На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 96650


Наименование:


Отчет по практике ОТЧЕТ ПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ В ОАО Белгазпромбанк

Информация:

Тип работы: Отчет по практике. Добавлен: 05.05.2016. Сдан: 2015. Страниц: 101. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ


Введение 3
1. Основы организации деятельности банка 4
2. Организация бухгалтерского учета и отчетности в банке 11
3. Безналичные расчеты 18
4. Организация кассовой работы 29
5. Пассивные операции банка 35
6. Операции банка с ценными бумагами 46
7. Кредитные операции 55
8. Факторинговые операции 68
9. Лизинговые операции 70
10. Операции по доверительному управлению имуществом 72
11. Валютные операции 75
12. Учет внутрибанковских операций 88
Заключение 98
Список литературы 100
Приложения 102


ВВЕДЕНИЕ



Технологическая практика проходит в период с 12 января 2015 года по 20 февраля 2015 года в ОАО ’’Белгазпромбанк’’. Банк располагается по адресу улица Притыцкого 58.
Цель практики:
Закрепить теоретические знания непосредственно на практике и как можно больше узнать о своей будущей профессии.
Задачи практики:
- ознакомиться с общими принципами организации и функционирования банка;
- изучить экономическую и нормативную документацию;
- изучить организационно-управленческую структуру;
- овладеть практическими навыками банковского дела.
Во время практики были изучены следующие операции:
- лизинговые операции
- факторинговые операции
- операции по доверительному управлению имуществом
- кредитные операции
- валютные операции
- пассивные операции банка
- операции с ценными бумагами
Также были изучены организация бухгалтерского учета и отчетности в банке, основы организации деятельности банка, безналичные расчеты, организация кассовой работы.


1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «БЕЛГАЗПРОМБАНК»


1.1. Организационная структура ОАО «Белгазпромбанк»


В соответствии с утвержденными Правлением банка Положениями по каждому самостоятельному структурному подразделению ОАО «Белгазпромбанк» предусмотрен перечень осуществляемых банковских операций.
Подразделения банка подразделяются на:
- Доходные;
- Неприносящие доход.
К первым относятся:
- Управление кредитования;
- Управление инвестиций;
- Управление ресурсов;
- Управление рынка капиталов;
- Управление банковских карт и работы с населением и другие.
Не приносящие доход подразделения:
- Юридическое управление;
- Управление бухгалтерского учета;
- Управление автоматизации и другие.
Филиальная сеть банка состоит из 8 действующих филиалов, из них 3 расположены в г. Минске, по одному в Гродно, Витебске, Бресте, Гомеле и Бобруйске. Полномочия директоров и иных должностных лиц филиалов определены положениями по филиалам, доверенностями и должностными инструкциями. Основным документом, определяющим полномочия по принятию решений на филиале является индивидуальная доверенность.
В банке осуществляют работу 4 комитета:
- кредитный комитет;
- финансовый комитет;
- комитет по ценным бумагам;
- технический комитет.
Целью кредитного комитета является принятие обоснованных решений о предоставлении кредитов, а также обсуждение и принятие решений по другим вопросам, связанным с рациональным и безопасным размещением кредитных ресурсов. Основными задачами кредитного комитета является разработка и реализация кредитной политики банка; определение конкретных условий выдачи кредита, гарантий и поручительств ссудозаемщикам; снижение кредитного и процентного риска при формировании активов банка.
Финансовый комитет ОАО «Белгазпромбанк» создан в целях определения политики банка в области привлечения и размещения ресурсов, оценки связанных с этим рисков, решения функциональных задач, направленных на повышение эффективности деятельности банка. Финансовый комитет рассматривает политику банка в области структуры кредитных ресурсов и процентных ставок по ним; принимает решение о выдаче платных гарантий и устанавливает размер вознаграждения за их выдачу; рассматривает предложения структурных подразделений по новым банковским услугам.
Комитет по ценным бумагам ОАО «Белгазпромбанк» оценивает состояние портфеля ценных бумаг на основании материалов, представленного работниками подразделения по работе с ценными бумагами, рассматривает и утверждает стратегию и тактику работы банка на рынке ценных бумаг.
Основными функциями финансового комитета являются:
- разработка инвестиционной политики банка в области ценных бумаг; тактики поведения банка в условиях конкретного рынка;
- устанавливает ограничения на объем инвестиций по используемым инструментам;
- производит оценку риска всего портфеля ценных бумаг и отдельно по каждому направлению инвестирования.
Целью технического комитета ОАО «Белгазпромбанк» является изучение проблем развития современной технологической базы банка и выработка рекомендаций по их решению, а также выработка стратегии и тактики развития технологической базы банка.
Схема организационной структуры ОАО «Белгазпромбанк» представлена в приложении 1.


