На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Понятие и элементы налогов в Российской Федерации, их классификация. Отграничение налога от сбора. Разграничение понятий система налогообложения, налоговая система, система налогов и сборов. Федеральные налоги и сборы. Региональные налоги и сборы.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 11.01.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


- 3 -
Введение.

Сбалансированность и обоснованность системы налогов и сборов имеет большое значение в любом государстве, поскольку ни одно государство не может существовать без экономической основы, регулируемой законодательством, значительную часть которой составляет налоговая система и, следовательно, система налогов и сборов. Особенность налоговой системы Российской Федерации состоит в том, что законодательство, регулирующее эту область жизни общества ещё не обрело необходимой стабильности, поскольку не достигло сбалансированности, чёткости и обоснованности, способной удовлетворить все нужды современного российского общества. Итак, актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях постоянного развития и совершенствования налогового законодательства Российской Федерации особое значение приобретают уяснение основных понятий, составляющих сущность налоговой системы и системы налогов и сборов, а так же их научная систематизация.
Целью исследования является изучение системы налогов и сборов Российской Федерации. К задачам исследования можно отнести изучение понятия налога, выявление его элементов, классификации налогов, разграничение понятий налога и сбора. Так же задачами исследования являются уяснение сути понятия системы налогов и сборов, разграничение понятий «налоговая система», «система налогообложения» и «система налогов и сборов», анализ основных черт федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а так же, специальных налоговых режимов.
Предметом исследования являются такие институты финансового права, как налог, а так же система налогов и сборов в Российской Федерации.
К объектам исследования относятся такие нормативно-правовые акты, как Конституция Российской Федерации, Налоговый Кодекс Российской Федерации, Бюджетный Кодекс Российской Федерации, Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и др.
Глава 1. Понятие налога в Российской Федерации.
Согласно действующему законодательству, доходы бюджетов формируются за счёт налоговых и неналоговых видов доходов, а так же за счёт безвозмездных и безвозвратных перечислений. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ(с изменениями от 12 октября 2005 г.)// СЗ РФ. - 1998 г. - N 31 ст. - 3823; СЗ РФ. - 2000 г. - N 1. - ст. 10 Однако в настоящее время многие исследователи отмечают, что налоговым поступлениям принадлежит важнейшая роль в формировании бюджетов всех уровней. Финансовое право Российской Федерации: учебник/ Отв. ред. Карасева М.В. - М.: Юристъ. - 2005 г. - С. 320; Финансовое право: учебник/ Отв. ред. Химичева Н.И. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Юристъ. - 2004 г. - С.321. и др. В связи с этим, уяснение понятия, признаков и классификации налогов приобретает всё большее не только теоретическое, но и практическое значение.
1.1. Понятие и элементы налогов в Российской Федерации.

Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова даёт следующее определение налога: «установленный обязательных платёж, взимаемый с граждан и юридических лиц». Толковый словарь русского языка/ Сост. Ожегов С.И., Шведов Н.Ю. - 2-е изд., испр. и доп. - 1994 г. - М.: АЗЪ. - С.377.
Подобное определение, безусловно, нельзя считать полным, поскольку оно не отражает ряд важнейших признаков рассматриваемого понятия, и, по сути, подходит как для определения налога, так и для определения сбора.
Статья 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» устанавливала, что под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (с изменениями от 28 июля 2004г.) (утратил силу)// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1992 г. - N 11. - ст. 527; СЗ РФ. - 2004 г. - N 31. - ст. 3219
Как можно заметить, данное определение так же упускает ряд существенных признаков налога, смешивая понятия сбора, налога и пошлины.
К.Р. Макконнелл, С. Л. Брю определяют налог как принудительную выплату правительству домохозяйством или фирмой денег (или передача това-ров и услуг), в обмен на которые домохозяйство или фирма непосредственно не получают товары или ус-луги. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-го англ. изд. - М.: ИНФРА-М. - 2002г. - С. 592.
Определение налогового платежа содержится в постановлении Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1997 г. №16-П: Налоговый платёж - это основанная на законе денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемого, в том числе, на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности». Постановление Конституционного Суда РФ от11 ноября 1997 г. №16-П// Собрание Законодательства РФ. - 1994. - №10. - Ст. 1108.
