На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 96923


Наименование:


Курсовик Семиотика в белорусском искусстве

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 16.5.2016. Сдан: 2015. Страниц: 33. Уникальность по antiplagiat.ru: 100.

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ЗНАЧЕНИЕ СЕМИОТИКИ В АРХИТЕКТУРЕ……………………….5
ГЛАВА 2 СЕМИОТИКА В БЕЛОРУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ………………...14
ГЛАВА 3 СЕМИОТИКА АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………….31



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что объекты архитектуры оцениваются как послания, содержание которых, часто благодаря эстетическим особенностям, оказываются способными повлиять на эмотивное состояние адресатов.
Хотя эмотивная способность свойственна и вербальным, и невербальным средствам, у них обнаруживаются существенные различия в характере эмотивности. Это относится прежде всего к вопросу об эмотивно положительной или эмотивно отрицательной ориентации вербальных и невербальных способов выражения. У естественного языка, благодаря всеобщности его кода и функциональной мощи, нет принципиальных предпочтений в отношении положительного или отрицательного полюсов на шкале эмотивности. Что же касается языков архитектуры, то они больше тяготеют к положительным характеристикам, оставляя относительно узкое пространство для негативных смыслов и ограничиваясь нередко преходящей реакцией на исторические события.
Семантическая структура города, тем более города с большим историческим прошлым, всегда индивидуальна. Она находит выражение в архитектурных объектах, различающихся по признакам социального назначения и культурного престижа, материальной природы, расположения относительно центра и периферии, занимаемого места в общегородском пространстве соответственно их объему, протяженности, синкретической спаянности или, напротив, подчеркнутой отдельности их частей и т.д.
Архитектурное наследие представляет собой чрез­вычайно сложное образование, в его семантике находит отражение накоп­ленный в течение длительного времени многосторонний, порой противо­речивый опыт по самым разным направлениям человеческой деятельности.
Целью курсовой работы явилось изучение семиотики в белорусском искусстве на примере архитектуры. исходя из цели работы были определены следующие задачи:
- рассмотреть значение семиотики в архитектуре;
- проанализировать символическое значение архитектуры в истории белорусской культуры;
- дать оценку семиотики архитектурного наследия Республики Беларусь.
Объект курсовой работы - архитектурное наследие Беларуси.
Предмет курсовой работы - символическое значение архитектуры.
В работе были использованы общелогические методы и приемы исследования: анализ и синтез, абстрагирование, идеализация, системный подход, анализ документов - качественный и количественный (контент-анализ).
Исходя из цели и задачей курсовая работа состоит из введение, основной части, включающей три главы, заключения и списка использованных источников и литературы.
В ходе написания работы были изучены источники по различным дисциплинам: культурология, семиотика, туризм, историко-культурное наследие, архитектура, музееведение. Это дает право утверждать, что работа носит междисциплинарный характер.

