На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 96824


Наименование:


Курсовик Влияние рыночных преобразований в России на экономическую и социальную структуру общества

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 10.5.2016. Сдан: 2015. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ РЫНОЧНОГО ПРЕОБРАЗОВНИЯ В РОССИИ 5
1.1Социально-экономические условия в России на момент начала формирования рыночных отношений 5
1.2 Процесс рыночныз преобразований в России 10
ГЛАВА 2 СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ РЫНКА, ЕГО ТИПОЛОГИЯ И СТРУКТУРА 12
2.1Эволюция понятия рынка 12
2.2 Типы рыночных структур 15
ГЛАВА 3 ВЛИЯНИЕ РЫНКА НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ ОБЩЕСТВА В РОССИИ 18
3.1 Необходимость социально-экономических преобразований в России 18
3.2 Необходимость социальной ориентацииэкономического развития 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...29


ВВЕДЕНИЕ

Целью настоящей работы является комплексное описание сущности рынка и его роли в общественном воспроизводстве экономики.
Для достижения поставленной цели решены и описаны следующие задачи:
– исследованы сущность и функции рынка,
– сформулированы принципы рынка на прямую влияющие социально - экономические структуры общества в России,
– рассмотрены понятие и основные типы структур рынка,
– подведены результаты преобразований рыночной экономики,
– а также необходимость рыночных преобразований в России.
В ХХI в. наша страна начала переход к рыночной экономике, рыночному хозяйственному механизму. Известно, что зарождение рыночных отношений началось еще при разложении первобытнообщинного строя, именно по этому ложность задачи состоит в том, что до сих пор никто в мире не переводил на рыночные рельсы столь громадный хозяйственный комплекс, каким является наша экономика. Нет исторических аналогов этому процессу. Но есть гибко реагирующий на требования времени рыночный механизм современного западного общества. Опыт показал, что современная рыночная система лучше, чем другие, приспособлена для использования достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства и, в конечном счете, для более полного удовлетворения потребностей общества. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.
Формирование современной рыночной экономики в России происходило в условиях взаимоотягощающих экономических, политических и социальных кризисов, что затягивает переход к зрелой рыночной системе на десятилетия и усиливает болезненность самих переходных процессов. А также сложность проблемы заключается в том, что в переходный период сложились различные политические партии и научные школы, противоречия между которыми мешают определению курса реформ, метода их проведения, выбору модели экономического развития, а главное, сводят цель - формирование новой экономической системы средствами - к становлению механизма. Сложившаяся в первой половине 90-х гг. российская модель рыночной экономики включает ряд черт, унаследованных из исторического прошлого. Государство даже после приватизации немалой части собственности по-прежнему располагает мощным государственным сектором в важнейших отраслях хозяйства.
Если переход к рыночной экономике должен был принести улучшение качества жизни каждого и повышение эффективности производства, то почему он сопровождался такими колоссальными национальными бедствиями как инфляция, социальное расслоение, падение курса рубля, безработице и другим негативным факторам. Поэтому в современных условиях является очень актуальным изучение причин резкого ухудшения состояния экономики сразу после начала преобразований. Это необходимо для того, чтобы не допустить краха всех достигнутых результатов за годы формирования рыночных отношениях в условиях переходной экономики.
Все направления сходятся в одном - трансформация административно-командной системы, включение России в мировое экономическое развитие - объективный процесс; различия - в путях и средствах осуществления этого процесса.
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ РЫНОЧНОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ. ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ
1.1 Социально-экономические условия в России на момент начала формирования рыночных отношений

