На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 96488


Наименование:


Курсовик Исследование конфликтов и способов их разрешения в малой группе

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 25.4.2016. Сдан: 2013. Страниц: 37. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………..3
1. Основы теории конфликтов……………………………………………...5
1.1. Понятие, виды и фазы конфликта………………………...……....5
1.2. Причины возникновения и способы выхода из конфликтов.......14
1.3. Функции конфликтов в малой группе и их последствия.….…...20
2. Малые группы……………………………………………………….…...25
2.1. Понятие малой группы и её черты……….…………….………..25
2.2. Классификация малых групп……………………………………..26
2.3. Качественные характеристики и феноменальные явления малых групп…………………………………………………………………...27
3. Исследование конфликтологии малой группы.…………………….….30
3.1. Композиционный и структурный анализы...…………….………30
3.2. Феноменальные явления группы...……………………………..…32
3.3. Конфликтология малой группы Х………………………………...33
Заключение………………………………………………………………..35
Список литературы……………………………………………………….36


ВВЕДЕНИЕ
Человек живет и трудится совместно с другими людьми, образуя с ними разнообразные общности. Основную часть жизни мы проводим в малых группах. В них объективно проявляется реальность жизни, деятельности и взаимоотношений большинства людей, и задача состоит в том, чтобы правильно понимать, что происходит с человеком в малых группах, а также четко представлять те социально-психологические явления и процессы, которые в них возникают и функционируют.
Конкретно данная работа посвящена конфликтам в малых группах. Конфликты существовали и, будут существовать, они неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны или патологичны. Они нормальное явление в нашей жизни. Возникают они из-за различий между людьми, из-за того, что поступки, представления, чувства у каждого из нас не одни и те же друг с другом. У каждого человека есть свои положительные и отрицательные черты, свои особые достоинства и недостатки. То какой стороной положительной или отрицательной, он выступает во взаимоотношениях с людьми, зависит от этих людей и социального окружения, от особенностей коллектива, в который он включен в данный момент времени. Иначе говоря, поведение человека в группе определено не только личностью, но и особенностью группы.
Конфликт по своей природе не является физическим предметом, сам по себе существовать не может, а является состоянием человеческих отношений. Конфликт - явление не субстанциональное, является следствием чего-то. При всей своей распространенности конфликт - явление временное, а постоянное состояние общества - согласие. Но, несмотря на свой переходящий характер, конфликты могут причинить огромные разрушения.
Между тем, конфликт, будучи обыденной частью жизни, нельзя отнести к тем явлениям, которыми можно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла. Глубокое понимание причин возникновения и механизмов протекания конфликта, закономерностей его развития и разрешения открывает возможность эффективно управлять конфликтом с целью редуцирования конфликтного ущерба и даже рационального использования потенциала конфликта в целях общественного развития.
Очевидно, что для глубоко понятия сущности конфликта и своевременного предупреждения его необходимо его социально-психологическое исследование, методы сбора, определения и анализа информации о конфликте, собранной непосредственно в сфере человеческих отношений, в данном случае в малой группе. В общем виде научный анализ конфликтов можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении для последующего их использования в практике урегулирования конфликтов.
Объект работы: конфликт в малой группе.
Предмет работы: причины, последствия, протекание конфликтов в малых группах и их профилактика.
Цель работы: изучение конфликтологии в малых группах.
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты конфликта.
2. Изучить понятие и сущность малой группы.
3. Проанализировать специфику конфликтов в малых группах.
4. Исследовать конфликт на конкретном примере.
5. Сделать выводы на основе проведенного анализа.


