Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 96804


Наименование:


Курсовик Моделирование как способ исследования социальных процессов

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 10.5.2016. Сдан: 2012. Страниц: 40. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:
Введение...................................................................................................................3
Глава I. Социальные процессы как объект социальных исследований.............6
1.1 Природа социальных процессов…………………………..............................6
1.2 Сущность управления социальными процессами..………………..............11
Глава II. Моделирование как метод социальных исследований…...................16
2.1 Сущность и содержание моделей и моделирования....................................16
2.2 Особенности моделирования социальных процессов.................................22
Глава III. Модель проведения исследования…………………..........................26
3.1 Исследование методом анкетирования уровня политического сознания молодежи ………………………………………………………………………...26
3.2 Анализ результатов проведенного исследования………………………...29
Заключение.............................................................................................................33
Список используемой литературы.......................................................................34
Приложения...........................................................................................................36


Введение
В данной курсовой работе я попытаюсь раскрыть основные методы и принципы моделирования в разрезе исследования социальных процессов, протекающих в обществе.
Моделирование (в широком смысле) является основным методом исследований во всех областях знаний и научно обоснованным методом оценок характеристик сложных систем, используемым для принятия решений в различных сферах социальной деятельности.
В настоящее время нельзя назвать область человеческой деятельности, в которой в той или иной степени не использовались бы методы моделирования. Особенно это относится к социальной сфере, где основными являются процессы принятия решений на основе получаемой информации. Остановимся на философских аспектах моделирования, а точнее общей теории моделирования.
Методологическая основа моделирования. Все то, на что направлена человеческая деятельность, называется объектом (лат. objection - предмет). Выработка методологии направлена на упорядочение получения и обработки информации об объектах, которые существуют вне нашего сознания и взаимодействуют между собой и внешней средой.
В научных исследованиях большую роль играют гипотезы, т.е. определенные предсказания, основывающиеся на небольшом количестве опытных данных, наблюдений, догадок. Быстрая и полная проверка выдвигаемых гипотез может быть проведена в ходе специально поставленного эксперимента. При формулировании и проверке правильности гипотез большое значение в качестве метода суждения имеет аналогия.
Обобщенно моделирование можно определить как метод опосредованного познания, при котором изучаемый объект-оригинал находится в некотором соответствии с другим объектом-моделью, причем модель способна в том или ином отношении замещать оригинал на некоторых стадиях познавательного процесса. Стадии познания, на которых происходит такая замена, а также формы соответствия модели и оригинала могут быть различными:
1) моделирование как познавательный процесс, содержащий переработку информации, поступающей из внешней среды, о происходящих в ней явлениях, в результате чего в сознании появляются образы, соответствующие объектам;
2) моделирование, заключающееся в построении некоторой системы-модели (второй системы), связанной определенными соотношениями подобия с системой-оригиналом (первой системой), причем в этом случае отображение одной системы в другую является средством выявления зависимостей между двумя системами, отраженными в соотношениях подобия, а не результатом непосредственного изучения поступающей информации.
Актуальность данной темы, как в условиях развитой рыночной экономики, так и переходной экономики определяется тем, что моделирование является неотъемлемой частью социального прогнозирования, а уровень прогнозирования процессов общественного развития обуславливает эффективность планирования и управления социальной и другими сферами.
Объект исследования - организация процесса построения моделей социальных процессов.
Предмет исследования - применение моделирования как ведущего принципа совершенствования организации социальных процессов в обществе.
Цель: рассмотрение методологии и методик разработки и построения моделей социальных процессов для определения сущности, областей применения и наиболее эффективных методов моделирования.
Задачи:
- определить сущность метода моделирования социального прогнозирования и области его применения в ходе изучения теоретико-методологических основ методологии прогнозирования;
- дать характеристику методов моделирования социальной системы;
- построить модель проведения исследования.


