На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Налоговые споры как разновидность экономических споров. Общие признаки процессуальных отношений, которые складываются при разрешении налогового спора. Особенности налогового законодательства и судебная практика, способы защиты прав налогоплательщиков.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Правоведение. Добавлен: 28.04.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


7
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Кафедра государственно-правовых дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине Налоговое право
на тему
Налоговые споры и их разрешение
Содержание
Введение
1. Налоговые споры, как разновидность экономических споров
2. Защита прав налогоплательщиков
3. Административный и судебный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков
Список использованной литературы
Задача
Заключение
Введение
Практика развития отечественного налогового законодательства показывает, что поэтапное введение актов законодательства о налогах и сборах в силу, недостаточная разработанность соответствующей теоретической основы, поспешность законодателя в разработке и принятии налогово-правовых актов, а также отсутствие системности в формировании внутренней структуры налогового закона, служат причиной возникновения конфликтных ситуаций между налоговыми органами и налогоплательщиками.
При этом основа конфликтов зачастую заключается не столько в расширительном толковании налоговыми органами норм права, сколько в невозможности или трудности уяснить смысл и условия применения правовой нормы в силу ее неопределенности или коллизионности с иными нормами, регулирующие сходные налогово-правовые отношения. Разрешению спора в таких условиях способствует его передача на рассмотрение компетентного органа государственной власти - вышестоящего налогового органа или суда. В преобладающем большинстве случаев выбор налогоплательщика приходится в пользу судебных органов, - в силу отсутствия внутриведомственной заинтересованности, действия принципов состязательности, процессуального равноправия спорящих сторон.
1. Налоговые споры, как разновидность экономических споров
Налоговый спор, разрешаемый арбитражным судом, представляет собой как материальное, так и процессуальное правоотношение. Налоговый спор возникает после оценки деяний (действий или бездействия) налогоплательщика со стороны налоговых органов. Как правило, до предъявления требований в суде этот неразрешенный конфликт является предметом рассмотрения со стороны государства в лице налоговых органов и представляет собой материальное налоговое правоотношение. В этом случае налоговый спор преодолевается в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах.
Несмотря на нормативное закрепление возможности обжалования актов и действий (бездействия) налоговых органов в административном порядке, анализ практики показывает, что большая часть споров становится предметом разрешения судебных органов. В таких случаях налоговый спор становится структурно-сложным отношением, поэтому после обращения заявителя в арбитражный суд спор приобретает значимость как материально-правовую, так и процессуальную.
К признакам налогового спора как материального отношения, имеющего перспективу его рассмотрения в арбитражном суде, относятся: 1) субъектный состав, включающий налоговый орган и юридическое лицо (индивидуального предпринимателя) в качестве налогоплательщика; 2) содержание, которое состоит в разногласиях по поводу выполнения организацией или индивидуальным предпринимателем требований законодательства о налогах и сборах; 3) неразрешенность конфликта, порождающего налоговый спор в результате столкновения различий во мнениях налогового органа и налогоплательщика по поводу объема прав и обязанностей последнего.
К общим признакам процессуальных отношений, которые складываются при разрешении налогового спора, относятся: 1) характер спора (налоговый спор является разновидностью экономического спора); 2) обязательным субъектом является суд, как властный государственный орган, уполномоченный на его рассмотрение; 3) наличие процессуальной формы совершения юридически значимых действий.
Выделив основные признаки налогового спора, можно его определить как неразрешенный в административном порядке конфликт налогового органа с налогоплательщиком по поводу объема налоговых прав и обязанностей в заявленный период по видам налогообложения, применения норм налогового права, а также установления фактических обстоятельств и подлежащий разрешению в порядке, предусмотренном процессуальным законом.
В зависимости от того, какой налоговый спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде, различен предмет доказывания, дифференцированно решаются вопросы распределения бремени доказывания, меняются субъекты доказывания. Классификацию налоговых споров можно провести по различным критериям.
Во-первых, в зависимости от того, требуется ли при разрешении налогового спора применение специальных познаний в области бухгалтерского учета.