ГЛАВА 1 ЗНАЧЕНИЕ СЕМИОТИКИ В АРХИТЕКТУРЕ

С позиций семиотической концепции культура в целом рас­сматривается как знаково-символическая система; специфиче­ский надындивидуальный механизм хранения, передачи и вы­работки текстов культуры, содержащих идеи, идеалы, нормы, ценности, представления, знания, религиозные верования и дру­гие компоненты культурного опыта социальной, этнической или национальной общности. Иными словами, культура представля­ется как коллективная память, цель которой - трансляция ин­формации от поколения к поколению. К основным формам куль­туры, служащим для реализации данной цели, можно отнести артефакты, знаковые системы и модели поведения [9, с. 46].
Среди множества потребностей человека есть одна, резко отли­чающая его от животных, - потребность в символизации. Человек живет не просто в физической среде, он живет в символической вселенной. Мир смыслов, в котором он жил на заре своей истории, задавался ритуалами. Ритуальные действия выступали как симво­лы, знание которых определяло уровень овладения культурой и социальную значимость личности. Следовательно, уже с самого начала их появления и до сих пор символы не существуют сами по себе, а являются продуктом человеческого сознания. Человек как микрокосм создает образ, картину, символ макрокосма - мира [16, с. 95].
С точки зрения языка культуры, каждый художест­венный образ является формой символического. И в этом смысле нет необходимости всякий раз подчеркивать данное обстоятельст­во терминологически. Достаточно иметь в виду, что художествен­ный образ в определенном отношении является символом. Однако есть такие художественные образы, которые принято называть символами эпохи. В данном случае речь идет не о символической природе образа, не о семиотическом аспекте образа, а о степени художественного совершенства. Далеко не всякий образ дотягива­ет до степени символа-образа. Художественный символ-образ (для простоты будем называть его художественный символ) - это квинтэссенция художественного образа, высшее мыслимое его ка­чество. Вся характеристика образа применима к такому символу, только в превосходной степени. Попросту говоря, художествен­ный символ синонимичен понятию шедевр. А шедевр - это уни­версальное решение универсальной, вечной темы в предельно индивидуальной форме. Будем считать художественный символ знаком совершенства и метой эпохи.
Наиболее емкой, универсальной формой выражения всего содержательного богатства культуры, формой лаконичной и вме­сте с тем семантически неисчерпаемой, является художественный символ. Искусство - образный портрет культуры, а значит - целостный ее портрет. Художественный символ выступает своеоб­разной единицей целостности культуры. Вполне логично было бы рассматривать духовную культуру сквозь призму художественного символа. Однако основные символы - не очевидны. Необходима методология отбора художественных образов и наделение их ста­тусом художественного символа. А отбор такой возможен, опять же, в свете концепции, а не в свете какой-то абсолютной очевид­ности [3, с.27-28].
Символ - это пароль культуры. Она выражает себя во множе­стве символов, которые имеют информационную, эмоциональную, экспрессивную выразительность. Символизация позволяет закоди­ровать произведение культуры, которое воспринимается через об­разное постижение, интуитивное понимание, ассоциативное мыш­ление, эстетическое сопереживание. В культуре существует система символов, которая изучается как специфический код культуры.
Сам процесс символизации оказывается главным средством культуры. Все ее формы, по сути дела, - своеобразная иерархия символических кодов. С помощью символизации можно выделять специфику локальных культур. Структурализм позволил выявить базовые механизмы и структурные основания символической дея­тельности. В истории европейской культуры рождались художест­венные направления, которые исходили из верховенства символа как языка искусства [7, с. 91].
Язык архитектуры своеобразен. Она более всех искусств связана с повседневными потребностями бытия человека, но для воплощения его идей, умонастроений переживаний использует наиболее иносказательный язык. Одним из самых древних и очевидных способов организаций архитектурной формы явилась симметрия или асимметрия. Как установили естествоиспытатели, сила ее воздействия также как и восприятие глубины и объемности формы, обусловлена спецификой зрительного аппарата человека - бинокулярностью его зрения, парной работой больших полушарий мозга, бипедализмом (двуногостью, вертикальность» хождения), симметрией и парностью человеческого тела. Всё это интуитивно ощущалось и по-своему осмысливалось еще и древности; В памятниках культуры древней Евразии выяв­лено множество типов симметрии и асимметрий, применяемых в разнообразных архитектонических композициях. Не менее важен и ритм в создании произведения зодчества. Как пра­вило он выражает различные динамические явления: с одной стороны - динамику жизненных процессов, с другой - ди­намику творчества, создания архитектурных форм.
