На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 96687


Наименование:


Диплом ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ НА ПРИМЕРЕ ЮГА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ И СЕВЕРО-ВОСТОКА КИТАЯ

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 4.5.2016. Сдан: 2008. Страниц: 55. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..…….3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТРАНСГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА .….…..............6

1.1. Понятие трансграничного сотрудничества ……………………….......6
1.2. История развития экономических отношений России и КНР ……….9
1.3. Особенности современного этапа экономического взаимодействия России и Китайской Народной Республики ……………………………...18

Глава 2. Особенности трансграничного сотрудничества на примере пункта пропуска «Пашково» Еврейской Автономной области …..…..…34

2.1. Экономические перспективы создания «транспортных коридоров» Северо-Восточного Китая и Российского Дальнего Востока на примере деятельности пункта пропуска «Пашково» ЕАО ……………...……….34
2.2. Методика преподавания данной темы в школьном курсе географии ЕАО………………………………………………………………..………..43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......…………………………………………………………………………50

СПИСОК ИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………….53

ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………………………55


ВВЕДЕНИЕ
В наши дни слово «трансграничное сотрудничество» перестало вызывать недоумение. Об экономических проблемах пограничных территорий говорят и пишут ученые и журналисты, выходят серии популярных работ, курс социальной, экономической и политической географии в обязательном порядке преподается в большинстве гуманитарных, экономических и юридических вузов нашей страны.
Стратегическое значение Дальнего Востока (ДВ) для России многократно возрастает на рубеже XX - XXI вв. в связи с активно происходящими в мире, и особенно на сопредельных территориях, экономическими, демографическими, военно-политическими процессами.
Соотношение экономической мощи трех основных центров мирового хозяйства - Северной Америки, Западной Европы и АТР (Азиатско-Тихоокеанский регион), на которые, как отмечает Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, приходится ? мирового валового продукта, довольно быстро меняется в пользу АТР. Удельный вес последнего возрастает не только в производстве ВВП, но и в международной торговле, в мировой финансовой системе [14].
В свою очередь в АТР вырисовывается перспектива превращения Китайской Народной Республики за исторически короткий срок в одну из наиболее мощных в экономическом отношении стран мира.
В этих условиях для Востока России, являющегося форпостом нашей страны в АТР, необходим перелом негативных тенденций и резкое усиление внимания государственных и региональных органов власти к геополитическим, стратегическим, экономическим и демографическим проблемам нашего региона. В связи со всем выше сказанным нам нужен новый качественный и количественный скачек в развитии этих отношений и в частности с КНР в приграничных районах, к которым относится и территория Еврейской автономной области [14].
Таким образом, актуальность данной тематики заключается, по нашему мнению, прежде всего в том, что при общей незначительной площади и численности населения Еврейской автономной области ее общий вклад в решение проблемы экономического взаимодействия Дальневосточного региона России и Северо-Восточного района Китайской Народной Республики может быть достаточно велика. Следовательно вопросам изучения, системного анализа и профилактической работе по данному вопросу нам следует уделять самое пристальное внимание.
Вот почему объектом настоящего исследования является изучение Пункта пропуска «Пашково» как наглядно примера реализации идеи транспортных коридоров зоне трансграничного сотрудничества.
А предметом данной работы мы считаем изучение вопроса о функционировании и развитии районов трансграничного сотрудничества, одним из которых и является непосредственно территория нашей области.
Основной целью данной работы следует считать изучение вопроса о эволюции развития экономических отношений между такими странами как Россия и Китайская Народная Республика. Показ состояния современного развития этих отношений через деятельность реальных транспортных коридоров, одним из которых и является Пункт пропуска «Пашково» Еврейской автономной области.
В процессе достижения данной цели мы руководствовались решением следующих практических задач:
1. Изучить научную литературу по данному вопросу;
2. Дать комплексную оценку складывающейся экономическим отношениям между Россией и КНР в приграничных территориях и непосредственно на территории Еврейской автономной области;
3. Определить место и участие Пункта пропуска «Пашково» в этой работе;
4. Разработать практические рекомендации по проведению экскурсии в 9 классе по данной теме в ходе изучения учащимися курса «Географии ЕАО»
В процессе работы над дипломом нами активно использовались следующие научные методы:
сравнительно - аналитический;
поисковый;
картографический;
статистический.
Настоящая дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В работе содержится - 5 рисунков, 12 таблиц и 1 картосхема.
Общий объем работы составляет 55 печатных листа.


Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТРАНСГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

1.1. Понятие трансграничного сотрудничества

Под трансграничным (приграничном) сотрудничестве в современной социально-экономической и политической географии принято понимать качественно новые международные контакты происходящие ныне в нашей стране (и отдельных ее регионов) с соседними странами, расположенными вдоль западных, восточных, и южных границ России. Целью этой, относительно новой формы сотрудничества является прежде всего преодоление прежних стереотипов во внешней социально-экономической политике нашего государства, в преодолении существующих по обе стороны границ проблем, а также ликвидация государственных барьеров как политических, так и экономических и культурных преград [22].
Трансграничное (или приграничное) сотрудничество между отдельными странами и пограничными регионами сегодня можно и нужно рассматривать и как эффективное средство, посредством которого, власти регионов либо территориальные органы самоуправления, действуя согласно действующим компетенциям и не нарушая законодательства сотрудничающих стран, объединяют свои силы с целью решения существующих для себя проблем, несмотря на разделяющие их государственные границы [6].
Главной стратегической целью трансграничного сотрудничества стала ликвидация пограничных преград, ограничений и других составляющих, влияющих на разделение общественности в приграничных регионах. Это на прямую относится не только к природным границам, которые в настоящее время преодолеваются путем строительства мостов и туннелей. Негативные результаты существования государственных границ были и будут ликвидироваться благодаря ограничению их значения и минимизации роли административных границ [12].
Эффективность трансграничного содружества на современном этапе необходимо понимать более широко. Во-первых, оно должно охватывать все аспекты ежедневной жизни человека в приграничных регионах, т. е. бизнес, труд, отдых, культуру, условия жизни, планирование своей жизнедеятельности на известную перспективу и т. д.
Во-вторых, такое сотрудничество должно реализовываться каждый день лицами обоих зон и групп общественности по обе стороны единой границы.
В третьих, оно (трансграничное содружество) должно проходить по всем уровням управления, т. е. на государственном, региональном и на местном (локальном) уровнях.
Такое, комплексное, понимание трансграничного содружества означает для нас не только необходимость рассмотрения данного вопроса на уровнях управления (вертикальных связей), но и установления между сторонами так называемых горизонтальных координационных связей. В противном случае между сторонами неизбежно будут возникать споры о компетенции, главным образом в связи с различными, временами совершенно несовместимых структур управления, выступающих с обеих сторон границ [6].
Формы приграничного сотрудничества постоянно распространяются и расширяются. Результатом этого явления становится возникновение полноценных, многомерных, приграничных регионов и практическое исчезновение в старом понимании функций межгосударственных границ, которые в ближайшем будущем будут уже соединять, а не разделять пограничные территории. Наглядные доказательства этого хорошо видны в Западной Европе на примере стран Евросоюза, где приграничные территории если и существуют то на территориальной, а не на экономической основе [22].
Вот почему в современных исследованиях именно дальневосточных ученых ныне активно разрабатывается вопрос о необходимости создания на дальневосточном побережье России «большой контактной зоны» с экономиками СВА (Япония, Китай, Республика Корея). По мнению одного из авторов данной концепции, академика РАН П.А. Минакера такую контактную зону можно назвать - «Большая амурская дуга» [14]. Такая дуга географически должна опираться на мощные промышленно - логистические и сервисные узлы: Благовещенск, Биробиджан, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Уссурийск, Владивосток, Находка (рис 1.1.1).



Рис. 1.1.1 Схема транспортно-производственной дуги (Концепция «Амурская дуга»)(По: С.Н. Леонов, … 2007 г.)


В случае реализации на практике этого проекта (вложения в него огромных финансовых средств, создания и поддержания инфраструктуры) на востоке России может быть создана единая трансграничная экономическая зона в которой будут созданы привлекательные инвестиционные условия, гарантированные законом России зоны развития международной торговли, туризма и развлечений. При этом весьма важно иметь в виду конечную цель данного проекта - аккумулирование больших финансовых и экономических доходов на Российской дальневосточной земле.