По этому признаку можно выделить:
споры, связанные с неисполнением налогоплательщиком основных налоговых обязанностей (формирование налоговой базы, исчисление налогов);
споры, связанные с неисполнением факультативных обязанностей (нарушение срока постановки на учет в налоговом органе, уклонение от постановки на учет в налоговом органе и т.п.).
При разрешении споров, связанных с неисполнением налогоплательщиком основных налоговых обязанностей суд определяет факты, относящиеся к предмету доказывания, исходная информация о которых содержится в регистрах бухгалтерского учета.
Во-вторых, способ взимания налога позволяет разделить налоговые конфликты на споры:
связанные с исчислением и уплатой прямых налогов;
связанные с исчислением и уплатой косвенных налогов.
Для предмета доказывания эта классификация интересна, прежде всего, тем, что при определении такого юридического факта, как факт налогового правонарушения, суду необходимо четко представлять, каков механизм, экономическая суть того или иного налога.
В-третьих, по фактическому содержанию среди налоговых споров можно выделить:
споры, связанные с разногласиями о фактическом составе;
споры, связанные с разногласиями в толковании норм налогового права.
Особенностью налогового законодательства является наличие большого количества норм с относительно-определенной диспозицией, когда нельзя точно установить, какие обстоятельства должны быть доказаны, то есть включаться в предмет доказывания по тому или иному спору. Поэтому в этих случаях значительно усиливается роль суда в конкретизации общих норм.
В настоящее время судебная практика наполняет конкретным содержанием нормы материального права. Такое положение дел неизбежно влечет дискуссии о том, какие факты, имеющие юридическое значение, необходимы для разрешения дела. Помимо этого, большие затруднения возникают в толковании норм налогового права.
В-четвертых, в зависимости от вида обжалуемых актов, налоговые споры подразделяются на:
споры об оспаривании нормативных правовых актов;
споры об оспаривании ненормативных правовых актов.
В научной литературе было высказано мнение об отсутствии предмета доказывания в делах, связанных с оспариванием нормативных правовых актов.
На мой взгляд, при разрешении данной категории споров подлежат доказыванию не только факты принятия, регистрации и опубликования акта для всеобщего сведения, но и нарушения прав, законных интересов конкретного лица. Поэтому беспредметности заявленного требования здесь не наблюдается.
2. Защита прав налогоплательщиков
В зависимости от различий в материальных нормах и про-цессуальном порядке нормативными правовыми актами России предусмотрены следующие способы защиты прав налогоплательщиков: президентский, административный, судебный, самозащита прав.
Президенту РФ могут быть обжалованы любые действия (бездействие) контролирующих органов в финансовой сфере. В частности, Президенту РФ могут быть обжалованы решения ФСЭНП, Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондо-вому рынку, функционирующей при Правительстве РФ.
Административный способ предполагает обращение за защитой и восстановлением нарушенного права к вышестоящему органу власти по отношению к органу, принявшему решение или выполнившему действие. Административный порядок предполагает упрощенное производство по поданной жалобе. Вместе с тем административный порядок не отрицает возможности обращения впоследствии за защитой в суд либо предос-тавляется альтернативный порядок защиты прав субъектов на-логовых правоотношений.
Наряду с административным применяется и судебный поря-док обжалования. В основной части налоговых отношений для граждан действует общий порядок, предусмотренный Зако-ном РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» См.: Ведомости РФ. 1993. № 19. Ст. 675; СЗ РФ. 1995. № 51. Ст. 4970.. Закон предусматривает, что право на обжалование имеет каждый гра-жданин, считающий, что нарушены его права и свободы, неза-конно на него возложена какая-либо обязанность или он неза-конно привлечен к какой-либо ответственности либо созданы препятствия для осуществления его прав и свобод. Юридиче-ские лица -- субъекты налогового права -- вправе обращаться за судебной защитой и в том случае, если оспариваемые фи-нансовые отношения оформлялись договором.