1.2. Имущество Банка. Уставный и иные фонды ОАО «Белгазпромбанк»



«Белгазпромбанк» является собственником:
- имущества, переданного ему акционерами в его уставный фонд в виде вкладов;
- имущества, приобретенного Банком в процессе осуществления предпринимательской деятельности;
- поступлений, полученных в результате использования имущества (доходов), если иное не предусмотрено законодательством или договором об использовании этого имущества;
- имущества унитарных предприятий, учрежденных Банком;
- иного имущества, приобретенного Банком по другим основаниям, допускаемым законодательством Республики Беларусь.
Уставный фонд Банка объявлен в размере 426268844512 белорусских рублей, в том числе стоимость неденежной части уставного фонда - 1618130704 белорусских рубля, что составляет 0,38 % размера уставного фонда.
Уставный фонд разделен на 426268844512 акций, номинальной стоимостью 1 белорусский рубль каждая, в том числе:
- 426008799649 простых (обыкновенных) акций;
- 260044863 привилегированных акций.
В счет оплаты акций могут быть внесены денежные средства в белорусских рублях и иностранной валюте, а также имущество (вклад в неденежной форме), необходимое для осуществления банковской деятельности и относящееся к основным средствам, за исключением незавершенного строительства.
Вклад не может быть представлен в виде имущества, если право распоряжения им ограничено.
Уставный фонд Банка формируется только за счет собственных средств акционеров. Привлеченные средства и (или) доходы, полученные незаконным путем, не могут быть направлены на формирование и пополнение уставного фонда.
Банк вправе по решению общего собрания акционеров увеличить уставный фонд путем увеличения номинальной стоимости акций либо выпуска дополнительных акций. Увеличение уставного фонда для покрытия понесенных им убытков не допускается.
Акционеры Банка, владеющие простыми акциями, имеют преимущественное право на покупку дополнительно выпускаемых путем открытой подписки акций.
Акционеры вправе приобрести дополнительно выпускаемые акции в количестве, определяемом для каждого акционера как доля в общем количестве дополнительно выпускаемых акций, равная величине доли данного акционера в общем количестве ранее выпущенных простых акций.
Продолжительность срока действия преимущественного права приобретения акций определяется как срок проведения открытой подписки, уменьшенный на 30 дней.
Акционеры, желающие осуществить свое преимущественное право приобретения акций, должны в указанный срок направить Банку соответствующее уведомление и выполнить указанные в уведомлении действия, необходимые для осуществления преимущественного права.
Банк вправе по решению общего собрания акционеров уменьшить уставный фонд путем снижения номинальной стоимости акций либо приобретения Банком части акций в целях сокращения их общего количества. Банк согласовывает с Национальным банком Республики Беларусь сделки по выкупу собственных акций при объеме сделок, превышающем 5 % общего количества акций Банка. Уменьшение уставного фонда Банка допускается с предварительного письменного разрешения Национального банка Республики Беларусь и после уведомления всех кредиторов.
Банк не вправе принимать решение об уменьшении своего уставного фонда, если в результате такого уменьшения уставный фонд Банка станет меньше минимального размера уставного фонда, предусмотренного законодательством Республики Беларусь.
В Банке образуются:
- резервный фонд;
- фонд развития Банка;
- фонд дивидендов;
- фонд поощрения;
- фонд выдачи займов;
- резервный фонд заработной платы;
- иные фонды в соответствие с требованиями законодательства Республики Беларусь.
Создание и использование фондов осуществляются в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь и (или) локальными нормативными правовыми актами Банка.


1.3. Лицензии ОАО «Белгазпромбанк»