Ныне действующий Налоговый Кодекс РФ, учтя ранее разработанные законодательством определения налога, выработал новое определение исследуемой финансово-правовой категории. Это определение закреплено в ст. 8 НК РФ: «под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований». Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями от 6 декабря 2005 г.)// СЗ РФ. - 1998 г. - N 31. - ст. 3824; СЗ РФ. - 2000 г. - N 32. - ст. 3341; (не вступил в силу) «Российская газета». - 2005 г. - -N 278.
Наиболее удачным представляется определение налога, данное Химичёвой Н.И., которая, воспринимая законодательное определение налога, добавляет к нему признак определения размеров и сроков уплаты, который, несомненно, следует отнести к числу основных признаков налога.
Итак, налог, как финансово-правовую категорию, можно определить как обязательный и по юридической форме индивидуально безвозмездный платеж организаций и физических лиц, установленный в пределах своей компетенции представительными органами государственной власти или местного самоуправления для зачисления в бюджетную систему (или в указанных законодательством случаях -- внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды) с определением его размера и сроков уплаты. Финансовое право: учебник/ Отв. ред. Химичева Н.И. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Юристъ. - 2004 г. - С.322.
Для уяснения понятия налога больше значение имеет установление системы элементов налога.
Следует отметить, что в законодательстве и теории налогового права нет единого подхода к определению структуры модели налога. Согласно ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, а в необходимых случаях могут предусматриваться налоговые льготы. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями от 6 декабря 2005 г.)// СЗ РФ. - 1998 г. - N 31. - ст. 3824; СЗ РФ. - 2000 г. - N 32. - ст. 3341; (не вступил в силу) «Российская газета». - 2005 г. - -N 278. При этом элементы налога именуются элементами налогообложения. То есть Налоговый кодекс не разделяет понятия элементы налога и элементы налогообложения. Крохина Ю.А. говорит о правовом механизме налога и исходит из того, что правовой механизм налога регулируется путем закрепления императивного набора элементов, определяющих содержание и особенности реализации налоговой обязанности. Она выделяет основные, дополнительные и факультативные элементы правового механизма налога. Налоговое право: Учебник для вузов / Под ред. Ю.А. Крохиной. - М.: Норма, 2003. - С. 57. Пепеляев С.Г. вводит понятие юридического состава налога и указывает, что установить элемент юридического состава налога - значит принять (утвердить, узаконить) что-либо в качестве одного из оснований возникновения налогового обязательства или способа его исполнения. Все элементы юридического состава налога он объединяет в две группы: существенные (либо сущностные) и факультативные. Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. - М.: Юристъ, 2003. - С. 91.
Наукой не выработано единого критерия отнесения элементов налога к той или иной группе, и подчас элементами налога названы такие единицы, которые относятся к иным системам. Вместе с тем надо отметить, что перечисленные в ст. 17 НК РФ элементы налога (налогоплательщик, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок уплаты налога, сроки уплаты налога) признаются авторами как основные, хотя и с небольшими изменениями в этом перечне. Что касается дополнительных и факультативных элементов, то здесь так же отсутствует единое мнение. Так Крохина Ю.А. называет в числе факультативных ведение специальных кадастров по имущественным налогам и специфических реестров, бандерольный способ уплаты, а среди дополнительных: среди дополнительных элементов выделяет: налоговые льготы; предмет, база, единица налогообложения; источник уплаты налога; метод, сроки и способ уплаты налога; особенности налогового режима; бюджет или фонд поступления налога; особенности налоговой отчетности. Налоговое право: Учебник для вузов / Под ред. Ю.А. Крохиной. - М.: Норма, 2003. - С. 58.; Пепеляев С.Г. указывает на такие элементы, как ответственность за налоговые правонарушения и налоговые льготы. Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. - М.: Юристъ, 2003. - С. 92.
Иванова В.Н. предлагает выделить две группы элементов. В первую группу должны объединяются общие элементы, без которых юридическая конструкция налога не может быть полной, уплата налога возможной и соответственно закон о налоге не будет нести достаточной информации для налогоплательщика и налоговых органов. В составе общих элементов юридической конструкции налога она выделяет две подгруппы элементов: основные и вспомогательные. К основным относятся те элементы, каждый из которых прописывается четко в отдельной норме закона (налогоплательщик, объект налогообложения, предмет налогообложения, налоговая база, ставка налога, налоговый период, порядок исчисления налога, порядок уплаты налога, сроки уплаты налога, способы уплаты налога). Вспомогательные элементы (единица налогообложения, источник налога, носитель налогового бремени) могут определяться в тех же нормах, в которых прописаны основные элементы, т.е. без их отдельной регламентации в законе. Иванова В.Н.д О системном подходе к пониманию правовых категорий «юридическая конструкция налога», «система налогообложения» и «налоговая система»// «Законодательство и экономика» - № 6 - 2004 г. - С.24.