История российского рыночного преобразования начинается с либерализации экономики в России. Именно либерализация способствовала в первые месяцы года наполнять рынок потребительскими товарами, но монетарная политика эмиссии денег привела к гиперинфляции: резкому снижению реальных зарплат и пенсий, обесцениванию банковских накоплений, резкому падению уровня жизни. В начале 1992 г. в стране начала проводиться радикальная экономическая реформа, в частности, 2 января вступил в силу указ президента “О мерах по либерализации цен”. цены на большинство товаров и услуг стали свободными, была ликвидирована почти вся централизованная система распределения ресурсов. Контроль над 80 % оптовых и 90 % розничных цен был единовременно отменен 2 января 1992 г. Сохранялся контроль за ценами на ряд товаров первой необходимости (хлеб, молоко, детское питание, лекарства и пр.), а также энергоносители и транспорт. Однако, оставаясь под контролем, эти цены были повышены в 3-5 раз. В марте были отпущены цены практически на все потребительские товары. В России в 1992 г. рост цен по сравнению с 1991 г. составил 2508 %. К концу 1992 г. цены выросли примерно в 100-150 раз при росте средней заработной платы в 10-15 раз.
В середине 80-х гг. в момент распада СССР его доля в мировом промышленном производстве составляла около 20 %, а в мировой торговле - лишь около 1 %. В эпоху плановой экономики внешнеэкономическая деятельность была исключительно монополией государства. В ноябре 1991 г. был подписан Указ Президента Российской Федерации «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР». С 1 июля 1992 г. был введен единый рыночный курс рубля, определяемый по результатам торгов на Московской межбанковской валютной бирже. Правительство отказалось от механизма множественности курса рубля, т. е. применения специальных курсов рубля при покупке государством части экспортной выручки в твердой валюте у экспортеров, при выделении валютных ресурсов бюджетным организациям и пр. С сентября 1993 г. на основе свободного рыночного валютного курса в России начался переход к конвертируемости рубля. Кроме того, монополия государства на ведение внешнеторговых операций была ликвидирована, и всем хозяйственным субъектам было предоставлено право выхода на мировой рынок.
На момент начала формирования рыночных отношений в России социально - экономические условия были не стабильны. Для того, чтобы лучше понять особенности перехода России к рынку, необходимо подробно рассмотреть период, непосредственно предшествующий рыночным реформам. Итак, в начале 80-х годов неэффективность советской экономической системы становилась, все более очевидна. Распыление средств, незавершенное строительство, казнокрадство требовали наведения элементарного порядка. Но, главным пороком советской экономической модели было, как сказано выше, отсутствие материальных стимулов к труду.
В 1985 году начался новый и последний этап в истории СССР, получивший название «перестройка». Руководство страны встало перед необходимостью остановить распад системы «государственного социализма» и защитить интересы правящей номенклатуры. Для этого стали проводиться осторожные реформы всех общественных структур, в том числе и в экономике, поскольку глубокий кризис успел охватить основные звенья системы. В качестве одного из первых шагов по выходу страны из кризисного состояния был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Этот курс был направлен на достижение ежегодного прироста национального дохода не менее чем на 4 % , что было крайне сложно в условиях снижения мировых цен на нефть продолжающейся гонки вооружений. Для достижения такого роста национального дохода ресурсов у страны не было. Было предпринято искусственное нагнетание инвестиций в эту отрасль за счет других секторов экономики. Низким оставалось качество выпускаемой продукции. Для обеспечения более высокого качества была введена система Госприемки. Однако это привело к значительному росту управленческого аппарата на производстве. Все эти шаги не дали серьезных экономических результатов. Относительное улучшение экономических показателей 1985 года можно объяснить энтузиазмом народа, у которого появилась новая перспектива. Но очередная ставка на энтузиазм, не подкрепленный передовой техникой и соответствующей квалификацией рабочих привела не к «ускорению», а к росту аварий на производстве. Таким образом, руководство страны обращалось к субъективным факторам, стараясь не затрагивать фундаментальные основы системы, сохраняя приверженность «социалистическому выбору».
Необходима была смена кадров управления экономикой, разработка новой стратегии экономического развития. Эта работа началась осень 1985 г. К работе над про........


ла бы обеспечить успех реформ в России, сегодня практически отсутствует - она только начинает развиваться под руководством избранного Президента Д. Медведева в рамке национальных проектов. В этих условиях основной задачей становится выявление и мобилизация факторов, которые укрепляют социальную базу реформ и способствуют, ускорению экономической трансформации. Социальная база реформ включает:
- систему интересов, мотиваций и моральных ценностей широких слоев населения, адекватных потребностям экономической трансформации;
- высокий уровень экономической активности населения и личной ответственности за хозяйственную деятельность;
- средний класс как основу рыночного социально ориентированного общества;
- качество жизни (доходы населения, экономически справедливая оценка труда, социальные гарантии, социальная поддержка и т. д.)
- накопленное невещественное национальное богатство (научно-технический, образовательный, духовно-нравственный потенциал, а также потенциал здоровья);
- механизмы, создающие условия для разрешения социальных противоречий, обеспечения социально-экономической безопасности, социальной ориентации хозяйственной деятельности;
- законодательную базу реформ и ее институциональное обеспечение; механизмы исполнения законов и преодоления криминализации общества.
Социальная база формируется не только на основе социальной политики. На ее расширение и укрепление должны быть направлены экономическая, финансовая, структурная, инвестиционная политика, а также вся система законотворчества и управления.
В широком смысле социальные факторы включают все отношения между людьми и группами людей в сфере жизнедеятельности общества, воспроизводства индивида и потребления материальных и духовных благ. При этом наряду с экономическими стимулами и интересами людей существуют внеэкономические факторы, связанные с многообразными духовно-нравственными национально-психологическими, культурными и другими особенностями. Эти факторы пронизывают экономические отношения, оказывая двойственное влияние на социально-экономическое развитие: с одной стороны, они формируют социальную базу реформ, а с другой - антагонистический потенциал общества.
Социальные факторы воздействуют на экономику, прежде всего, через социальную организацию общества и человеческий капитал. Уровень социальной организации определяется на основе качественной оценки функционирования системы социальных институтов (государственно-правовых, моральных норм, культурно-исторических традиций, религии, искусства, науки и др.), характера социальной мобильности, мотиваций и интересов. Тем или иным типам социальной организации соответствуют определенные экономические модели. Существует широкий спектр причин, определяющих способность нации к реформированию и опирающихся на основные представления людей, заложенные в их сознании культурой, религией, социально-психологическими стереотипами. Еще одна группа социальных факторов - элементы невещественного богатства общества - формирует человеческий капитал, который характеризуется уровнем интеллектуального и духовного развития, квалификации, инновационными способностями, профессиональным мастерством и добросовестностью, приобретаемыми в процессе воспитания, образования и трудовой деятельности. Сюда же следует отнести научно-технический потенциал. Благодаря интеллектуальным и информационным технологиям полученные знания носят универсальный характер и являются мировым достоянием.
В то же время особенностью современного периода, определяющей динамизм экономики, является акцент на массовом формировании творческой индивидуальности, способной к созданию инноваций и принятию инновационных решений в различных сферах деятельности, в том числе в малом бизнесе. На профессии с преобладанием интеллектуального труда приходится основной прирост занятости населения: в США - 85%, в ФРГ - 89%, в Великобритании - 95%, в Японии - 90%. Возросшая роль высококвалифицированной рабочей силы в экономике вызвала опережающий рост вложений в человека (образование, условия жизни, здоровье) по сравнению с вложениями в вещественные элементы производства. Так, в США к 1970 г затраты на образование, здравоохранение и социальное обеспечение вдвое превышали валовые частные и государственные инвестиции в средства производства. К 1980 г это превышение составило 3 раза, а к 2010 г (по прогнозу ряда экономистов) разрыв возрастет почти в 4-4,5 раза. В России к началу процесса трансформации экономики был накоплен значительный научно-технический, образовательный, квалификационный потенциал. Однако многие трудности преобразований привели к обесценению этого потенциала, поскольку он создавался по меркам социалистического планового хозяйства. В то же время разрушение накопленного потенциала и отсутствие новых направлений развития приводят к утрате источника перспективного развития. Решение вопроса об альтернативном наращивании накопленного потенциала зависит от стратегии долговременного развития экономики, от того, какая экономическая модель будет реализовываться. Речь идет о принципиальной ориентации экономики на повышение качества жизни широких слоев населения, а не о частичных уступках со стороны элиты, временно снижающих недовольство населения. Качество жизни является важнейшим фактором формирования человеческого капитала как источника экономического роста и мощным фактором воздействия на состояние экономики. Сейчас этот фактор оказывает негативное воздействие на экономику. Тому есть немало причин. Низкие доходы, отсутствие экономически справедливой цены труда, слабая социальная защита, отсутствие социальной поддержки экономически активного населения, низкая продолжительность жизни, отсутствие гарантий в сферах образования, охраны здоровья, снижение уровня культуры дестабилизируют социально-экономическую ситуацию