Глава 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОНФЛИКТОВ
1.1.Понятие, виды и фазы конфликтов
Хотя почти в каждой области человеческих отношений заложен конфликт и, хотя конфликтные эпизоды являются наиболее значительными в человеческой жизни и больше всего привлекают к себе внимание, было бы ошибкой считать, что любые взаимодействия людей непременно связаны с конфликтом. Людям удается отлично ладить с другими индивидами, с группами и организациями, причем они взаимодействуют, проявляя внимание, готовность прийти на помощь, без всяких признаков конфликта. А если конфликт все-таки возникает, чаще всего он благополучно улаживается, даже разрешается без особых обид к обоюдному удовлетворению вовлеченных в него сторон.
Человечество проявляло интерес к изучению конфликтов, по меньшей мере, с библейских времен. XIXв. совершил такой драматический энергичный бросок, в этом плане, что плоды его мы ощущаем по сей день. Ч. Дарвин изучал борьбу видов «за выживание наиболее приспособленных»[1]. Фрейд рассматривал внутреннюю борьбу разных психодинамических сил за контроль над Эго человека [2]. А К. Маркс на основе, существовавшей до него диалектической философии, разработал политическое и экономическое учение, основанное на убеждении, что конфликт - неизбежная часть жизни общества [3].
Если из идей, этих трех выдающихся мыслителей XIX века мы сделаем, вывод, от нас ускользнет смысл их работ. Для Дарвина ценнейшим показателем в борьбе за выживание было появление индивидуума, имеющего генетическую аномалию, которая как раз и способствовала этому выживанию: благодаря генетическому приспособлению, происходившему в ходе борьбы за выживание, возникали новый вид [1]. Точно так же, Фрейд предвидел развитие индивидуальности и ее интуиции, как следствие внутренней борьбы, в которой человек стремится постичь и преобразовать свои внутренние конфликты[2]. А Маркс, в своем диалектическом материализме пришел к выводу, что конфликт влечет за собой новый конфликт, что перемены неизбежны и что, во всяком случае, по его убеждению, они неизбежно ведут к улучшению условий жизни человека [3]. Все трое были свято убеждены в положительных свойствах и необходимости конфликта, все трое видели как благотворные, так и дорого обходящееся последствия явления. Прежде всего, конфликт является плодоносной почвой для возникновения социальных изменений. Если люди недовольны условиями жизни или политикой, которая кажется им глупой, они должны вступить в борьбу с существующим порядком, иначе им не добиться изменений к лучшему. Почти каждый новый закон в Конгрессе США принимается после продолжительных дебатов и перекрестного давления групп с оппозиционными интересами. Где бы мы сейчас были, если бы, избегая конфликта, привычно заглушали голоса реформаторов или они сами затыкали бы себе рты [4]?
Вторая положительная сторона социальных конфликтов состоит в том, что при их помощи удается примирить законные интересы людей. Большинство конфликтов не кончается тем, что одна сторона выигрывает, а другая проигрывает. Обычно при удовлетворении интересов обеих сторон удается достигнуть некоего синтеза - вырабатывается интегративное соглашение, соответствующее интересам первой и второй стороны и, следовательно, тех больших групп, представителями которых они являются. Если профсоюзу и администрации, сектору продаж и производственному сектору удается примирить свои интересы, это способствует их собственному благополучию, а также косвенно идет на благо организаций, или их ближайшего окружения. Если бы, желая избежать конфликта, они не выставляли своих требований, вряд ли можно было бы прийти к такому основательному решению вопроса. С этой точки зрения конфликт можно рассматривать как созидательную силу.
Третьей положительной стороной конфликта является то, что, благодаря уже описанным благотворным функциям, конфликт сплачивает группу. Без способности к социальным изменениям и без примирения и согласования индивидуальных интересов групповая солидарность будет слабеть, а вместе с этим уменьшается и эффективность действия группы. В результате возможен ее распад.
Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus - столкновение. Это слово в довольно близком, но не тождественном значении применяется в социальной психологии. Во многих случаях под конфликтом понимают одну из форм человеческого взаимодействия, в основе которого лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные или субъективные, в различной степени осознанные противоречия между людьми, с попытками их разрешения на фоне проявления эмоций [5].