Значительно усилилась роль Конституционного Суда РФ в защите нарушенных прав и законных интересов субъектов на-логового права. Полномочия Конституционного Суда, закреп-ленные в ст. 125 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» См.: СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447., предусматривают возможность рассмотрения и разреше-ния запросов и жалоб, в том числе в налоговой сфере, о соот-ветствии Конституции РФ законов, других нормативных актов, разрешения вопросов о компетенции между государственными органами, о конституционности примененных в отношении граждан норм, нарушающих конституционные права и свободы граждан.
В судебной практике количество налоговых споров постоян-но возрастает, и можно предположить, что данная тенденция еще долго будет сохраняться, «поскольку намерение органов государственной власти действовать в финансовой сфере мето-дами, соответствующими конституционно значимым стандар-там, развивается гораздо медленнее, чем стремление налогопла-тельщиков отстаивать свои конституционные права и законные интересы» См.: Гаджиев Г. А., Пепеляев С. Г. Предприниматель -- налогоплатель-щик -- государство. Правовые позиции Конституционного Суда Рос-сийской Федерации: Учеб. пособие. С. 210..
Существенная роль в защите и восстановлении нарушенных прав и законных интересов налогоплательщиков принадлежит прокуратуре РФ, которая, согласно Конституции РФ (ст. 129) и Закону «О прокуратуре Российской Федерации» См.: СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472., составляет единую централизованную систему, осуществляет надзор за ис-полнением действующих на территории России законов, пред-принимает меры, направленные на устранение их нарушений и привлечение нарушителей к ответственности. Наряду с другими направлениями в функции прокуратуры входит осуществление надзора за исполнением финансового законодательства. При этом не имеет значения, от кого исходит нарушение -- от орга-нов представительной или исполнительной власти, финансо-вых, кредитных органов, налогоплательщиков, налоговых аген-тов, резидентов в валютных отношениях и т. д.
Для выполнения функции надзора за исполнением норм на-логового права органы прокуратуры вправе проводить проверки по исполнению и соблюдению финансового законодательства. Подобные проверки проводятся в связи с поступающими в прокуратуру жалобами, заявлениями, а также иными сведениями о фактах налоговых правонарушений. В случае установления фактов нарушений налогового законодательства прокурор вправе принять следующие меры: внести представление об устранении нарушений закона; опротестовать противоречащие закону акты, изданные или принятые органами государственной власти, местного самоуправления или финансовым органам обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных финансовых прав и охраняемых законом интересов граждан, обществу и государства; возбудить производство по факту финансового правонарушения; возбудить уголовное дело по признакам совершения экономического преступления.
В соответствии со ст. 137 НК РФ со стороны налогоплатель-щиков или налоговых агентов обжалованию подлежат акты на-логовых органов как ненормативного, так и нормативного ха-рактера.
Вместе с тем НК РФ устанавливает два условия, соблюдение которых необходимо для защиты нарушенных прав налогопла-тельщиков или налоговых агентов: во-первых, ненормативные акты налоговых органов, а также действия или бездействие должностных лиц этих органов должны, по мнению налогопла-тельщика или налогового агента, нарушать их права; во-вторых, нормативные правовые акты налоговых органов обжалуются в порядке, предусмотренном не НК РФ, а иным федеральным законодательством.
Объектом обжалования со стороны налогоплательщика могут быть следующие ненормативные акты налоговых органов обозначенные НК РФ: решения о доначислении налога или пени (п. 3 ст. 40); решения о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств, находящихся на счетах в банках (п. 2 ст. 46); инкассовые поручения на перечисление налога в бюджет (п. 4 ст. 46); решения об отказе в предоставлении от-срочки или рассрочки по уплате налога или сбора (п. 6 ст. 64), решения о приостановлении операций по банковским счетам налогоплательщика или налогового агента (ст. 76); решения об аресте имущества налогоплательщика или налогового агента (ст. 77); акты, на основании которых налоговые органы вправе самостоятельно определять сумму налогов, подлежащих уплате по аналогии (п. 3 ст. 91); извещения о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки (п. 1 ст. 101); реше-ния руководителей налоговых органов (их заместителей) о при-влечении лица к ответственности за нарушение законодательст-ва о налогах и сборах, об отказе в привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах либо о проведении дополнительных мероприятий нало-гового контроля (п. 8 ст. 101).