1.2. История развития трансграничного (приграничного) сотрудничества между Россией и Китаем

Рассмотрение почти 400-летнего процесса экономического взаимодействия между Россией и Китаем показало, что кардинальных изменений пространства, в том числе связанных с изменением географических условий размежевания и изменениями экономического потенциала, было три. Они утверждены Нерчинским договором (1689 г.), оформлены Айгуньским, Тяньцзиньским и Пекинским договорами (1858-1860 гг.), а также Договором 2001 г., подготовка которого началась в 1986-1989 гг. [18].
Весь процесс взаимодействия между двумя государствами вполне возможно разделить на четыре исторических этапа:
- первый этап - 1618-1689 г.;
- второй этап - с 1689 по 1858-1860 гг.;
- третий этап - с 1858-1860 по 1986-1989 гг.;
- четвертый этап - с 1986-1989 гг. по настоящее время [17].
Первый этап начался с первого официального дипломатического контакта между Россией и Китаем, который произошел в 1618 г. во времена китайской династии Мин (1368-1644 г.). Контакт осуществлялся через территорию и при посредничестве Монгольского государства и связан с посылкой в Китай сибирского казака Ивана Петлина [17]. Привезенная им грамота китайского императора более 60 лет не была прочитана в России из-за отсутствия переводчиков, что впоследствии и породило известное крылатое выражение о «китайской грамоте». Этот первый официальный контакт продолжения не имел, но важно отметить, что изначальным толчком, послужившим основанием для организации миссии, стало нежелание пропустить через территорию России английскую экспедицию, целью которой были поиски пути в Китай и Восточную Индию.
По всей видимости «нежелание» пропустить английскую миссию можно считать первым проявлением проблемы, связанной с организацией так называемых «международных транспортных коридоров» на территории современной России.
В 1644 г. потомки древних чжурчжэней - маньчжуры восстанавливают суверенитет над собственной территорией, завоевывают Китай и устанавливают власть династии Цин (1644 - 1911 г.). Именно с представителями этой династии и произошли первые контакты русских первопроходцев [16].
Инициатива в развитии двусторонних отношений на первом этапе принадлежала российской стороне. Интерес русских казаков к территории в пойме реки Амур был связан с необходимостью производства зерна, доставка которого в Якутск обходилась очень дорого.
Первым опытом экономического освоения региона, следует признать походы на реку Амур Василия Пояркова в 1643-1646 гг. и Ерофея Хабарова в 1649-1651 гг. Именно в отчетах последнего содержится первая информация о местах выращивания хлеба в Северной Маньчжурии и о возможности меновой (бартерной) торговли с местным населением, иными словами, это первые сведения о грузовой базе исследуемого региона [17].
В 1672 г. воевода из Енисейска А. Яковлев писал в Сибирский приказ об изменении направления транспортировки наиболее ценных соболиных шкурок в Китай, их «вздорожании и падении объемов внутрисибирской пушной торговли», а также о том, что промышленные люди из Енисейского уезда и иных острогов ушли в Дауры для промысла соболей и их последующей продажи китайским и монгольским людям.
При возникновении торгово-экономических отношений с Китаем экономические связи Сибири с остальной территорией России ослабли. Произошло переключение этих связей на приграничное сотрудничество.
Таким образом, развитие внешних связей российского Забайкалья с Китаем во второй половине XVII века привело к сокращению внутренних экономических связей региона с остальной (в том числе центральной) территорией России [3].
Следует отметить, что успеху коммерческой стороны русских экспедиций и основанию на р. Амур первых острогов - Албазинского в 1651 г., Хабаровского в 1652 г., Тункинского в 1653 г., Нерчинского в 1658 г. способствовало (30-летнее) преимущество в вооружении. Это обстоятельство побудило знатного князя Гантимура, а за ним и других местных князей присягнуть Российской державе. Угроза же повторения подобных актов стала причиной насильственного отселения маньчжурами жителей из районов, доступных казакам (в том числе из поймы Амура, Сунгари и Уссури), - на юг [23].
Однако последующее усиление маньчжурской династии уже в рамках объединенного Китайского государства, участие европейских (голландских) артиллеристов в осаде Албазинского острога в 1686-1687 гг. - в совокупности с развитием событий в Европе - привели к заключению Нерчинского договора в 1689 г., и на некоторое время приостановили освоение русскими Приамурья, сдвинув вектор направленности российской колонизации Дальнего Востока на север, к Охотску.
Это был первый тревожный сигнал о том, что людских и материальных ресурсов России для освоения новых территорий явно не хватает [3].
Подводя итоги первого этапа колонизации региона, следует отметить, что к началу второй половины XVII в. левобережье Амура и отдельные территории на правом берегу на какое-то время стали частью Российского государства. Границей Цинской империи на севере до появления русских на Амуре была линия так называемого Ивового палисада. Она отстояла на 1000 км к югу от Амура. А район к северу от нее маньчжуры обезлюдили, отселив к югу местное население, создав, таким образом, защитную буферную зону. С 1668 г. доступ в маньчжурские земли китайцам был запрещен.
Второй этап экономического взаимодействия (с 1689 по 1858 - 1860 гг.) следует соот........


