматривает письма, жалобы граждан, предприятий по вопросам соблюдения законодательства о труде.

При этом должностные лица государственной инспекции не выступают как посредники и арбитры во время рассмотрения индивидуальных трудовых споров, сохраняют конфиденциальность источников информации о нарушении законодательства о труде. Их задача только собрать и обработать информацию о нарушениях в области соблюдения законодательства о труде и давать при необходимости предписания собственникам и руководителям предприятий, организаций, учреждений.

Должностным лицам государственной инспекции предоставляется право:

- беспрепятственно посещать предприятие с целью контроля за соблюдением законодательства о труде;

- ознакомляться с документами и беспрепятственно получать от министерств, других центральных и местных органов государственной исполнительной власти и местного самоуправления, предприятий, копии приказов, распоряжений, протоколов, данных учета и отчетности и информацию по вопросам соблюдения законодательства о труде, другие документы и сведения, необходимые для выполнения инспекцией своих задач;

- в случае выявления нарушений законодательства о труде, давать собственнику (руководителю) предприятия предписания по их устранению. Предписания должностных лиц инспекции подлежат обязательному выполнению с сообщением в месячный срок о принятых мерах;

- ставить перед собственниками (руководителями) предприятий вопрос о наложении взыскания на должностных лиц, виновных в нарушении законодательства о труде и занятости населения.

Распоряжения инспекции обязательны для выполнения на предприятиях, организациях и учреждениях любой формы собственности, но действия работников государственной инспекции могут быть обжалованы высшим должностным служебным лицом или вышестоящим органом государственной инспекции и в суде в порядке, установленном законодательством.

2.2 Прокуратура и суд

Высший надзор за соблюдением и правильным применением законов о труде осуществляется Генеральным прокурором Украины и подчиненными ему прокурорами. Проверка выполнения законов проводится по заявлениям и сообщениям о нарушении законов, которые требуют вмешательства прокурора, а при наличии других оснований - также по собственной инициативе прокурора. При этом прокуратура не заменяет органы надзора и контроля и не вмешивается в хозяйственную деятельность предприятия, если она не противоречит действующему законодательству.
Предметом надзора является соответствие актов, выдаваемых предприятиями, организациями, учреждениями Конституции и законам, соблюдение законов о социально-экономических правах и свободах граждан и их защита в случае, если законом не предусмотрен другой порядок защиты этих прав.
При осуществлении прокурорского надзора за соблюдением законов прокурор имеет право:
- беспрепятственно входить на территорию предприятий, организаций, учреждений всех форм собственности;
- иметь доступ ко всем материалам и документам, необходимым для проведения проверки;
- требовать от руководителей предприятия проведение проверок, ревизий деятельности подконтрольных предприятий и выделение специалистов для проведения проверок и ведомственных экспертиз;
- вызывать должностных лиц и других работников, требовать от них устных или письменных объяснений касаемо нарушения закона.
В случае выявления нарушения закона прокурор имеет право опротестовать акты органов государственной исполнительной власти, акты работодателя, вносить протест на решения местных советов, а так же решения должностных лиц, возбудить уголовное дело, следить за выполнением приказов об устранении нарушений законов, обращаться в суд с целью защиты прав и законных интересов работников и работодателей.
Важную роль в обеспечении законности в трудовых отношениях играют судебные органы. Суды общей юрисдикции решают вопросы о законности приказов и распоряжений собственника, рассматривают индивидуальные и коллективные трудовые споры, принимают меры относительно выявления и устранения причин и условий, которые приводят к нарушению законодательства о труде.

2.3 Местные госадминистрации и Советы


Местные государственные администрации и Советы народных депутатов также осуществляют надзор и контроль по соблюдению законодательства о труде на соответствующих территориях в соответствии с КЗоТом:
- обеспечивают реализацию государственной политики в области охраны труда;
- формируют при участии профсоюзов программы мероприятий по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды, имеющих межотраслевое значение;
- осуществляют контроль по соблюдению нормативных актов об охране труда посредством создания местных инспекций, комитетов и комиссий;
- организовывают при необходимости региональные аварийно-спасательные формирования для ликвидации последствий аварии на предприятии.
Местные госадминистрации имеют право проводить проверки состояния соблюдения Конституции и законов Украины, других нормативных актов органами местного самоуправления и их должностными лицами, руководителями предприятий, организаций, учреждений, их филиалов и отделений независимо от форм собственности.
Исполнительные органы местных Советов могут осуществлять контроль по обеспечению социальной защиты работников, занятых на работах с вредными условиями труда на предприятиях, организациях, учреждениях, за качеством проведения аттестации рабочих мест, за условиями труда и предоставлением работникам льгот в соответствии с законодательством за работу с вредными условиями труда. Так же они могут принимать участие в ведении коллективных переговоров и заключении территориальных тарифных соглашений, решении коллективных трудовых споров, регистрировать коллективные договора и соглашения, следить за их выполнением, осуществлять контроль по наличию свободных рабочих мест (должностей).