Белгазпромбанк в соответствии с законодательством Республики Беларусь осуществляет банковскую деятельность, включающую в себя следующие составляющие услуги (банковские операции):
- привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (депозиты);
- размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;
- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
- открытие и ведение счетов в драгоценных металлах;
- осуществление расчетного и (или) кассового обслуживания физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов;
- валютно-обменные операции;
- купля-продажа драгоценных металлов в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь;
- привлечение и размещение драгоценных металлов во вклады (депозиты);
- выдача банковских гарантий;
- доверительное управление денежными средствами по договору доверительного управления денежными средствами;
- выпуск в обращение банковских пластиковых карточек;
- выдача ценных бумаг, подтверждающих привлечение денежных средств во вклады (депозиты) и размещение их на счета;
- финансирование под уступку денежного требования (факторинг);
- предоставление физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для банковского хранения документов и ценностей (денежных средств, ценных бумаг, драгоценных металлов и драгоценных камней и др.);
- перевозка наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей между банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, их обособленными и структурными подразделениями, а также доставка таких ценностей клиентам банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.
Операции, для осуществления которых требуется получение специального разрешения (лицензии) или согласия Национального банка Республики Беларусь, осуществляются только после получения такого специального разрешения (лицензии) или согласия.
Банк помимо указанных в пункте 15 настоящей статьи банковских операций в соответствии с законодательством Республики Беларусь вправе осуществлять:
- поручительство за третьих лиц, предусматривающее исполнение обязательств в денежной форме;
- доверительное управление драгоценными металлами и (или) драгоценными камнями;
- операции (сделки) с драгоценными металлами и (или) драгоценными камнями;
- лизинговую деятельность;
- консультационные и информационные услуги, в том числе консультационную деятельность, связанную с осуществлением профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам, а также по иным операциям с ценными бумагами;
- выпуск (эмиссию), продажу, покупку ценных бумаг и иные операции с ценными бумагами;
- деятельность по обеспечению безопасности юридических и физических лиц;
- деятельность в области связи;
- деятельность по технической защите информации, в том числе криптографическими методами, включая применение электронной цифровой подписи;
- проектирование и строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности и проведение инженерных изысканий для этих целей.
Виды деятельности, для осуществления которых требуется получение специального разрешения (лицензии) государственного органа, осуществляются только после получения такого специального разрешения (лицензии).
Банк не вправе осуществлять производственную и (или) торговую деятельность за исключением случаев, когда такая деятельность осуществляется для его собственных нужд, а также не вправе осуществлять страховую деятельность в качестве страховщика.
В соответствии с законодательством Республики Беларусь о ценных бумагах, с согласия Национального банка Республики Беларусь и на основании специального разрешения (лицензии) республиканского органа государственного управления Республики Беларусь, наделенного полномочиями по регулированию рынка ценных бумаг, Банк осуществляет профессиональную и биржевую деятельность по ценным бумагам, включающую в себя следующие составляющие работы и услуги:
- брокерскую деятельность;
- дилерскую деятельность;
- депозитарную деятельность;
- деятельность по доверительному управлению ценными бумагами.
Также Банк осуществляет деятельность, связанную с драгоценными металлами и драгоценными камнями, включающую в себя следующие составляющие работы и услуги, не относимые к банковским операциям:
- хранение драгоценных металлов и драгоценных камней;
- прием в залог изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней.
Для осуществления своих операций и иных видов деятельности Банк открывает корреспондентские счета в других банках и счета других банков у себя.
Правовой основой отношений Банка с клиентами является договор, в котором определяются взаимные права, обязанности и ответственность сторон.
Лицензия на осуществление банковской деятельности, выданная ОАО «Белгазпромбанк» Национальным Банком РБ, представлена в приложении 2.


2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ В ОАО «БЕЛГАЗПРОМБАНК»


2.1. Учетная политика ОАО «Белгазпромбанк»



Ведение бухгалтерского учета и отчетности в банке осуществляется согласно учетной политике, сформированной и утвержденной в соответствии с требованиями законодательства.
Учётная политика ОАО «Белгазпромбанк» формируется в соответствии с актами законодательства РБ, локальными нормативными правовыми актами банка и определяет совокупность принятых банком способов ведения бухгалтерского учёта.
Учетная политика - это совокупность правил и способов ведения бухгалтерского учета, принятых в данной кредитной организации, ее справочные и структурные показатели, отвечающие современным требованиям и законодательным актам.
Вновь созданный банк формирует и утверждает учетную политику до первой публикации отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Принятая вновь созданным банком учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации.
Изменения в учетной политике признаются, оцениваются, отражаются в бухгалтерском учете и раскрываются в отчетности в соответствии с требованиями законодательства.


2.2. Организация бухгалтерского учета в ОАО «Белгазпромбанк»