Кроме названных ненормативных актов обжалованию под-лежат и решения вышестоящих налоговых органов, вынесен-ные по вопросам рассмотрения заявлений налогоплательщиков на неправомерные действия, бездействие или акты нижестоя-щих налоговых инспекций.
Не подлежат обжалованию в административном или судеб-ном порядке акты налоговых проверок, поскольку сами по себе они не содержат обязательных для налогоплательщиков пред-писаний, влекущих юридические последствия.
Налогоплательщик имеет право оспаривать: правомерность действий или бездействия должностных лиц налоговых орга-нов, если последствиями такого поведения стали нарушения законных прав и интересов подателя заявления; создание неза-конных препятствий осуществлению права собственности или иных вещных прав, а также свобод; возложение дополнитель-ных обязанностей или иных незаконных имущественных обре-менений; незаконное привлечение к налоговой ответственно-сти.
Действия должностных лиц налоговых органов, нарушаю-щие права налогоплательщиков и, следовательно, подлежащие обжалованию, могут выражаться в различного рода поступках: проведение контрольных мероприятий с нарушением налогово-процессуальных норм, предъявление требования об уплате на-лога или сбора, предъявление письменного налогового уведом-ления об уплате налога и т. д.
Бездействие должностных лиц налоговых органов, нару-шающее права налогоплательщиков, чаще всего выражается в уклонении от возврата излишне взысканных сумм налога, сбо-ра или пени.
Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» предоставляет право физическим лицам-налогоплательщикам обжаловать в суды общей юрисдикции акты иных (не налоговых) органов содержащие официальную информацию, которая послужила основанием для вынесения какого-либо решения налоговым органом. В частности, по мотивам недостоверности могут быть обжалованы материалы, предоставленные регистрирующими органами, организациями или уполномоченными лицами осуществляющими регистрацию имущества, сделок и прав на имущество (ст. 85 НК РФ), банками (ст. 86 НК РФ).
Относительно обжалования нормативных актов налоговых органов предусмотрен особый порядок. В отличие от актов ненормативного характера акты, содержащие нормы права, обжалуются в судебном порядке.
До принятия части первой НК РФ правом на обжалование нормативных актов налоговых органов могли воспользоваться только налогоплательщики - физические лица. В настоящее время п. 2 ст. 138 НК РФ наделяет и физических лиц, и организации равным правом на обращение в суд за защитой нарушенных прав. Единственное различие состоит в подведомственности суда по рассмотрению заявления об обжаловании нормативных актов налоговых органов: иски организаций и индивидуальных предпринимателей подаются в соответствии правилами АПК РФ в Московский городской арбитражный суд; иски физических лиц направляются на основании Гражданско-процессуального кодекса (далее - ГПК) в Верховный Суд РФ.
Практика осуществления государственной деятельности показывает, что права и интересы налогоплательщиков нарушаются не только налоговыми органами, а также органами государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и органами местного самоуправления. В некоторых случаях представительные и исполнительные органы государственной власти территориального уровня или органы самоуправления принимают нормативные и ненормативные акты (законы, решения и т. д.), противоречащие федеральному законодательству о налогах и сборах, возлагающие на плательщиков налогов или сборов дополнительные обременения, расширяющие нало-гооблагаемую базу, сокращающие перечень налоговых льгот.
Подобные нормативные акты органов государственной вла-сти и местного самоуправления могут быть обжалованы в орга-ны прокуратуры с целью вынесения протеста прокурора на не-правомерный региональный закон или решение органа местно-го самоуправления.
Кроме обращения в органы прокуратуры налогоплательщик имеет право обжаловать нормативные и ненормативные акты органов государственной власти Российской Федерации, субъ-ектов РФ или муниципальных образований в суд. Относитель-но нарушенных прав физических лиц дела подобной категории рассматриваются судами общей юрисдикции; относительно ор-ганизаций и граждан-предпринимателей -- арбитражными су-дами.