Во вторую группу элементов юридической конструкции налога входят дополнительные элементы, без которых налоговый платеж может состояться - они лишь обусловливают особенности внесения налогового платежа в бюджет налогоплательщиком. Это налоговые льготы, отчетный период, ответственность налогоплательщика. Там же.
Последняя точка зрения представляется наиболее полной и обоснованной, поскольку является наиболее систематизированной и логически выстроенной. Кроме того, законодательное закрепление понятия элементов налога и характеристики самих элементов способствовало бы более чёткому определению понятия налога в целом, а, следовательно и понятию системы налогов и сборов.
1.2. Классификация налогов.

Налоги можно классифицировать по различным основаниям. Если взять за основу субъект налогообложения (налогоплательщика), то можно подразделить налоги на налоги с организаций и налоги с физических лиц. Основные налоги с организаций: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций и другие. В числе налогов с физических лиц можно назвать налог на доходы физических лиц.
По способу взимания или изъятия налоги делятся на:
прямые - более активно воздействуют на процесс производства. К прямым налогам относятся те, которыми облагаются имущество, выручка, процесс извлечения прибыли или дохода. Прямые делятся па индивидуальные (налог на прибыль, подоходный налог) и целевые (земельный налог). Считается, что плательщиком прямых налогов является тот, кто получает прибыль;
косвенные - к ним относятся те, которые связаны с процессом ис-пользования прибыли. Делятся на налоги, вытекающие из имущест-венных и товарно-денежных отношений (НДС), акцизы.
Прямым налог считается в том случае, если его окончательным плательщиком является владелец собственности или обложенного объекта.
Косвенные налоги - это налоги, перекладываемые путем надбавки в цене на потребителя товара, который становится окончательным плательщиком. Закон возлагает юридическую обязанность внесения этого налога в казну на предприятие после реализа-ции продукции (услуг). К косвенным налогам относятся, например, налог на добавленную стоимость и налог с продаж, акцизы; таможенные пошли-ны и платежи и т. д. Ильчева М.Ю. Налоговое право в вопросах и ответах: учеб. Пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект. - 2003. - С.212
В зависимости от характера использования денежных средств различа-ют налоги общего назначения и целевые.
Налоги общего назначения - это денежные средства, поступающие в бюджет соответствующего уровня и расходуемые без их привязки к конкретным целям. Они записываются в федеральный бюджет или в бюджеты субъектов Федерации и местных органов власти общей массой.
Целевые налоги образуют внебюджетные специальные фонды, расходуемые на строго определенные цели.
В зависимости от того, закреплен ли налог на длительный период за каким-то конкретным бюджетом (бюджетами) или ежегодно перераспределяется между бюджетами с целью покрыть дефицит, налоги делятся на закрепленные и регулирующие соответственно. Ильчева М.Ю. Налоговое право в вопросах и ответах: учеб. Пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект. - 2003. - С.214.
Налоги можно так же классифицировать в зависимости от метода налогообложения. По этому признаку из можно классифицировать на равный, пропорциональный, прогрессивный, регрессивный.
Метод равного налогообложения заключается в том, что все налогопла-тельщики уплачивают одинаковую сумму налога независимо от имеющих-ся в их собственности дохода или имущества. В современных условиях равное налогообложение используется редко.
Пропорциональным называется такой налог; в котором уплачивается одинаковая сумма с каждой единицы обложения, например, по 1 руб. с каждых 100 руб. Суть метода заключается В том, что величина ставки одинакова для всех плательщиков. Однако уплачиваемый итоговый оклад будет различным. Его величина зависит от размера объекта обложения. Чем больше величина объекта (дохода или имущества), тем при равной ставке больше сумма налогового обязательства.
Прогрессивным называется налог, в котором с увеличением единицы обложения увеличивается и ставка налога. Например, со 100 руб. взимается 1 руб., а с 200 руб. - уже не 2, а 3 руб. и более. При прогрессивном налогообложе-нии плательщики могут платить налоги по разным ставкам. Величина ставки зависит от размера дохода или имущества. Чем больше доход (имущество), тем выше ставка налога и больше сумма налогового оклада.
