На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 96797


Наименование:


Курсовик Клинико-психологические аспекты тревожно-фобических расстройств и методы психотерапевтической коррекции

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 10.5.2016. Сдан: 2013. Страниц: 42. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Содержание

Введение ________________________________________________________3
1.Классификация и диагностика тревожно-фобических расстройств ______5
1.1 Основные понятия и функциональные значения ____________________5
1.2 Виды тревожно - фобических расстройств и методы диагностики ____9
2. Характеристика тревожно-фобических расстройств и методы психотерапевтической коррекции____________________________________24
2.1 Фобические расстройства ______________________________________24
2.2. Паническое расстройство и генерализованное тревожное расстройство_26
2.3. Другие тревожные расстройства _________________________________28
2.4 Методы психотерапевтической коррекции тревожно-фобических расстройств ___________________________________________________30
Заключение ______________________________________________________40
Список использованной литературы _______________________________ 41


Введение
Проблема фобий и навязчивостей привлекала внимание клиницистов еще в донозологический период психиатрии. Навязчивый страх смерти был описан в начале XVII в. Робертом Бёртоном - английским ученым-энциклопедистом, автором трактата «Анатомия меланхолии». Упоминания о навязчивостях встречаются в трудах Филиппа Пинеля в 1829 году. И. Балинский предложил термин «навязчивые представления», укоренившийся в русской психиатрической литературе. В 1871 г. Карл Вестфаль ввел термин «агорафобия», обозначавший страх пребывания в общественных местах. Однако лишь на стыке XIX-XX вв. (1895-1903 г.г.) благодаря исследованиям учеников Жана-Марте?на Шарко - Зи?гмунда Фрейда и Пьера Жане, исходивших из разных теоретических установок, были предприняты попытки объединения тревожно-фобических расстройств в самостоятельное заболевание - тревожный невроз у Зи?гмунда Фрейда , психастению у Пьера Жане. В настоящее время термин Пьера Жане «психастения» употребляется в основном для обозначения одного из типов конституциональных психопатий. Несколько позднее Пьер Жане (1911 г.) объединил агорафобию, клаустрофобию, транспортные фобии термином «фобии положения». Автором было выдвинуто представление о бинарной структуре фобий, включающей наряду со страхом определенных ситуаций симптомокомплексы, отражающие реакцию больного на этот феномен.
Концепция Пьера Жане послужила базой некоторых современных систематик обсессивно-фобических расстройств. В частности, А. Б. Смулевич, Е. В. Колюцкая, С. В. Иванов (1998 г.) выделяют два типа обсессий. Первый тип - обсессии с реакцией избегания (система мер-ритуалов, предотвращающих возможные контакты с предметом фобий) соотносятся с событиями, которые могут произойти в будущем (тревога «вперед» - агорафобия, страх возможности проникновения в организм чужеродных предметов, появления тяжелого заболевания). Второй тип - обсессии с реакцией повторного контроля (перепроверка совершенных действий, повторное мытье рук) представлены сомнениями в реальности уже произошедших событий (тревога «назад» - помешательство сомнений, мизофобия - сомнения в чистоте тела, одежды, страх наличия неизлечимого недуга).
Актуальность1работы определяется тем, что все люди в своей жизни испытывают тревогу - смутное, неприятное эмоциональное состояние, характеризующееся наличием дурных предчувствий, напряжения, беспокойства. Важнейшим условием классификации тревожных расстройств является, с одной стороны, как можно более тонкая дифференциация тревоги как первичной эмоции с ее аффективными, физическими и когнитивными компонентами, тревожности как свойства личности и дифференциальная диагностика различных форм патологической тревоги, а с другой стороны, проведение границы между патологической тревогой и другими видами психических расстройств.
Целью данной работы является изучение клинико-психологических аспектов тревожно-фобических расстройств и методов психотерапевтической коррекции.
Объект исследования: клинико-психологическая характеристика тревожно-фобических расстройств.
Предмет исследования: психотерапевтическая коррекция тревожно-фобических расстройств.
Задачи данной работы:
1) изучить классификацию и диагностику тревожно-фобических расстройств ;
2) проанализировать понятие «тревожно-фобическое расстройство»;
3) определить характеристику тревожно-фобических расстройств и методов психотерапевтической коррекции.