Глава I. Социальные процессы как объект социальных исследований
1.1 Природа социальных процессов
Классическое определение социального процесса дал Питирим Сорокин: "Под процессом понимается любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или "эволюции", короче говоря, любое изменение данного изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве, либо модификация его количественных и качественных характеристик".
Среди социальных процессов социологи выделили две их специфические формы. Во-первых, это "социальное развитие" - форма, раскрывающая потенциал, который изначально заложен в системе. Речь в данном случае идет о направленном процессе, т.е. таком, в котором ни одно из состояний системы не повторяется ни на какой предыдущей стадии, а на более поздней выходит на более высокий уровень в какой-либо сфере (например, рост экономических показателей, продвинутость технологий или увеличение населения). Кроме того, система последовательно приближается к некому всеобщему состоянию (например, общество приближается к состоянию социального равенства, процветания или демократического представительства), причем это стимулируется имманентными свойствами самой системы (внутренние противоречия разрешаются благодаря появлению качественно новых форм социальной жизни; присущее людям творческое начало направляется на масштабные организационные инновации и т.д.). Другая форма социального процесса - это "социальный цикл". Он не имеет определенной направленности, хотя и не является случайным. Любое состояние, в котором пребывает система на той или иной стадии, может повториться в будущем, причем данное состояние, в свою очередь, уже когда-то случалось в прошлом. В коротком временном интервале изменения происходят, но на длительном отрезке времени - нет, поскольку система возвращается к первоначальному состоянию.
К числу наиболее спорных, но, одновременно и наиболее влиятельных во всей истории человеческой мысли относится идея "социального прогресса". Под "прогрессом" понимается направленный процесс, который неуклонно приводит систему все ближе либо к более предпочтительному, лучшему состоянию (к реализации этических ценностей, таких как счастье, свобода, процветание, справедливость), либо к идеальному состоянию общества, описанного в многочисленных социальных утопиях.
Социальные процессы могут быть направленными и ненаправленными. Первые необратимы и часто имеют тенденцию к концентрации, накоплению. Каждая последующая стадия отличается от любой более ранней и включает в себя ее результат, тогда как более ранняя стадия подготавливает необходимость более поздней. Примерами направленного процесса могут служить социализация личности, рост населения, индустриализация и т.д. Ненаправленные (или текучие) процессы имеют либо чисто случайный, хаотический характер (возбужденная толпа), либо их течение подчиняется определенным повторяющимся или, по меньшей мере, схожим моделям, такой процесс рассматривается как круговой или замкнутый цикл. Если после каждого цикла достигается более высокий уровень, то можно говорить о развивающемся, прогрессивном цикле, если же уровень оказывается более низким, то процесс должен квалифицироваться как регрессивный. Частный случай, когда в социальных системах ничего не происходит в течение какого-то времени, определяется как стагнация (застой).
Важным критерием является конечный результат процесса. Некоторые, поистине созидательные процессы приводят к фундаментальным новшествам - возникновению совершенно новых социальных условий, состояний общества, социальных структур и т.д. Процессы такого типа обозначают термином "морфогенезиз". К ним относятся, например, распространение нового стиля жизни, основание новых городов, принятие конституции нового государства. Морфогенетические процессы сыграли решающую роль в происхождении всех цивилизаций, в технологических, культурных и социальных достижениях человечества начиная с ранних примитивных обществ и кончая современной индустриальной эпохой. Эти процессы следует отличать от простой трансмутации, приводящей к менее радикальным результатам и влекущей за собой лишь модификацию, реформацию или пересмотр существующих социальных установок. Среди данного типа процессов можно выделить компенсаторские, адаптивные, гомеостатические, уравновешивающие или поддерживающие процессы, которые, в конечном счете, позволяют приспосабливаться к окружающим условиям, сохраняя существование общества в неизменной форме.
Поскольку природа объекта, изменяющегося во времени, может быть произвольной, целесообразно различать материальные и идеальные процессы в зависимости от того, материальным или идеальным объектом они порождаются.
В частности, к идеальным относятся большинство социальных процессов, например: определение и достижение определенных образовательных ориентиров в отдельных профессиональных направлениях, формирование системы национальных ценностей, политического самосознания отдельных социальных групп и т.п.
Материальными, очевидно, следует считать любые процессы трансформации (или развития) материальных объектов, например, процесс созревания вишен, конвейерной сборки авто и прочие.
Подобные процессы, хотя и могут казаться довольно сложными (по составу действий или конечному результату), все же в сравнении с идеальными они довольно примитивны. Их примитивизм предопределяется тем, что конечный результат практически всегда соответствует составу и последовательности действий, предусмотренных определенной конкретной технологией или избранной (как и естественно определенной) последовательностью этапов трансформации материального объекта.
Исходя из характера изменений объекта процесса во времени можно среди социальных процессов различать непрерывные и дискретные.
Социальный процесс следует считать непрерывным, если его объект изменяется во времени непрерывно (например, в советские времена - формирование атеистического мировоззрения в обществе). Когда же объект процесса изменяется во времени пошагово (как, например, формирование политического имиджа в ходе PR-кампании), то такой социальный процесс имеет смысл считать дискретным.
Понятно, что подобное деление процессов (в определенном понимании) я........


Список используемой литературы
1. Байдлих В. Социодинамика. Системный подход к математическому моделированию в социальных науках. М., 2004
2. Блюмин С. Л., Шуйкова И. А. Модели и методы принятия решений в условиях неопределенности. - Липецк: ЛЭГИ, 2001
3. Говорова Н. А. и др. Менеджмент и его аспекты. Сборник статей, - Москва. - Экспо - 2003
4. Компьютерное моделирование. Инструменты для исследования социальных систем. Омск, 2001
5. Лавриненко В.Н. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учеб. пособ./ В.Н. Лавриненко, Л.М. Путилова. - М.: Вузовский учебник, 2004
6. Новиков Д. А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). - М.: МЗ-Пресс, 2004
7. Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов: Учебное пособие для высших учебных заведений. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - M.: Логос, 2001
8. Райцин В.Я. Моделирование социальных процессов, 2005
9. Рой О.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебник для вузов / О.М. Рой. - СПб.: Питер, 2004
10. Сафронова В.М. "Прогнозирование и моделирование в социальной работе": М.: 2002
11. Шведовский В. А.Особенности социолого-математического моделирования в исследовании социальных процессов. М. : АПКиППРО, 2009
12. Щипанов В. Математическое моделирование как условие проектирования качественных систем образования // RELGA: Научно-культурологический сетевой журнал. - 2006
13. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. - М.: Добросвет, 2001




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.