Регрессивный способ налогообложения означает, что для более высо-ких доходов устанавливаются пониженные ставки налога. На практике встречаются последние три принципа взимания налогов, социальные последствия которых бывают совершенно противоположными.
Помимо указанной классификации Налоговый Кодекс РФ разделяет налоги на федеральные, региональные и местные.Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями от 6 декабря 2005 г.)// СЗ РФ. - 1998 г. - N 31. - ст. 3824; СЗ РФ. - 2000 г. - N 32. - ст. 3341; (не вступил в силу) «Российская газета». - 2005 г. - -N 278. При этом важно отметить, что подобная классификация была введена ещё Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», однако перечень налогов и сборов, принадлежащих к каждой из этих категорий, существенно изменён по сравнению с указанным законом.
1.3. Отграничение налога от сбора.

Налоговый кодекс Российской Федерации определяет два вида налоговых платежей: налог и сбор, которые являются основополагающими понятиями законодательства о налогах и сборах. Понятие «сбор» - не новое для налогового законодательства, но впервые в НК РФ дается не только его определение, но и отличительные от понятия «налог» черты. Как уже было отмечено выше, ст. 2 закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» не делает различий между понятиями налога и сбора, однако обозначает объединяющий эти понятия признак: и налог, и сбор являются обязательными платежами.
В соответствии со ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями от 6 декабря 2005 г.)// СЗ РФ. - 1998 г. - N 31. - ст. 3824; СЗ РФ. - 2000 г. - N 32. - ст. 3341; (не вступил в силу) «Российская газета». - 2005 г. - -N 278. Как следует из этого определения, для налога характерны: обязательность платежа как для юридических, так и для физических лиц; индивидуальная безвозмездность платежа (т.е. налогоплательщик при уплате налога не получает какой-либо выгоды); отчуждение принадлежащего налогоплательщику имущества и возможность принудительного его взимания, в том числе с применением в установленном порядке принудительных мер к недобросовестному налогоплательщику; взимание налогового платежа в целях финансирования деятельности государства и муниципальных образований, т.е. публичной власти. Статья 8 НК РФ содержит определение не только понятия «налог», но и понятия «сбор». Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами и органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями от 6 декабря 2005 г.)// СЗ РФ. - 1998 г. - N 31. - ст. 3824; СЗ РФ. - 2000 г. - N 32. - ст. 3341; (не вступил в силу) «Российская газета». - 2005 г. - -N 278. Таким образом, несмотря на то что и налог, и сбор представляют собой обязательные платежи, правовая природа этих платежей (взносов) различна, и это является основой их отличия. Уплата сбора - одно из условий совершения государственными органами, иными уполномоченными органами и должностными лицами определенных юридически значимых действий в интересах плательщиков сборов. Таким образом, главная особенность сбора заключается в его индивидуальной возмездности. Уплачивая сбор, плательщик всегда преследует определенные цели (предоставление ему каких-либо прав или получение лицензии) и, таким образом, всегда индивидуально возмезден (поскольку в качестве эквивалента получает юридически значимые для него действия определенных органов или должностных лиц). И, кроме того, (хотя и не в полном объеме) предполагается, что суммы сборов являются покрытием расходов соответствующих органов при выполнении ими необходимых действий в пользу плательщика сбора. Титова Г Сбор как налоговый платеж и отличительные черты сбора от налога//«Финансовая газета». - 1999г. - N 17. - С. 23.
Следует обратить внимание на то, что при установлении налогового платежа, в том числе и сбора, должны быть обозначены его элементы. Элементы обложения при установлении сборов определяются применительно к конкретным сборам, но при этом акт о сборе должен быть сформулирован таким образом, чтобы каждый плательщик сбора знал, какой сбор, в какой сумме и в каком порядке необходимо уплатить.
Глава 2. Система налогов и сборов Российской Федерации.

Учитывая, какое значение в настоящее время приобретает налоговая система в целом, система налогов и сборов, как её составная часть, безусловно, заслуживает внимательного изучения. Вместе с тем Налоговый кодекс Российской Федерации не даёт определения указанного понятия, а так же не отграничивает это понятие от понятия, например, налоговой системы, что порождает некоторую неясность и необходимость дополнительного анализа как действующего, так и ранее действовавшего законодательства.