1.Классификация и диагностика тревожно-фобических расстройств
1.1 Основные понятия и функциональные значения
Тревожность - склонность индивида к быстрому возникновению у него состояния тревоги по поводу реальных или воображаемых опасностей. Повышенная тревожность является одним из наиболее часто встречающихся эмоциональных расстройств. Все люди в своей жизни испытывают тревогу - смутное, неприятное эмоциональное состояние, характеризующееся наличием дурных предчувствий, напряжения, беспокойства. Эмоция тревоги выполняет функцию сигнализации об опасности или неудачи в будущем и побуждает организм к поиску и конкретизации этой опасности. В определенном возрасте и в определенных ситуациях возникновение тревоги является вполне закономерным и нормальным явлением. Младенцы испытывают тревогу, когда их отлучают от матери, поскольку с матерью связана сама возможность их жизнедеятельности. Маленькие дети боятся находиться одни в темной комнате, поскольку мир кажется им полным опасностей, к которым они чувствуют себя неподготовленными. Дети боятся зубных врачей, которые могут сделать им больно [3]. Школьники и студенты боятся экзаменов, на которых они могут получить неудовлетворительные отметки.
Тревога всегда возникает, когда мы делаем что-то важное, и в определенной степени она помогает нам действовать в угрожающих ситуациях более эффективно. Однако слишком интенсивная, не поддающаяся контролю тревога может проявляться как ощущение беспомощности, бессилия, неуверенности и блокировать целенаправленную деятельность или делать ее неэффективной. Например, человеку в ситуации тревоги свойственно прибегать к реакциям агрессии, бегства или ритуальных действий, увеличивающих ощущение субъективного контроля над ситуацией. Бегство (удаление неприятного события) или совершение ритуальных действий приводят к быстрому снижению тревоги [20]. Ритуальные действия придают окружающей действительности единообразие и, следовательно, предсказуемость. А предсказуемость делает окружающий мир субъективно более безопасным. Чем чаще человек с неконтролируемой тревогой начинает избегать тревожащих ситуаций или справляться с ними посредством ритуальных действий, тем сложнее ему становится заниматься повседневными делами.
Кроме того, тревога может возникать в ситуациях, в которых нет объективных признаков угрозы или опасности, когда человек не осознает того, чего можно было бы опасаться[18]. В этом случае всегда возникает необходимость дать приемлемое объяснение своему состоянию и подыскать предмет, на который может быть направлена тревога, что также запускает поведенческие механизмы совладания с тревожащей ситуацией - агрессию, бегство или ритуальные действия.
С эмоцией тревоги связаны два сильных чувства - страха и паники. Страх является предметно конкретизированной формой сильной тревоги, возникающей на присутствующий в настоящий момент объект. Тревога как более широкое понятие не имеет четко выраженной предметности, не предполагает наличие определенного объекта или ситуации и ориентирована на будущее (т. е. возникает не на реально присутствующий, а на возможный опасный объект). Устойчивый, интенсивный и не поддающийся рациональному объяснению (с позиции здравого смысла) страх определенного объекта или ситуации, в присутствии которого возникает непреодолимая потребность проявления агрессии или бегства, в клинической психологии называется фобией [21]. Паника представляет собой сильный, тяжело переживаемый ограниченный во времени (обычно в пределах 15 минут), неожиданно возникающий страх, который сопровождается выраженными физическими реакциями - одышкой, головокружением, учащенным сердцебиением, дрожью, потовыделением, тошнотой. При панике почти всегда возникает чувство нереальности происходящего и развиваются «вторичные» страхи - смерти, сумасшествия, потери самоконтроля. Приступы паники часто приводят к постоянному страху возникновения этих приступов. С различными формами проявления тревоги связано различение двух типов тревожных расстройств: фобических и панических. В американской клинической психологии тревожные расстройства рассматриваются более широко, поскольку главным признаком здесь является простой факт наличия тревоги. В европейской традиции, к которой относится и отечественная клиническая психология, в тревожные расстройства как патологию эмоций не включаются навязчивые и стрессовые расстройства [9].
До тех пор, пока тревога или страх не мешает выполнению индивидуально значимых или важных социальных функций, она не признается болезненной. Так, боязнь собак, или пауков, или чужих людей может быть вполне оправданной, однако, если такой страх мешает выполнению важных дел, которые есть у любого подростка или взрослого человека, он превращается в расстройство. Если страх оказывает незначительное влияние на повседневную жизнь, то он является частью нормального развития. В норме с возрастом страхов становится меньше и появляются они реже, только в наиболее критических ситуациях. Уменьшение числа страхов связано с когнитивным развитием детей: научением распознавать действительно опасные и мнимо опасные ситуации. Кроме того, наличие умеренных страхов в раннем детском возрасте способствует развитию эмоциональности ребенка. Не случайно у всех дошкольников имеется специфический «пугательный» фольклор (например, истории про «черную руку» и т. п.).
Люди с тревожными расстройствами скорее не чаще беспокоятся по любому поводу, сколько испытывают более интенсивные, чем большинство окружающих, опасения или же имеют страхи, не соответствующие нормативным представлениям о том, чего должны бояться люди определенного возраста [7].
В отношении детской повышенной тревожности в обыденном сознании существует неправильное мнение о том, что детские страхи исчезают сами собой по мере приобретения нормального жизненного опыта. На самом деле многие дети, испытывающие повышенную тревогу, не избавляются от своих проблем в подростковом и зрелом возрасте /30/.
Фобические и панические расстройства возникают в результате взаимодействия двух групп факторов: нейробиологических и социальных. К нейробиологическим факторам относится специфическая гиперактивность лимбической системы, вызванная изменениями в балансе биогенных аминов: повышенное высвобождение организмом катехоламинов, высокий уровень метаболизма норадреналина, повышение уровня серотонина, снижение уровня гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК), которая является нейромедиатором тормозных синапсов ЦНС [21]. Эти специфически биологические механизмы предрасположенности к формированию фобических и панических расстройств реализуются в контексте специфических жизненных обстоятельств (частые стрессы, авторитарный стиль воспитания в семье, эмоционально холодные детско-родительские отношения в раннем детстве, жесткие морально-ценностные императивы, предъявляемые к человеку со стороны окружения), при которых от человека требуется сверхбдительность в отношении враждебных стимулов и развитие паттернов агрессии и защиты от воспринимаемого враждебным окружения. К сожалению, социально-психологические факторы возникновения тревожных и панических расстройств в клинической психологии изучены еще недостаточно.
Дети с тревожными расстройствами обладают нормальным интеллектом. У них отмечается нарушение избирательности внимания - «тревожная бдительность», связанная с повышенной тенденцией классифицировать относительно нейтральные раздражители как потенциально опасные[13]. На когнитивном уровне у таких детей имеется тенденция к преувеличению степени опасности за счет прицельного поиска доказательств возможной опасности (в норме люди стремятся преуменьшить опасности и найти доказательства в пользу безопасности). Однако, скорее всего, психологические изменения процессов внимания и мышления не являются причиной развити........