Федеральные законы, а также нормативные акты законода-тельных (представительных) органов власти субъектов РФ, на-рушающие права и законные интересы налогоплательщиков, могут быть обжалованы и в Конституционном Суде РФ.
Анализ норм НК РФ, а также иного федерального законода-тельства позволяет сделать вывод, что по сравнению с органи-зациями физические лица имеют больший диапазон прав на обжалование актов налоговых и иных государственных органов, неправомерных действий (бездействия) их должностных лиц. Так, Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» предоставляет физическим лицам возможность об-ращаться за защитой своих прав к уполномоченному по правам человека в РФ. Также граждане-налогоплательщики имеют право направлять заявления по вопросам защиты своих нару-шенных прав в Европейский суд по правам человека, распола-гающийся в г. Страсбурге.
Кроме мер защиты нарушенных прав налогоплательщиков, прямо установленных разд. VII НК РФ, налоговое законода-тельство предоставляет физическим лицам и организациям пра-во на самозащиту своих прав. В соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право не выполнять не-правомерные акты и требования налоговых органов и их долж-ностных лиц. Неправомерность названных актов или требова-ний заключается в их несоответствии НК РФ или иным феде-ральным законам.
Налоговое законодательство предусматривает ряд дополни-тельных гарантий, обеспечивающих нормальное функциониро-вание налоговых отношений. Так, ст. 3 НК РФ устанавливает презумпцию правоты налогоплательщика в случаях неустрани-мости сомнений, противоречий и неясности актов законода-тельства о налогах и сборах; ст. 21 НК РФ предоставляет нало-гоплательщикам право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, которые не соответствуют НК РФ или иным федеральным законам; ст. 63--67 НК РФ предусматривают возможность защиты нало-гоплательщиком своих прав после окончания производства по делу о налоговом правонарушении посредством использования процедуры изменения сроков уплаты налогов и пеней в форме отсрочки, рассрочки или налогового кредита. Также дополни-тельной гарантией соблюдения прав налогоплательщиков и, в случае нарушения, их защиты следует считать нормы налогово-го законодательства, устанавливающие возможность привлече-ния к ответственности должностных лиц налоговых органов, допустивших неправомерные действия при исполнении своих служебных обязанностей.
Своеобразной гарантией соблюдения финансовых интере-сов налогоплательщиков является ст. 59 НК РФ, согласно ко-торой при невозможности взыскания с налогоплательщика или налогового агента недоимки и пени по причинам эконо-мического, социального или юридического характера такая за-долженность признается безнадежной и списывается в поряд-ке, установленном Правительством РФ или соответствующими органами исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления. Таким образом, при невозможности взыска-ния задолженности по фискальным платежам и только при наличии установленных законодательством причин орган ис-полнительной власти определенного территориального уровня имеет право «простить» налогоплательщику его долги. Однако следует обратить внимание на слабую правовую регламента-цию механизма реализации положений ст. 59 НК РФ, что соз-дает предпосылки для злоупотребления налогоплательщиками своими правами в ущерб финансовому благополучию государ-ства.
Меры защиты нарушенных прав субъектов налоговых отно-шений позволяют, с одной стороны, обеспечить защиту их прав и законных интересов от неправомерных действий органов го-сударства, местного самоуправления или финансовых органов, а с другой -- обеспечить финансовые интересы государства и муниципальных образований.
3. Административный и судебный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков
Административный порядок защиты нарушенных прав нало-гоплательщиков означает возможность обжалования актов нало-говых органов, действий или бездействия их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
В налоговом праве административный порядок обжалования не имеет характера обязательной досудебной процедуры, поэто-му подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (выше-стоящему должностному лицу) не исключает права на одновре-менную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.
Процедурные нормы, определяющие порядок и сроки пода-чи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестояще-му должностному лицу, установлены ст. 139 НК Р и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.