2.1. Понятие системы налогов и сборов. Разграничение понятий система налогообложения, налоговая система, система налогов и сборов.

Для уяснения смысла понятия системы налогов и сборов большое значение имеет анализ её места в налоговой системе в целом, что невозможно без объяснения сущности понятия налоговой системы.
Прежде всего, важно установить различия между правовыми категориями: система налогообложения и налоговая система. Система налогообложения является более узким понятием. Выделение системы налогообложения из налоговой системы как более сложного образования позволяет изучить обе правовые категории, тесно между собой связанные, обусловливающие друг друга и развивающиеся, как правило, в одном направлении. Особенность системы налогообложения состоит в ее направленности на создание условий для успешной уплаты налога его плательщиком. Такой точки зрения придерживаются Парыгина В.А. и Тадеев А.А., понимая под налогообложением в совокупности весь процесс взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля, защиты прав и законных интересов участников этого процесса. Парыгина В.А., Тадеев А.А. Налоговое право Российской Федерации. - Ростов н/Д, 2002. - С. 55
К элементам системы налогообложения следует отнести:
все виды налогов (федеральные, региональные, местные), поименованные в Налоговом кодексе;
юридические конструкции налогов, установленные частью второй Налогового кодекса и законами о конкретных налогах;
бухгалтерский и налоговый учет для целей налогообложения;
учет налогоплательщиков. Иванова В.Н.О системном подходе к пониманию правовых категорий «юридическая конструкция налога», «система налогообложения» и «налоговая система»//«Законодательство и экономика». - 2004г. - N 6. - С. 29.
Перечень всех видов налогов определяет форму правовой категории «система налогообложения», законодательное оформление каждого налога через установление его юридической конструкции наполняет эту форму конкретным содержанием. Бухгалтерский и налоговый учет и учет налогоплательщиков составляют процессуальное оформление системы налогообложения, способствующее своевременному и полному расчету налога и внесению его в бюджет или внебюджетный фонд. Там же.
Таким образом, система налогообложения - это сочетание материально-правовых и процессуально-правовых предпосылок, создающих возможность для внесения налоговых платежей в государственные, региональные и местные бюджеты и бюджеты внебюджетных фондов.
Налоговая система представляет собой более сложное по структуре и формированию системных связей образование. Система налогообложения и налоговая система соотносятся как часть и целое. При анализе правовых категорий «система налогообложения» и «налоговая система» проявляется их зависимость друг от друга, а система связей, образующихся между ними, указывает, что они соотносятся как единичное, часть и целое.
Рассматривая налоговую систему как сложное правовое, социально-экономическое явление, можно выделить следующие образующие ее элементы:
- юридическая конструкция налога как первооснова формирования налоговой системы (выделена из системы налогообложения, с тем чтобы подчеркнуть особую роль правовой категории как системообразующего элемента);
- система налогообложения государства, формирующаяся на основе объединения юридических конструкций всех установленных и введенных налогов;
- нормотворческая деятельность представительных органов власти в сфере налогообложения;
- система налоговых органов;
- налоговый контроль;
- налоговая политика государства;
- налоговая культура населения государства. Иванова В.Н.О системном подходе к пониманию правовых категорий «юридическая конструкция налога», «система налогообложения» и «налоговая система»//«Законодательство и экономика». - 2004г. - N 6. - С. 30.
Таким образом, налоговую систему можно определить как совокупность всех существующих в государстве общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения и имеющих экономический, политический, организационный и правовой характер. Финансовой право Российской Федерации: учебник/ Отв. ред. М.В. Карасева. - М.: Юристъ. - 2005. - С. 324.
Налоговая система Российской Федерации имеет ряд особенностей. Прежде всего, они объясняются федеративным устройством государства. В главе 1 Конституции Российской Федерации содержатся принципы, определяющие федеративное устройство государства. Специфику российского федерализма определяет ст.5 Конституции Российской Федерации. В ее первой части указаны равноправные субъекты Российской Федерации - республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Конституционные принципы федерализма перечислены в третьей части этой статьи - государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. На этих конституционных принципах строится российская налоговая система.
Система разделения налогов по уровням власти обеспечивает осуществление государством регулирующей функции, позволяя ему воздействовать на социальные и экономические процессы на федеральном, региональном и местном уровнях.