2.4 Другие органы, осуществляющие надзор и контроль по соблюдению законодательства о труде

К другим специальным государственным органам, которые осуществляют надзор и контроль по соблюдению законодательства о труде и охране здоровья на производстве относятся:

- Комитет по надзору за охраной труда Украины;

- Государственная инспекция по охране труда;

- Министерство охраны окружающей естественной среды и ядерной безопасности Украины;

- органы государственного пожарного надзора управления пожарной безопасности Министерства внутренних дел Украины;

- органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы Министерства охраны здоровья Украины;

- органы государственного энергетического надзора Министерства энергетики и электрификации Украины.

Центральным органом исполнительной власти, подчиненным Министерству труда и социальной политики Украины, который непосредственно осуществляет государственную политику в сфере охраны труда и надзор за соблюдением требований законодательства и других нормативно-правовых актов по охране труда, является Комитет по надзору за охраной труда Украины. Так же он осуществляет профилактику травматизма производственного и непроизводственного характера Для выполнения своих функций Комитет по надзору за охраной труда для более глобального изучения ситуации в отдельных отраслях или регионах создает территориальные управления и государственные инспекции.

Государственная инспекция по охране труда является структурным подразделением Комитета по надзору за охраной труда, осуществляющим функции государственного органа относительно организации управления охраной труда и осуществления надзора за соблюдением законодательных и других нормативных актов об охране труда на предприятиях независимо от форм собственности. А также Государственная инспекция по охране труда следит за производственной деятельностью предпринимателей на территории региона. Эта инспекция является независимой от любых хозяйственных органов, объединений граждан, политических формирований, местных органов исполнительной государственной власти.

Государственное регулирование безопасности использования ядерной энергии осуществляют Министерство охраны окружающей естественной среды и ядерной безопасности Украины, Министерство здравоохранения и прочие органы исполнительной государственной власти. К их компетенции входит осуществление государственного надзора за соблюдением норм, правил и стандартов ядерной и радиационной безопасности (перевозка и переработка отходов, использование ядерной энергии и т. д.).

Эти органы могут создавать государственные инспекции, которые имеют право беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации, применять финансовые санкции к нарушителям, прекращать или останавливать деятельность предприятий в случае нарушения законодательства о ядерной и радиационной безопасности, притягивать к ответственности виновных лиц.

Специфика деятельности этой инспекции отражается уже в самом названии, которое свидетельствует о том, что властные полномочия этой инспекции распространяются на все организации и лица, использующие ядерные установки, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности.

Государственный надзор за состоянием пожарной безопасности в населенных пунктах и на объектах, независимо от форм собственности, осуществляет Управление государственной пожарной охраны Министерства внутренних дел в Украине (постановление Кабинета Министров от 26.07.1994). Органы государственного пожарного контроля осуществляют контроль по соблюдению законодательства по вопросам пожарной безопасности руководителями органов исполнительной государственной власти, руководителями и другими должностными лицами предприятий, гражданами.

Государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право:

- в любое время проводить в присутствии хозяина или его представителя пожарно-технические осмотры и проверки предприятий, организаций, зданий, сооружений и т. д.;

- посылать руководителям центральных и местных органов исполнительной власти, руководителям предприятий, организаций, учреждений всех форм собственности и гражданам обязательные для исполнения распоряжения по устранению нарушений и недостатков в вопросах пожарной безопасности;

- осуществлять контроль за исполнением этих приказов;

- притягивать к административной ответственности всех лиц, виновных в нарушении правил пожарной безопасности;

- применять штрафные санкции к предприятиям, учреждениям, организациям за нарушение правил пожарной безопасности, установленных законом.

Министерство здравоохранения Украины является уполномоченным центральным органом исполнительной государственной власти, осуществляющим надзор и контроль по соблюдению санитарного законодательства. Основные задачи министерства:

- надзор за организацией и проведением предприятиями, учреждениями, организациями санитарных и противоэпидемических мероприятий;

- надзор за и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.