На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 96461


Наименование:


Курсовик «Понятие и содержание малого предпринимательства и его государственное регулирование в Республике Беларусь»

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 25.4.2016. Сдан: 2015. Страниц: 43. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА4
1.1 Понятие и особенности малого предпринимательства4
1.2 Методология оценки роли малого предпринимательства в национальной экономике….6
1.3 Малое предпринимательство в экономике развитых стран8
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В БЕЛАРУСИ 19
2.1 Анализ функционирования малого предпринимательства в Беларуси 19
2.2 Направления поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь 21
2.3 Оценка вклада малого предпринимательства в макроэкономические показатели национальной экономики 27
ГЛАВА 3НАПРАВЛЕНИЯ СОВРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ29
3.1 Перспективы развития малого предпринимательства в Республике
Беларусь29
3.2 Предложения по совершенствованию системы государственного регулирования в Республике Беларусь34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ38
ПРИЛОЖЕНИЕ А41


ВВЕДЕНИЕ

Малый бизнес - неотъемлемый сектор экономики, который может в значительной степени влиять на основные экономические показатели страны: темпы экономического роста, занятость населения, структура и качество валового национального продукта и др. Поэтому развитие малого бизнеса является важной составляющей как для всей страны в целом, так и для отдельно взятого региона. Актуальность исследования заключается в том, что развитие малого предпринимательства способствует успешному росту новых предприятий и наращиванию ими объёмов производства, что положительно сказывается в целом на социально-экономической ситуации страны. Развитие малого бизнеса способствует искоренению бедности и безработицы, способствует снижению социальной напряжённости в обществе и подъёму экономики государства.
Деятельность малых фирм является важным фактором повышения гибкости экономики в целом. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для Беларуси именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой сoциальной рeструктуризации общества, обeспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на различные сложности и неудачи, с которыми сталкивается малое предпринимательство на этапах его становления и в последующем функционировании, оно развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы.
Цель курсовой работы - раскрыть сущность и роль малого бизнеса в современных рыночных отношениях, определить направления государственного регулирования и выработать основные рекомендации по улучшению состояния малого предпринимательства в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
1) Рассмотрение сущности, понятия, функций малого бизнеса в экономике государства;
2) Раскрытие роли малого бизнеса в национальной экономике и анализ основных тенденций развития и поддержки малого бизнеса за рубежом;
3) Раскрытие направлений развития и основных показателей деятельности малого бизнеса в Республике Беларусь.
Информационную базу исследования составили нормативно-правовые акты Республики Беларусь, статистические данные, учебники, учебные пособия, данные сети интернет, научные работы, периодические издания.
ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1.1 Понятие и особенности малого предпринимательства

Малый бизнес - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, являются:
- численность персонала;
- размер уставного капитала;
- величина активов;
- объем оборота (прибыли, дохода) [1, с. 6-7].
В частности к Республике Беларусь: субъекты малого и среднего предпринимательства определенны по критериям, установленным Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 148-3 «О поддержке малого и среднего предпринимательства».
К субъектам малого предпринимательства относятся:
- индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;
- микроорганизации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;
- малые организации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно [2].
При этом количество рабочих: в промышленности и на транспорте - до 100 человек; сельском хозяйстве и научно-производственной сфере - до 60 человек; строительстве и оптовой торговле - до 50 человек; других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговли - до 30 человек; других отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек [3, с. 304].
Говоря о функциях предпринимательства можно указать его помощь в решении существующих проблем:
- формирование конкурентных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);
- расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг;
- приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
- малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;
- привлечение личных средств населения для развития производства.
- партнеры на малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем на крупных;
- сокращение уровня безработицы;
- вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
- активизация научно-технического прогресса;
Малые и средние предприятия (МСП) как экономическая система имеют следующие отличительные черты:
- большая гибкость и возможность адаптации к воздействиям внешней среды;
- уязвимость и низкая правовая защищенность;
- ограниченность финансовых ресурсов;
- небольшая продолжительность производственного цикла;
- упрощенная модель управления [4, с. 23].
Устойчивое функционирование МСП обеспечивается оптимальным сочетанием всех этих факторов, также определяется рядом их преимуществ: близость к местным рынкам и приспособление к конкретным запросам потребителя; исключение лишних звеньев управления и т.д. Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.
Обобщив данные, предпринимательство можно в общем виде представить как связанную с новаторством, экономически свободную деятельность, осуществляемую с риском, полной ответственностью предпринимателя, которое осуществляется посредством конкурентной борьбы с целью достижения новых высоких результатов, получение собственной выгоды (прибыли) и, конечно же, удовлетворение конкретных общественных потребностей.