Список использованной литературы

1. Александров В.А. Россия на дальневосточных рубежах: (вторая половина XVII в.). - Хаба­ровск: Кн. изд-во, 1984. -110 стр.
2. Алисова Н.В., Валева Э.Б. Экономическая география зарубежных социалистических стран Азии. М.: Изд-во МГУ, 1988. - 200 стр.
3. Арсеньев В.К. Китайцы в Уссурийском крае. - Хабаровск: Типография Канцелярии Приамурского Генерала-губернатора, 1914. - 33 стр.
4. Булатова А.С. Мировая экономика. - М.:Экономист, 2004, 315 стр.
5. Галушко Е. Газопровод как тест на государственность // Дальневосточный капитал. 2003. №6 (34). 40 стр.
6. Ганзей С.С. Трансграничные геосистемы юга Дальнего Востока России и Северо-Востока КНР.-Владивосток: Дальнаука, 2004, 200 стр.
7. Географический атлас для учителей средней школы. - М.: ГУГК, 1981. 92 стр.
8. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. net/pravo/docs/rchstkont/dogowor dobros druzba sotrud;Материалы по истории российско-китайских отношений 1644-2002 гг. < hisr c/htm.9>
9. Доклад «Торгово-экономичческое сотрудничество России и Китая» заместителя председателя Комитета
10. Дробышева И. КНР - Дальний Восток: от торговли к прямым инвестициям // Дальневосточный капитал. 2004. №6 (46). 46 стр.
11 . Дробышева И. Дальше в лес - меньше дров // Дальневосточный капитал. 2003. №10 (38). 13 стр.
12. Зубков А. «Альянс» натянул поводья Хабаровского нефтеперерабатывающего завода // Дальневосточный капитал. 2001. №4 (8). 25 стр.
13. Ларин В.Л. Китай и Дальний Восток России в первой половине 90-х: проблемы региональ­ного взаимодействия. - Владивосток: Дальнаука, 1998. - 82 стр.
14. Леонов С.Н., Корсунский Б.Л., Барабаш Е.С. «Региональная экономика и управление. Экономика Дальнего Востока» Учебное пособие для вузов Владивосток. Дальнаука 2007 г. 145 стр.
15. Мензис Г. 1421 - год, когда Китай открыл мир. - М: Яуза: Эксмо, 2004. - 640 стр.
16. Миллер Г.Ф. Сочинения по истории России. Избранное. - М.: Наука, 1996. - 350 стр.
17. Мясников В.С. Империя Цин и Русское государство в XVII в. - Хабаровск: Кн. изд-во, 1987. 310 стр.
18. Поздняев Д. Три дня в Трехречье. Путевые заметки. 2000. russ in china.htm.
19. Приморский край: краткий энциклопедический справочник. Владивосток, 1997. 521 стр.
20. Россия. Энциклопедический словарь. Л.: Лениздат, 1991, 114 стр.
21. Соловьев И.А. У ворот Татарского пролива: амуро-лиманская воднотранспортная проблема, 1937 - 1943 гг. (Воспоминания). - Владивосток, 1996. - 237 стр.
22. Татценко К.В. Тенденции экономического взаимодействия Дальнего Востока России и Северо-Востока Китая, Владивосток, Дальнаука, 2006, 215 стр.
23. Усами Сэйдзиро. История войны на Тихом океане. В 5 т. / под ред.. - М.: Иностр. лит., 1957. - Т. 1: Агрессия в Маньчжурии. - С. 337-353.
24. Хетагурова В.С.// Советский энциклопедический словарь. - М.:1982. - 1461 стр.
25. Яшнов Е.Е. Китайская колонизация Северной Маньчжурии и ее перспективы. - Харбин: Типография КВЖД, 1928 - 49 стр.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.