«Белгазпромбанк» осуществляет бухгалтерский учет в соответствии с:
- Планы счетов бухгалтерского учета согласно приложению 1 к постановлению Совета директоров Национального Банка РБ от 19.09.05 №283 «О ведении бухгалтерского учета в банках, расположенных на территории РБ»;
- Указаниями по применению плана счетов бухгалтерского учета в банках РБ согласно приложению №2 того же постановления;
- Нормативно-правовыми актами Национального Банка.
Бухгалтерский учет операций, совершаемых Банком, ведется в белорусских рублях. При этом бухгалтерский учет операций в иностранной валюте ведется в двойной оценке - иностранной валюте и ее эквиваленте в белорусских рублях.
Организация бухгалтерского учета и отчетности в банке включает:
- организацию операционного дня;
- организацию внутреннего контроля;
- ведение регистров бухгалтерского учета;
- организацию работы по ведению лицевых счетов;
- формирование и хранение документов;
- составление отчетности;
- формирование учетной политики.
Основные термины, применяемые в бухгалтерском учете и отчетности банка:
Банковский день - часть операционного дня банка, в течение которого происходит обслуживание клиентов и структурных подразделений банка (прием (оформление), контроль первичных учетных документов клиентов и банка, отражение их в бухгалтерском учете). Время начала и окончания банковского дня устанавливается приказом (распоряжением) руководителя банка с учетом режима работы платежных систем и доводится до сведения клиентов;
Документооборот - движение первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, связанное с оформлением, регистрацией, проверкой, учетом, контролем операций, а также с их обработкой и хранением;
Операционный день - деятельность банка в течение рабочего дня, которая связана с приемом, оформлением, контролем первичных учетных документов клиентов и банка, отражением их в бухгалтерском учете, завершением обработки информации и формированием ежедневного баланса;
Ошибочные записи - записи в лицевых счетах, произведенные в результате ненадлежащего исполнения банком первичных учетных документов, используемых при оформлении и совершении операций банка;
Последующий контроль - внутренний контроль, осуществляемый после совершения операции банка и отражения ее в бухгалтерском учете;
Ведение бухгалтерского учета и отчетности в банке осуществляется с применением программно-технических средств, которые должны обеспечить хронологическое и полное отражение всех операций в регистрах аналитического и синтетического учета
При организации бухгалтерского учета и формировании отчетности банк использует первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, книги (книгу) регистрации открытых и закрытых лицевых счетов, формы отчетности, составленные на бумажном носителе информации или в электронном виде. При составлении их в электронном виде банку необходимо обеспечить:
- защиту информации;
- сохранение архива по данной информации в течение срока, установленного законодательством для ее хранения;
- возможность получения надлежащим образом заверенных копий;
- подтверждение их подлинности путем использования электронной цифровой подписи или других средств, подтверждающих достоверность и целостность содержащейся в них информации.
Ответственный исполнитель - работник банка, уполномоченный оформлять, подписывать (единоличная подпись) бухгалтерские документы по определенным операциям или осуществлять их текущий (дополнительный) контроль, отражать операции на счетах бухгалтерского учета.
Закрепление счетов за ответственным исполнителем и последующее их перераспределение осуществляет главный бухгалтер.
Закрепление и перераспределение счетов отражается в специальной книге учета.
Также главный бухгалтер разрабатывает и утверждает должностные инструкции, которые передаются работникам банка под подпись.
Ответственный исполнитель осуществляет следующие операции:
- обрабатывает поступившие от клиентов или сотрудников банка документы
- проверяет все поступающие документы с точки зрения законности операций
- проверяет правильность оформления чеков, платежных требований и платежных поручений
- ведет кассовые журналы и ежедневно сверяет данные журналов с кассой
- ведет картотеки документов
- оформляет приложения и выписки из лицевых счетов клиентов
- составляет отчетность по выполняемым операциям.


2.3. Регистры синтетического и аналитического учета ОАО «Белгазпромбанк»