Как известно, основными формами взаимодействия людей в совместной деятельности являются кооперация, соревнование (конкуренция), приспособление и конфликт. Кооперация - это сотрудничество в самом широком значении этого слова. Данная форма характеризуется общей целью и потребностями в принадлежности к группе. Общая цель порождает у людей теплые чувства друг к другу и взаимное тяготение, а потребности - взаимную симпатию. Соревнование вызывает повышенную активность людей, что при определенных условиях ведет к росту производительности труда. В своем особом проявлении, в конкуренции, эта форма толкает людей к единоличному обладанию общей целью. Приспособление как форма взаимодействия побуждает людей к терпению по отношению к другим людям и социальным группам, к примирению с иными взглядами и точками зрения. Конфликт - это противоборство, это борьба, но проявляемая в самых различных формах.[6]
Конфликт - это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которыми могут быть конкретные лица или группы. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны [7]. Вовлечение в конфликт большего количества людей позволяет резко увеличить и обнаружить множество выходов из него. У всех конфликтов есть несколько причин, основными из которых являются ограниченность ресурсов, которые надо делить, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, уровне образования и т.п.
Большинство социальных контактов обходятся без конфликтов. Более того, если конфликты и случаются, их удается разрешить без боли и вражды, и таким образом они играют положительную роль. И, однако же, нельзя уйти от признания того, что конфликт способен повергнуть общество в хаос. С тревожащей быстротой распадаются на почве конфликтов семьи. Наши газеты пестрят сообщениями о конфронтациях, которые своей интенсивностью и последствиями внушают тревогу. И хотя над нашими головами больше не занесен дамоклов меч ядерной войны, трудно отрицать, что главной проблемой нашего времени по-прежнему остаются конфликты. Может казаться парадоксальным, что конфликт способен иметь и отрицательные и положительные стороны, но парадокс этот скорее кажущийся, чем реальный. Дело в том, что негативные последствия конфликта часто подавляют его позитивные функции, а эти негативные последствия вызываются применением жестоких тактик соперничества. Трудно, конечно, радоваться положительным сторонам конфликта, если он выливается во взаимные оскорбления, угрозы и даже насилие. Когда люди пытаются разрешить конфликт с помощью соперничества, стремясь добиться выгоды за счет другого, они используют такие действия и контрдействия, которые усиливают конфликт. Такое усиление его интенсивности мы называем эскалацией. Эскалация конфликта сопровождается рядом трансформаций, каждую из которых трудно, но не невозможно, ликвидировать. Конфликт не обязательно должен иметь пагубные последствия, но если уж он носит тяжелый характер, то может превратиться в кошмар. Таким образом, разрушительные конфликты, хотя и происходят гораздо реже, чем их собраться - конструктивные конфликты, могут оказаться гибельными для вовлеченных в них людей.
Конфликт или столкновение интересов нередко отождествляют с причиной, вызывающей необходимость управления. Факты практически не отвергают этого вывода. Конфликт как организационный процесс представляет собой сложное динамичное явление, он может разворачиваться на различных уровнях: индивида, группы, организации. Для разрешения конфликтов разных уровней используются соответствующие им методы и стили [4].
Конфликт возникает часто в ситуациях, когда в процессе достижения цели сталкиваются интересы различных людей или социальных групп. Дело заключается в том, что в стремлении добиться поставленной цели каждый индивид осознанно или неосознанно формирует в глубинах своей психики положительный исход своей деятельности. И когда кто-то или что-то препятствует осуществлению данного намерения, порождается явление фрустрации, вызывающее какую-то форму конфликтного состояния.
Обычно под фрустрацией понимают один из видов психической дезорганизации личности, вызванной субъективным восприятием препятствия на пути к цели [8]. Такие препятствия различаются по силе, но они всегда социальны по своей природе. Есть препятствия преодолимые. Столкнувшись с ними, личность применяет тактику обхода и достигает цели своих устремлений. Фрустрации здесь не возникает. Если же личность встречается с непреодолимыми препятствиями, картина меняется. Бывает, что ситуация здесь позволяет найти новую цель деятельности, тогда также дело обходится без фрустрации. Явление фрустрации порождается в том случае, когда блокируются все возможные пути к достижению цели. Например, работник долго и упорно дожидался назначения на новую должность. Он был уверен, и окружающие укрепляли в нем эту уверенность, что других претендентов нет. Но вот когда появилась реальная вакансия, на должность вдруг назначили другого. Претендент реагирует на событие фрустрацией, которая может проявиться в реакциях агрессии, регрессии и ухода в себя.
Агрессия характеризуется вспышкой эмоций, которые могут обратиться завистью, злобой, враждой. Внешне эти эмоции нередко выступают в виде оскорбления или решительных, часто неконтролируемых действиях. На предприятиях и в учреждениях агрессия выливается в разнос существующих порядков, у........