Чаще всего главным средством архитектуры считается объем. Существует множество вариантов объемов и их зна­чений: распластанный объем воспринимается как приземис­тый; вертикально суженный как стройный; кубический как самый устойчивый, вечный. Многообразие объемов и их соот­ношение создают величавые или изящные, торжественные или прозаичные, мрачные или радостные архитектурные фор­мы.
Не менее важны в архитектуре пропорции им порой при­дается первенствующее значение. Даже, талант зодчего оце­нивается в меру присущего ему чувства пропорций, умения находить гармоничные соотношения отдельных, частей, их со­гласие с целым, тонко и выразительно их разрабатывать. Очень многое в архитектуре строятся также на применении контрастов. Сопоставления резко отличающихся друг от дру­га форм (легких и тяжелых и т. д.) дают значительный худо­жественный эффект.
Трудно переоценить значение силуэта архитектурного со­оружения, особенно в тех случаях, когда оно выступает над другими, соседними, играющими определенную роль в архитектурном ансамбле. Масштабы сооружений, целостность или раздробленность всех частей, цвет здания, фактура поверх­ности материалов также являются выразительными средствами архитектуры. Нельзя не отметить роль «частных» архи­тектурных форм в создании художественного образа. Орга­нические (окна, двери, балконы, колонны, лоджии, ворота, грады и др.) и дополнительные (капители, лопатки, каннелюры, маскароны и т. п.) архитектурные детали позволяют уточнить масштабы, пропорции, подчеркнуть ритмические пассажи, организовать единство частей. Они призваны обога­щать здания и ансамбли в пластическом отношении, повышать степень их художественной выразительности.
«Прочтение» языка архитектурной формой зависит от культурного содержания эпохи, особенностей национальной художественной культуры. Генетически сложившиеся, врождённые денные способы восприятия структурных закономерностей мира, претворенных в архитектурные системы, «пропускаются» через «фильтры» ценностных ориентации, принятых в той или иной культуре. Поэтому одна и та же информация, заложенная в архитектурном образе, может интерпретироваться по-разному. Обычно предпочтение оказывается тем формам или системам форм, впечатление от которых оценивается каш положительное: «гармония», «величие», «порядок», «свобода да», «человечность» и др. В одном культурном контексте архитектурная форма, принятая в качестве идеала, может оцениваться противоложным образом. Например, строгая упорядоченность как скука, свободная асимметричность как хаос, а лирическая человечность как «мещанство» [18, с. 72-73].
Архитектура, благодаря ее близости к материальным структурам и емкости общего эмоционального и интеллектуального содержания выступает как базис художественно) культуры эпохи и народа, она выражает их характер. В архитектуре могут воплощаться такие ценности культуры как гуманизм, оптимизм, народность, патриотизм, величие, свобода. Она моделирует не индивидуальный лик событий и человека во всей их конкретности, единичности, а наиболее широко «обобщенную поэтическую информацию. Язык архитектуры близок к языку музыки и танца, поэтому ее называют «застывшей музыкой» (Гоголь). Он основан на предельно широком обобщении объёмно-пространственных, ритмических цветовых отношений материального мира и поэтому способен выражать абстрактные идеи, общие настроения, душевны состояния. Архитектурный образ несет в себе ........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аб ахове гiсторыка-культурнай спадчыны Рэспублiкi Беларусь: Закон Рэспублiкi Беларусь 9 студзеня 2006 г. N 98-З (у рэд. ад 8 мая 2012 г. № 374-З) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2015.
2. Дзяржаўная праграмма "Замкi Беларусi" на 2012 - 2018 гады: зацв. пастановай Савета Міністраў Рэсп. Беларусь, 6 студзеня 2012 г., № 17 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2015.
3. Андреев, А.Н. Культурология. Личность культура / А.Н. Андреев. - Мн.: Дизайн ПРО, 198. - 160 с.