Основной формой аналитического учета в банке является лицевые счета, которые открываются в разрезе балансовых и внебалансовых счетов.
Учет розничных операций в балансе осуществляется на сводных лицевых счетах. При этом аналитический учет операций осуществляется в локальных программах. Сверка данных аналитического и синтетического учета производится ежедневно.
Для ведения аналитического учета по хозяйственной деятельности банка применяются карточки, журналы, ведомости, которые можно вести в форме электронного документа в отдельных программных модулях учета.
Бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год с учетом всех филиалов. Отчетным годом является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно.
Годовой отчет ОАО «Белгазпромбанк» состоит из:
- бухгалтерского баланса (приложение 3)
- отчета о прибыли и убытках
- отчета об изменении капитала
- отчета о движении денежных средств
- примечания, включая краткое описание существенных элементов учетной политики и прочие пояснения .
Годовой отчет подписывается руководителем и главным бухгалтером банка.
На всех формах годового отчета проставляется дата их подписания.
Для достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности проводится инвентаризация активов и обязательств в ходе, которой проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка активов и обязательств.
Основными формами синтетического учета в банке являются:
- ежедневный баланс;
- кассовые журналы;
- оборотные ведомости;
- проверочные ведомости.
В синтетическом учете все операции отражаются только в денежной единице, эмитируемой Национальным банком Республики Беларусь.
В ежедневном балансе отражаются обороты по дебету и кредиту за день, исходящие остатки по активу и пассиву по каждому балансовому счету четвертого порядка с промежуточными итогами по балансовым счетам третьего и второго порядков. В балансе выводятся итоги по каждому классу баланса и в целом по учреждению банка. По внебалансовым счетам отражаются обороты по приходу и расходу и исходящие остатки. Ежедневный баланс проверяется и подписывается руководителем, главным бухгалтером или лицами, ими уполномоченными. Наличие ежедневного баланса оборотов и остатков является обязательным условием начала нового операционного дня. Правильность составления ежедневного баланса контролируется равенством дебетовых и кредитовых оборотов и итогов остатков по активу и пассиву, а правильность итога остатков по внебалансовым счетам -- соответствием его итогу по остатку за предыдущий день плюс сумма оборотов по приходу минус сумма оборотов по расходу за текущий день.
Кассовый журнал составляется на основании документов по приходу и расходу кассы и содержит записи операций, в которых указываются номера лицевых счетов клиентов, символы кассового плана, номер документа, частные суммы операций и итоги по журналу, которые затем сверяются с данными прихода и расхода кассы.
Оборотная ведомость (квартальная или годовая) по балансовым счетам включает в себя входящие остатки на начало периода, обороты, накопленные за соответствующий период, и исходящие остатки на конец периода. Оборотная ведомость по балансовым счетам составляется в разрезе счетов 4-го порядка с промежуточными итогами по счетам 3-го и 2-го порядка. Оборотная ведомость по внебалансовым счетам включает в себя информацию о входящих остатках на начало периода, накопленных оборотах по приходу и расходу за соответствующий период и исходящих остатках на конец периода. Оборотная ведомость предназначена для накопления дебетовых и кредитовых оборотов за определенный период. Ведомость проверяется и подписывается руководителем и главным бухгалтером или лицами, ими уполномоченными.
Проверочная ведомость может составляться ежедневно и содержит информацию об остатках всех лицевых счетов, открытых на балансе учреждения банка. В проверочной ведомости выводятся промежуточные итоги остатков по балансовым счетам четвертого, третьего и второго порядков, по каждому классу баланса и в целом по активу и пассиву. Ежемесячно по всем балансовым счетам составляется проверочная ведомость остатков на первое число месяца с указанием номеров лицевых счетов и подписывается ответственными исполнителями и главным бухгалтером или лицом, им уполномоченным.
Основной формой аналитического учета в банках РБ являются лицевые счета, которые открываются в разрезе балансовых и внебалансовых счетов на бумажных или машинных носителях информации. Записи в лицевых счетах делаются только на основании надлежаще оформленных расчетно-кассовых документов (бумажных или электронных).
Обязательными реквизитами лицевых счетов и выписок из них являются:
- номер лицевого счета;
- дата совершения последней операции;
- дата совершения текущей операции;
- номер документа;
- номер счета-корреспондента;
- номер банка-корреспондента;
- код вида операции;
- код валюты;
- сумма операции;
- итоги оборотов по дебету и кредиту;
- сумма входящего остатка;
- сумма исходящего остатка;
- реквизиты банка, ведущего счет.
Дополнительными реквизитами могут быть:
- наименование клиента;
- символы кассового плана;
- учетный номер налогоплательщика;
- код платежа согласно Классификатору доходов и расходов республиканского и местного бюджетов и другие.
Информация по операциям, проведенным за день, выдается на бумажных носителях информации в виде выписок и подлежит выдаче клиенту. Порядок и периодичность выдачи выписок и приложений к ним по счету клиента оговариваются в договоре между банком и клиентом на расчетно-кассовое обслуживание. Выписки из лицевых счетов, предназначенные для выдачи клиентам при ведении их на ЭВМ, оформляются штампами банка.
Приложениями к выпискам из лицевых счетов могут быть расчетные документы, мемориальные ордера, бумажные копии электронных мемориальных документов, на основании которых совершены записи по лицевым счетам, и другие документы. Бумажные копии электронных мемориальных документов удостоверяются подписью уполномоченного лица и штампом банка получателя.
В случае утери клиентом выписки из лицевого счета ее дубликат выдается клиенту с письменного разрешения руководителя учреждения банка или его заместителя по заявлению клиента, подписанному руководителем и главным бухгалтером предприятия, организации, учреждения. В заявлении клиент обязан указать причины утраты выписки. На дубликате выписки ставится дата выдачи, подпись ответственного исполнителя и главного бухгалтера или лица, им уполномоченного, оттиск печати банка. Выданные дубликаты регистрируются в книге дубликатов выписок. Книга должна содержать следующие реквизиты:
- номер лицевого счета, на который выдан дубликат выписки;
- дата, за которую выдается дубликат выписки;
- дата выдачи дубликата выписки;
- подпись ответственного исполнителя;
- подпись главного бухгалтера или лица, им уполномоченного;
- подпись получателя.
Банк выдает клиентам выписки по всем действующим лицевым счетам. По данным этих - выписок клиенты должны представить банку в письменной форме подтверждение остатков лицевых счетов на начало нового года.
Аналитический учет операций в иностранной валюте ведется в двойной оценке: в иностранной валюте по ее номиналу и в рублевом эквиваленте по курсу Национального банка Республики Беларусь.
Аналитический учет материальных ценностей ведется в количественно-суммовой оценке.
Проверка записей в лицевых счетах производится ответственными исполнителями, которым поручено ведение этих счетов. При этом проверяется, все ли записи в лицевых счетах соответствуют расчетно-кассовым документам, прошедшим контроль со стороны работников банка и подписанным ими. Все первичные документы за текущий день подлежат подсчету с получением итогов, которые сверяются с данными ежедневного баланса. При ведении аналитического учета в карточках, книгах, журналах проверка соответствия данных аналитического и синтетического учета производится на первое число каждого месяца. Для этого используются ведомости остатков, составленные счетным методом:
- по суммам документов, находящихся в картотеках;
- по открытым суммам книг и журналов (суммам, против которых нет отметки о списании).
Ведомость остатков должна содержать следующие реквизиты:
- дата записи частной суммы;
- частная сумма;
- итоговая сумма ведомости остатков.
Итог ведомости остатков сверяется с остатком по соответствующему лицевому счету в проверочной ведомости. Результаты проверки главный бухгалтер или лицо, им уполномоченное, удостоверяет подписью в проверочной ведомости и ведомости остатков. Данные проверочной ведомости сверяются с данными баланса.


3. ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В ОАО «БЕЛГАЗПРОМБАНК»


3.1. Виды безналичных расчетов. Порядок открытия текущих (расчетных) и других счетов клиентам


Одной из основных функций коммерческих банков является осуществление расчетов и организация платежного оборота в масштабах всего народного хозяйства.
Безналичный денежный оборот является основной частью денежного и платежного оборота, где движение денег происходит в виде перечислений по счетам в кредитных учреждениях или зачетов взаимных требований.
Безналичные расчеты - это денежные расчеты, совершаемые путем записей по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя средств.
Для хранения денежных средств и осуществления безналичных расчетов предприятия открывают в банке (по своему выбору) расчетный (текущий) счет.
Для открытия текущего счёта в банк необходимо предоставить следующие документы:
1) Заявление на открытие счёта. (приложение 4)
2)Копию документа о государственной регистрации- свидетельство о государственной регистрации для ИП.
3)Копию устава или учредительного договора для юридического лица.
4)Карточка с образцами подписей должностных лиц (руководителя и глав. бухгалтера) и оттиска печати предприятия. (приложение 5)
При открытии текущего счета банк и клиент - владелец счета заключают договор на расчетно-кассовое обслуживание. В договоре определяются права и обязанности сторон, финансовые взаимоотношения, ответственность сторон за невыполнение условий договора, а также прочие условия осуществления расчетно-кассового обслуживания. Согласно договору клиент вправе получить комплексное расчетно-кассовое обслуживание, самостоятельно распоряжаться денежными средствами на счете, перейти на обслуживание в другой банк при отсутствии задолженности по кредитам. Банк со своей стороны может при обнаружении ошибочно зачисленных сумм на счет клиента сторнировать указанные суммы без согласия клиента, отказать клиенту в совершении расчетных или кассовых операций, если сделка или банковская операция вызывают сомнение, выполнять функции контроля за совершением клиентом расчетных и кассовых операций и др.
Договор текущего (расчетного) банковского счета представлен в приложении 6.
Обязанностями клиента по договору может быть предоставление необходимых документов при переоформлении счета в связи с реорганизацией предприятия, хранить денежные средства на счетах в банке за исключением сумм в пределах установленного лимита остатка кассы, оформлять в соответствии с установленным порядком расчетные документы по распоряжению находящимися на счете средствами и т.д. Банк при этом обязуется осуществлять комплексное расчетно-кассовое обслуживание клиента, своевременно и правильно выполнять все денежно-расчетные операции по счету клиента, выдавать выписки из лицевых счетов клиентов и приложения к ним, консультировать клиента по вопросам, связанным с расчетами и применением банковского законодательства.
Клиенты могут самостоятельно выбирать банк, в котором будет открыт их текущий (расчетный) счет. Одним из критериев выбора банка служат размеры тарифов на расчетно-кассовое обслуживание того или иного банка.
С открытием расчетного (текущего) счета в учреждении банка субъект хозяйствования становится полноправным участником платежного оборота. По этому счету проходят безналичные расчеты, связанные с основной деятельностью, инвестициями, капитальным ремонтом, а также операции с наличными деньгами (при выплате заработной платы, зачислении выручки, поступившей наличными деньгами и т. п.). Помимо основного счета субъекты хозяйствования могут открыть другие счета (ссудный, валютный, вексельный, депозитный, трастовый и др.), имеющие целевое назначение. В отдельных случаях предприятиями, в состав которых входят нехозрасчетные подразделения вне места своего расположения, могут открываться субсчета к расчетному (ссудному) счету для аккумуляции выручки и ускорения платежей за товары и услуги.
Операции по текущим счетам клиентов учитываются в 3 классе на счетах группы 301Х «Текущие (расчетные) счета клиентов». Счета пассивные. По кредиту счетов отражаются денежные средства, зачисляемые на текущие счета клиентов. По дебету счетов отражаются денежные средства, перечисляемые (выплачиваемые) с текущих счетов клиентов.
В зависимости от вида клиента учет ведется на счетах:
• 3011 Текущие (расчетные) счета НКФО
• 3012 Текущие (расчетные) счета коммерческих организаций
• 3013 Текущие (расчетные) счета ИП
• 3014 Текущие (расчетные) счета физических лиц
• 3015 Текущие (расчетные) счета некоммерческих организаций
Бухгалтерские проводки:
• Дебет 3014 Кредит 1010 «Денежные средства в кассе» - выданы наличные денежные средства с тек счета физ. лица
• Дебет 1010 Кредит 3012 - внесены наличные денежные средства на тек. счет комм. организации
• Дебет 2320 «Краткосрочные кредиты индивидуальным предпринимателям» Кредит 3012 - предоставлен краткосрочный кредит ИП
• Дебет 3015 Кредит 3415 «Срочные вклады некоммерческих организаций» - открыт срочный вклад некоммерческой организации
Безналичные расчеты совершаются с использованием различных форм.
Форма безналичных расчетов представляет собой совокупность способов платежа, расчетных документов и определенного документооборота.
Можно выделить следующие элементы системы безналичных расчетов:
- платежное требование;
- платежное поручение;
- чеки;
- аккредитивы;
- банковские платежные карточки.
Классификацию безналичных расчетов можно представить по группам расчетов:
1. В зависимости от участников расчетов:
- Межхозяйственные или клиентские расчеты;
- Межбанковские расчеты;
- Безналичные расчеты населения.