1.2 Методология оценки роли малого предпринимательства в национальной экономике

Такой сектор экономики как малый бизнес создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ, и сравнительно быстро окупается. И, пожалуй, самое главное - он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна. Малые предприятия, как правило, они более восприимчивы к созданию возможностей работы для женщин и меньшинств и более активны в районах хронической безработицы; склонны нанимать на работу большее число людей старших возрастных категорий, а также тех, кто предпочитает работать неполный рабочий день. Особую силу малых предприятий составляет их способность быстро реагировать на меняющиеся экономические условия. Эти предприятия часто лично знают своих клиентов и лучше всего приспособлены для удовлетворения местных нужд. Малые предприятия, в частности, связанные с компьютерами предприятия в «Силиконовой долине» в штате Калифорния и другие анклавы высокой технологии, служат источниками технических новшеств. Многие новаторские фирмы в области компьютерной индустрии начинали как «мастера на все руки», вручную собирая машины у себя в гаражах, и быстро переросли в крупные, мощные корпорации. В число небольших компаний, в короткие сроки ставших основными «действующими лицами», в частности в экономике США и международной экономике, входят компания по выпуску программного обеспечения для компьютеров «Майкрософт»; крупнейшая частная почтовая служба срочной доставки небольших пакетов и бандеролей «Феде-рал экспресс»; компания по производству спортивной одежды «Найк»; сетевая компьютерная фирма «Эмерика онлайн» и производитель мороженного «Бен энд Джерриз». Важность малых предприятий еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать, надо получать средства к существованию, а значит, быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им. Для сохранения своего бизнеса малому предпринимателю надо быть расторопным, просто чтобы не стать добычей больших корпораций, чьими преимуществами являются значительные финансовые средства, широкий охват и покупательная способность. Впрочем, малые предприятия часто опережают крупные, о чем нам напоминает 30-летие компании «Эппл компьютер», основанной в 1976 году тремя членами любительского компьютерного клуба.
Малое предприятие определяется не только доходом или числом работников, не говоря уже о том, как давно оно открылось, но и его функцией в экономике. Например, производственная компания считается «малой», если в ней меньше 500 сотрудников, а в сфере оптовой торговли в «малой» компании может быть занято не более 100 человек. Вследствие различных затрат владельца на свои материалы, предприятие по чистке ковров считается «малым», если его годовой доход меньше 4 млн долларов, а «малая» строительная компания может иметь столь ощутимый доход, как 30 млн долларов. Такая точность необходима статистикам, чтобы охватить эти предприятия правительственными программами, предназначенными для предоставления ссуд, обучение и налоговых льгот этим источникам роста. Малые предприятия приносят экономике выгоды и стимулируют ее развитие. Они вносят вклад в национальное производство и общество в целом, который невозможно измерить только затратами и приносимой ими прибылью. Рассмотрим следующие цифры и факты.
В части экономических инноваций:
- малые предприятия получают в 13-14 раз больше патентов в расчете на одного сотрудника, чем крупные фирмы;
- патенты, полученные малыми предприятиями, в два раза чаще, чем патенты крупных фирм, входят в 1% наиболее цитируемых (то есть наиболее значимых);
- на малых предприятиях занято 39% высокотехнологичных работников, таких как ученые, инженеры и специалисты по информационным технологиям, обеспечивающих большинство инноваций, исходящих от всех компаний;
- эти предприятия способны создавать новые альянсы и партнерства, в отличие от крупных предприятий с разграниченными конкурирующими интересами.
В части экономической гибкости:
- высокие расходы на информационные технологии позволяют быстро реагировать на меняющиеся потребности клиентов;
- фирмы с числом работников от 100 до 1000 расходуют средства на технологии в восемь раз быстрее, чем большие корпорации, далее обеспечивая тесный контакт владельцев предприятий с конечными потребителями их товаров или услуг;
- внедряя гибкие производственные методы, обеспечиваемые как технологиями, так и новыми эффективными процедурами, малые предприятия могут быстрее адаптироваться к меняющимся экономическим условиям;
- малые предприятия смягчают потрясения при колебаниях в занятости, вызываемых сокращениями штатов и глобализацией: 53% малых предприятий работают по месту жительства людей - от моделирования причесок для соседей до консультирования других предприятий, больших и малых.
В части социальной сплоченности:
? малые предприятия служат точкой вхождения в экономику для новых или прежде не пользовавшихся спросом работников;
? малые предприятия все чаще создают предпринимательские возможности для меньшинств;
? малые предприятия обеспечивают экономическую активность в районах хронической безработицы;
? малые предприятия дают удовлетворение от работы и независимость: исследования показывают, что большинство предприятий открывается с целью улучшения своего положения, а не из-за отсутствия альтернативы, причем каждый месяц создается примерно полмиллиона новых предприятий [1, с.8-12].
Таким образом, предпринимательство является неотъемлемой частью любой экономической системы. В большинстве развитых стран их доля в общем производстве составляет половину, даже иногда и больше, производимой продукции. Это связано со многими факторами, положительно влияющими на существование и развитие малых фирм. Как было названо, это и малый стартовый капитал, и конкретизация удовлетворения потребностей определенными товарами, большая рыночная гибкость, позволяющая быстро перестраивать свою хозяйственную деятельность. Это та среда, которая своей инициативностью, инновациями и предприимчивостью делает большой вклад эффективного развития национальной экономики, в развитие общества и государства в целом в плане социально-экономического направления.