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:
1. Анцупов А.Я. Конфликтология [Текст]: Учебник для вузов/ А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 551 с - ISBN 978-5-279-01907-6.
2. Анастази, А. Психологическое тестирование [Текст]. - СПб.: Питер, 2001. - 688 с - ISBN 978-5-238-01251-3.
3. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст]/ Л.Ф.Бурлачук - СПб.: Питер, 2002. - 528 с - ISBN 5-94735-058-0.
4. Вегнер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика [Текст]/ А.Л. Вегнер. - М.: Генезис, 2001. - 425 с - ISBN 5-238-00608-Х.
5. Выгодский Л.С. Лекции по психологии [Текст]/ Л.С.Выгодский. - СПб.: Союз, 2002. - 129 с - ISBN 978-5-94723-640-8.
6. Горянина В.А. Психология общения [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.А. Горянина. - М.: ИЦ «Академия», 2002. - 416 с. - ISBN 978-5-279-01907-6.
7. Дмитриев А.В. Конфликтология [Текст]: Учеб. пособие/ А.В. Дмитриев. - М.: Гардарики, 2001. - 320 с - ISBN 5-7646-0016-2.
8. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта [Текст]: Учеб. пособие для студентов вузов/ А.Г. Здравомыслов. - М.: Аспект-Пресс, 2003. - 317 с - ISBN 5-7866-0142-0.
9. Кабанченко Т.С. Психология управления [Текст]: учеб. пособие/ Т.С. Кабанченко. - М.: ИД «Форум», 2005. - 369 с - ISBN 978-5-9558-0052-3.
10. Карпов А.В. Психология менеджмента [Текст]: учеб. пособие/ А.В.Карпов. - М.: Гардарики, 2001. - 584 с - ISBN 5-238-00068-5.
11. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах [Текст]/ Я.Л. Коломинский. - Минск, 2000. - 364 с - ISBN 5-89123-901-9.
12. Красовский Ю.Д. Организационное поведение [Текст]: учеб. пособие для вузов/ Ю.Д.Красовский. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 511 с - ISBN 5-238-00057-Х.
13. Крыжко В.В. Психология в практике менеджера [Текст]/ В.В. Крыжко. - СПб.: КАРО, 2001. - 304 с - ISBN 978-5-265-01806-5.
14. Лукичева Л.И. Управление организацией [Текст]: Учебное пособие/ Л.И. Лукичева. - М.: Отела-Л, 2004 - 360 с. - ISBN 978-5-377-00461-5.
15. Леонов Н.И. Конфликтология [Текст]: Хрестоматия/ Н.И. Леонов - 2-е изд., стер. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство МПО «МОДЕК», 2003 - 304 с - ISBN 5-241-00240-5.
16. Маклаков А.Т. Общая психология [Текст]/ А.Т. Маклаков. - СПб.: Питер, 2002. - 528 с - ISBN 5-9512-0658-8.
17. Немов Р.С. Психология [Текст]: Учеб. для студ. высш.пед. учебн. заведений: в 3 кн./ Р.С. Немов. - М.: Изд - во ВЛАДОС, 2004. - Кн. 1. - 632 с - ISBN 978-5-8199-0120-5.
18. Ньюстром Дж. В. Организационное поведение [Текст]/пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб: Питер, 2005. - 448 с. - ISBN 978-5-16-001894-2.
19. Общая психодиагностика [Текст]/под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - СПб.: Речь, 2006. - 439 с - ISBN 6-7494-3331-0.
20. Основы психологии. Практикум [Текст]/ Ред. Сост. Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Изд - во «Феникс», 2003. - 364 с - ISBN 5-222-07727-6.
21. Райгородский Д.Я. Психология управления [Текст]: учеб. пособие/ Д.Я. Райгородский - Самара: ИД «Бахрах-М», 2006. - 768 с. - ISBN 5-9516-0016-2.
22. Рубин Дж. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение [Текст]/ Дж Рубин. - СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2002 - 352 с - ISBN 5-2719-0197-3.
23. Столяренко Л.Д. Психология управления [Текст]: учеб. пособие/ Л.Д. Столяренко - изд. 2-е. - Р нД.: Феникс, 2005. - 512 с - ISBN 5-222-07727-6.
24. Управление персоналом [Текст]: Учебник для вузов/ под ред. Т.Ю. Базарова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002. - 423 с - ISBN 5-16-002240-6.
25. Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала [Текст]/ С.А. Шапиро. - М.: ГроссМедиа, 2005. - 224 с - ISBN 5-476-00097-6.
26. Дарвин Ч.Р. Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь/ Перевод с шестого издания под ред. Академика А.П. Тахтаджян. - СПб.: Наука, 1991
27. Теория социального конфликта. Ключевые тезисы Маркса: интернет журнал. - < articles/soc/soc122.html>
28. Роберт Фрейджер, Джеймс Фэйдимен Личность: электронная книга/ Роберт Фрейджер, Джеймс Фэйдимен
29. М.-А. Робер, Ф. Тильман Психология индивида и группы/ М.-А. Робер, Ф. Тильман. - М.: Прогресс, 1988. - 256 с



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.