3.2. Расчеты платежными требованиями


Платежное требование - это требование поставщика к покупателю об уплате ему определенной суммы денежных средств и зачислении ее на счет получателя средств. (приложение 7).
Платежные требования используются при расчетах посредством инкассо. Инкассо - банковская операция, при которой банк по поручению своего клиента и на основании составленного им (получателем) расчетного документа получает причитающуюся получателю сумму денежных средств от плательщика и зачисляет ее в установленном порядке на счет получателя.
Требования оплачиваются с предварительным акцептом. Срок предварительного акцепта составляет три рабочих дня, не считая дня поступления требования в банк (при поступлении требования вечерней почтой днем его поступления в банк считается день фактического поступления).
Сущность данной формы расчетов заключается в следующем. На основании отгрузочных документов поставщики оформляют платежные требования и сдают их в учреждения обслуживающего банка на инкассо.
Требование составляется на бланках установленной формы и представляется в обслуживающий банк в трех экземплярах. Требования представляются в банк вслед за отгрузкой продукции или в сроки, определенные в договоре.
Банк, обслуживающий поставщика, приняв платежные требования на инкассо, пересылает их в банк, в котором открыт расчетный счет покупателя для взыскания платежа. Требования представляются в банк на инкассо в течение 10 дней со дня их выписки при реестре установленной формы, составленном в двух экземплярах.
Требования, принятые банком на инкассо, направляются в банк плательщика и впоследствии используются следующим образом: первый экземпляр требования служит для списания средств со счета плательщика и после совершения операции помещается в документы дня банка плательщика, второй экземпляр требования предназначен для выдачи получателю средств при выписке из его счета после завершения операции по инкассо, третий экземпляр требования с приложенными к нему товарно-транспортными или заменяющими их документами и с указанием срока платежа выдается плательщику не позднее следующего рабочего дня после поступления требования в банк плательщика для извещения о предстоящем платеже и для акцепта.
Банк плательщика при поступлении требований для оплаты проверяет, относятся ли присланные требования к обслуживаемым им клиентам, возможность принятия их к оплате по заполненным реквизитам.
Для извещения о предстоящем платеже и для акцепта плательщику представляется третий экземпляр требования, в котором указывается срок платежа, с приложением в установленных случаях товарно-транспортных или заменяющих их документов.
Плательщик, получив копию платежного требования, дает согласие на его оплату или отказывается от оплаты. Отказ может быть полным или частичным с указанием соответствующих мотивов.
При наступлении срока платежа и отсутствии достаточных средств на счете плательщика требование оплачивается частично.
Таким образом, расчеты платежными требованиями являются одной из наиболее распространенной формой расчетов, рассмотренные выше достоинства которой определили ее важное место в системе безналичных расчетов.