1.3 Малое предпринимательство в экономике развитых стран

Традиционными функциями государства являются определение «правил игры» на рынке, обеспечение свободы предпринимательства, ограничение монополистических тенденций, защита прав собственности, стимулирование деловой активности. Кроме того, государство может поддерживать отдельные группы МСП в целях их лучшей адаптации к рыночным условиям. Как правило, это старт-апы, малые экспортеры и инновационные предприятия. Во многих странах разрабатывается долговременная политика достижения стратегических целей социально-экономического развития, принимаются соответствующие решения по привлечению к работе самой массовой и инициативной части населения, сформировавшейся в секторе МСП. Однако при этом используется вариативность мер, механизмов и инструментов поддержки МСП, разнообразие организационных форм инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства [5, с. 11].
Прежде всего, под поддержкой государство понимает материальную помощь: предоставление бизнесу финансовых средств на возвратной и безвозмездной основе, субсидий для возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами и др [ 6, с. 13-31].
Малые предприятия сегодня стали неотъемлемой частью экономик большинства промышленно-развитых государств. В странах Европейского союза (ЕС) на их долю приходится 63-67% ВВП и свыше 70% работающего населения, в США 50-52% и 54%, в 78% соответственно.
При этом государство выработало свои собственные подходы и критерии определения субъектов малого бизнеса. Главное, что лежало в их основе, - обеспечение со стороны государства выгодности функционирования малых хозяйственных структур в условиях динамично развивающейся среды. Как правило, в качестве критериев отнесения субъектов предпринимательской деятельности к числу малых и средних используются такие показатели, как численность наемных работников, размер уставного капитала, активов, объем оборота (прибыли, дохода). В разных странах применяются различные показатели (обычно не менее двух).
В Европейском союзе были приняты следующие стандартные критерии для малых и средних предприятий, пользующие стандартные критерии для малых и средних предприятий, пользующихся государственной поддержкой:
- Средние предприятия - до 250 человек работающих, годовой оборот - до 4 млн. евро, баланс - до 27 млн. евро;
- Малые предприятия - до 50 работников, годовой оборот - до 7 млн. евро, баланс - до 5 млн. евро;
- Микропредприятия - до 10 человек работающих.
В ЕС предприятия с численностью менее 10 служащих обеспечивают занятость работоспособного населения на уровне 37%. Значительное количество (до 50% общей численности) не имеет служащих вовсе, предоставляя работу только предпринимателям-владельцам и, возможно, некоторым членам их семей. После деятельности этих предприятий - строительство, торговля, гостиничные и другие бизнес-услуги. В торговле и услугах занято более 70% работающих на этих предприятиях. В целом они обеспечивают четверть совокупного оборота стран ЕС.
Около 1 млн. малых предприятий (10-49 человек работающих) предоставляют около 19 млн. рабочих мест (11% общего количества занятых). В среднем на одном предприятии этого класса работает 20 человек. Более половины всех работающих на малых предприятиях (55%) также заняты в торговле и услугах. Остальные 45% работают в строительстве и различных отраслях промышлености. Предприятия данной группы обеспечивают около 25% общего оборота сообщества.
Средние предприятия, на которых работает от 50 до 249 работников, составляют около 1% общего числа хозяйствующих субъектов Западной Европы (около 11% всех задействованных в экономике) и дают пятую часть общего оборота. Средний размер предприятия данного класса - 100 человек.
Крупные предприятия предоставляют до 55 млн.........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Мамедова, Н.А., Девяткин, Е.А. Малый бизнес в рыночной среде: учебно-методическое комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2009. - 144 с.
2. Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» № 255: принят 21 мая 2009 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: main.aspx?guid=3871&p0=p30900255&p2={NRPA}. - Дата доступа: 10.11.2015.