Список использованной литературы
1.Адлер А. О нервическом характере [Текст] /А. Адлер. - СПб., 1997.
2.Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст] / А.Адлер. - М., 1995.
3.Бек А. Когнитивная психотерапия депрессий [Текст] / А.Бек // Моск. психотер. журн., 1995. - № 3. - С. 69-92.
4.Бек А. Техники когнитивной психотерапии [Текст] / А.Бек // Психологическое консультирование и психотерапия. Хрестома-
тия. Т.1.-М., 1999.-С. 142-166
5.Бек А., Фримен А. Когнитивная психотерапия расстройств личности [Текст] / А.Бек. -СПб., 2002.
6.Берн Э. Групповая психотерапия [Текст] / Э.Берн. - М., 2000.
7.Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии: Системная индивидуальная и социальная психиатрия [Текст] / Э.Берн. -М., 2001.
8.Егоров Б.Е. Психоаналитически-ориентированная терапия в комплексном лечении пограничных психических расстройств. Пособие для врачей [Текст] / Б.Е. Егоров. - М., 1996.
9.Егоров Б.Е. Российский клинический психоанализ - новая школа [Текст] / Б.Е. Егоров. - М. - Екатеринб., 2002.
10. Карвасарский Б.Д.Неврозы.Руководстводляврачей [Текст] / Б.Д. Карвасарский. - М., 1990.
11.Кемпински А. Психопатология неврозов [Текст] / А.Кемпински .- Варшава, 1975.
12.Киршбаум Э.И., Еремеева А. И. Психологическая защита [Текст] / Э.И. Киршбаум. - 2-е изд. - М., 2000.
13.Купер П. Современный психоанализ [Текст] / П.Купер. - СПб., 1997.
14.Купер П. Элементы групповой терапии. Введение в психоаналитическую практику [Текст] / П.Купер. - СПб., 1998.
15.Лапланш Ж., Панталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. [Текст] / Ж.Лапланш. - М., 1996.
16.Лейбин В.М. Словарь-справочник по психоанализу [Текст] / В.М.Лейбин . - Спб., 2001.
17.Морено Я. Психодрама [Текст] / Я. Морено. - М., 2001.
18.Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика [Текст] / Н. Мак-Вильямс . - М., 1998.
19.Мертенс В. (ред.) Ключевые понятия психоанализа [Текст] / В.Мертенс. - СПб., 2001.
20.Морено 3. Обзор психодраматических техник [Текст]/ З.Морено //Моск. психотер. журн., 1993. -№ 1.
21.Мэй Р. Смысл тревоги [Текст]/Р. Мэй. - М., 2001.
22.Мэй Р.. Экзистенциальная психология. Экзистенция. [Текст]/ Р.Мэй. - М., 2001.
23.НюнбергГ. Принципы психоанализа и их применение к лечению неврозов [Текст]/ Г.Нюнберг. - М., 1999.
24.Овчаренко В.И. Психоаналитический глоссарий[Текст]/ В.И.Овчарнко . - Мн., 1994.
25.Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы: Моно-графия [Текст]/ К.Р. Роджерс. - М., 1999.
26.Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия [Текст]/ - Самара, 2000.
27.Урсано Р., Зонненберг С., Лазар С. Психодинамическая психотерапия. Краткое руководство [Текст]/ Р.Урсано. -М., 1992.
28.Франкл В. Теория и терапия неврозов [Текст]/В.Франкл. - СПб., 2001.
29.Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции [Текст]/ З.Фрейд . - СПб., 2001.
30.Фрейд 3.0 клиническом психоанализе [Текст]/ З.Фрейд . - М., 1991.
31.Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ [Текст]/ К.Хорни. - М., 1993.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.