3.3. Расчеты платежными поручениями


Расчеты платежными поручениями - самая распространенная форма безналичных расчетов.
Платежное поручение - это расчетный документ, содержащий поручение плательщика обслуживающему банку о перечислении определенной суммы с его счета на счет получателя средств. (приложение 8)
Платежные поручения действительны в течение десяти дней со дня их выписки, при этом день выписки в расчет не принимается. включаются перечисления на счета получателей, обслуживаемых одним банком.
Плательщик представляет в банк поручение на бланках установленной формы. При перечислении средств трем и более получателям плательщик может представить сводное платежное поручение на бланке установленной формы. В одно сводное поручение включаются перечисления на счета получателей, обслуживаемых одним банком.
Поручения представляются в банк в трех экземплярах. Первый экземпляр служит основанием для списания средств со счета плательщика и после совершения операции помещается в документы дня банка плательщика, второй - направляется получателю для приложения к выписке из его счета, третий - выдается плательщику. Разновидностью расчетов платежными поручениями являются платежные поручения, акцептованные банком.
При локальной обработке информации банк может принимать поручения для акцепта в трех экземплярах. Принятые от плательщиков экземпляры акцептованных поручений предприятия связи (транспорта) сдают в обслуживающие их банки при поручении-реестре на бланке установленной формы. Первый экземпляр поручения-реестра остается в документах дня банка; второй - выдается представителю предприятия, представившего поручение-реестр. Если счета плательщиков и получателя ведутся в разных банках, поручения-реестры составляются в четырех экземплярах отдельно на каждый банк. Первый и второй экземпляры поручения-реестра вместе с акцептованными поручениями направляются в банк плательщика, третий - остается в банке, принявшем поручение-реестр, четвертый - выдается представителю предприятия, представившего поручение-реестр.
В случае отсутствия ли недостаточности средств на счете, ПП приходуется в картотеку к счету 99814 «расчетные документы, не оплаченные в срок».
На всех экземплярах помещенных в картотеку ПП проставляется дата приема и штамп банка-отправителя.
При частичной оплате, сумма, которая приходуется в картотеку, указывается на обороте всех экземпляров ПП и заверяется подписью ответственного исполнителя.
Частичная оплата оформляется платежным ордером. При поступлении средств на счет плательщика ПП изымается из картотеки, первоначальная сумма зачеркивается и проставляется сумма, в которой ПП подлежит оплате.
В учете совершаются следующие проводки:
1) если средств недостаточно
а) оплата в части суммы, имеющейся на счете плательщика
Дебет 3012 (счет плательщика) Кредит 3012 (счет получателя)
Приход 99814 (на оставшуюся неоплаченной сумму)
б) оплата ПП при по........

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Банковский кодекс РБ
2. Устав ОАО «Белгазпромбанк»
3. < >
4. < >
5. Закон Республики Беларусь от 12 марта 1992 г. № 1512-ХII, рег. номер в НРПА 2/326 от 15 марта 2001 г. (с учетом изменений от 16.07.2010 г.) «О ценных бумагах и фондовых биржах < Legislation/documents/L_1512_XII.pdf>».
6. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 4 апреля 2014 г. № 214 «Инструкция по проведению Национальным банком Республики Беларусь операций с облигациями < Legislation/documents/I_214.pdf>».
7. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 14 июля 2009 г. № 105, рег. номер в НРПА 8/21236 от 22 июля 2009 г. (с учетом изменений от 17.12.2010 г.) «О внесении дополнений и изменений в Инструкцию о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата < Legislation/documents/P_105.pdf>».
8. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 18 апреля 2014 г. № 253 «О некоторых вопросах предоставления кредитов физическим лицам и финансирования под уступку денежного требования (факторинга) < Legislation/documents/P_253.pdf>».
9. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 марта 2005 г. № 43, рег. номер в НРПА 8/12449 от 18 апреля 2005 г. (с учетом изменений от 29.10.2008 г.) «Об утверждении Инструкции о порядке проведения операций с использованием чеков из чековых книжек и расчетных чеков < Legislation/documents/I_43.pdf>».
10. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 18 января 2013 г. № 34, рег. номер в НРПА 8/26811 от 21 января 2013 г. (с учетом изменений от 26.12.2013 г.) «Об утверждении Инструкции о порядке совершения операций с банковскими платежными карточками < Legislation/documents/I_34.pdf>».
11. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г. № 728, рег. номер в НРПА 8/28262 от 20 января 2014 г. «Об утверждении Инструкции об организации ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в Национальном банке Республики Беларусь, банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь < Legislation/documents/I_728.pdf>».
12. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 219, рег. номер в НРПА 8/15740 от 22 января 2007 г. (с учетом изменений от 03.01.2013 г.) «Об утверждении Инструкции по выпуску, обращению и погашению депозитных и сберегательных сертификатов < Legislation/documents/I_219.pdf>».
13. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 21 декабря 2006 г. № 211, рег. номер в НРПА 8/15627 от 4 января 2007 г. «-Об утверждении Инструкции по организации кассовой работы в банках и небанковских кредитнофинансовых организациях Республики Беларусь < Legislation/documents/I_211_760.pdf>».
14. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 3 февраля 2015 г. № 47, рег. номер в НРПА 8/29614 от 11 февраля 2015 г. «О некоторых вопросах использования иностранной валюты, ценных бумаг и (или) платежных документов в иностранной валюте при проведении валютных операций < Legislation/documents/P_47.pdf>».
15. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 11 августа 2014 г. № 508, рег. номер в НРПА 8/29037 от 25 августа 2014 г. (с учетом изменений от 19.12.2014 г.) «О сделках купли-продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке < Legislation/documents/P_508.pdf>».
16. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 17 января 2007 г. № 1, рег. номер в НРПА 8/16007 от 2 марта 2007 г. (с учетом изменений от 08.11.2011 г.) «Об утверждении Инструкции о порядке проведения валютных операций с использованием наличной иностранной валюты и наличных белорусских рублей < Legislation/documents/I_1.pdf>».



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.