3. Ясинский, Ю.М., Буракова, Л.П. Национальная экономика Беларуси: потенциалы, хозяйственные комплексы, направления развития, механизмы управления/ под.ред. В.Н.Шимова. - Мн, 2005. - 430 с.
4. Митякова, О.И. Концепция устойчивого развития малых и средних предприятий // Менеджмент предприятия, организации // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского серия экономика и финансы.- 2005. - № 1. - С. 23-28.
5. Государственное стимулирование малого инновационного бизнеса в зарубежных странах: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: специальность 08.00.14 Мировая экономика / Городничая Елена Игоревна; [Московский госудпрственный университет им. М.В. Ломоносова]. - Москва, 2011. - 22 с.
6. Государственная стратегия поддержки малого бизнеса в США: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: специальность 08.00.14 Мировая экономика / Иваний Павел Владимирович; [Институт Соединенных Штатов Америки и Канады Российской академии наук]. - Москва, 2012. - 31, [5] с.: ил.
7. Антонова, Н.Б. Малый бизнес: теория и практика / Н.Б. Антонова, П. И. Иванцов. - Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2014. - 126 с.
8. Опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса во Франции: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: специальность 08.00.14 Мировая экономика / Малюгина Анастасия Александровна; [Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации]. - Москва, 2012. - 24 с.
9. Малый и средний бизнес в Беларуси / КВАРТАЛЬНОЕ ОБОЗРЕНИЕ №1(1), 4 КВ. 2005 / Тема номера: Бизнес климат в Беларуси: взгляд международных организаций и белорусских экспертов. Создание коалиции бизнес ассоциаций как способ улучшения бизнес климата в стране.
10. Кирсанова, И.А. Малый и крупный бизнес: подходы к государственно-частному партнерству. - Минск: БГУ, 2008. - 15 с.
11. Малый инновационный бизнес: Учебник/Под ред.проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Т.Г. Попадюк.-М.: Вузовский учебник: ИНФА-М, 2013. - 264 с.
12. Мальгина, И.В. Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства: учебн. пособие / И.В. Мальгина.- Мн: Акад.упр.при Президенте Респ. Беларусь, 2010.-174 с.
13. О деятельности инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства // Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ru/small_business/support-of-small-enterprise/activities-of-infrastructure-to-support-small-businesses. - Дата доступа: 12.11.2015.
14. Основные показатели деятельности микроорганизаций и малых организаций // Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: bgd/public_compilation/index_422/- Дата доступа: 12.11.2015.
15. Рейтинг Всемирного банка и Международной финансовой корпорацией (IFC) "Ведение бизнеса"(Doing Business) // Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: < ru/Doing-Business/> - Дата доступа: 13.11.2015.
16. Информация о реформах, проведенных в Республике Беларусь с целью совершенствования предпринимательского климата в рамках методологии исследования ”Ведение бизнеса“ // Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: dadvfiles/002176_339985_Inf_reform.pdf/ - Дата доступа: 13.11.2015.
17. План Действий по улучшению условий ведения бизнеса, реализация которых позволит обеспечить рейтинг Республики Беларусь в отчете Всемирного банка «Ведение бизнеса» не ниже 30-й позиции // Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.economy.gov.by/dadvfiles/002177_22630_Plan.pdf/ - Дата доступа: 13.11.2015.
18. Дорожкин, С.Ю. Пути повышения эффективности государственной поддержки предпринимательства // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. - 2012. - №6/ - C. 24-25)
19. Жуков, Д.О. Предложения по совершенствованию условий ведения бизнеса в Республике Беларусь // Совершенствование условий ведения бизнеса в Республике Беларусь в рамках гармонизации законодательства стран единого экономического пространства // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь.- 2013. - № 1.
20. Зарубежный опыт построения моделей взаимодействия государства и малого бизнеса / Хастиева Э. И.; [Институт социальных и гуманитарных знаний]. - Казань, 2012. - 129 с.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.