Разделение налогов по уровням власти целесообразно проводить с учетом следующих принципов:
1. налоговые доходы каждого уровня власти должны быть достаточны для финансирования закрепленных сфер или предметов ведения;
2. чем менее мобильна налоговая база (стоимостная, физическая или иная характеристики объекта налогообложения), тем на более низком уровне государственной власти производится ее налогообложение. Например, высокой мобильностью обладают труд и капитал, а низкой - природные ресурсы и недвижимость. Поэтому целесообразно закрепить на федеральном уровне налогообложение доходов физических и юридических лиц, а на иных уровнях - налогообложение имущества;
3. большинство регулирующих налогов закрепляется на федеральном уровне;
4. косвенные налоги - акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины - взимаются на федеральном уровне;
5. число совместных сфер ведения по налоговым вопросам федерации и ее субъектов должно быть минимизировано. Бородай О.Е. Три уровня системы налогообложения в Российской Федерации// «Аудиторские ведомости». - N 7. - 2001 г. - С.19.
Важно отметить, что ранее действовавшее определение налоговой системы в Российской Федерации, по сути, было подменено понятием системы налогов и сборов. Закон определял понятие налоговой системы как «совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее - налоги), взимаемых в установленном порядке». Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (с изменениями от 28 июля 2004г.) (утратил силу)// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1992 г. - N 11. - ст. 527; СЗ РФ. - 2004 г. - N 31. - ст. 3219 Действующий Налоговый кодекс устранил эту ошибку, о чём можно сделать вывод исходя из названия главы 2 указанного нормативно-правового акта: Система налогов и сборов в Российской Федерации. Глава 2 Налогового Кодекса РФ определяет, три уровня системы налогов и сборов в Российской Федерации, даёт краткую характеристику каждому из них, определяет составляющие их налоги и сборы, а так же специальные налоговые режимы. Согласно ст.12 НК РФ в Российской Федерации установлены три вида налогов и сборов: федеральные налоги и сборы; налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы); местные налоги и сборы. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями от 6 декабря 2005 г.)// СЗ РФ. - 1998 г. - N 31. - ст. 3824; СЗ РФ. - 2000 г. - N 32. - ст. 3341; (не вступил в силу) «Российская газета». - 2005 г. - -N 278.
Из сказанного можно сделать вывод, что, уяснив ошибки предыдущего законодательства, Налоговый кодекс более полно, всесторонне и правильно регламентирует налоговые правоотношения, что, безусловно, способствует наиболее эффективному выполнению государством своих функций и, в конечном счёте, построению правового государства.
2.2. Федеральные налоги и сборы.

Согласно ст. 2 Налогового Кодекса РФ «Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые настоящим Кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации»Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями от 6 декабря 2005 г.)// СЗ РФ. - 1998 г. - N 31. - ст. 3824; СЗ РФ. - 2000 г. - N 32. - ст. 3341; (не вступил в силу) «Российская газета». - 2005 г. - -N 278.
Следовательно, можно выделить такие особенности федеральных налогов и сборов, как, во-первых, установление законодательными актами РФ; во-вторых, взимание на всей её территории, и, в третьих, круг плательщиков, объекты налогообложения, ставки налога, порядок их зачисления в бюджет или во внебюджетный фонд определяются законодательством РФ, что, тем не менее, не исключает зачисления их не только в федеральный бюджет, но и бюджеты другого уровня. Финансовое право: учебник/ Отв. ред. Химичева Н.И. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Юристъ. - 2004 г. - С.321- - 322.
К федеральным налогам и сборам действующее законодательство относит следующие налоги и сборы:
1. налог на добавленную стоимость;
2. акцизы;
3. налог на доходы физических лиц;
4. единый социальный налог;
5. налог на прибыль организаций;
6. налог на добычу полезных ископаемых;
7. водный налог;
8. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
9. государственная пошлина.
Большинство федеральных налогов являются регулирующими, и в отношении таких налогов субъекты Российской Федерации имеют определенные права. Тем не менее, компетенция субъекта Российской Федерации в отношении этих налогов ограничена рамками доли ставки (величины исчислений на единицу измерения налоговой базыНалоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями от 6 декабря 2005 г.)// СЗ РФ. - 1998 г. - N 31. - ст. 3824; СЗ РФ. - 2000 г. - N 32. - ст. 3341; (не вступил в силу) «Российская газета». - 2005 г. - -N 278.), которая полагается ему в соответствии с законодательством.
Важно так же отметить, что Налоговым Кодексом «устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 Кодекса, определяются и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.