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время глубокие социально-экономические трансформации происходят во всем мире, и Россия не является исключением. Трудности, с которыми столкнулись российские реформы, видимо, связаны не только с экономическими просчетами и ошибками властей.
Они имеют более глубокие корни методологического и даже мировоззренческого характера. Исследования глобальных изменений в мировой экономике привели к осознанию необходимости преодоления узко экономического подхода к реформам, игнорирующего происходящие социальной процессы и требования поддержки широких слоев населения.
В центре социально-экономических, правовых и институциональных преобразований в развитых странах на данном этапе находятся изменения в самом человеке - основном носителе новых потребностей и инноваций.
Мировая экономика стала ареной жесткой конкуренции страны, лидерство которых обеспечивается ускоряющимся потоком новых технологических решений и новой организацией их использования во всех сферах жизни общества.
В этих условиях действительное богатство экономически лидирующих стран определяется способностью их экономик адаптироваться к эффективным преобразованиям, которые зависят от состояния нематериальных форм богатства и сфер, обеспечивающих развитие человека. Прогресс в этих странах все в большей степени определяется качеством жизни, эмансипацией личности в хозяйственной сфере, а не темпами роста производства.
Расширение социальной базы реформ в России должно проводиться, прежде всего, за счет становления среднего класса и роста вложений в человека (наука, образование, здравоохранение, культура). Это позволит расширить и укрепить основную опору реформ - средний класс, в том числе за счет научно-технической и творческой интеллигенции, и использовать социальные факторы как движущую силу экономического развития.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учеб. пособие для ВУЗов Под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. - 5-е изд., , 2005. - 439 с.
2. Видяпин В.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория. - М.: Прогресс, 1995. - 395 с.
3. Базылев Н.И, Гурко С.П. Экономическая тория: Омега-Л, 1999. - 365 с.
4. Носова С.С. Экономическая теория. - М.: Владос, 1999. - 379 с.
5. Гершуни Д. Бюджеты времени и неформальная экономическая деятельность // Неформальная экономика. Россия имир. М., 2009.
6. Аллен Т. От "неформальных секторов" к "реальным экономикам" // Неформальная экономика. Россия имир. М., 2009.
7. Синенко Д.К. Рыночные реформы 20 века // Д.К. Синенко. - М.: АкадемКнига, 2006. - 359 с.
8. Тарасевич Л. С. Макроэкономика учебник для вузов // Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. - М.: Высшее образование, 2006. - 454 с.
9. Тимошина Т.М. Экономическая история России учебное пособие // Т.М. Тимошина. - М.: Юстицинформ, 2004. - 311
10. Ясин Е.Г. Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ // Е.Г. Ясин. - М.: ГУ ВШЭ, 2002. - 224 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.