4. Барт, Р. Система Моды; Статьи по семиотике культуры / Ролан Барт. - М.: Издательство им. Сабашниковых, 2004. - 511 с.
5. Бриски-Узелац, С. Семиотический концепт вещи в массовой культуре / С. Бриски-Узелац // Концепт вещи в славянских культурах. - М.: ИС РАН, 2012. - С. 357-365.
6. Гайдукевич, Л.М. Культурный туризм: теория и практика / Л.М. Гайдукевич. - Минск: издательство «Четыре четверти», 2013. - 192 с.
7. Гуревич, П.С. Культурология: элементарный курс: Учеб. пособие. - М.: Гардика, 2003. - 336 с.
8. Дранкевич, О.Г. Историко-культурное наследие малых городов Беларуси / О.Г. Дранкевич // Нарысы гісторыі Беларусі. У 4 т. Т. 2. Культура гарадоў Х - пачатку ХХ ст. / А.І. Лакотка [і інш]; навук. рэд. А. І. Лакотка. - Мінск: Беларуская думка, 2014. - С. 63-92.
9. Захаревич, О.Д. Прочтение символа в белорусской культуре / О.Д. Захаревич // Інтэрпрытацыя сімвала ў нацыянальнай культуры: XXXIX навук. канф. студ., магістр. i acпip. Беларус. дзярж. ун-та культуры i мастацтваў (26 сак. 2014 г.): зб. навук. арт. / М-ва культуры Рэсп. Беларусь, Беларус. дзярж. ун-т культуры i мастацтваў ; рэдсавет: В.Р.Языковіч (старш.) [i інш.]. -Мінск: БДУКМ, 2015. - С. 46-49.
10. Захарчанка, Ю.Ю. Сучасная архітэктура Беларусі: эвалюцыя мастацкіх вобразаў у сусветным кантэксце / Ю.Ю. Захарчанка; Нац. акад. навук Беларусі, цэнтр даслед. беларус. культуры, мовы і літ. - Мінск: Беларуская навука, 2014. - 371 с.
11. Иконникова, С.Н. История культурологических теорий. - 2-е изд. перераб. и доп. / С.Н. Иконникова. - Спб.: Питер, 2005. - 474 с.
12. Культурология: учебное пособие / З.А. Неверова [и др.] / под ред. науч. ред. А.С. Неверова. - 2-е изд., испр. - Мн.: Выш. Шк., 2005. - 368 с.
13. Локотко, А.И. Архитектурное наследие Беларуси (развитие традиций, охрана, реставрация) / А.И. Локотко. - Мн.: ИООО «Право и экономика», 2004. -304 с.
14. Лотман, Ю.М. Об искусстве / Вступ. ст. Р.Г. Григорьева, С.М. Даниэля. - Спб.: Искусство, 1998. - 702 с.
15. Макаров, В.В. Избранное: Язык. Семиотика. Культура / В.В. Макаров. - Минск: МГЛУ, 2014. - 235 с.
16. Маслова, В.А. Лингвокультурология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Маслова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 208 с.
17. Новицкая, А.В. Музеефикация историко-культурных ценностей Республики Беларусь в свете международной политики в области охраны культурного наследия / А.В. Новицкая // Працы гістарычнага факультэта БГУ. -2013. -Вып. 8. - С. 84-94.
18. Основы теории художественной культуры: Учебное пособие / Под общей редакцией Л.М. Мосоловой. - Спб.: Издательство «Лань», 2001. - 288 с.
19. Почепцев, Г.Г. Семиотика / Г.Г. Почепцев. - 2-е изд., стереотипное. - М.: СмартБук, 2009. - 430 с
20. Семиотика теоритические вопросы и практические задания: методические рекомендации / авт.-сост. А.Е. Окенчук. - Витебск, ВГУ, 2013. - 53 с.
21. Славина Т. А. Архитектура как феномен культуры / Т.А. Славина // Искусство в системе культуры. Л.: Наука, 1987. - С. 142-148.
22. Соколова, О.М. Культурная память в пространстве Минска: городские символы в современных художественных практиках / О.М. Соколова // Інтэрпрытацыя сімвала ў нацыянальнай культуры: XXXIX навук. канф. студ., магістр. i acпip. Беларус. дзярж. ун-та культуры i мастацтваў (26 сак. 2014 г.): зб. навук. арт. / М-ва культуры Рэсп. Беларусь, Беларус. дзярж. ун-т культуры i мастацтваў ; рэдсавет: В.Р.Языковіч (старш.) [i інш.]. -Мінск: БДУКМ, 2015. - С. 170-180.
23. Сташкевіч, А. Музеефікацыя гісторыка-культурнай спадчыны: сацыялагічны, мзеялагічны i канцэптуальны аспекты / А. Сташкевіч // Нясвіжскі палац Радзівілаў: гісторыя, новыя даследванні. Вопыт стварэння палацавых экспазіцый: матэрыялы l-й міжнар. навук.-практ. канф., Нясвіж, 20 кастр. 2009 г. / Нац. гіст.-культ. музей-запаведнік «Нясвіж»; рэдкал.: В. А. Сталярчук [i інш.]. Нясвіж, 2010. - С. 242-249.
24. Стурейко, С.А. Антропология архитектурного наследия: взгляд на Беларусь / С.А. Стурейко. - Мн.: Юнипак, 2010. - 184 с.
25. Трусаў, А. Кароткая гісторыя архітэктуры Беларусі / А.Трусаў. -Мінск: Харвест, 2015. - 464 с.
26. Успенский, Б.А. Семиотика искусства. - М.: Шк. «Яз. рус. культуры», 1995. - 357 с.
27. Чепайтене, Р. Культурное наследие в глобальном мире / Р. Чепайтене. - Вильнюс: Европейский гуманитарный университет; Институт истории Литвы, 2010. - 295 с.
28. Шамрук, А.С. Традиция в проектных стратегиях современной архитектуры / А.С. Шамрук; Нац. акад. наук Беларуси, Центр исслед. белорус. языка и лит. - Минск: беларуская навука, 2014. - 297 с.


Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.